Закреплена за кафедрой | Кафедра востоковедения |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.01. Зарубежное регионоведение |
Профиль | Китай и китайский язык |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_01_КиКЯ-234-2018 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 36 | 36 | 36 | 36 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра востоковедения
Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой к.и.н.,доцент Л.А. Глазунов
1.1. | Цель курса - показать студентам во всем многообразии и неповторимости традиционную материальную, социальную и духовную культуры китайского народа и национальных меньшинств КНР. Задачи курса: сформировать у студентов общие представления о этническом составе населения Китая; рассмотреть природно-климатическую характеристику региона и определить степь влияния её на этногенез народов Китая, географию хозяйственно-культурных типов и их эволюцию; определить антропологический и этнолингвистический состав населения Китая; выявить основные этапы этногенеза китайского народа, определить внешнеполитические и социально-экономические факторы, оказывавшие значительное влияние на этот процесс; проследить динамику численности китайского этноса в исторической перспективе и изменения этнической территории китайцев в Восточной Азии; дать хозяйственно-культурную характеристику китайского этноса и выявить её взаимосвязь с материальной культурой; определить особенности социальной структуры, общественных, семейно-брачных отношений китайского этноса; выявить основное содержание духовной культуры китайского этноса, определить территории проживания национальных меньшинств Китая, их этногенез и влияние на этот процесс китайского этноса; охарактеризовать основное содержание традиционных культур малых народов Китая. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОК-3 | способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов России и зарубежья, толерантно воспринимать социальные и культурные различия |
ОПК-2 | способность составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей |
ПК-10 | готовность вести учебно-вспомогательную и учебно-организационную работу в образовательных организациях высшего образования |
ПСК-1 | способность описывать и анализировать общественно-политические, внешнеполитические, экономические, правовые реалии Китая на китайском и русском языках |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные этапы развития этногенеза Китая; этническую карту Китая, современные тенденции развития китайского этноса; особенности этнокультурного развития региона специализации |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | определять причинно-следственные связи исторических событий, анализировать актуальные этнокультурные и этнические проблемы региона специализации |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | комплексным представлением о народонаселении Китая, методами научного анализа исторических процессов; категориальным аппаратом дисциплины и способностью применять его в учебно-исследовательской деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в курс «Этнография Китая». | ||||||
1.1. | Введение в курс «Этнография Китая». | Лекции | 1 | 4 | ОК-3, ОПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 2. Природно-географическая среда и её влияние на формирование хозяйственно-культурных типов. | ||||||
2.1. | Природно-географическая среда и её влияние на формирование хозяйственно-культурных типов. | Лекции | 1 | 4 | ОК-3, ОПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
2.2. | Природно-географическая среда и её влияние на формирование хозяйственно-культурных типов. | Практические | 1 | 4 | ОК-3, ОПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 3. Антропологическая и этнолингвистическая характеристика населения Китая. | ||||||
3.1. | Антропологическая и этнолингвистическая характеристика населения Китая. | Практические | 1 | 4 | ОК-3, ОПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 4. Материальная культура китайского народа.Народные традиции, культы, обряды, верования. | ||||||
4.1. | Материальная культура китайского народа. | Лекции | 1 | 4 | ОК-3, ОПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
4.2. | Материальная культура китайского народа.Народные традиции, культы, обряды, верования. | Практические | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 5. Духовная культура китайцев. | ||||||
5.1. | Духовная культура китайцев. | Практические | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 6. Общественные нравы и семейные отношения в традиционном китайском обществе. | ||||||
6.1. | Общественные нравы и семейные отношения в традиционном китайском обществе. | Лекции | 1 | 4 | ОК-3, ОПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 7. Этническое самосознание и менталитет китайцев. | ||||||
7.1. | Этническое самосознание и менталитет китайцев | Лекции | 1 | 4 | ОК-3, ОПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
7.2. | Работа над темой «Этническая характеристика национальных меньшинств КНР». | Сам. работа | 1 | 18 | ОК-3, ОПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 8. Национальные меньшинства Китая. | ||||||
8.1. | Национальные меньшинства Китая. | Практические | 1 | 4 | ОК-3, ОПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
8.2. | Подготовка к промежуточной аттестации | Сам. работа | 1 | 18 | ОК-3, ОПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1.Кантонская кухня 2.Сычуаньская кухня 3. Кухни Синьцзяна и тибета 4. Северо-восточная кухня (东北菜) 5. Традиционная обрядность жизненного цикла. 6. Обряды, связанные с беременностью и рождением ребенка. Выбор имени. 7. Обряды первого года жизни и переход ребенка в мир взрослых. 8. Сватовство и свадьба. 9. Смерть и похороны. Китайские могилы и кладби 10. Традиционные китайские праздники и обряды годового цикла. 11. Обряды, связанные с миром живых и мертвых. 12. Календарные праздники. 13. Календарные обряды императорского двора. 14. Праздники и хозяйственные циклы китайского земледельца. 15. Традиционные праздники в современном Китае. 16. Семья и клан. Клановые хроники и уставы. 17. Цехи и землячества. Тайные общества. 18. Положение женщины и система воспитания детей. 19. Происхождение китайских фамилий. Современные фамилии в Китае. 20. Семантика китайских имен. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Под ред. Козьмина В.А., Бузина В.С. | ЭТНОЛОГИЯ (ЭТНОГРАФИЯ). Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Ю. А. Лысенко, Н. В. Скурихина | Этнология региона специализации [Электронный ресурс]: учеб. пособие | АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | И. В. Анисимова [и др.] | История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие | АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Т.А. Титовой | Этнология: учебник | Издательство КФУ, 2017 | www.studentlibrary.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER/ ] | |||
Э2 | Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ] | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) 2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД. Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос. При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае. Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний. |