МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Памятники мирового культурного наследия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план51_03_04_Музеология-4-2018
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 60
самостоятельная работа 93
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 93 93 93 93
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Т.Г. Гребенникова

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Т.В. Тишкина

Рабочая программа дисциплины
Памятники мирового культурного наследия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (уровень бакалавриата). Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 июля 2016 г. №788

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 24.04.2018 протокол № 2.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины - сформировать навыки изучения и анализа ключевых памятников мирового культурного наследия, их истории и современного состояния и использования, что необходимо для осуществления профессиональной деятельности в сфере сохранения наследия и его современного использования.
- сформировать представление об основных выдающихся объектах Всемирного культурного наследия.
- освоить содержание ключевых понятий по культурному наследию.
- уяснить принципы формирования Списка Всемирного наследия.
- познакомиться с деятельностью основных организаций в системе Всемирного наследия.
- изучить содержание основных документов по международной охране культурного наследия.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способность применять современные методы исследований в ведущих направлениях музейной деятельности и сохранении культурного наследия
ПК-2 способность к оформлению результатов научных исследований: научных отчетов, обзоров, аналитических справок и пояснительных записок
ПК-7 способность выполнять все виды работ, связанных с учетом музейных коллекций, объектов культурного и природного наследия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные этапы формирования понятия "культурное наследие" в исторической динамике;
- методику и особенности формирования Списка всемирного наследия, преимущества попадания объектов наследия в этот список;
- основные памятники Всемирного наследия по странам мира.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять инструментарий современной музеологии для анализа и оценки объектов Всемирного наследия;
- презентовать данные об объектах Всемирного культурного наследия
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- способностью подготовки аналитических документов на объекты культурного наследия;
- понятийным аппаратом в области современного наследиеведения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. UNESCO: история, структура и направления деятельности в сфере культуры.
1.1. История и современная структура ЮНЕСКО. Формирование идеи. Оформление организации и ее основных принципов. Современная структура ЮНЕСКО: Генеральная конференция, Исполнительный совет, Секретариат. Национальные комиссии. Бюджет ЮНЕСКО. Ключевые направления деятельности ЮНЕСКО в области культуры. Гаагская конвенция 1954 г.: содержание ключевых положений. Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г. Конвенция об охране подводного культурного наследия 2001 г. Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия 2003 г. Содержание Конвенции 1972 г. об охране всемирного культурного и природного наследия. Определение природного и культурного наследия. Национальная и международная охрана наследия. Фонд Всемирного наследия. Условия и формы предоставления международной помощи. Лекции 4 6 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Содержание Конвенции 1972 г. об охране всемирного культурного и природного наследия Сам. работа 4 10 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Всемирное культурное наследие: понятийный аппарат и критерии отбора объектов в список
2.1. Культурное наследие: понятие и эволюция концепций в его историческом изучении. Памятник и объект наследия. Содержание базовых понятий документа «Культура в устойчивом развитии». Зарубежные концепции культурного наследия. «Прошлое в настоящем». Теория «товаризации» наследия. Отечественные концепции наследия. Географическая (пространственная) концепция наследия. Отечественные и международные организации в системе Всемирного наследия. Центр Всемирного наследия. Международный совет по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест (ICOMOS): история, структура, направления деятельности. Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия (Институт наследия) им. Д.С. Дихачева. Список Всемирного наследия и критерии отбора объектов. «Семь чудес света»: история и особенности комплексов. Семь новых чудес света: особенности списка. Список Всемирного наследия ЮНЕСКО: состав. Десять критериев при отборе объектов. Преимущества статуса объекта Всемирного наследия Лекции 4 6 ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. подготовка к тесту Сам. работа 4 16 ПК-1, ПК-2 Л1.1
Раздел 3. Культурный ландшафт как объект Всемирного наследия
3.1. Понятие «культурный ландшафт». Подходы к определению (географический, этногеографический, информационно-аксиологический). Документальное оформление понятия «культурный ландшафт». Эволюция взглядов на понятие «культурный ландшафт». Критерии ценности культурного ландшафта. Система критериев и их содержание. Применение оценочных критериев для создания ООПТ. Триада «универсальность – разнообразие – репрезентативность». Систематика культурных ландшафтов. Классификация по Конвенции о Всемирном наследии (рукотворные, естественно сформировавшиеся, реликтовые). Деление культурных ландшафтов по их историческим функциям. Систематика ландшафтов по принадлежности к типам культур. Сакральные, историко-археологические и индустриальные ландшафты в Списке Всемирного наследия. Культурные ландшафты как объекты всемирного наследия ЮНЕСКО. Культурный ландшафт серебряных рудников в Японии. Культурные ландшафты Австрии (Хальштатт-Дахштайн, Вахау, Ферте-Нойзидлер-Зее). Бамиан (Афганистан). Культурный ландшафт Аранхуэс (Испания). Л Практические 4 4 ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Аналитическая записка на культурный ландшафт; подготовка к коллоквиуму Сам. работа 4 12 ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Всемирное культурное наследие в Европе
4.1. Древнейшие памятники культуры на территории Европы. Мегалитические памятники. Стоунхендж: устройство, история изучения и значение объекта. Мегалитические храмы Мальты. Пещера Альтамира в Испании. Наскальные рисунки в пещере по реке Везер (Франция). Наскальные рельефы в Тануме (Швеция). Соборы Европы в Списке Всемирного наследия. Церковь Святой Маргариты в Вестминстерском аббатстве. Кафедральный собор в Кентербери. Аахенский собор (Германия). Собор Святого Петра в Трире. Кафедральный собор в Кельне. Произведения Антонио Гауди. Кафедральный собор в Шартре (Франция). Собор в городе Амьен. Кафедральный собор Нотр-Дам. Исторические центры европейских городов как памятники Всемирного наследия. Особенности исторического городского ландшафта. Исторические центры городов Зальцбурга и Вены. Центр города Брюгге (Бельгия). Ватикан – район Рима. Ливерпуль. Будапешт. Исторические центры Кордовы и Толедо. Исторические центры Рима и Флоренции. Венеция и ее лагуна. Центр Неаполя. Верона. Исторический центр Риги. Исторически Лекции 4 6 ПК-1, ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.2. Дворцы, замки и крепости Европы как объекты культурного наследия ЮНЕСКО. Замки и дворцы во Франции. Фортификация: история и основные понятия. Дверец и парк в Версале. История, интерьеры и парки Версаля. Долина Луары как культурный регион. Замки в долине Луары (Валансе, Амбуаз, Шамбор, Шенонсо, Азей-ле-Ридо, Ланже, Вилландри). Замок Монсоро. Анже. Дворец и парк Фонтенбло. Исторический укрепленный город Каркасон. Дворцовые памятники Великобритании, Швеции и Дании в Списке Всемирного наследия. Вестминстерский дворец: история и строение памятника. Замки и крепости короля Эдуарда I в княжестве Гуинедд. Дворец Бленхейм. Лондонский Тауэр. Тауэрский мост. Королевская резиденция Дроттнингхольм в Швеции. Замок Кронборг в Дании. Дворцы и замки Германии, Австрии, Швейцарии, Испании и Италии. Дворец Аугустусбург. Дворцы и парки Постдама и Берлина: Сан-Суси, Тиргартен, Бабельсберг. Памятники в долине Среднего Рейна и долине Эльбы у Дрездена. Дворец и парки Шенбрунн в Австрии. Замки города Беллинцона в Швейцарии. Альгамбр Практические 4 8 ПК-1, ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.3. подготовка к тесту по дворцовым памятникам Европы Сам. работа 4 10 ПК-1, ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Объекты всемирного наследия на территории Африки
5.1. Всемирное культурное наследие Египта. Древние Фивы с их некрополями. Луксорский храм. Долина царей: особенности комплекса. Храм Амона-Ра в Карнаке. Археологическая зона Дейр-эль-Бахри: храм Хатшепсут. Долина цариц. Мемфис и его некрополи – район пирамид от Гизы до Дахшура. Памятники Нубии от Абу-Симбел до Филе. Управление археологическими комплексами Египта с учетом потребностей туризма. Исламский Каир как объект культурного наследия. Памятники культурного наследия в Северной Африке (Тунис, Алжир, Марокко и Ливия). Древний город Тимгад. Джемила. Типаса. Крепость Аль-Кала в древнем городе Бени-Хаммад. Долина Мзаб. Плато Тассилин. Аджер. Касба (старая часть Алжира). Амфитеатр в Эль-Джеме. Руины Карфагена. Старая часть Туниса. Пунический город Керкуан. Исторический город Кайруан. Старая часть Сус. Дугга. Старые части Феса и Марракеша. Исторический город Мекнес. Археологический памятники Волюбилиса. Старая часть Эс-Сувейра. Памятники Ливии: Кирена, Лептис Магна, Сабрата, живопись в горах Тадрарт-Акакус. Памятни Практические 4 4 ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л2.1, Л1.2
5.2. Культурное наследие Туниса, Алжира, Марокко и Ливии. Сам. работа 4 9 ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л2.1, Л1.2
Раздел 6. Всемирное культурное наследии на территории Америки
6.1. Памятники культурного наследия в США и Канаде. Статуя Свободы: конструкция, создание и открытие. Усадьба Монтичелла и университет штата Виргиния. Индейское поселение Пуэбло-де-Таос. Крепость и историческая часть города сан-Хуан. Индепенденс-холл в Филадельфии. Древние индейские поселения на плато Месса-Верде. Исторический город Люненбург. Исторический район города Квебек. Памятники Всемирного наследия в городах Латинской Америки. Город Бразилиа: кафедральный собор. Исторические центры бразильских городов (Олинда, Сант-Луис, Диамантина и др.). Университетский город в Каракасе. Порт и памятники Картахены. Испанские центры мексиканских городов (Пуэбло, Мехико и др.). Зоны исторических памятников в городах Керетаро, Тлакотальпан, Хочикалько. Лекции 4 4 ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.2. Памятники Латинской Америки доколумбовой эпохи. Доиспанские города на территории Мексики. Паленке: открытие гробниц и основные объекты. Доиспанский город Теотиуакан: параметры и архитектурные объекты. Комплекс моль-Альбан. Комплекс Чичен-Ица: история, местоположение, основные достопримечательности. Эль-Тахин. Ушмаль и пирамида волшебника. Зона археологических памятников Хочикалько. Древний город майя Калакмуль. Комплексы майя: города или ритуальные центры. Памятники Всемирного наследия в Аргентине, Боливии, Гватемале и Гондурасе. Древний путь Кебрада-де-Умауака. Древний город Тиауанако. Национальный парк Тикаль: изучение и пирамиды. Город индейцев майя Копан: местоположение и архитектура комплекса. Памятники Всемирного наследия в Колумбии и Перу. Археологический парк Сант-Агустин. Национальный археологический парк Тьеррадентро. Руины древнего города Мачу-Пикчу. Археологическая зона Чан-Чан Практические 4 4 ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.3. подготовка к тесту по памятникам доколумбовой эпохи Сам. работа 4 6 ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 7. Памятники Всемирного наследия в Австралии и Океании
7.1. Культурное наследие Австралии. Сиднейский оперный театр – новый объект ЮНЕСКО и символ Австралии. Замысел, особенности архитектуры и конструкции. Основные фазы строительства памятника. Ю. Гуссенс и И. Утцон. Здание Королевской выставки и сады Карлтон в Мельбурне: история и современное использование. Культурное наследие Океании. Национальный парк Рапа Нуи на острове Пасхи и его статуи (моаи). История открытия и изучения. Туристические места на острове (Рано-Рараку, Те-Пито-те-хенуа и др.) Храмовый комплекс Борободур в Индонезии: конструкция, выбор места, интерпретация. Открытие, история изучения и реставрация Борободура. Значение объекта и угрозы разрушения. Лекции 4 2 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 8. Памятники Всемирного наследия на территории России
8.1. Московский Кремль и Красная площадь как объект Всемирного наследия. История Кремля. Структура Кремля: башни, соборы, дворцы и дворцовые церкви, здания государственных учреждений. Царь-пушка и царь-колокол. Археологические исследования Кремля. Храм Василия Блаженного на Красной площади. Исторический центр Санкт-Петербурга как объект всемирного наследия. Петропавловская крепость: история строительства. Адмиралтейство. Зимний дворец и дворцовая площадь. Казанский собор. Медный всадник. Петергоф: история основания и современная структура. Гатчина. Павловск. Царское село. Памятники православной культуры Центральной и Северной России в Списке всемирного наследия. Погост Кижи: основные достопримечательности. Александровский монастырь в Суздале. Церковь Бориса и Глеба в Кидекше. Исторические памятники Великого Новгорода и его окрестностей. Историко-культурный комплекс Соловецких островов. Ансамбль Троице-Сергиевой Лавры. Церковь Вознесения в Коломенском. Ансамбли Ферапонтова и Новодевичьего монастырей. Памятники в Практические 4 8 ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л2.1, Л1.2
8.2. подготовка к тесту по памятникам всемирного культурного наследия на территории Россиии; подготовка докладов-презентаций; подготовка к коллоквиуму Сам. работа 4 20 ПК-1, ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 9. Всемирное культурное наследие в странах Востока
9.1. Памятники Всемирного наследия на территории Китая. Великая китайская стена: история и современное состояние. Гробница первого императора династии Цинь. Дворцы императоров династий Мин и Цин. Пещеры Могао. Горная императорская резиденция и окружающие храмы в Чэндэ. Исторический ансамбль дворца Потала в Лхасе. Храм и гробница Конфуция. Гора Эмэйшань и статуя «Великий Будда». Пиньяо. Летний дворец и императорский парк в Пекине. Храм Неба. Пещерные храмы Луньмэнь. Храмы Юньган. Города и гробницы Когуре. Древний город Иньсюй. Памятники Всемирного культурного наследия в Южной Азии. Памятники Индии. Мавзолей Тадж-Махал. Памятники Махабалипурама. Буддийские памятники в Санчи. Мавзолей Хумаюна в Дели. Храмовый комплекс Махабодхи. Археологический парк Чампанер-Павагадх. Долина Катманду. Лумбини, место рождения Будды. Археологические памятники Мохенджо-Даро. Древние города Полоннарува и Сигирия. Священный город Анурадхапура. «Золотой храм» Дамбулла. Памятники ЮНЕСКО на территории Японии и Кореи. Буддийские памятники в Практические 4 8 ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
9.2. Подготовка к тесту по памятникам Всемирного наследия в странах Востока; подготовка к коллоквиуму Сам. работа 4 10 ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
9.3. Экзамен 4 27 ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. История и современная структура ЮНЕСКО. Ключевые направления деятельности ЮНЕСКО в области культуры.
2. Содержание Конвенции 1972 г. об охране всемирного культурного и природного наследия.
3. Культурное наследие: понятие и эволюция концепций в его историческом изучении. Отечественные и международные организации в системе Всемирного наследия.
4. Список Всемирного наследия и критерии отбора объектов.
5. Понятие «культурный ландшафт»: подходы к определению, систематика ландшафтов. Культурные ландшафты как объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО.
6. Древнейшие памятники культуры на территории Европы.
7. Соборы Европы в Списке Всемирного наследия.
8. Исторические центры европейских городов как памятники Всемирного наследия. Музейный остров в Берлине как объект Всемирного наследия.
9. Замки и дворцы во Франции.
10. Дворцовые памятники в Списке всемирного наследия (Великобритания, Германия, Австрия, Швейцария, Испания и Италия).
11. Античные памятники на территории Греции.
12. Античное культурное наследие в Италии. Памятники античного наследия в Западной и Восточной Европе.
13. Культурное наследие Египта.
14. Памятники культурного наследия в Северной Африке.
15. Памятники культурного наследия в Центральной, Восточной, Западной и Южной Африке.
16. Памятники культурного наследия в США и Канаде.
17. Памятники Всемирного наследия в городах Латинской Америки.
18. Доиспанские города на территории Мексики.
19. Памятники Всемирного наследия в Аргентине, Боливии, Гватемале и Гондурасе, Колумбии и Перу.
20. Культурное наследие Австралии.
21. Культурное наследие Океании.
22. Московский Кремль и Красная площадь как объект Всемирного наследия.
23. Исторический центр Санкт-Петербурга как объект всемирного наследия.
24. Памятники православной культуры Центральной и Северной России в Списке всемирного наследия.
25. Памятники мусульманской культуры России в Списке всемирного наследия.
26. Памятники Всемирного наследия на территории Китая.
27. Памятники Всемирного культурного наследия в Южной Азии. Памятники ЮНЕСКО на территории Японии и Кореи.
28. Объекты Всемирного наследия в Юго-Восточной Азии. Памятники мирового культурного наследия на Ближнем Востоке.
29. Памятники мирового культурного наследия в Иране и Ираке. Объекты наследия на Аравийском полуострове.
30. Памятники Всемирного наследия в Турции. Памятники мирового культурного наследия в Средней Азии.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Коллоквиум по теме:
Памятники Всемирного наследия на территории Китая. Великая китайская стена: история и современное состояние. Гробница первого императора династии Цинь. Дворцы императоров династий Мин и Цин. Пещеры Могао. Горная императорская резиденция и окружающие храмы в Чэндэ. Исторический ансамбль дворца Потала в Лхасе. Храм и гробница Конфуция. Гора Эмэйшань и статуя «Великий Будда». Пиньяо. Летний дворец и императорский парк в Пекине. Храм Неба. Пещерные храмы Луньмэнь. Храмы Юньган. Города и гробницы Когуре. Древний город Иньсюй.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Боголюбова Н.М., Фокина В.И. Всемирное культурное наследие: Учебник СПБ ГУ, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Н.Н. Серегин, Т.Г. Гребенникова, Н.П, Иванова История мировой культуры: учебное пособие. Ч. 1: Культура Древнего мира: Учебное пособие АлтГУ, 2015 // ЭБС АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 авт.-сост. А.А. Тишкин, Т.Г. Гребенникова Основы музеологии: учебное пособие Изд-во Алт. ун-та, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Список Всемирного наследия // http://herihage.unesco.org
Э2 http://uroboros.org.ru/Africa (Статьи: Гиза, Саккара, Великая пирамида Ху-фу/Хеопса, Большой Сфинкс, Луксор и Карнак)
Э3 http://www.domcity.ru/ancient/3641/
Э4 Веденин Ю.А., Кулешова М.Е. Культурные ландшафты как категория наследия // http://heritage.unesco.ru
Э5 Веденин Ю.А., Кулешова М.Е. Понятие «культурный ландшафт» // http://herihage.unesco.ru
Э6 Веденин Ю.А., Кулешова М.Е., Чалая И.П. и др. Определение формата культурного ландшафта (как составная часть работы по формированию Российской сети культурного наследия) // http://future.museum.ru
Э7 Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников // http://heritage.unesco.ru
Э8 Максаковский В.П. Античные памятники Рима // http://www.countries.ru/library/ant/rimant.htm
Э9 Максаковский В.П. Афинский Акрополь // Всемирное культурное наследие. М., 2000 // http://www.countries.ru/library/ant/acropol.html
Э10 Максаковский В.П. Объекты культурного наследия в Африке // http://top.list.ru
Э11 Максаковский В.П. Памятники античности // http://www.countries.ru/library/ant/memory.htm
Э12 Молодякова Э.В. Деятельность Японии в рамках программы ЮНЕСКО «Всемир-ное наследие» // http://www.japan-assoc.ru
Э13 Петергоф // http://www.petergof.ru
Э14 Чичен-Ица // http://mesoamerica.narod.ru/infochich.html
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. Лекционный материал структурирован на разделы.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. Может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
При изучении тем, полностью вынесенных в самостоятельную работу студента необходимо ознакомиться с материалами и литературой, предложенных преподавателям, выполнить практические задания и предоставить их в установленные сроки.
При изучении литературы, подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к экзамену по дисциплине. Выступление на занятии следует продумать, подготовить заранее.
При подготовке индивидуальных презентаций необходимо использовать ресурсы сети Internet.

Освоение данного материала позволяет получить представление об общих закономерностях и тенденциях формирования мирового историко-культурного наследия. Выдающиеся явления эстетической сферы, обладающие непреходящей культурно-исторической ценностью, изучаются в тесной связи с историей философии, литературы и языка, проблем общественно-политического устройства. Предложенный курс помогает выработать аналитические навыки самостоятельного изучения наиболее значительных явлений в истории мировой культуры, по возможности научиться использовать приобретенные знания для совершенствования своей личности и профессионального мастерства. При выполнении практических заданий в рамках курса формируются навыки по оформлению результатов научных исследований: обзоров, аналитических справок и пояснительных записок, также формируется способность выполнять основные виды работ, связанные с учетом объектов культурного наследия.
При изучении разделов 1 , 2 ,3(UNESCO: история, структура и направления деятельности в сфере культуры; Всемирное культурное наследие: понятийный аппарат и критерии отбора объектов в список; Культурный ландшафт как объект Всемирного наследия )рекомендуется обратить внимание на понятийный аппарат, усвоить содержание Конвенции ЮНЕСКО, принципы формирования Списка всемирного наследия. Необходимо уделить время для самостоятельного изучения материалов (литература и электроннеы публикации)о концепции культурного ландшафта, отметить наиболее значительные публикации, ссылки на важные содержательные моменты.
При изучении раздела "Всемирное культурное наследие в Европе" необходимо с особым вниманием отнести к значительному по количеству перечню объектов, уяснить специфику Всемирного наследия в Европе, уметь идентифицировать объекты наследия по странам.
При изучении раздела "Объекты всемирного наследия на территории Африки" стоить уяснить специфику памятников древности и мусульманского наследия.
При изучении разделов "Всемирное культурное наследии на территории Америки", "Памятники Всемирного наследия в Австралии и Океании", "Всемирное культурное наследие в странах Востока" научиться выявлять отличительные черты объектов наследия по регионам и эпохам.
При изучении раздела "Памятники Всемирного наследия на территории России" необходимо научиться составлять аналитические документы на крупные по составу объекты наследия, выявляя и давая характеристику их составляющим, рассмотреть особенности хронологического и географического состава памятников Всемирного наследия от России.