МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Спецпрактикум (дозиметрическое планирование лучевой терапии )

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и экспериментальной физики
Направление подготовки03.04.02. Физика
ПрофильФизические методы и информационные технологии в медицине
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план03_04_02_Физика_МФиИТМ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 32 32 32 32
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. пед. наук, доцент, Е.А. Шимко;ст. преподаватель, С.С. Глотов

Рецензент(ы):
канд. техн. наук, доцент, Мансуров А.В.

Рабочая программа дисциплины
Спецпрактикум (дозиметрическое планирование лучевой терапии )

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 03.04.02 Физика (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 914)

составлена на основании учебного плана:
03.04.02 Физика
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и экспериментальной физики

Протокол от 15.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 20222024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р физ.-мат. наук, профессор Плотников В.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и экспериментальной физики

Протокол от 15.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д-р физ.-мат. наук, профессор Плотников В.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели освоения дисциплины «Спецпрактикум по медицинской физике» состоят в обеспечении студентов знаниями и практических навыков решения физических проблем в области биофизики и медицинской физики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен применять научно-исследовательское оборудование (приборы, установки) при решении профессиональных задач
ПК-2.1 Знает приборы и установки, используемые в области физических методов и информационных технологий в медицине, специфику их использования в профессиональной сфере. ПК-2.2. Умеет осуществлять отбор научно-исследовательского оборудования при решении конкретной профессиональной задачи. ПК-2.3. Умеет оценивать состояние медицинского оборудования и приборов с целью использования в практической деятельности. ПК-2.4. Владеет навыками обоснования использования научноисследовательского оборудования в области физических методов и информационных технологий в медицине при решении конкретной профессиональной задачи.
ПК-2.2 Умеет осуществлять отбор научно-исследовательского оборудования при решении конкретной профессиональной задачи.
ПК-2.3 Умеет оценивать состояние медицинского оборудования и приборов с целью использования в практической деятельности.
ПК-2.4 ладеет навыками обоснования использования научноисследовательского оборудования в области физических методов и информационных технологий в медицине при решении конкретной профессиональной задачи.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.информационные технологии в медицине
планирование ЛТ
методы диагностики и технологии: получения и расшифровки медицинских изображений при планировании ЛТ, определения объема опухоли с использованием медицинских сканеры,оконтуривания области мишени.
3.2.Уметь:
3.2.1.пользоваться соответствующим программным обеспечением для выбора оптимальных параметров пучков и расчета дозовых распределений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами диагностики и технологиями: планирования ЛТ для получения и расшифровки медицинских изображений, определения объема объекта с использованием медицинских сканеры,оконтуривания области мишени.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Изучение принципа работы и устройства дозиметра DOSE-1 и ионизационных камер Лабораторные 3 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Изучение принципа работы и устройства дозиметра DOSE-1 и ионизационных камер Сам. работа 3 18 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Изучение профилей дозных распределений и их характеристик (практическое ознакомление с относительной и абсолютной дозиметрией) Лабораторные 3 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Изучение профилей дозных распределений и их характеристик (практическое ознакомление с относительной и абсолютной дозиметрией) Сам. работа 3 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Измерение фона на рабочих местах с использованием радиометров типа ДКС-96 Лабораторные 3 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Измерение фона на рабочих местах с использованием радиометров типа ДКС-96 Сам. работа 3 18 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Изучение систем планирования лучевой терапии 2D/3D Лабораторные 3 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Изучение систем планирования лучевой терапии 2D/3D Сам. работа 3 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Л.В. Илясов Физические основы и технические средства медицинской визуализации [Электронный ресурс]: учебное пособие Лань, 2017 lanbook.com
Л1.2 А.Н. Ремизов Медицинская и биологическая физика: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2016 www.studentlibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.С. Сизиков. Прямые и обратные задачи восстановления изображений, спектроскопии и томографии с MatLab [Электронный ресурс]: учебное пособие Санкт-Петербург : Лань, 2017 e.lanbook.com
Л2.2 Федотов А.А., Акулов С.А., Калакутский Л.И. Основы импульсной импедансометрии биологических тканей [Электроный ресурс]: учебное пособие мара: Самарский государственный аэрокосмический университет, 2011 https://www.twirpx.com/file/1699588/; https://ssau.ru/files/education/uch_posob/Основы%20импульсной-Калакутский%20ЛИ.pdf
Л2.3 [Е. А. Шимко и др.] Физические основы медицинской диагностики: лаб. практикум : учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office:
Word,
Excel,
PowerPoint.
современный браузер (Mozilla Firefox, Opera, Chrome и др.),
программа для просмотра pdf-документов (Adobe Acrobat Reader, Foxit Reader и др.).
Microsoft Windows
7-ZipMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
www.gpntb.ru/ Государственная публичная научно-техническая библиотека.
www.nlr.ru/ Российская национальная библиотека.
www.nns.ru/ Национальная электронная библиотека.
www.rsl.ru/ Российская государственная библиотека.
www.microinform.ru/ Учебный центр компьютерных технологий «Микроинформ».
www.tests.specialist.ru/ Центр компьютерного обучения МГТУ им. Н.Э.Баумана.
www.intuit.ru/ Образовательный сайт
www.window.edu.ru/ Библиотека учебной и методической литературы
www.osp.ru/ Журнал «Открытые системы»
www.ihtika.lib.ru/ Библиотека учебной и методической литературы
news.rea.ru/portal/Departments.nsf/(Index)/Lib Библиотека Российской экономической академии им. Плеханова.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
214К лаборатория медицинской физики - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 10 посадочных мест; доска маркерная 1 шт.; учебные наглядные пособия; анализатор биохимический CardioChek PA портативный; велоэргометр DH-8918 P; высоковольтный стабилизированный выпрямитель ТВ-2; датчик давления газа Gas Pressure Sensor GPS-BTA; датчик концентрации нитрат-ионов NO3-BTA Nitrate Ion-Selektive Elektrode; датчик содержания CO2/CO2 Gas sensor/CO2-BTA; датчик частоты дыхательных движений Respiration Monitor Belt /RMB-BTA; интерактивная доска Legamaster e-Board Touch 77 c проектором Epson EB-470; ионизатор воздуха – 2 ед.; колориметр датчик оптической плотности COL-BTA Colorimeter; комплекс магнитокоррекции Мультимаг; компьютер Celeron 2533MHz/ 17" LCD Samsung 740N; компьютер НЭТА /LCD 19" Samsung 943B (2,93Ghz/2*1024Mb/500Gb/DVD-RW/KM); лазер ЛГИ-201; лазер ЛГН-703; люксметр LS-BTA датчик освещенности Light Sensor; моноблок RAMEC Gale Custom G1610/ H61M-DG3/4 Гб ОЗУ/500 Гб НЖМД – 2 ед.; персональный компьютер с LCD монитором 19"; пневмотахометр Эльф-5-02; принтер лазерный Hewlett-Packard P1102w; пульсометр датчик частоты сердечных сокращений Exercise Heart Rate Monitor EHR-B; самописец "Эндим"; система сбора данных AFS в комплекте с кабелем – 2 ед.; скамья оптическая; спектрофотометр Vernier SpectroVis Plus SVIS-RL+ световод SVIS-FIBER; спироанализатор СПМ-01 "РД"; спирометр SPR-BTA датчик жизненной емкости легких Spirometer; тонометр BPS-BTA датчик артериального давления Blood Pressure Sensor; устройство для измерения и обработки данных УИОД LabQuest в комплекте – 3 ед.; ФМБ - 9К Установка учебная " Изучение принципов работы электроэнцефалографа"; ФМБ-8 Установка учебная лабораторная "Измерение импеданса. Определение импеданса

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основной целью при изучении дисциплины является стремление показать области применения и формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков по использованию законов кристаллографии для широкого спектра задач в различных областях.
Для эффективного изучения теоретической части дисциплины «Спецпрактикум (дозиметрическое планирование лучевой терапии)» необходимо:
- построить работу по освоению дисциплины в порядке, отвечающим изучению основных этапов, согласно приведенным темам спецпрактикума;
- систематически проверять свои знания по контрольным вопросам и заданиям;
- усвоить содержание ключевых понятий;
- плотно работать с основной и дополнительной литературой по соответствующим темам.
Для эффективного изучения практической части дисциплины «Спецпрактикум (дозиметрическое планирование лучевой терапии)» рекомендуется:
- систематически выполнять подготовку к практическим занятиям по предложенным преподавателем тема и методическим указаниям ;
- своевременно выполнять практические задания.
- своевременно и систематически защищать результаты своих исследований.
В течение семестра студенты выполняют:
- домашние задания (Case-study - анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ), выполнение которых контролируется и обсуждается (групповое обсуждение)на практических занятиях или перед выполнением лабораторных работ (сократический диалог - подразумевающий постановку особых вопросов в процессе беседы, которые способствуют работе мышления, концентрации внимания, адекватной оценке текущей дискуссии и своей в ней роли);
- промежуточные задания, во время практических занятий(в форме дискуссий, дебатов)для выявления знаний по основным элементам новых разделов теории;
- обсуждают задания практических работ методом "Займи позицию", помогающем выяснить, какой спектр мнений может существовать по обсуждаемому вопросу и предоставляет возможность высказаться каждому, продемонстрировать различные мнения, а затем обосновать свою позицию, найти и выразить самые убедительные аргументы, сравнить их с аргументами других.