МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Продвижение научного контента и основы научного фандрайзинга

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информационной безопасности
Направление подготовки03.06.01. Физика и астрономия
НаправленностьПриборы и методы экспериментальной физики
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план03_06_01_Физика и астрономия_Приб-2021,2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 58
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4, 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 20,5 18 18,5 20,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 6 6 0 0 6 6 0 0 12 12
Практические 6 6 4 4 6 6 4 4 20 20
Сам. работа 24 24 5 5 24 24 5 5 58 58
Часы на контроль 0 0 27 27 0 0 27 27 54 54
Итого 36 36 36 36 36 36 36 36 144 144

Программу составил(и):
д.т.н., Профессор, Минакова Н.Н.

Рецензент(ы):
к.т.н., Доцент, Мансуров Д.Д.

Рабочая программа дисциплины
Продвижение научного контента и основы научного фандрайзинга

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 03.06.01 ФИЗИКА И АСТРОНОМИЯ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 867)

составлена на основании учебного плана:
03.06.01 Физика и астрономия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информационной безопасности

Протокол от 28.06.2023 г. № 11-2022/23
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.-м.н., профессор Поляков В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информационной безопасности

Протокол от 28.06.2023 г. № 11-2022/23
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., профессор Поляков В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов базовой системы знаний в области преобразования интеллектуальной собственности в товар
понимание основных проблем трудоустройства вчерашних студентов и способов их решения.
подготовка к деятельности, требующей выявления идеи коммерчески ценного продукта на базе научных и прикладных исследований.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью осуществлять анализ, планирование, разработку и реализацию комплексного процесса научного исследования, вносить оригинальный вклад в развитие научных знаний с опорой на современные подходы, презентовать результаты научного исследования в виде публикаций и продвигать научные достижения в профессиональной деятельности
ПК-3 cпособностью демонстрировать системное понимание в профессиональной области и получать научные результаты, удовлетворяющие установленным требованиям к содержанию диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук по направленности Приборы и методы экспериментальной физики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Способы продвижения на рынок результатов научной деятельности по профилю специальности
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать, оценивать возможность коммерциализации конкретных результатов по профилю деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими приемами обоснования инновационных решений в условиях неопределенности и риска

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Стратегическая значимость нововведений
1.1. Цели и задачи учебной дисциплины. Место и роль дисциплины в системе подготовки специалистов. Взаимосвязь изучаемого предмета и других учебных дисциплин. Предмет изучения. Связь понятий фандрайзинг и коммерциализация научных разработок Лекции 3 6 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.2. Идентификаторы научнйо деятельности Практические 3 6 ПК-1, ПК-3
1.3. Понятие интеллектуальной собственности. Объекты интеллектуальнйо собственности по профилю специальности Сам. работа 3 24 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Введение в теорию и практику коммерцииализации интеллектуальнйо собственности.
2.1. Основные характеристики, модели и формы процесса коммерциализации результатов НИОКР. Стратегии коммерциализации интеллектуальной собственности. Ключевые аспекты и понятия коммерциализации интеллектуальной собственности. Обоснование выбора стратегии. Технологический трансфер как способ коммерциализации интеллектуальнйо собственности Практические 4 4 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
2.2. Основные характеристики, модели и формы процесса коммерциализации результатов НИОКР. Стратегии коммерциализации интеллектуальной собственности. Ключевые аспекты и понятия коммерциализации интеллектуальной собственности. Обоснование выбора стратегии. Технологический трансфер как способ коммерциализации интеллектуальнйо собственности Сам. работа 4 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
2.3. Инструменты и методы аналитической работы при подготовке решения о выборе стратегии. Типичные стратегические ошибки.Риски инвесторов и покупателей Сам. работа 4 3 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Формы и источники финансирования инновационной деятельности
3.1. Проблемы и возможности финансирования инновационных проектов. Инвестиции в инновационный бизнес. Формы и источники финансирования инновационной деятельности. Государственные фонды, поддерживающие инновационные проекты. Практические 5 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
3.2. Разработка проектов по результатам научнйо деятельности Лекции 5 6 ПК-1, ПК-3
Раздел 4. Инновационная инфраструктура Система поддержки коммерциализации интеллектуальной собственности
4.1. Инфраструктура для поддержки и продвижения инноваций. Наукограды. Малые инновационные организации. Роль малого инновационного предпринимательства в экономике. Внутри и межфирменные организационные формы инновационной деятельности. Сам. работа 5 24 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
4.2. Источники финансирования Практические 5 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
4.3. Способы продвижения разработки на рынок Практические 5 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Работа по подготовке и продвижению грантов
5.1. оосбенности подготвоке проектов для грантовой деятельности Практические 6 4 ПК-1, ПК-3
5.2. Фонды, оказывающие грантовую поддержку по тематике научных исследований Сам. работа 6 5 ПК-1, ПК-3 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПК-1: способностью осуществлять анализ, планирование, разработку и реализацию комплексного процесса научного исследования, вносить оригинальный вклад в развитие научных знаний с опорой на современные подходы, презентовать результаты научного исследования в виде публикаций и продвигать научные достижения в профессиональной деятельности
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
Вопрос 1
Компонентами творческой деятельности являются:
а) интуиция,
б) фантазия,
в) воображение,
г) строгое следование инструкции.
Ответ а, б, в
Вопрос 2
Правильно ли утверждение
Структурный анализ является гласным инструментом системного анализа
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 3
Правильно ли утверждение
принцип «разделяй и властвуй» – принцип решения сложных проблем путем их разбиения на множество меньших независимых задач, легких для понимания и решения;
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 4
Правильно ли утверждение
принцип иерархического упорядочивания – принцип организации составных частей проблемы в иерархические древовидные структуры с добавлением новых деталей на каждом уровне.
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 5
Правильно ли утверждение
принцип абстрагирования – заключается в выделении существенных ас-пектов системы и отвлечения от несущественных;
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 6
Правильно ли утверждение
принцип формализации – заключается в необходимости строгого методи-ческого подхода к решению проблемы
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 7
Правильно ли утверждение
Гипотеза – это предположение или догадка, утверждение, предполагающее доказательство.
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 8
Правильно ли утверждение
Гипотеза – это предположение или догадка, утверждение, не предполагающее доказательство.
а) да
б) нет
Ответ б
Вопрос 9
Правильно ли утверждение
Цель проекта – это конечный результат, которого вы бы хотели достичь при завершении проекта
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 10
Правильно ли утверждение.
Наблюдение, эксперимент, измерение, химический опыт – это методы исследования. +
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 11
Правильно ли утверждение
Конструирование, проектирование , моделирование, прогнозирование - это методы проектной деятельности. +
а) да
б) нет
Ответ ба
Вопрос 12
Правильно ли утверждение – перед началом работы над проектом необходим сбор информации по предполагаемой теме проекта
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 13
Правильно ли утверждение
В творческом проекте деятельность связана с общением с людьми, как источниками информации
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 14
Правильно ли утверждение
Алгоритм работы над проектом: проблема- цель – продукт
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 15
Сбор информации о каком-либо объекте или явлении, анализ, обобщение информации включает:
а). прикладной проект,
б) информационный проект
в) творческий проект
Ответ б


Вопрос 1
Деятельность, направленная на создание чего – то нового это –
а) поиск
б) проект
в) нет правильного ответа
Ответ б
Вопрос 2
Верно ли данное утверждение: Способ коммуникаций и форма представления информации должны быть выбраны для каждого пункта плана регулярных коммуникаций.
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 3
Надо ли составлять в процессе разработки проекта матрицу ответственности
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 4
Нужна ли цель при реализации проекта?
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 5
Обязательно ли цель проекта должна быть измеримой?
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 6
Справедливо ли утверждение - правильно сформулированная цель проекта должна содержать (подразумевать( временной интервал ее достижения ?
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 7
Отсутствие мотивации у команды проекта является риском проекта"?
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 8
Всегда ли проект должен завершиться определённым результатом?
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 9
Всегда ли для выполнения проекта нужны ресурсы?
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 10
Верно ли следующее утверждение: В случае, когда у команды мало опыта, эффективнее использовать классический подход к управлению проектами?
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 11
Верно ли данное утверждение
Задачи проекта – это шаги, которые необходимо сделать для достижения цели
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 12
Верно ли данное утверждение
Полная последовательность фаз проекта, задаваемая исходя из технологии выполнения работ и потребностей управления проектом это жизненный цикл проекта
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 13
Верно ли данное утверждение – типовая ошибка при формулировании цели проекта цель включает несколько задач,
а) да
б) нет
Ответ б
Вопрос 14
Верно ли данное утверждение – типовая ошибка при формулировании цели проекта цель не предполагает результат,
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 15
Верно ли данное утверждение – типовая ошибка при формулировании цели проекта цель не содержит научных терминов
а) да
б) нет
Ответ б
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ПК-3: cпособность демонстрировать системное понимание в профессиональной области и получать научные результаты, удовлетворяющие установленным требованиям к содержанию диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук по направленности Физика конденсированного состояния
1. Что такое устная деловая коммуникация
2 Что такое письменная деловая коммуникация?
3 Цель деловой коммуникации
4. Какие существуют виды коммуникаций?
5 Чем занимается коммуникация?
6 В чем разница между общением и коммуникацией?
7 Сколько этапов включает в себя процесс коммуникаций?
8 Каковы техники делового общения?
9 Роль коммуникация?
10 Каковы основные виды деловых коммуникаций?
11 Каковы основные причины плохой коммуникации?
12 Что главное в коммуникации?
13 Что такое стиль делового общения?
14 Какие формы делового общения бывают?
16 В чем особенности делового стиля общения?
17 Для чего человеку нужно деловое общение?
18 Как вести деловое общение?
19 Как правильно строить коммуникации?
20 Какой главный критерий эффективности коммуникации?
21. Укажите, требуется ли разрабатывать план управления коммуникациями, если в команде проекта 2 человека.
22 Какие основные задачи решаются за счет организации коммуникаций в команде?

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА:
1. Как обеспечить взаимодействие внутри команды при реализации проекта
2. Как обеспечить координацию действий в команде при выполнении работ проекта?
3. Какие задачи помогает решить организация коммуникаций в команде?
4. Зачем разрабатывается план коммуникаций в проекте при решении задач информационной безопасности?
5. Имеет ли значение, в какой момент разрабатывается план коммуникаций проекта?
6. На основании каких исходных данных распределяются роли при выполнении проекта?
7. Какова роль руководителя при реализации проекта по информационной безопасности?
8. Каким образом можно проанализировать ход проекта по информационной безопасности?
9. Как влияет вид соавторства (делимое, неделимое) на имущественные права авторов?
10. Влияет ли количество соавторов на эффективности практического использования коммерческой тайны в организации?
11. Существует ли связь между качеством коммуникации и качеством выполнения проекта?
12. Насколько эффективна на практике деловая коммуникация в виде презентации?
13. Какие действия должна выполнить коммерческая организация для создания брэнда?
14. Проекты на какую тему можно считать инновационными в информационной безопасности?
15. Как целесообразно подбирать команду для реализации проекта?
16. Укажите ВИДЫ возможных конфликтов в коммерческой организации
17. Приведите примеры разрешения конфликтов
18. Разработайте рекомендации по минимизации конфликтов в коммерческой организации
19. Как обеспечить сплоченность коллектива при выполнении проекта?
20. Вам как руководителю нужно выявить лидера в коллективе. Ваши действия



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично»: дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» : дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» : дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» : дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Аспирант не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. К. Жарова, С. В. Мальцева ; под общ. ред. С. В. Мальцевой Защита интеллектуальной собственности : учебник для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018//ЭБС Юрайт biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Щербак Н.В. АВТОРСКОЕ ПРАВО. : Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М: Издательство Юрайт, 2018\\ЭБС www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс Продвижение научного контента и основы научного фандрайзинга portal.edu.asu.ru
Э2 www.nlr.ru/ Российская национальная библиотека.
Э3 www.nns.ru/ Национальная электронная библиотека.
Э4 www.rsl.ru/ Российская государственная библиотека.
Э5 www.microinform.ru/ Учебный центр компьютерных технологий «Микроинформ».
Э6 www.tests.specialist.ru/ Центр компьютерного обучения МГТУ им. Н.Э.Баумана.
Э7 www.intuit.ru/ Образовательный сайт
Э8 www.window.edu.ru/ Библиотека учебной и методической литературы
Э9 www.osp.ru/ Журнал «Открытые системы»
Э10 www.ihtika.lib.ru/ Библиотека учебной и методической литературы
Э11 Курс на образовательном портале portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
операционная система с графической операционной оболочкой (Microsoft Windows),
интегрированный пакет прикладных программ офисного назначения (Microsoft Office).
Open Office, http://www.openoffice.org/license.html
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по подготовке к лекционным занятиям (теоретический курс):
Перед очередной лекцией необходимо бегло ознакомиться с содержанием очередной лекции по основным источникам литературы в соответствии с рабочей программой дисциплины.
Часть лекционного материала представлена в виде презентаций, ссылок на Интернет-источники. Материалы распределены по разделам курса.

Рекомендации по подготовке к практическим работам:
- необходимо проработать теоретический материал, соответствующий теме работы.
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении.
- при ответе на вопросы, поставленные для самостоятельной проработки, необходимо его увязывать их с вопросами защиты информации в коммерческой организации.

Рекомендации по подготовке к самостоятельной работе:
- выполнять в установленные сроки все плановые задания, выдаваемые преподавателем, выяснять на консультациях неясные вопросы.
= прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы курса, все неясные моменты фиксировать и выносить на плановую консультацию.