МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Историческое краеведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план51_03_04_Музеология-4-2018
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 100
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 100 100 100 100
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Назаров И.И.;к.и.н., доцент, Тишкина Т.В.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Историческое краеведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (уровень бакалавриата). Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 июля 2016 г. №788

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 24.04.2018 протокол № 2.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является знакомство студентов с основами исторического краеведения. Курс рассматривается нами на основе региональных материалов Западной Сибири и Алтая.
Для достижения поставленной цели в курсе реализуются следующие задачи.
1. Знакомство с деятельностью исследователей региона с конца XIX до начала XXI веков.
2. Выявление основных групп источников исторического краеведения.
3. Методы работы с источниками.
4. Система организации сбора, хранения и изучения источников в музеях и архивах.
5. Преподавание исторического краеведения в школе и в вузе.
6. Основные формы краеведческой работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способность к оформлению результатов научных исследований: научных отчетов, обзоров, аналитических справок и пояснительных записок
ПК-7 способность выполнять все виды работ, связанных с учетом музейных коллекций, объектов культурного и природного наследия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.терминологию и основные понятия исторического краеведения; об основных источниках исследований в области исторического краеведения;
о специфике краеведческой формы работы в различных учреждениях науки и культуры; об этапах в изучении края;
о персоналиях ведущих краеведов
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать краеведческую литературу и источники;
проводить исследования по темам краеведения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.работы по интерпретации различных видов музейных источников, включения их в основные коллекции музеев, отражающие культурное и природное наследие;
навыками работы по учету таких коллекций и объектов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие исторического краеведения.
1.1. Краеведение как форма научного познания мира Лекции 7 6 ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.2. Источники исторического краеведения Практические 7 6 ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.3. Виды краеведческой работы Сам. работа 7 24 ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Краеведческая работа в образовательных учреждениях
2.1. Первые краеведческие организации и учреждения на Алтае Лекции 7 4 ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2
2.2. Вузовское краеведение и его особенности. Лекции 7 6 ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.3. Школьное краеведение и его особенности Практические 7 6 ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2
2.4. Кружковая краеведческая работа в школе Сам. работа 7 24 ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Исследователи Западной Сибири и Алтая
3.1. Исследователи Алтая в дореволюционную эпоху Лекции 7 4 ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2
3.2. Исследователи Алтая XX в. Практические 7 6 ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2
3.3. Современные исследователи-краеведы Сам. работа 7 26 ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Краеведческие организация и учреждения
4.1. Современные организации и учреждения краеведения на Алтае Практические 7 6 ПК-2, ПК-7
4.2. Краеведческие издания Сам. работа 7 26 ПК-2, ПК-7 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Историческое краеведение как учебная дисциплина, научное направление и общественное движение.
2. Предметно-объектная область исторического краеведения. Соотношение регио-нальной истории и исторического краеведения. Виды и уровни краеведения.
3. Исследователи Алтая конца XIX – середины XX веков.
4. Исследователи Алтая середины XX – начала XXI веков.
5. Источники исторического краеведения и их типология. Методы исследования.
6. Археологические источники.
7. Этнографические источники.
8. Письменные источники.
9. Устные источники.
10. Производственная архитектура.
11. Культовое зодчество.
12. Общественная и административная архитектура.
13. Памятники искусства, генеалогические и топонимические источники.
14. Музеи. Их типы. Особенности деятельности музеев. Музеи Алтая.
15. Архивы. Их типы. Особенности деятельности архивов. Архивы Алтая.
16. Памятники истории и культуры и их охрана. Особенности современного этапа охраны историко-культурного наследия.
17. Вузовское и школьное краеведение. Их общее и особенное.
18. История школьного краеведения на Алтае.
19. Формы краеведческой работы в школе.
20. Краеведение во внеклассной и внешкольной работе.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Исследователи Алтая в XVIII в.
2. Исследователи Алтая в XIX в.
3. Краеведческая деятельность Общества любителей исследования Алтая.
4. Вклад сотрудников Алтайского подъотдела Западно-Сибирского отдела Русского географического общества в краеведение Алтая.
5. Краеведческое движение в России в 1990-2000-х гг.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Используя полученные знания, попытайтесь показать различия между научным и краеведческим способами познания.
2. Раскройте значение и функции исторического краеведения.
3. Сформулируйте основные функции историко-культурного наследия. Проиллюстрируйте каждую из указанных функций примерами из регионального краеведения.
4. Охарактеризуйте локальный подход к исследованию исторического прошлого.
5. Перечислите краеведческие периодические издания в XIX в.
6. Осуществите анализ деятельности одной из краеведческих организаций, действовавших на Алтае (Общество любителей исследования Алтая, Алтайский подъотдел Западно-Сибирского отдела Русского географического общества, артель «Краевед»).
7. Составление библиографического списка по теме «Краеведческие издания».
Зарегистрируйтесь в электронной библиотеке elibrary.ru
В поисковом запросе введите несколько комбинаций по указанной теме, составьте список из 15 публикаций. Список должен быть оформлен в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» и ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гончаров Ю.М. Повседневная жизнь горожан Сибири во второй половине XIX – начале ХХ в. : учеб. пособие Барнаул : АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л1.2 В. А. Скубневский, Ю. М. Гончаров Города Западной Сибири во второй половине XIX - начале ХХ в.: Население. Экономика. Застройка и благоустройство: [монография] [ИП Колмогоров И. А.], 2014 elibrary.asu.ru
Л1.3 Дорохов В.Г. Краеведение: Кемеровский государственный университет, 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зиганшин И. И., Кадыров Б. Г. Краеведение: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Познание, 2014 biblioclub.ru
Л2.2 Дорохов В. Г. Краеведение: Учебная литература для ВУЗов Кемеровский государственный университет, 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://new.hist.asu.ru
Э2 http://www.akunb.altlib.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Портал Музеи России (http://museum.ru/)
Российская музейная энциклопедия (http://www.museum.ru/RME/dictionary.asp?40)
Музеи России на портале Культура России (http://www.culture.ru/museums)
LLIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ (http://www.library.ru/)
Официальные сайты Российских музеев

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
16аМ лаборатория междисциплинарных исследований археологии Западной Сибири и Алтая – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель; рабочее место преподавателя; научное оборудование: муфельная печь SNOL 3/1100; шкаф вытяжной для муфельных печей ЛАБ-800 ШВп; электронный микроскоп МБC-10 – 3 шт.; микроскоп стереоскопический для лабораторных исследований Stemi 2000C с принадлежностями; геофизическое оборудование – система градиентометра 4 канала на базе FOERSTER FEREX 4.032 DLG GPS
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
16бМ лаборатория междисциплинарных исследований археологии Западной Сибири и Алтая – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель; рабочее место преподавателя; научное оборудование: микро-РФА спектрометр с функцией сканирования предназначен для экспресс-анализа элементного состава археологических объектов от Na(11) до U(92); передвижной рентгенографический комплекс ПРДУ-02; электронный тахеометр Nikon Nivo 5.C – 3 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. Студентам рекомендуется аккуратно вести конспекты лекций. В случае недопонимания какой-либо части лекционного материала следует задать вопрос преподавателю в установленном порядке.
Практические занятия – одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков. Данные учебные занятия углубляют, расширяют, детализируют полученные на лекции знания. При подготовке к практическим занятиям, студенту следует изучить содержание соответствующего раздела программы дисциплины, обратить внимание на представленный план занятия. При изучении указанной литературы, формировании ответов на вопросы практических занятий, следует выявить проблемы, являющиеся предметом обсуждения. Рекомендуется составлять краткие конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к зачету с оценкой. Работа в ходе проведения практического занятия строится по принципу коллективного обсуждения поставленных вопросов. При выступлении студенту разрешается использовать свои заранее подготовленные записи.
Критерии оценивания работы студента на практическом занятии. «Отлично» выставляется студенту, который дал полный, последовательный, развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, активно работал на занятии, аргументировано отвечал на дополнительные вопросы.
«Хорошо» выставляется студенту, который дал развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, участвовал в дискуссии, однако допустил неточности в ответе.
«Удовлетворительно» выставляется студенту, который дал ответ (на вопрос из плана практического занятия), отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия, с нарушением последовательности, допустил несколько ошибок в содержании. Продемонстрировал частичное изучение указанной литературы и источников.
«Неудовлетворительно» выставляется студенту, который отказался отвечать на вопрос из плана занятия, или дал ответ, содержащий ряд серьезных неточностей, неглубокое раскрытие темы, незнание большей части литературы и источников. При получении оценки «неудовлетворительно», студенту рекомендуется вновь обратиться к изучению вопросов из плана занятия и продемонстрировать знания на индивидуальной консультации с преподавателем.
Обозначенные практические задания и письменные работы выполняются студентами самостоятельно и предоставляются на проверку преподавателю после освоения каждой темы дисциплины. Ответы на письменные задания должны быть составлены грамотно, литературным языком. Не допускается плагиат и списывание. В случае, если тексты работ нескольких студентов окажутся идентичны, то они не оцениваются.
К зачету с оценкой допускаются студенты-бакалавры, выполнившие все представленные задания, не имеющие задолженностей по вопросам практических/лекционных занятий.
Зачет с оценкой призван оценить работу студента-бакалавра по дисциплине, выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, наличие навыков самостоятельной работы. В билет включен один теоретический вопрос. Зачет с оценкой проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 25 минут.