МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Костюм в истории культуры и современности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.04.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильХудожественное проектирование костюма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план54_04_03_ХПК-12-2018
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 63
контроль 9
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 63 63 63 63
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доц., Кирюшина Ю.В.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Костюм в истории культуры и современности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.04.03 Искусство коcтюма и текстиля (уровень магистратуры) (Приказ Минобрнауки России от 21.03.2016 г. № 253)

составлена на основании учебного плана:
54.04.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 24.04.2018 протокол № 2.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.04.2018 г. № 7
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.04.2018 г. № 7
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать представление об основных характерных чертах различных периодов развития костюма в истории культуры, а также о современном состоянии моды в сфере художественного проектирования костюма

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способность использовать традиционные и эффективные инновационные методы художественного проектирования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные характерные черты различных периодов развития предметного мира
современное состояние моды в различных областях швейного производства
приемы художественного проектирования костюма
3.2.Уметь:
3.2.1.понимать сущность и социальную значимость костюма в истории культуры и современности
ориентироваться в исторических эпохах и стилях
проводить анализ исторических этапов в художественном проектировании костюма
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками определения основных характерных черт различных периодов развития предметного мира и костюма
навыками художественного проектирования костюма
приемами традиционных и инновационных средств при проектировании костюма

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Возникновение одежды и орнамента
1.1. Введение. Цели и задачи курса. Понятие термина "костюм" в историческом процессе Лекции 1 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
1.2. Костюм в музейной экспозиции Лекции 1 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
1.3. Выполнение зарисовок костюмов по фотографиям музейных экспонатов для изучения одежды, ее покроя и орнаментики Практические 1 4 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
1.4. Проработка конспекта лекций. Оформление практической работы Сам. работа 1 13 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
1.5. Выполнение зарисовок покроя по фотографиям музейных экспонатов Практические 1 4 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
1.6. Проработка конспекта лекций. Оформление практической работы Сам. работа 1 15 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
1.7. Выполнение зарисовок орнаментики по фотографиям музейных экспонатов Практические 1 4 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
1.8. Проработка конспекта лекций. Оформление практической работы Сам. работа 1 10 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
Раздел 2. Характеристика пропорций, общих и характерных особенностей этнонационального костюма и орнамента
2.1. Зарождение ткачества. Особенности декорирования костюма. Особенности декора, символики, кроя обрядовой и культовой одежды. Лекции 1 4 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
2.2. Традиционная и современная материальная и духовная культура. Одежда, украшения, головные уборы, обувь. Лекции 1 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
2.3. Эскизирование костюма культовой одежды Практические 1 8 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
2.4. Проработка конспекта лекций. Оформление практической работы Сам. работа 1 12 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
2.5. Региональные особенности формирования эстетического идеала. Традиционный текстиль. Изменения костюма под влиянием исторических и религиозных процессов. Практические 1 6 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
2.6. Проработка конспекта лекций. Оформление практической работы Сам. работа 1 13 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
2.7. Экзамен 1 9 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Никитина А.В. Русская традиционная культура: Учебное пособие М., Флинта// ЭБС "Лань", 2013 e.lanbook.com
Л1.2 Кошаев В.Б. Декоративно-прикладное искусство: Учебное пособие М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2014 г. biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Миненко Л.В. Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы в структуре традиционной культуры России и художественные промыслы Западной Сибири: Учебное пособие Кемерово: Кем ГУКИ //ЭБС "Университетская библиотека online", 2006 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Черняева Е.Н. История костюма: учебно-методический комплекс: Методическая литература Кемерово: КемГУКИ. // ЭБС "Университетская библиотека online", 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 История костюма и моды mir-kostuma.com
Э2 Модные советы bittally.ru
Э3 Иллюстрированная энциклопедия моды fashion.artyx.ru
Э4 Энциклопедия вещей www.thingshistory.com
Э5 Ярмарка мастеров www.livemaster.ru
Э6 Имидж и семиотика народного костюма imageology.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
- четкое и системное планирование самостоятельной работы;
- поиск необходимой учебной и научной информации;
- освоение собственной информации и ее логическая переработка;
- использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
- выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
- представление, обоснование и защита полученного решения;
- проведение самоанализа и самоконтроля
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
- ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
- учебно-исследовательская работа;
- использование компьютерной техники, интернета и др.