МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этнология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz51_03_04_Музеология-2-2018
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 125
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 125 125 125 125
Часы на контроль 9 27 9 27
Итого 144 162 144 162

Программу составил(и):
кин, доц, Назаров И.И.

Рецензент(ы):
дин, профессор, Грушин С.П.

Рабочая программа дисциплины
Этнология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (уровень бакалавриата). Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 июля 2016 г. №788

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 24.04.2018 протокол № 2.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 01.03.2018 г. № 3
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 01.03.2018 г. № 3
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является знакомство студентов с основами этнологической науки. Для достижения намеченной цели поставлены следующие задачи:
1. Характеристика этнологии как науки о народах-этносах. В процессе решения данной задачи предполагается раскрыть вопросы:
 место этнологии в системе специальных и общеобразовательных дисциплин;
 объект и предмет этнологии;
 понятия и проблемы этнологии;
 источники и методика этнологических исследований;
 прикладные аспекты этнологии;
 критерии классификации народов мира.
2. Анализ научных концепций в этнологии. Данная задача включает в себя три общих вопроса:
 обзор направлений и научных школ в зарубежной этнологии, их представители в России;
 теоретико-методологические и эмпирические разработки в отечественной этнологии;
 современные концепции в мировой этнологии.
3. Создание у слушателей цельной этнической и этнокультурной картины мира. В круг вопросов настоящей задачи входят:
 классификация этносов (этнических общностей);
 освещение проблем этногенеза и главных этапов этнической истории народов;
 хозяйственно-культурная характеристика этнических общностей или населения отдельных регионов;
 особенности социальной структуры и общественных, семейно-брачных отношений в рамках отдельных этносов или их групп;
 тенденции этнического и этносоциального развития народов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы этнологической науки и специфику этнического состава разных регионов планеты.
3.2.Уметь:
3.2.1.Логично представлять освоенное знание, применять современные теории, концепции и инструментарий этнологии в практической работе.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Понятийным аппаратом этнологии;
Современными методами изучения культуры народов мира;
Основными технологиями, методами и приемами использования этнологических знаний в практической музейной работе.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные проблемы этнологической науки
1.1. Объект и предмет этнологии, ее функции, методы и источниковая база Лекции 1 2 ОК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.2. Основные понятия этнологии Сам. работа 1 12 ОК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Народы Австралии и Океании
2.1. Районирование и этнологическая характеристика региона Лекции 1 2 ОК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.2. Освоение человеком Австралии и Океании Сам. работа 1 12 ОК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Народы Америки
3.1. Районирование и этнологическая характеристика региона Лекции 1 2 ОК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
3.2. Особенности культуры населения Америки Практические 1 2 ОК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
3.3. Освоение человеком Америки Сам. работа 1 12 ОК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Народы Африки
4.1. Районирование и этнологическая характеристика региона Сам. работа 1 6 ОК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
4.2. Особенности культуры населения Африки Практические 1 2 ОК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
4.3. Африка как прародина человечества Сам. работа 1 12 ОК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Народы Западной Азии
5.1. Районирование и этнологическая характеристика региона Сам. работа 1 6 ОК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
5.2. Особенности культуры населения Западной Азии Сам. работа 1 6 ОК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
5.3. Современные проблемы развития региона Сам. работа 1 12 ОК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Народы Южной и Восточной Азии
6.1. Районирование и этнологическая характеристика региона Сам. работа 1 6 ОК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
6.2. Особенности культуры населения Южной и Восточной Азии Сам. работа 1 6 ОК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
6.3. Современные проблемы развития региона Сам. работа 1 10 ОК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 7. Народы Западной и Восточной Европы
7.1. Районирование и этнологическая характеристика региона Сам. работа 1 6 ОК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
7.2. Особенности культуры населения Западной и Восточной Европы Сам. работа 1 6 ОК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
7.3. Современные проблемы развития региона Сам. работа 1 13 ОК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
7.4. Экзамен 1 27 Л1.3, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену

1. Объект и предмет этнологии.
2. Концепции этноса в работах отечественных исследователей.
3. Место этнологии в системе наук и ее связи с другими областями знаний (историей, археологией, социологией и др.).
4. Лингвистическая классификация народов мира.
5. Антропологическая классификация народов мира.
6. Классификация народов мира по хозяйственно-культурным типам.
7. Историко-этнографические области Земли.
8. Источники этнологических исследований.
9. Методы исследования в этнологии.
10. Этнические процессы и их классификация.
11. Типы этнических общностей.
12. Прикладные аспекты этнологии: роль этнологических знаний в разрешении этнических конфликтов.
13. Культура: ее сферы и функции в концепциях этнологии.
14. Проблемы этнического самосознания.
15. Природная среда и этнос.
16. Основные направления и школы в этнологии (эволюционизм, диффузионизм, функционализм и др.).
17. Основоположник российской этнологии Н.Н. Миклухо-Маклай: биография, полевые работы, научное наследие.
18. Л.Я. Штернберг и В.Г. Богораз-Тан как полевики-этнографы и теоретики.
19. Хозяйство и материальная культура коренного населения Австралии и Тасмании в доколониальную эпоху.
20. Социальная организация аборигенного населения Австралии до прихода англичан. Половозрастные группы. Инициации.
21. Духовная культура аборигенов Австралии: тотемистическое мировоззрение, обряды, верования и т.д.
22. Общая характеристика народов Океании.
23. Происхождение народов Австралии и Океании. Последовательность заселения региона.
24. Папуасы Новой Гвинеи.
25. Происхождение коренного население Америки.
26. Индейцы северо-западного побережья Америки.
27. Индейцы прерий.
28. Хозяйство, культура и общественный строй инков в доколониальную эпоху.
29. Народы Северной Африки (этнический состав и культура).
30. Туареги-кочевники Северной Африки. Особенности хозяйства и социальной организации.
31. Коренное населения Южной Африки. Бушмены и готтентоты.
32. Народы Передней Азии: этнический состав и культура.
33. Этнический состав населения Южной Азии: этноязыковой состав и хозяйственно-культурные типы.
34. Этнический состав населения Восточной Азии: этноязыковой состав и хозяйственно-культурные типы.
35. Этнический состав населения Юго-Восточной Азии: этноязыковой состав и хозяйственно-культурные типы.
36. Этнический состав Центральной Азии: этноязыковой состав и хозяйственно-культурные типы.
37. Кочевничество (номадизм). Особенности хозяйства и культуры номадов.
38. Этнический состав населения Сибири.
39. Традиционные верования народов Сибири. Специфика шаманизма сибирских народов. Христианизация аборигенов Сибири.
40. Происхождение оленеводства и его типы. Оленеводческие народы Сибири.
41. Палеоазиатские народы Сибири. Юкагиры.
42. Хозяйство и культура обских угров (ханты и манси).
43. Народы Алтая: основные этнокультурные характеристики алтайцев и русских.
44. Хозяйственно-культурные типы тюркских народов Сибири (сибирские татары, якуты, тувинцы и др.).
45. Этнический состав населения европейской части России: этноязыковой состав и хозяйственно-культурные типы.
46. Этнический состав населения зарубежной Европы: этноязыковой состав и хозяйственно-культурные типы.
47. Мировые и национальные религии.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Жизнь и научная деятельность Н.Н. Миклухо-Маклая.
2. Жизнь и научная деятельность Л.Я. Штернберга.
3. Основные черты хозяйства и культуры кочевников-оленеводов Севера Сибири.
4. Основные черты алтайского шаманизма конца XIX - начала XX вв.
5. Особенности социальной структуры аборигенов Австралии.
6. Основные черты хозяйства и культуры народов Полинезии.
7. Духовная культура доколумбовых цивилизаций Южной Америки (инки).
8. Традиционное хозяйство и материальная культура пигмеев тропической Африки.
9. Особенности хозяйства и материальной культуры эскимосов.
10. Особенности социальной структуры индийского общества.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В каждом вопросе отметьте один — правильный на Ваш взгляд ответ из предложенных четырех вариантов.
1. Этнос как биологическое явление в XX в. рассматривался в трудах:
1. Ю.В. Бромлея.
2. Н.Н. Чебоксарова.
3. В.И. Вернадского.
4. Л.Н. Гумилева.

2. Под этнической эндогамией подразумевается:
1. Преобладание смешанных межэтнических браков.
2. Традиции многоженства.
3.Преобладание этнически однородных семей.
4. Постепенная ассимиляция этноса.

3. Для характеристики быта в этнографии НЕ используется термин:
1. Обычай.
2. Обряд.
3. Ритуал.
4. Этногенез.

4. В широком плане проблемы хозяйственно-культурных типов и историко-этнографических областей в российской науке были поставлены:
1. Н.Н. Миклухо-Маклаем и В.Г. Богоразом.
2. В.Г. Богоразом и Н.М. Пржевальским.
3. Н.М. Пржевальским и Н.Н. Чебоксаровым.
4. Н.Н. Чебоксаровым и М.Г. Левиным.

5. Источник, отражающий прямое этнографическое наблюдение:
1. «История» Геродота.
2. Описание Н.Н. Миклухо-Маклаем папуасских обрядов.
3. Описание русских и французов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
4. Описание обеда и кушаний в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

6. Ценные этнографические сведения содержит книга Ахмада Ибн-Фадлана о его поездке в:
1. Булгар Великий.
2. Сибирь.
3. Монголию.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Тавадов Г. Т. Этнология: учебник Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016 biblioclub.ru
Л1.2 Садохин А. П. , Грушевицкая Т. Г. Основы этнологии: учебное пособие Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л1.3 под ред. В. А. Козьмина, В. С. Бузина Этнология (этнография): учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И. И. Назаров Этнология и социальная антропология: учеб.-метод. комплекс для студентов бакалавриата Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.kunstkamera.ru
Э2 ethnography.omskreg.ru
Э3 www.iea.ras.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Контроль и оценка работы студентов осуществляется на лекциях, практическимх занятиях и в Электронном учебно-методическом комплексе
http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=551

Инструкция по искользованию ЭУМК
Электронный учебно-методический комплекс дисциплины (ЭУМКД) включает материалы, сгруппированные тематически по разделам курса. В ЭУМКД представлены планы практических занятий и материалы (литература и интерактивные ссылки) для самостоятельного изучения. Темы пронумерованы и представлены в соответствующих разделах.
Лекции осваиваются студентами самостоятельно, переход от одной части лекции к другой осуществляется посредством ответа на контрольные вопросы.Максимальное количество баллов за лекции - 33 (10 лекций, в каждой из которых по три вопроса).
Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально в ходе освоения каждой из тем и направляются преподавателю. Оценка за каждое практическое задание выставляется по пятибалльной шкале. Максимальное количество баллов за практические задания - 40 (восемь заданий).

Доступ к тестовым заданиям открывается преподавателем в определенные дни. Выполнение теста ограничено по времени. Каждый вопрос оценивается в один балл. Максимальное количество баллов за тест - 27.

К устному экзамену допускаются студенты, которые выполняли практические и тестовые задания, максимальное число баллов на экзамене 10.

Оценка также может быть выставлена по результатам полного освоения курса дистанционно. Каждый вид работы оценивается определенным количеством баллов. Студенты, набравшие от 85 до 100 баллов получают оценку "отлично". Студенты, получившие от 70 до 84 баллов, оцениваются "хорошо". Студенты, набравшие от 50 до 69 баллов, получают оценку "удовлетворительно".

Студенты, получившие 49 баллов и менее, получают "неудовлетворительно".

Вид работы

Максимальное число баллов

Критерии оценки

Лекции

33
Изучены материалы лекций, даны верные ответы на контрольные вопросы

Практические задания

40

умение искать и находить необходимую информацию, исходный материал, литературу, источники;
логичность построения хода и результатов выполнения работы;
качество содержания работы (его соответствие требованиям, присланные вовремя материалы, использование рекомендованной литературы, источников, сайтов);
качество оформления результатов работы;
умение использовать дополнительные возможности информационных технологий;
умение делать выводы, обобщения, рекомендации, проектные разработки
Тест

27

Даны верные ответы на вопросы теста

ИТОГО

100