МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История международных отношений на Востоке

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_КиКЯ-234-2018
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 68
самостоятельная работа 85
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 28 28 28 28
Практические 40 40 40 40
Сам. работа 85 85 85 85
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., профессор, Курныкин Олег Юрьевич

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Аршинцева Ольга Алексеевна

Рабочая программа дисциплины
История международных отношений на Востоке

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 ЗАРУБЕЖНОЕ РЕГИОНОВЕДЕНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №202)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 24.04.2018 протокол № 2.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Ю.Г. Чернышов


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Ю.Г. Чернышов


1. Цели освоения дисциплины

1.1.раскрыть процесс формирования единого мирополитического пространства в эпоху господства колониализма, выявить механизмы складывания и функционирования колониальных империй,борьбу народов Востока за суверенитет и равноправный статус в межгосударственных отношениях,показать место и роль стран и народов Востока в современной системе международных отношений, повышение их значимости в мировых экономических и политических процессах в условиях глобального перераспределения сил и появления новых мировых и региональных центров силы.
Задачи:
– показать своеобразие и специфику колониальной политики ведущих государств мира в отношении народов Востока;
– рассмотреть международно-правовую основу системы неравноправных договоров между странами Запада и Востока;
– определить роль экономического компонента и его договорное оформление во взаимоотношениях капиталистических держав со странами Востока в условиях складывания мирового рынка;
– рассмотреть формирование региональных подсистем международных отношений;
– показать роль «советского фактора» в международных отношениях на Востоке;
– показать неизбежность и конкретные формы распада колониальных империй и обретения суверенитета странами Востока;
– рассмотреть место и роль стран Востока в международных отношения в условиях существования биполярной структуры миропорядка;
– показать рост влияния государств Востока на общемировые процессы после ликвидации биполярного мироустройства;проследить формирование новых «центров силы» в современной системе международных отношений;
– определить воздействие религиозного и цивилизационно-культурного компонентов на характер современных международных отношений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способность составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей
ОПК-4 способность анализировать внутренние и внешние факторы, влияющие на формирование внешней политики государств региона специализации, выделять основные тенденции и закономерности эволюции их внешнеполитических курсов
ОПК-10 способность применять научные подходы, концепции и методы, выработанные в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории к исследованию конкретных страновых и региональных проблем
ПК-10 готовность вести учебно-вспомогательную и учебно-организационную работу в образовательных организациях высшего образования
ПСК-1 способность описывать и анализировать общественно-политические, внешнеполитические, экономические, правовые реалии Китая на китайском и русском языках
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- методологические основы гуманитарных знаний и политической теории;
- фактическое содержание и этапы эволюции международных отношений периода;
– логику глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их исторической, экономической и правовой обусловленности;
– основные направления внешней политики ведущих зарубежных государств, особенности их дипломатии и взаимоотношений с Россией;
- методические и организационные основы учебного процесса в образовательных организациях высшего образования.

3.2.Уметь:
3.2.1.-использовать теоретико-методологические приемы в освоении фактического материала по истории международных отношений;
-осуществлять сравнительно-исторический анализ международных отношений в рамках системного подхода;
- использовать основные методические и организационные приемы и формы подготовки к осуществлению учебного процесса в образовательных организациях высшего образования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-навыками теоретического и прикладного анализа конкретно-исторического материала и процессов;
-теоретическим и прикладным анализом международных отношений, внешней политики и дипломатии государств в глобальной системе и региональных подсистемах;
- навыками планирования и организации учебного процесса в образовательных организациях высшего образования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История международных отношений на Востоке в новое время
1.1. Введение. «Восточный вопрос» в международных отношениях в конце XVIII – начале ХХ в. Лекции 6 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
1.2. Англо-русское соперничество в Иране в XIX - начале ХХ в. Лекции 6 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
1.3. Англо-русское соперничество в Иране в XIX - начале ХХ в. Практические 6 2 ОПК-4, ОПК-10 Л1.1, Л2.1
1.4. Разграничение Российской и Британской империй в Средней Азии и Афганистане во второй половине XIX в. Лекции 6 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
1.5. Разграничение Российской и Британской империй в Средней Азии и Афганистане во второй половине XIX в. Практические 6 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.6. Международные отношения на Дальнем Востоке во второй половине XIX – начале ХХ в. Первая мировая война и страны Востока. Лекции 6 2 ОПК-2, ОПК-10 Л1.1, Л2.1
1.7. Международные отношения на Дальнем Востоке во второй половине XIX – начале ХХ в. Первая мировая война и страны Востока. Практические 6 4 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Международные отношений на Востоке в 1918-1945 гг.
2.1. Раздел Османской империи и борьба Турции за независимость и суверенитет. Практические 6 4 ОПК-10 Л2.2, Л1.1
2.2. Раздел Османской империи и борьба Турции за независимость и суверенитет. Лекции 6 2 ОПК-4, ОПК-10 Л2.2, Л1.1
2.3. Формирование мандатной системы на Арабском Востоке. Лекции 6 2 ОПК-2 Л2.2, Л1.1
2.4. Формирование мандатной системы на Арабском Востоке. Практические 6 2 ОПК-4 Л2.2, Л1.1
2.5. Вашингтонская конференция и формирование Вашингтонского порядка в Азиатско-Тихоокеанском регионе Лекции 6 2 ОПК-2, ОПК-10 Л2.2, Л1.1
2.6. Вашингтонская конференция и формирование Вашингтонского порядка в Азиатско-Тихоокеанском регионе Практические 6 4 ОПК-2 Л2.2, Л1.1
2.7. Чтение дополнительной литературы и подготовка к практическим занятиям Сам. работа 6 42 ОПК-10, ПК-10 Л2.2, Л1.1
2.8. Политика Советской России на Востоке Лекции 6 2 ОПК-4, ОПК-10 Л2.2, Л1.1
2.9. Политика Советской России на Востоке Практические 6 4 ОПК-4 Л2.2, Л1.1
2.10. Усиление японской агрессии в Китае в 1930-е гг. Вторая мировая война и страны Востока. Лекции 6 2 ОПК-4, ОПК-10 Л2.2, Л1.1
2.11. Усиление японской агрессии в Китае в 1930-е гг. Вторая мировая война и страны Востока. Практические 6 4 ОПК-4 Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Международные отношения на Востоке во второй половине ХХ в.
3.1. Международные отношения на Дальнем Востоке в послевоенный период. Процессы деколонизации в Азии и Африке. Лекции 6 2 ОПК-2, ОПК-10 Л2.2, Л1.1
3.2. Международные отношения на Дальнем Востоке в послевоенный период. Процессы деколонизации в Азии и Африке. Практические 6 4 ОПК-4, ПК-10 Л2.2, Л1.1
3.3. Китай и международные отношения в Восточной Азии в 1960-е – 1970-е гг. Лекции 6 2 ОПК-4 Л2.2, Л1.1
3.4. Китай и международные отношения в Восточной Азии в 1960-е – 1970-е гг. Практические 6 4 ОПК-4, ПК-10 Л2.2, Л1.1
3.5. Ближневосточная подсистема международных отношений во второй половине ХХ в. Лекции 6 2 ОПК-2 Л2.2, Л1.1
3.6. «Исламский фактор» в международных отношениях в 1970-е – 1980-е гг. Лекции 6 2 ОПК-10, ПК-10 Л2.2, Л1.1
3.7. «Исламский фактор» в международных отношениях в 1970-е – 1980-е гг. Практические 6 4 ОПК-4 Л2.2, Л1.1
3.8. Страны Востока в условиях ликвидации биполярного мироустройства и становления новой системы международных отношений Лекции 6 2 ОПК-4, ОПК-10 Л2.2, Л1.1
3.9. Страны Востока в условиях ликвидации биполярного мироустройства и становления новой системы международных отношений Практические 6 2 ОПК-10 Л2.2, Л1.1
3.10. Чтение дополнительной литературы и подготовка к практическим занятиям Сам. работа 6 43 ОПК-10, ПК-10 Л2.2, Л1.1
3.11. Экзамен 6 27 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Соперничество Британской и Российской империй на Востоке в XIX веке.
2. Раздел Африки между европейскими державами в конце XIX – начале ХХ в
3. Политика США в Азиатско-Тихоокеанском регионе в конце XIX – начале ХХ в.
4. Включение Средней Азии в состав Российской империи
5. КВЖД и продвижение России в Маньчжурию в конце XIX – начале ХХ в.
6. Становление, эволюция и разрушение Вашингтонского порядка в Тихоокеанском регионе
7. Японская агрессия против Китая в 1931–1945 гг.
8. Колониальная система и страны Востока.
9. Формы зависимости стран Востока от западных держав в колониальную эпоху.
10. Теория «мир-системы» И. Валлерстайна.
11. Формирование и эрозия мандатной системы на Ближнем Востоке в 1920-е–1930-е гг.
12. Политика США в отношении Японии и формирование Сан-Францисского порядка после Второй мировой войны
13. Процессы деколонизации в Азии и Африке
14. Подготовить развернутый план ответа или презентацию по одной из тем практического занятия, связанную с изучением региона специализации.
15. «Опиумные» войны и неравноправные договоры между Китаем и западными державами.
16. «Илийский вопрос» в российско-китайских отношениях
17. Борьба за раздел Китая между великими державами в конце XIX в.
18. Политика Советской России на Востоке
19. Эволюция советско-китайских отношений (1949–1991 гг.).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Васильев Л.С. ИСТОРИЯ ВОСТОКА В 2 Т. Т. 1 В 2 КН. КНИГА 2 7-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Решетникова Л. С. История Востока в Новое время: Учебная литература для ВУЗов Кемеровский государственный университет, 2014 biblioclub.ru
Л2.2 сост. Л.Н. Величко, А.Н. Птицын, В.Н. Садченко. История Востока в Новейшее время: история международных отношений : хрестоматия Ставрополь : СКФУ, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Институт востоковедения РАН www.ivran.ru
Э2 Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина (редкие издания XIX – начала XX в. о международных отношениях на Востоке) www.prlib.ru
Э3 Источники по международным отношениям на Востоке www.vostlit.info
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Успешное освоение курса возможно при систематической подготовке студентов к лекционным и особенно семинарским занятиям. В лекционном курсе преподаватель не только отбирает определенный фактический материал в соответствии с авторским подходом к раскрытию основной проблематики данной дисциплины, но и выстраивает его, сообразуясь с логикой основных процессов и тенденций в эволюции системы международных отношений, расставляет акценты, ориентирует студентов на узловые моменты и наиболее характерные события. Поэтому лекционные занятия нацелены на активное восприятие студентами излагаемого лектором материала, а также его осмысление при знакомстве с рекомендуемой литературой. Важно усвоить основной понятийный аппарат, необходимый для характеристики иерархический отношений ведущих держав и зависимой периферии в новое время (колония, протекторат, доминион, прямое и косвенное управление, неравноправные договоры и др.), следует обратить внимание на неоднозначные последствия для народов Востока такого явления как формирование мирового рынка, ибо интенсификация мировых товарных, а затем и финансовых потоков в XIX – начале ХХ в. становилась все более значимым фактором, определяющим характер международных отношений.
Подготовка к семинарским занятиям предполагает изучение источников и рекомендуемой литературы. Семинарские занятия нацелены на конкретизацию знаний, полученных в ходе лекционного курса. Основная проблематика семинаров посвящена «восточному вопросу» в преломлении его значимости для судеб Османской империи и начальным этапам складывания дальневосточной подсистемы международных отношений. При подготовке к занятиям следует обратить внимание на механизмы втягивания стран Востока в формировавшееся мировое экономическое и политическое пространство, свойственные колониальной эпохе. При этом страны Востока не были безвольным орудием в руках западных держав, но пытались не только противостоять военно-политическому натиску европейских держав и США, но использовать возможности для маневрирования на международной арене, апеллировали к тем нормам и принципам межгосударственных отношений, которые были выработаны в европейской подсистеме. Особое внимание на семинарских занятиях уделяется международным отношениям на Дальнем Востоке на рубеже XIX–ХХ вв. в силу особой значимости и «чувствительности» этого региона для политики великих держав, а также появления нового сильного игрока на международной арене в лице Японии. Одна из основных задач при подготовке к семинарским занятиям заключается в том, чтобы выявить, как соперничество между ведущими державами и их блоками экстраполировалось на другие регионы мира и, в свою очередь, как «восточная политика» тех или иных держав воздействовала на межгосударственные отношения в центральной (европейской) подсистеме. Для понимания специфики международных отношений в дальневосточном регионе и межцивилизационных различий при столкновении западных и восточных обществ существенное значение имеет семинарское занятие, посвященное особенностям традиционной внешнеполитической доктрины Китая.
Подготовка к экзамену предполагает не только запоминание некой суммы эмпирических данных, полученных на лекционных и семинарских занятиях, но их осмысление и систематизацию, умение сжато, ёмко и логично изложить содержание экзаменационных вопросов, сочетая раскрытие конкретно-исторического материала с теоретическими обобщениями. Существенное значение при выставлении экзаменационной оценки имеет умение студента подвести итог и сделать выводы в заключительной части своего ответа.