МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Компьютерные технологии в биологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Направление подготовки01.04.02. Прикладная математика и информатика
ПрофильНаука о данных и компьютерные технологии в биологии и медицине
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план01_04_02_Прикладная математика и информатика_НДиКТБМ-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 135
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 36 36 36 36
Сам. работа 135 135 135 135
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Ваганов Алексей Владимирович;к.т.н., доцент, Хворова Любовь Анатольевна

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., зам. директора ИМИТ, Пономарев Игорь Викторович

Рабочая программа дисциплины
Компьютерные технологии в биологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 01.04.02 Прикладная математика и информатика (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 13)

составлена на основании учебного плана:
01.04.02 Прикладная математика и информатика
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Понькина Елена Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой Понькина Елена Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1.1. Знакомство магистрантов ИМИТ с современными компьютерными технологиями в биологии и экологии.
1.2. Развитие практических навыков использования различных современных информационных технологий применительно к биологическим данным при решении профессиональных задач.
1.3. Знакомство с основными современными тенденциями использования компьютерных технологий в научно-исследовательской и образовательной деятельности в области биологии и экологии.
1.4. Получение навыков работы с пакетами программ из области биоинформатики, прикладных IT-решений и глобальными ресурсами Сети Интернет для эффективной работы биоинформатика-исследователя.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 Способен комбинировать и адаптировать существующие информационно-коммуникационные технологии для решения задач в области профессиональной деятельности с учетом требований информационной безопасности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- базовые понятия в области математики и естественных наук;
- методы работы с биологическими объектами, методы анализа и синтеза биологической информации;
- понятие информационных технологий, передачи, обработки и накопления информаци;
- особенности биологических методов моделирования и методики экспериментальной оценки их свойств.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять правильно различные виды математических расчетов и анализа в компьютерных средах при обработке данных, полученных в результате исследований в биологии;
- верно трактовать результаты, полученные в результате исследований;
- осуществлять выбор необходимого вида программ для выполнения конкретных задач в профессиональной деятельности;
- адекватно ставить задачи исследования и оптимизации сложных объектов на основе методов математического моделирования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- обрабатывать данные, полученные в ходе исследований и проводить необходимые виды анализа;
- проводить обработку и создавать графики, выполнять компьютерную визуализацию результатов биологических исследований;
- навыками работы с моделями живых объектов и систем;
- подходами к исследованию живых систем с применением современных информационных технологий.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Источники информации и возможности сети Интернет
1.1. Введение Лекции 2 4 ОПК-4
1.2. Источники информации и возможности сети Интернет Лекции 2 4 ОПК-4
1.3. Правила и приемы адресного поиска информации, полезные ресурсы Лабораторные 2 6 ОПК-4
1.4. Анализ научной литературы и источников информации Лекции 2 2 ОПК-4
1.5. Сеть Интернет: правила и приемы адресного поиска информации, полезные ресурсы для биолога, поиск научной литературы и источников информации; базы цитирования, научные электронные Сам. работа 2 34 ОПК-4
1.6. Сбор актуальных сведений по всем известным первоисточникам в сети Интернет. Организация поиска информации об объектах исследования в сети Интернет Лабораторные 2 8 ОПК-4
Раздел 2. Глобальный доступ к данным по биоразнообразию
2.1. Глобальный доступ к данным по биоразнообразию Лекции 2 2 ОПК-4
2.2. Специализированные биологические базы данных; электронные депозитари Лекции 2 2 ОПК-4
2.3. Сбор актуальных сведений по всем известным первоисточникам в сети Интернет. Организация поиска информации об объектах исследования в сети Интернет Лабораторные 2 10 ОПК-4
2.4. Сбор актуальных сведений по всем известным первоисточникам в сети Интернет. Организация поиска информации об объектах исследования в сети Интернет Сам. работа 2 36 ОПК-4
Раздел 3. Биоинформатика и анализ ДНК объектов исследования
3.1. Современные молекулярно-генетические методы для решения проблем эволюции и филогении Лекции 2 2 ОПК-4
3.2. Получение научной графической и текстовой информации об объектах исследования Лабораторные 2 6 ОПК-4
3.3. Современные молекулярно-генетические методы для решения проблем эволюции и филогении Сам. работа 2 35 ОПК-4
Раздел 4. Представление результатов индивидуального проекта
4.1. Представление результатов индивидуального проекта Лекции 2 2 ОПК-4
4.2. Подготовка отчета в виде презентации и защита итоговой исследовательской работы по курсу Лабораторные 2 6 ОПК-4
4.3. Подготовка отчета в виде презентации и защита итоговой исследовательской работы по курсу Сам. работа 2 30 ОПК-4
4.4. Экзамен 2 27 ОПК-4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Математические методы и модели в экологии portal.edu.asu.ru
Э2 Работа над проектом portal.edu.asu.ru
Э3 Основы биокибернетики и биоинформатики portal.edu.asu.ru
Э4 Модели популяционно-генетических процессов portal.edu.asu.ru
Э5 Виртуальный класс "Компьютерные технологии в биологии" stepik.org
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС «Windows», Microsoft Office, 7-Zip, AcrobatReader, ChromeMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ИБС "Университетская библиотека on-line"
Научная электронная библиотека http://www.e-library.ru
МБЦ Scopus [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.scopus.com. – Загл. с экрана.
НБЦ НЭБ "Elibrary" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/authors.asp. – Загл. с экрана.
Академия Google [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://scholar.google.ru/. – Загл. с экрана.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
408Л лаборатория математического моделирования - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер Depo - 10 шт., 5 шт. с мониторами LG и 5 шт. с мониторами Philips; мультимедиа-проектор Sony - 1 шт.; МФУ Canon - 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima C - 1 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Компьютерные технологии в биологии».
Дисциплина «Компьютерные технологии в биологии» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические занятия и самостоятельная работа.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, в также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию студенту необходимо повторить материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы. Конспекты научной литературы при самостоятельной подготовке к занятиям должны быть выполнены также аккуратно, содержать ответы на каждый поставленный в теме вопрос, иметь ссылку на источник информации с обязательным указанием автора, названия и года издания используемой научной литературы. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.
В ходе освоения первого раздела магистранты осваивают подходы и способы работы с источниками биологической информации и возможностями Сети интернет. Производят сбор актуальных сведений из всех известных подтвержденных (научно обоснованных) источников (с указанием первоисточника информации).
Во втором разделе путем доступа к данным по биоразнообразию магистранты производят сбор сведений о биологических объектах (животные, растения, грибы, лишайники, микробы), с разрозненных депозитариев (коллекций) научных центров, институтов, университетов.
В третьем разделе магистранты знакомятся с возможностями биоинформатики и производят первичный анализ ДНК объектов исследования, путем работы с практическими руководствами по данному разделу и дополнительными учебными материалами.
В заключительных разделах студент представляет результаты работы по индивидуальным объектам, проходит тест и заполняет дополнительные анкеты обратной связи по окончанию курса.