МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Историко-культурное наследие Алтая

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план51_03_04_Музеология-4-2018
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 100
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 100 100 100 100
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.и.н., профессор А.Л. Кунгуров

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент И.И. Назаров

Рабочая программа дисциплины
Историко-культурное наследие Алтая

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 072300 музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (квалификация (степень) «бакалавр») Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. №810

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 24.04.2018 протокол № 2.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель - сформировать навыки изучения и анализа ключевых объектов культурного наследия Алтая, их истории и современного состояния и использования, что необходимо для осуществления профессиональной деятельности в сфере сохранения наследия и его современного использования в экскурсионно-туристической практике региона
Задачи курса:
– сформировать представление об основных выдающихся объектах историко-культурного наследия Алтая.
– освоить содержание ключевых понятий по историко-культурному наследию.
– уяснить принципы формирования Списка объектов историко-культурного наследия.
– изучить содержание основных документов по охране культурного наследия на федеральном и региональном уровнях.
– знать специфику возникновения и развития объектов историко-культурного наследия Алтая.
– уметь использовать историко-культурную информацию по Алтаю в образовательной, научно-исследовательской, музейной, туристической и других видах общественной деятельности.
– уметь произвести оценку историко-культурного значения объектов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способность к оформлению результатов научных исследований: научных отчетов, обзоров, аналитических справок и пояснительных записок
ПК-7 способность выполнять все виды работ, связанных с учетом музейных коллекций, объектов культурного и природного наследия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о ключевых объектах культурного наследия Алтая, их истории и современном состоянии и использовании
3.2.Уметь:
3.2.1.Знать:
- содержание ключевых понятий по историко-культурному наследию;
- принципы формирования Списка объектов историко-культурного наследия.
- содержание основных документов по охране культурного наследия на федеральном и региональном уровнях
Уметь
- уметь использовать историко-культурную информацию по Алтаю в образовательной, научно-исследовательской, музейной, туристической и других видах общественной деятельности;
- уметь произвести оценку историко-культурного значения объектов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- работы при составлении документации на памятник истории и культуры;
- оценки значимости объектов культурного наследия региона

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Археологическое наследие Алтая
1.1. Наследие охотников и рыболовов каменного века Лекции 7 2 ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Исследователи древней истории Алтая. Важнейшие археологические открытия. Сам. работа 7 8 ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Исследователи древней истории Алтая. Важнейшие археологические открытия. Практические 7 2 ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Наследие древних скотоводов и металлургов Лекции 7 2 ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Культура афанасьевских племен. Березовая Лука – начало эпохи металла. Древние росписи Каракола. Золото андроновских племен. Сам. работа 7 8 ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Культура афанасьевских племен. Березовая Лука – начало эпохи металла. Древние росписи Каракола. Золото андроновских племен. Практические 7 2 ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.7. Мир кочевников Алтая Лекции 7 2 ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.8. Царские курганы Алтая. Алтай в эпоху «Великого переселения народов».Памятники периода Золотой Орды. Сам. работа 7 8 ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.9. Царские курганы Алтая. Алтай в эпоху «Великого переселения народов».Памятники периода Золотой Орды. Практические 7 2 ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Серебряное ожерелье России
2.1. Освоение горнорудных месторождений Алтая. Лекции 7 2 ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Первые рудознацы. Акинфий Демидов. Колывано-Воскресенский завод Сам. работа 7 8 ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Первые рудознацы. Акинфий Демидов. Колывано-Воскресенский завод Практические 7 2 ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Наследие русских переселенцев и старожилов Лекции 7 2 ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. Исследователи Алтая. Академические экспедиции XVIII в. Сам. работа 7 8 ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.6. Исследователи Алтая. Академические экспедиции XVIII в. Практические 7 2 ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.7. Наследие коренных народов Алтая Лекции 7 2 ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.8. Бухтарминцы: особенности формирования и культуры. Сам. работа 7 6 ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.9. Бухтарминцы: особенности формирования и культуры. Практические 7 2 ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Наследие городов и сел Алтая
3.1. Столица заводского края. Барнаул. Лекции 7 2 ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Барнаульский завод Сам. работа 7 6 ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Барнаульский завод Практические 7 2 ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.4. Окно в Азию. Бийск. Лекции 7 2 ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.5. Архитектурные памятники г. Бийска. Сам. работа 7 6 ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.6. Архитектурные памятники г. Бийска. Практические 7 2 ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.7. Драгоценный исток. Змеиногорск. Лекции 7 2 ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.8. Колывань – камнерезная. Сам. работа 7 6 ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.9. Колывань – камнерезная. Практические 7 2 ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.10. Благородный камень. Колывань. Лекции 7 2 ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.11. Памятники истории и культуры г.Змеиногорска. Сам. работа 7 6 ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.12. Памятники истории и культуры г.Змеиногорска. Практические 7 2 ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.13. Памятники истории и культуры г. Славгорода. г. Камень-на-Оби. Памятники истории и культуры Рубцовска Сам. работа 7 6 ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.14. Памятники истории и культуры г. Славгорода. г. Камень-на-Оби. Памятники истории и культуры Рубцовска Практические 7 2 ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.15. Культурное наследие Белокурихи. Сам. работа 7 6 ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.16. Культурное наследие Белокурихи. Практические 7 2 ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.17. Родина В.М. Шукшина - с. Сростки. Сам. работа 7 6 ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Калейдоскоп культурной жизни
4.1. Музеи и галереи Алтая Сам. работа 7 4 ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.2. Театральная и музыкальная жизнь. Сам. работа 7 4 ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.3. Церкви, монастыри и храмы Алтая Сам. работа 7 4 ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
МОДУЛЬ I
АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ АЛТАЯ

1. Исследователи древней истории Алтая.
2. Важнейшие археологические открытия.
3. Уникальные памятники каменного века - Улалинка, Денисова пещера.
4. Древнейшие погребальные комплексы – Большой Мыс, Усть-Иша, Солонцы.
5. «Писанные камни» Алтая.
6. Культура афанасьевских племен.
7. Березовая Лука – начало эпохи металла.
8. Древние росписи Каракола.
9. Золото андроновских племен.
10. Царские курганы Алтая – Пазырык, Башадар, Сентелек, Бугры.
11. Алтай в эпоху «Великого переселения народов».
12. Тюрские каганаты. Племена сросткинцев.
13. Памятники периода Золотой Орды.

МОДУЛЬ II
СЕРЕБРЯНОЕ ОЖЕРЕЛЬЕ РОССИИ

14. Первые рудознацы. Акинфий Демидов.
15. Колывано-Воскресенский завод
16. Барнаульский завод
17. Ново-Павловский завод
18. Нижне-Сузунский завод
19. Машина И.И. Ползунова
20. Изобретения П.К. Фролова
21. Исследователи Алтая. Академические экспедиции XVIII в.
22. Русские крепости и первые поселения русских на Алтае.
23. Бухтарминцы: особенности формирования и культуры.
24. Материальная культура русских Алтая.
25. Поселения и усадьбы. Одежда. Пища. Календарная обрядность.
26. Северные и южные алтайцы: особенности культуры и быта.
27. Традиционная культура коренных таежных групп Алтая.
28. Традиционная культура южных алтайцев.

МОДУЛЬ III
НАСЛЕДИЕ ГОРОДОВ И СЕЛ АЛТАЯ

29. Архитектурные памятники г. Барнаула.
30. Монументальные памятники г. Барнаула.
31. Памятники деревянного зодчества г. Барнаула.
32. Архитектурные ансамбли, площади и скверы г. Барнаула
33. Архитектурные памятники г. Бийска.
34. Монументальные памятники г. Бийска.
35. Памятники деревянного зодчества г. Бийска.
36. Архитектурные ансамбли, площади и скверы г. Бийска
37. Памятники истории и культуры г.Змеиногорска.
38. Колывань – камнерезная.
39. Памятники истории и культуры г. Славгорода.
40. Культурное наследие г. Камень-на-Оби
41. Памятники истории и культуры Рубцовска
42. Культурное наследие Белокурихи.
43. Родина В.М. Шукшина - с. Сростки.

МОДУЛЬ IV
КАЛЕЙДОСКОП КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ

44. Музеи и галереи Алтая
45. Краевая библиотека им. Шишкова
46. Театральная и музыкальная жизнь Алтая.
47. Церкви, монастыри и храмы Алтая.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов
1. Дайте характеристику открытия месторождений полиметаллических руд на Алтае. Первые рудознацы. Акинфий Демидов.
2. Горно-металлургические предприятия: Колывано-Воскресенский, Барнаульский, Ново-Павловский, Нижне-Сузунский завод.
3. Машина И.И. Ползунова.
4. Изобретения П.К. Фролова.
5. Исследователи Алтая. Академические экспедиции XVIII в.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

Задание: Выберите один из памятников архитектуры Барнаула, составьте сообщение и презентацию (памятники не должны повторяться, в противном случае оба выступления в зачет не пойдут).
1. Охарактеризуйте монументальные памятники Барнаула
2. Памятники деревянного зодчества Барнаула.
3. Архитектурные ансамбли, площади и скверы Барнаула
4. Охарактеризуйте Архитектурные памятники Бийска
5. Монументальные памятники Бийска
6. Памятники деревянного зодчества Бийска
7. Архитектурные ансамбли, площади и скверы Бийска
8. Памятники истории и культуры г.Змеиногорска
9. Колывань – камнерезная.
10. Памятники истории и культуры г. Славгорода.
11. Культурное наследие г. Камень-на-Оби
12. Памятники истории и культуры г. Рубцовска
13. Памятники истории и культуры г. Алейска
14. Культурное наследие Белокурихи.
15. Родина В.М. Шукшина – с. Сростки.
16. Родина Германа Титова – с. Полковниково.
17. Алтайский государственный краеведческий музей – старейший музей Сибири.
18. Бийский государственный краеведческий музей.
19. Государственный художественный музей Алтайского края.
20. Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая.
21. Краевая библиотека им. Шишкова.
22. Первый театр Барнаула – Алтайский краевой театр драмы им. В.М. Шукшина.
23. Государственная филармония Алтайского края.
24. Оркестр Сибирь.
31. Алтайский государственный театр музыкальной комедии.
32. Внестроительные аспекты возведения храмов.
33. Классификация церквей на основе архивных документов.
34. Факторы, влиявшие на процессы храмостроительства.
35. Структуры и ведомства, участвовавшие в организации и строительстве церквей и их взаимодействие.
36. Этапы и техника строительства.
37. Некоторые особенности строительства деревянных храмов.

Определение понятия

Определите понятия из предложенного перечня:
Историко-культурное наследие –
Нематериальное культурное наследие –
Памятник монументального искусства –
Памятник истории –
Памятник археологии -
Памятник науки и техники
Материальная культура –
Духовная культура –

Контрольные вопросы по лекциям

1. Какие памятники археологии являются древнейшими на Алтае, как они датируются?
2. В чем особенность археологических памятников эпохи неолита на Алтае?
3. Какие достижения в технологи были внедрены и использованы в бронзовом веке на Алтае?
4. Перечислите археологические культуры раннего железного века Алтая, в чем их сходство и отличие?

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Степанская Т.М. Культовое зодчество Алтая (XVIII - нач. XX вв.) : учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л1.2 авт.-сост. С.П. Грушин, И.И. Назаров Историко-культурное наследие Алтая: учеб.-метод. комплекс для студентов бакалавриата Изд-во АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Степанская Т.М., Черняева И.В. Экономика и культура: учебное пособие Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л2.2 Степанская, Тамара Михайловна Архитектура городов Алтая – наследие России : Монография Изд-во АлтГУ, 2016 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3369
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://archaeology.asu.ru/
Э2 http://www.ded-altai.ru/history/arkheologija/
Э3 http://altai-tourist.ru/altai/memorials/
Э4 http://уймон.рф/exhibitions/archaeology/
Э5 http://www.althisto.ru/
Э6 http://new.hist.asu.ru/
Э7 http://www.altairegion22.ru/territory/history/
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.
16бМ лаборатория междисциплинарных исследований археологии Западной Сибири и Алтая – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель; рабочее место преподавателя; научное оборудование: микро-РФА спектрометр с функцией сканирования предназначен для экспресс-анализа элементного состава археологических объектов от Na(11) до U(92); передвижной рентгенографический комплекс ПРДУ-02; электронный тахеометр Nikon Nivo 5.C – 3 шт.
16аМ лаборатория междисциплинарных исследований археологии Западной Сибири и Алтая – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель; рабочее место преподавателя; научное оборудование: муфельная печь SNOL 3/1100; шкаф вытяжной для муфельных печей ЛАБ-800 ШВп; электронный микроскоп МБC-10 – 3 шт.; микроскоп стереоскопический для лабораторных исследований Stemi 2000C с принадлежностями; геофизическое оборудование – система градиентометра 4 канала на базе FOERSTER FEREX 4.032 DLG GPS

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении литературы, подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к экзамену по дисциплине и затем - государственному экзамену. Выступление на занятии следует продумать, подготовить заранее.
По вопросам пропущенных занятий студент готовится самостоятельно, демонстрирует результаты в устной или письменной форме (реферат, оформленный с указанием использованной литературы) преподавателю на консультации.
При подготовке письменных работ следует использовать дополнительную литературу.
При подготовке индивидуальных презентаций необходимо использовать ресурсы сети Internet.