МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология научного исследования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Направление подготовки01.04.02. Прикладная математика и информатика
ПрофильНаука о данных и компьютерные технологии в биологии и медицине
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план01_04_02_Прикладная математика и информатика_НДиКТБМ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.т.н., доцент, Хворова Любовь Анатольевна

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., зам. директора ИМИТ, Пономарев Игорь Викторович

Рабочая программа дисциплины
Методология научного исследования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 01.04.02 Прикладная математика и информатика (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 13)

составлена на основании учебного плана:
01.04.02 Прикладная математика и информатика
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Понькина Елена Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой Понькина Елена Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – формирование у студентов необходимой теоретической базы и практических навыков для выполнения научных исследований.
Задачи:
1. Формирование у студента представления о научной деятельности в России и за рубежом.
2. Изучение основных принципов организации и проведения научных исследований.
3. Получение теоретических знаний и практических навыков в области применения системного анализа к научным исследованиям.
4. Применение основ научных исследований к решению фундаментальных и практических задач.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
ПК-1 Способен осуществлять научно-исследовательскую деятельность в биологии, экологии и медицине с использованием информационных технологий нового поколения, обеспечивающих эффективное извлечение полезной информации из больших объемов данных путем высокой скорости их сбора, обработки и анализа
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- место науки в отечественной и зарубежной культуре;
- исторические этапы эволюции науки в России и за рубежом;
- структуру научного знания;
- особенности определения теоретической и практической
значимости научного исследования;
- особенности самостоятельных научных исследований;
- принципы разработки научных программ;
- принципы построения результатов научного исследования;
- особенности представления научной статьи, доклада, презентации.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать отечественные и зарубежные типы методологических учений при проведении исследования;
- выявлять перспективные направления научных исследований;
- обосновывать актуальность выбранной темы научного исследования;
- обосновывать теоретическую и практическую значимость научного исследования;
- использовать методологию научного познания при разрешении своих непосредственных исследовательских задач;
- видеть различие эмпирических и теоретических подходов при реализации собственных научных исследований;
- критически оценивать результаты проведенного научного исследования;
- выбирать средства и способы представления научных статей, докладов, презентаций.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками оценки результатов исследований отечественных и зарубежных ученых;
- выявлением перспективных направлений исследований и составлять программу исследований;
- актуализацией представляемых научных положений;
- определением теоретической и практической значимости исследования;
- разработкой научных программ;
- навыками проведения самостоятельных исследований в разрезе установленных программ исследования;
- умением изложения результатов проведенного исследования;
- способностью презентации научного доклада либо статьи научному сообществу.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Закономерности научного творчества
1.1. Понятие наука. Цели науки. Признаки научного знания. Дифференциация и интеграция в науке. Классификация наук Лекции 1 2 УК-1, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.2. Дифференциация и интеграция в науке. Классификация наук. Естественные, гуманитарные и технические науки Сам. работа 1 2 УК-1, ПК-1 Л1.1
1.3. Научное знание в современном мире. Наука и технологии. Развитие науки и технологий в РФ Практические 1 2 УК-1, ПК-1 Л1.1
1.4. Развитие науки и технологий в РФ. О перспективных направлениях научных исследований Сам. работа 1 2 УК-1, ПК-1
1.5. Развитие и структура науки в России и в мире. Система подготовки научных кадров Лекции 1 2 УК-1, ПК-1 Л2.1
1.6. Система подготовки научных кадров. Аспирантура. Докторантура. Ученые степени и звания. ВАК РФ. Номенклатура научных специальностей Сам. работа 1 2 УК-1, ПК-1 Л2.1
1.7. Процесс научного творчества: основные термины и понятия Сам. работа 1 2 УК-1, ПК-1 Л1.1
1.8. Этапы проведения научного исследования. Методология исследования. Методы научных исследований Лекции 1 1 УК-1, ПК-1 Л2.1
1.9. Методы теоретических исследований: анализ, синтез, абстрагирование и конкретизация, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование. Методы эмпирического исследования: наблюдение; эксперимент; сравнение; изучение и обобщение опыта Практические 1 2 УК-1, ПК-1 Л1.1
1.10. Методология исследования. Методы научных исследований Сам. работа 1 2 УК-1, ПК-1 Л2.1
1.11. Проявление законов логики в научном творчестве Сам. работа 1 2 УК-1, ПК-1 Л1.1
1.12. Ученые и педагоги о научном творчестве Сам. работа 1 2 УК-1, ПК-1 Л1.1
Раздел 2. Организация и проведение научного исследования
2.1. Особенности организации научных исследований по теме ВКР (магистерской диссертации) Лекции 1 1 УК-1, ПК-1 Л2.1
2.2. Составление индивидуального плана работы над диссертацией Практические 1 2 УК-1, ПК-1 Л2.1
2.3. Особенности организации научных исследований по теме ВКР (магистерской диссертации). Составление индивидуального плана работы над диссертацией Сам. работа 1 4 УК-1, ПК-1 Л2.1
2.4. Выбор темы научного исследования. Обоснование выбора направления исследования. Степень разработанности проблемы Лекции 1 2 УК-1, ПК-1 Л2.1
2.5. Информационный поиск: виды и методика проведения. Обзор литературы по теме Сам. работа 1 4 УК-1, ПК-1
2.6. Актуальность темы. Объект и предмет исследования. Цели исследования. Постановка задач исследования. Новизна и практическая значимость исследования Лекции 1 2 УК-1, ПК-1 Л2.1
2.7. Объект и предмет исследования. Цели исследования. Постановка задач исследования Практические 1 2 УК-1, ПК-1 Л1.1
2.8. Актуальность темы. Объект и предмет исследования. Цели исследования. Постановка задач исследования. Новизна и практическая значимость исследования Сам. работа 1 4 УК-1, ПК-1 Л1.1
2.9. Теоретические исследования по диссертации Сам. работа 1 2 УК-1, ПК-1 Л2.1
2.10. Экспериментальные исследования Сам. работа 1 2 УК-1, ПК-1 Л2.1
2.11. Корректность и достоверность научных положений по диссертации Сам. работа 1 2 УК-1, ПК-1 Л2.1
Раздел 3. Работа над рукописью диссертации
3.1. Подготовка и оформление научного текста Лекции 1 2 УК-1, ПК-1 Л1.1
3.2. Рекомендации по Оформлению текста диссертации Практические 1 2 УК-1, ПК-1 Л2.1
3.3. Оформление содержания, подготовка и оформление введения, подготовка и оформление основной части, подготовка и оформление заключения, оформление приложений Сам. работа 1 4 УК-1, ПК-1 Л2.1
3.4. Язык и стиль изложения материала Лекции 1 2 УК-1, ПК-1 Л2.1
3.5. Язык и стиль научного текста Практические 1 2 УК-1, ПК-1 Л2.1
3.6. Язык и стиль изложения материала Сам. работа 1 4 УК-1, ПК-1 Л2.1
3.7. Использование стандартных словосочетаний и выражений в научном тексте. Правила применения сокращений и аббревиатур Сам. работа 1 2 УК-1, ПК-1 Л1.1
Раздел 4. Представление и оформление результатов исследования
4.1. Математическая обработка результатов исследования. Статистические методы обработки результатов Сам. работа 1 4 УК-1, ПК-1 Л1.1
4.2. Представление иллюстраций в тексте Лекции 1 2 УК-1, ПК-1 Л1.1
4.3. Оформление таблиц, рисунков, графиков, схем, диаграмм Практические 1 1 УК-1, ПК-1 Л1.1
4.4. Представление иллюстраций в тексте: оформление таблиц, рисунков, графиков, схем, диаграмм; правила размещения формул в тексте Сам. работа 1 4 УК-1, ПК-1 Л1.1
4.5. Оформление библиографического списка: произведений печати и электронных ресурсов. Правила оформления библиографических ссылок в тексте. Правила цитирования Сам. работа 1 4 УК-1, ПК-1 Л1.1
4.6. Подготовка научного доклада. Публичное выступление. Речь на защите ВКР Лекции 1 2 УК-1, ПК-1 Л2.1
4.7. Подготовка научного доклада Практические 1 1 УК-1, ПК-1 Л2.1
4.8. Речь на защите ВКР Сам. работа 1 4 УК-1, ПК-1 Л2.1
4.9. Подготовка презентаций к научному докладу Сам. работа 1 2 УК-1, ПК-1 Л1.1
4.10. Подготовка видеопрезентаций Сам. работа 1 2 УК-1, ПК-1
4.11. Рецензия и отзыв научного руководителя на ВКР Сам. работа 1 1 УК-1, ПК-1 Л2.1
4.12. Анализ недостатков ВКР Сам. работа 1 1 УК-1, ПК-1 Л2.1
4.13. Плагиат Практические 1 1 УК-1, ПК-1
4.14. Программа проверки на плагиат/степень оригинальности работ Сам. работа 1 4 УК-1, ПК-1
4.15. Как писать научные статьи Лекции 1 2 УК-1, ПК-1 Л2.1
4.16. Оформление научных статей Практические 1 1 УК-1, ПК-1 Л2.1
4.17. Написание научной статьи Сам. работа 1 2 УК-1, ПК-1
4.18. Индекс научного цитирования (на примере ИМИТ) Сам. работа 1 1 УК-1, ПК-1
4.19. Закон об авторском праве. Охрана интеллектуальной собственности Сам. работа 1 1 УК-1, ПК-1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
• Становление науки и научных исследований.
• Научная иерархия. История появления ученых степеней.
• Развитие науки. Инновации.
• Индекс научного цитирования.
• Современные проблемы фундаментальной и прикладной математики.
• Перспективные направления научных исследований.
• Основные понятия научно-исследовательской работы. Научная терминология.
• Актуальность, научная новизна и практическая значимость результатов исследования.
• Особенности организации научных исследований.
• Методология научного поиска.
• Применение логических законов и правил.
• Методы моделирования в научных исследованиях.
• Ученые и педагоги о научном творчестве.
• Обработка экспериментальных данных и описание хода исследований.
• Представление, анализ и оценка результатов исследований; формулировка выводов и научных положений.
• Работа над литературными источниками. Подготовка обзора литературы. Анализ источников научной информации. Поисковый аппарат реферативных и справочно-информационных изданий (в том числе на электронных носителях). Информационно-библиографические издания. Современные автоматизированные информационно-поисковые системы, базы и банки данных. Использование Интернет.
• Требования к оформлению выпускной работы бакалавра. Оформление текста работы. Оформление таблиц. Правила размещения формул в тексте. Представление иллюстраций в тексте.
• Оформление списка используемой литературы. Правила оформления библиографических ссылок в тексте. Оформление приложений.
• Подготовка доклада к защите впускной работы.
• Анализ недостатков работ. Плагиат. Программы «Антиплагиат».
• Сбор, обработка и анализ первичной информации. Применение статистических методов обработки экспериментальных данных, критериев достоверности и адекватности моделей изучаемым процессам или явлениям. Оценка точности и надежности результатов эксперимента и модельных расчетов. Применение вычислительных методов.
• Язык и стиль изложения материала. Использование словесных конструкций, стандартных словосочетаний и выражений в тексте Грамматические особенности и синтаксическое построение текста выпускной работы.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС Метод_науч иссл-2022.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шкляр М.Ф. Основы научных исследований: Учебное пособие М.: Дашков и Ко, 2019 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Новиков А.М. Методология научного исследования : Либроком, 2010 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ) www.consultant.ru
Э2 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э4 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э5 Электронная база данных ZBMATH zbmath.org
Э6 Единый образовательный портал "Методология научных исследований" public.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Дистрибутив Anaconda (Свободное программное обеспечение)
Microsoft Office
7-Zip
Acrobat Reader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4. Электронная база данных ZBMATH: https://zbmath.org/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
408Л лаборатория математического моделирования - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер Depo - 10 шт., 5 шт. с мониторами LG и 5 шт. с мониторами Philips; мультимедиа-проектор Sony - 1 шт.; МФУ Canon - 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima C - 1 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Материалы по дисциплине "Методология научных исследований" представляют собой электронный учебно-методический комплекс (ЭУМКД) и предназначены для организации работы магистрантов по направлению подготовки: 01.04.02 Прикладная математика и информатика, профиль "Биокибернетика, биоинформатика и программная инженерия".
Программа курса "Методология научных исследований" определяет модель формируемых компетенций и соответствующий ей перечень результатов подготовки, набор технологий и методов развития этих компетенций с учетом требований рынка труда и будущей профессиональной деятельности. Под компетентностным подходом понимается реализация образовательной программы дисциплины, которая формирует способность обучающегося самостоятельно применять в определенном контексте полученные в процессе прохождения курса знания, умения и практические навыки. Результат освоения дисциплины – перечень сформированных компетенций, которым должен соответствовать обучающийся по завершению курса.
Компетенции обучающегося по направлению подготовки 01.04.02 Прикладная математика и информатика, профиль "Биокибернетика, биоинформатика и программная инженерия":
УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий;
ПК-1: Способен осуществлять научно-исследовательскую деятельность в биологии, экологии и медицине с использованием информационных технологий нового поколения, обеспечивающих экономически эффективное извлечение полезной информации из больших объемов разнообразных данных путем высокой скорости их сбора, обработки и анализа.
Эргономика учебного курса характеризуется удобством и логичностью навигации по элементам курса, выбранных технологий; доступностью при ограниченных возможностях (по здоровью); «мягкостью» дизайна страницы курса; наличием доступных равнозначных альтернатив по изучению конструктивных элементов курса.
Учебными планами по направлениям подготовки предусмотрены следующие виды занятий: лекции (20 часов), практические занятия (16 часов) и самостоятельная работа (72 часа). По дисциплине предусмотрен зачет.
В ходе лекционных занятий рассматриваются основные принципы и методы научных исследований, рассматривается генезис и специфика научного познания, роль методологии в познании, даются рекомендации для самостоятельной работы и подготовке к практическим занятиям.
В ходе практических занятий углубляются и закрепляются знания студентов по ряду рассмотренных на лекциях вопросов, развиваются навыки научного мышления, самостоятельной научно-исследовательской деятельности. При подготовке к практическим занятиям каждый студент должен:
– изучить рекомендованную учебную литературу;
– изучить конспекты лекций;
– подготовить ответы на все вопросы по изучаемой теме;
– письменно подготовить домашние задания, рекомендованные преподавателем при изучении тем курса.
По согласованию с преподавателем студент может подготовить реферат, доклад или сообщение по теме занятия.
Вопросы, не рассмотренные на лекциях и практических занятиях, должны быть изучены студентами в ходе самостоятельной работы, на которую отводится 70% времени. Контроль самостоятельной работы студентов осуществляется в ходе занятий методом устного опроса или посредством тестирования. В ходе самостоятельной работы каждый студент обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме, дополнить конспекты лекций недостающим материалом, выписками из рекомендованных первоисточников. Выделить непонятные термины, найти их значение в энциклопедических словарях.
Итоговым результатом обучения по дисциплине «Методология научных исследований» является выполнение кейс-задания по теме выпускной квалификационной работы (ВКР), содержащего:
– определение темы ВКР (магистерской диссертации), выполненной в форме проекта или содержащей проект;
– определение цели, объекта, предмета и задач исследования;
– обоснование актуальности, новизны и практической значимости исследования, критический анализ степени разработанности проблемы;
– формирование библиографического списка;
– описание информационного обеспечения (базы данных) и используемых информационных технологий исследования нового поколения;
– составление индивидуального плана и описание результатов исследования;
– подготовка доклада и презентации на научную конференцию;
– подготовка научной статьи по промежуточным результатам исследования.

Зачет выставляется при условии выполнения трех заданий:
1) Сообщение с презентацией по теме ВКР (10 баллов);
2) Выступление с докладом по одной из тем курса (30 баллов);
3) Отчет с презентацией по выполненному кейс-заданию (60 баллов).
Студенты, набравшие менее 60 баллов, проходят итоговый тест и/или сдают зачет в устной форме.

Темы докладов представлены в содержании курса.
Студенты могут обсуждать проблемные вопросы на форуме электронного курса, оставлять свои замечания и предложения.