МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проектное моделирование структурного состояния материалов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и экспериментальной физики
Направление подготовки03.03.02. Физика
ПрофильМедицинская физика; Современные функциональные материалы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план03_03_02_Физика_Профили-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 72
индивидуальные консультации 72
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 4
курсовой проект: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 72 72 72 72
Сам. работа 72 72 72 72
Консультации 72 72 72 72
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
К.т.н., Доцент, Маликов Владимир Николаевич

Рецензент(ы):
К.т.н. , Доцент, Катасонов Александр Олегович

Рабочая программа дисциплины
Проектное моделирование структурного состояния материалов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 03.03.02 Физика (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 891)

составлена на основании учебного плана:
03.03.02 Физика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и экспериментальной физики

Протокол от 21.06.2022 г. № 06
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Плотников Владимир Александрович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и экспериментальной физики

Протокол от 21.06.2022 г. № 06
Заведующий кафедрой Плотников Владимир Александрович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов углубленных профессиональных знаний навыков и компетенций в направлении материаловедения, ориентированного на отрасль «Машиностроение».
сформировать представление о конструкционных материалах различной природы, способных работать в условиях напряженно-деформированного состояния;
сформировать представление о методах исследования структуры материалов, базирующихся на самых совершенных физических принципах, имеющих широкий диапазон разрешения (мезо-, микро- и наноуровень);
сформировать представление о методах исследования физико-механических характеристик конструкционных материалов;

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-4 Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.знать законы термодинамики, физической химии и механики, а также физики металлов и сплавов
знать основы статистической обработки результатов научно технического эксперимента
Основы современного приборостроения и использования компьютерной техники
3.2.Уметь:
3.2.1.применять естественно-научные знания в области материаловедения и производства и реализовывать на практике новые высокоэффективные технологи
оформлять научно-технические отчеты, готовить к публикации научные статьи и доклады
Использовать современные измерительные и контролирующие приборы и установки
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения высоко эффективных технологий в области литейного производства и материаловедения
навыками обработки экспериментальных данных
методами математического программирования и оптимального управления при проектировании отливок в зависимости от области применения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы материаловедения. Строение и свойства материалов
1.1. Строение атома и периодическая система элементов Д.И.Менделеева. Электронная структура. Типы межатомных связей в кристаллах. Практические 4 4 Л1.2
1.2. Кристаллическое строение твердых тел Практические 4 4
1.3. Анизотропия свойств кристаллов Практические 4 4
1.4. Консультации по теме "Теоретические основы материаловедения. Строение и свойства материалов" Консультации 4 12
1.5. Подготовка докладов по теме "Теоретические основы материаловедения. Строение и свойства материалов" Сам. работа 4 12 Л3.1
Раздел 2. Дефекты структуры материалов и их роль в формировании эксплуатационных характеристик
2.1. Дефекты кристаллического строения: точечные, линейные, поверхностные и объемные Практические 4 4 Л1.1
2.2. Дислокационная структура и прочность металлов. Практические 4 4 Л3.1
2.3. Консультации по теме "Дефекты структуры материалов и их роль в формировании эксплуатационных характеристик" Консультации 4 10
2.4. Подготовка докладов по теме "Дефекты структуры материалов и их роль в формировании эксплуатационных характеристик" Сам. работа 4 10 Л1.2
Раздел 3. Термическая обработка материалов и её связь с формированием свойств и структуры конструкционных материалов
3.1. Основные типы диаграмм состояния двойных сплавов и методы их построе-ния. Эвтектические и перитектические превращения. Практические 4 4
3.2. Виды ликвации. Практические 4 4
3.3. Фазовые и структурные превращения в твердом состоянии. Практические 4 4
3.4. Эвтектоидные превращения. Связь между свойствами сплавов и типом диаграммы состояния. Практические 4 4
3.5. Консультации по теме "Термическая обработка материалов и её связь с формированием свойств и структуры конструкционных материалов" Консультации 4 12
3.6. Подготовка докладов по теме "Термическая обработка материалов и её связь с формированием свойств и структуры конструкционных материалов" Сам. работа 4 12
Раздел 4. Современные методы исследования структуры и физических свойств материалов
4.1. Методы исследования структуры и фазового состава. Практические 4 4
4.2. Металлографические и фрактографические методы исследования, оптическая и электронная микроскопия Практические 4 4 Л1.1
4.3. Рентгеновские методы исследования: структурный и спектральный анализ. Ультразвуковая дефектоскопия. Практические 4 2 Л3.1, Л1.2
4.4. Рентгеновская и гамма-спектроскопия Практические 4 2
4.5. Консультации по теме "Современные методы исследования структуры и физических свойств материалов" Консультации 4 22 Л1.1
4.6. Подготовка докладов по теме "Современные методы исследования структуры и физических свойств материалов" Сам. работа 4 22
Раздел 5. Механические свойства материалов и методы их исследования при плоском и объемном напряженно-деформированном состоянии
5.1. Плоское и объемное напряженные состояния. Плоская деформация. Практические 4 4 Л1.1
5.2. Концентрация напряжений. Остаточные напряжения. Модуль упругости и его зависимость от структуры материала. Практические 4 4 Л1.1
5.3. Внутреннее трение. Взаимодействие дислокаций между собой и с примеся-ми. Дисклинации Практические 4 4 Л1.1, Л3.1
5.4. Сверхпластичность. Механизм упрочнения. Дисперсионное твердение. Практические 4 4 Л1.2
5.5. Подготовка докладов по теме "Механические свойства материалов и методы их исследования при плоском и объемном напряженно-деформированном состоянии" Сам. работа 4 10 Л1.2
5.6. Консультации по теме "Механические свойства материалов и методы их исследования при плоском и объемном напряженно-деформированном состоянии" Консультации 4 10
Раздел 6. Неметаллические материалы в машиностроении. Композиционные материалы, формирование структуры и свойств. Оптимизация структуры полимерных композитов
6.1. Полимеры и пластические массы. Классификация и структура полимерных материалов. Типы разрушения полимеров. Практические 4 2
6.2. Физико-механические, адгезионные, антикорро-зионные и диэлектрические свойства полимеров Практические 4 2 Л3.1, Л1.2
6.3. Принципы создания и основные типы композиционных материалов. Поли-мерные композиционные материалы. Практические 4 2 Л1.1
6.4. Области и перспективы применения композиционных материалов в машиностроении Практические 4 2 Л1.2
6.5. Консультации по теме "Неметаллические материалы в машиностроении. Композиционные материалы, формирование структуры и свойств. Оптимизация структуры полимерных композитов" Консультации 4 6 Л3.1, Л1.2
6.6. Подготовка докладов по теме "Неметаллические материалы в машиностроении. Композиционные материалы, формирование структуры и свойств. Оптимизация структуры полимерных композитов" Сам. работа 4 6 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Строение и свойства материалов.
2. Кристаллическое строение твердых тел.
3. Дефекты кристаллического строения: точечные, линейные, поверхностные и объемные
4. Основные типы диаграмм состояния двойных сплавов и методы их построения
5. Фазовые превращения в стали при нагреве и охлаждении
6. Концентрация напряжений. Остаточные напряжения. Модуль упругости и его зависимость от структуры материала.
7. Механизмы зарождения трещин. Силовые, деформационные и энергетические критерии локального разрушения.
8. Классификация и структура полимерных материалов.
9. Области и перспективы применения композиционных материалов в машино-строении.
10. Металлографические методы исследования
11. Механические свойства композиционных материалов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Периодическая система элементов Д.И.Менделеева. Электронная структура. Типы межатомных связей в кристаллах.
2. Реальное строение металлических и неметаллических кристаллов. Анизотропия свойств кристаллов.
3. Фазовые и структурные превращения в твердом состоянии. Эвтектоидные пре-вращения. Связь между свойствами сплавов и типом диаграммы состояния.
4. Изотермические и термокинетические диаграммы. Критическая скорость охлаждения при закалке.
5. Мартенситное превращение, механизм и кинетика. Структура и свойства мар-тенсита
6. Методы исследования структуры и фазового состава.
7. Ультразвуковая дефектоскопия. Рентгеновская и гамма-спектроскопия.
8. Внутреннее трение. Взаимодействие дислокаций между собой и с примесями.
9. Дисклинации. Сверхпластичность. Механизм упрочнения. Дисперсионное твердение.
10. Дислокационная структура и прочность металлов.
11. Реальное строение металлических и неметаллических кристаллов. Анизотропия свойств кристаллов
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение (ФОС)
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Каллистер У.Д., Ретвич Д.Дж., Малкин А.Я. Материаловедение: от технологии к применению (металлы, керамика, полимеры): СПб.: Научные основы и технологии, 2011
Л1.2 Безносюк С.А, Потекаев А.И. Жуковский М.С., Жуковская Т.М., Фомина Л.В. Многоуровневое строение, физико-химические и информационыые свойства вещества: Изд: НТЛТомск,, 2005
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Солнцев Ю.П., Пряхин Е.И. Материаловедение: учебник для вузов: изд. 4-е. перераб. и доп.- СПб.: ХИМИЗДАТ, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение: операционная система семейств Windows/Unix; приложения виртуальных машин Innotek VirtualBox и др.; антивирусные программы: Avast, Avira AntiVir и др. диспетчеры архивов: 7-zip и др.; файл-менеджеры: Far, Unread Commander и др.; офисный пакет Microsort Office, включающий приложения: о текстовый процессор Word, о табличный процессор Excel, о СУБД Access,
программа создания презентаций PowerPoint, о программа создания печатной продукции Publisher и др. пакеты для символьных вычислений: MathCAD, Maxima и др.; пакеты компьютерной графики: Photoshop.

AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
www.gpntb.ru/ Государственная публичная научно-техническая библиотека
www.nlr.ru/ Российская национальная библиотека
www.nns.ru/ Национальная электронная библиотека
www.rsl.ru/ Российская государственная библиотека
www.intuit.ru/ Образовательный сайт
www.window.edu.ru/ Библиотека учебной и методической литературы

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
308К лаборатория компьютерных технологий - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; компьютеры Aquarius STd MS_SC140, монитор BENQ 17'' (5шт.), компьютеры Парус 945 MSI, монитор LG 17'' (5 шт.) Fast Ethernet Swich Allied Telesyn 1; методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по курсам "Алгоритмы и языки программирования", "Численные методы и математическое моделирование", "Вычислительная физика", "Компьютерная радиофизика".

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основной целью при изучении дисциплины является стремление показать области применения и формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков по использованию законов физики для широкого спектра задач в различных областях.
Для эффективного изучения теоретической части дисциплины «Проектное моделирование структурного состояния материалов» необходимо:
- построить работу по освоению дисциплины в порядке, отвечающим изучению основных этапов, согласно приведенным темам лекционного материала;
- систематически проверять свои знания по контрольным вопросам и заданиям;
- усвоить содержание ключевых понятий;
- плотно работать с основной и дополнительной литературой по соответствующим темам.
Для эффективного изучения практической части дисциплины «Проектное моделирование структурного состояния материалов» рекомендуется:
- систематически выполнять подготовку к практическим занятиям по предложенным преподавателем тема и методическим указаниям;
- своевременно выполнять практические задания
- своевременно и систематически защищать результаты своих экспериментальных исследований.
В течение семестра студенты выполняют:
- домашние задания (Case-study - анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ), выполнение которых контролируется и обсуждается (групповое обсуждение)на практических занятиях или перед выполнением лабораторных работ (сократический диалог - подразумевающий постановку особых вопросов в процессе беседы, которые способствуют работе мышления, концентрации внимания, адекватной оценке текущей дискуссии и своей в ней роли);
- промежуточные задания, во время практических работ (в форме дискуссий, дебатов)для выявления знаний по основным элементам новых разделов теории или методике проведения экспериментальных заданий;
- построение "дерева решений" для проведения наиболее эфффективного анализа методики эксперимента, непосредственного выполнения экспериментальных исследований в ходе лабораторных работ;
- обсуждают задания практических и лабораторных работ методом "Займи позицию", помогающем выяснить, какой спектр мнений может существовать по обсуждаемому вопросу и предоставляет возможность высказаться каждому, продемонстрировать различные мнения, а затем обосновать свою позицию, найти и выразить самые убедительные аргументы, сравнить их с аргументами других.