МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная система региона специализации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_КиКЯ-234-2018
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст. преподаватель Н.С. Юферова

Рецензент(ы):
к.и.н., доц. Т.Г. Гребенникова

Рабочая программа дисциплины
Социальная система региона специализации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 - Зарубежное регионоведение (уровень бакалавриат) утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2015 г. № 202.

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 24.04.2018 протокол № 2.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доц. Д.А. Глазунов


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой к.и.н., доц. Д.А. Глазунов


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины «Социальная система региона специализации» - сформировать у студентов целостное представление о социальной системе КНР

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 способность учитывать характер исторически сложившихся социально-экономических, политических и правовых систем при рассмотрении особенностей политической культуры и менталитета народов региона специализации
ОПК-11 способность выделять основные параметры и тенденции социального, политического, экономического развития стран региона специализации
ПК-10 готовность вести учебно-вспомогательную и учебно-организационную работу в образовательных организациях высшего образования
ПСК-1 способность описывать и анализировать общественно-политические, внешнеполитические, экономические, правовые реалии Китая на китайском и русском языках
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные аспекты социальной системы КНР
3.2.Уметь:
3.2.1.оперировать научно – понятийными и категориальным аппаратом по данному курсу
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.приемами и навыками сбора, обработки и хранения информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социальная стратификация КНР: причины трансформации
1.1. Традиционная структура китайского общества. Переход к рыночным реформам в Китае в 80-е гг. ХХ в. и его последствия для трансформации социальной стратификации. Увеличение численности населения страны, внутренняя миграция, процессы урбанизации, диспропорции в развитии города и села как главные факторы изменения социальной структуры китайского общества. Имущественная дифференциация. Особенности формирования «класса предпринимателей». Чиновники и бизнес, «чиновная коммерциализация». Оформление «среднего класса». Государственные функционеры как «особая социальная общность». Лекции 8 4 ОПК-6, ОПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.2. Социальная стратификация КНР: причины трансформации Практические 8 2 ОПК-6, ОПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.3. Социальная стратификация КНР: причины трансформации Сам. работа 8 6 ОПК-6, ОПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Социальные проблемы и политика государства в области предоставления социальных прав и гарантий.
2.1. Социальные проблемы и политика государства в области предоставления социальных прав Практические 8 2 ОПК-6, ОПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.2. Основные цели реформы системы социального обеспечения в КНР. Главные направления реформы социального обеспечения – четыре уровня социальной защиты: социальная помощь, социальное страхование, «социальное благосостояние», «социальная забота». Реформа пенсионного страхования. Закон 1997 г. «О формировании единой системы пенсионного страхования на предприятиях». Сочетание в пенсионном страховании «индивидуальных» и «общественных» счетов. Реформа страхования по безработице. Медицинская реформа Лекции 8 4 ОПК-6, ОПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.3. Социальные проблемы и политика государства в области предоставления социальных прав Сам. работа 8 6 ОПК-6, ОПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Национальная политика КНР.
3.1. Этническая стратификация и расселение народностей Синьцзяна, Тибета и других автономных районов. Основные этапы и направления национальной политики центрального правительства Китая в автономных районах. Нормативно-правовая база национальной политики КНР. Закон «О районной национальной автономии» 1984 г. «Китаизация» национальных автономий и иммиграционная политика государства, ассимиляция и аккультурация национальных меньшинств, ограничение их рождаемости. Политика государства в области образования в национально-автономных районах, проблема распространения китайского языка, социальная политика. Национально-освободительная борьба национальных меньшинств Китая как результат малой эффективности национальной политики центрального правительства КНР. Лекции 8 4 ОПК-6, ОПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.2. Национальная политика КНР. Практические 8 2 ОПК-6, ОПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.3. Национальная политика КНР. Сам. работа 8 6 ОПК-6, ОПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Социальные проблемы и политика государства в области предоставления социальных прав.
4.1. Экономические реформы и обострение социальных противоречий в КНР на современном этапе. Основные цели и задачи реформы системы социального обеспечения. Основные направления реформы системы социального обеспечения: реформирование системы страхования, пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания и страхования по безработице Лекции 8 6 ОПК-6, ОПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
4.2. Социальные проблемы и политика государства в области предоставления социальных прав Практические 8 4 ОПК-6, ОПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
4.3. Социальные проблемы и политика государства в области предоставления социальных прав Сам. работа 8 6 ОПК-6, ОПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
4.4. Социальные проблемы современного Китая. Сам. работа 8 6 ОПК-6, ОПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
4.5. Особенности развития социальной политики Китая в городе Сам. работа 8 6 ОПК-6, ОПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
4.6. Государственная политика КНР в области образования. Практические 8 2 ОПК-6, ОПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
4.7. Государственная политика КНР в области образования. Сам. работа 8 6 ОПК-6, ОПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
4.8. Демографическая политика в КНР. Практические 8 2 ОПК-6, ОПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
4.9. Демографическая политика в КНР. Сам. работа 8 6 ОПК-6, ОПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
4.10. Религиозная политика в КНР Практические 8 2 ОПК-6, ОПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
4.11. Проблемы экологической безопасности в КНР Практические 8 2 ОПК-6, ОПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
4.12. Религиозная политика в КНР Сам. работа 8 6 ОПК-6, ОПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
4.13. Проблемы экологической безопасности в КНР Сам. работа 8 6 ОПК-6, ОПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
4.14. Подготовка к итоговой аттестации Сам. работа 8 12 ОПК-6, ОПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Реформирование системы пенсионного обеспечения
2. Суть реформ медицинского страхования
3. Основные этапы религиозной политики
4. Перечислите проблемы, возникшие перед Китаем в результате перенаселения страны
5. Дайте оценку событиям, имевшим место в Тибете в 2008, накануне открытия Олимпийских игр в Пекине
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. В. Анисимова [и др.] История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л1.2 Холостова Е.И. - Отв. ред., Климантова Г.И. - Отв. ред. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ланцов С. А. ПОЛИТОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Ю. А. Лысенко Политическая система и культура КНР [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://russian.people.com.cn/
Э2 www.chinaconsulate.khb.ru/rus/
Э3 http://china.kulichki.com/
Э4 www.asia-china.ru/
Э5 http://russian.china.org.
Э6 «Доступная Азия» - http://access-asia.ru/polit.html
Э7 Социально- политическая система КНР (Регионоведение Китая) - http://belca.islu.ru/course/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.