Закреплена за кафедрой | HЕT (реорганизована) 53 |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.01. Зарубежное регионоведение |
Профиль | Китай и китайский язык |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_01_КиКЯ-234-2018 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 13 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 108 | 108 | 108 | 108 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании
кафедры
HЕT (реорганизована) 53
Протокол от 30.06.2017 г. № 8
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., к.с.н., доцент
1.1. | сформировать представление о современной социальной организации и социальном развитии общества, о социальном взаимодействии и социальных отношениях, о методах социологического исследования; умении проанализировать социальные последствия своей профессиональной деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-9 | владение основами социологических методов (интервью, анкетирование, наблюдение), готовность принять участие в планировании и проведении полевого исследования в стране (регионе) специализации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основы социологических методов (интервью, анкетирование, наблюдение), как планировать и проводить полевое исследование в стране (регионе) специализации. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | планировать и проводить полевое исследование в стране (регионе) специализации, используя основы социологических методов (интервью, анкетирование, наблюдение). |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками планирования и проведения полевого исследования в стране (регионе) специализации, использования социологических методов (интервью, анкетирование, наблюдение). |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Социология как наука | ||||||
1.1. | Условия и предпосылки возникновения и развития социологического знания. | Лекции | 7 | 2 | ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.2. | Условия и предпосылки возникновения и развития социологического знания. | Практические | 7 | 2 | ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.3. | Условия и предпосылки возникновения и развития социологического знания. | Сам. работа | 7 | 10 | ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.4. | Научный статус социологии | Лекции | 7 | 4 | ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.5. | Научный статус социологии | Практические | 7 | 2 | ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.6. | Научный статус социологии | Сам. работа | 7 | 10 | ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.7. | Социологические теории и школы | Лекции | 7 | 4 | ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.8. | Социологические теории и школы | Практические | 7 | 2 | ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.9. | Социологические теории и школы | Сам. работа | 7 | 10 | ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.10. | Основные направления исследований и отрасли современного социологического знания | Лекции | 7 | 4 | ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.11. | Основные направления исследований и отрасли современного социологического знания | Практические | 7 | 2 | ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.12. | Основные направления исследований и отрасли современного социологического знания | Сам. работа | 7 | 10 | ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.13. | Общество как социальная система | Лекции | 7 | 2 | ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.14. | Общество как социальная система. | Практические | 7 | 2 | ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.15. | Общество как социальная система. | Сам. работа | 7 | 12 | ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.16. | Методы социологического исследования | Практические | 7 | 2 | ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.17. | Методы социологического исследования | Сам. работа | 7 | 14 | ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.18. | Социальные общности и группы в социальной системе общества. | Практические | 7 | 2 | ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.19. | Социальные общности и группы в контексте необходимости толерантного восприятия социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий | Сам. работа | 7 | 14 | ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.20. | Социальные общности и группы в контексте необходимости толерантного восприятия социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий | Практические | 7 | 4 | ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.21. | Социальная структура, социальные явления и процессы современного общества | Сам. работа | 7 | 14 | ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.22. | Социальная структура, социальные явления и процессы современного общества | Лекции | 7 | 2 | ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.23. | Социология управления коллективом | Сам. работа | 7 | 14 | ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Социальное пространство и время человека и общества. Человеческое общество и его социальная история как объект изучения социологии. Основные концепции социологии. Огюст Конт – основоположник социологической науки. Объект и предмет социологии. Социологические парадигмы в их развитии и обновлении. Проблема исследования личности в социологии. Питирим Сорокин – выдающийся социолог России и США. Социологический анализ социальных явлений и процессов в современном обществе. Этапы эволюции социологического знания: личности, концепции, школы. Основные теории развития общества. Проблема полипарадигмальности в современном социологическом знании. Основные факторы и условия девиантного поведения в объективе современной социологии. Человек в трудовом коллективе: социологический анализ. Человек, индивид, личность – соотношение понятий. Социализация, ее назначение и этапы. Социология девиантного поведения (норма, отклонение, стигма). Уровни и отрасли социологического знания. Количественные и качественные методы социологического исследования: возможности и ограничения. Вклад классиков социологии в науку о праве. Право в социальной структуре общества. Социология девиаций. Роль права в обеспечении стабильности, согласия и консенсуса в обществе Социология и социологи на Алтае: прошлое и современность. Социальная стратификация и социальная дифференциация российского общества. Социологические знания о жизнедеятельности и роли современной семьи в обществе. Актуальные проблемы в правовой сфере современного российского общества. Религия как сфера духовной жизни: опыт социологического изучения. Социальная история России: особенности социологического анализа. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | А. Е. Хренов | Социология: учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2019 | www.biblio-online.ru |
Л1.2 | Латышева, В. В. | Социология: учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 | www.biblio-online.ru/book/DBA3D0FC-3AEF-4B45-B3A9-0F051A7D9289. |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Плаксин, В. Н. | Социология: учебное пособие для СПО | Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/4303452A-D6D2-4848-87CF-1F328A5ADD71 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Интернет-ресурсы | |||
Э2 | 1. www.lib.msu.su (Научная библиотека МГУ) | |||
Э3 | 2. www.public.ru (Публичная Интернет библиотека) | |||
Э4 | 3. www.isras.ru (Институт социологии РАН) | |||
Э5 | Электронные библиотечные системы: | |||
Э6 | 1. ЭБС издательства «Лань» - http://e.lanbook.com/ | |||
Э7 | 2. ЭБС «Университетская библиотека online» - http://www.biblioclub.ru/ | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) 2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. Лекция. На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. Самостоятельная работа. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. Итоговый контроль. Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры. В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |