МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в профессию

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план51_03_04_Музеология-4-2018
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 75
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 75 75 75 75
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Гребенникова Т.Г.

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, Тишкин А.А.

Рабочая программа дисциплины
Введение в профессию

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия, приказ №788 от 01.07.2016 г.

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 24.04.2018 протокол № 2.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Введение в профессию» является усвоение системы подготовки бакалавров по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» и формирование мотивации к осуществлению основных направлений профессиональной деятельности.
Задачи курса
определить место направления «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» в системе высшего профессионального образования в России и дать ему общую характеристику;
познакомить с ФГОС ВПО по указанному направлению, продемонстрировать имеющиеся особенности и преимущества учебного плана;
объяснить систему текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся студентов;
конкретизировать роль самостоятельной работы студентов (СРС) в вузе;
подготовить к учебно-исследовательской работе и написанию курсовой и выпускной квалификационной работы;
– раскрыть основные этапы становления музеологии как научной и как учебной дисциплины;
– изучить многообразие и специфику объектов культурного наследия;
обозначить основную проблематику современных научных исследований в музеологии, изучения и сохранения культурного и природного наследия.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию
ОПК-1 способность применять теоретические основы и методологию историко-культурного и музеологического знания в исследованиях современного музея и объектов культурного и природного наследия
ОПК-2 способность к профессиональной мобильности и изменению при необходимости профиля профессиональной деятельности
ОПК-4 способность понимать, изучать и критически анализировать научную информацию по тематике исследования, используя адекватные методы обработки, анализа и синтеза информации
ОПК-5 осознание социальной значимости будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- особенности будущей профессиональной деятельности;
- специфику организации и функционирования музеев и учреждений музейного типа;
- разновидности памятников историко-культурного наследия и подходы к их изучению, сохранению и использованию
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять полученные знания на практике при выполнении учебно-исследовательской и проектных работ;
- выполнять основные виды работ, связанные с сохранением движимого музейного и недвижимого культурного наследия
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- современными нормативно-правовыми данными в области музеологии;
- базовыми приемами разработки проектов в системе музейной деятельности и наследиеведения;
- основными методами учебно-исследовательской работы в области музеологии и наследиеведения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Высшее профессиональное образование в России
1.1. Структура высшего профессионального образования в России. История высшего образования: первые вузы России. Болонский процесс и формирование уровневого высшего профессионального образования в РФ. Бакалавриат в России и за рубежом. Магистратура: история и современный подход к трактовке степени. Образовательные стандарты третьего поколения. Краткая история создания и развития Алтайского государственного университета. Основные подразделения, руководящий состав. Исторический факультет: деканат, кафедры, преподаватели. Требования общего порядка, предъявляемые к студентам университета. Текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся студентов. Документы, регламентирующие систему контроля и аттестации обучающихся студентов. Сессия. Число аттестаций (зачетов и экзаменов) за семестр и за год. Курсовые зачеты. Формы и время проведения зачетов. Оценка сдачи зачеты. Дифференцированный зачет. Автоматическое выставление зачета. Пересдача зачета. Курсовые экзамены. Примерные критерии оценки экзамена. Время и формы Лекции 1 4 ОК-7, ОПК-2 Л2.1, Л1.1
1.2. Учебно-исследовательская работа студентов. Курсовая работа. Порядок и формы проведения УИРСа. Выбор темы для курсовой работы. Научный руководитель и его обязанности. Консультации. Работа в библиотеках. Конспектирование, Структура курсовой работы и правила ее оформления. Сноски. Библиографический список и особенности описания монографии, статьи и других публикаций. Архивные источники и документы. Электронные ресурсы по музеологии. Подготовка и прочтение доклада. Участие в конференциях и семинарах. Практические 1 4 ОК-7, ОПК-2 Л2.1, Л1.1
1.3. Оформление библиографического списка и сносок в исследовательской работе Сам. работа 1 25 ОК-7, ОПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. ФГОС ВПО по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия». Содержание основной образовательной программы
2.1. Общая характеристика направления подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия». История ее создания и утверждения, степень распространения в вузах страны. Требования к абитуриенту. Нормативный срок освоения программы подготовки по специальности. Квалификационная характеристика выпускника. Области будущей профессиональной деятельности. История разработки и утверждения государственного стандарта. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины. Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом. Практики (археологическая, музейно-ознакомительная, фондовая, музейно-педагогическая). Требования к уровню подготовки выпускника: к профессиональной подготовленности, по дисциплинам специализации, к выпускной квалификационной работе, к государственному экзамену. Учебный план в АлтГУ по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия». Лекции 1 2 ОК-7, ОПК-2, ОПК-5 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Музеология как научная дисциплина
3.1. Понятие «Музеология». История формирования научной дисциплины. Зарождение музеологии как области практической деятельности. Развитие музеологии как учебной дисциплины. Базовые понятия музеологии. Культурное наследие: материальное и нематериальное. Виды объектов культурного наследия. Мероприятия по сохранению культурного наследия. Природное наследие. Культурные ценности. Культурные ландшафты как объекты наследия. Основные разновидности культурных ландшафтов Лекции 1 4 ОК-7, ОПК-2, ОПК-5 Л2.1, Л1.1
3.2. Содержание понятия «Музей». Этимология слова «музей». Подходы к определению понятия. «Музей» в документах ICOM. Античные коллекции натуралиев. Особенности собирательства в древности. Александрийский Музейон: основание, устройство, основные направления деятельности и научные достижения (математика, астрономия, медицина, другие области знания). Средневековые протомузейные формы за рубежом и в России. Ценности в храмах Европы. Светские сокровищницы. Средневековые дворцовые галереи. Естественно-научные кабинеты: возникновение, особенности собраний и устройство. Анатомический кабинет Ф. Рюйша. Современный музей как социокультурный институт. Функции и назначение современного музея. Практические 1 4 ОК-7, ОПК-2, ОПК-5 Л2.1, Л1.1
3.3. Средневековые протомузейные формы в России и за рубежом: подготовка презентации Сам. работа 1 20 ОПК-1, ОПК-4 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Современные направления охраны и использования памятников наследия
4.1. Классификация объектов наследия. Материальное и нематериальное наследие. Движимые памятники (музейные коллекции). Недвижимые памятники наследия: основные категории. Музеи заповедники и национальные парки. Основные разновидности памятников архитектуры. Понятие «памятник зодчества». Крепость. Форт. Замок: понятие, история возникновения и развития. Кремль как архитектурный памятник. Происхождение термина. Кремли на Руси. Храм. Типы храмовых зданий. Монастырь и типы монастырей. Дворец. Дворцово-парковый ансамбль. Триумфальная арка.Музейные здания как памятники истории и культуры. Зарубежные музейные здания. Зимний дворец, дворцы в комплексе Русского музея, здание Кунсткамеры. Особенности памятников садово-парковой (ландшафтной) архитектуры. Регулярный парк: понятие и история формирования. Основные исторические типы парков. Элементы ландшафтного дизайна. Малые архитектурные формы. Основные параметры анализа ландшафта. Скульптурные памятники и их особенности. Содержание понятия «скульптура». Основные разновидно Лекции 1 8 ОПК-1, ОПК-4 Л2.1, Л1.1
4.2. Наследиеведение как область деятельности в сфере культуры. Значение памятников истории и культуры в жизни современного общества. Музеефикация памятников и ее значение. Венецианская хартия (1964) об использовании памятников. «Нарский документ о подлинности» (1994). Содержание понятия «подлинность». Социальные функции памятников истории и культуры. Министерство культуры РФ. Руководство. Направления деятельности. Подведомственные учреждения. Документационное обеспечение сферы культуры. Федеральное архивное агентство. Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия. Направления деятельности НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева. Сотрудники и подразделения. Концепции, проекты и издания. Региональные программы. Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры. Российский Институт культурологи: основные направления деятельности. Дирекция. Направления исследований. Сибирский филиал. Публикации. Государственный научно-исследовательски Практические 1 8 ОПК-1, ОПК-4 Л2.1, Л1.1
4.3. Классификация объектов наследия: доклады-презентации,тестирование, дискуссии Сам. работа 1 10 ОПК-1, ОПК-4 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Учреждения музейного типа как категория музеологии
5.1. Музеи под открытым небом. Музеи под открытым небом в Европе. История возникновения. Скансен и его значение. А. Газелиус. Европейский опыт (Норвегия, Дания, Голландия, Германия, Исландия). Союз европейских музеев под открытым небом. Современные музеи под открытым небом в Европе. Музеи «in situ». Музеи под открытым небом в России: особенности и опыт организации и функционирования. Практические 1 6 ОПК-1, ОПК-4 Л2.1, Л1.1
5.2. Подготовка аналитических записок на музеи под открытым небом в России Сам. работа 1 20 ОПК-1, ОПК-4 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Законодательство в области музейного дела и сохранения наследия
6.1. Основы законодательства РФ в сфере наследия. Законодательство в области музейного дела и сохранения наследия. Ст. 44 Конституции РФ. Основы законодательства о культуре РФ (1992 г.). ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (2002 г.). ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (1996 г.). Роль UNESCO в сохранении наследия. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. Европейские конвенции об охране культурного наследия. Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-4 Л2.1, Л1.1
6.2. Экзамен по дисциплине Экзамен 1 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. История и современная структура высшего профессионального образования в России.
2. Краткая история создания и развития Алтайского государственного университета. Текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся студентов. Самостоятельная работа студентов (СРС) в вузе.
3. Учебно-исследовательская работа студентов. Курсовая работа.
4. Общая характеристика направления подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия». Учебный план в АлтГУ по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия».
5. Понятие «Музеология». История формирования научной дисциплины.
6. Развитие музеологии как учебной дисциплины.
7. Базовые понятия современной музеологии.
8. Содержание понятия «Музей». Античные коллекции натуралиев.
9. Средневековые протомузейные формы за рубежом и в России.
10. Современный музей как социокультурный институт.
11. Наследиеведение как область деятельности в сфере культуры. Министерство культуры РФ.
12. Направления деятельности НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева. Российский Институт культурологи: основные направления деятельности.
13. Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры. История и основные направления деятельности.
14. Зарубежные общества сохранения наследия.
15. Классификация объектов наследия: история и основные подходы.
16. Основные разновидности памятников архитектуры.
17. Особенности памятников садово-парковой (ландшафтной) архитектуры.
18. Скульптурные памятники и их особенности. Музей-памятник: понятие и особенности.
19. Памятники культурного наследия г. Барнаула.
20. Музеи под открытым небом. Музеи под открытым небом в Европе.
21. Музеи под открытым небом в России: особенности и опыт организации и функционирования.
22. Законодательство РФ в области музейного дела и сохранения наследия.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотерны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Составьте аналитическую записку на любой объект культурного наследия.
Структура записки:
Аналитическая записка на объект наследия "_____________________________________________"

1. Наименование объекта.
2. Месторасположение, адрес.
3. Учреждение, к которому относится территория парка.
4. История возникновения парка (дата, создатели, обстоятельства).
5. Основные элементы регулярного или пейзажного парка.
6. Современное состояние, использование парка, реставрационные работы.
7. Библиография (3–5 позиций).
8. Презентационные материалы.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гребенникова Т.Г. Музеология. Введение в профессию: учебное пособие Алт. ун-та, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 авт.-сост. А.А. Тишкин, Т.Г. Гребенникова Основы музеологии: учебное пособие Изд-во Алт. ун-та, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Архив журнала «Музей» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.panor.ru/journals/museum/archive/
Э2 Ссылки на веб-сайты музеев (художественных, исторических, этнографических и т.д.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/museum.htm
Э3 Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU включает полнотекстовые версии и библиографические указатели статей из научных журналов по различным отраслям знаний [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.elibrary.ru/
Э4 Портал «Музеи России» [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.museum.ru
Э5 Сайт «Музей будущего» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.future.museum.ru/
Э6 Электронная библиотека по музеологии кафедры музеологии Российского государственного гуманитарного университета [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.museolog.rsuh.ru/biblioteka.html
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReade
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
112Д музей археологии и этнографии алтая АлтГУ - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 4 посадочных места; доска меловая 1 шт.; фонды; архив; экспозиционные материалы
112Д фондохранилище музея археологии и этнографии алтая - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи с музейными коллекциями; топографическая опись
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Лекции представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. Подготовленный конспект и рекомендуемая литература используются при подготовке к семинарским и практическим занятиям. Материал лекций позволяет проследить становление и развитие музея и музеологии как научной дисциплины, сформировать начальный уровень профессионального интереса и профессиональной деятельности в сфере музейного дела и наследиеведения.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. Может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
При изучении тем, полностью вынесенных в самостоятельную работу студента необходимо ознакомиться с материалами и литературой, предложенных преподавателям, выполнить практические задания и предоставить их в установленные сроки.
При изучении литературы, подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к экзамену по дисциплине. Выступление на занятии следует продумать, подготовить заранее.
При подготовке индивидуальных презентаций необходимо использовать ресурсы сети Internet.
Электронный учебно-методический комплекс дисциплины (ЭУМКД), размещенный по адресу http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=125&notifyeditingon=1, включает материалы, сгруппированные тематически по разделам курса. В ЭУМКД представлены планы практических занятий и материалы (литература и интерактивные ссылки) для подготовки к ним. Темы пронумерованы и представлены в соответствующих разделах. Лекционные презентационные материалы, необходимые для повторения теоретической информации также отражены и открыты в свободном доступе. Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально после освоения каждой из тем и направляются преподавателю. оценка выставляется по пятибалльной шкале. Доступ к тестовым заданиям открывается преподавателем в определенные дни. Выполнение теста ограничено по времени. Каждый вопрос оценивается в один балл. К устному экзамену допускаются студенты, которые выполнили все практические задания.