Закреплена за кафедрой | Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики |
---|---|
Направление подготовки | 01.04.02. Прикладная математика и информатика |
Профиль | Наука о данных и компьютерные технологии в биологии и медицине |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 01_04_02_Прикладная математика и информатика_НДиКТБМ-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой Понькина Елена Владимировна
1.1. | Цель курса – формирование у студентов необходимой теоретической базы и практических навыков для выполнения научных исследований. Задачи: 1. Формирование у студента представления о научной деятельности в России и за рубежом. 2. Изучение основных принципов организации и проведения научных исследований. 3. Получение теоретических знаний и практических навыков в области применения системного анализа к научным исследованиям. 4. Применение основ научных исследований к решению фундаментальных и практических задач. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01 |
УК-1 | Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий |
ПК-1 | Способен осуществлять научно-исследовательскую деятельность в биологии, экологии и медицине с использованием информационных технологий нового поколения, обеспечивающих эффективное извлечение полезной информации из больших объемов данных путем высокой скорости их сбора, обработки и анализа |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - место науки в отечественной и зарубежной культуре; - исторические этапы эволюции науки в России и за рубежом; - структуру научного знания; - особенности определения теоретической и практической значимости научного исследования; - особенности самостоятельных научных исследований; - принципы разработки научных программ; - принципы построения результатов научного исследования; - особенности представления научной статьи, доклада, презентации. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - использовать отечественные и зарубежные типы методологических учений при проведении исследования; - выявлять перспективные направления научных исследований; - обосновывать актуальность выбранной темы научного исследования; - обосновывать теоретическую и практическую значимость научного исследования; - использовать методологию научного познания при разрешении своих непосредственных исследовательских задач; - видеть различие эмпирических и теоретических подходов при реализации собственных научных исследований; - критически оценивать результаты проведенного научного исследования; - выбирать средства и способы представления научных статей, докладов, презентаций. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками оценки результатов исследований отечественных и зарубежных ученых; - выявлением перспективных направлений исследований и составлять программу исследований; - актуализацией представляемых научных положений; - определением теоретической и практической значимости исследования; - разработкой научных программ; - навыками проведения самостоятельных исследований в разрезе установленных программ исследования; - умением изложения результатов проведенного исследования; - способностью презентации научного доклада либо статьи научному сообществу. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Закономерности научного творчества | ||||||
1.1. | Понятие наука. Цели науки. Признаки научного знания. Дифференциация и интеграция в науке. Классификация наук | Лекции | 1 | 2 | УК-1, ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Дифференциация и интеграция в науке. Классификация наук. Естественные, гуманитарные и технические науки | Сам. работа | 1 | 2 | УК-1, ПК-1 | Л1.1 |
1.3. | Научное знание в современном мире. Наука и технологии. Развитие науки и технологий в РФ | Практические | 1 | 2 | УК-1, ПК-1 | Л1.1 |
1.4. | Развитие науки и технологий в РФ. О перспективных направлениях научных исследований | Сам. работа | 1 | 2 | УК-1, ПК-1 | |
1.5. | Развитие и структура науки в России и в мире. Система подготовки научных кадров | Лекции | 1 | 2 | УК-1, ПК-1 | Л2.1 |
1.6. | Система подготовки научных кадров. Аспирантура. Докторантура. Ученые степени и звания. ВАК РФ. Номенклатура научных специальностей | Сам. работа | 1 | 2 | УК-1, ПК-1 | Л2.1 |
1.7. | Процесс научного творчества: основные термины и понятия | Сам. работа | 1 | 2 | УК-1, ПК-1 | Л1.1 |
1.8. | Этапы проведения научного исследования. Методология исследования. Методы научных исследований | Лекции | 1 | 1 | УК-1, ПК-1 | Л2.1 |
1.9. | Методы теоретических исследований: анализ, синтез, абстрагирование и конкретизация, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование. Методы эмпирического исследования: наблюдение; эксперимент; сравнение; изучение и обобщение опыта | Практические | 1 | 2 | УК-1, ПК-1 | Л1.1 |
1.10. | Методология исследования. Методы научных исследований | Сам. работа | 1 | 2 | УК-1, ПК-1 | Л2.1 |
1.11. | Проявление законов логики в научном творчестве | Сам. работа | 1 | 2 | УК-1, ПК-1 | Л1.1 |
1.12. | Ученые и педагоги о научном творчестве | Сам. работа | 1 | 2 | УК-1, ПК-1 | Л1.1 |
Раздел 2. Организация и проведение научного исследования | ||||||
2.1. | Особенности организации научных исследований по теме ВКР (магистерской диссертации) | Лекции | 1 | 1 | УК-1, ПК-1 | Л2.1 |
2.2. | Составление индивидуального плана работы над диссертацией | Практические | 1 | 2 | УК-1, ПК-1 | Л2.1 |
2.3. | Особенности организации научных исследований по теме ВКР (магистерской диссертации). Составление индивидуального плана работы над диссертацией | Сам. работа | 1 | 4 | УК-1, ПК-1 | Л2.1 |
2.4. | Выбор темы научного исследования. Обоснование выбора направления исследования. Степень разработанности проблемы | Лекции | 1 | 2 | УК-1, ПК-1 | Л2.1 |
2.5. | Информационный поиск: виды и методика проведения. Обзор литературы по теме | Сам. работа | 1 | 4 | УК-1, ПК-1 | |
2.6. | Актуальность темы. Объект и предмет исследования. Цели исследования. Постановка задач исследования. Новизна и практическая значимость исследования | Лекции | 1 | 2 | УК-1, ПК-1 | Л2.1 |
2.7. | Объект и предмет исследования. Цели исследования. Постановка задач исследования | Практические | 1 | 2 | УК-1, ПК-1 | Л1.1 |
2.8. | Актуальность темы. Объект и предмет исследования. Цели исследования. Постановка задач исследования. Новизна и практическая значимость исследования | Сам. работа | 1 | 4 | УК-1, ПК-1 | Л1.1 |
2.9. | Теоретические исследования по диссертации | Сам. работа | 1 | 2 | УК-1, ПК-1 | Л2.1 |
2.10. | Экспериментальные исследования | Сам. работа | 1 | 2 | УК-1, ПК-1 | Л2.1 |
2.11. | Корректность и достоверность научных положений по диссертации | Сам. работа | 1 | 2 | УК-1, ПК-1 | Л2.1 |
Раздел 3. Работа над рукописью диссертации | ||||||
3.1. | Подготовка и оформление научного текста | Лекции | 1 | 2 | УК-1, ПК-1 | Л1.1 |
3.2. | Рекомендации по Оформлению текста диссертации | Практические | 1 | 2 | УК-1, ПК-1 | Л2.1 |
3.3. | Оформление содержания, подготовка и оформление введения, подготовка и оформление основной части, подготовка и оформление заключения, оформление приложений | Сам. работа | 1 | 4 | УК-1, ПК-1 | Л2.1 |
3.4. | Язык и стиль изложения материала | Лекции | 1 | 2 | УК-1, ПК-1 | Л2.1 |
3.5. | Язык и стиль научного текста | Практические | 1 | 2 | УК-1, ПК-1 | Л2.1 |
3.6. | Язык и стиль изложения материала | Сам. работа | 1 | 4 | УК-1, ПК-1 | Л2.1 |
3.7. | Использование стандартных словосочетаний и выражений в научном тексте. Правила применения сокращений и аббревиатур | Сам. работа | 1 | 2 | УК-1, ПК-1 | Л1.1 |
Раздел 4. Представление и оформление результатов исследования | ||||||
4.1. | Математическая обработка результатов исследования. Статистические методы обработки результатов | Сам. работа | 1 | 4 | УК-1, ПК-1 | Л1.1 |
4.2. | Представление иллюстраций в тексте | Лекции | 1 | 2 | УК-1, ПК-1 | Л1.1 |
4.3. | Оформление таблиц, рисунков, графиков, схем, диаграмм | Практические | 1 | 1 | УК-1, ПК-1 | Л1.1 |
4.4. | Представление иллюстраций в тексте: оформление таблиц, рисунков, графиков, схем, диаграмм; правила размещения формул в тексте | Сам. работа | 1 | 4 | УК-1, ПК-1 | Л1.1 |
4.5. | Оформление библиографического списка: произведений печати и электронных ресурсов. Правила оформления библиографических ссылок в тексте. Правила цитирования | Сам. работа | 1 | 4 | УК-1, ПК-1 | Л1.1 |
4.6. | Подготовка научного доклада. Публичное выступление. Речь на защите ВКР | Лекции | 1 | 2 | УК-1, ПК-1 | Л2.1 |
4.7. | Подготовка научного доклада | Практические | 1 | 1 | УК-1, ПК-1 | Л2.1 |
4.8. | Речь на защите ВКР | Сам. работа | 1 | 4 | УК-1, ПК-1 | Л2.1 |
4.9. | Подготовка презентаций к научному докладу | Сам. работа | 1 | 2 | УК-1, ПК-1 | Л1.1 |
4.10. | Подготовка видеопрезентаций | Сам. работа | 1 | 2 | УК-1, ПК-1 | |
4.11. | Рецензия и отзыв научного руководителя на ВКР | Сам. работа | 1 | 1 | УК-1, ПК-1 | Л2.1 |
4.12. | Анализ недостатков ВКР | Сам. работа | 1 | 1 | УК-1, ПК-1 | Л2.1 |
4.13. | Плагиат | Практические | 1 | 1 | УК-1, ПК-1 | |
4.14. | Программа проверки на плагиат/степень оригинальности работ | Сам. работа | 1 | 4 | УК-1, ПК-1 | |
4.15. | Как писать научные статьи | Лекции | 1 | 2 | УК-1, ПК-1 | Л2.1 |
4.16. | Оформление научных статей | Практические | 1 | 1 | УК-1, ПК-1 | Л2.1 |
4.17. | Написание научной статьи | Сам. работа | 1 | 2 | УК-1, ПК-1 | |
4.18. | Индекс научного цитирования (на примере ИМИТ) | Сам. работа | 1 | 1 | УК-1, ПК-1 | |
4.19. | Закон об авторском праве. Охрана интеллектуальной собственности | Сам. работа | 1 | 1 | УК-1, ПК-1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
• Становление науки и научных исследований. • Научная иерархия. История появления ученых степеней. • Развитие науки. Инновации. • Индекс научного цитирования. • Современные проблемы фундаментальной и прикладной математики. • Перспективные направления научных исследований. • Основные понятия научно-исследовательской работы. Научная терминология. • Актуальность, научная новизна и практическая значимость результатов исследования. • Особенности организации научных исследований. • Методология научного поиска. • Применение логических законов и правил. • Методы моделирования в научных исследованиях. • Ученые и педагоги о научном творчестве. • Обработка экспериментальных данных и описание хода исследований. • Представление, анализ и оценка результатов исследований; формулировка выводов и научных положений. • Работа над литературными источниками. Подготовка обзора литературы. Анализ источников научной информации. Поисковый аппарат реферативных и справочно-информационных изданий (в том числе на электронных носителях). Информационно-библиографические издания. Современные автоматизированные информационно-поисковые системы, базы и банки данных. Использование Интернет. • Требования к оформлению выпускной работы бакалавра. Оформление текста работы. Оформление таблиц. Правила размещения формул в тексте. Представление иллюстраций в тексте. • Оформление списка используемой литературы. Правила оформления библиографических ссылок в тексте. Оформление приложений. • Подготовка доклада к защите впускной работы. • Анализ недостатков работ. Плагиат. Программы «Антиплагиат». • Сбор, обработка и анализ первичной информации. Применение статистических методов обработки экспериментальных данных, критериев достоверности и адекватности моделей изучаемым процессам или явлениям. Оценка точности и надежности результатов эксперимента и модельных расчетов. Применение вычислительных методов. • Язык и стиль изложения материала. Использование словесных конструкций, стандартных словосочетаний и выражений в тексте Грамматические особенности и синтаксическое построение текста выпускной работы. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС Метод_науч иссл-2022.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Шкляр М.Ф. | Основы научных исследований: Учебное пособие | М.: Дашков и Ко, 2019 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Новиков А.М. | Методология научного исследования : | Либроком, 2010 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ) | www.consultant.ru | ||
Э2 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э3 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э4 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э5 | Электронная база данных ZBMATH | zbmath.org | ||
Э6 | Единый образовательный портал "Методология научных исследований" | public.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Дистрибутив Anaconda (Свободное программное обеспечение) Microsoft Office 7-Zip Acrobat Reader Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 4. Электронная база данных ZBMATH: https://zbmath.org/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
408Л | лаборатория математического моделирования - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер Depo - 10 шт., 5 шт. с мониторами LG и 5 шт. с мониторами Philips; мультимедиа-проектор Sony - 1 шт.; МФУ Canon - 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima C - 1 шт. |
Материалы по дисциплине "Методология научных исследований" представляют собой электронный учебно-методический комплекс (ЭУМКД) и предназначены для организации работы магистрантов по направлению подготовки: 01.04.02 Прикладная математика и информатика, профиль "Биокибернетика, биоинформатика и программная инженерия". Программа курса "Методология научных исследований" определяет модель формируемых компетенций и соответствующий ей перечень результатов подготовки, набор технологий и методов развития этих компетенций с учетом требований рынка труда и будущей профессиональной деятельности. Под компетентностным подходом понимается реализация образовательной программы дисциплины, которая формирует способность обучающегося самостоятельно применять в определенном контексте полученные в процессе прохождения курса знания, умения и практические навыки. Результат освоения дисциплины – перечень сформированных компетенций, которым должен соответствовать обучающийся по завершению курса. Компетенции обучающегося по направлению подготовки 01.04.02 Прикладная математика и информатика, профиль "Биокибернетика, биоинформатика и программная инженерия": УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий; ПК-1: Способен осуществлять научно-исследовательскую деятельность в биологии, экологии и медицине с использованием информационных технологий нового поколения, обеспечивающих экономически эффективное извлечение полезной информации из больших объемов разнообразных данных путем высокой скорости их сбора, обработки и анализа. Эргономика учебного курса характеризуется удобством и логичностью навигации по элементам курса, выбранных технологий; доступностью при ограниченных возможностях (по здоровью); «мягкостью» дизайна страницы курса; наличием доступных равнозначных альтернатив по изучению конструктивных элементов курса. Учебными планами по направлениям подготовки предусмотрены следующие виды занятий: лекции (20 часов), практические занятия (16 часов) и самостоятельная работа (72 часа). По дисциплине предусмотрен зачет. В ходе лекционных занятий рассматриваются основные принципы и методы научных исследований, рассматривается генезис и специфика научного познания, роль методологии в познании, даются рекомендации для самостоятельной работы и подготовке к практическим занятиям. В ходе практических занятий углубляются и закрепляются знания студентов по ряду рассмотренных на лекциях вопросов, развиваются навыки научного мышления, самостоятельной научно-исследовательской деятельности. При подготовке к практическим занятиям каждый студент должен: – изучить рекомендованную учебную литературу; – изучить конспекты лекций; – подготовить ответы на все вопросы по изучаемой теме; – письменно подготовить домашние задания, рекомендованные преподавателем при изучении тем курса. По согласованию с преподавателем студент может подготовить реферат, доклад или сообщение по теме занятия. Вопросы, не рассмотренные на лекциях и практических занятиях, должны быть изучены студентами в ходе самостоятельной работы, на которую отводится 70% времени. Контроль самостоятельной работы студентов осуществляется в ходе занятий методом устного опроса или посредством тестирования. В ходе самостоятельной работы каждый студент обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме, дополнить конспекты лекций недостающим материалом, выписками из рекомендованных первоисточников. Выделить непонятные термины, найти их значение в энциклопедических словарях. Итоговым результатом обучения по дисциплине «Методология научных исследований» является выполнение кейс-задания по теме выпускной квалификационной работы (ВКР), содержащего: – определение темы ВКР (магистерской диссертации), выполненной в форме проекта или содержащей проект; – определение цели, объекта, предмета и задач исследования; – обоснование актуальности, новизны и практической значимости исследования, критический анализ степени разработанности проблемы; – формирование библиографического списка; – описание информационного обеспечения (базы данных) и используемых информационных технологий исследования нового поколения; – составление индивидуального плана и описание результатов исследования; – подготовка доклада и презентации на научную конференцию; – подготовка научной статьи по промежуточным результатам исследования. Зачет выставляется при условии выполнения трех заданий: 1) Сообщение с презентацией по теме ВКР (10 баллов); 2) Выступление с докладом по одной из тем курса (30 баллов); 3) Отчет с презентацией по выполненному кейс-заданию (60 баллов). Студенты, набравшие менее 60 баллов, проходят итоговый тест и/или сдают зачет в устной форме. Темы докладов представлены в содержании курса. Студенты могут обсуждать проблемные вопросы на форуме электронного курса, оставлять свои замечания и предложения. |