МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История музеев мира

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план51_03_04_Музеология-4-2018
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 70
самостоятельная работа 47
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 30 30 30 30
Практические 40 40 40 40
Сам. работа 47 47 47 47
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Тишкина Т.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Гребенникова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
История музеев мира

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (уровень бакалавриата). Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 июля 2016 г. №788

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 24.04.2018 протокол № 2.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины - представить в целостном виде историю становления музея как специфического социокультурного института.
Задачи:
- рассмотреть мотивации предмузейного собирательства и этапы эволюции представлений о назначении и функциях музеев в различные исторические эпохи;
- выявить и продемонстрировать связи музея с различными научными дисциплинами, явлениями культуры, эстетическими представлениями и социальными запросами, характерными для той или иной исторической эпохи;
- показать специфику и взаимовлияние национальных и региональных музейных практик;
- рассмотреть становление и развитие основных направлений музейной деятельности (хранительской, просветительской и др.);
- ознакомить с особенностями деятельности современных музеев и новейших музейных центров разных стран мира, как реакции на конкретные социокультурные ситуации;
- уяснить основную проблематику современных исследований в области музеологии истории музеев

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способность применять теоретические основы и методологию историко-культурного и музеологического знания в исследованиях современного музея и объектов культурного и природного наследия
ОПК-4 способность понимать, изучать и критически анализировать научную информацию по тематике исследования, используя адекватные методы обработки, анализа и синтеза информации
ОПК-5 осознание социальной значимости будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.историческую обусловленность, закономерности становления и эволюцию музея как социокультурного института
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять, критически анализировать и обобщать информацию по истории музеев мира, представлять ее в различных формах;
характеризовать основные этапы истории музеев мира;
характеризовать этапы формирования и коллекционный состав крупнейших музеев мира;
характеризовать специфику и взаимовлияние национальных и региональных музейных практик.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.понятийный аппарат музеологии и охраны объектов культурного и природного наследия;
современными подходами и методами в изучении и анализе истории музее мира;
навыками использования теоретических знаний о крупнейших музеях мира, их истории, собраний при выполнении дальнейшей профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Протомузеи в Древнем мире и Средневековье
1.1. Введение. Цели, задачи, особенности дисциплины, обзор основной и дополнительной литературы Лекции 6 2 ОПК-1, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1, Л1.3
1.2. Мотивации предмузейного собирательства. Лекции 6 2 ОПК-1, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1, Л1.3
1.3. Галереи пещерной живописи и петроглифы: их соотношение с современными музеями Лекции 6 2 ОПК-1, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1, Л1.3
1.4. Возникновение протомузеев и их социальные функции в древних цивилизациях Лекции 6 4 ОПК-1, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1, Л1.3
1.5. Мусеи (мусейоны) в античной Греции. Общественные и частные собрания в Древнем Риме Сам. работа 6 2 ОПК-1, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1, Л1.3
1.6. Мусей в культурном наследии античности Практические 6 4 ОПК-1, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1, Л1.3
1.7. Коллекционирование в эпоху средневековья Лекции 6 4 ОПК-1, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1, Л1.3
1.8. Протомузеи государств Азии (Китай, Япония, на о. Шри-Ланка) в древности и в Средневековье Сам. работа 6 2 ОПК-1, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1, Л1.3
1.9. Протомузеи государств Азии в древности и Средневековье Практические 6 2 ОПК-1, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1, Л1.3
1.10. Коллекции мусульманского мира в эпоху средневековья Сам. работа 6 4 ОПК-1, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1, Л1.3
Раздел 2. Зарождение музея в эпоху Ренессанса
2.1. Особенности коллекционирования в эпоху Ренессанса и предпосылки возникновения музеев Лекции 6 2 ОПК-1, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1, Л1.3
2.2. Коллекционирование в Италии в эпоху Ренессанса (коллекции семейств Медичи во Флоренции, папского двора в Риме; Венецианской республике) Сам. работа 6 2 ОПК-1, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1, Л1.3
2.3. Коллекционирование в Италии в эпоху Ренессанса Практические 6 4 ОПК-1, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1, Л1.3
2.4. Европейские универсальные коллекции XVI в. (французских королей; династии Виттельсбахов в Мюнхене; династии Габсбургов) Сам. работа 6 2 ОПК-1, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1, Л1.3
2.5. Европейские универсальные коллекции XVI в. Практические 6 2 ОПК-1, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1, Л1.3
Раздел 3. «Золотой век» коллекционирования (XVII в.)
3.1. Естественно-научные собрания XVII в. Лекции 6 2 ОПК-1, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1, Л1.3
3.2. Художественное коллекционирование в XVII в. Королевские и частные собрания Сам. работа 6 2 ОПК-1, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1, Л1.3
3.3. Художественное коллекционирование в XVII в. Практические 6 4 ОПК-1, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1, Л1.3
3.4. Становление музеографии Сам. работа 6 4 ОПК-1, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1, Л1.3
Раздел 4. Музеи Европы эпохи Просвещения
4.1. Музей в культурной традиции Просвещения Лекции 6 2 ОПК-1, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1, Л1.3
4.2. Музеи, королевские и частные коллекции Италии, Франции, Германии, Австрии, скандинавские государств Сам. работа 6 4 ОПК-1, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1, Л1.3
4.3. Европейские музеи и коллекции в эпоху Просвещения. Практические 6 4 ОПК-1, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1, Л1.3
Раздел 5. Музеи Европы конца XVIII -XIX вв.
5.1. Музейнвя политика в эпоху Французской революции и империи Наполеона Бонапарта Сам. работа 6 4 ОПК-1, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1, Л1.3
5.2. Музейная политика в эпоху Французской революции и империи Наполеона Бонапарта Практические 6 2 ОПК-1, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1, Л1.3
5.3. Особенности музейного строительства в XIX в. Лекции 6 2 ОПК-1, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1, Л1.3
5.4. Роль музеев в формировании национального самосознания (XIX в.) Сам. работа 6 3 Л1.1, Л1.3
5.5. Музей и национальное самосознание Практические 6 2 Л1.1, Л1.3
Раздел 6. Новые типы музеев в конце XIX - начале XX в.
6.1. Роль первых Всемирных выставок Европы в формировании просветительской миссии музеев Лекции 6 2 ОПК-1, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1
6.2. Расширение типов музеев; поиск новых форм работы с посетителями в конце XIX - начале XX в. Сам. работа 6 3 ОПК-1, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1
6.3. Новые типы музеев и формы работы с посетителями в конце XIX – начале XX в. Практические 6 2 ОПК-1, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1
6.4. Музей в тотолитарном обществе Сам. работа 6 4 ОПК-1, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1
Раздел 7. Особенности возникновения и развития музеев за пределами Европы
7.1. Музейное строительство на Американском континенте Лекции 6 2 ОПК-1, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1, Л1.3
7.2. Общее и особенное в возникновении и деятельности музеев США Сам. работа 6 2 ОПК-1, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1, Л1.3
7.3. Музеи США: общее и особенное Практические 6 2 ОПК-1, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1, Л1.3
7.4. Особенности функционирования музеев с странах Латинской Америки (Бразилия, Аргентина, Колумбия, Перу) Сам. работа 6 2 ОПК-1, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1, Л1.3
7.5. Национальные музеи стран Латинской Америки. Особенности функционирования Практические 6 2 ОПК-1, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1, Л1.3
7.6. Музеи, музейные организации Австралии и Океании Лекции 6 2 ОПК-1, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1, Л1.3
7.7. Музеи стран Азии (Японии, Кореи, Индии, Китая) Сам. работа 6 3 ОПК-1, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1, Л1.3
7.8. Музеи стран Азии Практические 6 4 ОПК-1, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1, Л1.3
7.9. Музеи стран Африки Сам. работа 6 2 ОПК-1, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1, Л1.3
7.10. Африканские музеи Практические 6 2 Л1.1, Л1.3
Раздел 8. Музеи мира во второй половине XX – начале XXI в.
8.1. Культурные центры и новые принципы организации музейной среды. Лекции 6 2 ОПК-1, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л1.3
8.2. Перспективные модели музеев Сам. работа 6 2 ОПК-1, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л1.3
8.3. Новые тенденции в музейном мире Практические 6 4 ОПК-1, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л1.3
8.4. Экзамен по дисциплине Экзамен 6 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Галереи пещерной живописи и петроглифы: их использование в современных музеях.
Персеполь – музей «культурного пространства» Древнего Ирана.
Мусеи в античной Греции. Коллекции, архитектура, социальные функции.
Коллекционирование в эпоху эллинизма.
Общественные собрания Древнего Рима.
Частное коллекционирование в Древнем Риме.
Коллекционирование в и формирование протомузеев в древности и средневековье в государствах Азии.
Церковные собрания средневековой Европы.
Светские сокровищницы и частное коллекционирование в средневековой Европе.
Коллекции мусульманского мира в эпоху Средневековья.
Коллекционирование в эпоху Ренессанса и предпосылки возникновения музеев.
Организация собраний в эпоху Ренессанса: антикварии, кабинеты, галереи, студиоло, вундер- и кунсткамеры.
Коллекции семейства Медичи во Флоренции (XV–XVI вв.).
Галереи Уффици и Питти во Флоренции. История создания и функционирования.
Коллекции папского двора в эпоху Ренессанса.
Итальянские коллекционеры и их собрания в эпоху Ренессанса. Коллекции Изабеллы и Альфонсо д’Эсте, Паоло Джови, Доменико и Джованни Гримани.
Кабинеты естествоиспытателей XVI в. Ботанические сады и зверинцы. Анатомические театры.
Коллекционирование во Франции (XVI в.).
Коллекции представителей династии Виттельсбахов (XVI в.).
Коллекции представителей династии Габсбургов в Австрии, Испании и Чехии (XVI в.).
Естественно-научное коллекционирование в XVII в.
Художественное коллекционирование в XVII в.: английские и французские собрания.
Художественные собрания представителей династий Виттельсбахов и Габсбургов. Деятельность итальянских коллекционеров XVII в.
Музей в культурной традиции Просвещения.
Королевские и частные собрания во Франции XVIII в.
Музеи и частные собрания в Италии XVIII в.
Музеи и частные коллекции в Англии XVIII в.
Картинные галереи Германии и Австрии XVIII в.
Музейная политика в эпоху Французской буржуазно-демократической революции.
Музейное строительство в империи Наполеона Бонапарта. Частные коллекции семейства Бонапарт.
Особенности музейных собраний XIX в.
Отечественные и региональные музеи европейских государств и их роль в национальном движении (XIX в.).
Концепции музеев Германии XIX в.
Роль первых всемирных выставок в формировании просветительской миссии музея.
Научные принципы комплектования и экспонирования музейных коллекций, новые формы работы с посетителями в конце XIX – начале XX в.
Музеи под открытым небом. История возникновения и особенности концепции.
Музеи науки и техники.
Музеи слепков и современного искусства XIX – XX в.
Особенности возникновения и развития музеев США в XVIII – XX вв.
Художественные музеи США.
Музеи стран Азии (Турция, Корея, Япония).
Музеи Индии. История создания и особенности функционирования.
Концепции исторических и художественных музеев Китая.
Музеи Австралии: история возникновения и современное состояние.
Музеи и музейные организации Океании.
Музеи стран Африки. Особенности функционирования.
Музейный остров в Берлине. Состав и специфика представления коллекций.
Музейная деятельность культурных центров во второй половине XX в.
Музеи стран Латинской Америки. Особенности функционирования.
Поиск перспективных моделей музеев во второй половине XX в.
Новые принципы организации музейной среды во второй половине XX в.
Модернизации в традиционных музеях.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы докладов
1. Музеи стран Латинской Америки. Особенности функционирования.
2. Музеи стран Азии (Корея, Турция, Япония).
3. Концепции исторических и художественных музеев Индии и Китая: общее и особенное.
4. Музеи стран Африки. Особенности функционирования.
5. Музейный остров в Берлине. Состав и специфика представления коллекций.
6. Модернизации в традиционных музеях.
7. Новые принципы организации музейной среды.
8. Музеи науки и техники XX в. Состав коллекций и особенности функционирования.
9. Поиск перспективных моделей музеев.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Внимательно изучите указанную литературу:
Ананьев В. Первый музеолог // Мир музея. 2013. №4. С. 36-37.
Грицкевич В.П. «История музейного дела до конца XVIII века». СПб.:СПбГУКИ, 2004. С. 137-138
Юренева Т.Ю. Музееведение. М.: Академический Проект, 2004. С. 123-124.
Ответьте на следующие вопросы:
1.Как называется труд Самуэля фон Квикхеберга (Квиккеберга)?
2.Какой смысл вкладывал автор в понятие «театр»?
3.Что послужило основой для разработки авторских идей?
4.Какую цель преследовал Самуэль фон Квикхеберг (Квиккеберг), работая над своими сочинениями?
5.Назовите категории, на которые Самуэль фон Квикхеберг (Квиккеберг) предлагал разделить предметы коллекций. В каких из них, по мнению автора, следовало включать «изображение животных, обитающих во владениях создателя коллекций»; костные останки; игрушки; портреты?
6.Какие дополнения, по мнению Самуэля фон Квикхеберга (Квиккеберга), должны были входить в состав идеального музея?
7.Каково значение идей Самуэля фон Квикхеберга (Квиккеберга)?
8.Что стало подтверждением практической реализации идей Самуэля фон Квикхеберга роль (Квиккеберга)?
9.Назовите известные вам пособия для коллекционеров, появившиеся в XVII в. Какова их в развитии коллекционирования?
10.Кем и когда был введен в научный оборот термин «музеография», какой смысл он содержал?

Полный перечень практических заданий размещен в Электронном учебно-методическом комплексе на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу:http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=795

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 авт.-сост. А.А. Тишкин, Т.Г. Гребенникова Основы музеологии: учебное пособие Изд-во Алт. ун-та, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.2 Т.Г. Гребенникова Музеология: введение в профессию: Учебное пособие Изд-во АлтГУ , 2014 // ЭБС АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л1.3 Старикова Ю.А. Музееведение: конспект лекций Москва : А-Приор, 2006 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Е.Н. Мастеница. Тезаурус музея: от эпохи экциклопедизма к эпохе Интернета. [Электронный ресурс] www.bvahan.com
Э2 Музеи Австралии [Электронный ресурс]. avstralia-travel.net
Э3 Музеи мира [Электронный ресурс]. muzei-mira.com
Э4 Музеи мира в Интернете [Электронный ресурс] www.hist.msu.ru
Э5 Т. Ю. Юренева. Западноевропейские естественно-научные кабинеты XVI–XVII веков. [Электронный ресурс] vivovoco.rsl.ru
Э6 Коллекционирование и музеи [Электронный ресурс] www.home-edu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. Студентам рекомендуется аккуратно вести конспекты лекций. В случае недопонимания какой-либо части лекционного материала следует задать вопрос преподавателю в установленном порядке.
Практические занятия – одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков. Данные учебные занятия углубляют, расширяют, детализируют полученные на лекции знания. При подготовке к практическому занятию, студенту следует изучить содержание соответствующего раздела программы дисциплины, обратить внимание на представленный план занятия. При изучении указанной литературы, формировании ответов на вопросы практического занятия, следует выявить проблемы, являющиеся предметом обсуждения. Рекомендуется составлять краткие конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторном занятии, при подготовке к зачету. Работа в ходе проведения практического занятия строится по принципу коллективного обсуждения поставленных вопросов. При выступлении студенту разрешается использовать свои заранее подготовленные записи.
Критерии оценивания работы студента на практическом занятии. «Отлично» выставляется студенту, который дал полный, последовательный, развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, активно работал на занятии, аргументировано отвечал на дополнительные вопросы.
«Хорошо» выставляется студенту, который дал развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, участвовал в дискуссии, однако допустил неточности в ответе.
«Удовлетворительно» выставляется студенту, который дал ответ (на вопрос из плана практического занятия), отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия, с нарушением последовательности, допустил несколько ошибок в содержании. Продемонстрировал частичное изучение указанной литературы и источников.
«Неудовлетворительно» выставляется студенту, который отказался отвечать на вопрос из плана занятия, или дал ответ, содержащий ряд серьезных неточностей, неглубокое раскрытие темы, незнание большей части литературы и источников. При получении оценки «неудовлетворительно», студенту рекомендуется вновь обратиться к изучению вопросов из плана занятия и продемонстрировать знания на индивидуальной консультации с преподавателем.
Электронный учебно-методический комплекс дисциплины (ЭУМКД) размещен на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=795 В нем представлена инструкция по освоению ЭУМКД.
ЭУМКД включает материалы, сгруппированные тематически по разделам курса. В ЭУМКД представлены планы практических занятий, лекционные материалы с контрольными вопросами, практические задания, глоссарий, материалы (литература и интерактивные ссылки) для самостоятельного изучения. Темы пронумерованы и представлены в соответствующих разделах.
Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально и направляются преподавателю. Оценка за каждое практическое задание выставляется по стобалльной шкале, засчитывается задание, оцененное в не менее чем 50 баллов. Задания должны быть составлены грамотно, литературным языком. Не допускаются плагиат и списывание. В случае, если тексты работ нескольких студентов окажутся идентичны, то они не оцениваются. Выполненное задание, получившее оценку менее чем 50 баллов, не засчитывается, как удовлетворительное и должно быть доработано автором. И вновь направлено преподавателю на проверку.
Для подготовки доклада из приведенного перечня выберите тему. Ознакомьтесь с содержанием программы дисциплины. Используя указанную литературу, составьте доклад, подготовьтесь к публичному представлению доклада, выполните 8–10 слайдов. На последнем слайде укажите список использованной литературы и источников. Время выступления 8-10 минут.
К выполнению итоговых тестовых заданий следует приступать после завершения изучения всех тем дисциплины. В случаях отрицательных результатов после двух попыток прохождения тестовых заданий, необходимо обратиться к преподавателю за консультацией. Доступ к тестовым заданиям открывается преподавателем в определенные дни. Выполнение теста ограничено по времени. Каждый вопрос оценивается в один балл. Максимальное количество баллов за тест 30.
Для подготовки доклада из приведенного перечня выберите тему. Ознакомьтесь с содержанием программы дисциплины. Используя указанную литературу, составьте доклад, подготовьтесь к публичному представлению доклада, выполните 8–10 слайдов. На последнем слайде укажите список использованной литературы и источников. Время выступления 8-10 минут.
К устному экзамену допускаются студенты-бакалавры, выполнившие все задания в системе ЭУМКД (не менее 50 баллов за каждый), не имеющие задолженностей по вопросам практических/лекционных занятий и успешно выполнившие тестовые задания. В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут.