МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_КиКЯ-234-2018
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 76
самостоятельная работа 5
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 52 52 52 52
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 5 5 5 5
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. ист. наук, доцент Пожарская К.А.

Рецензент(ы):
канд. ист. наук, доцент Гребенникова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
История

разработана в соответствии с ФГОС:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 21 апреля 2016 г. N 465 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 41.03.05 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (УРОВЕНЬ БАКАЛАВРИАТА)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 24.04.2018 протокол № 2.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ист.наук, профессор Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.ист.наук, профессор Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины "История" являются формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; формирование систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ОК-3 способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов России и зарубежья, толерантно воспринимать социальные и культурные различия
ОПК-1 способность применять знания в области социальных, гуманитарных и экономических наук, информатики и математического анализа для решения прикладных профессиональных задач
ОПК-12 способность владеть основами исторических и политологических методов, уметь анализировать современные политические тенденции на уровне регионов и стран с учетом исторической ретроспективы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.историю формирования государственных институтов России, специфику развития России на отдельных исторических этапах; исторические факты межэтнических, межконфессиональных, межгосударственных, социальных, политических и др. конфликтов; модели поведения отдельных людей, социальных групп и др. в переходные эпохи; базовые характеристики социальных и политических систем, религиозных воззрений, культурных традиций, мировоззренческих и ментальных установок на различных этапах исторического развития человеческой цивилизации; важнейшие факты политической истории России и мировых держав.
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять причинно-следственные связи и маркерующие признаки отдельных исторических эпох, устанавливать преемственность государственных и социальных институтов; сравнивать способы адаптации людей, социальных групп и др. к менявшимся условиям социокультурной и природной сред обитания в отдельные исторические эпохи; применять знания из профильной дисциплины при рассмотрении исторического контекста; оценивать политическую обстановку в России и мире в исторической ретроспективе.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа исторической литературы, навыками работы с историческими источниками; осуществлять многоаспектный анализ истоков межэтнической, межконфессиональной, межгосударственной, социальной, политической и др. конфронтации; навыками ретроспективного анализа, в том числе при оценке современных тенденций развития области профессиональной деятельности; методами анализа современных политических тенденций на уровне регионов и стран с учетом исторической ретроспективы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Древняя история славян. Русское государство в IX– XIII в.
1.1. История восточнославянской общности в догосударственный период. Лекции 2 4 ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Формирование духовного единства древнерусского общества. Практические 2 2 ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Киевская Русь в IX–первой половине XI в. Лекции 2 4 ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Русские земли в эпоху политической раздробленности (вторая половина XI– первая треть XIII в.). Лекции 2 2 ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Русь в XIII в. Борьба с иноземными захватчиками. Практические 2 2 ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. Объединительный процесс в Великороссии (XIV – первая четверть XVI в.). Московское царство в середине XVI–XVII вв.
2.1. Процесс объединения земель Великороссии XIV–первая половина XV вв. Лекции 2 4 ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Московское царство во второй половине XV в.– конце XVI в. Лекции 2 2 ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Опричнина Ивана Грозного (1565–1572 гг.): перекресток мнений. Практические 2 2 ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Смутное время в Российском государстве. Практические 2 2 ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Правление первых Романовых. Лекции 2 2 ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Раздел 3. Российская империя в XVIII в.
3.1. Россия в правление Петра I. Лекции 2 2 ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Эпоха дворцовых переворотов в России. Практические 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Россия во второй половине XVIII столетия. Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Раздел 4. История России в первой половине XIX в.
4.1. Внутренняя политика России в первой половине XIX в. Лекции 2 2 ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Движение декабристов. Практические 2 2 ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Внешняя политика России в первой половине XIX столетия. Практические 2 2 ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Раздел 5. Российская империя во второй половине XIX в.
5.1. Либеральные реформы 1860–1870-х гг. Лекции 2 2 ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Общественное движение в пореформенной России. Сам. работа 2 2 ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.3. Внутренняя политика самодержавия в 80-х–начале 90-х гг. XIX в. Лекции 2 2 ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.4. Развитие капитализма в сельском хозяйстве и промышленности пореформенной России. Практические 2 2 ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.5. Внешняя политика России во второй половине XIX в. Лекции 2 2 ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.6. Внешняя политика России во второй половине XIX в Сам. работа 2 1 ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Раздел 6. Россия в конце XIX – первой половине XX вв.
6.1. Индустриальная модернизация России в конце XIX – начале XX в. Лекции 2 2 ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.2. Политические партии в России начала XX в. Практические 2 2 ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.3. Революционный процесс в России (1905–1917 гг.). Лекции 2 4 ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.4. Внешняя политика России в начале XX в. Практические 2 2 ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.5. Внешняя политика России в начале XX в. Сам. работа 2 2 ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 7. История советского государства в межвоенный период
7.1. Становление советского государства. Гражданская война и интервенция. Образование СССР. Лекции 2 2 ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.2. Экономическая политика большевиков в 1920 - 1930-е гг. Практические 2 2 ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 8. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны.
8.1. Передвоенное развитие СССР. Лекции 2 2 ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
8.2. Великая Отечественная война. Лекции 2 2 ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 9. СССР в 1950-е - 1980-е гг.
9.1. Восстановление экономики и политическое развитие в 1945–1953 гг. Лекции 2 2 ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
9.2. Попытки реформирования советской модели социализма. СССР во второй половине 1950-х - конце 1970-х гг. Лекции 2 2 ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
9.3. Особенности внешнеполитического курса советского государства во второй половине XX в. Практические 2 2 ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
9.4. СССР в 1985–1991 гг. Лекции 2 2 ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 10. Россия в 1990-е - начале 2000-х
10.1. Россия в 1990-е гг. Лекции 2 2 ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
10.2. Россия в 2000-е гг. Лекции 2 2 ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
10.3. Экзамен 2 27 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. История – учительница жизни». (Цицерон).
2. «Сколько историков – столько историй». (Р. Коллингвуд).
3. «Задача истории – лишь показать, как все происходило на самом деле». (Л. ФонРанке).
4. «У нас чужая голова,
А убежденья сердца хрупки …
Мы европейские слова
И азиатские поступки». (Н. Щербина).
5. «Великие князья до времен Ольгиных воевали – она правила государством». (Н.М. Карамзин).
6. «Боголюбский, могущественный, мужественный, трезвый и прозванный за его ум вторым Соломоном был, конечно, одним из мудрейших князей российских в рассуждении политики… Онявностремился к спасительномуединовластию». (Н.М. Карамзин).
7. «Монгольское нашествие… определило во многом то “азиатское начало”, которое обернулось на Руси крепостным правом и лютым самодержавием». (Н.Я. Эйдельман).
8. «Московские князья рано вырабатывают своеобразную политику, с первых шагов начинают действовать не по обычаю, раньше и решительнее других сходят с привычной колеи княжеских отношений, ищут новых путей». (В.О. Ключевский).
9. «У Ивана Калиты не было выбора: идти вместе с татарской ратью покорять Тверь и тем самым спасти Москву, Владимир, Суздаль, или потерять все». (И. Греков, Ф. Шахмагонов).
10. «Жизнь Московского государства и без Ивана (Грозного) устроилась бы так же, как она строилась до него и после него, но без него устроение пошло бы легче и ровнее, чем оно шло при нем и после него: важнейшие политические вопросы были бы разрешены без тех потрясений, какие были им подготовлены». (В.О. Ключевский).
11. «Раскол – самое большое по своим последствиям событие XVII столетия и величайшая трагедия, пережитая Россией, ибо страна как единое религиозное тело была разорвана». (А. Синявский).
12. «Романовы были в одном лице и Папа, и Лютер». (неизвестныйавтор).
13. «Дворцовые перевороты в послепетровской России становятся средством разрешения конфликтов в правящем кругу при отсутствии легальных форм политического воздействия на власть». (И. Курукин).
14. «После Бирона, к середине века, институт фаворитизма окончательно встроился в систему российской монархии». (И.В. Курукин).
15. «Вопреки распространенному мнению Екатерина II в своей внешней политике была в необходимых случаях крайне жестокой и вероломной, но при этом она всегда пыталась дистанцироваться от содеянного». (А.Б. Широкорад).
16. «Обрести опору в каком-либо социальном слое Павлу не удалось… Судьба его была таким образом предрешена» (А.Б. Каменский).
17. «Александр I… хотя и любил поговорить о необходимости законности, свобод, даже представительного правления, на практике проводил ту же линию укрепления феодально-абсолютистских порядков, что и его предшественники» (В.А. Федоров).
18. «Мы часто повторяем герценовскую формулу… о страшной удаленности декабристов от народа… порою забывая, что многие лидеры декабризма эту удаленность видели, но не только не стремились ее преодолеть, а даже находили в ней положительную сторону…». (Н.Я. Эйдельман).
19. «Два обстоятельства оказали особенно сильное воздействие на характер царствования. Император Николай I не готовился и не желал царствовать. Принужденный царствовать, он шел к неожиданному и нежеланному престолу сквозь ряды мятежных войск» (В.О. Ключевский).
20. «Превращение (в первой половине XIX в.) общественного движения в революционное было вызвано самим правительством» (А.А. Корнилов).
21. «Все славянофильство было проникнуто идеей, что Россия выше других народов, что ей почти нечему учиться у Запада, тогда как Западу есть чему поучиться у нас, что Запад прогнил и что задача нашей страны – спасти Запад и человечество, прийти им на помощь». (П. Сорокин).
22. «На рубеже XIX–XX вв. сторонники самодержавия и его противники были представителями одного “общества”. Попробуйте подтвердить или опровергнуть данное утверждение» (Д.Б. Павлов).
23. «Николай II, действуя под руководством реакционной партии, погиб, потому что попытался бороться с силами, которым не мог противостоять. Действительной причиной падения монархии в России является безрассудное стремление этой партии воскресить и упрочить в XX веке анахронизм самодержавной власти». (А.П. Извольский).
24. «Не по его вине ему удались репрессии и не удались реформы». (П.Н. Зырянов о П.А. Столыпине).
25. «Слабость Временного правительства в том, что оно не смогло остановиться на той грани, которая отделяет демократию от анархии». (А. Кузнецов).
26. «Можно не соглашаться с большевиками и бороться против них, но нельзя отказать им в колоссальном размере идей политико-экономического и социального характера». (митрополит Вениамин).
27. «Феноменальные успехи большевиков в значительной степени проистекали из характера партии в 1917 году… важно подчеркнуть сравнительно демократическую, толерантную и децентрализованную структуру и методы руководства, а также ее в сущности открытый и массовый характер». (А. Рабинович).
28. «Дошедшая до стадии гражданской войны социальная и классовая конфронтация делит общество на “своих” и “чужих”, на “мы” и “они”. Врагов и противников вообще выводят в такие моменты из сферы морали, воспринимают как “нелюдей”, на которых не распространяют общечеловеческие нормы. Именно это и создаёт возможность превратить аморальный террор в террор морально оправданный…». (Е.А. Котеленец о Гражданскойвойне в России).
29. «В 30-е годы народы СССР совершили деяния, с которыми мало что может сравниться во всей мировой истории. За десять лет, без всякой помощи извне, был осуществлен индустриальный скачок, на который иным государствам понадобились столетия». (В.А. Шестаков, М.М. Горинов, Е.Е. Вяземский).
30. «Перестройка была благородной по замыслу, смутной по концепции и бездарной по исполнению». (Г.И. Мирский).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 : В. А. Скубневский, Т. Н. Соболева История России с древнейших времен до конца XIXв.: учеб. пособие: Учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013. http://elibrary.asu.ru/handle/asu/445
Л1.2 под ред. В. Н. Разгона История России ХХ – начало XXI в.: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/790
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зиновьева, В.И. Отечественная история : учебное пособие Томск : Эль Контент, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=208705
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» biblioclub.ru
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения дисциплины «История» студентам предстоит актуализировать остаточные знания по отечественной истории для понимания и анализа ключевых вопросов, заявленных в учебно-тематическом плане программы.
Дисциплина состоит из 10 разделов, выделенных в соответствии с хронологическим и тематическим принципами.
Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий (52 часа лекционных и 24 часа практических занятий) и самостоятельной работы студентов.

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.

Подготовка к практическому занятию делится на два этапа: 1. организационный; 2. закрепление и углубление теоретических знаний, развитие практических умений и навыков студентов. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: уяснение задания на самостоятельную работу; подбор рекомендованной литературы; составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать необходимо с изучения рекомендованной литературы. Важно помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в процессе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы, которая на практическом занятии должна продемонстрировать:
• умение искать и находить необходимую информацию, исходный материал, литературу, источники;
• логичность построения хода и результатов выполнения работы;
• умение вести дискуссию, аргументировано излагать собственную позицию;
• представление полного ответа на предложенные вопросы;
• умение использовать дополнительные возможности информационных технологий.

Результативность изучения курса зависит от умения студентов организовать свою деятельность на этапе подготовки к практическим занятиям, при написании письменных работ, осуществлении периодического контроля путем решения тестов к каждому практическому занятию, представленных на платформе Moodle.

Итоговая аттестация осуществляется в форме экзамена, структурированного по крупным хронологическим периодам и проблемам курса.