МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы проектирования музейных экспозиций

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный планz51_03_04_Музеология-2-2018
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 231
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 4 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 2 2 4 4 6 6
Практические 2 2 4 4 6 6
Сам. работа 68 68 163 163 231 231
Часы на контроль 0 0 9 9 9 9
Итого 72 72 180 180 252 252

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Горбунов В.В.;к.и.н., доцент, Тишкина Т.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Гребенникова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Основы проектирования музейных экспозиций

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (уровень бакалавриата). Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 июля 2016 г. №788 Номер государственной регистрации №58гум/сп

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 24.04.2018 протокол № 2.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Тишкин А.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Тишкин А.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – сформировать представления об основных методах и этапах проектирования музейной экспозиции, учета и хранения музейных коллекций при экспонировании.
Задачи курса:
1) предоставить студентам системные знания об основных понятиях экспозиционной деятельности,
2) охарактеризовать основные методы проектирования экспозиции,
3) рассмотреть историю экспонирования в музеях мира,
4) изучить характеристики экспозиционной работы в отечественной музееведческой литературе,
5) освоить основные этапы проектирования музейной экспозиции,
6) познакомиться с особенностями экспонирования различных видов музейных материалов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способность применять современные методы исследований в ведущих направлениях музейной деятельности и сохранении культурного наследия
ПК-7 способность выполнять все виды работ, связанных с учетом музейных коллекций, объектов культурного и природного наследия
ПК-8 способность осуществлять контроль режимов музейного хранения
ПК-9 способность применять правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– об особенностях развития музейного проектирования;
– об особенностях работы с различными группами экспонатов.
3.2.Уметь:
3.2.1.– применять понятийный аппарат и методы экспозиционного проектирования;
– использовать полученные знания по истории, теории и практике музейного проектирования в своей профессиональной деятельности;
– использовать особенности экспонирования различных видов музейных материалов;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– использования современных методов исследований в ведущих направлениях музейной деятельности и сохранения культурного и наследия;
– применения методов социального взаимодействия и профессионального общения;
– по технике безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности, обеспечивающих физическую сохранность музейных собраний;
– разработки проектов по основным направлениям музейной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Музейная экспозиция: основные понятия, принципы, история, теория и методы
1.1. Музейная экспозиция – основная форма музейной коммуникации. Лекции 4 2 ПК-1, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Музейная экспозиция – основная форма музейной коммуникации. Сам. работа 4 34 ПК-1, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Методика музейного экспонирования: принципы и методы экспозиционной деятельности. Лекции 5 2 ПК-1, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Методика музейного экспонирования: принципы и методы экспозиционной деятельности. Сам. работа 5 18 ПК-1, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Вопросы организации и техники экспозиции в отечественной литературе по музейному делу. виды выставочного оборудования, инструментарий; пространственное решение выставочной среды, проекты экспозиций. Сам. работа 5 19 ПК-1, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Зарождение экспонирования в эпоху Древности, Средневековья и Новое время Практические 4 2 ПК-1, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Зарождение экспонирования в эпоху Древности, Средневековья и Новое время Сам. работа 4 34 ПК-1, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. История экспонирования в отечественных музеях Практические 5 2 ПК-1, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.9. История экспонирования в отечественных музеях Сам. работа 5 18 ПК-1, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Проектирование музейной экспозиции
2.1. Научное проектирование музейной экспозиции Лекции 5 2 ПК-1, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Научное проектирование музейной экспозиции Сам. работа 5 18 ПК-1, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Техническое, рабочее и художественное проектирование музейной экспозиции Сам. работа 5 18 ПК-1, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Современные информационные технологии в музейной экспозиции Сам. работа 5 18 ПК-1, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Экспонирование различных предметов материальной культуры в музее Практические 5 2 ПК-1, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Экспонирование различных предметов материальной культуры в музее Сам. работа 5 18 ПК-1, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.7. Особенности музейного экспонирования научно-вспомогательных материалов Сам. работа 5 18 ПК-1, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.8. Тексты в музейной экспозиции Сам. работа 5 18 ПК-1, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.9. Экзамен по дисциплине Экзамен 5 9 ПК-1, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Музейная экспозиция - основная форма музейной коммуникации.
2. Экспозиционные материалы: основные разновидности.
3. Экспозиционные научно-вспомогательные материалы и воспроизведения.
4. Принципы и приемы построения экспозиций.
5. Методы построения музейной экспозиции.
6. Экспозиционный комплекс.
7. Зарождение экспонирования в эпоху Древности и Средневековья.
8. Экспозиции западноевропейских музеев в Новое время.
9. История экспонирования в отечественных музеях.
10. Экспозиции российских музеев второй половины XIX - начала XX вв.
11. Вопросы музейной экспозиции в отечественной литературе 1920-1930-х гг.
12. Освещение вопросов организации музейной экспозиции в отечественной литературе 1950-1960-х гг.
13. Вопросы организации музейной экспозиции в литературе 1970-2000-х гг.
14. Научное проектирование музейной экспозиции.
15. Техническое, рабочее и художественное проектирование музейной экспозиции.
16. Планировка здание и разработка маршрута осмотра.
17. Современные информационные технологии в музейной экспозиции.
18. Памятники материальной культуры и история их показа.
19. Экспозиционный показ техники. Предметы быта.
20. Палеонтологические коллекции, археологические комплексы и историко-бытовые ансамбли: особенности экспонирования.
21. Экспонирование знамен, предметов вооружения, монет и медалей.
22. Экспонирование письменных памятников, карт, чертежей и фотодокументов.
23. Музейное экспонирование копий, моделей и макетов.
24. Музейное экспонирование художественных и документальных воспроизведений.
25. Особенности экспонирования петроглифов (древних рисунков).
26. Новейшие способы музейного экспонирования.
27. Основные виды текстов музейной экспозиции.
28. Правила оформления этикеток для музейных экспозиций.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы:
1. Характеристика понятия «музейный экспонат» и «музейная экспозиция».
2. История экспонирования: основные этапы.
3. Задачи, приемы и методы построения музейной экспозиции.
4. Вещественные памятники как основное ядро экспозиции музеев археологии и этнографии.
5. Роль, значение и виды научно-вспомогательных материалов в музейной экспозиции исторического профиля.
6. Музейная экспозиция – наука или искусство?
7. Общеисторические музеи в России: история создания и их роль в современном мире.
8. Создание авторского научного проекта экспозиции.
9. Освещение проблем организации экспозиции в отечественной литературе по музейному делу.
10. Методы построения музейных экспозиций.
11. Характеристика различных видов экспозиционных материалов.
12. Особенности экспозиций в археологических и этнографических музеях.
13. Научное проектирование экспозиции: характеристика основных этапов.
14. Особенности и основные компоненты экспозиционного ансамбля.
15. Тексты в музейной экспозиции: основные виды.

Рефераты:
1. Проектирование археологической выставки
2. Проектирование археологической экспозиции
3. Проекты научных реконструкций
4. Проектирование археологического музея под открытым небом
5. Проектные решения экспозиционного пространства
6. Технологии проектирования научно-вспомогательных материалов
7. Археологическая деятельность как объект проектирования
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Изучите содержание статьи Эри И. Краткая история витрин // Museum. 1985. №146. С. 11–14. Письменно подготовьте ответы на следующие вопросы:
1. Какие принципы устройства музейного зала указаны Н. Нейкелем в труде «Музеография» (1727 г.)?
2. Назовите предметы мебели, используемые для хранения и публичного представления предметов коллекций в XVI–XVII вв.
3. Какие изменения в конструкциях музейной мебели происходят в XVIII–XIX вв.
2. Практическое задание для самостоятельной работы. Обратитесь к музейным афишам на официальных сайтах государственных музеев в Барнауле: Алтайского государственного краеведческого музея; Государственного художественного музея Алтайского края, Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая. Выявите и запишите по 2–3 примера наименований для каждого из основных типов музейных выставок:
– тематические;
– фондовые;
– отчетные.
3. Практическое задание для самостоятельной работы. Осмотрите разделы экспозиции Алтайского государственного краеведческого музея. Письменно подготовьте анализ одной стационарной и одной временной музейных экспозиций по следующему плану:
– название и концепция экспозиции. Метод экспонирования;
– применение специального (уникального) и/или универсального оборудования;
– качество экспозиционного материала: наличие подлинных музейных предметов и их характеристика по назначению и технологии изготовления. Используемые виды воспроизведений музейных предметов и внемузейных объектов;
– использование научно-вспомогательных материалов;
– особенности оформления и размещения текстов;
– световое оснащение;
– цветовое решение.
В заключении сделайте вывод о коммуникативной функции экспозиции. Обоснуйте свою точку зрения. Объем работы – 3–4 печатных листа текста в формате файла Word.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гребенникова Т.Г. Основы проектирования музейных экспозиций: учебное пособие Изд-во Алт. ун-та, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Левочкина Н.А. Музейный менеджмент : курс лекций Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
Л2.2 сост. и науч. ред. Н.А. Никишин Музеи и новые технологии: Москва : Прогресс-Традиция, 1999 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Музей им. П. В. Алабина. Создание музейных экспозиций // http://www.alabin.ru
Э2 Особенности художественного проектирования музейных экспозиций // http://www.terrahumana.ru
Э3 Научная концепция экспозиции // http://www.museumstudy.ru
Э4 Методика создания музейных экспозиций // http://www. domgogolya.ru
Э5 Организация музейной и выставочной экспозиции // http://www. vfmgiu-tourism.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)
Первобытное искусство (виртуальный музей) // http://vm.kemsu.ru
Положение о VI Красноярской музейной биеннале // http://6.biennale.ru
Рекомендации по созданию музеев-заповедников и их развитию // http://www.mkmk.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Материал курса структурирован на разделы, в соответствии с последовательностью экспозиционной работы в музее. При изучении разделов курса студенты должны ознакомиться с особенностями развития музейного проектирования и особенностями работы с различными группами экспонатов, обратить внимание на понятийный аппарат и методы экспозиционного проектирования; использовать полученные знания по истории, теории и практике музейного проектирования в своей профессиональной деятельности, использовать особенности экспонирования различных видов музейных материалов, уяснить современные методы исследований в ведущих направлениях музейной деятельности и сохранения культурного наследия, применение методов социального взаимодействия и профессионального общения, технику безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности, обеспечивающих физическую сохранность музейных собраний, опыт разработки проектов по основным направлениям музейной деятельности.
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. Лекционный материал структурирован на разделы.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. Может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
При изучении тем, полностью вынесенных в самостоятельную работу студента необходимо ознакомиться с материалами и литературой, предложенных преподавателям, выполнить практические задания и предоставить их в установленные сроки.
При изучении литературы, подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к экзамену по дисциплине. Выступление на занятии следует продумать, подготовить заранее.
При подготовке индивидуальных презентаций необходимо использовать ресурсы сети Internet.