МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Объектно-ориентированный анализ и проектирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информатики
Направление подготовки02.03.02. Фундаментальная информатика и информационные технологии
ПрофильПрограммирование и информационные технологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план02_03_02_Фундаментальная информатика и информационные технологии_ПиИТ-2021
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 38 38 38 38
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Половикова Ольга Николаевна

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Вараксин Сергей Петрович

Рабочая программа дисциплины
Объектно-ориентированный анализ и проектирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 808)

составлена на основании учебного плана:
02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии
утвержденного учёным советом вуза от 27.09.2022 протокол № 1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информатики

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.-м.н., доцент Козлов Д.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информатики

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Заведующий кафедрой к.ф.-м.н., доцент Козлов Д.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – формирование у студентов необходимой теоретической базы и практических навыков, которые позволят всесторонне и системно видеть этапы и процесс разработки программных продуктов. Базовыми этапами процесса создания программных систем являются анализ и моделирование (проектирование), поэтому вопросам построения проектов посвящен один из основных блоков данного курса.
Главная задача курса сформировать целостное представление о методах и подходах объектно-ориентированного анализа и проектирования программно-аппаратных комплексов, помочь овладеть практическим опытом программирования на языке С++ и проектирования программных продуктов с применением унифицированного языка моделирования UML (Unified Modeling Language) в среде Rational Rose.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5Способен к оценке качества, надежности и эффективности информационной системы в конкретной профессиональной сфере
ПК-5.1 Знает методику анализа требований и вариантов реализации информационных систем.
ПК-5.2 Умеет оценивать качество, надежность и эффективность информационной системы.
ПК-5.3 Имеет практический опыт разработки вариантов реализации информационных систем.
ПК-6Способен применять в профессиональной деятельности современные языки программирования и методы параллельной обработки данных, операционные системы, электронные библиотеки и пакеты программ, сетевые технологии
ПК-6.1 Знает современные языки программирования и методы параллельной обработки данных. Знаком с содержанием Единого Реестра Российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
ПК-6.2 Умеет реализовывать численные методы решения прикладных задач в профессиональной сфере деятельности, пакеты программного обеспечения, операционные системы, электронные библиотеки, сетевые технологии.
ПК-6.3 Имеет практический опыт разработки интеграции информационных систем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о различных парадигмах программирования и современном уровне развития языков и технологий программирования;
о сложности программных систем и методах ее преодоления;
синтаксис и базовые конструкции языков C и С++, основные возможности и приемы программирования на этих языках;
принципы структурного и объектно-ориентированного программирования;
способы использования библиотеки шаблонов STL;
терминологию (понятийный аппарат) объектно-ориентированного анализа, проектирования, программирования и тестирования программных систем;
этапы и стадии разработки программных продуктов;
базовые принципы объектно-ориентированного моделирования систем и принципы проектирования сложных систем;
технологию разработки проекта программной системы на базе унифицированного языка UML;
синтаксис и семантику языка UML.
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать алгоритмы решения типичных задач и реализовывать их на языке C/С++;
вести разработку в терминах объектно-ориентированной парадигмы программирования с использованием языка С++;
использовать различные виды наследования классов, в том числе, виртуального и множественного наследования;
использовать стандартные классы библиотеки STL в качестве базовых для разработки прикладных систем
выполнять объектно-ориентированный анализ различных предметных областей;
применять полученные теоретические знания и практические навыки проектирования программных продуктов в среде Rational Rose;
проверять (анализировать) построенный проект на возможные ошибки (логические).
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.современными интегрированными средами разработки;
методами объектно-ориентированного программирования с использованием языка С++;
современным инструментарием проектирования программных продуктов;
методами объектно-ориентированного анализа при проектировании программных продуктов для различных предметных областей;
технологией анализа проектов программных продуктов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Унифицированный язык моделирования
1.1. Введение. Этапы и принципы разработки сложных систем. Объектно-ориентированный анализ. Язык UML. Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1
1.2. Введение. Этапы и принципы разработки сложных систем. Объектно-ориентированный анализ. Язык UML. Лабораторные 5 12 Л2.1, Л1.1
1.3. Введение. Этапы и принципы разработки сложных систем. Объектно-ориентированный анализ. Язык UML. Сам. работа 5 14 Л2.1, Л1.1
1.4. Инфологическое проектирование. Диаграмма прецедентов. Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1
1.5. Инфологическое проектирование. Диаграмма прецедентов. Лабораторные 5 6 Л2.1, Л1.1
1.6. Инфологическое проектирование. Диаграмма прецедентов. Сам. работа 5 1 Л2.1, Л1.1
1.7. Диаграмма последовательностей. Лекции 5 4 Л2.1, Л1.1
1.8. Диаграмма последовательностей. Лабораторные 5 2 Л2.1, Л1.1
1.9. Диаграмма последовательностей. Сам. работа 5 0 Л2.1, Л1.1
1.10. Логическое проектирование. Диаграмма классов. Лабораторные 5 11 Л2.1, Л1.1
1.11. Логическое проектирование. Диаграмма классов. Сам. работа 5 20 Л2.1, Л1.1
1.12. Диаграмма кооперации. Лекции 5 4 Л2.1, Л1.1
1.13. Диаграмма кооперации. Лабораторные 5 2 Л2.1, Л1.1
1.14. Логическое проектирование. Диаграмма классов. Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1
1.15. Диаграмма кооперации. Сам. работа 5 2 Л2.1, Л1.1
1.16. Физическое проектирование. Диаграмма реализации. Проверка модели. Кодогенерация. Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1
1.17. Физическое проектирование. Диаграмма реализации. Проверка модели. Кодогенерация. Лабораторные 5 3 Л2.1, Л1.1
1.18. Физическое проектирование. Диаграмма реализации. Проверка модели. Кодогенерация. Сам. работа 5 8 Л2.1, Л1.1
1.19. Диаграмма состояний. Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1
1.20. Диаграмма состояний. Лабораторные 5 2 Л2.1, Л1.1
1.21. Диаграмма состояний. Сам. работа 5 1 Л2.1, Л1.1
1.22. Итоговая контрольная работа по курсу Сам. работа 5 15 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Текущий контроль освоения дисциплины предусматривает выполнение лабораторных работ в IDE среде Visual Studio на языке C#. Темы лабораторных работ представлены ниже.
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2400.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-5 и ПК-6

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:

Индивидуальные задания по вариантам

Описать абстрактный класс Фигура на плоскости (родительский класс). Классы следует
спроектировать так, чтобы вся общая составляющая наследников была определена и реализована в
родительском классе. При необходимости (не обязательно) следует реализовать статических класс для
хранения констант и вычисления математических примитивов.
Классы (один родительский и два дочерних) должны иметь необходимый набор параметров и свойств для
однозначного задания объекта, цвет фигуры, наборы конструкторов для создания экземпляров каждого
класса различными способами («по умолчанию», «с параметрами»), методы для изменения свойств и
вычисления характеристик фигур и для отображения фигур (классов наследников).
Для реализации задачи следует использовать шаблон Windows Forms Application. Для задания значений
параметров и свойств объектов следует использовать элементы формы (кнопки, поля и т.д.). Для вывода
информации по вычисляемым характеристикам объектов также следует использовать элементы формы
(кнопки, поля и т.д.). Для отображения фигур (объектов классов наследников) на можно использовать
инструменты: PictureBox, Panel.

Варианты 11-15
11. Реализовать сущность Геометрическое место точек на плоскости, определяемый следующими
характеристиками: количество точек и массив точек (библиотечная или своя структура Point), цвет.
Функционал: изменить цвет, отразить точки относительно оси ОХ, отразить точки относительно оси ОУ,
вычисление суммарной длины отрезков, полученных последовательным соединением точек (первой со
второй, …n-1 точка с n точкой), показать всю информацию об объекте, нарисовать все точки на плоскости
(PictureBox, Panel).
Реализовать сущность Ломаная линия. Свойства: цвет, количество точек и точки. Функционал: изменить цвет;
определить длину (суммарную длину отрезков); показать(нарисовать ) Ломанную линию; показать отрезки,
длина которых больше заданного числа p.; отобразить длину самого длинного объекта, созданного в сеансе
работы программы.

12. Реализовать сущности Футболист, Нападающий, Защитник. Свойства: Фамилия, название команды,
рост, вес, Фото. Функционал: посмотреть всю информацию об объекте, изменить рост, изменить вес.
У сущности Нападающий есть также свойство: мастерство (целочисленный параметр), количество забитых
голов, а также функционал для изменения этого свойства. У сущности Защитник есть также свойство: процент
его игрового времени от общего игрового времени команды, а также функционал для изменения данного
свойства (после очередной игры вводятся два параметра: игровое время данного Защитника и время игры).

13. Реализовать сущность Статистическая выборка числовых величин со свойствами: кол-во элементов
выборки, массив элементов выборки. Функционал: задать выборку случайным образом (в диапазоне),
рассчитать дисперсию выборки; определить соответствует ли заданная выборка нормальному
распределению случайных величин (вернуть истину или ложь), отобразить выборку на форме.
Реализовать сущность Температурные показатели водоёма со своими свойствами: название водоёма, дата
замеров (DateTime), кол-во замеров, массив замеров. Свойства кол-во элементов и массив значений
наследуются и означают соответственно: кол-во взятых проб, массив температур. Функционал: задать замеры
случайным образом (в диапазоне), рассчитать дисперсию для выборки замеров; определить кол-во замеров,
которые строго больше некоторого значения X (параметр), определить соответствует ли заданная выборка
замеров нормальному распределению случайных величин (вернуть истину или ложь), отобразить всю
информацию об объекте на форме.

14. Реализовать сущность Список строк со свойствами: кол-во строк, массив строк. Функционал: Ввод
средствами элемента TextBox через пробел, определение является ли производная строка (параметр)
подстрокой какого-либо элемента хранимого массива строк (показать),
Реализовать сущность Список ключевых слов со свойствами: название произведения, Фото обложки, автор,
кол-во кл.слов, массив ключевых слов. Функционал: Ввод средствами элемента TextBox через пробел (учесть,
что ключевое слово не может быть короче 3 символов), определение является ли производная строка
(параметр) подстрокой какого-либо элемента хранимого в массиве (показать), подчитать количество кл.слов в
состав которых входит указанная подстрока.

15. Реализовать сущности Фильм, Художественный фильм, Документальный фильм со свойствами:
название фильма, длительность - кол-во мин, жанр (перечисление), Фото-реклама. Функционал: показать всю
информацию о фильме, изменить жанр.
Для сущности Художественный фильм реализовать свойство – категория аудитории (перечисление),
реализовать функционал для изменения данного свойства. Для сущности Документальный фильм
реализовать свойство – краткое описание сценария (string использовать нельзя), реализовать функционал для
изменения данного свойства

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Индивидуальные задания по вариантам

Описать абстрактный класс Фигура на плоскости (родительский класс). Классы следует
спроектировать так, чтобы вся общая составляющая наследников была определена и реализована в
родительском классе. При необходимости (не обязательно) следует реализовать статических класс для
хранения констант и вычисления математических примитивов.
Классы (один родительский и два дочерних) должны иметь необходимый набор параметров и свойств для
однозначного задания объекта, цвет фигуры, наборы конструкторов для создания экземпляров каждого
класса различными способами («по умолчанию», «с параметрами»), методы для изменения свойств и
вычисления характеристик фигур и для отображения фигур (классов наследников).
Для реализации задачи следует использовать шаблон Windows Forms Application. Для задания значений
параметров и свойств объектов следует использовать элементы формы (кнопки, поля и т.д.). Для вывода
информации по вычисляемым характеристикам объектов также следует использовать элементы формы
(кнопки, поля и т.д.). Для отображения фигур (объектов классов наследников) на можно использовать
инструменты: PictureBox, Panel.

Варианты 1-10
1. Фигуры: Равносторонний Треугольник, Треугольник Рело.
2. Фигуры: Правильный шестиугольник, Окружность.
3. Фигуры: Сектор окружности, Окружность.
4. Фигуры: Окружность, Сегмент окружности.
5. Фигуры: Параллелограмм, Квадрат.
6. Фигуры: Ромб, Квадрат.
7. Фигуры: Кольцо (бублик), Круг.
8. Фигуры: Правильная трапеция, Квадрат.
9. Фигуры: Дельтоид, Квадрат.
10.Фигуры: Звезда, Окружность.
В Условиях задачи определены только требования к реализуемым сущностям. Набор полей, свойств и
методов для классов, а также связи между классами следует определить самостоятельно. Классы не должны
дублировать характеристики и функционал друг друга. Можно использовать дополнительные абстракции
(абстрактные классы, интерфейсы, статические классы). Для задания характеристик объектов и для вывода
вычисляемой информации следует использовать инструменты Windows Forms Application.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций в процессе сдачи коллоквиума:
Сдача коллоквиумов происходят в виде беседы преподавателя со студентом на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, которая рассчитана на выяснение объема знаний обучающегося по определенной теме, с демонстрацией примеров кодов программ.
Зачет студенту выставляется по итогам выполнения двух практических работ, двух коллоквиумов и итогового теста. За каждую работу выставляются баллы от 20 до 0, итоговый тест от 30 до 0. Баллы суммируются. Экзамен в форме теста организуется для студентов с целью получения ими дополнительных баллов для повышения экзаменационной оценки. По общей сумме баллов студент получат экзаменационную оценку.

Промежуточная аттестация заключается в проведении в середине семестра КОЛЛОКВИУМОВ по вопросам и в форме теста, примеры вопросов экзамена представлены ниже.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1 БЛОК
1. В чем разница между ссылкой и указателем? Когда нужно использовать именно указатель, а не ссылку?
2. Что такое константная ссылка на объект?
3. Как можно использовать указатель на константный объект, константный указатель на объект.
4. Что такое конструктор копирования по умолчанию (явный и неявный). Когда в программе нужен явный конструктор копирования.
5. Напишите объявление перегружаемого оператора постинкремента для некоторого класса.
6. Что называют сигнатурой и прототипом метода класса
7. Что называют перегрузкой метода класса
8. Какое правило существует при использовании параметров со значениями по умолчанию.
9. Напишите объявление перегружаемого оператора преинкремента для некоторого класса.
10. Напишите объявление перегружаемого бинарного оператора суммы (+) для некоторого класса.
11. Напишите объявление перегружаемого унарного оператора смены знака (-) для некоторого класса.
12. Напишите объявление перегружаемого оператора присваивания (=) для некоторого класса. Для каких классов следует явно перегрузить оператор присваивания.
13. Какая ошибка в следующей реализации конструктора копирования по умолчанию и деструктора? Какой ещё оператор необходимо перегрузить для данного класса?
2 БЛОК

1- В чем разница между ссылкой и указателем?
2- Когда нужно использовать именно
3- указатель, а не ссылку?
4- Что такое константная ссылка на объект ?
5- Как можно использовать указатель на константный объект,
6- константный указатель на объект.
7- Что такое конструктор копирования по умолчанию
8- (явный и неявный).
9- Когда в программе нужен явный конструктор копирования.
10- Напишите объявление перегружаемого оператора постинкремента для некоторого класса.
11- Что называют сигнатурой и прототипом метода класса
12- Что называют перегрузкой метода класса
13- Какое правило существует при использовании параметров со значениями по умолчанию.
14- Напишите объявление перегружаемого оператора преинкремента для некоторого класса.…

ВОПРОСЫ ТЕСТА ЭКЗАМЕНА - ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
1 Точка входа
Укажите корректное создание точки входа в консольную программу на языке C#

[[1]] Program {

static void [[2]] ()

...

}

2 преобразования
Установите соответствие (код на языке C#):

int i = 100L [[1]]

float f = 100.0 [[2]]

double d = 100 [[3]]

long l = (long) 3.14 [[4]]

3 создание класса
Постройте корректное утверждение

Спецификатор видимости нового класса (язык C#) по умолчанию -- [[1]]

4 создание метода класса
Постройте корректное утверждение

По умолчанию модификатором доступа для метода класса является -- [[1]]

5 создание статического свойства класса
Постройте корректное утверждение

По умолчанию* модификатором доступа для статического свойства класса является -- [[1]]

* Если модификатор доступа отсутствует в объявлении свойства.

6 тип констант
Постройте корректное утверждение

Все вещественные литералы (константы) в программе на языке C# без использования каких-либо [[1]] относятся к типу [[2]]

7 директива
Укажите все верные варианты (один или несколько).

8 Директива using используется для (язык С#):

создания нового пространства имён в текущем программном модуле
+подключения существующего пространства имён к текущему программному модулю
создания новой библиотеки классов
подключения существующей библиотеки классов
создания псевдонима (нового имени) для класса

9 Принципы ООП
Укажите основные принципы методологии Объектно-ориентированного программирования

+Наследование
+Инкапсуляция
+Полиморфизм
Параметризация
Шаблонность

10 создание объекта
Для следующего класса укажите все корректные способы создания объекта

public class Dog{

...

public Dog(int b, float a = 3.15 ){

...}

public Dog(): this(4) {

..}

}


Dog Tim = new Dog();


Dog Tim = new Dog;


Dog Tim = new Dog(10.5)


Dog Tim = new Dog(10.5, 0);


Dog Tim = new Dog(10.5, 4.5);


Dog Tim = new Dog(10);

11 тип
Служебное слово: decimal?


+определяет тип-значение для хранения десятичных дробных чисел
определяет ссылочный тип для хранения целых чисел
определяет тип-значение для хранения целых чисел
определяет ссылочный тип для хранения десятичных дробных чисел
определяет ссылочный тип для хранения целых чисел со знаком

12 модификаторы доступа
Укажите НЕСУЩЕСТВУЮЩИЕ модификаторы доступа в синтаксисе языка C#

В ответе укажите только номера(номер) без пробелов из списка

1) public

2) private

3) protected

4) internal

5) public private

6) protected internal

7) private protected

Ответ 5

13 коллекции
Если элемент A коллекции [[1]] был добавлен после элемента B, тогда элемент A будет прочитан только после элемента B.

14 коллекции
Если элемент A коллекции [[1]] был добавлен после элемента B, тогда элемент B будет прочитан только после элемента A.

15 UML
Язык UML предназначен для:
Проектирования разрабатываемых программных систем
+Описания требований к будущей системе со стороны заказчиков
+описания взаимодействий между элементами будущей системы с целью предоставления сервисов (услуг, функций), для реализации которых система и разрабатывается
отладки и тестирования программного кода на объектно-ориентированных языках (Си++, С#)
распараллеливания сложного ресурсоёмкого вычислительного процесса

16 UML
Укажите все корректные виды диаграмм
+диаграмма прецедентов
+диаграмма развёртывания
+диаграмма классов
диаграмма связей
диаграмма целей

17 UML
Укажите диаграмму, на которой изображается взаимодействие между элементами системы через приём/передачу сообщений
диаграмма целей
диаграмма развёртывания
+диаграмма последовательностей
диаграмма связей
диаграмма прецедентов

18 UML (копия)
Укажите тип диаграмм, на которых изображаются связи между внешними сущностями, взаимодействующими с будущей системы из вне.
диаграмма целей
диаграмма развёртывания
диаграмма последовательностей
диаграмма связей
+диаграмма прецедентов

19 интерфейс
Укажите название интерфейса, поддержка которого гарантирует реализацию методов доступа к элементам коллекции по индексу
ICollection
IList
IDictionary
+IEnumerable
ISet

20 интерфейс
Укажите название интерфейса, поддержка которого гарантирует реализацию методов доступа к элементам коллекции (добавление, удаление, ...) по ключу
ICollection
IList
+IDictionary
IEnumerable
ISet

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично»: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо»: студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно»: студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Слабнов В. Д. Программирование на С++: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Познание, 2012 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Подбельский В.В., Фомин С.С. Курс программирования на языке Си: Учебники Издательство "ДМК Пресс", 2012 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Поисковые системы - yandex.ru, google.com yandex.ru, google.com
Э2 Свободная энциклопедия Википедия – http://ru.wikipedia.org ru.wikipedia.org
Э3 Форум разработчиков программного обеспечения - Stackoverflow.com Stackoverflow.com
Э4 Интернет-университет информационных технологий. – http://www.intuit.ru www.intuit.ru
Э5 Объектно-ориентированный анализ и проектирование язык С# portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Visual Studio
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания

Лабораторные работы, где студенты максимально активно участвуют в практическом приложении изучаемого материала дисциплины.
- Самостоятельную подготовку к занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения решения, поставленных задач, не просто читайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Задания практического характера: продумайте план их выполнения или решения .
- При возникновении трудностей в процессе работы взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.

Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на занятии, изучите их самостоятельно.

Для успешного изучения данного курса необходимыми и достаточными условиями являются:

+ Посещение всех лекций.

+ Посещение всех лабораторных работ и практических занятий.

+ Сдача коллоквиумов и индивидуальных заданий.

+ Успешное выполнение тестов (по завершению семестра).