МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История материальной культуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz51_03_04_Музеология-2-2018
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 126
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 24 6 24
Практические 8 40 8 40
Сам. работа 126 80 126 80
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 148 144 148

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Назаров И.И.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История материальной культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (уровень бакалавриата). Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 июля 2016 г. №788 Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. №810

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 24.04.2018 протокол № 2.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса — сформировать у студентов целостное представление о многогранном процессе развития материальной культуры в различные эпохи истории человеческого общества, вооружить знаниями о закономерностях этого процесса. Общие задачи лекционного курса следующие:
1. изучение основных этапов истории материальной культуры;
2. изучение содержания и сущности процессов, протекавших в сфере материальной культуры в разные хронологические периоды;
3. овладение системой понятий, используемых при изучении материальной культуры и ее отдельных компонентов;
4. овладение общенаучными и некоторыми конкретными методами исследований явлений материальной культуры;
5. знакомство с символикой и ритуальными функциями предметов материальной культуры;
6. изучение материальных аспектов общественного и семейного быта и культуры повседневности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способность применять теоретические основы и методологию историко-культурного и музеологического знания в исследованиях современного музея и объектов культурного и природного наследия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия курса история материальной культуры
этапы истории материальной культуры
содержание этапов истории материальной культуры
3.2.Уметь:
3.2.1.Анализировать источники и опубликованную литературу по истории материальной культуры
Проводить атрибуции предметов материальной культуры
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа источников по истории материальной культуры;
методами изучения материальной культуры

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История материальной культуры как учебная дисциплина
1.1. Понятия, методы и источниковая база истории материальной культуры Лекции 4 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.2. Периодизации истории материальной культуры Сам. работа 4 8 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Материальная культура древних обществ
2.1. Особенности материальной культуры древних цивилизаций Лекции 4 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
2.2. Материальная культуры Древней Греции и Древнего Рима Практические 4 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
2.3. Материальная культура древних цивилизаций (Египет, Междуречье, Индия и Китай Практические 4 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
2.4. Материальная культура древних цивилизаций по изобразительным источникам Сам. работа 4 8 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
Раздел 3. Материальная культура средневековой Европы
3.1. Материальная культура Европы средневоковья Лекции 4 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
3.2. Материальная культура Византии Практические 4 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
3.3. Костюм византийцев Сам. работа 4 8 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
Раздел 4. Материальная культура Европы Эпохи Возрождения
4.1. Особенности развития материальной культуры в европейских странах в эпоху Возрожденья Лекции 4 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
4.2. Европейский костюм эпохи Возрождения Практические 4 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
4.3. Региональные особенности материальной культуры в странах Западной Европы в эпоху Возрождения Сам. работа 4 10 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
Раздел 5. Материальная культура Европы в Новое время
5.1. Особенности развития европейской материальной культуры в XVII — XIX вв. Лекции 4 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
5.2. Средства передвижения европейцев в XVII — XIX вв. Практические 4 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
5.3. Костюм европейцев в Новое время Сам. работа 4 10 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
Раздел 6. Материальная культура допетровской России
6.1. Традиционный русский костюм Практические 4 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
6.2. Основные черты традиционной русской материальной культуры Лекции 4 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3
6.3. Домострой как источник по истории материальной культуры России Сам. работа 4 10 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3
Раздел 7. Материальная культура России в XVIII в.
7.1. Особенности развития материальной культуры в России после реформ Петра I Лекции 4 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3
7.2. Новый костюм в России XVIII в. Практические 4 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3
7.3. Новые типы интерьеров и мебели в России XVIII в. Практические 4 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3
7.4. Развитие традиционных русских ремесел Сам. работа 4 10 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3
Раздел 8. Материальная культура Русского города
8.1. Основные черты материальной культуры русского города в XIX в. Лекции 4 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3
8.2. Русский городской костюм XIX в. Практические 4 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3
8.3. Интерьер и меблировка городского жилища в XIX в. Практические 4 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3
8.4. Городские средства транспорта в русских городах XIX в. Сам. работа 4 10 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3
Раздел 9. Материальная культура русской деревни
9.1. Основные черты материальной культуры российской деревни XIX в. Лекции 4 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3
9.2. Русская изба Практические 4 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3
9.3. Традиционный крестьянский костюм Сам. работа 4 6 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Основные понятия, используемые в истории материальной культуры: культура, сферы культуры, материальная культура.
2. Константы материальной культуры: поселения, жилища, одежда, утварь, средства передвижения.
3. Периодизация, источники и методы изучения истории материальной культуры.
4. Материальная культура и хозяйственно-культурные типы.
5. Семиотические аспекты материальной культуры первобытных обществ: сотворение вещей, испытание вещей, знаковость вещей.
6. Функции вещей в первобытных и традиционных обществах. Разделение материальной и духовной культур.
7. Природные условия Египта, хозяйственные занятия и основные орудия труда древних египтян.
8. Поселения и основные типы построек древнего Египта. Интерьер древнеегипетского жилища.
9. Костюм древних египтян.
10. Средства передвижения, утварь и оружие древних египтян.
11. Особенности материальной культуры жителей Шумер и Вавилона.
12. Природные условия Индии и основные орудия труда древних индийцев.
13. Костюм древних индийцев.
14. Древние города и типы построек индийцев. Интерьер древнеиндийского жилища.
15. Древнее оружие, средства передвижения и утварь индийцев.
16. Природные условия Китая и основные орудия труда древних китайцев.
17. Костюм древних китайцев.
18. Ремесла и основные типы утвари древнего Китая.
19. Древние города Китая и основные типы древнекитайских сооружений.
20. Древнейшее оружие и средства передвижения китайцев.
21. Природная среда Аравийского полуострова и основные орудия труда древних кочевников-арабов. Оружие и утварь арабов.
22. Поселения и основные типы построек арабов-кочевников Передней Азии и Северной Африки.
23. Костюм арабов.
24. Особенности материальной культуры древних индейских государств.
25. Природные условия Японии, основные хозяйственные занятия и орудия труда древних японцев.
26. Поселения и жилища японцев. Интерьер японского жилища.
27. Костюм японцев.
28. Утварь японцев. Традиционализм японской культуры.
29. Природные условия Греции. Хозяйственные занятия и основные орудия труда древних греков.
30. Костюм древних греков.
31. Основные типы поселений и типы сооружений древней Греции.
32. Утварь, оружие и средства передвижения древних греков.
33. Природные условия Италии, хозяйственные занятия и основные орудия руда древних римлян.
34. Основные типы поселений и типы сооружений древних римлян. Интерьер римского жилища.
35. Костюм древних римлян.
36. Средства передвижения, оружие и основные типы римской утвари.
37. Основные орудия труда, утварь и ремесла византийцев.
38. Костюм византийцев.
39. Основные черты материальной культуры викингов.
40. Особенности развития средневекового общества в Европе. Развитие ремесла и основные типы утвари средневековой Европы.
41. Костюм средневековой Европы.
42. Основные типы сооружений и интерьер европейского жилища эпохи средневековья
43. Общие тенденции развития материальной культуры в Европе эпохи Возрождения.
44. Итальянский костюм эпохи Возрождения.
45. Испанский костюм эпохи Возрождения.
46. Французский костюм эпохи Возрождения.
47. Английский костюм эпохи Возрождения.
48. Немецкий костюм эпохи Возрождения.
49. Европейская утварь и меблировка эпохи Возрождения.
50. Ремесло Европы в эпоху Возрождения и его влияние на развитие оружия и военного дела.
51. Основные виды оружия и военные доспехи европейских армий эпохи Возрождения.
52. Особенности развития материальной культуры Европы в XVII в.
53. Западноевропейский костюм XVII в.: общие черты и региональные особенности.
54. Европейская мебель XVII в.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. История изучения древнеегипетской цивилизации.
2. Истоки традиционного русского народного костюма.
3. Основные черты традиционной материальной культуры Японии.
4. Основные черты материальной культуры высокоразвитых цивилизаций доколумбовой Америки.
5. Основные черты материальной культуры Древнего Китая.
6. Хозяйственные занятия и ремесла древних славян.
7. Украшения восточных славян.
8. Храмы Великого Новгорода.
9. Быт первых русских царей.
10. Костюм русского боярина.
11. Военное дело и оружие России эпохи Петра I
12. Военные парусные суда Российской империи.
13. Дворцы Санкт-Петербурга XVIII в.
14. Города Сибири в XVIII — XIX в.
15. Дворцовые интерьеры XIX — начала XX в.
16. Костюм российского чиновника в XIX в.
17. Военный мундир русской армии второй половины XIX в.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Посадом в Киевской Руси называлась:
а) место пребывания посаженного на правление князя;
б) часть поселения с расположенными там городскими садами;
в) неукрепленная торгово-ремесленная часть города.

2. Впишите в таблицу события согласно их хронологической последовательности: 1) возникновение феодальных центров, 2) становление государства, 3) развитие городов.

Даты События
Конец IX – первая треть XI в.
Вторая треть XI – первая половина XII в.
Середина XII – XIII в.

3. Назовите пять основных функций древнерусского города:
1.________________________
2.________________________
3.________________________
4.________________________
5.________________________

4. Какие из перечисленных городов не являлись крупными (ответов может быть несколько):
1. Киев
2. Минск
3. Чернигов
4. Переяславль
5. Ромен
6. Галич
7. Смоленск
8. Любен
9. Новгород
10. Рязань

5. Для планировки мелких древнерусских городов было характерно:
1. бессистемная застройка;
2. строгая планировка с улицами, пересекающимися под прямым углом;
3. пересечение города несколькими улицами, идущими вдоль реки;
4. радиальная застройка улиц;
5. улица, идущая вдоль линии оборонительных сооружений.

6. Впишите в таблицу районы Руси, где преобладали следующие типы жилищ: 1) полуземлянки; 2) срубные дома.

Районы Тип жилища
Северно-русские
Южно-русские

7. Клетью в Киевской Руси называлось:

а) помещение для скота,
б) помещение, разделенное на несколько мелких комнат,
в) жилище в городнях – городской стене.

8. В Киевской Руси баня называлась:

а) мыльня,
б) баня,
в) мовница,
г) мыльница.


9. Опишите устройство и назначение т.н. волочковых окошек:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Череслом называлась:

а) часть конской упряжи, связанная с пахотой,
б) крепившийся на плуге нож для первоначального вспарывания земли,
в) ручки сохи, которыми регулировали глубину вспашки.

11. Какой инструмент не использовался для уборки зерновых и сенокошения в древней Руси:

а) серп,
б) коса-горбуша,
в) коса-литовка.

12. Сколько этапов развития ремесла в Киевской Руси выделяется:

а) один,
б) два,
в) три,
г) четыре.

13. Какие виды обработки черного металла не использовались в X-XIV вв.:

а) ковка,
б) штамповка,
в) резание,
г) опиловка напильником,
д) рубка зубилом,
е) обточка на точильном круге.

14. Какие породы древесины использовались для производства бытовых вещей и посуды:

а) хвойные,
б) лиственные.

15. Древнерусские топоры изготавливались по технологии:

а) литья,
б) штамповки,
в) наварки стального лезвия на железную основу.

16. Специфичным инструментом, использовавшимся только в бондарном ремесле, являлся:

а) нож,
б) ножовка,
в) стамеска,
г) кочедыг,
д) уторник.

17. Впишите в таблицу последовательность развития приемов литья изделий из цветных металлов: 1) IX–XI вв., 2) XI–XII вв., 3) середина XII в.

Даты Технологии
Литье в имитационные формы
Литье в глиняные формы
Литье в каменные формы



18. К числу технологических приемов производства проволоки не относится:
а) литье,
б) ковка,
в) волочение.

19. Охарактеризуйте следующие типы ткацких переплетений:

а) полотняное __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) саржевое
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) сложное
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

20. Установите правильные связи между названиями тканей и их характеристиками:

Ткань Характеристики
1. Сермяга а) грубое полотно
2. Толстина б) беленое полотно
3. Вотола в) грубое сукно
4. Волочень г) тонкая льняная ткань
5. Понява д) тонкая шерстяная ткань


Ответы: 1—_____, 2—_____, 3—_____, 4—_____, 5—_____.

21. Меха какого животного не использовались при изготовлении костюма в ранней Киевской Руси:

а) соболь,
б) медведь,
в) бобр,
г) лиса,
д) росомаха.

22. Дайте определение так называемых черевьих мехов:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

23. На производство сафьяна шли:

а) тонкие телячьи шкуры,
б) толстые шкуры КРС,
в) козлиные шкуры.

24. Общим названием одежды в Киевской Руси являлся термин:

а) ризы,
б) вретище,
в) руб,
г) порты.

25. Элемент одежды в виде куска клетчатой ткани, носимый на бедрах, назывался:

а) свита,
б) понёва,
в) кептарь,
г) вотола.


26. Древнейшей обувью, представлявшей кусок сыромятной кожи без подошвы, являлись:

а) сапоги,
б) черевики,
в) поршни.

27. Сколько типов мечей существовало в Киевской Руси:

а) один,
б) два,
в) три,
г) четыре.

28. Опишите особенности романских мечей:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

29. Первые русские сабли появляются:

а) в X в.
б) в X — первой половине XI в.
в) в XI в.
г) на рубеже XI — XII в.

30. Русским названием ударного оружия — булавы являлось:
а) дубина,
б) булавка,
в) кий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гончаров Ю.М. Повседневная жизнь горожан Сибири во второй половине XIX – начале XX в. : учеб. пособие АЗБУКА, 2012 elibrary.asu.ru
Л1.2 М. С. Каган Введение в историю мировой культуры в 2 т. Т. 2: учебник для вузов Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/3095FD97-9097-46F4-950D-F3490B86759A
Л1.3 М. С. Каган Введение в историю мировой культуры в 2 т. Т. 1: учебник для вузов Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/F87AB75C-2B47-4EDE-8E6A-8DF52270EDCD
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Х.Г. Вейсе Энциклопедия материальной культуры. Разделы 4-6 : Энциклопедия Директ-Медиа, 2012 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=47659 (22.01.2018).
Л2.2 Х.Г. Вейсе Энциклопедия материальной культуры. Разделы 7-9 : Энциклопедия Директ-Медиа, 2012 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=47658 (22.01.2018).
Л2.3 Х.Г. Вейсе Энциклопедия материальной культуры. Разделы 1-3: Энциклопедич Директ-Медиа, 2012 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=47657 (22.01.2018)
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://muzmebeli.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Контроль и оценка работы студентов осуществляется на лекциях, практическимх занятиях и в Электронном учебно-методическом комплексе
http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=551

Инструкция по искользованию ЭУМК
Электронный учебно-методический комплекс дисциплины (ЭУМКД) включает материалы, сгруппированные тематически по разделам курса. В ЭУМКД представлены планы практических занятий и материалы (литература и интерактивные ссылки) для самостоятельного изучения. Темы пронумерованы и представлены в соответствующих разделах.
Лекции осваиваются студентами самостоятельно, переход от одной части лекции к другой осуществляется посредством ответа на контрольные вопросы.Максимальное количество баллов за лекции - 33 (10 лекций, в каждой из которых по три вопроса).
Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально в ходе освоения каждой из тем и направляются преподавателю. Оценка за каждое практическое задание выставляется по пятибалльной шкале. Максимальное количество баллов за практические задания - 40 (восемь заданий).

Доступ к тестовым заданиям открывается преподавателем в определенные дни. Выполнение теста ограничено по времени. Каждый вопрос оценивается в один балл. Максимальное количество баллов за тест - 27.

К устному экзамену допускаются студенты, которые выполняли практические и тестовые задания, максимальное число баллов на экзамене 10.

Оценка также может быть выставлена по результатам полного освоения курса дистанционно. Каждый вид работы оценивается определенным количеством баллов. Студенты, набравшие от 85 до 100 баллов получают оценку "отлично". Студенты, получившие от 70 до 84 баллов, оцениваются "хорошо". Студенты, набравшие от 50 до 69 баллов, получают оценку "удовлетворительно".

Студенты, получившие 49 баллов и менее, получают "неудовлетворительно".

Вид работы

Максимальное число баллов

Критерии оценки

Лекции

33
Изучены материалы лекций, даны верные ответы на контрольные вопросы

Практические задания

40

умение искать и находить необходимую информацию, исходный материал, литературу, источники;
логичность построения хода и результатов выполнения работы;
качество содержания работы (его соответствие требованиям, присланные вовремя материалы, использование рекомендованной литературы, источников, сайтов);
качество оформления результатов работы;
умение использовать дополнительные возможности информационных технологий;
умение делать выводы, обобщения, рекомендации, проектные разработки
Тест

27

Даны верные ответы на вопросы теста

ИТОГО

100