МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История музеев под открытым небом

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz51_03_04_Музеология-2-2018
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 127
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 12 2 12
Практические 6 24 6 24
Сам. работа 127 81 127 81
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 126 144 126

Программу составил(и):
к.и.н., доцент Тишкина Т.В.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История музеев под открытым небом

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (уровень бакалавриата). Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 июля 2016 г. №788

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 24.04.2018 протокол № 2.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – ознакомить студентов с общими и особенными направлениями деятельности музеев под открытым небом, как динамично развивающейся категории музейных учреждений, обеспечивающей сохранение и развитие историко-культурного и природного наследия.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способность понимать, изучать и критически анализировать научную информацию по тематике исследования, используя адекватные методы обработки, анализа и синтеза информации
ПК-6 способность выполнять работу по текущему и перспективному комплектованию музея
ПК-7 способность выполнять все виды работ, связанных с учетом музейных коллекций, объектов культурного и природного наследия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- историю создания, этапы эволюции и подходы современных исследователей к классификации музеев под открытым небом;
- основные типы указанной группы музеев;
- методы работы с источниками информации.
3.2.Уметь:
3.2.1.- извлекать, анализировать источники информации об истории музеев под открытым небом, особенностям формирования их собраний;
- характеризовать структуру, основные направления деятельности, особенности формирования собраний крупных музеев под открытым небом.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- оперирования полученными знаниями в дискуссиях по музеоло-гическим проблемам, представления их в различной форме;
- применять теоретические знания о музеях под открытым небом в работе с коллекциями, объектами культурного наследия в дальнейшей профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История возникновения музеев под открытым небом
1.1. Первые музеи под открытым небом в Европе Лекции 3 4 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л1.2
1.2. Первые музеи под открытым небом в Европе. История развития Скансена в XX в. Сам. работа 3 4 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л1.2
1.3. История создания первых отечественных музеев под открытым небом Лекции 3 4 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. История создания первых отечественных музеев под открытым небом Сам. работа 3 4 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Разнообразие современных музеев под открытым небом. Основные типы, общее и особенное в направлениях их деятельности
2.1. Опыт деятельности зарубежных музеев под открытым небом. Деятельность в XX в. и современные направления развития зарубежных музеев под открытым небом Сам. работа 3 6 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1
2.2. Опыт деятельности зарубежных музеев под открытым небом Практические 3 4 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1
2.3. Московский государственный объединенный музей-заповедник Сам. работа 3 6 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.2
2.4. Московский государственный объединенный музей-заповедник Практические 3 2 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.2
2.5. Проблема классификации музеев под открытым небом Лекции 3 2 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л1.2
2.6. Методические принципы устройства музеев под открытым небом Лекции 3 2 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л1.2
2.7. Работа Музеи деревянного зодчества Сам. работа 3 8 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.2, Л2.1
2.8. Музеи-усадьбы Сам. работа 3 6 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1
2.9. Музеи-усадьбы Практические 3 2 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1
2.10. Научно-технические и производственные музеи-заповедники Сам. работа 3 6 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1
2.11. Научно-технические и производственные музеи-заповедники Практические 3 2 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1
2.12. Литературно-мемориальные музеи-заповедники Сам. работа 3 8 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1
2.13. Литературно-мемориальные музеи-заповедники Практические 3 2 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1
2.14. Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское» Сам. работа 3 6 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.2
2.15. Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское» Практические 3 2 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.2
2.16. Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» Сам. работа 3 6 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.2
2.17. Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» Практические 3 2 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.2
2.18. Государственные художественно-архитектурные дворцово-парковые музеи-заповедники в окрестностях Санкт-Петербурга Сам. работа 3 8 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1
2.19. Государственные художественно-архитектурные дворцово-парковые музеи-заповедники в окрестностях Санкт-Петербурга Практические 3 4 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1
2.20. Историко-архитектурные и художественные музеи-заповедники Сам. работа 3 6 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1
2.21. Историко-архитектурные и художественные музеи-заповедники Практические 3 2 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1
2.22. Комплексные историко-культурные и природные музеи-заповедники Сам. работа 3 7 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л1.2
2.23. Комплексные историко-культурные и природные музеи-заповедники Практические 3 2 ОПК-4, ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы к экзамену:
1. Предпосылки и причины создания первых европейских музеев под открытым небом.
2. Скансен: история создания, развитие и современное состояние.
3. История создания и опыт деятельности музеев под открытым небом в Североевропейских странах (Швеции, Норвегии, Нидерландах) в конце XIX – начале XX в.
4. История создания и опыт деятельности музеев под открытым небом в Североевропейских странах (Дании, Финляндии, Германии) в конце XIX – начале XX в.
5. Состояние сети европейских музеев под открытым небом в 1918–1958 гг.
6. Деятельность зарубежные музеи под открытым небом на современном этапе.
7. Летний сад в Санкт-Петербурге – праобраз музея под открытым небом.
8. История формирования Музея под открытым небом в Коломенском.
9. История создания и основные направления деятельности Московского государственного объединенного музея-заповедника на примере «Дворцово-паркового ансамбля Лефортово» и «Объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника “Коломенское”».
10. История создания и основные направления деятельности Московского государственного объединенного музея-заповедника на примере усадебного ансамбля Люблино и архитектурного комплекса Измайлово.
11. Музей-заповедник «”Усадьба Мураново” им. Ф.И. Тютчева».
12. Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого “Ясная Поляна”».
13. История формирования и современные направления деятельности Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
14. Музейно-парковый комплекс под открытым небом – структурного подразделения ОАО «АвтоВАЗ» (Паркового комплекса истории техники им. К.А. Сахарова).
15. Музей народного деревянного зодчества «Витославлицы», филиал Новгородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, Новгород);
16. Архангельский музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы», Архангельская область.
17. История формирования и современные направления деятельности Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи».
18. Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова: история формирования и современное состояние.
19. Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А. Некрасова «Карабиха»: история формирования и современное состояние.
20. История формирования Государственного объединенного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Характеристика музейных объектов в Гусь-Хрустальном, Боголюбове, Кидекше, Муранове.
21. Государственный объединенный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Музейный комплекс в Суздале.
22. Государственный объединенный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Музейный комплекс во Владимире.
23. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник: история формирования и направления современной деятельности.
24. История создания Государственного мемориального и природно-ландшафтного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское».
25. Состав объектов и экспозиций Государственного мемориального и природно-ландшафтного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское».
26. Современные направления деятельности Государственного мемориального и природно-ландшафтного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское».
27. Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно»: история создания и опыт деятельности.
28. Проблемы классификации музеев под открытым небом.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Назовите предпосылки и причины создания первых скандинавских музеев под открытым небом.
2. Оцените вклад А. Хазелиуса в формирование нового типа музея.
3. Рассмотрите опыт деятельности шведского музея Скансен.
4. Укажите основные категории музеев под открытым небом.
5. Оцените деятельность европейских музеев под открытым небом на современном этапе.
6. Перечислите группы музеев под открытым небом, выделяемые отечественными исследователя на основе доминирующего вида памятников. Приведите примеры музеев.
7. Назовите перспективные направления деятельности отечественных музеев под открытым небом. Обоснуйте свою точку зрения.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Структура и основные направления деятельности Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи».
2. Объекты историко-культурного наследия и коллекции Государственного музея-заповедника С.А. Есенина.
3. Объекты историко-культурного наследия Музея деревянного зодчества «Объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника “Коломенское”».
4. Объекты историко-культурного наследия в составе Государственного объединенного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
5. Коллекции и раритеты Государственного мемориального и природно-ландшафтного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское».
6. Особенности работы с посетителями в Государственном литературно-мемориальном музее-заповеднике А.П. Чехова и Государственном мемориальном и природном заповеднике «Музей-усадьба Л.Н. Толстого “Ясная Поляна”».
7. Деятельность европейских музеев под открытым небом на современном этапе.
8. Объекты и собрания Музея народной архитектуры и крестьянского быта, филиала Костромского государственного объединенного историко-архитектурного музея-заповедника.
9. Объекты историко-культурного и природного наследия Государственного мемориального и природного заповедника «Музей-усадьба Л.Н. Толстого “Ясная Поляна”».

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Глушкова П.В., Кимеев В.М. Музеи под открытым небом: учебное пособие , Кемеров. гос. ин-т культуры biblioclub.ru
Л1.2 Гребенникова Т.Г. Этнографические музеи России: учебное пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Севан О. Г. «Малые Корелы». Архангельский музей деревянного зодчества: Прогресс традиция, 2011 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Мильчик М.И. Деревянного зодчество России: проблемы спасения [Электронный ресурс]. URL:http://art-con.ru/node/949
Э2 Музей-заповедник «Усадьба Мураново» им. Ф.И. Тютчева». мuranovo-museum.ru
Э3 Музей-усадьба А.Т. Болотова «Дворяниново» bolotova.wox.ru
Э4 Портал Музеи России museum.ru
Э5 Музеи России на портале Культура России www.culture.ru
Э6 Российская музейная энциклопедия www.museum.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Мильчик М.И. Деревянного зодчество России: проблемы спасения [Электронный ресурс]. URL:http://art-con.ru/node/949
Музей-заповедник «Усадьба Мураново» им. Ф.И. Тютчева». мuranovo-museum.ru
Музей-усадьба А.Т. Болотова «Дворяниново» bolotova.wox.ru
Портал Музеи России http://museum.ru
Музеи России на портале Культура России http://www.culture.ru/museums

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. Студентам рекомендуется аккуратно вести конспекты лекций. В случае недопонимания какой-либо части лекционного материала следует задать вопрос преподавателю в установленном порядке.
Практические занятия – одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков. Данные учебные занятия углубляют, расширяют, детализируют полученные на лекции знания. При подготовке к практическим занятиям, студенту следует изучить содержание соответствующего раздела программы дисциплины, обратить внимание на представленный план занятия. При изучении указанной литературы, формировании ответов на вопросы практических занятий, следует выявить проблемы, являющиеся предметом обсуждения. Рекомендуется составлять краткие конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к экзамену. Работа практического занятия строится по принципу коллективного обсуждения поставленных вопросов. При выступлении студенту разрешается использовать свои заранее подготовленные записи.
Критерии оценивания работы студента на практическом занятии. «Отлично» выставляется студенту, который дал полный, последовательный, развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, активно работал на занятии, аргументировано отвечал на дополнительные вопросы.
«Хорошо» выставляется студенту, который дал развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, участвовал в дискуссии, однако допустил неточности в ответе.
«Удовлетворительно» выставляется студенту, который дал ответ (на вопрос из плана практического занятия), отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия, с нарушением последовательности, допустил несколько ошибок в содержании. Студент частично изучил указанную литературу и источники.
«Неудовлетворительно» выставляется студенту, который отказался отвечать на вопрос из плана занятия, или дал ответ, содержащий ряд серьезных неточностей, неглубокое раскрытие темы, незнание большей части литературы и источников. При получении оценки «неудовлетворительно», студенту рекомендуется вновь обратиться к изучению вопросов из плана занятия и продемонстрировать знания на индивидуальной консультации с преподавателем.
Обозначенные практические задания и письменные работы выполняются студентами самостоятельно и предоставляются на проверку преподавателю после освоения каждой темы дисциплины. Ответы на письменные задания должны быть составлены грамотно, литературным языком. Не допускается плагиат и списывание. В случае, если тексты работ нескольких студентов окажутся идентичны, то они не оцениваются.
К экзамену допускаются студенты-бакалавры, выполнившие все представленные задания, не имеющие задолженностей по вопросам практических/лекционных занятий.
Экзамен призван оценить работу студента-бакалавра по дисциплине, выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, наличие навыков самостоятельной работы. В билет включены два теоретический вопроса. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут.