МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория случайных процессов в задачах прикладного анализа

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра математического анализа
Направление подготовки02.04.01. Математика и компьютерные науки
ПрофильВычислительные методы в анализе и геометрии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план02_04_01_Математика и компьютерные науки_ВМАиГ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 76 49 76 49
Итого 108 81 108 81

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Дронов Сергей Вадимович

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Баянова Надежда Владимировна

Рабочая программа дисциплины
Теория случайных процессов в задачах прикладного анализа

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 02.04.01 Математика и компьютерные науки (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 810)

составлена на основании учебного плана:
02.04.01 Математика и компьютерные науки
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра математического анализа

Протокол от 27.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.-м.н., доцент Саженков А.Н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра математического анализа

Протокол от 27.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.ф.-м.н., доцент Саженков А.Н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Приобретение навыков обращения с моделями реальных случайных явлений, изменяющих характер своего поведения с течением времени, ознакомление с классическими результатами теории случайных процесов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен находить, формулировать и решать актуальные и значимые проблемы прикладной и компьютерной математики
ОПК-1.1 Знает современные методы решения классических проблем прикладной и компьютерной математики.
ОПК-1.2 Умеет формулировать концептуальную постановку проблемы исследования, а также сводить эту задачу к чисто математической.
ОПК-1.3 Имеет навыки поиска актуальных задач в выбранной области прикладного анализа.
ПК-3Способен представлять и адаптировать математические знания и информационные технологий для решения собственных задач в области прикладного анализа и геометрии
ПК-3.1 Умеет осуществлять теоретическое обобщение научных данных, результатов экспериментов и наблюдений.
ПК-3.2 Владеет навыками оформления результатов научноисследовательских работ с использованием ИКТ.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные понятия теории случайных процессов, возможности их применения к прикладным задачам
3.2.Уметь:
3.2.1.Формировать математические модели реальных явлений с привлечением случайных процессов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие случайного процесса. Гауссовские процессы.
1.1. Определение случайного процесса. Его характеристики, конечномерные распределения. Теорема Колмогорова. Лекции 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2
1.2. Вычисление числовых характеристик случайных процессов Практические 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2
1.3. Гауссовские процессы. Винеровский процесс. Броуновский мост. Лекции 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2
1.4. Винеровский процесс. Другие гауссовские процессы. Практические 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2
1.5. Положительная определенность ковариационной функции и ее следствия. Способы задания гауссовских процессов. Сам. работа 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Основные классы случайных процессов
2.1. Свойства случайных процессов Практические 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2
2.2. Классификация случайных процессов и разные примеры. Белый шум. Сам. работа 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2
2.3. Марковские случайные процессы. Уравнения Чепмена-Колмогорова. Эргодичность. Процессы размножения и гибели. Лекции 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2
2.4. Классификация состояний марковских процессов и их стационарные распределения Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2
2.5. Практические применения марковских процессов и цепей Маркова. Модель массового обслуживания с одним каналом. Модель телефонного узла. Сам. работа 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Математический анализ случайных процессов. Спектральная теория
3.1. Вычисление производных и интегралов в среднем квадраточеском Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2
3.2. Гильбертово прпостранство случайных величин. Условия существование предела в среднем квадратическом Сам. работа 3 16 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2
3.3. Спектральные представления Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2
3.4. Необходимые и достаточные условия существования спектрального представления. Сам. работа 3 11 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2
3.5. Задача прогноза стационарного случайного процесса Лекции 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2
3.6. Решение стационарных дифференциальных уравнений. Прогноз. Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2
3.7. Разные методы построения спектральных представлений. Факторизация спектральной плотности. Сам. работа 3 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Мартингалы. Интеграл Ито.
4.1. Построение полумартингалов Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2
4.2. Стохастический дифференциал. Коэффициенты сноса и диффузии Сам. работа 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2
4.3. Диффузионные процессы Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6141

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания (выбор одного или нескольких вариантов)

1. В каком случае можно корректно применять классическое определение вероятности?
a. В ситуации полной неопределенности.
b. В случае равноправного выбора одного из конечного множества вариантов.
c. В ситуации выбора одной из счетного множества возможностей.
d. Если выбор реализуется путем фиксации точки в отрезке числовой прямой.
Ответ: b.
2. Когда оправданно использование геометрического подхода к вычислению вероятности?
a. Если все возможности могут быть закодированы набором некоторых непрерывных числовых параметров.
b. Если речь идет о выборе наугад одной из точек ограниченной фигуры.
c. Если возможности выбора априори обладают различными шансами.
d. Если всех возможных выборов лишь конечное число.
Ответы: a, b.
3. Как следует интерпретировать малую вероятность события?
a. Оно точно не случится.
b. Скорее всего, оно не случится.
c. Если вероятность достаточно мала, для практических целей можно считать его невозможным.
d. Наверняка произойдет дополнение до этого события.
Ответы: b, c.
4. Объединение событий
a. Происходит тогда, когда происходит хотя бы одно.
b. Происходит тогда, когда происходят все эти события.
c. Может быть заменено в обычной речи союзом «или».
d. Может быть заменено союзом «или» лишь с оговоркой относительно возможности случиться событиям вместе.
Ответы a, d.

5. Пересечение событий
a. Происходит тогда, когда происходит хотя бы одно.
b. Происходит тогда, когда происходят все эти события.
c. Может быть заменено в обычной речи союзом «и».
d. Может быть заменено союзом «и» лишь с некоторыми оговорками.
Ответы b, c.
6. Каким понятием описываются шансы события произойти, если произошло другое событие?
a. Пересечение событий.
b. Независимость событий.
c. Условная вероятность.
d. Дополнение до разности событий.
Ответ c.
7. Как строго определить то, что одно событие не зависит от другого?
a. Аккуратно проанализировать последствия.
b. Опросить экспертов.
c. Сравнить вероятность совместного появления событий и произведение их вероятностей.
d. Убедиться, что, если одно событие произошло, то второе не может случиться.
Ответ c.
8. Какой из перечисленных процессов можно смоделировать с помощью понятия случайной величины?
a. Успешность сотрудничества со случайно выбранным партнером.
b. Определение суммы выигрыша по таблице лотереи.
c. Перебегание дороги перед близко идущим транспортом.
d. Количество очков, набранных в турнире любимой командой.
Ответы b, d.
9. Для каких случайных элементов строят ряд распределения?
a. Если множество значений элемента конечно.
b. Если значения элемента могут быть произвольными натуральными.
c. Если значения элемента могут оказаться произвольными целыми (в том числе и отрицательными).
d. Если возможные значения элемента заполняют отрезок [0,1].
Ответы a, b, c.
10. Какой смысл имеет понятие математического ожидания?
a. Определенный отрезок времени.
b. Необходимость промедления перед началом эксперимента.
c. Средняя величина возможных значений.
d. Координата центра масс, распределенных случайной величиной.
Ответы c, d.
11. Дисперсия – это…
a. Мера степени рассеивания значений величины относительно ее среднего.
b. Неприятное желудочное заболевания.
c. Потеря ориентировки, верного направления в процессе сбора необходимой информации.
d. Матрица, описывающая поведение случайного вектора.
Ответ a.
12. Изучение моментов распределения случайной величины позволяет…
a. Учесть влияние времени на ее поведение.
b. Оценить возможность успешной организации эксперимента по ее наблюдению.
c. Более точно спрогнозоровать ожидаемые значения величины.
d. Приятно провести время в ожидании результата.
Ответ c.
13. Для детального изучения поведения случайного вектора имеет смысл использовать его
a. Дисперсию.
b. Математическое ожидание.
c. Ковариационную матрицу.
d. Определитель Вронского.
Ответ b, c.
14. Наиболее на практике для моделирования реальных процессов сегодня применяют
a. Распределение Стьюдента.
b. Гипергеометрическое распределение.
c. Биномиальное распределений.
d. Нормальное распределение.
Ответ d.
15. Исключительная роль нормального распределения обосновывается с помощью…
a. Закона больших чисел.
b. Центральной предельной теоремы.
c. Теоремы Пуассона.
d. Теоремы Гливенко – Кантелли.
Ответ b.




Вопросы с открытыми ответами
1. Почему изучение случайностей так важно? ОТВЕТ. В силу случайности многих явлений нашего мира. В силу невозможности учесть все варианты.
2. Как можно оценить вероятность события на практике? ОТВЕТ. Поставить серию экспериментов и разделить число появления события на число поставленных экспериментов.
3. Какая концепция вероятности формализует процесс оценки вероятностей на практике? ОТВЕТ. Статистическая вероятность.
4. Какую вероятностную схему логично применить для вычисления вероятностей, например, получения определенного набора игральных карт? ОТВЕТ. Классическую вероятностную схему.
5. Какой подход к вычислению вероятностей следует применить, если все исходы равновозможны, но число их составляет континуум? ОТВЕТ. Геометрическую вероятность.
6. Как повысить точность оценки вероятности, определяемой по результатам серии независимых экспериментов? ОТВЕТ. Увеличить число этих экспериментов.
7. Каким методом стоит попытаться определить вероятность набора исходов, который описывается системой неравенств с участием числовых параметров?
ОТВЕТ: С помощью геометрической вероятности.
8. Какое распределение применяется для моделирования результатов подбрасывания игральной кости? ОТВЕТ. Биномиальное распределение.
9. Какое распределение применяется для моделирования процесса образования очереди в студенческую столовую? ОТВЕТ. Распределение Пуассона.
10. Какое распределение применяется при моделировании случайного бросания точки на отрезок числовой прямой? ОТВЕТ. Равномерное.
11. Какое распределение используется для расчета вероятностей попадания пули в разные области мишени? ОТВЕТ. Нормальное.
12. Бернуллиевское, биномиальное, пуассоновское. Назовите тип этих распределений. ОТВЕТ. Дискретные.
13. Равномерное, нормальное, хи-квадрат. Назовите тип этих распределений. ОТВЕТ: абсолютно непрерывные.
14. Дискретные, абсолютно непрерывные… Какой основной тип распределений не перечислен? ОТВЕТ. Сингулярные.
15. Какие еще распределения кроме трех «чистых» типов возможны? ОТВЕТ. Их смеси.
16. Какая характеристика формализует понятие среднего значения величины? ОТВЕТ. Математическое ожидание.
17. С помощью какой числовой характеристики обычно оценивают степень зависимости случайных величин? ОТВЕТ. Коэффициент корреляции.
18. Если нужно изучить поведение нескольких случайных величин одновременно, их обычно объединяют в… ОТВЕТ. Случайный вектор.
19. Теорема, описывающая результат вычисления среднего арифметического случайных величин при неограниченном увеличении их количества? ОТВЕТ. Закон больших чисел.
20. Как называется теорема, обосновывающая исключительную роль нормальных распределений в классической теории вероятностей? ОТВЕТ. Центральная предельная теорема.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. В каком случае можно корректно применять классическое определение вероятности?
a. В ситуации полной неопределенности.
b. В случае равноправного выбора одного из конечного множества вариантов.
c. В ситуации выбора одной из счетного множества возможностей.
d. Если выбор реализуется путем фиксации точки в отрезке числовой прямой.
Ответ: b.
2. Когда оправданно использование геометрического подхода к вычислению вероятности?
a. Если все возможности могут быть закодированы набором некоторых непрерывных числовых параметров.
b. Если речь идет о выборе наугад одной из точек ограниченной фигуры.
c. Если возможности выбора априори обладают различными шансами.
d. Если всех возможных выборов лишь конечное число.
Ответы: a, b.
3. Как следует интерпретировать малую вероятность события?
a. Оно точно не случится.
b. Скорее всего, оно не случится.
c. Если вероятность достаточно мала, для практических целей можно считать его невозможным.
d. Наверняка произойдет дополнение до этого события.
Ответы: b, c.
4. Объединение событий
a. Происходит тогда, когда происходит хотя бы одно.
b. Происходит тогда, когда происходят все эти события.
c. Может быть заменено в обычной речи союзом «или».
d. Может быть заменено союзом «или» лишь с оговоркой относительно возможности случиться событиям вместе.
Ответы a, d.

5. Пересечение событий
a. Происходит тогда, когда происходит хотя бы одно.
b. Происходит тогда, когда происходят все эти события.
c. Может быть заменено в обычной речи союзом «и».
d. Может быть заменено союзом «и» лишь с некоторыми оговорками.
Ответы b, c.
6. Каким понятием описываются шансы события произойти, если произошло другое событие?
a. Пересечение событий.
b. Независимость событий.
c. Условная вероятность.
d. Дополнение до разности событий.
Ответ c.
7. Как строго определить то, что одно событие не зависит от другого?
a. Аккуратно проанализировать последствия.
b. Опросить экспертов.
c. Сравнить вероятность совместного появления событий и произведение их вероятностей.
d. Убедиться, что, если одно событие произошло, то второе не может случиться.
Ответ c.
8. Какой из перечисленных процессов можно смоделировать с помощью понятия случайной величины?
a. Успешность сотрудничества со случайно выбранным партнером.
b. Определение суммы выигрыша по таблице лотереи.
c. Перебегание дороги перед близко идущим транспортом.
d. Количество очков, набранных в турнире любимой командой.
Ответы b, d.
9. Для каких случайных элементов строят ряд распределения?
a. Если множество значений элемента конечно.
b. Если значения элемента могут быть произвольными натуральными.
c. Если значения элемента могут оказаться произвольными целыми (в том числе и отрицательными).
d. Если возможные значения элемента заполняют отрезок [0,1].
Ответы a, b, c.
10. Какой смысл имеет понятие математического ожидания?
a. Определенный отрезок времени.
b. Необходимость промедления перед началом эксперимента.
c. Средняя величина возможных значений.
d. Координата центра масс, распределенных случайной величиной.
Ответы c, d.
11. Дисперсия – это…
a. Мера степени рассеивания значений величины относительно ее среднего.
b. Неприятное желудочное заболевания.
c. Потеря ориентировки, верного направления в процессе сбора необходимой информации.
d. Матрица, описывающая поведение случайного вектора.
Ответ a.
12. Изучение моментов распределения случайной величины позволяет…
a. Учесть влияние времени на ее поведение.
b. Оценить возможность успешной организации эксперимента по ее наблюдению.
c. Более точно спрогнозоровать ожидаемые значения величины.
d. Приятно провести время в ожидании результата.
Ответ c.
13. Для детального изучения поведения случайного вектора имеет смысл использовать его
a. Дисперсию.
b. Математическое ожидание.
c. Ковариационную матрицу.
d. Определитель Вронского.
Ответ b, c.
14. Наиболее на практике для моделирования реальных процессов сегодня применяют
a. Распределение Стьюдента.
b. Гипергеометрическое распределение.
c. Биномиальное распределений.
d. Нормальное распределение.
Ответ d.
15. Исключительная роль нормального распределения обосновывается с помощью…
a. Закона больших чисел.
b. Центральной предельной теоремы.
c. Теоремы Пуассона.
d. Теоремы Гливенко – Кантелли.
Ответ b.




Вопросы с открытыми ответами
1. Почему изучение случайностей так важно? ОТВЕТ. В силу случайности многих явлений нашего мира. В силу невозможности учесть все варианты.
2. Как можно оценить вероятность события на практике? ОТВЕТ. Поставить серию экспериментов и разделить число появления события на число поставленных экспериментов.
3. Какая концепция вероятности формализует процесс оценки вероятностей на практике? ОТВЕТ. Статистическая вероятность.
4. Какую вероятностную схему логично применить для вычисления вероятностей, например, получения определенного набора игральных карт? ОТВЕТ. Классическую вероятностную схему.
5. Какой подход к вычислению вероятностей следует применить, если все исходы равновозможны, но число их составляет континуум? ОТВЕТ. Геометрическую вероятность.
6. Как повысить точность оценки вероятности, определяемой по результатам серии независимых экспериментов? ОТВЕТ. Увеличить число этих экспериментов.
7. Каким методом стоит попытаться определить вероятность набора исходов, который описывается системой неравенств с участием числовых параметров?
ОТВЕТ: С помощью геометрической вероятности.
8. Какое распределение применяется для моделирования результатов подбрасывания игральной кости? ОТВЕТ. Биномиальное распределение.
9. Какое распределение применяется для моделирования процесса образования очереди в студенческую столовую? ОТВЕТ. Распределение Пуассона.
10. Какое распределение применяется при моделировании случайного бросания точки на отрезок числовой прямой? ОТВЕТ. Равномерное.
11. Какое распределение используется для расчета вероятностей попадания пули в разные области мишени? ОТВЕТ. Нормальное.
12. Бернуллиевское, биномиальное, пуассоновское. Назовите тип этих распределений. ОТВЕТ. Дискретные.
13. Равномерное, нормальное, хи-квадрат. Назовите тип этих распределений. ОТВЕТ: абсолютно непрерывные.
14. Дискретные, абсолютно непрерывные… Какой основной тип распределений не перечислен? ОТВЕТ. Сингулярные.
15. Какие еще распределения кроме трех «чистых» типов возможны? ОТВЕТ. Их смеси.
16. Какая характеристика формализует понятие среднего значения величины? ОТВЕТ. Математическое ожидание.
17. С помощью какой числовой характеристики обычно оценивают степень зависимости случайных величин? ОТВЕТ. Коэффициент корреляции.
18. Если нужно изучить поведение нескольких случайных величин одновременно, их обычно объединяют в… ОТВЕТ. Случайный вектор.
19. Теорема, описывающая результат вычисления среднего арифметического случайных величин при неограниченном увеличении их количества? ОТВЕТ. Закон больших чисел.
20. Как называется теорема, обосновывающая исключительную роль нормальных распределений в классической теории вероятностей? ОТВЕТ. Центральная предельная теорема.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дронов С.В. Сборник задач по теории случайных процессов и стохастическому анализу: АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.2 С. В. Дронов Конспект лекций по теории случайных процессов: [учеб. пособие] Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Теория случайных процессов в задачах прикладного анализа portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.