МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Устойчивое развитие

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.02. География
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География-23-2018
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Швецова Ларина Валерьевна

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Жигулина Татьяна Николаевна

Рабочая программа дисциплины
Устойчивое развитие

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.02 География (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №955)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 24.04.2018 протокол № 2.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2018 г. № 228
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Барышников Геннадий Яковлевич, д.г.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2018 г. № 228
Заведующий кафедрой Барышников Геннадий Яковлевич, д.г.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение учебной дисциплины "Устойчивое развитие" нацелено на формирование географической и экологической культуры у студентов за счет расширения мировоззрения о концепции устойчивого развития и ее реализации на глобальном, государственном (национальном), региональном и локальном уровнях.
Задачи освоения учебной дисциплины:
1) сформировать представления у студентов об устойчивом развитии как идеологии, о концепции устойчивого развития и ее реализации на разных уровнях;
2) ознакомиться с основными этапами реализации концепции устойчивого развития в зарубежных странах;
3) изучить опыт перехода к устойчивому развитию в России и отдельных ее регионах (на государственном или национальном уровне; региональном и локальном уровнях).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.09

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8 способностью использовать знания о географических основах устойчивого развития на глобальном и региональном уровнях
ПК-9 способностью использовать навыки природоохранного и социально-экономического мониторинга, комплексной географической экспертизы, эколого-экономической оптимизации на разных уровнях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятие об устойчивости и устойчивом развитии; концептуальные основы устойчивого развития как идеологии; археологические культуры и их взаимоотношения с природой;
исторический этап развития общества и его взаимоотношения с природой; факторы возникновения неустойчивости в биосфере (природные, природно-антропогенные, антропогенные) и их влияние на развитие стран; критерии и показатели устойчивого развития; уровни устойчивого развития; историю «активности» стран по реализации документа "Повестка дня на XXI век" (программный документ о глобальной экологической деятельности); предпосылки перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (экологические; экономические; социальные и демографические); общие положения стратегии устойчивого развития Российской Федерации (отдельные аспекты); основные этапы перехода к устойчивому развитию Алтайского края в соответствие с концепцией устойчивого развития Российской Федерации.




3.2.Уметь:
3.2.1.составлять характеристику каждой археологической культуры как этапа взаимоотношения человека с окружающей средой; называть признаки индустриального и постиндустриального этапов развития общества; выявлять факторы неустойчивости биосферы и их влияние на экономическое и социальное развитие стран, а также их экологическое благополучие; отличать критерии от показателей устойчивого развития; составлять характеристику каждого уровня учтойчивого развития (глобального, государственного (национального), регионального и локального), используя материалы об отдельных странах; отличать предпосылки перехода Российской Федерации к устойчивому развитию; отличать уровень стратегий (программ, планов) (на примере Российской Федерации и ее регионов).
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.иметь навыки сравнения опыта зарубежных стран в переходе к устойчивому развитию (установление черт сходства и отличия); выявления предпосылок перехода отдельных стран к устойчивому развитию как идеологии; определения логических связей между структурой и содержанием стратегии устойчивого развития Российской Федерации и стратегиями (планами и программами) Алтайского края (или других субъектов РФ).

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. РАЗДЕЛ 1.ВВЕДЕНИЕ В КУРС. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА КУРСА.
1.1. Введение в курс. Устойчивое развитие как идеология. Лекции 8 2 ОПК-8, ПК-9 Л1.2, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.1, Л2.11, Л2.5, Л1.3, Л2.3
1.2. Работа с рекомендованной литературой и источниками (составление аннотации). Сам. работа 8 2 ОПК-8, ПК-9 Л1.2, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.1, Л2.11, Л2.5, Л1.3, Л2.3
Раздел 2. РАЗДЕЛ 2. ПРЕДПОСЫЛКИ НАУЧНОГО ПОНИМАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ.
2.1. Предпосылки научного понимания взаимодействия человека и природы. Лекции 8 2 ОПК-8, ПК-9 Л1.2, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.1, Л2.4, Л2.8, Л2.9, Л2.14, Л2.5, Л1.3, Л2.3, Л2.10
2.2. Этапы развития взаимоотношений между человеком и окружающей средой в разные археологические культуры. Практические 8 4 ОПК-8, ПК-9 Л1.2, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.1, Л2.4, Л2.8, Л2.9, Л2.5, Л1.3
2.3. Заполнение таблицы "Археологические культуры и их влияние на окружающую среду". Сам. работа 8 4 ОПК-8, ПК-9 Л1.2, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.1, Л2.4, Л2.8, Л2.9, Л2.5, Л1.3
2.4. Подготовка тематической презентации "Археологическая культура и ее влияние на окружающую среду" (выбор археологической культуры по желанию студента). Сам. работа 8 6 ОПК-8, ПК-9 Л1.2, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.1, Л2.4, Л2.8, Л2.9, Л2.5, Л1.3
2.5. Характеристика индустриального и постиндустриального этапов развития общества. Влияние человека на окружающую среду в указанные этапы. Сам. работа 8 2 ОПК-8, ПК-9 Л1.2, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.1, Л2.4, Л2.8, Л2.9, Л2.5, Л1.3
2.6. Подготовка к практическому занятию по теме "История возникновения понятия «устойчивое развитие» и формирование его современной концепции". Сам. работа 8 6 ОПК-8, ПК-9 Л1.2, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.1, Л2.4, Л2.8, Л2.9, Л2.5, Л1.3, Л2.3
2.7. История возникновения понятия «устойчивое развитие» и формирование его современной концепции. Практические 8 4 ОПК-8, ПК-9 Л1.2, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.1, Л2.4, Л2.8, Л2.9, Л2.1, Л2.13, Л1.3, Л2.3, Л2.10
Раздел 3. РАЗДЕЛ 3. ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕУСТОЙЧИВОСТИ В БИОСФЕРЕ.
3.1. Факторы возникновения неустойчивости в биосфере. Лекции 8 2 ОПК-8, ПК-9 Л1.2, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.1, Л2.13, Л1.3, Л2.6
3.2. Подготовка материалов по теме лекции (влияние факторов неустойчивости биосферы на экономическое и социальное развитие стран, а также их экологическое благополучие) для одной из стран по выбору студента. Сам. работа 8 2 ОПК-8, ПК-9 Л1.2, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.1, Л2.13, Л1.3, Л2.6
Раздел 4. РАЗДЕЛ 4. КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ.
4.1. Критерии и показатели устойчивого развития. Лекции 8 2 ОПК-8, ПК-9 Л1.2, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.1, Л2.1, Л2.11, Л2.13, Л2.5, Л2.12, Л1.3, Л2.2, Л2.10
4.2. Опыт перехода к устойчивому развитию в зарубежных странах и России. Лекции 8 4 ОПК-8, ПК-9 Л1.2, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.1, Л2.7, Л2.1, Л2.11, Л2.13, Л2.12, Л1.3, Л2.2, Л2.10
4.3. Тематическая презентация "Опыт перехода зарубежных стран к устойчивому развитию" (выбор страны по желанию студента). Сам. работа 8 4 ОПК-8, ПК-9 Л1.2, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.1, Л2.7, Л2.13, Л2.12, Л1.3, Л2.2
4.4. Опыт перехода к устойчивому развитию в зарубежных странах. Практические 8 6 ОПК-8, ПК-9 Л1.2, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.1, Л2.7, Л2.13, Л2.12, Л1.3, Л2.2
4.5. Переход к устойчивому развитию в Российской Федерации (государственный или национальный уровень). Лекции 8 6 ОПК-8, ПК-9 Л1.2, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.1, Л2.7, Л2.11, Л2.13, Л2.12, Л1.3, Л2.2
4.6. Таблица "Опыт перехода к устойчивому развитию в зарубежных странах" (по результатам тематических презентаций). Обобщения после заполнения таблицы (письменно). Сам. работа 8 2 ОПК-8, ПК-9 Л1.2, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.1, Л2.7, Л2.13, Л2.12, Л1.3, Л2.2
4.7. Стратегия устойчивого развития Российской Федерации. Практические 8 2 ОПК-8, ПК-9 Л1.2, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.1, Л2.7, Л2.13, Л2.12, Л1.3, Л2.2
4.8. Письменный анализ содержания стратегии устойчивого развития Российской Федерации Сам. работа 8 6 ОПК-8, ПК-9 Л1.2, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.1, Л2.7, Л2.13, Л2.12, Л1.3, Л2.2
4.9. Стратегии устойчивого развития (планы и программы) Алтайского края. Практические 8 2 ОПК-8, ПК-9 Л1.2, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.1, Л1.3
4.10. Реализация аспектов стратегии устойчивого развития РФ (программы, мероприятия и т.д.) на региональном уровне (например, в Алтайском крае). Сам. работа 8 2 ОПК-8, ПК-9 Л1.2, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ (УСТНЫЙ ОПРОС, УСТНОЕ СООБЩЕНИЕ (ДОКЛАД)) И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
1. Понятие "устойчивое развитие". Цель, задачи курса. Объект и предмет исследования.
2. Методологические основы курса.
3. Предпосылки научного понимания взаимодействия человека и природы (археологические культуры и их взаимоотношение с природой).
4. Работы Томаса Мальтуса об опережающем росте численности народонаселения по отношению росту средств существования.
5. Работы В.В. Докучаева о роли взаимодействия природы и человека.
6. Введение А.И. Воейковым понятия "ёмкость Земли для человека".
7. Работы Тейяр де Шардена и появление понятия "ноосфера".
8. Учение В.И. Вернадского о биосфере и её эволюции.
9. Учение В.И. Вернадского о ноосфере.
10. Работы Б. Коммонера о влиянии человека на окружающую среду.
11. Работы У. Ловлока о Гее – глобально скореллированном организме.
12. Глобальные модели "ядерной зимы" и "пределов роста" Н.Н. Моисеева, Д. Форестера, Денниса и Донеллы Медоуза, Римского клуба. Достоинства, недостатки и значение этих моделей.
13. Идеи Н.Н. Моисеева о коэволюции человека и природы.
14. Стокгольмская конференция по проблемам окружающей среды (1972).
15. Работа комиссии Брундтланд. Первые упоминания о понятии "устойчивое развитие".
16. Конференция по окружающей среде и устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро (1992). Основные итоги и материалы.
17. Всемирный саммит по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (2002). Основные итоги и материалы.
18. Теория биотической регуляции биосферы В.Г. Горшкова.
19. Устойчивость биосферы как свойство.
20. Природные факторы возникновения неустойчивости в биосфере (угроза метеоритной атаки, перемагничивание Земли, вулканические извержения).
21. Антропогенно-природные факторы возникновения неустойчивости в биосфере (изменения климата, проблемы снижения биоразнообразия, изменение озонового слоя, возможное исчерпание ресурсов).
22. Антропогенные факторы возникновения неустойчивости в биосфере (загрязнение окружающей среды, создание и использование новых химических веществ, генная инженерия).
23. Критерии и показатели устойчивого развития.
24. Глобальный уровень устойчивого развития. Факторы и механизмы, определяющие возможности устойчивого развития.
25. Государственный (национальный) уровень устойчивого развития. Факторы и механизмы, определяющие возможности устойчивого развития.
26. Региональный уровень устойчивого развития. Факторы и механизмы, определяющие возможности устойчивого развития.
27. Локальный уровень устойчивого развития. Факторы и механизмы, определяющие возможности устойчивого развития.
28. Опыт разработки стратегий устойчивого развития в мире.
29. Опыт реализации планов устойчивого развития в странах. США.
30. Опыт реализации планов устойчивого развития в странах. Канада.
31. Опыт реализации планов устойчивого развития в странах. Мексика.
32. Опыт реализации планов устойчивого развития в странах. Бразилия.
33. Опыт реализации планов устойчивого развития в странах. Аргентина.
34. Опыт реализации планов устойчивого развития в странах. ЮАР.
35. Опыт реализации планов устойчивого развития в странах. Страны "Магриба".
36. Опыт реализации планов устойчивого развития в странах. Австралия.
37. Опыт реализации планов устойчивого развития в странах. Страны Северной Европы.
38. Опыт реализации планов устойчивого развития в странах. Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Франция.
39. Опыт реализации планов устойчивого развития в странах. Нидерланды, ФРГ.
40. Опыт реализации планов устойчивого развития в странах. Страны Восточной Европы.
41. Опыт реализации планов устойчивого развития в странах. Страны Южной Европы.
42. Опыт реализации планов устойчивого развития в странах. Страны Центральной Азии.
43. Опыт реализации планов устойчивого развития в странах. Индия, Китай, Япония.
44. Экологические предпосылки перехода к устойчивому развитию в России.
45. Экономические, социальные и демографические предпосылки перехода к устойчивому развитию в России.
46. Концепция устойчивого развития РФ (создание, задачи, особенности, основные этапы ее реализации).
47. Стратегии устойчивого развития РФ (этапы создания, цель, задачи).
48. Внешнеполитический аспект стратегии устойчивого развития РФ.
49. Экономическая стратегия устойчивого развития РФ.
50. Экологическая политика. Стратегия природопользования и экологизации хозяйственной деятельности РФ.
51. Социальный аспект стратегии устойчивого развития РФ.
52. Территориальный аспект стратегии устойчивого развития РФ.
53. Стратегия развития науки и высоких технологий РФ.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТИПОВЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
1. Работа с рекомендованной литературой и источниками (составление аннотации).
2. Таблица "Археологические культуры и их влияние на окружающую среду".
3. Тематическая презентация "Археологическая культура и ее влияние на окружающую среду" (выбор археологической культуры по желанию студента).
4. Характеристика индустриального и постиндустриального этапов развития общества. Влияние человека на окружающую среду в указанные этапы.
5. Тематическая презентация "Опыт перехода зарубежных стран к устойчивому развитию" (выбор страны по желанию студента).
6. Таблица "Опыт перехода к устойчивому развитию в зарубежных странах" (по результатам тематических презентаций). Обобщения после заполнения таблицы (письменно).
7. Письменный анализ содержания следующих разделов стратегии устойчивого развития Российской Федерации:
1) Внешнеполитический аспект стратегии устойчивого развития России.
2) Экономическая стратегия устойчивого развития России.
3) Экологическая политика. Стратегия природопользования и экологизации хозяйственной деятельности России.
4) Социальный аспект стратегии устойчивого развития России.
5) Территориальный аспект стратегии устойчивого развития России.
6) Стратегия развития науки и высоких технологий РФ.
8. Реализация вышеуказанных аспектов стратегии устойчивого развития РФ (программы, мероприятия и т.д.) на региональном уровне (например, в Алтайском крае).

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Программа ФОС по дисциплине "Устойчивое развитие" (по каждому разделу) приведена в ФОСе по учебной дисциплине.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Прохоров Б.Б. Социальная экология: учебник М.: Академия, 2010, 2010
Л1.2 Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учеб. пособие М.: Юрайт, 2011 7
Л1.3 Марков Ю.Г. Устойчивое развитие: эколого-политологические и социально-правовые аспекты: аналитический обзор.: , 2005
Л1.4 Емельянов А.Г. Основы природопользования: учебник М.: Академия, 2011 http://www.academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_23121.pdf
Л1.5 Тюрикова Г.Н., Ладнова Г.Г., Тюрикова Ю.Б. Социальная экология: учеб. для высш. проф. образования М.: Академия, 2011
Л1.6 Природопользование и устойчивое развитие: мировые экосистемы и проблемы России: М.: Товарищество научных изданий КМК, 2006
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й. За пределами роста: Прогресс, 1994
Л2.2 Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие.: Прогресс, 2000
Л2.3 Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР): Прогресс, 1989
Л2.4 В.Г. Бганба Социальная экология: учебное пособие для вузов высшей школы, 2004
Л2.5 Реймерс Н.Ф. Природопользование: Мысль, 1990
Л2.6 Лосев К.С. Потребление возобновляемых ресурсов: экологические и социально-экономические последствия (глобальный и региональный аспекты): Геос, 2005
Л2.7 "Региональные проблемы в стратегии устойчивого развития России": Аванта+, 1999
Л2.8 : ,
Л2.9 : ,
Л2.10 Повестка дна XXI века. Конференция глав государств и правительств: , 1992
Л2.11 Марков Ю.Г. Устойчивое развитие: эколого-политологические и социально-правовые аспекты: аналитический обзор.: , 2005
Л2.12 Лосев К.С. Экологические проблемы и перспективы Устойчивого развития: Космоинформ, 2001
Л2.13 Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный, локальный уровни. Зарубежный опыт и проблемы России.: КМК, 2002
Л2.14 Коммонер Б. Замыкающий круг: Гидрометеоиздат, 1974
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края www.perv-alt.ru/pic/file/altayskiy_kray_-_programma_urst.doc
Э2 Стратегия развития здравоохранения Алтайского края Режим доступа: www.ap22.ru/paper/Strategiya-razvitiya-zdravoohraneniya-Altayskogo-kraya.html
Э3 Стратегия социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года Режим доступа: https://www.chem-astu.ru/regional/strateg.html
Э4 Стратегия развития сферы труда и занятости населения Алтайского края на период до 2025 года Режим доступа: ttps://portal.aksp.ru/content/%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F_%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D1%8B_%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B0_%D0%B8_%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%8F
Э5 Основные положения стратегии устойчивого развития РФ. / Под ред. А.М. Шелехова. Режим доступа: http://www-sbras.nsc.ru/win/sbras/bef/strat.html. - Заглавие с экрана.
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение: Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС "Университетская библиотека online"-http://www.biblioclub.ru
ЭБС "Лань" - http://e.lanbook.com /
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Научная электронная библиотека elibrary (http:elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Содержание учебной дисциплины "Устойчивое развитие" нацелено на формирование географической и экологической культуры у студентов за счет расширения мировоззрения о концепции устойчивого развития и ее реализации на глобальном, государственном (национальном), региональном и локальном уровнях. Преподаватель должен осознавать специфику студенческой аудитории (уровень обученности и обучаемости студентов).
Освоение содержания дисциплины "Устойчивое развитие" происходит на лекционных и практических занятиях, и в ходе самостоятельной работы студента в 8 семестре. Студент обязан посещать все аудиторные занятия.
При составлении лекций по учебной дисциплине "Устойчивое развитие" преподаватель должен максимально четко излагать материал, учитывая уровень подготовки студентов, разъясняя ключевые термины и сущность явлений, при этом, используя профессиональный методический стиль изложения материала. Лекция должна включать в себя: основные представления и понятия, фактические данные, разъяснения по каждому пункту темы. Кроме того, лекция должна носить диалогический характер. На лекционном занятии можно использовать материалы тематических презентаций (по мере необходимости). Лекционный материал должен быть насыщен примерами, логически правильно построен. Желательно, иметь презентации лекций (по мере необходимости).
Практические занятия должны соответствовать системно-деятельностному подходу в обучении. Их содержание соответствует тематическому плану и предполагает выполнение всех предложенных заданий. Для выполнения заданий студентам необходимо работать с основной и дополнительной литературой, электронными ресурсами, информационными справочными системами (ЭБС "Университетская библиотека online", ЭБС "Лань", Электронная база данных "Scopus", Научная электронная библиотека elibrary), периодической печатью. Содержание практических заданий нацелено не только на репродуктивную и частично-поисковую работу, но и проблемную, проектно- исследовательскую, что позволяет активизировать деятельность студентов. Студент сдает выполненные задания в конце практической работы или на консультации. Преподаватель оценивает степень их выполнения по следующим показателям (полнота выполнения практического задания, своевременность выполнения задания, последовательность и рациональность выполнения задания, самостоятельность решения) и выставляет отметку по 4-х балльной шкале, отражающую уровень усвоения компетенций студентами. Отдельные практические задания предполагают продолжение их выполнения в ходе самостоятельной работы студента во внеаудиторное время.
Задания самостоятельной работы следует выполнять студентам в соответствии с тематическим планом учебной дисциплины перед практическим занятием или после его проведения.
Промежуточная аттестация студентов проводится в форме зачета. Перед зачетом студенты обязаны защитить выполненные практические работы, а также сделать отчет о выполненной самостоятельной работе в ходе консультаций. Форма проведения зачета может быть представлена: 1) устным опросом студента по вопросам и заданиям к зачету (вопросы и задания к зачету составлены таким образом, что затрагивают все основные темы курса, рассмотренные в ходе проведения лекций, практических занятий и организации самостоятельной работы студентов); 2) письменной работой.