МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Право социального обеспечения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройГуманитарное отделение
Направление подготовки40.02.01. специальность Право и организация социального обеспечения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость ЗЕТ
Учебный план40_02_01_Право_9кл_1_2019
Часов по учебному плану 233
в том числе:
аудиторные занятия 158
самостоятельная работа 75
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
курсовая работа: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 96 114
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26 52 52
Практические 54 54 52 52 106 106
Сам. работа 46 46 29 29 75 75
Итого 126 126 107 107 233 233

Программу составил(и):
преподователь, первая категория, Нечаев Максим Игоревич

Рецензент(ы):
канд. юрид. наук, доц., Прасолова Инна Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Право социального обеспечения

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 12.05.2014 г. № 508

составлена на основании учебного плана:
Право и организация социального обеспечения
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Гуманитарное отделение

Протокол от 21.06.2019 г. № 03
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. искусствоведения Комарова Ольга Сергеевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов практических навыков применения законодательства в сфере социального обеспечения.
Приобретение студентами теоретических знаний по применению вопросов в области социального обеспечения.
Формирование у студентов знаний в сфере социального значения и умение применять их в профессиональной деятельности.
Изучение основных проблем в области социального обеспечения.
Развитие у студентов теоретических и практических навыков в области социального обеспечения

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: МДК

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 9 Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 11 Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
ОК 12 Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
ПК 1.1 Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.2 Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.3 Рассматривать пакет документов для назначения пенсий, пособий, компенсаций, других выплат, а также мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите.
ПК 1.4 Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные техноло
ПК 1.5 Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат.
ПК 1.6 Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.содержание нормативных правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней, регулирующих вопросы установления пенсий, пособий и других социальных выплат, предоставления услуг;
понятие и виды страховых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, ежемесячных денежных выплат (ЕДВ), дополнительного материального обеспечения, других социальных выплат, условия их назначения, размеры и сроки;
структуру страховых пенсий;
понятие и виды социального обслуживания и помощи, нуждающимся гражданам;
государственные стандарты социального обслуживания;
порядок предоставления социальных услуг и других социальных выплат;
порядок формирования пенсионных (выплатных) и личных дел получателей пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат;
компьютерные программы по назначению пенсий, пособий и других социальных выплат;
способы информирования граждан и должностных лиц об изменениях в области пенсионного обеспечения и социальной защиты
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать и применять действующее законодательство в области пенсионного обеспечения, назначения пособий, компенсаций, предоставления услуг и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите, с использованием информационных справочно-правовых систем;
принимать документы, необходимые для установления пенсий, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат, необходимых для установления пенсий, пособий и других социальных выплат;
определять перечень документов, необходимых для установления пенсий, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат;
разъяснять порядок получения недостающих документов и сроки их предоставления;
определять право, размер и сроки назначения страховых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат и материнского (семейного) капитала с использованием информационных справочно-правовых систем;
формировать пенсионные (выплатные) дела; дела получателей пособий, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат;
составлять проекты ответов на письменные обращения граждан, используя информационные справочно-правовые системы;
пользоваться компьютерными программами для назначения и выплаты пенсий, пособий и других социальных выплат;
консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты, используя информационные справочно-правовые системы;
запрашивать информацию о содержании индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц и анализировать полученные сведения о стаже работы, заработной плате и страховых взносах;
составлять проекты решений об отказе в установлении пенсий, пособий, компенсаций, ежемесячной денежной выплаты и других социальных выплат, в предоставлении услуг, выдачи сертификата на материнский (семейный) капитал, используя информационные справочно-правовые системы;
осуществлять оценку пенсионных прав застрахованных лиц, в том числе с учетом специального трудового стажа;
использовать периодические и специальные издания, справочную литературу в профессиональной деятельности;
информировать граждан и должностных лиц об изменениях в области пенсионного обеспечения и социальной защиты населения;
оказывать консультационную помощь гражданам по вопросам медико-социальной экспертизы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.анализа действующего законодательства в области пенсионного обеспечения и социальной защиты;
приема граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты;
определения права, размера и сроков установления трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат;
формирования пенсионных (выплатных) и личных дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат;
пользования компьютерными программами для назначения пенсий, пособий и других социальных выплат;
определения права на перерасчет, перевод с одного вида пенсии на другой, индексацию трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, индексацию пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат, материнского(семейного) капитала и других социальных выплат;
определения права на предоставление услуг и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие положения о праве социального обеспечения
1.1. Предмет, метод, система права социального обеспечения. Лекции 3 4 ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ПК 1.5 Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Предмет, метод, система права социального обеспечения. Устный опрос по теме. Практические 3 6 ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ПК 1.5 Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.3. Выполнение теста. Сам. работа 3 8 ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ПК 1.5 Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
Раздел 2. Источники и принципы права социального обеспечения
2.1. Понятие и виды источников права социального обеспечения. Понятие и виды принципов социального обеспечения. Лекции 3 4 ОК 1, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 9, ПК 1.1 Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.2. Понятие и виды источников права социального обеспечения.Решение задач по теме. Практические 3 4 ОК 1, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 9, ПК 1.1 Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.3. Выполнение домашней работы по теме. Сам. работа 3 8 ОК 1, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 9, ПК 1.1 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.4. Понятие и виды принципов права социального обеспечения. Лекции 3 4 ОК 1, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 9, ПК 1.1 Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.5. Понятие и виды принципов права социального обеспечения. Устный опрос по теме Практические 3 4 ОК 1, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 9, ПК 1.1 Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.6. Решение задач по теме. Сам. работа 3 8 ОК 1, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 9, ПК 1.1 Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
2.7. Выполнение теста. Сам. работа 3 6 ОК 1, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 9, ПК 1.1 Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Пенсии,пособия в праве социального обеспечения
3.1. Понятие страховой пенсии. Виды страховых пенсий. Лекции 3 4 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.6 Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.2. Понятие страховой пенсии. Виды страховых пенсий. Устный опрос по теме. Практические 3 8 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.6 Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.3. Решение задач по теме. Сам. работа 3 4 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.6 Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.4. Страховая пенсия по старости. Досрочные пенсии по старосоти. Лекции 3 4 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.2 Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.5. Страховая пенсия по старости. Досрочные пенсии по старости. Устный опрос по теме. Практические 3 10 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.2 Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.6. Решение задач по теме. Сам. работа 3 4 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.2 Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.7. Страховая пенсия по инвалидности. Страховая пенсия по случаю потери кормильца Лекции 3 4 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.2 Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.8. Страховая пенсия по инвалидности. Страховая пенсия по случаю потери кормильца. Устный опрос. Практические 3 10 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.2 Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.9. Решение задач по теме. Сам. работа 3 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.2 Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.10. Понятие пособий по временной нетрудоспособности.Понятие пособий по безработице.Понятие и виды государственных пособий гражданам имеющим детей Лекции 3 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.11. Понятие пособий по временной нетрудоспособности. Понятие пособий по безработице.Понятие и виды государственных пособий гражданам имеющим детей. Устный опрос по теме. Практические 3 8 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.12. Решение задач по теме. Сам. работа 3 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.13. Интерактивная форма проведения в виде деловой игры. Практические 3 4 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.4 Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.14. Решение задач по теме. Сам. работа 3 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.4 Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.15. Решение задач по теме. Сам. работа 3 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.2 Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.16. Понятие пенсии за выслугу лет, условия.Отличие от страховой по старости.Понятие и виды социальной пенсии. Лекции 4 4 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.2 Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.17. Понятие пенсии за выслугу лет, условия.Отличие от страховой по старости.Понятие и виды социальной пенсии. Устный опрос по теме. Практические 4 8 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.2 Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.18. Понятие и виды государственных пособий гражданам пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф.Понятие и виды пенсий гражданам пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф. Лекции 4 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.3, ПК 1.4 Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.19. Понятие и виды государственных пособий гражданам пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф.Понятие и виды пенсий гражданам пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф.Устный опрос по теме. Практические 4 8 ОК 1, ОК 9, ПК 1.3, ПК 1.4 Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.20. Решение задач по теме. Сам. работа 4 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.3, ПК 1.4 Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.21. Интерактивная форма проведения в виде разбора конкретных жизненых обстоятельств. Практические 4 4 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 4. Обязательное и добровольное медецинское страхование
4.1. Понятие ОМС И ДМС:понятие и отличие Лекции 4 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.6 Л1.1, Л2.2, Л2.3
4.2. Интерактивная форма проведения в виде разбора жизненых ситуаций. Практические 4 4 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.6 Л1.1, Л2.2, Л2.3
4.3. Решение задач по теме. Сам. работа 4 4 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.6 Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 5. Социальное обслуживание
5.1. Понятие и виды социального обслуживания Лекции 4 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.3
5.2. Понятие и виды социального обслуживания. Устный опрос по теме. Практические 4 4 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.3
5.3. Решение задач по теме. Сам. работа 4 4 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 6. Социальные услуги. Медецинская помощь и лечение.
6.1. Понятие и виды социальных услуг. Право на охрану здоровья.Система медицинской помощи.Санаторно-курортное лечение. Лекарственное лечение. Виды медицинской помощи. Лекции 4 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.6 Л1.1, Л2.2, Л2.3
6.2. Понятие и виды социальных услуг. Устный опрос по теме. Практические 4 4 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.6 Л1.1, Л2.2, Л2.3
6.3. Право на охрану здоровья.Система медицинской помощи. Санаторно-курортное лечение. Лекарственное лечение. Виды медицинской помощи. Устный опрос по теме. Практические 4 4 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.6 Л1.1, Л2.2, Л2.3
6.4. Выполнение теста. Сам. работа 4 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.6 Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 7. Социальная помошь инвалидам
7.1. Понятие и виды социальной помощи инвалидам. Лекции 4 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.2 Л1.1, Л2.2, Л2.3
7.2. Интерактивная форма проведения в виде разбора конкретных жизненных обстоятельств. Практические 4 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.2 Л1.1, Л2.2, Л2.3
7.3. Решение задач. Сам. работа 4 4 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.2 Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 8. Страховое обеспечение граждан пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
8.1. Понятие и виды страхового обеспечения граждан пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Лекции 4 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.6 Л1.1, Л2.2, Л2.3
8.2. Интерактивная форма проведения в виде деловой игры. Практические 4 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.6 Л1.1, Л2.2, Л2.3
8.3. Решение задач. Сам. работа 4 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.6 Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 9. Социальная подержка населения
9.1. Общие положения о социальной поддержке. Виды социальной поддержки. Лекции 4 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.2 Л1.1, Л2.2, Л2.3
9.2. Общие положения о социальной поддержке. Виды социальной поддержки. Устный опрос по теме. Практические 4 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.2 Л1.1, Л2.2, Л2.3
9.3. Решение задач. Сам. работа 4 3 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.2 Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 10. Назначение и перерасчет пенсий. Выплата и доставка пенсии. Приостановление и возобновление выплаты пенсии. Прекращение и восстановление выплаты пенсии.
10.1. Выплата и доставка пенсии. Выплата пенсии лицам, выезжающим на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации.Перерасчет размера пенсии. Приостановление и возобновление выплаты пенсии. Прекращение и восстановление выплаты пенсии. Лекции 4 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.2, ПК 1.4 Л1.1, Л2.2, Л2.3
10.2. Порядок обращения за пенсией. Назначение пенсии. Устный опрос по теме. Практические 4 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.2, ПК 1.4 Л1.1, Л2.2, Л2.3
10.3. Решение задач. Сам. работа 4 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.2, ПК 1.4 Л1.1, Л2.2, Л2.3
10.4. Выплата и доставка пенсии. Выплата пенсии лицам, выезжающим на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации.Перерасчет размера пенсии.Приостановление и возобновление выплаты пенсии.Прекращение и восстановление выплаты пенсии. Устный опрос по теме Практические 4 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.2, ПК 1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 11. Социальные льготы
11.1. Понятие социальных льгот. Виды социальных льгот.Основные категории граждан, имеющих право на социальные льготы. Лекции 4 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.3, ПК 1.5 Л1.1, Л2.2, Л2.3
11.2. Понятие социальных льгот.Виды социальных льгот.Основные категории граждан, имеющих право на социальные льготы.Устный опрос по теме. Практические 4 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.3, ПК 1.5 Л1.1, Л2.2, Л2.3
11.3. Решение задач. Сам. работа 4 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.3, ПК 1.5 Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 12. Международное право социального обеспечения.
12.1. Общая характеристика международного права социального обеспечения. Международные стандарты в области социального обеспечения. Гармонизация международно-правового регулирования социального обеспечения путем разработки общих принципов и норм социальной политики. Лекции 4 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.6 Л1.1, Л2.2, Л2.3
12.2. Общая характеристика международного права социального обеспечения. Международные стандарты в области социального обеспечения. Гармонизация международно-правового регулирования социального обеспечения путем разработки общих принципов и норм социальной политики. Устный опрос по теме. Практические 4 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.6 Л1.1, Л2.2, Л2.3
12.3. Решение задач. Сам. работа 4 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.6 Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 13. Кодекс социального обеспечения
13.1. Общие положения о кодексе Лекции 4 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.6 Л1.1, Л2.2, Л2.3
13.2. Общие положения о кодексе. Выполнение докладов по теме. Практические 4 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.6 Л1.1, Л2.2, Л2.3
13.3. Подготовка к экзамену. Сам. работа 4 2 ОК 1, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.6 Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 14. Подготовка и написание курсовой работы

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Закреплен в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Закреплен в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мачульская Е.Е. ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2023 https://urait.ru/bcode/490141
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 учредители: РАН, Ин-т государства и права РАН Государство и право: научный журнал М. - Наука., 2023 www.elibrary.ru
Л2.2 Григорьев И.В., Шайхатдинов В.Ш. ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л2.3 Главный редактор: Воронин Ю.В. Социальное и пенсионное право: научно-практическое и информационное издание ИГ "Юрист", 2023 lawinfo.ru
Л2.4 Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации: официальное издание Юрид лит., 2019
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Право социального обеспечения portal.edu.asu.ru
Э4 Курсовые работы по дисциплине Право социального обеспечения portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
Приложения MS Office:
- MS Word,
- MS Excel.
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
412Н кабинет трудового права; кабинет права социального обеспечения; кабинет основ экологического права; лаборатория учебная канцелярия (служба документационного обеспечения управления) – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска маркерная; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Подготовка к лекционным занятиям
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты (используя буквы, цифры), соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Однако при дальнейшей работе с конспектом символы лучше заменить обычными словами для быстрого зрительного восприятия текста.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Рекомендации по работе с литературой.
Работу с литературой целесообразно начать с изучения общих работ по теме, а также учебников и учебных пособий. Далее рекомендуется перейти к анализу монографий и статей, рассматривающих отдельные аспекты проблем, изучаемых в рамках курса, а также официальных материалов и неопубликованных документов (научно-исследовательские работы, диссертации), в которых могут содержаться основные вопросы изучаемой проблемы.
Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения.
В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание ученика на предметные и именные указатели.
Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет.
Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер и уловить скрытые вопросы.
Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу. Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции – это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции.
Если в литературе встречаются разные точки зрения по тому или иному вопросу из-за сложности прошедших событий и правовых явлений, нельзя их отвергать, не разобравшись. При наличии расхождений между авторами необходимо найти рациональное зерно у каждого из них, что позволит глубже усвоить предмет изучения и более критично оценивать изучаемые вопросы. Знакомясь с особыми позициями авторов, нужно определять их схожие суждения, аргументы, выводы, а затем сравнивать их между собой и применять из них ту, которая более убедительна.
Следующим этапом работы с литературными источниками является создание конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Можно делать записи на отдельных листах, которые потом легко систематизировать по отдельным темам изучаемого курса. Другой способ – это ведение тематических тетрадей-конспектов по одной какой-либо теме. Большие специальные работы монографического характера целесообразно конспектировать в отдельных тетрадях. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, № страницы). Впоследствии эта информации может быть использована при написании текста реферата или другого задания.
Таким образом, при работе с источниками и литературой важно уметь:
• сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей;
• обобщать полученную информацию, оценивать прослушанное и прочитанное;
• фиксировать основное содержание сообщений; формулировать, устно и письменно, основную идею сообщения; составлять план, формулировать тезисы;
• готовить и презентовать развернутые сообщения типа доклада;
• работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в группе), взаимодействуя друг с другом;
• пользоваться реферативными и справочными материалами;
• контролировать свои действия и действия своих товарищей, объективно оценивать свои действия;
• обращаться за помощью, дополнительными разъяснениями к преподавателю, другим студентам.
• обратиться за помощью к собеседнику (уточнить вопрос, переспросить и др.).
При реализации учебной дисциплины МДК 02.01 Праово социального обеспечения используются интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий используются интерактивная форма в виде разбора конкретных жизненных ситуаций.
При проведении практических занятий используются интерактивные формы в виде деловых игр или разбора конкретных жизненных ситуаций.