МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Бухгалтерские программные технологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Направление подготовки01.03.02. Прикладная математика и информатика
ПрофильПрикладной анализ данных и компьютерное моделирование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план01_03_02_Прикладная математика и информатика_ПАДиКМ-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 102
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 42 42 42 42
Сам. работа 102 102 102 102
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.т.н., доцент, Понькина Е.В.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., Доцент, Пономорев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Бухгалтерские программные технологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 01.03.02 Прикладная математика и информатика (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 9)

составлена на основании учебного плана:
01.03.02 Прикладная математика и информатика
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Срок действия программы: 2022-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.т.н., доцент Понькина Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент Понькина Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Курс представляет собой цикл лекционных и лабораторно-практических занятий, которые формируют у студентов комплекс знаний и навыков, связанных с решением профессиональных задач организационно-управленческой и информационной деятельности в области бухгалтерского учета. Главный акцент ставится на разработку приложений, связанных с обеспечением создания бухгалтерского документооборота и генерацией различного рода отчетов на основе информации из базы данных.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способность применять новые методы исследования в области компьютерного моделирования, проектирования, создания и поддержки информационно-коммуникационных систем и баз данных в сфере профессиональной деятельности
ПК-2.1 Знает основные методы исследования в области математического и компьютерного моделирования
ПК-2.2 Умеет применять новые методы исследования в области компьютерного моделирования и проектирования при решении профессиональных задач
ПК-2.3 Владеет навыками проведения аналитического исследования
ПК-2.4 Умеет создавать и поддерживать информационнокоммуникационные системы и базы данных с применением технологий больших данных в сфере профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- особенности системы "1С:Предприятие" для создания информационных систем;
- встроенный язык программирования системы ""1С:Предприятие";
- принципы разработки элементов конфигурации системы "1С:Предприятие".
3.2.Уметь:
3.2.1. - разрабатывать собственную конфигурацию для ведения бухгалтерского и управленческого
учета на предприятии, используя основные компоненты конфигуратора (справочники,
документы, перечисления);
- организовывать хранение оперативной информации во всевозможных регистрах: регистрах
сведений, регистрах накоплений, регистрах бухгалтерии;
- получать программным образом информацию из базы данных и представлять ее
пользователю в удобном виде.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. - разрабатывать собственную конфигурацию для ведения бухгалтерского и управленческого
учета на предприятии, используя основные компоненты конфигуратора (справочники,
документы, перечисления);
- организовывать хранение оперативной информации во всевозможных регистрах: регистрах
сведений, регистрах накоплений, регистрах бухгалтерии;
- получать программным образом информацию из базы данных и представлять ее
пользователю в удобном виде.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Особенности системы 1С:Предприятие 8.
1.1. Знакомство с элементами системы. Типовая конфигурация "Бухгалтерия предприятия". Принципы работы в типовой конфигурации. Обзор средств фиксации в системе операций по учету денежных средств, материалов, основных средств и нематериальных активов, производства и выпуска готовой продукции, реализации готовой продукции, расчетов с учредителями, поставщиками, покупателями. Формирование бухгалтерской отчетности. Лабораторные 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Практическое знакомство с типовой конфигурацией "Бухгалтерия предприятия". Выполнение операций для условного предприятия (операции с денежными средствами, операции по покупке материалов, начислению заработной платы и реализации продукции) и формирование отчетов. Лабораторные 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Углубленное изучение литературы. Самостоятельная работа с типовой конфигурацией системы 1С:Предприятие. Проведение основных операций и знакомство с основными функциональными возможностями Сам. работа 3 14 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Принципы работы со справочниками.
2.1. Иерархические и подчиненные справочники. Программное использование справочников. Табличные части справочников и принципы работы с ними. Лабораторные 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Создание собственного проекта "с нуля". Проектирование структуры справочников. Программное использование данных справочников. Лабораторные 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Углубленное изучение литературы. Работа над индивидуальным проектом - проектирование справочников и программная работа с ними. Сам. работа 3 14 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Принципы работы с документами.
3.1. Создание документа на основании другого документа. Программное использование документов. Лабораторные 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Создание собственного проекта "с нуля". Проектирование структуры документов. Программное использование данных документов. Проведение и отмена проведения документа. Лабораторные 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Углубленное изучение литературы. Работа над индивидуальным проектом - проектирование документов и программная работа с ними. Сам. работа 3 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Принципы работы с регистрами накопления.
4.1. Регистры остатков и оборотов. Создание записей в регистрах накопления и получение итоговой информации. Лабораторные 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Создание собственного проекта "с нуля". Проектирование структуры регистров накопления. Проведение документов в регистры накопления. Получение информации из регистров накопления программным образом. Лабораторные 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Углубленное изучение литературы. Работа над индивидуальным проектом - ведение оперативного учета: проектирование регистров накопления и программная работа с ними. Сам. работа 3 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Принципы работы с регистрами сведений.
5.1. Периодический регистр сведений. Создание записей в регистрах сведений и получение итоговой информации. Лабораторные 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Создание собственного проекта "с нуля". Проектирование структуры регистров сведений. Проведение документов в регистры накопления. Получение информации из регистров накопления программным образом. Лабораторные 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.3. Углубленное изучение литературы. Работа над индивидуальным проектом - проектирование регистров сведений и программная работа с ними. Сам. работа 3 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Осуществление бухгалтерского учета в системе 1С.
6.1. Планы видов характеристик, планы счетов, регистры бухгалтерии. Их проектирование. Запись данных с регистры бухгалтерии (вручную и с помощью конструктора) и получение итоговой информации. Лабораторные 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.2. Создание собственного проекта "с нуля". Проектирование структуры регистров накопления. Проведение документов в регистры накопления. Получение информации из регистров накопления программным образом. Лабораторные 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.3. Углубленное изучение литературы. Работа над индивидуальным проектом - ведение бухгалтерского учета: проектирование справочников и программная работа с ними. Сам. работа 3 14 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Язык запросов.
7.1. Язык запросов встроенного языка 1С. Основные конструкции языка запросов. Использование языка запросов для формирования отчетных форм. Использование языка запросов в программе. Лабораторные 3 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.2. Создание собственного проекта "с нуля". Создание программной обработки с использованием запроса к базе данных. Лабораторные 3 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.3. Углубленное изучение литературы. Работа над индивидуальным проектом - язык запросов среды 1С:Предприятие и его использование Сам. работа 3 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 8. Макеты.
8.1. Создание макетов вручную и с помощью конструктора. Создание печатных форм. Макеты табличных документов и их использование. Лабораторные 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
8.2. Создание собственного проекта "с нуля". Создание печатных форм документов. Создание печатной формы с помощью конструктора и программным образом. Лабораторные 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
8.3. Углубленное изучение литературы. Работа над индивидуальным проектом - создание печатных форм различных документов. Сам. работа 3 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 9. Отчеты.
9.1. Использование конструкторов формирования отчетов. Схемы компоновки данных. Лабораторные 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
9.2. Создание собственного проекта "с нуля". Включение в конфигурацию нескольких отчетов. Лабораторные 3 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
9.3. Углубленное изучение литературы. Работа над индивидуальным проектом - создание отчетов различными средствами. Сам. работа 3 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы закрытого типа

1) Для чего используется список пользователей?
a) Ведение учета клиентов предприятия
b) Справочник контактов работников предприятия
c) База пользователей приложения с выделенными правами
2) Укажите варианты клиентских приложений 1с:
a) Толстый клиент
b) Бухгалтерия
c) Образование
d) Тонкий клиент
e) Веб-клиент
3) Перечислите режимы проведения документа:
a) Оперативное
b) Неоперативное
c) Быстрое
d) Ретроспективное
4) Укажите объект позволяющий добавить поле для множества справочников и документов:
a) Стандартный реквизит
b) Реквизит
c) Интерфейс
d) Атрибут
5) Что находится в файле 1Cv8.cd?
a) Файл информационной базы
b) Исполняемый файл конфигурации
c) Исполняемый файл 1с
d) База данных пользователей
6) Система 1с может функционировать на базе операционных систем:
a) Windows
b) Android
c) Linux
d) Эльбрус
e) Всех перечисленных
7) Укажите особенности клиент-серверного варианта работы системы 1С
a) Работа приложения происходит на удаленном сервере
b) Работа с приложением возможна только с помощью веб-клиента
c) Работа приложения строится на трехуровневой архитектуре клиент-сервер
d) Доступ к информационной базе происходит посредством кластера серверов 1С
8) Укажите инструмент 1С, с помощью которого возможно ограничить возможные действия групп пользователей в приложении:
a) Роль
b) Разграничение доступа
c) Группа
d) Полномочия


Ответы:
1) c
2) a,d,e
3) a,b
4) a
5) a
6) e
7) c,d
8) a
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Вопросы открытого типа
1. К какой ветви относятся объекты содержащие алгоритмы, реквизиты относящиеся к множеству объектов конфигурации
2. Общий объект конфигурации позволяющий визуально и функционально разделить прикладное решение на блоки называется:
3. Как называется инструмент позволяющий настроить печатную форму документа?
4. Какому объекту конфигурации принадлежат стандартные реквизиты Код и Наименование:
5. Как называется объект позволяющий добавить поле для множества справочников и документов:
6. Как называется поле объекта присутствующее по умолчанию:
7. Как называется свойство регистра сведений настраивает минимальную единицу времени контроля изменения величины
8. Как называется объект конфигурации позволяющий хранить данные об значении или его численном изменении по определенному измерению:
9. Как называется объект конфигурации позволяющий хранить произвольные данные в разрезе нескольких измерений
10. Совокупность даты, времени и ссылки на объект базы данных в 1с называется:
11. Режим проведения документа в котором отображаются изменения и факты сверяющиеся в настоящее время:
12. Инструмент позволяющий настроить группы пользователей и доступные для них действия и элементы приложения называется ____
13. Клиентское приложение, позволяющее просматривать и редактировать объекты конфигурации и информационной базы данных:
14. Назовите вариант работы системы 1С предприятие в которым данные информационной базы размещены на удаленном сервере:
15. Как в языке программирования 1С обозначается процедура, запускающаяся на сервере приложения:
16. Как в 1С называется механизм предназначенный для построения и вывода информации со сложной структурой:
17. Укажите виде иерархии в котором элементы относятся не к группам, а к другим элементам справочника:
18. Как называется прикладной объект конфигурации хранящий единственное значение, не изменяющееся во времени:
19. Как называется прикладной объект конфигурации позволяющий организовать присвоение уникальных номеров для документов разных типов
20. Как называется режим предназначенный для включения служебных функций в интерфейсе прикладного приложения 1С:
21. Как называется процесс обработки и применения изменений внесенных документом в 1с Предприятие
22. Как называется прикладной объект конфигурации позволяющий вести многоуровневый и многомерный аналитический учет, в том числе по нескольким планам счетов.
23. Какой стандартный реквизит добавляется у подчиненных справочников:

Ответы:
1. Общие
2. Подсистема
3. Макет
4. Справочник
5. Общий реквизит
6. Стандартный реквизит
7. Периодичность
8. Регистр накоплений
9. Регистр сведений
10. Момент времени
11. Оперативное проведение
12. Роль
13. Конфигуратор
14. Клиент-серверная
15. НаСервере
16. Система компоновки данных
17. Иерархия элементов
18. Константа
19. Нумератор
20. Режим технического специалиста
21. Проведение
22. Регистр бухгалтерии
23. Владелец

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. И. Подольский, Н. С. Щербакова, В. Л. Комиссаров Компьютерные информационные системы в аудите: учеб. пособие для вузов ЮНИТИ-[ДАНА], 2007
Л1.2 Заика А. А. Разработка прикладных решений для платформы '1С:Предприятие 8.1': Учебная литература для ВУЗов Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Заика А. А. 1С:Бухгалтерия 2.0: Учебная литература для ВУЗов Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Образовательный портал АлтГУ portal.edu.asu.ru
Э2 Электронный каталог НБ АлтГУ «Книги» www.lib.asu.ru
Э3 Издательство «Лань» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. e.lanbook.com
Э4 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э5 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
203Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка ASUS модель i5-6500 - 14 единиц
205Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютеры: марка КламаС Офис, мониторы: марка ACER модель V223HQL - 8 единиц; доска интерактивная Triumph MULTI TOUCH 78 + проектор NEC UM280X в комплекте
202С библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу)
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
207Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
408Л лаборатория математического моделирования - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер Depo - 10 шт., 5 шт. с мониторами LG и 5 шт. с мониторами Philips; мультимедиа-проектор Sony - 1 шт.; МФУ Canon - 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima C - 1 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение дисциплины завершается экзаменом. Успешное изучение дисциплины требует посещения лекций, активной работы на лабораторных работах, выполнения всех практических заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой. Во время лекции студент должен вести краткий конспект. При этом обучающийся должен стараться найти ответы на затруднительные вопросы, используя рекомендуемую литературу или общедоступные ресурсы. Если ему самостоятельно не удалось разобраться в материале, необходимо сформулировать вопросы и обратится за помощью к преподавателю на консультации или ближайшей лекции. Выполнение студентами практических заданий направлено на:
- обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплин;
- формирование необходимых профессиональных умений и навыков.
Помимо собственно выполнения практических заданий для каждого задания предусмотрена процедура защиты, в ходе которой преподаватель проводит устный или письменный опрос студентов для контроля понимания выполненных ими действий по теме занятия.
Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
При подготовке к экзамену в дополнение к изучению конспектов лекций, учебно-методических материалов и слайдов, необходимо пользоваться учебной литературой, рекомендованной настоящей программой. При подготовке к экзамену нужно изучить определения всех понятий и теоретические подходы до состояния понимания материала, а также выполнить все практические задания в курсе.