Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и экспериментальной физики |
---|---|
Направление подготовки | 03.04.02. Физика |
Профиль | Физические методы и информационные технологии в медицине |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 03_04_02_Физика_МФиИТМ-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 12 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лабораторные | 32 | 32 | 32 | 32 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и экспериментальной физики
Протокол от 15.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д-р физ.-мат. наук, профессор Плотников В.А.
1.1. | Цели освоения дисциплины «Спецпрактикум по медицинской физике» состоят в обеспечении студентов знаниями и практических навыков решения физических проблем в области биофизики и медицинской физики. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-2 | Способен применять научно-исследовательское оборудование (приборы, установки) при решении профессиональных задач |
ПК-2.1 | Знает приборы и установки, используемые в области физических методов и информационных технологий в медицине, специфику их использования в профессиональной сфере. ПК-2.2. Умеет осуществлять отбор научно-исследовательского оборудования при решении конкретной профессиональной задачи. ПК-2.3. Умеет оценивать состояние медицинского оборудования и приборов с целью использования в практической деятельности. ПК-2.4. Владеет навыками обоснования использования научноисследовательского оборудования в области физических методов и информационных технологий в медицине при решении конкретной профессиональной задачи. |
ПК-2.2 | Умеет осуществлять отбор научно-исследовательского оборудования при решении конкретной профессиональной задачи. |
ПК-2.3 | Умеет оценивать состояние медицинского оборудования и приборов с целью использования в практической деятельности. |
ПК-2.4 | ладеет навыками обоснования использования научноисследовательского оборудования в области физических методов и информационных технологий в медицине при решении конкретной профессиональной задачи. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | информационные технологии в медицине планирование ЛТ методы диагностики и технологии: получения и расшифровки медицинских изображений при планировании ЛТ, определения объема опухоли с использованием медицинских сканеры,оконтуривания области мишени. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | пользоваться соответствующим программным обеспечением для выбора оптимальных параметров пучков и расчета дозовых распределений |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | методами диагностики и технологиями: планирования ЛТ для получения и расшифровки медицинских изображений, определения объема объекта с использованием медицинских сканеры,оконтуривания области мишени. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. | ||||||
1.1. | Изучение принципа работы и устройства дозиметра DOSE-1 и ионизационных камер | Лабораторные | 3 | 8 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Изучение принципа работы и устройства дозиметра DOSE-1 и ионизационных камер | Сам. работа | 3 | 18 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Изучение профилей дозных распределений и их характеристик (практическое ознакомление с относительной и абсолютной дозиметрией) | Лабораторные | 3 | 8 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.4. | Изучение профилей дозных распределений и их характеристик (практическое ознакомление с относительной и абсолютной дозиметрией) | Сам. работа | 3 | 20 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.5. | Измерение фона на рабочих местах с использованием радиометров типа ДКС-96 | Лабораторные | 3 | 8 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.6. | Измерение фона на рабочих местах с использованием радиометров типа ДКС-96 | Сам. работа | 3 | 18 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.7. | Изучение систем планирования лучевой терапии 2D/3D | Лабораторные | 3 | 8 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.8. | Изучение систем планирования лучевой терапии 2D/3D | Сам. работа | 3 | 20 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Л.В. Илясов | Физические основы и технические средства медицинской визуализации [Электронный ресурс]: учебное пособие | Лань, 2017 | lanbook.com |
Л1.2 | А.Н. Ремизов | Медицинская и биологическая физика: учебник | ГЭОТАР-Медиа, 2016 | www.studentlibrary.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | В.С. Сизиков. | Прямые и обратные задачи восстановления изображений, спектроскопии и томографии с MatLab [Электронный ресурс]: учебное пособие | Санкт-Петербург : Лань, 2017 | e.lanbook.com |
Л2.2 | Федотов А.А., Акулов С.А., Калакутский Л.И. | Основы импульсной импедансометрии биологических тканей [Электроный ресурс]: учебное пособие | мара: Самарский государственный аэрокосмический университет, 2011 | https://www.twirpx.com/file/1699588/; https://ssau.ru/files/education/uch_posob/Основы%20импульсной-Калакутский%20ЛИ.pdf |
Л2.3 | [Е. А. Шимко и др.] | Физические основы медицинской диагностики: лаб. практикум : учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office: Word, Excel, PowerPoint. современный браузер (Mozilla Firefox, Opera, Chrome и др.), программа для просмотра pdf-документов (Adobe Acrobat Reader, Foxit Reader и др.). Microsoft Windows 7-ZipMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
www.gpntb.ru/ Государственная публичная научно-техническая библиотека. www.nlr.ru/ Российская национальная библиотека. www.nns.ru/ Национальная электронная библиотека. www.rsl.ru/ Российская государственная библиотека. www.microinform.ru/ Учебный центр компьютерных технологий «Микроинформ». www.tests.specialist.ru/ Центр компьютерного обучения МГТУ им. Н.Э.Баумана. www.intuit.ru/ Образовательный сайт www.window.edu.ru/ Библиотека учебной и методической литературы www.osp.ru/ Журнал «Открытые системы» www.ihtika.lib.ru/ Библиотека учебной и методической литературы news.rea.ru/portal/Departments.nsf/(Index)/Lib Библиотека Российской экономической академии им. Плеханова. |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
214К | лаборатория медицинской физики - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 10 посадочных мест; доска маркерная 1 шт.; учебные наглядные пособия; анализатор биохимический CardioChek PA портативный; велоэргометр DH-8918 P; высоковольтный стабилизированный выпрямитель ТВ-2; датчик давления газа Gas Pressure Sensor GPS-BTA; датчик концентрации нитрат-ионов NO3-BTA Nitrate Ion-Selektive Elektrode; датчик содержания CO2/CO2 Gas sensor/CO2-BTA; датчик частоты дыхательных движений Respiration Monitor Belt /RMB-BTA; интерактивная доска Legamaster e-Board Touch 77 c проектором Epson EB-470; ионизатор воздуха – 2 ед.; колориметр датчик оптической плотности COL-BTA Colorimeter; комплекс магнитокоррекции Мультимаг; компьютер Celeron 2533MHz/ 17" LCD Samsung 740N; компьютер НЭТА /LCD 19" Samsung 943B (2,93Ghz/2*1024Mb/500Gb/DVD-RW/KM); лазер ЛГИ-201; лазер ЛГН-703; люксметр LS-BTA датчик освещенности Light Sensor; моноблок RAMEC Gale Custom G1610/ H61M-DG3/4 Гб ОЗУ/500 Гб НЖМД – 2 ед.; персональный компьютер с LCD монитором 19"; пневмотахометр Эльф-5-02; принтер лазерный Hewlett-Packard P1102w; пульсометр датчик частоты сердечных сокращений Exercise Heart Rate Monitor EHR-B; самописец "Эндим"; система сбора данных AFS в комплекте с кабелем – 2 ед.; скамья оптическая; спектрофотометр Vernier SpectroVis Plus SVIS-RL+ световод SVIS-FIBER; спироанализатор СПМ-01 "РД"; спирометр SPR-BTA датчик жизненной емкости легких Spirometer; тонометр BPS-BTA датчик артериального давления Blood Pressure Sensor; устройство для измерения и обработки данных УИОД LabQuest в комплекте – 3 ед.; ФМБ - 9К Установка учебная " Изучение принципов работы электроэнцефалографа"; ФМБ-8 Установка учебная лабораторная "Измерение импеданса. Определение импеданса |
Основной целью при изучении дисциплины является стремление показать области применения и формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков по использованию законов кристаллографии для широкого спектра задач в различных областях. Для эффективного изучения теоретической части дисциплины «Спецпрактикум (дозиметрическое планирование лучевой терапии)» необходимо: - построить работу по освоению дисциплины в порядке, отвечающим изучению основных этапов, согласно приведенным темам спецпрактикума; - систематически проверять свои знания по контрольным вопросам и заданиям; - усвоить содержание ключевых понятий; - плотно работать с основной и дополнительной литературой по соответствующим темам. Для эффективного изучения практической части дисциплины «Спецпрактикум (дозиметрическое планирование лучевой терапии)» рекомендуется: - систематически выполнять подготовку к практическим занятиям по предложенным преподавателем тема и методическим указаниям ; - своевременно выполнять практические задания. - своевременно и систематически защищать результаты своих исследований. В течение семестра студенты выполняют: - домашние задания (Case-study - анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ), выполнение которых контролируется и обсуждается (групповое обсуждение)на практических занятиях или перед выполнением лабораторных работ (сократический диалог - подразумевающий постановку особых вопросов в процессе беседы, которые способствуют работе мышления, концентрации внимания, адекватной оценке текущей дискуссии и своей в ней роли); - промежуточные задания, во время практических занятий(в форме дискуссий, дебатов)для выявления знаний по основным элементам новых разделов теории; - обсуждают задания практических работ методом "Займи позицию", помогающем выяснить, какой спектр мнений может существовать по обсуждаемому вопросу и предоставляет возможность высказаться каждому, продемонстрировать различные мнения, а затем обосновать свою позицию, найти и выразить самые убедительные аргументы, сравнить их с аргументами других. |