МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История антропологических учений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планz51_03_04_Музеология-2-2018
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 161
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 161 161 161 161
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Тишкина Т.В.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История антропологических учений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (уровень бакалавриата). Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 июля 2016 г. №788

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 24.04.2018 протокол № 2.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель – знакомство с основными теоретическими направлениями научной антропологической мысли.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способность к оформлению результатов научных исследований: научных отчетов, обзоров, аналитических справок и пояснительных записок
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные термины антропологической науки и персоналии крупных российских и зарубежных антропологов.
3.2.Уметь:
3.2.1.Подготавливать пояснительные записки и отчеты по антропологической проблематике на основе современных достижений науки.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками изучения антропологической информации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Антропология как наука
1.1. Антропология как система научного познания Лекции 5 2 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.2. Понятийный аппарат социальной и культурной антропологии Сам. работа 5 10 ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. История антропологии
2.1. Историк и основные положения эволюционизма в антропологии Практические 5 2 ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. История антропологии: эволюционизм и диффузионизм Лекции 5 2 ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Функциональный анализ культуры Сам. работа 5 12 ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Историко-культурное направление в антропологии: диффузионизм и расизм Сам. работа 5 12 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.5. Истоки функционализма в антропологии Сам. работа 5 14 Л2.2, Л1.1
2.6. Личность и культура: взаимодействие концептов Сам. работа 5 14 ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.7. Структурализм К.Л. Стросса Практические 5 2 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.8. Истоки и основные черты постмодернистской антропологии Сам. работа 5 12 ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Современные проблемы антропологии
3.1. Основания и направления структурного анализа в антропологии Сам. работа 5 12 ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Модерн и постмодерн в антропологии Сам. работа 5 12 ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.3. Понятие культуры в современной антропологии Сам. работа 5 12 ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.4. Микродинамические тенденции в теоретической антропологии Сам. работа 5 14 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.5. Социальная значимость антропологического знания Сам. работа 5 12 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.6. Антропологические трактовки интеракции Сам. работа 5 13 ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.7. Концепция медиации в социально-культурных исследованиях Сам. работа 5 12 ПК-2 Л2.1, Л1.1
3.8. Интерпретация как антропологическая проблема Практические 5 2 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Концепции антропогенеза.
2. Сходства и различия человеческих обществ.
3. Основные темы в антропологии.
4. Факторы, обуславливающие развитие теоретической антропологии.
5. Предметная область и объекты изучения в антропологии.
6. Институциональный статус антропологии.
7. Динамика антропологии как социальной науки.
8. Основные различия в понимании культуры.
9. Морфология культуры.
10. Культура как совокупность искусственных объектов.
11. Культурная единица.
12. Межкультурные взаимодействия и коммуникации.
13. Культурно-коммуникативные процессы.
14. Культурная динамика.
15. Напряженности в культуре.
16. Классический эволюционизм, понятие эволюции в ранней антропологии.
17. Обусловленность эфолюции и направленность эволюционного процесса.
18. Неоэволюционизм: развитие и модификация классических идей.
19. Трактовки культурных сходств и различий.
20. Определение культурной диффузии.
21. Направленность диффузионистских исследований.
22. Идеология расизма.
23. Становление функционализма и функционалистская трактовка социокультурных универсалий.
24. Понятие «личность» в антропологии, условия формирования и развития личности.
25. Сопоставимость концептов «личность» и «культура».
26. Структуралистская трактовка культурных феноменов.
27. Динамические принципы и единицы структурного анализа.
28. Постмодернисткая реакция на процессы модернизации.
29. Понятие «культура» в современной антропологии: единицы изучения культуры.
30. Культура как контекст социальной активности.
31. Организации интеракции и динамика интерактивны процессов.
32. Медиация и артефакт, место артефакта в контексте представлений о культуре.
33. Артефакт в динамическом окружении, интегративные функции артефакта.
34. Теоретические истоки и становление концепции интерпретации в антропологии.
35. Теоретические основания и механизмы интерпретации.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
3. Определение понятия
Определите понятия из предложенного перечня:
АВУНКУЛАТ –
АККУЛЬТУРАЦИЯ –.
АССИМИЛЯЦИЯ –
АТАЛЫЧЕСТВО –
БИГМЕНЫ –
ИЗБЕГАНИЕ –
ИНИЦИАЦИИ –
ИНТЕГРАЦИЯ –
КАСТА –
КОНСОЛИДАЦИЯ –
КУВАДА–
ЛЕВИРАТ–
МАТРИЛИНЕЙНОСТЬ –
МАТРИЛОКАЛЬНОСТЬ –
МИКСАЦИЯ –
МОНОГАМИЯ –
НАЦИОНАЛИЗМ –
НАЦИЯ –
НЕОЛОКАЛЬНОСТЬ –
ОБРЯДЫ ПЕРЕХОДА –
ПАТРИЛИНЕЙНОСТЬ –
ПАТРИЛОКАЛЬНОСТЬ –
ПАТРОНИМИЯ –
ПЕРЕЖИТКИ –
ПОЛИАНДРИЯ –
ПОЛИГАМИЯ –
ПОТЛАЧ –
САМОСОЗНАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЕ –.
СОРОРАТ –.
ЭКЗОГАМИЯ –.
ЭНДОГАМИЯ–.
ЭТНИЧЕСКАЯ ГРУППА –
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Используя научный понятийный аппарат, дайте характеристику объектной и предметной области антропологии.
2. Используя знания по истории антропологических учений перечислите основные этапы в развитии антропологических теорий в России и за рубежом.
3. Назовите причины появления новых антропологических концепций, приведите примеры, иллюстрирующие эти процессы.
4. Используя дополнительную справочную информацию составьте биографии крупнейших антропологов XX столетия: Бронислава Малиновского, Клода Леви-Строса, Клиффорда Гирца .

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М. А. Козлова, А. И. Козлов Антропология: учебник и практикум для вузов Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/EFB028CA-0DDE-464E-A66C-2A24F7418501
Л1.2 Бажуков, В. И. Социальная и культурная антропология : учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/52565F7E-5B1C-419F-8E6A-C1213D5CCA24
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Клягин, Н.В. Современная антропология: учебное пособие М. : Логос // ЭБС «Университетская библиотека online», 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233781
Л2.2 Ванесян, А.С. Антропология: учебное пособие Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Инструкция по освоению электронного курса и правила балльно-рейтинговой системы оценивания
Электронный учебно-методический комплекс дисциплины (ЭУМКД) размещен на Едином образовательном портале АлтГУ.

ЭУМКД включает материалы, сгруппированные тематически по разделам курса. В ЭУМКД представлены планы семинаров, лекционные материалы с контрольными вопросами, практические задания, глоссарий, материалы (литература и интерактивные ссылки) для самостоятельного изучения. Темы пронумерованы и представлены в соответствующих разделах.

Лекции осваиваются студентами самостоятельно, переход от одной части лекции к другой осуществляется посредством ответа на контрольные вопросы. Максимальное количество баллов за лекции ‑ 20.

Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально в рамках тем семинарских занятий и направляются преподавателю. Оценка за каждое практическое задание выставляется по десятибалльной шкале. Максимальное количество баллов за практическиезадания ‑ 50.

Доступ к тестовым заданиям открывается преподавателем в определенные дни. Выполнение теста ограничено по времени. Каждый вопрос оценивается в один балл. Максимальное количество баллов за тест ‑ 30.

К устному экзамену допускаются студенты, которые выполняли практические и тестовые задания, но не набрали необходимого количества баллов.

Оценка также может быть выставлена по результатам полного освоения курса дистанционно. Каждый вид работы оценивается определенным количеством баллов. Студенты, набравшие от 85 до 100 баллов получают оценку "отлично". Студенты, получившие от 70 до 84 баллов, оцениваются "хорошо". Студенты, набравшие от 50 до 69 баллов, получают оценку "удовлетворительно".

Студенты, получившие 49 баллов и менее, получают "неудовлетворительно".



Вид работы

Максимальное число баллов

Критерии оценки

Лекции

20

Изучены материалы лекций, даны верные ответы на контрольные вопросы

Практическиезадания

50

умение искать и находить необходимую информацию, исходный материал, литературу, источники;
логичность построения хода и результатов выполнения работы;
качество содержания работы (его соответствие требованиям, присланные вовремя материалы, использование рекомендованной литературы, источников, сайтов);
качество оформления результатов работы;
умение использовать дополнительные возможности информационных технологий;
Тест

30

Даны верные ответы на вопросы теста

ИТОГО

100 баллов