МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этнографические коллекции в музеях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план51_03_04_Музеология-4-2018
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 60
самостоятельная работа 84
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 84 84 84 84
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
кин, доцент, Назаров И.И.

Рецензент(ы):
дин, профессор, Грушин С.П.

Рабочая программа дисциплины
Этнографические коллекции в музеях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (уровень бакалавриата). Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 июля 2016 г. №788

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 24.04.2018 протокол № 2.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель – изучить специфику формирования этнографических коллекций в музеях России.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способность понимать, изучать и критически анализировать научную информацию по тематике исследования, используя адекватные методы обработки, анализа и синтеза информации
ПК-6 способность выполнять работу по текущему и перспективному комплектованию музея
ПК-7 способность выполнять все виды работ, связанных с учетом музейных коллекций, объектов культурного и природного наследия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Методы экспозиционной работы и специфику комплектования музейных фондов и учета музейных коллекций.
3.2.Уметь:
3.2.1.Анализировать научную информацию по этнографической тематике, осуществлять работу по текущему и перспективному комплектованию и учету этнографических коллекций.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Методами обработки, анализа и синтеза этнографической информации, терминологическим аппаратом в области этнографии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Специфические черты этнографических коллекций
1.1. Вводно-организационная лекция. Цели и задачи курса и его структура Лекции 4 2 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л1.2
1.2. Основы формирования этнографических коллекций в музеях Практические 4 4 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Специфика формирования этнографических коллекций Лекции 4 2 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Особенности хранения и учета этнографических коллекций Лекции 4 2 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Требования по учету и хранению этнографических коллекций в музеях Практические 4 4 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Требования по учету и хранению этнографических коллекций в музеях Сам. работа 4 10 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л1.2
1.7. Особенности выставочной и экспозиционной работы в этнографических музеях Лекции 4 2 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Специфика экспозиционной и выставочной работы в музеях. Практические 4 4 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Специфика экспозиционной и выставочной работы в музеях. Сам. работа 4 10 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л1.2
1.10. Интернет-представительства этнографических музеев Практические 4 2 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Интернет-представительства этнографических музеев Сам. работа 4 12 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Виды этнографических музеев
2.1. Основные виды музейных учреждений, хранящих этнографические коллекции Лекции 4 2 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1
2.2. Крупнейшие этнографические собрания за рубежом Лекции 4 2 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1
2.3. Крупнейшие этнографические собрания за рубежом Сам. работа 4 12 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1
2.4. Крупнейшие этнографические музеи России (Кунсткамера и РЭМ) Лекции 4 2 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1
2.5. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). Практические 4 2 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1
2.6. Российский этнографический музей Практические 4 2 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1
2.7. Этнографические музеи научных учреждений России Лекции 4 2 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1
2.8. Этнографические музеи научных учреждений России Сам. работа 4 12 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1
2.9. Этнографические коллекции в составе краеведческих музеев России Лекции 4 2 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1
2.10. Этнографические коллекции и экспозиции в краеведческих музеях Сибири Практические 4 4 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1
2.11. Вузовские этнографические музеи Лекции 4 2 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1
2.12. Этнографические коллекции в вузовских музеях России Практические 4 2 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1
2.13. Музеи под открытым небом, экомузеи Лекции 4 2 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1
2.14. Экомузеи Сибири Практические 4 4 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1
2.15. Этнографические музеи этнических и национальных групп и общественных организаций Лекции 4 2 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1
2.16. Крупнейшие этнографические собрания Зарубежной Европы Практические 4 4 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1
2.17. Крупнейшие этнографические собрания Зарубежной Европы Сам. работа 4 12 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1
2.18. Крупнейшие этнографические собрания Северной Америки Практические 4 4 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1
2.19. Крупнейшие этнографические собрания Северной Америки Сам. работа 4 16 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Понятие этнографический музей.
2. Истоки формирования первых этнографических коллекций в музеях России.
3. Особенности собирания этнографических коллекций.
4. Специфика фондовой работы в этнографических музеях.
5. Основные виды этнографических экспозиций.
6. Основные интернет-ресурсы по этнографическим коллекциям в музеях России.
7. Этнографические коллекции Петербургской Кунсткамеры.
8. Этнографические коллекции Российского этнографического музея.
9. Этнографические коллекции в краеведческих музеях Западной Сибири.
10. Этнографические коллекции в музеях Российской академии наук .
11. Вузовские этнографические музеи Западной Сибири.
12. Экологические музеи Сибири.
13. Крупнейшие этнографические музеи Северной Европы.
14. Крупнейшие этнографические музеи Западной Европы.
15. Крупнейшие этнографические музеи в США.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. История этнографической коллекции Петербургской Кунсткамеры.
2. История Российского этнографического музея.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Практические задания
Определите понятия из предложенного перечня:
АВУНКУЛАТ –
АККУЛЬТУРАЦИЯ –.
АССИМИЛЯЦИЯ –
АТАЛЫЧЕСТВО –
БИГМЕНЫ –
ИЗБЕГАНИЕ –
ИНИЦИАЦИИ –
ИНТЕГРАЦИЯ –
КАСТА –
КОНСОЛИДАЦИЯ –
КУВАДА–
ЛЕВИРАТ–
МАТРИЛИНЕЙНОСТЬ –
МАТРИЛОКАЛЬНОСТЬ –
МИКСАЦИЯ –
МОНОГАМИЯ –
НАЦИОНАЛИЗМ –
НАЦИЯ –
НЕОЛОКАЛЬНОСТЬ –
ОБРЯДЫ ПЕРЕХОДА –
ПАТРИЛИНЕЙНОСТЬ –
ПАТРИЛОКАЛЬНОСТЬ –
ПАТРОНИМИЯ –
ПЕРЕЖИТКИ –
ПОЛИАНДРИЯ –
ПОЛИГАМИЯ –
ПОТЛАЧ –
САМОСОЗНАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЕ –.
СОРОРАТ –.
ЭКЗОГАМИЯ –.
ЭНДОГАМИЯ–.
ЭТНИЧЕСКАЯ ГРУППА –

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гребенникова Т.Г., Тишкина Т.В. Исторические музеи: учебное пособие Алт. ун-та, Ч. 2. 2015 elibrary.asu.ru
Л1.2 Т. Г. Гребенникова, Т. В. Тишкина История музеев России: учеб. пособие Изд-во АлтГУ//ЭБС АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тишкин А.А., Тишкина Т.В. История музеев Алтая: учебное пособие в 2 ч. Ч.1. Изд-во Алт. ун-та, 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российский этнографический музей www.ethnomuseum.ru
Э2 Кунсткамера kunstkamera.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Портал Музеи России (http://museum.ru/)
Российская музейная энциклопедия (http://www.museum.ru/RME/dictionary.asp?40)
Музеи России на портале Культура России (http://www.culture.ru/museums)
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ (http://www.library.ru/)
Официальные сайты Российских музеев
Электронная библиотека Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Поисковая система «Google»

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
16аМ лаборатория междисциплинарных исследований археологии Западной Сибири и Алтая – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель; рабочее место преподавателя; научное оборудование: муфельная печь SNOL 3/1100; шкаф вытяжной для муфельных печей ЛАБ-800 ШВп; электронный микроскоп МБC-10 – 3 шт.; микроскоп стереоскопический для лабораторных исследований Stemi 2000C с принадлежностями; геофизическое оборудование – система градиентометра 4 канала на базе FOERSTER FEREX 4.032 DLG GPS
16бМ лаборатория междисциплинарных исследований археологии Западной Сибири и Алтая – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель; рабочее место преподавателя; научное оборудование: микро-РФА спектрометр с функцией сканирования предназначен для экспресс-анализа элементного состава археологических объектов от Na(11) до U(92); передвижной рентгенографический комплекс ПРДУ-02; электронный тахеометр Nikon Nivo 5.C – 3 шт.
112Д фондохранилище музея археологии и этнографии алтая - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи с музейными коллекциями; топографическая опись
112Д музей археологии и этнографии алтая АлтГУ - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 4 посадочных места; доска меловая 1 шт.; фонды; архив; экспозиционные материалы

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Контроль и оценка работы студентов осуществляется на лекциях, практическимх занятиях и в Электронном учебно-методическом комплексе
http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=551

Инструкция по искользованию ЭУМК
Электронный учебно-методический комплекс дисциплины (ЭУМКД) включает материалы, сгруппированные тематически по разделам курса. В ЭУМКД представлены планы практических занятий и материалы (литература и интерактивные ссылки) для самостоятельного изучения. Темы пронумерованы и представлены в соответствующих разделах.
Лекции осваиваются студентами самостоятельно, переход от одной части лекции к другой осуществляется посредством ответа на контрольные вопросы.Максимальное количество баллов за лекции - 33 (10 лекций, в каждой из которых по три вопроса).
Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально в ходе освоения каждой из тем и направляются преподавателю. Оценка за каждое практическое задание выставляется по пятибалльной шкале. Максимальное количество баллов за практические задания - 40 (восемь заданий).

Доступ к тестовым заданиям открывается преподавателем в определенные дни. Выполнение теста ограничено по времени. Каждый вопрос оценивается в один балл. Максимальное количество баллов за тест - 27.

К устному экзамену допускаются студенты, которые выполняли практические и тестовые задания, максимальное число баллов на экзамене 10.

Оценка также может быть выставлена по результатам полного освоения курса дистанционно. Каждый вид работы оценивается определенным количеством баллов. Студенты, набравшие от 85 до 100 баллов получают оценку "отлично". Студенты, получившие от 70 до 84 баллов, оцениваются "хорошо". Студенты, набравшие от 50 до 69 баллов, получают оценку "удовлетворительно".

Студенты, получившие 49 баллов и менее, получают "неудовлетворительно".

Вид работы

Максимальное число баллов

Критерии оценки

Лекции

33
Изучены материалы лекций, даны верные ответы на контрольные вопросы

Практические задания

40

умение искать и находить необходимую информацию, исходный материал, литературу, источники;
логичность построения хода и результатов выполнения работы;
качество содержания работы (его соответствие требованиям, присланные вовремя материалы, использование рекомендованной литературы, источников, сайтов);
качество оформления результатов работы;
умение использовать дополнительные возможности информационных технологий;
умение делать выводы, обобщения, рекомендации, проектные разработки
Тест

27

Даны верные ответы на вопросы теста

ИТОГО

100