МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этнография региона специализации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_КиКЯ-234-2018
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.и.н., проф. Ю.А.Лысенко

Рецензент(ы):
к.и.н., доц. Т.Г. Гребенникова

Рабочая программа дисциплины
Этнография региона специализации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 - Зарубежное регионоведение (уровень бакалавриат) утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2015 г. № 202.

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 24.04.2018 протокол № 2.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н.,доцент Л.А. Глазунов


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой к.и.н.,доцент Л.А. Глазунов


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - показать студентам во всем многообразии и неповторимости традиционную материальную, социальную и духовную культуры китайского народа и национальных меньшинств КНР.
Задачи курса: сформировать у студентов общие представления о этническом составе населения Китая; рассмотреть природно-климатическую характеристику региона и определить степь влияния её на этногенез народов Китая, географию хозяйственно-культурных типов и их эволюцию; определить антропологический и этнолингвистический состав населения Китая; выявить основные этапы этногенеза китайского народа, определить внешнеполитические и социально-экономические факторы, оказывавшие значительное влияние на этот процесс; проследить динамику численности китайского этноса в исторической перспективе и изменения этнической территории китайцев в Восточной Азии; дать хозяйственно-культурную характеристику китайского этноса и выявить её взаимосвязь с материальной культурой; определить особенности социальной структуры, общественных, семейно-брачных отношений китайского этноса; выявить основное содержание духовной культуры китайского этноса, определить территории проживания национальных меньшинств Китая, их этногенез и влияние на этот процесс китайского этноса; охарактеризовать основное содержание традиционных культур малых народов Китая.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов России и зарубежья, толерантно воспринимать социальные и культурные различия
ОПК-2 способность составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей
ПК-10 готовность вести учебно-вспомогательную и учебно-организационную работу в образовательных организациях высшего образования
ПСК-1 способность описывать и анализировать общественно-политические, внешнеполитические, экономические, правовые реалии Китая на китайском и русском языках
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы развития этногенеза Китая; этническую карту Китая, современные тенденции развития китайского этноса; особенности этнокультурного развития региона специализации
3.2.Уметь:
3.2.1.определять причинно-следственные связи исторических событий, анализировать актуальные этнокультурные и этнические проблемы региона специализации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.комплексным представлением о народонаселении Китая, методами научного анализа исторических процессов; категориальным аппаратом дисциплины и способностью применять его в учебно-исследовательской деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс «Этнография Китая».
1.1. Введение в курс «Этнография Китая». Лекции 1 4 ОК-3, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Природно-географическая среда и её влияние на формирование хозяйственно-культурных типов.
2.1. Природно-географическая среда и её влияние на формирование хозяйственно-культурных типов. Лекции 1 4 ОК-3, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.2. Природно-географическая среда и её влияние на формирование хозяйственно-культурных типов. Практические 1 4 ОК-3, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Антропологическая и этнолингвистическая характеристика населения Китая.
3.1. Антропологическая и этнолингвистическая характеристика населения Китая. Практические 1 4 ОК-3, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Материальная культура китайского народа.Народные традиции, культы, обряды, верования.
4.1. Материальная культура китайского народа. Лекции 1 4 ОК-3, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
4.2. Материальная культура китайского народа.Народные традиции, культы, обряды, верования. Практические 1 2 ОК-3, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 5. Духовная культура китайцев.
5.1. Духовная культура китайцев. Практические 1 2 ОК-3, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 6. Общественные нравы и семейные отношения в традиционном китайском обществе.
6.1. Общественные нравы и семейные отношения в традиционном китайском обществе. Лекции 1 4 ОК-3, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 7. Этническое самосознание и менталитет китайцев.
7.1. Этническое самосознание и менталитет китайцев Лекции 1 4 ОК-3, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
7.2. Работа над темой «Этническая характеристика национальных меньшинств КНР». Сам. работа 1 18 ОК-3, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 8. Национальные меньшинства Китая.
8.1. Национальные меньшинства Китая. Практические 1 4 ОК-3, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
8.2. Подготовка к промежуточной аттестации Сам. работа 1 18 ОК-3, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1.Кантонская кухня
2.Сычуаньская кухня
3. Кухни Синьцзяна и тибета
4. Северо-восточная кухня (东北菜)
5. Традиционная обрядность жизненного цикла.
6. Обряды, связанные с беременностью и рождением ребенка. Выбор имени.
7. Обряды первого года жизни и переход ребенка в мир взрослых.
8. Сватовство и свадьба.
9. Смерть и похороны. Китайские могилы и кладби
10. Традиционные китайские праздники и обряды годового цикла.
11. Обряды, связанные с миром живых и мертвых.
12. Календарные праздники.
13. Календарные обряды императорского двора.
14. Праздники и хозяйственные циклы китайского земледельца.
15. Традиционные праздники в современном Китае.
16. Семья и клан. Клановые хроники и уставы.
17. Цехи и землячества. Тайные общества.
18. Положение женщины и система воспитания детей.
19. Происхождение китайских фамилий. Современные фамилии в Китае.
20. Семантика китайских имен.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Козьмина В.А., Бузина В.С. ЭТНОЛОГИЯ (ЭТНОГРАФИЯ). Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Ю. А. Лысенко, Н. В. Скурихина Этнология региона специализации [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И. В. Анисимова [и др.] История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л2.2 Т.А. Титовой Этнология: учебник Издательство КФУ, 2017 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER/ ]
Э2 Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.