МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История отечественного искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный планz51_03_04_Музеология-2-2018
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 221
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 221 221 221 221
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 252 252 252 252

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Тишкина Т.В.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История отечественного искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (уровень бакалавриата). Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 июля 2016 г. №788

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 24.04.2018 протокол № 2.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины "История русского искусства" является формирование навыков понимания художественно-образного языка памятника искусства и законов его психологического восприятия, целостного представления об основных особенностях отечественного искусства, как феномена, сформировавшегося при взаимодействии с традициями Запада и Востока.
Задачи курса:
- освоить содержание ключевых понятий и терминов, используемых при описании и интерпретации памятников отечественного искусства;
- освоить содержание важнейших процессов стиле- и формообразования в различные культурно-исторические периоды;
- уяснить особенности и динамику развития различных видов и жанров отечественного искусства;
- познакомиться с важнейшими памятниками архитектуры, изобразительного искусства и особенностями творчества их авторов;
- выявить своеобразие отечественного искусства в системе общеевропейских стилистических тенденций и направлений;
- уяснить оснувную проблематику современных отечественных искусствоведческих исследований.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.17

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способность применять теоретические основы и методологию историко-культурного и музеологического знания в исследованиях современного музея и объектов культурного и природного наследия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.состав собраний ведущих художественных музеев страны; современную периодизацию отечественного искусства;
содержание важнейших процессов стиле- и формообразования в различные культурно-исторические периоды, особенности и динамику развития различных жанров отечественного искусства.
3.2.Уметь:
3.2.1.характеризовать памятники отечественного искусства и объекты культурного наследия с указанием времени и места создания;
выявлять своеобразие произведений отечественного искусства в системе общеевропейских стилистических тенденций и направлений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью пространственного мышления;
навыками словесного (письменного) выражения впечатления от произведения искусства;
навыками применения полученных знаний по проблемам отечественного искусства при исследовании музейных коллекций, экспозиций, объектов культурного наследия.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Искусство допетровской Руси
1.1. Введение. Цели, задачи, структура и особенности дисциплины. Обзор основной и дополнительной литературы. Периодизация русского искусства Лекции 2 2 ОПК-1 Л1.2
1.2. Христианское искусство Киевской Руси (конец IX - первая половина XII в.) Сам. работа 2 12 ОПК-1 Л1.2, Л2.1
1.3. Искусство времени удельных княжеств(вторая треть XII - середина XIII в.) Сам. работа 2 10 ОПК-1 Л1.2, Л2.1
1.4. Искусство времени удельных княжеств(вторая треть XII - середина XIII в.) Практические 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.1
1.5. Искусство периода монголо-татарского влияния и начала объединения русских земель (середина XIII - середина XV в.) Сам. работа 2 10 ОПК-1 Л1.2, Л2.1
1.6. Икона как вид средневековой живописи Лекции 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.1
1.7. Икона как вид средневековой живописи Сам. работа 2 10 ОПК-1 Л1.2, Л2.1
1.8. Искусство периода образования единого Российского централизованного государства (вторая половина XV - начало XVI в.). Отечественное искусство XVI в. Сам. работа 2 6 ОПК-1 Л1.2, Л2.1
1.9. Строительство в Московском Кремле (последняя четверть XV - начало XVI в.) Сам. работа 2 6 ОПК-1 Л1.2, Л2.1
1.10. Выдающиеся мастера средневекового изобразительного искусства Сам. работа 2 10 ОПК-1 Л1.2
1.11. Выдающиеся мастера средневекового изобразительного искусства Практические 2 2 ОПК-1 Л1.2
1.12. Русское искусство XVII в. Сам. работа 2 14 ОПК-1 Л1.2
Раздел 2. Отечественное искусство XVIII в.
2.1. Искусство первой половины XVIII в. Лекции 2 2 ОПК-1 Л1.2
2.2. Отечественное искусство первой половины XVIII в. Сам. работа 2 6 ОПК-1 Л1.2
2.3. Изобразительное искусство и архитектура во второй половине XVIII в. Сам. работа 2 12 ОПК-1 Л1.2
2.4. Русская станковая живопись XVIII в. Практические 2 2 ОПК-1 Л1.2
Раздел 3. Отечественное искусство XIX - начала XX в.
3.1. Русское искусство первой половины XIX в. Лекции 2 2 ОПК-1 Л1.2
3.2. Архитектура Москвы после 1812 г. Постройки О.И. Бове, Д.И. Жилярди, А.Г. Григорьева. Сам. работа 2 6 ОПК-1 Л1.2
3.3. Изобразительное искусство первой половины XIX в. Сам. работа 2 6 ОПК-1 Л1.2
3.4. Творческий путь А.А. Иванова. Социально-критическая направленность творчества П.А. Федотова Сам. работа 2 6 ОПК-1 Л1.2
3.5. Искусство второй половины XIX в. Сам. работа 2 6 ОПК-1 Л1.2
3.6. Творчество членов Товарищества передвижных художественных выставок Сам. работа 2 8 ОПК-1 Л1.2
3.7. Деятельность Товарищества передвижных художественных выставок Практические 2 2 ОПК-1 Л1.2
3.8. Изобразительное искусство и архитектура конца XIX - начала XX вв. Сам. работа 2 6 ОПК-1 Л1.2
3.9. Творчество К.А. Коровина. Творческий путь В.А. Серова Сам. работа 2 6 ОПК-1 Л1.2
3.10. Творчество мастеров художественных объединений России рубежа XIX - XX вв. Сам. работа 2 8 ОПК-1 Л1.2
3.11. Художественные объединения России рубежа XIX - XX вв. Практические 2 2 ОПК-1 Л1.2
3.12. Живопись русского авангарда: творческие принципы, основные мастера Сам. работа 2 15 ОПК-1 Л1.2
Раздел 4. Искусство XX - начала XXI в.
4.1. Отечественное искусство 1917-1941 гг. Сам. работа 2 10 ОПК-1 Л1.2
4.2. Агитационно-массовое искусство первых послереволюционных лет Сам. работа 2 8 ОПК-1 Л1.2
4.3. Живопись 1930-х гг. Произведения Б.В. Иогансона, С.М. Герасимова, А.А. Пластова, М.В. Нестерова, П.Д. Коринова Сам. работа 2 6 ОПК-1 Л1.2
4.4. Изобразительное искусство и архитектура в годы Великой Отечественной войны Сам. работа 2 6 ОПК-1 Л1.2
4.5. Изобразительное искусство и архитектура середины 1940-х - конца 1950-х гг. Сам. работа 2 8 ОПК-1 Л1.2, Л1.1
4.6. Изобразительное искусство и архитектура 1960-1980-х гг Лекции 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1
4.7. Отечественное искусство 1960-1980-х гг. Сам. работа 2 10 ОПК-1 Л1.2, Л1.1
4.8. Отечественное искусство 1960-1980-х гг. Практические 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1
4.9. Искусство конца XX - начала XXI в. Сам. работа 2 10 ОПК-1 Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Зодчество Древнерусского государства конца IX – начала XII вв.
2. Монументальная живопись и мозаика конца IX – начала XII вв.
3. Памятники зодчества северо-восточной Руси XII–XIII вв.
4. Монументальная живопись и памятники иконописи северо-восточной Руси XII–XIII вв.
5. Материалы и техника изготовления икон в средние века.
6. Творчество Феофана Грека.
7. Андрей Рублев и взлет в истории отечественного изобразительного искусства.
8. Белокаменное строительство в Московском княжестве XIV – первой половины XVI в.
9. Творчество Дионисия.
10. Шатровые храмы XVI–XVII вв.
11. Гражданское зодчество XVII в. Общая характеристика. Основные памятники.
12. Культовое зодчество XVII в.
13. Станковая живопись XVII в.
14. Творчество С. Ушакова.
15. Особенности развития отечественного искусства в первой половине XVIII в.
16. Станковая живопись Петровской эпохи.
17. Творчество Ф.-Б. Растрелли.
18. Станковая живопись эпохи барокко. Творчество И.Я. Вишнякова, А.Л. Антропова, И.П. Аргунова.
19. Архитектура раннего классицизма. Основные мастера, памятники. Творчество И.В. Баженова, М.Ф. Казакова. Проекты, постройки.
20. Архитектура строгого классицизма. Постройки И.Е. Старова, Ч. Камерона, Д. Кваренги.
21. Русские портретисты эпохи классицизма. Творчество Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского.
22. Историческая и мифологическая живопись. Творчество А.П. Лосенко, П.И. Соколова, Г.И. Угрюмова.
23. Особенности развития русского искусства в первой половине XIX в.
24. Петербургские постройки А.Н. Воронихина и А.Д. Захарова.
25. Архитектурные ансамбли Ж.Ф.Тома де Томона, К.И. Росси.
26. Портрет эпохи романтизма. Творчество О.А. Кипренского, В.А. Тропинина.
27. Романтический пейзаж. Творчество С.Ф. Щедрина, М.Н. Воробьева.
28. Особенности развития жанра исторической живописи первой половины XIX в. Произведения К.П. Брюллова и Ф.И. Бруни.
29. Эволюция бытового жанра в творчестве А.Г. Венецианова. Художники школы Венецианова.
30. Творчество И.Н. Крамского и Н.Н. Ге.
31. Жанровая живопись художников-передвижников. Произведения В.М. Максимова, Г.Г. Мясоедова, Н.А. Ярошенко, В.Е. Маковского.
32. Пейзажная живопись художников-передвижников. Творчество А.Г. Саврасова, Ф.А. Васильева, И.И. Шишкина.
33. Позднее искусство художников-передвижников. Творчество И.Е. Репина и В.И. Сурикова.
34. Русская архитектура 1830-х - 1890-х гг.
35. Концепция и художественная практика мастеров объединения «Мир искусства».
36. Национальная тематика в работах мастеров «Союза русских художников».
37. Символизм в живописи рубежа веков. Творчество В.Э. Борисова-Мусатова и художников «Голубой розы».
38. Объединение «Бубновый валет». Живопись П.П. Кончаловского, И.И. Машкова.
39. Живопись русского авангарда: творческие принципы, основные мастера.
40. Отечественная архитектура 1920-х – 1930-х гг.: творческие принципы, основные проекты и постройки.
41. Новые тенденции в отечественном искусстве 1960–1980-х гг.
42. Отечественная архитектура 1960–1980-х гг. Проблемы и решения.
43. Художники-«шестидесятники». Творчество Е.Е. Моисеенко, М.А. Савицкого, Т.Н. Яблонской.
44. «Суровый стиль» в отечественной живописи.
45. Тематическое разнообразие живописи 1970–1980-х гг.
46. Изобразительное искусство 1990-х гг.: основные тенденции.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы докладов:

1. Творчество Е.Е. Моисеенко.
2. Творчество М.А. Савицкого.
3. Полотна Т.Н. Яблонской.
4. Тема труда в работах А.А. и П.А. Смолиных, Н.И. Андронова.
5. Произведения П.Ф. Никонова, Г.М. Коржева.
6. Полотна Т.И. Салахова.
7. Картины-метафоры В.Е. Попкова.
8. Работы А.Т. Зверева
9. Творчество Н.И. Нестеровой
10. Портреты, композиции Д.Д. Жилинского.
11. Творческая индивидуальность Т.Г. Назаренко.
12. Эстетическая позиция и тематика произведений И.С. Глазунова.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Назовите сохранившиеся к настоящему времени работы Андрея Рублева. Укажите источники, позволяющие осуществить данную атрибуцию.
2. Назовите работы, атрибутируемые Феофану Греку. В каких источниках содержатся упоминания о Ф. Греке.

Полный перечень практических заданий представлен по дисциплине, размещен в Электронном учебно-методическом комплексе на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2838

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Креленко Н. С. Введение в историю искусства: учебное пособие Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
Л1.2 Ильина Т. В., Фомина М.С. История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия : учеб. для бакалавров Юрайт, 2020 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Вёрман К. История искусств всех времен и народов. Т. 2, кн. 4-5. Европейское искусство Средних веков: Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Бехтиева Е., Атрощенко О., Шуманова И. "Большой художник и благороднейшей души человек" www.rusiskusstvo.ru
Э2 Государственная Третьяковская галерея (офиц. сайт) www.tretyakovgallery.ru
Э3 Государственный Русский музей (офиц.сайт) rusmuseum.ru
Э4 Архитектура России archi.ru
Э5 Государственный художественный музей Алтайского края muzei.ab.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Государственный Русский музей: www.rusmuseum.ru/e_calen.html.
Государственная Третьяковская галерея: www.tretyakov.ru/
Государственный исторический музей: www.shm.ru/
Сервер «Архитектура России»: www.archi.ru.
Поисковая система Google

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. Студентам рекомендуется аккуратно вести конспекты лекций. В случае недопонимания какой-либо части лекционного материала следует задать вопрос преподавателю в установленном порядке.
Практические занятия – одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков. Данные учебные занятия углубляют, расширяют, детализируют полученные на лекции знания. При подготовке к практическому занятию, студенту следует изучить содержание соответствующего раздела программы дисциплины, обратить внимание на представленный план занятия. При изучении указанной литературы, формировании ответов на вопросы практического занятия, следует выявить проблемы, являющиеся предметом обсуждения. Рекомендуется составлять краткие конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторном занятии, при подготовке к зачету. Работа в ходе проведения практического занятия строится по принципу коллективного обсуждения поставленных вопросов. При выступлении студенту разрешается использовать свои заранее подготовленные записи.
Критерии оценивания работы студента на практическом занятии. «Отлично» выставляется студенту, который дал полный, последовательный, развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, активно работал на занятии, аргументировано отвечал на дополнительные вопросы.
«Хорошо» выставляется студенту, который дал развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, участвовал в дискуссии, однако допустил неточности в ответе.
«Удовлетворительно» выставляется студенту, который дал ответ (на вопрос из плана практического занятия), отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия, с нарушением последовательности, допустил несколько ошибок в содержании. Продемонстрировал частичное изучение указанной литературы и источников.
«Неудовлетворительно» выставляется студенту, который отказался отвечать на вопрос из плана занятия, или дал ответ, содержащий ряд серьезных неточностей, неглубокое раскрытие темы, незнание большей части литературы и источников. При получении оценки «неудовлетворительно», студенту рекомендуется вновь обратиться к изучению вопросов из плана занятия и продемонстрировать знания на индивидуальной консультации с преподавателем.
Электронный учебно-методический комплекс дисциплины (ЭУМКД) размещен на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу http://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=43515
ЭУМКД включает материалы, сгруппированные тематически по разделам курса. В ЭУМКД представлены планы практических занятий, лекционные материалы с контрольными вопросами, практические задания, глоссарий, материалы (литература и интерактивные ссылки) для самостоятельного изучения.
Некоторые темы лекций осваиваются студентами самостоятельно, переход от одной части лекции к другой осуществляется посредством ответов на контрольные вопросы.
Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно, индивидуально и направляются преподавателю. Оценка за каждое выполненное практическое задание выставляется по стобалльной шкале, засчитывается задание, оцененное в не менее чем 50 баллов. Ответы на практические задания должны быть составлены грамотно, литературным языком. Не допускаются плагиат и списывание. В случае если тексты работ нескольких студентов окажутся идентичны, то они не оцениваются. Выполненное задание, получившее оценку менее чем 50 баллов, не засчитывается, как удовлетворительное и должно быть доработано автором.
Для подготовки доклада из приведенного перечня выберите тему. Ознакомьтесь с содержанием программы дисциплины. Используя указанную литературу, составьте доклад, подготовьтесь к публичному представлению доклада, выполните 8–10 слайдов. На последнем слайде укажите список использованной литературы и источников. Время выступления 8-10 минут
К выполнению тестовых заданий следует приступать после завершения изучения всех тем дисциплины. В случаях отрицательных результатов после двух попыток прохождения тестовых заданий, необходимо обратиться к преподавателю за консультацией.
Доступ к тестовым заданиям открывается преподавателем в определенные дни. Выполнение теста ограничено по времени. Каждый вопрос оценивается в один балл. Максимальное количество баллов за тест 30.
К устному экзамену допускаются студенты-бакалавры, выполнившие все задания в системе ЭУМКД (не менее 50 баллов за каждый), не имеющие задолженностей по вопросам практических/лекционных занятий и успешно выполнившие тестовые задания. В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса и практическое задание, при выполнении которого студент демонстрирует знания жанров и стилей отечественной живописи. Предлагается в формате почтовых карточек 20 репродукций произведений отечественных живописцев XVIII–XX вв. После ознакомления с изображениями студент называет, в каком жанре выполнено каждое произведение (портрет, пейзаж, натюрморт, историческая живопись, бытовой жанр) и указывает соответствующий стиль (барокко, рококо, классицизм, реализм). Критерии оценивания практического задания: отлично – студент выполнил предложенное практическое задание без ошибок, при этом дополнительно атрибутировал авторство и названия некоторых живописных произведений; хорошо – студент выполнил задание с пятью неточностями, которые смог исправить при дополнительных наводящих вопросах преподавателя; удовлетворительно – студентом допущено до семи ошибок при выполнении практического задания, которые он не смог исправить при дополнительных наводящих вопросах преподавателя; неудовлетворительно – студент практическое задание не выполнил. Оценка за выполнение практического задания учитывается при выставлении студенту итоговой экзаменационной оценки. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут.