Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.01. Зарубежное регионоведение |
Профиль | Китай и китайский язык |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_01_КиКЯ-234-2018 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 36 | 36 | 36 | 36 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 18 | 18 | 18 | 18 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. А.А. Тишкин
1.1. | Целью курса является знакомство студентов с основами этнологической науки. Для достижения намеченной цели поставлены следующие задачи: 1. Характеристика этнологии как науки о народах-этносах. В процессе решения данной задачи предполагается раскрыть вопросы: место этнологии в системе специальных и общеобразовательных дисциплин; объект и предмет этнологии; понятия и проблемы этнологии; источники и методика этнологических исследований; прикладные аспекты этнологии; критерии классификации народов мира. 2. Анализ научных концепций в этнологии. Данная задача включает в себя три общих вопроса: обзор направлений и научных школ в зарубежной этнологии, их представители в России; теоретико-методологические и эмпирические разработки в отечественной этнологии; современные концепции в мировой этнологии. 3. Создание у слушателей цельной этнической и этнокультурной картины мира. В круг вопросов настоящей задачи входят: классификация этносов (этнических общностей); освещение проблем этногенеза и главных этапов этнической истории народов; хозяйственно-культурная характеристика этнических общностей или населения отдельных регионов; особенности социальной структуры и общественных, семейно-брачных отношений в рамках отдельных этносов или их групп; тенденции этнического и этносоциального развития народов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01 |
ОК-3 | способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов России и зарубежья, толерантно воспринимать социальные и культурные различия |
ОК-9 | способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
ПК-10 | готовность вести учебно-вспомогательную и учебно-организационную работу в образовательных организациях высшего образования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основы этнологической науки и специфику этнического состава разных регионов планеты. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Логично представлять освоенное знание, применять современные теории, концепции и инструментарий этнологии в практической работе. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Понятийным аппаратом этнологии; Современными методами изучения культуры народов мира; Основными технологиями, методами и приемами использования этнологических знаний в практической работе. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основные проблемы этнологической науки | ||||||
1.1. | Объект и предмет этнологии, ее функции, методы и источниковая база | Лекции | 2 | 4 | ОК-3, ОК-9 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Основные понятия этнологии | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-3, ОК-9 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. История этнологической науки | ||||||
2.1. | Основные этапы истории этнологической науки в России и за рубежом | Лекции | 2 | 4 | ОК-3, ОК-9 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Научные этнологические центры России | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-3, ОК-9 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Народы Австралии и Океании | ||||||
3.1. | Районирование и этнологическая характеристика региона | Лекции | 2 | 4 | ОК-3, ОК-9 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Освоение человеком Австралии и Океании | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-3, ОК-9 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Народы Америки | ||||||
4.1. | Районирование и этнологическая характеристика региона | Лекции | 2 | 4 | ОК-3, ОК-9 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Особенности культуры населения Америки | Практические | 2 | 2 | ОК-3, ОК-9 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Освоение человеком Америки | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-3, ОК-9 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 5. Народы Африки | ||||||
5.1. | Районирование и этнологическая характеристика региона | Лекции | 2 | 4 | ОК-3, ОК-9 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
5.2. | Особенности культуры населения Африки | Практические | 2 | 2 | ОК-3, ОК-9 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 6. Народы Западной Азии | ||||||
6.1. | Районирование и этнологическая характеристика региона | Лекции | 2 | 4 | ОК-3, ОК-9 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
6.2. | Особенности культуры населения Западной Азии | Практические | 2 | 2 | ОК-3, ОК-9 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 7. Народы Южной и Восточной Азии | ||||||
7.1. | Районирование и этнологическая характеристика региона | Лекции | 2 | 4 | ОК-3, ОК-9 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
7.2. | Особенности культуры населения Южной и Восточной Азии | Практические | 2 | 4 | ОК-3, ОК-9 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 8. Народы Сибири | ||||||
8.1. | Районирование и этнологическая характеристика региона | Лекции | 2 | 4 | ОК-3, ОК-9 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
8.2. | Особенности культуры населения Сибири | Практические | 2 | 4 | ОК-3, ОК-9 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
8.3. | Современные проблемы развития региона | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-3, ОК-9 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 9. Народы Западной и Восточной Европы | ||||||
9.1. | Районирование и этнологическая характеристика региона | Лекции | 2 | 4 | ОК-3, ОК-9 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
9.2. | Особенности культуры населения Западной и Восточной Европы | Практические | 2 | 4 | ОК-3, ОК-9 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
9.3. | Современные проблемы развития региона | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-3, ОК-9 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Этнологические сведения в труде Геродота «История». 2. Биография и научный портрет Б. Малиновского. 3. Жизнь и научное творчество К. Гирца. 4. Этнографический компонент Академических экспедиций в России XVIII – XIX вв. 5. Биография и научный портрет Л. Гумилев |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Тавадов Г. Т. | Этнология: учебник | Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016 | biblioclub.ru |
Л1.2 | под ред. В. А. Козьмина, В. С. Бузина | Этнология (этнография): учебник для академического бакалавриата | Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Садохин А. П. , Грушевицкая Т. Г. | Основы этнологии: учебное пособие | Юнити-Дана, 2015 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | www.iea.ras.ru | |||
Э2 | ethnography.omskreg.ru | |||
Э3 | www.kunstkamera.ru | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД. Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос. При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае. Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний. |