МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Нефтяной инжиниринг

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра дифференциальных уравнений
Направление подготовки01.03.02. Прикладная математика и информатика
ПрофильМатематическое и компьютерное моделирование в природных и индустриальных системах
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план01_03_02_Прикладная математика и информатика_МКМПиИС-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 102
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 102 102 102 102
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., Ст. преп., Сибин Антан Николаевич

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Нефтяной инжиниринг

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 01.03.02 Прикладная математика и информатика (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 9)

составлена на основании учебного плана:
01.03.02 Прикладная математика и информатика
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра дифференциальных уравнений

Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Папин Александр Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра дифференциальных уравнений

Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой Папин Александр Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью проведения семинара является ознакомление слушателей с современными
направлениями математического моделирования физических процессов, происходящих
при нефтедобыче, средствами лабораторных и полевых измерений, тенденциями развития
мировой науки в данной области, представление собственных результатов научной
общественности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 Способен применять математические методы и математическое моделирование, информационные и имитационные модели по тематике выполняемых научно-исследовательских прикладных задач или опытно-конструкторских работ в сфере профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Актуальные научные результаты в области механики многофазных и гетерогенных сред, относящихся к процессам нефтедобычи. Современные методы компьютерного моделирования.
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять методы компьютерного моделирования к процессам нефтедобычи.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками работы с математическими моделями и научной литературой.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Задачи моделирования гидроразыва пласта Лекции 7 2 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.2. Задачи моделирования гидроразыва пласта Практические 7 4 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.3. Задачи моделирования гидроразыва пласта Сам. работа 7 16 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.4. Задачи разрушения горных пород Лекции 7 2 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.5. Задачи разрушения горных пород Практические 7 4 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.6. Задачи разрушения горных пород Сам. работа 7 16 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.7. Задачи течения многофазных многокомпонентных неньютоновских жидкостей, в каналах различной геометрии Лекции 7 2 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.8. Задачи течения многофазных многокомпонентных неньютоновских жидкостей, в каналах различной геометрии Практические 7 4 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.9. Задачи течения многофазных многокомпонентных неньютоновских жидкостей, в каналах различной геометрии Сам. работа 7 16 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.10. Задачи фильтрации многофазных многокомпонентых сред с учетом взаимного растворения и смешивания Лекции 7 2 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.11. Задачи фильтрации многофазных многокомпонентых сред с учетом взаимного растворения и смешивания Практические 7 4 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.12. Задачи фильтрации многофазных многокомпонентых сред с учетом взаимного растворения и смешивания Сам. работа 7 16 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.13. Нелинейные волновые процессы в скважине и пласте Лекции 7 2 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.14. Нелинейные волновые процессы в скважине и пласте Практические 7 4 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.15. Нелинейные волновые процессы в скважине и пласте Сам. работа 7 16 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.16. Задачи сейсмики и микросейсмики Лекции 7 2 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.17. Задачи сейсмики и микросейсмики Практические 7 4 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.18. Задачи сейсмики и микросейсмики Сам. работа 7 10 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.19. Оборудование и результаты полевых наблюдений и измерений Лекции 7 4 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.20. Оборудование и результаты полевых наблюдений и измерений Практические 7 2 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.21. Оборудование и результаты полевых наблюдений и измерений Сам. работа 7 12 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
указано в ФОС дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
указано в ФОС дисциплины
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
указано в ФОС дисциплины
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Снарев А. И. Расчеты машин и оборудования для добычи нефти и газа: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Инфра-Инженерия, 2010 biblioclub.ru
Л1.2 Сарданашвили А.Г., Львова А.И. Примеры и задачи по технологии переработки нефти и газа: учебное пособие: Учебные пособия Издательство "Лань", 2018 e.lanbook.com
Л1.3 Кирсанов Ю. Г. Расчетные и графические методы определения свойств нефти и нефтепродуктов: Учебная литература для ВУЗов Издательство Уральского университета, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 : Учебная литература для ВУЗов СКФУ, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Образовательный курс Нефтяной инжиниринг на платформе MOODLE portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Для обеспечения реализации дисциплины используется стандартный комплект
программного обеспечения (ПО), включающий регулярно обновляемое лицензионное ПО
Windows, MS Office.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Лицензионные полнотекстовые и реферативные базы данных: eLibrary, Elsevier, IEEE/IEL,
JSTOR, Springer, Scopus, Web of Science.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
№11 (Филиал АГУ в г.Славгороде) Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 105 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; кафедра; переносной ноутбук; проектор; переносной экран

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к практическому занятию необходимо взять план занятия (у преподавателя).
- Самостоятельную подготовку к занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу, учебники.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте научные специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, на практическом занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед зачетом.
- Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.