МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Стилистические и графические приемы в изображении костюма и аксессуаров

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.04.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильХудожественное проектирование костюма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план54_04_03_ХПК-12-2018
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 99
контроль 9
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 12 18
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10 20 20
Практические 26 26 26 26 52 52
Сам. работа 36 36 63 63 99 99
Часы на контроль 0 0 9 9 9 9
Итого 72 72 108 108 180 180

Программу составил(и):
доц., Сердюкова Д.А.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Стилистические и графические приемы в изображении костюма и аксессуаров

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.04.03 Искусство коcтюма и текстиля (уровень магистратуры) (Приказ Минобрнауки России от 21.03.2016 г. № 253)

составлена на основании учебного плана:
54.04.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 24.04.2018 протокол № 2.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.04.2018 г. № 7
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.04.2018 г. № 7
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины освоение традиционных и современных стилистических и графических приемов в создании изображения костюма и аксессуаров.
Задачи дисциплины:
освоение графического языка и логики построения художественно-графической композиции;
освоение средств графики, приобретение навыков использования различных графических инструментов и материалов;
изучение и применение принципов стилизации в графике, различных стилистических и графических художественных приемов;
выражение в эскизах творческих замыслов лаконичными выразительными графическими средствами, проявление авторской индивидуальности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 использует на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом
ОПК-2 способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ПК-4 способность использовать традиционные и эффективные инновационные методы художественного проектирования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы проведения исследовательских и проектных работ в области искусства костюма и текстиля;
область и приоритетные методы решения задач в сфере своей профессиональной деятельности;
традиционные и современные художественные приемы в области создания графического изображения костюма и аксессуаров;
3.2.Уметь:
3.2.1.планировать исследовательские и проектные работы в области художественного проектирования костюма и аксессуаров;
принимать организационно-управленческие решения;
осуществлять самостоятельный выбор приоритетных графических средств и стилистических приемов для достижения оптимальных результатов;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками выполнения проектных работ и управления группой исследователей или проектировщиков;
навыками решения различных профессиональных задач связанных с проектированием костюма и аксессуаров;
художественно-графическим языком и культурой создания костюмографического изображения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Искусство графики
1.1. История развития искусства графики. Классификация видов графики. Виды графических изображений и их функции. Лекции 1 2 ОК-4, ОПК-2, ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
1.2. Средства графики (точка, линия, штрих, пятно). Понятие листа. Формат и размер листа. Тон и фактура листа. Лекции 1 2 ОК-4, ОПК-2, ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
1.3. Инструменты и материалы, применяемые в графике. Основные технические приемы работы. Комбинаторика материалов в графике. Практические 1 2 ОК-4, ОПК-2, ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
1.4. Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников. Сам. работа 1 6 ОК-4, ОПК-2, ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Костюмографика
2.1. Костюмографика, как жанр изобразительного искусства. Комплекс требований, предъявляемых к костюмографическому произведению. Особенности костюмографического языка. Единицы костюмографического языка. Категории культуры костюмографики. Коммуникативные качества костюмографического языка. Визуальная костюмная коммуникация. Структура костюмографического текста. Лекции 1 2 ОК-4, ОПК-2, ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.2, Л1.3, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
2.2. Приемы изображения костюма в историческом аспекте. Зарождение и развитие жанра. Первые журналы мод. Формирование культуры костюмографического изображения. Развитие модной индустрии. Развитие иллюстрирования моды. Лекции 1 2 ОК-4, ОПК-2, ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.2, Л1.3, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
2.3. Копирование. Практические 1 4 ОК-4, ОПК-2, ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.3, Л2.1, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
2.4. Иконообразование. Использование единиц костюмографического языка в эскизах. Практические 1 4 ОК-4, ОПК-2, ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
2.5. Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников; выполнение упражнений и заданий выдаваемых на практических занятиях; подготовка к практическим и семинарским занятиям. Сам. работа 1 14 ОК-4, ОПК-2, ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Стиль и стилизация в графике
3.1. Понятие стиль, стилизации, авторская манера. Классификация и характеристика стилей. Стилизация как процесс работы. Виды стилизации. Стилизация как метод художественной организации знаковых и живописно-графических искусственных систем. Композиционный анализ художественных произведений. Лекции 1 2 ОК-4, ОПК-2, ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
3.2. Анализ стилистических и графических приемов в произведениях известных мастеров живописи и графики. Анализ технических приемов использования инструментов и материалов. Характеристика авторской манеры исполнения. Практические 1 4 ОК-4, ОПК-2, ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
3.3. Стилизация как основа декоративности. Основные принципы стилизации предметов, растений, животных и человека. Приемы стилизации. Преобразование отдельных элементов, формы, цвета, структуры поверхности. Практические 1 6 ОК-4, ОПК-2, ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
3.4. Знакообразование в графике. Структура знака. Классификация начертательных знаков. Семиотка как наука о знаках и знаковых системах. Различие символичности и иконичности в изображениях. Знаки-символы в истории. Иконический знак. Знак-индекс. Пиктограммы. Знак символ. Практические 1 6 ОК-4, ОПК-2, ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
3.5. Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников; выполнение упражнений и заданий выдаваемых на практических занятиях; подготовка к практическим и семинарским занятиям. Сам. работа 1 16 ОК-4, ОПК-2, ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
3.6. Зачет 1 0 ОК-4, ОПК-2, ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Художественный образ в графике костюма и аксессуаров
4.1. Понятие, сущность и категории художественного образа. Выразительность: понятие, критерии выразительности. Стилистические приемы художественной выразительности в костюмографическом эскизе и фэшн-иллюстрации. Использование художественных тропов, как коммуникативной системы в рекламно-графической продукции костюма, текстиля и аксессуаров. Лекции 2 2 ОК-4, ОПК-2, ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
4.2. Стилистические приёмы художественной выразительности: декорирование, трансформация, деформация, типизация, схематизация, геометризация, агглютинация, и др. Практические 2 4 ОК-4, ОПК-2, ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
4.3. Художественные тропы: метафора, метонимия, гипербола, литота, сравнение, аллегория, олицетворение, ирония, гротеск и пр. Практические 2 4 ОК-4, ОПК-2, ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
4.4. Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников; выполнение упражнений и заданий выдаваемых на практических занятиях; подготовка к практическим и семинарским занятиям. Сам. работа 2 30 ОК-4, ОПК-2, ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
Раздел 5. Стилистические и графические приемы в создании рекламно-графической продукции костюма и аксессуаров
5.1. Графический дизайн, ключевые понятия. Визуальная коммуникация в графическом дизайне. Рекламный графический дизайн продукции индустрии моды. Основные этапы производства рекламного продукта. Дизайн текстовых форм. Задачи иллюстрирования в рекламе. Функции цвета в рекламе. Лекции 2 2 ОК-4, ОПК-2, ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л1.2, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л1.1
5.2. Основные виды рекламно-графической продукции. Особенности создания различных видов рекламно-графической композиции: от авторского эскиза и портфолио, до буклета и журнальной обложки. Лекции 2 2 ОК-4, ОПК-2, ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л1.1
5.3. Особенности творческого подхода к созданию рекламы костюма и аксессуаров. Художественный образ в графическом дизайне продукции индустрии моды. Типология смиыслообразования в графическом дизайне. Креативная концепция: визуальное и вербальное воплощение. Лекции 2 2 ОК-4, ОПК-2, ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л2.2, Л1.1
5.4. Образные визуальные ряды как основа серийности в работе. Варьирование масштабом, количеством, пространственным положением и кадрированием модели в листе. Режиссерский ряд. Дублирование образа. Работа с фоном. Лекции 2 2 ОК-4, ОПК-2, ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л1.1
5.5. Разработка режиссерских визуальных рядов с кадрированием модели в листе и изменением характера организации фона. Практические 2 4 ОК-4, ОПК-2, ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л1.1
5.6. Разработка элементов фирменного стиля Практические 2 2 ОК-4, ОПК-2, ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л1.2, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л1.1
5.7. Формальное представление рекламного буклета. Композиционные принципы создания буклета. Практические 2 2 ОК-4, ОПК-2, ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.6, Л1.1
5.8. Афиша. "Читаемость" афиши. Плакат. Имитационная условность графики в плакате и афиши. Практические 2 4 ОК-4, ОПК-2, ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.6, Л1.1
5.9. Композиция журнальной обложки и журнального разворота. Практические 2 4 ОК-4, ОПК-2, ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.6, Л1.1
5.10. Разработка и оформление портфолио. Практические 2 2 ОК-4, ОПК-2, ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.3, Л2.6, Л1.1
5.11. Проработка конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников; выполнение упражнений и заданий выдаваемых на практических занятиях; подготовка к практическим и семинарским занятиям. Сам. работа 2 33 ОК-4, ОПК-2, ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.7, Л2.3, Л2.6, Л1.1
5.12. Экзамен 2 9 ОК-4, ОПК-2, ПК-4 Л3.1, Л2.5, Л1.5, Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.7, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и итоговой аттестации. см. Приложение.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Турлюн, Любовь Николаевна История и теория графического дизайна: программа: программа Барнаул : Изд-во АлтГУ,, 2011 elibrary.asu.ru
Л1.2 Муртазина, С.А. История графического дизайна и рекламы : учебное пособие Казань : Издательство КНИТУ //ЭБС «Университетская библиотека online» , 2013 biblioclub.ru
Л1.3 Бесчастнов, Н. П Цветная графика: ВЛАДОС, 2014 biblioclub.ru
Л1.4 Шокорова Л. В. Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном искусстве : учеб. пособие : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016. - 118 с.//ЭБС АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л1.5 Овчинникова, Р.Ю. Дизайн в рекламе. Основы графического проектирования: учебное пособие М. : Юнити-Дана // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шокорова Л. В. Общие закономерности композиции в дизайн-образовании : учеб. пособие : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015. - 94 с. //ЭБС АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л2.2 Ермилова В. В., Ермилова Д. Ю., Ляхова Н. Б., Попов С. А. Композиция костюма: Учеб. пособие Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л2.3 Алексеев А. Г. Проектирование : предметный дизайн: Учебное пособие Кемеровский государственный институт культуры, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=487646
Л2.4 Веселова Ю.В., Семёнов О.Г. Графический дизайн рекламы. Плакат: учебное пособие Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012 biblioclub.ru
Л2.5 Степанская Т.М., Нехвядович Л.И. Введение в историю искусств: учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.6 Лукина И. К. , Кузьменко Е. Л. Рисунок и живопись: учебное пособие Воронежская государственная лесотехническая академия, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142465
Л2.7 Е.В. Жердев, О.Б. Чепурова, С.Г. Шлеюк, Т.А. Мазурина Формальная композиция : Творческий практикум по основам дизайна: учебное пособие ООО ИПК «Университет», 2014 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Нехвядович Л.И. Искусствоведение: Методические указания по выполнению письменных работ : для очно-заочного и заочного отд-ний, обучающихся по направлению и спец. "Искусствоведение" Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Швейная промышленность. www.legprominfo.ru
Э2 Информация о швейном оборудовании, технологии www.osinka.ru
Э3 журналы издательства ?Текстиль-пресс www.textile-press.ru
Э4 журналы издательства ?Легпромбизнес www.lpb.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.