МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономическая география Китая

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_КиКЯ-234-2018
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 96
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 96 96 96 96
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доцент Бочкарева И.Б.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент Т.Г. Гребенникова

Рабочая программа дисциплины
Экономическая география Китая

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 - Зарубежное регионоведение (уровень бакалавриат) утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2015 г. № 202.

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 24.04.2018 протокол № 2.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доцент Д.А. Глазунов


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Д.А. Глазунов


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель - сформировать у студентов представление о характере взаимодействия общества и географической среды, факторах и закономерностях размещения и отраслей экономики КНР

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способность составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей
ПК-10 готовность вести учебно-вспомогательную и учебно-организационную работу в образовательных организациях высшего образования
ПСК-1 способность описывать и анализировать общественно-политические, внешнеполитические, экономические, правовые реалии Китая на китайском и русском языках
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.специфику экономико-географического положения, особенности
природной среды и природный ресурсный потенциал Китая
закономерности размещения и особенности отраслевой структуры хозяйства страны;
3.2.Уметь:
3.2.1.давать экономическую оценку ресурсного потенциала страны, определять принципы экономического районирования Китая, объяснять факторы размещения отраслей хозяйства КНР
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.понятийным аппаратом экономической географии, имеет опыт работы с картой Китая

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Природно-ресурсный потенциал Китая и его экономическая оценка
1.1. Предмет и задачи курса "Экономическая география" Лекции 5 2 ОПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Природно-ресурсный потенциал Китая и его экономическая оценка Лекции 5 2 ОПК-2, ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Природно-ресурсный потенциал КНР Практические 5 4 ОПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Изучение физико-географической карты КНР Сам. работа 5 14 ОПК-2, ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Население как фактор развития производства
2.1. Население как фактор развития производства Лекции 5 2 ОПК-2, ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Демографическая проблема КНР Практические 5 2 ОПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Работа с картой, изучение литературы Сам. работа 5 10 ОПК-2, ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Экономическое районирование КНР
3.1. Экономическое районирование КНР Лекции 5 2 ОПК-2, ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Принципы экономико-регионального деления КНР Практические 5 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.3. Изучение территориально-административной карты КНК. Подготовка к контрольной работе по контурной карте Сам. работа 5 10 ОПК-2, ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Экономико-географическая характеристика сельского хозяйства
4.1. Экономико-географическая характеристика сельского хозяйства Лекции 5 2 ОПК-2, ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.2. Размещение и развитие сельского хозяйства КНР Практические 5 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.3. Работа с физико-географической картой КНР и картой сельского хозяйства КНР Сам. работа 5 8 ОПК-2, ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 5. Размещение и развитие основных отраслей промышленности КНР
5.1. Размещение и развитие основных отраслей промышленности КНР Лекции 5 4 ОПК-2, ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.2. Размещение и развитие топливно-энергетического комплекса Практические 5 4 ОПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.3. Размещение и пермпективы развития тяжелой промышленности Практические 5 2 ОПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.4. Развитие отраслей легкой промышленности КНР Практические 5 2 ОПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.5. Работа с картой. Изучение литературы по теме Сам. работа 5 22 ОПК-2, ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 6. Пространственная структура транспорта и связи
6.1. Пространственная структура транспорта и связи Практические 5 2 ОПК-2, ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.1
6.2. Работа с картой. Изучение литературы по теме. Сам. работа 5 8 ОПК-2, ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 7. География внешнеэкономических связей
7.1. География внешнеэкономических связей Лекции 5 2 ОПК-2, ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.1
7.2. Работа с картой КНР. Сам. работа 5 6 ОПК-2, ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 8. Региональные тенденции экономического развития КНР
8.1. Экономико-географическая характеристика провинций КНР Практические 5 12 ОПК-2, ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.1
8.2. Подготовка рефератов по отдельным провинциям КНР. Подготовка докладов Сам. работа 5 18 ОПК-2, ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Родионова И. А. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ю. А. Лысенко Политическая система и культура КНР [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л2.2 Хасбулатов Р. И. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Очерки о географии Китая http://www.chinadata.ru/geograph.htm
Э2 География: описание стран мира http://geo2000.nm.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
4. География: описание стран мира http://geo2000.nm.ru/
5. Очерки о географии Китая http://www.chinadata.ru/geograph.htm

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.
Дисциплина ориентирована на формирование навыков работы с картами разного типа и разного масштаба. Студент должен работать с физико-географической, экономической и политической картами Китая. В начале каждого занятия предполагается работа с картой по прошедшему материалу.
Курс завершается зачетом.