МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Консервация и реставрация музейных предметов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz51_03_04_Музеология-2-2018
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 197
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 197 197 197 197
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Горбунов В.В.

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, Грушин С.П.

Рабочая программа дисциплины
Консервация и реставрация музейных предметов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (уровень бакалавриата). Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 июля 2016 г. №788

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 24.04.2018 протокол № 2.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – сформировать представления об истории и основных методах музейной реставрационно-консервационной практики, приобрести теоретические знания и практические навыки работы по реставрации и консервации музейных предметов.
Задачи курса:
1) познакомить студентов с понятиями «консервация» и «реставрация»,
2) рассмотреть историю развития консервационно-реставрационной деятельности и направления работы ведущих реставрационных центров России,
3) сформировать представления об основах теории и методологии реставрации,
4) уяснить основные положения этики профессии консерватора-реставратора,
5) разобраться в специфике полевой консервации археологических предметов,
6) изучить методы консервации и реставрации археологических находок из камня, кости, дерева, бронзы, железа, благородных металлов и других материалов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 способность выполнять все виды работ, связанных с учетом музейных коллекций, объектов культурного и природного наследия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- содержание понятий «консервация» и «реставрация»;
- историю формирования консервационно-реставрационной деятельности;
- основы реставрационной этики;
- особенности полевой консервации археологических находок;
- методы реставрации и консервации изделий из различных материалов.
3.2.Уметь:
3.2.1.- бережно относится к памятникам историко-культурного наследия;
- использовать полученные на занятиях знания в практической деятельности;
- применить при необходимости простейшие методы реставрации и консервации музейных предметов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками работы с нормативными правовыми документами по своей деятельности;
- навыками по технике безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности, обеспечивающими физическую сохранность музейных собраний;
- навыками работы с нормативными документами, определяющими параметры и стоимость проведения работ в разных сферах социокультурной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Реставрация и консервация: общие положения
1.1. Основные понятия реставрация и консервация: общее и особенное. Реставрация и консервация как важнейший вид деятельности по сохранению культурного наследия. Лекции 5 2 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.2. История становления реставрационно-консервационной деятельности. Основные реставрационные центры России; направления современных научных исследований. Сам. работа 5 20 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.3. Проблемы теории и методологии реставрации: история развития различных реставрационных технологий. Лекции 5 2 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.4. Профессиональная деятельность консерватора-реставратора: специализация и вопросы этики Практические 5 2 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.5. Профессиональная деятельность консерватора-реставратора: специализация и вопросы этики Сам. работа 5 20 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.6. Полевая консервация и реставрация археологических находок Сам. работа 5 20 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Реставрация и консервация музейных предметов: методы реставрации и консервации различных видов памятников (камень, стекло, металл, живопись, бумага и т.д.)
2.1. Реставрация и консервация предметов из камня, стекла и эмали Практические 5 2 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.2. Реставрация и консервация предметов из камня, стекла и эмали Сам. работа 5 19 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.3. Реставрация и консервация предметов из керамики Сам. работа 5 20 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.4. Реставрация и консервация предметов из дерева, кожи и кости Сам. работа 5 20 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.5. Реставрация и консервация предметов из ткани Сам. работа 5 20 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.6. Реставрация и консервация предметов меди и ее сплавов, олова и свинца Сам. работа 5 20 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.7. Реставрация и консервация предметов из железа Практические 5 2 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.8. Реставрация и консервация предметов из железа Сам. работа 5 18 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.9. Реставрация и консервация предметов из драгоценных металлов Сам. работа 5 20 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.10. Экзамен 5 9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1.Общие положения и понятия консервации и реставрации.
2.Историческая эволюция практики и теории реставрации и консервации как процесс формирования их научных принципов.
3.История возникновения и развития отечественных реставрационных центров. Реставрационные центры в музеях.
4.Отдел научной реставрации Государственного Исторического музея.
5.Состояние проблемы развития теории и методологии реставрации.
6.Становление основных принципов теории и методологии реставрации в России и за рубежом.
7.Сущность профессии консерватора-реставратора.
8.«Кодекс этики» Комитета по консервации Международного Совета по делам музеев (ICOM).
9.Этические кодексы реставраторов в странах Европы: общие черты и особенности.
10.Кодекс реставратора Санкт-Петербурга.
11.Проблемы и задачи полевой консервации.
12.Выемка из земли археологических материалов.
13.Полевая обработка археологического металла.
14.Полевая консервация изделий из текстиля, кости, кожи и дерева.
15.Породы и факторы разрушения камня. Категории археологических изделий из камня.
16.Способы очистки каменных изделий.
17.Состав стекла и эмали (хрусталя) и основные факторы их разрушения. Способы реставрации стекла и эмали.
18.Керамические материалы и воздействие на них окружающей среды.
19.Последовательность реставрации и консервация керамики.
20.Состав кости и факторы разрушения.
21.Реставрация костяных археологических предметов.
22.Структура животной кожи и факторы ее разрушения.
23.Реставрация и консервация археологических изделий из кожи.
24.Строение древесины и коры. Факторы разрушения.
25.Реставрация и консервация дерева и бересты.
26.Виды тканей растительного и животного происхождения и факторы их разрушения.
27.Последовательность реставрации и консервация ткани.
28.Свойства меди и ее сплавов. Основные стадии коррозии меди и бронзы.
29.Последовательность реставрации и консервация изделий из меди и бронзы.
30.Свойства олова и свинца. Факторы разрушения изделий из олова и свинца.
31.Реставрация и консервация изделий из олова и свинца.
32.Структура железа и факторы его разрушения в окружающей среде Основные стадии коррозии железа.
33.Последовательность реставрации и консервация железных археологических предметов.
34.Свойства золота и серебра. Факторы разрушения серебра.
35. Реставрация и консервация изделий из серебра.
36.Сплавы золота с другими металлами и методы их очистки.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1.Причины, характер и виды повреждений и разрушений памятников истории и культуры.
2.Основное содержание терминов: реставрация, консервация, реконструкция, поновление, фальсификация.
3.Эволюция термина «реставрация» в разные эпохи.
4.Международные нормативные документы по реставрационной этике, их цели и задачи.
5.Роль реставратора в музейной работе.
6.Условия хранения музейных памятников и консервация, их взаимосвязь.
7.Поновление памятника и научная реставрация: миф и реальность.
8.Естественно-научные методы исследований в реставрации, их возможности, значение и границы.
9.Методы сохранения и восстановления памятников в Древней Греции и Риме, их общность и различие.
10.Отношение к памятникам прошлого и своего времени в Средние века в Западной Европе, Византии и Руси, методы их сохранения и поновления.
11.Основные направления теоретической мысли в области сохранения памятников прошлого в конце XIX – начале XX вв.
12.Археологические исследования и их роль в развитии реставрационно-консервационной деятельности.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Практические задания:
Практическое задание для самостоятельной работы:
Тема: Отечественные реставрационные центры: история формирования и современная деятельность
Вопросы:
1. История возникновения и развития отечественных реставрационных центров.
2. Отдел научной реставрации Государственного Исторического музея: история и направления деятельности.
3. Реставрационные центры в отечественных музеях.
Литература:
Владимирова О.Ф. Основные принципы организации работы Отдела научной реставрации // Реставрация музейных ценностей. Научные и практические работы. Труды ГИМ. М., 1999. Вып. 107. С. 124–126.
Овчинникова Т.В. Реставрационные центры // Российская музейная энциклопедия. М., 2001. Том 2. С. 137–138.
Уфимцев В.К. Эрмитажная школа реставрации: результаты, проблемы, перспективы // Проблемы реставрации памятников культуры и искусства в музеях Урала. Екатеринбург, 2007. С. 3–4.
Хетагуров А.Н. История создания и развития Отдела научной реставрации ГИМ // Реставрация музейных ценностей. Научные и практические работы. Труды ГИМ. М., 1999. Вып. 107. С. 127–136.
Юсупова М.В. Химическая лаборатория и основные направления ее деятельности // Реставрация музейных ценностей. Научные и практические работы. Труды ГИМ. М., 1999. Вып. 107. С. 137–140.
Государственный Русский музей. Отдел реставрации экспонатов // http://www.artsstudio.com/restoration/restoratl.htm
Отдел научной реставрации // http://www.shm.ru
State Hermitage Museum: Information // http://www.hermitagemuseum.org

Практическое задание для самостоятельной работы:
Тема: Полевая консервация и реставрация археологических находок
Вопросы:
1. Выемка из земли археологических материалов.
2. Полевая обработка археологического металла.
3. Полевая консервация изделий из текстиля, кости, кожи и дерева.
Литература:
Борисова Н.В. Из опыта работы с керамикой в условиях археологической экспедиции // Проблемы реставрации памятников культуры и искусства в музеях Урала. Екатеринбург, 2007. С. 20–23.
Буршнева С.Г. Использование подручных материалов в полевой консервации // Неотложная консервация археологических памятников и организация передвижной реставрационной лаборатории. Сургут, 2004; Екатеринбург, 2004. С. 24–30.
Кирьянов А.В. Консервация археологических предметов. М., 1960. С. 7–22.
Минжулина Т.В. Первичная очистка и консервация предметов из органических материалов в полевых условиях // Неотложная консервация археологических памятников и организация передвижной реставрационной лаборатории. Сургут, 2004; Екатеринбург, 2004. С. 37–42.
Реставрация, исследование и хранение музейных художественных ценностей: Обзорная информация. Вып. I. Полевая консервация археологических находок в СССР и за рубежом. М., 1984. С. 5–23.
Рыжова Ю.С. Проблемы реставрации археологической керамики // Неотложная консервация археологических памятников и организация передвижной реставрационной лаборатории. Сургут, 2004; Екатеринбург, 2004. С. 14–15.
Итоговое практическое задание:
Тема: Реставрация и консервация археологических предметов из железа
Вопросы:
1. Последовательность реставрации археологических железных предметов.
2. Консервация железных археологических изделий.
3. Общие принципы консервации металлов.

Литература
Буршнева С.Г. Методика реконструкции фрагмента древнерусской кольчуги из Старой Ладоги // Проблемы реставрации памятников культуры и искусства в музеях Урала. Екатеринбург, 2007. С. 95–97.
Воропай Л.М., Смирнова Н.В. Физико-химический анализ метода интенсивной промывки археологических экспонатов, выполненных из железа // Проблемы реставрации памятников культуры и искусства в музеях Урала. Екатеринбург, 2007. С. 154–158.
Кирьянов А.В. Консервация археологических предметов. М., 1960. С. 46–56.
Материалы научной конференции ВЦНИЛКР по реставрации. Консервации и хранению музейных экспонатов из металлов. М., 1969. Приложение V. С. 149–165.
Реставрация, исследование и хранение музейных художественных ценностей. Обзорная информация. Вып. I. Проблемы реставрации археологического металла. М., 1980. С. 12–27.
Турищева Р.А., Самгина В.В. Консервация музейных предметов из черных металлов // Реставрация музейных ценностей. Научные и практические работы. Труды ГИМ. М., 1999. Вып. 107. С. 23–29.
Турищева Р.А. Изучение возможностей стабилизации археологического железа // Реставрация музейных ценностей. Научные и практические работы. Труды ГИМ. М., 1999. Вып. 107. С. 30–33.
Ширяков В.А. Реставрация археологического металла // Реставрация музейных ценностей. Научные и практические работы. Труды ГИМ. М., 1999. Вып. 107. С. 105–108.

Тестовые задания:
1. Слово реставрация обозначает?
а) восстановление предмета +
б) сохранение предмета
в) воссоздание предмета

2. Чьи работы произвели революцию в деле реставрации?
а) Александра Скотта
б) Фридриха Ратгена +
в) Колина Финка

3. Какие материалы являются универсальными и для реставрации и для консервации предметов?
а) кислоты
б) парафин
в) полимерные смолы +

4. Что в наибольшем количестве поражает предметы, находящиеся в земле?
а) бактерии
б) хлориды +
в) соли

5. Предметы, из каких металлов более устойчивы к коррозии?
а) медь
б) серебро +
в) железо

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кимеева Т.И., Окунева И.В. Основы консервации и реставрации археологических и этнографических музейных предметов: учебное пособие Кемерово : КемГУКИ, 2009 biblioclub.ru
Л1.2 Фармаковский М.В. Консервация и реставрация музейных коллекций: Москва : Типография "Красный печатник", 1947 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Горбунов В.В., Тишкин А.А. Научно-фондовая работа в музее : учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л2.2 Кулемзин А.М. Методика сохранения и использования памятников истории и культуры: учебное пособие Кемерово : КемГУКИ, 2009 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Государственный Русский музей. Отдел реставрации экспонатов // http://www.artsstudio.com/restoration/restoratl.htm
Э2 Кодекс реставратора Санкт-Петербурга // http://www.cathedral.ru
Э3 Кодекс этики Комитета по консервации Международного Совета по делам музеев ICOM // http://www.cathedral.ru
Э4 Особенности оценки произведений искусства // http://www.jewellery-art.ru/stst_2.html
Э5 Отдел научной реставрации // http://www.shm.ru
Э6 Положение о лицензировании деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) // http://rosohrancult.ru
Э7 State Hermitage Museum: Information // http://www.hermitagemuseum.org
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Материал курса структурирован на разделы, в соответствии с последовательностью консервационно-реставрационной работы в музее. При изучении разделов курса студенты должны ознакомиться с историей формирования консервационно-реставрационной деятельности, с основами теории и методологии реставрации, с особенностями полевой консервации археологических находок; обратить внимание на методы реставрации и консервации изделий из различных материалов, на особенности составления и заполнения реставрационной документации; уяснить понятия «консервация» и «реставрация», основы реставрационной этики, простейшие методы реставрации и консервации музейных предметов.
Лекции студенты слушают и конспектируют. Эти материалы будут востребованы при подготовке к экзамену.
Практические задания студенты выполняют на семинарских занятиях устно. При подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы также при подготовке к экзамену. Выступление на занятии следует продумать и подготовить заранее.
Самостоятельную работу студенты выполняют в рамках тем, обозначенных в программе курса. При изучении разделов «Реставрация и консервация: общие положения» и «Реставрация и консервация музейных предметов: методы реставрации и консервации различных видов памятников (камень, стекло, металл, живопись, бумага и т.д.)», рекомендуется использовать основную и дополнительную литературу из программы курса. Результаты самостоятельной работы проверяются на экзамене.
По вопросам пропущенных занятий студент готовится самостоятельно, демонстрирует результаты в устной или письменной форме (тестовые задания, письменная работа, реферат) преподавателю на консультации. При подготовке письменных работ следует использовать дополнительную литературу.
К экзамену допускаются студенты-бакалавры не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий. Экзамен призван оценить работу студента-бакалавра по дисциплине «Консервация и реставрация музейных предметов», выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, наличие навыков самостоятельной работы.
В каждый экзаменационный билет включено два вопроса: один по лекционным темам, другой по практическим занятиям, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 45 минут.
Уровень знаний, умений и навыков обучающегося при устном ответе во время экзамена определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» по следующим критериям. Оценка «отлично» ставится, если студентом дан полный, развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал освоение компетенций в полном объеме учебной программы. Оценка «хорошо» выставляется, если студентом дан развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал освоение компетенций в достаточном объеме учебной программы. Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студентом дан ответ на поставленные вопросы, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, где он продемонстрировал освоение компетенций в частичном объеме учебной программы. Оценка «Неудовлетворительно» выставляется, если студентом не дан ответ на поставленные вопросы и компетенции не сформированы в необходимом объеме учебной программы.