МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Инновационный менеджмент качества

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.04.02. Менеджмент
ПрофильПроектный менеджмент качества в цифровой экономике
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv38_04_02_Менеджмент_ПМКвЦЭ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., профессор, Соколова О.Н.

Рецензент(ы):
д.э.н., Профессор, Шваков Е.Е.

Рабочая программа дисциплины
Инновационный менеджмент качества

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 952)

составлена на основании учебного плана:
38.04.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н.,доцент Рудакова О.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой к.э.н.,доцент Рудакова О.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель преподавания дисциплины:
ознакомить студентов с теоретическими и методологическими основами, нормативно-правовой базой инновационного менеджмента качества; сформировать навыки применения современных технологий инновационного менеджмента на отечественных предприятиях в целях повышения качества управленческих решений по их развитию в условиях цифровой экономики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен к исследованию, проведению анализа и обоснованию управленческих решений при реализации проектов изменений
ПК-1.1 Знает методологические основы организации и проведения научно-исследовательских работ, анализа экономической и организационно-управленческой информации
ПК-1.2 Умеет осуществлять выбор инструментов и методов исследования, анализировать процессы управления, экономическую и организационно-управленческую информацию, выявлять и формулировать актуальные научные проблемы
ПК-1.3 Способен проводить анализ и обоснование управленческих решений, осуществлять организацию и проведение исследований в профессиональной сфере
ПК-2Способен разработать стратегию организации, осуществлять управление деятельностью, проектами и ее развитием
ПК-2.1 Знает основы стратегического, тактического и оперативного управления деятельностью, проектами и развитием организации
ПК-2.2 Умеет осуществлять разработку проектов и стратегий организаций и их отдельных подразделений
ПК-2.3 Способен осуществлять управление деятельностью, проектами и развитием организации, разрабатывать стратегии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методологические основы организации и проведения научно-исследовательских работ, анализа экономической и организационно-управленческой информации
основы стратегического, тактического и оперативного управления деятельностью, проектами и развитием организации
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять выбор инструментов и методов исследования, анализировать процессы управления, экономическую и организационно-управленческую информацию, выявлять и формулировать актуальные научные проблемы
осуществлять разработку проектов и стратегий организаций и их отдельных подразделений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью проводить анализ и обоснование управленческих решений, осуществлять организацию и проведение исследований в профессиональной сфере
способностью осуществлять управление деятельностью, проектами и развитием организации, разрабатывать стратегии

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ИННОВАЦИИ В ПРОЦЕССАХ РАЗВИТИЯ
1.1. Инновация как экономическая категория.Классификация инноваций.Инновационный процесс, его фазы. Инновации и качественные характеристики продукции и услуг Лекции 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.2. Инновация как экономическая категория.Классификация инноваций.Инновационный процесс, его фазы. Инновации и качественные характеристики продукции и услуг Практические 3 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.3. Инновация как экономическая категория.Классификация инноваций.Инновационный процесс, его фазы. Инновации и качественные характеристики продукции и услуг Сам. работа 3 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 2. ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
2.1. Методологические и методические основы инновационного менеджмента.Научно-техническая политика и инновационный менеджмент. Инновации и менедмент качества Лекции 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.2. Методологические и методические основы инновационного менеджмента.Научно-техническая политика и инновационный менеджмент. Инновации и менедмент качества Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.3. Методологические и методические основы инновационного менеджмента.Научно-техническая политика и инновационный менеджмент. Инновации и менедмент качества Сам. работа 3 12 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
3.1. Виды и эффективность организационных структур в инновационном менеджменте.Организационные формы инновационной деятельности.Инновационная система менеджмента качества Лекции 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.2. Виды и эффективность организационных структур в инновационном менеджменте.Организационные формы инновационной деятельности.Инновационная система менеджмента качества Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.3. Виды и эффективность организационных структур в инновационном менеджменте.Организационные формы инновационной деятельности.Инновационная система менеджмента качества Сам. работа 3 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 4. ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ
4.1. Стратегии управления инновациями.Классификация инновационных стратегий.Система менеджмента качества как один из элементов инновационного развития предприятия. Лекции 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
4.2. Стратегии управления инновациями.Классификация инновационных стратегий.Система менеджмента качества как один из элементов инновационного развития предприятия. Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
4.3. Стратегии управления инновациями.Классификация инновационных стратегий.Система менеджмента качества как один из элементов инновационного развития предприятия. Сам. работа 3 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 5. ИННОВАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
5.1. Управление инновационными проектами.Оценка эффективности инноваций. Построение инновационной системы менеджмента качества Сам. работа 3 9 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 6. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
6.1. Роль государства в регулировании инновационной деятельности и менеджмента качества Лекции 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
6.2. Роль государства в регулировании инновационной деятельности и менеджмента качества Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
6.3. Роль государства в регулировании инновационной деятельности и менеджмента качества Сам. работа 3 14 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Возникновение и развитие понятия «инновация».
2. Инновации и качественные характеристики продукции и услуг
3. Инновация и новшество: сходства и различия.
4. Инновация как экономическая категория, критерии инновации.
5. Инновация, инновационная деятельность, инновационное предпринимательство, инновационный климат.
6. Классификационные подходы к группировке и организации инноваций.
7. Классификация инноваций по структурной характеристике инновационного изменения.
8. Классификация инноваций по интенсивности инновационного изменения.
9. Инновационный процесс.
10. Основные этапы инновационного процесса и фазы жизненного цикла продукта (технологии).
11. Сущность и содержание инновационного менеджмента,инновационного менеджмента качества.
12. Этапы развития инновационного менеджмента, его современное состояние.
13. Цели, задачи, функции инновационного менеджмента.
14. Основные (предметные) функции инновационного менеджмента.
15. Обеспечивающие функции инновационного менеджмента.
16. Менеджеры в инновационной сфере.
17. Инновационный менеджмент и научно-техническая политика предприятия.
18. Уровни, определяющие формирование научно-технической политики и инновационного менеджмента.
19. Роль инновационного менеджмента в повышении эффективности деятельности организации.
20. Организационные структуры в управлении инновационными процессами.
21. Основные виды организационных структур.
22. Программно-целевые и гибкие организационные структуры.
23. Границы формального неформального в инновационном менеджменте.
24. Творчество в инновационном менеджменте.
25. Классификация инновационных организаций.
26. Особенности деятельности инновационных организаций разных типов.
27. Крупное и малое предпринимательство в сфере инноваций.
28. Инновации и менедмент качества.
29. Роль и место стратегии управления инновациями в общей стратегии развития организации.
30. Последовательность выбора и реализации инновационной стратегии.
31. Инновационная система менеджмента качества.
32. Сущность, условия применения и примеры различных типов инновационных стратегий.
33. Сущность и понятие инновационных проектов.
34. Элементы инновационного проекта.
35. Виды и содержание и инновационных проектов.
36. Принципы управления инновационными проектами.
37. Стадии инновационного проекта.
38. Участники инновационного проекта.
39. Оценка эффективности инноваций.
40. Виды эффективности.
41. Методы оценки экономической эффективности инновационных проектов.
42. Система показателей эффективности инновационной деятельности.
43. Функции государственных органов в инновационной сфере.
44. Государственная инновационная политика.
45. Государственные приоритеты в инновационной сфере.
46. Прямые методы государственной поддержки инновационной деятельности.
47. Косвенные методы государственной поддержки инновационной деятельности.
48. Правовое регулирование инновационной деятельности.
49. Антикризисное управление инновационными организациями.
50. Национальные и региональные инновационные системы.
51. Система менеджмента качества как один из элементов инновационного развития предприятия.
52. Построение инновационной системы менеджмента качества

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:
Управление инновационными проектами.Оценка эффективности инноваций.
Роль государства в регулировании инновационной деятельности и менеджмента качества
Взаимосвязь инновационной стратегии и стратегии управления качеством.

1. Приведите примеры иннноваций в области а) качества продукции; 2) качества услуги; 3) менеджмента качества
2. Объясните, в чем проявляется взаимосвязь инновационной стратегии и стратегии управления качеством
3. Опишите алгоритм организации научно-исследовательских работ в сфере управления качеством.
4. Проанализируйте способность предприятия к внедрению новой продукции. Постоянные затраты при выпуске новой продукции и продукции, изготовленной с использованием новых технологий, составили 9,907 млн. руб., переменные - 6,605 млн. руб. Планируемая прибыль - 15 % от себестоимости. Общая выручка от продажи всей продукции - 35,296 млн. руб.
6. Определить общий размер затрат на реализацию стратегии инновационного развития предприятия при разработке улучшающей технологии, если известно, что затраты на исследовательском этапе равны 31 тыс. руб., на конструктивном - 57 тыс. руб., на концептуальном - 95 тыс. руб., на дистрибутивном - 73 тыс. руб.
7. Какую стратегию целесообразно выбрать предприятию - лидера или последователя, - если известно, что число занятых в сфере НИР и ОКР на начало года составляло 56 чел., в течение года был уволен 1 чел. и принято на работу 4 чел. Средняя численность работников предприятия - 261 чел.
8. Планируемый объем продаж инновационной продукции равен 98 тыс. руб.. фактическая себестоимость инновационной продукции составила 46 тыс. руб. Чистая прибыль, полученная за счет реализации инновационной продукции, 71,4 тыс. руб., а общий размер чистой прибыли, полученной предприятием при реализации всей продукции, 98,3 тыс. руб. Необходимо определить показатели исполнения маркетинговых прогнозов и результативности инновационного развития.
9. Определить затраты на реализацию стратегии инновационного развития предприятия на конструктивном этапе при разработке улучшающей технологии, если известно, что расходы, связанные с созданием промышленного образца, составили 127 тыс. руб., затраты на оплату труда - 15 тыс. руб., отчисления единого социального налога и страховых взносов от несчастных случаев на производстве с этой суммы, амортизационные отчисления - 12,5 тыс. руб., накладные расходы - 46,9 тыс. руб.
10. Опишите, какой пакет документов (экономической и организационно-управленческой информации) необходим руководителю отдела менеджмента качества для анализа вариантов решений по: а) повышению эффективности работы отдела; б) повышению эффективности системы менежмента качества в организации; в) повышению удовлетворенности клиентов качеством продукции; г) повышению удовлетворенности клиентов качеством услуг.
11. Постройте сбалансированную систему показателей для оперативного мониторинга стратегии повышения качества сервиса организации "Х".
12. Разработайте и представьте проект инновационной стратегии повышения качества продукции компании "Х".
13. На примере компании "Х" предложите инновации в управлении затратами на качество.

Критерии оценивания:
"Отлично" - дает полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, демонстрирует знание предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, выполняет практические задания без ошибок.
"Хорошо" - дает развернутый ответ на поставленный вопрос, демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа, при этом допускает некоторые неточности в ответе, предложенных практических заданиях.
"Удовлетворительно" - дает ответ, свидетельствующий в основном о знании изучаемой дисциплины в целом, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, но слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа, допуская ряд ошибок в содержании ответа и выполнении практических заданий.
"Неудовлетворительно" - дает ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности, делает поверхностные выводы, практические задания не выполнены.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Самые первые упоминания об инновациях связывают с именем:
a. Р.А. Фатхутдинова
b. Ю.В. Яковца
c. Й.Шумпетера
d. Н.Д. Кондратьева
2. К критериям определения понятия "инновация" не относится:
a. статус интеллектуальной собственности
b. рыночная востребованность
c. полезность
d. товарность
3. По особенностям инновационного процесса инновации могут быть:
a. экономические, организационно-управленческие, социально-управленческие, правовые, педагогические
b. техника, технология, промышленные материалы
c. внутриорганизационные и межорганизационные
d. единичные и диффузные
4. К материально-техническим нововведениям не относятся:
a. системы оплаты труда
b. изменение технологии
c. изменение конечного продукта
d. появление нового оборудования
5. Фазой инновационного процесса не является:
a. исследование
b. разработка
c. наука
d. тестирование
6. Научно-исследовательские работы - это:
a. моделирование и конструкторская проработка
b. разработка действующей модели, лабораторные испытания
7. На рыночном этапе инновационной деятельности осуществляется:
a. практическая реализация результатов инновационной деятельности
b. трансфер научно-технических достижений
c. коммерциализация технологий
8. Деятельность, в результате которой новый и наукоемкий продукт приобретает статус интеллектуальной собственности и товарность, - это:
a. инновационное предпринимательство
b. предпринимательская деятельность
c. инновационная деятельность
9. Техническое, производственное и управленческое совершенствование, снижающее стоимость производства продукта, - это:
a. инновация-процесс
b. инновация-продукт
c. инновация-сервис
10. Результатом внедрения каких инноваций является улучшение организационной структуры, стиля и методов принятия решений?
a. социальные иннновации
b. инновации в области управления
c. экономические инновации
d. инновации процессов
11. По своему инновационному потенциалу нововведения делятся на:
a. радикальные, базовые, комбинаторные и модифицирующие
b. замещающие, отменяющие, возвратные, открывающие, ретровведения
c. завершенные и незавершенные
d. успешные и неуспешные
12. К критериям определения "инновация" не относится:
a. новизна
b. положительный эффект
c. наукоемкость
d. осязаемость
13. Опытно-конструкторские работы это:
a. моделирование и конструкторская проработка
b. разработка действующей модели, лабораторные испытания
14. Новшество, имеющее физическую форму готового, принципиально нового или усовершенствованного изделия, которое выходит в этой форме за пределы предприятия, это:
a. инновация-процесс
b. инновация-продукт
c. инновация-сервис
15. Результатом внедрения каких инноваций является изменение методов и способов планирования, уменьшение затрат?
a. социальные инновации
b. инновации в области управления
c. экономические инновации
d. инновации процессов
16. Понятие "инновация" впервые появилось:
a. в политологии
b. в экономике
c. в культурологии
d. в социологии
17. Инновационный менеджмент как управление инновационным предприятием, состоящим из совокупности взаимообусловленных элементов, ориентированных на достижение определенных целей с учетом внутренних и внешних факторов развития рассматривается в рамках:
a. факторного подхода
b. ситуационного подхода
c. системного подхода
d. процессного подхода
18. Определите верную последовательность стадий инновационного процесса
a. наука, исследование, разработка, производство, потребление
b. исследование, наука, разработка, производство, потребление
c. наука, разработка, исследование, производство, потребление
d. наука, исследование, производство, разработка, потребление
19. Процесс передачи структурированных, обладающих достаточной полнотой знаний, имеющих целью организацию производства конкурентоспособной продукции, соответствующей рыночным потребностям, - это:
a. инновационный процесс
b. трансфер технологий
c. коммерциализация технологий
d. инновационная деятельность
20. Процесс передачи структурированных, обладающих достаточной полнотой знаний, имеющих целью организацию производства конкурентоспособной продукции, соответствующей рыночным потребностям, при котором потребитель (покупатель) выплачивает владельцу технологии вознаграждение в соответствующей форме и размерах согласно договору, - это:
a. трансфер технологий
b. коммерциализация технологий
c. инновационное предпринимательство
d. инновационная деятельность
21. Процесс передачи структурированных, обладающих достаточной полнотой знаний, имеющих целью организацию производства конкурентоспособной продукции, соответствующей рыночным потребностям, при котором потребитель (покупатель) не выплачивает владельцу технологии вознаграждение в соответствующей форме и размерах согласно договору, - это:
a. диффузия научно-технических знаний
b. коммерциализация технологий
c. инновационный процесс
d. инновационная деятельность
22. Результатом инновационной деятельности на предварительном этапе являются:
a. научно-технические знания
b. идея
c. товар
d. технология
23. Результатом инновационной деятельности на рыночном этапе являются:
a. товар
b. научно-технические знания
c. идея
d. технология
24. Фиксация времени, расхода ресурсов и других параметров системы инновационного менеджмента составляют содержание такой его функции как:
a. учет
b. контроль
c. анализ
d. диагностика
25. Системное исследование объекта инновационного менеджмента с целью повышения полезного эффекта на единицу совокупных затрат за период жизненного цикла объекта предусмотрено в процессе такого вида анализа, как:
a. функционально-стоимостной
b. экономико-математический
c. факторный
i. сравнительный
26. К предметным функциям инновационного менеджмента не относятся:
a. формирование целей
b. мотивация
c. контроль
d. планирование
27. Выбор оптимальных вариантов, определяющих инновационные решения в сложившихся или запланированных экономических условиях, происходит в результате применения таких методов анализа, как:
a. экономико-математические
i. методы сравнительного анализа
b. методы функционально-стоимостного анализа
c. методы факторного анализа
28. Научно-обоснованное суждение о возможных состояниях объекта инновационного менеджмента в будущем является содержанием такой его функции, как:
a. прогнозирование
i. мониторинг
b. оценка рисков
c. анализ
29. Комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок и ценностных ориентаций, регулирующих различные сферы инновационной деятельности, -это:
a. инновационный процесс
b. инновационный климат
c. инновационный менеджмент
30. Определение целей и задач инновационной деятельности, разработка наиболее эффективных методов их решения осуществляется в рамках функции:
a. координации
b. контроля
c. планирования
d. организации
31. Инновационный климат - это:
a. комплекс экономических, организационных, социальных, политических, исторических и культурных условий для осуществления инновационной деятельности и инновационного предпринимательства
b. система внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на формирование и развитие инноваций
c. состояние внутренней среды организации
d. результаты инновационной деятельности институтов на макро и микроуровне
32. Инновационный процесс - это:
a. процесс мониторинга внешней среды с целью эффективной организации деятельности организации на основе внедрения инноваций
b. процесс распространения результатов интеллектуальной деятельности
c. процесс преобразования научного знания в инновацию, состоящий из взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, образующих единое комплексное целое
d. система научных исследований и разработок
33. Бизнес-инкубатор это:
a. научно-производственный территориальный комплекс со сложной функциональной структурой, главная задача которого состоит в формировании благоприятной среды для развития малых наукоемких фирм-клиентов
b. сложный многофункциональный комплекс, реализующий широкий перечень инновационных услуг
c. целостная научно-производственная структура, созданная на базе отдельного города
34. Технопарк - это:
a. научно-производственный территориальный комплекс со сложной функциональной структурой, главная задача которого состоит в формировании благоприятной среды для развития малых наукоемких фирм-клиентов
b. сложный многофункциональный комплекс, реализующий широкий перечень инновационных услуг
c. целостная научно-производственная структура, созданная на базе отдельного города
35. Структура, которая дает руководителю инновационного проекта возможность быстрого, квалифицированного и неформального принятия решения, снижает вероятность использования бюрократических методов и создает лучшие условия для творческой работы, это:
a. линейная
b. линейно-функциональная
c. матричная
d. дивизиональная
36. Стремление остаться на уже освоенном рынке со средними или даже устаревшими технологиями предусмотрено в рамках стратегии:
a. умеренно-наступательной
b. оборонительной
c. остаточной
d. активно-наступательной
37. Стратегии в зависимости от цели по классификации а.ю. юданова делятся на:
a. активно-наступательную, умеренно-наступательную, оборонительную и остаточную
b. виолентную, патиентную, коммутантную, эксплерентную
c. адаптивную и конкурентную
38. Оценка эффективности инновационных проектов не осуществляется по таким показателям как:
a. чистый дисконтированный доход
b. норма прибыли
c. коэффициент инновационной деятельности
d. период окупаемости
39. Выберите верную последовательность этапов разработки инновационной стратегии:
a. постановка цели, выбор инновационной стратегии, реализация инновационной стратегии, стратегический анализ
b. постановка цели, стратегический анализ, выбор инновационной стратегии, реализация инновационной стратегии
c. стратегический анализ, постановка цели, выбор инновационной стратегии, реализация инновационной стратегии
d. выбор инновационной стратегии, постановка цели, реализация инновационной стратегии, стратегический анализ
40. Венчур - это:
a. форма организации риско-предприятий, апробирующих или реализующих инновационную идею
b. способ организации инновационной деятельности
41. Венчурная компания - это:
a. форма организации риско-предприятий, апробирующих или реализующих инновационную идею
b. способ осуществления инновационной деятельности
42. Инновационная доктрина - это:
a. система базовых положений, выработанных органом власти и определяющих его политику в сфере инновационной деятельности
b. система базовых положений организации в сфере инновационной деятельности
43. Инновация представляет собой:
a. «Инвестицию в новацию».
b. Материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методов планирования, анализа и т.п.
c. Инновационный продукт.
d. Сочетание ответов а, в и с.
e. Сочетание ответов а и в.
f. Сочетание ответов а и с.
g. Нет правильного ответа.
44. Чем открытие отличается от инновации:
a. Открытие делается, как правило, на фундаментальном уровне, а инновация осуществляется на технологическом уровне.
b. Открытие может быть сделано изобретателем-одиночкой, а инновация разрабатывается коллективом и воплощается в форме инновационного проекта.
c. Открытие не преследует цель получить выгоду, инновация же всегда ставит своей целью получение осязаемой выгоды.
d. Все ответы верные.
45. Современный завод «Грин Пластик» начинает производство биаксиалыю ориентированной полипропиленовой пленки (БОПП). Предполагается выпуск трехслойной БОПП всех типов (прозрачная, металлизированная, жемчужная) толщиной от 10 до 80 микрон. Пленка предназначена для упаковки пищевых продуктов, табачных изделий, парфюмерии, изделий легкой промышленности и культурно-бытового назначения, ламинирования бумаги и картона, металлизации и изготовления комбинированных пленочных материалов. Температурный диапазон эксплуатации от - 30 до 100 °С. Ширина резки устанавливается по заявке потребителя.
Выберите правильные варианты ответов, характеризующие описанную инновацию:
1. По причине возникновения данная инновация является:
a. реактивной;
b. стратегической.
2. По предмету и сфере приложения данная инновация является:
a. процессной;
b. продуктовой.
3. По области применения данная инновация является:
a. управленческой;
b. организационной;
c. социальной;
d. промышленной.
46. Прием инновационного менеджмента - это:
a. Совокупность действий, направленных на инновацию.
b. Способ воздействия управляющей подсистемы (субъект управления) на управляемую подсистему (объект управления), которая включает в себя инновации, инновационный процесс и отношения на рынке реализации инновации.
c. Все ответы правильные.
d. Нет правильного ответа.

47. Что является основой приемов инновационного менеджмента?
a. Инновация.
b. Денежные отношения.
c. Инновационный процесс.
d. Нет верного ответа.
48. Приемы инновационного менеджмента можно разделить на следующие группы:
a. Приемы, воздействующие только на производство инновации: приемы, воздействующие как на производство, так и на реализацию, продвижение и диффузию инновации; приемы, воздействующие только на реализацию, продвижение и диффузию инновации.
b. Приемы, воздействующие как на производство, так и на реализацию, продвижение и диффузию инновации.
c. Приемы, воздействующие только на реализацию, продвижение и диффузию инновации.
d. Все ответы правильные.
e. Нет правильного ответа.
49. Бенчмаркинг - это:
a. Способ изучения деятельности хозяйствующих субъектов, прежде всего своих конкурентов, с целью использования их положительного опыта в своей работе.
b. Комплексная проработка имиджа хозяйствующего субъекта на основе продвижения его брендов на рынке.
c. Верны ответы а и б.
d. Нет правильного ответа.
50. Реинжиниринг представляет собой:
a. Управление процессом реализации на рынке новых продуктов и операций на основе продвижения брендов инноваций.
b. Способ изучения деятельности хозяйствующих субъектов, прежде всего своих конкурентов, с целью использования их положительного опыта в своей работе.
c. Комплекс работ и услуг по созданию инновационного проекта, включающий в себя создание, реализацию, продвижение и диффузию определенной инновации.
d. Инженерно-консультационные услуги по перестройке предпринимательской деятельности на основе производства и реализации инноваций.
e. Нет правильного ответа.
51. Ценовой прием управления в инновационном менеджменте представляет собой:
a. Управление процессом реализации на рынке новых продуктов и операций на основе продвижения брендов инноваций.
b. Способ изучения деятельности хозяйствующих субъектов, прежде всего своих конкурентов, с целью использования их положительного опыта в своей работе.
c. Способ воздействия механизма цен на реализацию инновации.
d. Все ответы правильные.
e. Нет правильного ответа

Критерии оценивания:
"Отлично" - выполнено 90-100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос.
"Хорошо" - выполнено 75-89% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
"Удовлетворительно" - выполнено 60-74% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
"Неудовлетворительно" - выполнено менее 60% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. Г. Акцораева Менеджмент качества инновационного продукта: учебное пособие Поволжский государственный технологический университет, 2019 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Антонец В.А. - Отв. ред., Бедный Б.И. - Отв. ред. ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Мальцева С. В. ; Отв. ред. Мальцева С. В. ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л2.3 Агарков А.П. Управление качеством: Учебные пособия Издательство "Дашков и К", 2022 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 КонсультантПлюс : справочно-правовая система [Электронный ресурс] www.consultant.ru
Э2 Гарант:справочно-правовая система [Электронный ресурс] ivo.garant.ru
Э3 Федеральный портал по научной и инновационной деятельности www.sci-innov.ru
Э4 Портал информационной поддержки инноваций и бизнеса «Инновации и предпринимательство» www.innovbusiness.ru
Э5 Информационный интернет-канал «Наука и инновации» www.rsci.ru
Э6 Курс в Moodle "Инновационный менеджмент" portal.edu.asu.ru
Э7 Курс в Moodle "Инновационный менеджмент качества" public.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения



Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
В процессе изучения дисциплины студент должен зарегистрироваться на образовательном портале, где размешен соответствующий курс, тексты лекций, задания для практических занятий, исходные данные для их выполнения, тестовые задания. Использование образовательного портала позволит организовать наиболее эффективную самостоятельную работу студентов.




Подробнее см. в ЭУМК на образовательном портале https://public.edu.asu.ru/course/view.php?id=1703