МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные средства разработки Web-приложений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информатики
Направление подготовки02.03.02. Фундаментальная информатика и информационные технологии
ПрофильПрограммирование и информационные технологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план02_03_02_Фундаментальная информатика и информационные технологии_ПиИТ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Лабораторные 28 28 28 28
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент , Козлов Д.Ю.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент , Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Современные средства разработки Web-приложений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 808)

составлена на основании учебного плана:
02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информатики

Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Срок действия программы: 2021-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.-м.н., доцент Козлов Д.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информатики

Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой к.ф.-м.н., доцент Козлов Д.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является изучение современных направлений в веб-программировании: фреймворков (frameworks) для создания приложений, новейших технологий и инструментальных средств разработки веб-сайтов, а также современных СУБД для работы с данными сайтов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 Способен понимать и применять в научно-исследовательской и прикладной деятельности современный математический аппарат, основные законы естествознания, современные языки программирования и программное обеспечение; операционные системы и сетевые технологии
ПК-6 Способен применять в профессиональной деятельности современные языки программирования и методы параллельной обработки данных, операционные системы, электронные библиотеки и пакеты программ, сетевые технологии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-3.1. Знает основные методы решения прикладных задач, современные методы информационных технологий концептуального проектирования.

ПК-6.1. Знает современные языки программирования и методы параллельной обработки данных. Знаком с содержанием Единого Реестра Российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.


3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-3.2. Умеет корректно оформить результаты научного труда в соответствии с современными требованиями.

ПК-6.2. Умеет реализовывать численные методы решения прикладных задач в профессиональной сфере деятельности, пакеты программного обеспечения, операционные системы, электронные библиотеки, сетевые технологии.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-3.3. Имеет практический опыт использования сети Интернет, аннотирования, реферирования, библиографического разыскания и описания, опыт работы с научными источниками.
ПК-3.4. Владеет методикой выбора, обоснования и защиты выбранного варианта концептуальной архитектуры
ПК-6.3. Имеет практический опыт разработки интеграции информационных систем.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Современные клиентские (Frontend) фреймворки для создания веб-приложений
1.1. Основное назначение фреймворков при создании веб-приложений. Разработка приложений, работающих на клиентской стороне браузера. Преимущества готовых к использованию решений. Обзор современных frontend фрейморков. Использование фреймворка клиентской части для ускорения написания кода клиентской части. Связь фронтенд-фреймворков с внешней частью приложения. Ответственность за внешний вид приложения. Лекции 6 4 ПК-3, ПК-6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.2. Основное назначение фреймворков при создании веб-приложений. Разработка приложений, работающих на клиентской стороне браузера. Преимущества готовых к использованию решений. Обзор современных frontend фрейморков. Использование фреймворка клиентской части для ускорения написания кода клиентской части. Связь фронтенд-фреймворков с внешней частью приложения. Ответственность за внешний вид приложения. Лабораторные 6 8 ПК-3, ПК-6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.3. Основное назначение фреймворков при создании веб-приложений. Разработка приложений, работающих на клиентской стороне браузера. Преимущества готовых к использованию решений. Обзор современных frontend фрейморков. Использование фреймворка клиентской части для ускорения написания кода клиентской части. Связь фронтенд-фреймворков с внешней частью приложения. Ответственность за внешний вид приложения. Сам. работа 6 20 ПК-3, ПК-6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 2. Серверные (Backend) фреймворки создания сайтов
2.1. Связь серверных фреймворков с логикой приложения. Ответственность бэкенд-фреймворков за внутреннее устройство приложения, за критически важные части приложения, без которых оно не сможет нормально работать. Ограниченность серверных фреймворков в своей функциональности. Связь серверных фреймворков с базами данных приложений. Лекции 6 6 ПК-3, ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л1.3
2.2. Связь серверных фреймворков с логикой приложения. Ответственность бэкенд-фреймворков за внутреннее устройство приложения, за критически важные части приложения, без которых оно не сможет нормально работать. Ограниченность серверных фреймворков в своей функциональности. Связь серверных фреймворков с базами данных приложений. Лабораторные 6 10 ПК-3, ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л1.3
2.3. Связь серверных фреймворков с логикой приложения. Ответственность бэкенд-фреймворков за внутреннее устройство приложения, за критически важные части приложения, без которых оно не сможет нормально работать. Ограниченность серверных фреймворков в своей функциональности. Связь серверных фреймворков с базами данных приложений. Сам. работа 6 22 ПК-3, ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 3. Использование возможностей серверных СУБД для работы с данными веб-приложений. Контейнеризация
3.1. Особенности работы с базами данных веб-сайтов, возможности современных серверных СУБД, работающих в сети Интернет. СУБД MySQL, MariaDB, SQLite и PostgreSQL. Особенности создания NoSQL баз данных, MongoDB. Контейнеризация приложений, Docker Лекции 6 4 ПК-3, ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.2. Особенности работы с базами данных веб-сайтов, возможности современных серверных СУБД, работающих в сети Интернет. СУБД MySQL, MariaDB, SQLite и PostgreSQL. Особенности создания NoSQL баз данных, MongoDB. Контейнеризация приложений, Docker Лабораторные 6 10 ПК-3, ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.3. Особенности работы с базами данных веб-сайтов, возможности современных серверных СУБД, работающих в сети Интернет. СУБД MySQL, MariaDB, SQLite и PostgreSQL. Особенности создания NoSQL баз данных, MongoDB. Контейнеризация приложений, Docker Сам. работа 6 24 ПК-3, ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусматривается
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сафронов А. И., Котова. А. И. Проектирование типовой информационной системы управления с использованием технологии web-программирования на базе фреймворка Vue.js : учебно-методическое пособие : Москва : РУТ (МИИТ), 2019 e.lanbook.com
Л1.2 Заяц А. М., Васильев Н. П. Проектирование и разработка WEB-приложений. Введение в frontend и backend разработку на JavaScript и node.js : учебное пособие для вузов : Санкт-Петербург : Лань, 2021 e.lanbook.com
Л1.3 Розенталс Н. Изучаем Typescript 3 / перевод с английского Д. А. Беликова. : Москва : ДМК Пресс, 2019 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сейерс Э. Х., Милл А. Docker на практике / перевод с английского Д. А. Беликов.: Москва : ДМК Пресс, 2020 e.lanbook.com
Л2.2 Персиваль Г. Python. Разработка на основе тестирования. Повинуйся Билли-тестировщику, используя Django, Selenium и JavaScript / перевод с английского А. В. Логунов.: Москва : ДМК Пресс, 2018 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Web-фреймворк Flask: введение stepik.org
6.3. Перечень программного обеспечения
Visual Studio, Visual Studio Code
Microsoft Office
8-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/);
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Портал исследовательской деятельности учащихся (www.researcher.ru);
Российская национальная библиотека (http://www.nlr.ru:8101/ );
Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова (http://uwh.lib.msu.su/
Электронная база данных ZBMATH: https://zbmath.org/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
207Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
202Л кабинет информатики (компьютерный класс) - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на лабораторных занятиях, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для индивидуального выполнения или самостоятельного изучения.
Для подготовки к зачету используйте перечень примерных вопросов и заданий, предложенный в ФОС.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, лабораторных занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, лабораторном занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации.
- Продумайте свой ответ на зачете, его логику.