МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Кристаллохимия и структурный анализ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической и неорганической химии
Направление подготовки04.03.01. Химия
ПрофильАналитическая химия; Органическая и биоорганическая химия; Физическая химия и нанотехнологии функциональных материалов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_03_01_Химия_Профили-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 27
индивидуальные консультации 39
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 27 27 27 27
Консультации 39 39 39 39
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат химических наук, доцент, Стручева Н.Е.

Рецензент(ы):
доктор химических наук, профессор, Смагин В.П.

Рабочая программа дисциплины
Кристаллохимия и структурный анализ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 04.03.01 Химия (приказ Минобрнауки России от 17.07.2017 г. № 671)

составлена на основании учебного плана:
04.03.01 Химия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 06.07.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Безносюк С.А., доктор физ-мат.наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 06.07.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой Безносюк С.А., доктор физ-мат.наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.подготовка бакалавров химии, способных использовать знания по кристаллохимии в своей профессиональной деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен анализировать и интерпретировать результаты химических экспериментов, наблюдений и измерений
ОПК-3 Способен применять расчетно-теоретические методы для изучения свойств веществ и процессов с их участием с использованием современной вычислительной техники
ОПК-5 Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- Знает основы фундаментальных разделов химии.
- Знает базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ (текстовые процессоры, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические редакторы,информационно-поисковые системы).
3.2.Уметь:
3.2.1.- Систематизирует и анализирует результаты химических экспериментов, наблюдений, измерений с использованием теоретических основ традиционных и новых разделов химии
- Применяет теоретические и полуэмпирические модели при решении задач химической направленности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- Формулирует заключения и выводы по результатам анализа литературных данных,собственных экспериментальных и расчетно-
теоретических работ химической направленности
- Использует стандартное программное обеспечение при решении задач химической направленности.
-Осуществляет обработку результатов научных экспериментов, используя современные информационные технологии

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Введение
1.1. Предмет и задачи кристаллохимии. Кристаллическая структура и способы ее моделирования Лекции 3 1 ОПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.2. Кристаллическая структура. Моделирование кристаллических структур Сам. работа 3 2 ОПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.3. Кристаллографические точечные группы. Обозначения кристаллографических групп Практические 3 2 ОПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.4. Консультации 3 6 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. Раздел 2. Симметрия молекул и кристаллов
2.1. Учение о симметрии. Закрытые элементы симметрии. Взаимодействие закрытых элементов симметрии Лекции 3 1 ОПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.2. Симметрия. Виды симметрии. Взаимодействие элементов симметрии. Простые и стереографические проекции элементов симметрии Практические 3 2 ОПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.3. Элементы симметрии их взаимодействие Сам. работа 3 2 ОПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.4. Стереографические проекции нормалей к граням. Группы трансляций Лекции 3 1 ОПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.5. Трансляции. Группы трансляций. Эквивалентные позиции Сам. работа 3 2 ОПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.6. Кристаллографические координатные системы. Элементарная ячейка Лекции 3 1 ОПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.7. Элементарная ячейка. Кристаллографические точечные группы Сам. работа 3 1 ОПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.8. Симметрия кристаллического многогранника. Симметрия позиции атома в кристаллической структуре. Зависимость физических свойств кристаллов от их симметрии Лекции 3 1 ОПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.9. Кристаллический многогранник, его симметрия Сам. работа 3 1 ОПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.10. Консультации 3 7 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 3. Раздел 3. Симметрия кристаллических структур
3.1. Отрытые элементы симметрии кристаллических структур Лекции 3 1 ОПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.2. Элементы симметрии кристаллических структур Сам. работа 3 1 ОПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.3. Симметрия кристаллов. Работа с деревянными моделями кристаллов различных категорий Практические 3 4 ОПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.4. Взаимодействие закрытых и открытых элементов симметрии между собой и с перпендикулярными трансляциями. Пространственные группы Лекции 3 1 ОПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.5. Трансляции. Пространственные группы Сам. работа 3 1 ОПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.6. Системы эквивалентных позиций. Изображение точек. Определение кратности Практические 3 2 ОПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.7. Пространственные группы. Винтовые оси. Типы решоток Сам. работа 3 1 ОПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.8. Выполнение индивидуального задания "Симметрия молекул и кристаллов" Сам. работа 3 1 ОПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.9. Консультации 3 6 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 4. Раздел 4. Основы рентгеноструктурного анализа
4.1. Дифракция рентгеновских лучей. Уравнения Лауэ. Уравнение Вульфа-Брэгга. Индексы узловых сеток. Межплоскостные расстояния Лекции 3 2 ОПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.2. Основы рентгеноструктурного анализа Сам. работа 3 1 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 5. Раздел 5. Общая кристаллохимия
5.1. Типы химической связи в структурах. Гомо- и гетеродесмические структуры Лекции 3 1 ОПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
5.2. Химическая связь в кристаллических структурах Сам. работа 3 1 ОПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
5.3. Структурные типы. Описание структур в терминах плотнейших шаровых упаковок (ПШУ) и плотных шаровых кладок (ПШК) Лекции 3 1 ОПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
5.4. Пустоты в ПШУ и ПШК. Слойность ПШУ Практические 3 2 ОПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
5.5. Кристаллохимические явления. Изоструктурность. Изоморфизм. Твердые растворы замещения, внедрения, вычитания Лекции 3 1 ОПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
5.6. Консультации 3 10 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 6. Раздел 6. Систематическая кристаллохимия
6.1. Типичные и аномальные структуры металлов. Интерметаллиды. Кристаллические структуры простых веществ-неметаллов Лекции 3 1 ОПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.2. Кристаллические структуры соединений металлов Сам. работа 3 1 ОПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.3. Изменение характера структуры в группах периодической системы Практические 3 2 ОПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.4. Кристаллические структуры неметаллов Сам. работа 3 1 ОПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.5. Характеристика кристаллических структур бинарных соединений. Структуры АХ Лекции 3 1 ОПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.6. Кристаллические структуры бинарных соединений Сам. работа 3 1 ОПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.7. Коэффициент плотности упаковки металлических и ионных структур. Ковалентные и Ван-дер-Ваальсовы радиусы Практические 3 2 ОПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.8. Общая характеристика тернарных кристаллических структур. Структурный тип перовскита. Сегнето- и антисегнетоэлектрические свойства веществ Лекции 3 1 ОПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.9. Тройные кристаллические структуры Сам. работа 3 1 ОПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.10. Особенности координации переходных и непереходных металлов. Кластеры Практические 3 2 ОПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.11. Структуры соединений переходных металлов. Кластеры Сам. работа 3 1 ОПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.12. Структурный тип шпинели. Нормальные и обращенные шпинели Лекции 3 1 ОПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.13. Ферриты и их техническое значение. Связь строения, и магнитных свойств соединений, кристаллизующихся по типу шпинели. Практические 3 2 ОПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.14. Структурные типы цеолитов, шпинелей, молекулярных кристаллов Сам. работа 3 1 ОПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.15. Структуры солей кислородных кислот. Особенности строения силикатов. Общая характеристика молекулярных кристаллов Лекции 3 2 ОПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.16. Кристаллические структуры кислородных соединений Практические 3 2 ОПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.17. Моделирование структур Практические 3 2 ОПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.18. Выполнение индивидуального задания "Симметрия кристаллических структур" Сам. работа 3 1 ОПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.19. Консультации 3 10 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5 Л1.1, Л3.1
6.20. Подготовка к зачету Сам. работа 3 6 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1514

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1 Способен анализировать и интерпретировать результаты химических экспериментов, наблюдений и измерений
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. В какой из приведенных ниже строк указаны только точечные группы низшей категории:
а) -1, 222, 432
б) 1, 23, mm2
в) -1, mmm, m3m
г) 1, 2, m5
д) -1, 2/m, mmm
Ответ: д
2. К одному из пяти Платоновых тел не принадлежит
a) додекаэдр
б) тетраэдр
в) куб
г) пирамида
д) октаэдр
Ответ: г
3. Молекула аммиака имеет точечную группу
а) -3m
б) 3m
в) 32
г) -3
д) 3
Ответ: б
4. Точечная группа mm2 характерна для молекулы
а) этилена
б) углекислого газа
в) ацетона
г) трихлорида брома
Ответ: в
5. Для MoS2 характерна
а) ГЦК-упаковка
б) простая гексагональная кладка
в) ОЦК-упаковка
г) ПКК
Ответ: б
6. Принадлежность к определенному структурному типу определяется
а) координацией атомов
б) числом частиц
в) способностью образовывать ПШУ
г) формой ячейки Браве
Ответ: а
7. Двухслойные ПШУ имеют все металлы ряда
а) Cd, Hf, α-Fe
б) Be, Zn, Na
в) Be, Zn, Mg
г) Tl, Ti, Cu
Ответ: в
8. Изоструктурными являются все вещества ряда
а) Ne, Ar, Kr, Xe
б) MgCO3, CsBr, KCl, Mg
в) ZnCO3, Xe, CsCl, Ar
г) CsI, NaCl, Fe, CaCO3
Ответ: а
9. К интерметаллическим соединениям не относятся
а) фазы Курнакова
б) фазы Юм-Розери
в) фазы Лавеса
г) классы Лауэ
Ответ: г
10. Металлы не кристаллизуются в структурном типе
а) Mg
б) NaCl
в) Cu
г) Fe
Ответ: б
11. Аномальные структуры имеют все металлы ряда
а) γ-Mn, Cd, Al
б) Na, Zn, Cd
в) Zn, Hg, Cu
г) Mn, Hg, In
Ответ: г
12. Искаженную структуру меди имеет металл
а) Hg
б) Pt
в) Al
г) Ag
Ответ: а
13. Решетка задается по
а) по узловой сетке
б) узловому ряду
в) какому-нибудь одному сорту атомов
г) разным атомам
Ответ: в
14. Элементарной ячейкой является косоугольный параллелепипед. Это сингония
а) триклинная
б) ортогональная
в) моноклинная
г) гексагональная
Ответ: а
15. Любое кристаллическое состояние характеризуется
а) беспорядочным расположением частиц
б) трехмерной периодичностью размещения частиц
в) наличием открытых элементови симметрии
г) наличием закрытых элементов симметрии
Ответ: б

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85 % - отлично
70 % - хорошо
50 % - удовлетворительно
Менее 50 % - неудовлетворительно

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Анизотропия – это способность кристаллов проявлять
Ответ: различные свойства в разных направлениях
2. К закрытым элементам симметрии относятся
Ответ: Плоскости зеркального отражения и поворотные оси
3. Кристаллы - это
Ответ: бесконечные периодические "фигуры" (структуры), составленные из атомов
4. Как пересекаются взаимно перпендикулярные плоскость и ось 2?
Ответ: в центре симметрии
5. Что понимают под "изоморфизмом"?
Ответ: способность частиц замещаться другими частицами в кристаллических структурах
6. Под изоструктурностью понимают
Ответ: принадлежность сравниваемых кристаллических структур к одному структурному типу при близости типа химической связи
7. Какие элементы при взаимодействии образуют фазы внедрения?
Ответ: d-металлы и легкие неметаллы
8. Чему равны координационные числа у структур с ионным типом химической связи?
Ответ: 6 и 8
9. Если КЧ = 8, то координационный многогранник -
Ответ: куб
10. Кристаллическая структура - это
Ответ: конкретное расположение частиц в кристалле
11. Галлий имеет _______________ кристаллическую структуру
Ответ: молекулярную
12. Для галогенов характерны ____________ структуры.
Ответ: молекулярные.
13. По геометрическому типу структура селена является ____________
Ответ: цепочечной
14. Из элементов 13 группы КЧ = 5 реализуется в структуре
Ответ: бора
15. Инертные газы в твердом состоянии (кроме гелия) имеют структурный тип
Ответ: меди
16. Что определяет пространственная группа?
Ответ: правило, по которому в кристалле размещаются материальные частицы
17. Пространственная решетка это __________ образ, отражающий трехмерную периодичность распределения атомов в структуре кристалла
Ответ: геометрический
18. От чего завися такие характеристики кристаллического вещества как твердость, анизотропность, способность самоограняться, симметрия и др.?
Ответ: решетчатого строения кристаллов
19. Параллелепипед повторяемости, построенный на кратчайших трансляциях вдоль кристаллографических систем координат, называют ______ _______.
Ответ: элементарной ячейкой
20. Полную неэквивалентностью координатных направлений имеют ___________ кристаллы
Ответ: ортогональные

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. Даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. Даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Задание понято правильно, в логических рассуждениях нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе ответа. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Даны не все необходимые пояснения и ответы на вопросы.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3. Способен применять расчетно-теоретические методы для изучения свойств веществ и процессов с их участием с использованием современной вычислительной техники

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Трансляционный перенос винтовой оси 63 равен:
а) 1/2
б) 1/3
в) 2/3
г) 6/3
Ответ: а
2. На элементарную ячейку магния (гексагональная призма) приходится атомов:
а) 8
б) 2
в) 6
г) 4
д) 3.
Ответ: б
3. Какие пустоты бывают в плотнейших упаковках кристаллических структур?
а) треугольные и квадратные
б) только шестиугольные
в) тетраэдрические и октаэдрические
г) кубические и тетраэдрические
Ответ: в
4. Максимальное число плоскостей симметрии:
а) 9 б) 6 в) 32
Ответ: б
5. Сколько видов симметрии существует?
а) 32 б) 147 в) 47
Ответ: а
6. В каком многограннике отсутствует центр симметрии:
а) в пирамиде
б) в призме
в) в октаэдре
Ответ: а
7. В какой сингонии кристаллизуется куприт?
а) тетрагональная
б) тригональная в
) моноклинная
г) кубическая
д) ромбическая
Ответ: г
8. К какому структурному типу силикатов относится минерал с анионным радикалом [Si6О18]?
а) кольцевые силикаты
б) слоистые силикаты
в) цепочечные силикаты
г) ленточные
Ответ: а
9. Координационное число цинка в сфалерите равно:
а) 2; б) 3; в) 4; г) 6; д) 8.
Ответ: в
10. Координационное число цезия в хлориде цезия равно:
а) 2; б) 3; в) 4; г) 6; д) 8.
Ответ: д
11. Количество типов решеток, выделенных Бравэ:
a) 16; б) 14; в) 10; г) 12.
Ответ: б
12. Плотность кристаллов меди (структурный тип Cu), если а = 3,6153
а) 8,99 б) 8,52 в) 9,02 г) 8,34
Ответ: а
13. Чему равен параметр решетки кристалла кальция (нм), если известно ближайшее расстояние между атомами кристалла 0,393 нм. Решетка кристалла имеет гранецентрированный тип кубической сингонии.
а) 5,56 б) 0,556 в) 0,655 г) 0,685
Ответ: б
14. Чему равно координационное число (К) кристаллической решетки Cu?
а) 2; б) 3; в) 4; г) 6; д) 8.
Ответ: в
15. Сколько атомов приходится на элементарную ГЦК ячейку?
а) 1
б) 2
в) 3
г) 4
д) 6
е) 8
Ответ: 4
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85 % - отлично
70 % - хорошо
50 % - удовлетворительно
Менее 50 % - неудовлетворительно

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Октаэдрическая координация в ионных кристаллах реализуется при соотношении радиусов катиона и аниона (rk/rан): ____________________
Ответ: 0,414 < rК/rА < 0,732
2. ______________ – этот интервал соответствует занятию тетраэдрических пустот
Ответ: 0,225 < rК/rА < 0,414
3. _________ - этот интервал соответствует занятию треугольных пустот
Ответ: rК/rА < 0,225
4. КЧ магния в структуре шпинели MgAl2O4 равно _________
Ответ: 4
5. Какие характеристики кристаллического вещества можно получить с помощью уравнения Вульфа-Брэгга 2dsinθ = n ?
Ответ: Уравнение Вульфа-Брэгга позволяет определить межплоскостное расстояние в кристалле, а, проиндицировав рентгенограмму, параметры элементарной ячейки и сингонию кристалла
6. Структуры каких металлов можно описать трехслойной ПШУ? Чему равно КЧ в этих структурах?
Ответ: Cu, Au, Al, Ni, Pb. КЧ = 12
7. Чему равно КЧ в структуре -Fe,
Ответ: 8
8. Какова структура Ge и чему равно его КЧ?
Ответ: алмазоподобная, КЧ = 4
9. Какова будет форма элементарной ячейки, если ее параметры следующие: 1) а = в ≠ с, а  = β = γ = 90°?
Ответ: Элементарная ячейка – тетрагональная призма. В основании лежит квадрат. Система тетрагональная.
10. Атомы А располагаются в вершинах кубической ячейки и в ее центре; атомы В - в центрах всех граней. Найдите координационные числа атомов.
Ответ: КЧ(А) = КЧ(В) = 6
11. Чему равен элементарный угол поворота оси симметрии шестого порядка?
Ответ: 60°
12. Сколько граней у гексагональной пирамиды?
Ответ: 7
13. Сколько ребер у тетрагональной пирамиды?
Ответ: 8
14. Какому координационному числу соответствует координационный многогранник в виде гантели?
Ответ: 2
15. Какому координационному числу соответствует следующее отношение: rk/ra = 0,225 – 0,414?
Ответ: 4
16. Сколько тетраэдрических пустот приходится на один шар в плотнейших упаковках атомов в кристаллических структурах?
Ответ: 2
17. Определите тип решетки Бравэ по следующим параметрам: a ≠ b ≠ c,  = β = γ = 90°, Z = 4.
Ответ: Ортогональная сингония, тип F (гранецентрированная)
18. В структуре соединения AmBnOp атомы кислорода окружают атомы A по тетраэдру, а атомы В – по октаэдру. Определить формулу соединения, если в ближайшей координационной сфере кислорода – один атом А и три атома В.
Ответ: AB2O4.
19. Минерал берилл содержит 31,3 % - кремния, 53,6 %-кислорода, 10,05 % - алюминия и бериллий. Выведите формулу берилла
Ответ: Be3Al2Si6O18
20. Определите число формульных единиц, кратчайшее межплоскостное расстояние, параметр кристаллической решетки алмаза, если плотность равна 3,51 г/см3.
Ответ: Z = 8, d = 2,52, a = 3,56

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. Даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. Даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Задание понято правильно, в логических рассуждениях нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе ответа. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Даны не все необходимые пояснения и ответы на вопросы.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-5. Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Используя базу кристаллов, расположенную в онлайн-курсе "Кристаллохимия и структурный анализ" на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1514
1. Координационное число в кристаллической структуре меди равно
а) 8
б) 4
в) 12
г) 6
Ответ: в
2. Число формульных единиц в структуре хлорида натрия равно
а) 2
б) 1
в) 3
г) 4
Ответ: г
3. Структура флюорита по геометрическому типу
а) координационная
б) каркасная
в) островная
г) цепочечная
Ответ: а
4. Ртуть имеет кристаллическую решетку
а) Р-тпа
б) F-типа
в) R-типа
г) I-типа
Ответ: в
5. Координационное число натрия в хлориде натрия равно
а) 2
б) 4
в) 6
г) 3
Ответ: б
6. Координационное число в кристаллической структуре магния равно
а) 8
б) 4
в) 12
г) 6
Ответ: г
7. Число формульных единиц в структуре CuAu равно
а) 2
б) 1
в) 3
г) 4
Ответ: а
8. Структура перовскита (CaTiO3) по геометрическому типу
а) координационная
б) каркасная
в) островная
г) цепочечная
Ответ: б
9. Координационное число никеля в арсениде никеля равно
а) 2
б) 4
в) 6
г) 3
Ответ: в
10. Пирит (FeS2) имеет кристаллическую решетку
а) Р-тпа
б) F-типа
в) R-типа
г) I-типа
Ответ: б
11. Координационное число углерода в углекислом газе равно
а) 2
б) 4
в) 6
г) 3
Ответ: а
12. -Fe имеет кристаллическую решетку
а) Р-тпа
б) F-типа
в) R-типа
г) I-типа
Ответ: u
13. Структура шпинели (MgAl2O4) по геометрическому типу
а) координационная
б) каркасная
в) островная
г) цепочечная
Ответ: 4
14. Число формульных единиц в структуре тридимита (SiO2) равно
а) 2
б) 8
в) 3
г) 4
Ответ: ,
15. Координационное число титана в рутиле (TiO2) равно
а) 2
б) 4
в) 6
г) 3
Ответ: г
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85 % - отлично
70 % - хорошо
50 % - удовлетворительно
Менее 50 % - неудовлетворительно

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Используя Office Excel рассчитайте параметр кристаллической решетки меди, если плотность кристаллов Сu равна 8,96 г/см3.
Ответ: 3,62 Å
2. Используя базу кристаллов, расположенную в онлайн-курсе "Кристаллохимия и структурный анализ" на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1514, определите число формульных единиц в структуре ZnS(сфалерит)
Ответ: 4
3. Используя базу кристаллов, расположенную в онлайн-курсе "Кристаллохимия и структурный анализ" на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1514, дайте характеристику структуры лонсдейлита по типу химической связи
Ответ: гомодесмическая
4. Используя Office Excel рассчитайте параметр кристаллической решетки стронция, если известно, что кратчайшее межатомное расстояние в кристаллах одной из модификаций стронция (структурный тип α-Fe) равно 4,18 Å
Ответ: 5,91 Å
5. Используя Office Excel рассчитайте параметр кристаллической решетки золота, если плотность кристаллов Аu равна 19,3 г/см3.
Ответ: 4,08 Å
6. Используя базу кристаллов, расположенную в онлайн-курсе "Кристаллохимия и структурный анализ" на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1514, определите число формульных единиц в структуре ZnS(вюрцит)
Ответ: 2
7. Используя Office Excel рассчитайте плотность кристаллов алмаза, если известны параметры гексагональной решетки графита а = 2,46, с = 6,7 Å.
Ответ: 1,15 г/см3
8. Используя базу кристаллов, расположенную в онлайн-курсе "Кристаллохимия и структурный анализ" на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1514, опишите структуру алмаза в терминах ПШУ-ПШК. (Если есть ПШУ, то укажите слойность)
Ответ: Ажурный структурный мотив
9. Используя Office Excel рассчитайте плотность кристаллов алмаза, если известно, что Параметр кубической решетки алмаза а = 3,56 Å
Ответ: 3,53 г/см3
10. Используя базу кристаллов, расположенную в онлайн-курсе "Кристаллохимия и структурный анализ" на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1514, определите категорию и сингонию кристаллов TiO2 (рутил)
Ответ: средняя категория, тетрагональная сингония
11. Используя базу кристаллов, расположенную в онлайн-курсе "Кристаллохимия и структурный анализ" на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1514, определите координационное число бора в структуре BN
Ответ: 3
12. Используя Office Excel рассчитайте плотность кристаллов сфалерита (ZnS), если Параметр кубической решетки сфалерита равен 5,41 Å
Ответ: 4,48 г/см3
13. Используя базу кристаллов, расположенную в онлайн-курсе "Кристаллохимия и структурный анализ" на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1514, дайте характеристику структуры пирита (FeS2) по типу химической связи
Ответ: гетеродесмическая
14. Используя базу кристаллов, расположенную в онлайн-курсе "Кристаллохимия и структурный анализ" на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1514, определите тип кристаллической решетки ртути
Ответ: R (дважды объемноцентрированная)
15. Используя базу кристаллов, расположенную в онлайн-курсе "Кристаллохимия и структурный анализ" на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1514, определите координационное число бора в структуре C (графит)
Ответ: 3
16. Используя базу кристаллов, расположенную в онлайн-курсе "Кристаллохимия и структурный анализ" на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1514, определите тип кристаллической решетки тридимита (SiO2)
Ответ: P (примитивная)
17. Используя базу кристаллов, расположенную в онлайн-курсе "Кристаллохимия и структурный анализ" на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1514, дайте характеристику структуры углекислого газа по геометрическому типу
Ответ: островная
Ответ: Капли жидкости, стекающие от горлышка, не испортят этикетку
18. Используя базу кристаллов, расположенную в онлайн-курсе "Кристаллохимия и структурный анализ" на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1514, опишите структуру магния в терминах ПШУ-ПШК. (Если есть ПШУ, то укажите слойность)
Ответ: Двухслойная ПШУ
19. Используя базу кристаллов, расположенную в онлайн-курсе "Кристаллохимия и структурный анализ" на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1514, определите категорию и сингонию кристаллов CsCl
Ответ: высшая категория, кубическая сингония
20. Используя базу кристаллов, расположенную в онлайн-курсе "Кристаллохимия и структурный анализ" на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1514, дайте характеристику структуры алмаза по геометрическому типу
Ответ: координационная

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. Даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. Даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Задание понято правильно, в логических рассуждениях нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе ответа. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Даны не все необходимые пояснения и ответы на вопросы.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1514

ПРИМЕРЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
1. Предмет и задачи кристаллохимии.
2. Учение о симметрии. Закрытые элементы симметрии.
3. Взаимодействие закрытых элементов симметрии (теоремы взаимодействия).
4. Кристаллическая решетка. Симметрия решетки.
5. Кристаллографические системы координат. Типы решеток.
6. Кристаллографические точечные группы.
7. Открытые элементы симметрии.
8. Пространственные группы. Система эквивалентных позиций.
9. Пространственные и точечные группы.
10. Решетка и структура кристаллов. Число формульных единиц. Координационное число и координационные полиэдры.
11. Узловые сетки. Индексы узловых сеток (индексы Миллера).
12. Основы рентгеноструктурного анализа.
13. Структурные типы и изоструктурность.
14. Типы химических связей в кристаллах. Кристаллохимические радиусы.
15. Описание структур в терминах ПШУ.
16. Описание структур в терминах ПШК.
17. Классификация кристаллических структур: координационные, островные, цепочечные, слоистые, каркасные.
18. Связь геометрии структуры и физические свойства кристалла.
19. Твердые растворы замещения.
20. Твердые растворы внедрения.
21. Фазы Юм-Розери.
22. Интерметаллические соединения.
23. Металлическая связь. Понятие о зонной теории строения металлов.
24. Основные структурные типы металлов.
25. Аномальные металлические структуры.
26. Структуры простых веществ р-элементов III группы Периодической системы.
27. Структуры простых веществ р-элементов IV группы Периодической системы.
28. Структуры простых веществ р-элементов V группы Периодической системы.
29. Структуры простых веществ р-элементов VI группы Периодической системы.
30. Структуры простых веществ р-элементов VII группы Периодической системы.
31. Структуры простых веществ р-элементов VIII группы Периодической системы.
32. Характеристика ионных связей.
33. Структурные типы, свойственные ионным соединениям (NaCl и CsCl). Энергия ионных структур.
34. Ковалентные полярные связи. Зависимость степени поляризации связи от положения элементов в Периодической системе.
35. Систематизация структурных типов бинарных соединений AX, АХ2, А2Х и др. на основе моделей ПШУ и шаровых кладок.
36. Структуры бинарных соединений, не описываемых в терминах шаровых упаковок и кладок.
37. Факторы, определяющие выбор структурного типа в бинарных соединениях.
38. Структурные типы двойных оксидов.
39. Структурные типы двойных галогенидов.
40. Правила Полинга.
41. Структурный тип перовскита. Сигнетоэлектрические свойства искаженных перовскитных структур.
42. Структурные типы, характерные для непереходных металлов.
43. Структурные типы, характерные для бинарных соединений переходных металлов.
44. Систематизация структурных типов тройных соединений.
45. Структурный тип шпинели. Соединения, кристаллизующиеся в этом структурном типе.
46. Ферриты и их техническое значение.
47. Нормальные и обращенные шпинели. Магнитные свойства.
48. Особенности строения силикатов.
49. Особенности строения карбонатов.
50. Особенности строения сульфатов.

ПРИМЕР ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ
Пользуясь моделью, опишите структуру вюрцита.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. Даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. Даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Задание понято правильно, в логических рассуждениях нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе ответа. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Даны не все необходимые пояснения и ответы на вопросы.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ю. К. Егоров-Тисменко Кристаллография и кристаллохимия: учебник: Основная литература М.: КДУ,, 2005
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зоркий П.М. Симметрия молекул и кристаллических структур : Дополнительная литература М.: Изд-во МГУ, 1986
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Стручева Н.Е. Кристаллохимия. Лабораторный практикум: Учебное пособие. : Методические разработки кафедры Барнаул: изд-во АлтГУ , 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Кристаллохимия и структурный анализ» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно)
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно)
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно)
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно)
Adobe Reader (http://wwwimages.adode.com/content/dam/Adode/en/legan/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно)
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (http://astalinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
Libre Office (http://ru.libreoffice.org/), (бессрочно)
Веб-браузер Сhromium (http://www.chromium.org/Home), (бессрочно)
Антивирус Касперский (http://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024)
Архиватор ARK (http://apps.kde.org/ark/), (бессрочно)
Okular (http://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно)
Редактор изображений Gimp(http://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.iucr.org – Международный союз кристаллографов
http://www.ccp14.ac.uk – Кристаллографические программы
http://www.crystallograhica.co.uk –Кристаллографические программы
http://www.lib.asu.ru - электронные ресурсы научной библиотеке АлтГУ
http://www.rsl.ru - РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru - БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru - ГПНТБ Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru - БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru - РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru - Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.chem.msu.su - Электронная библиотека на сервере химфака МГУ
http://www.lib.msu.su - Библиотека МГУ
http://www.kge.msu.ru - Библиотека химической литературы

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
106аК учебная аудитория кафедры физической и неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 2 шт.; доска маркерная - 1 шт.; проектор: марка Optoma - 1 единица; стационарный экран; модели кристаллических структур; набор моделей атомов со стержнями для составления моделей молекул, деревянные модели кристаллов; дифрактограммы веществ; таблицы Гиллера; числовые ключи Ханаваля; алфавитный указатель; рентгеновская картотека JCPDS.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ

Теоретический материал дисциплины «Кристаллохимия» изучается в течение одного семестра (4 семестр 2 курса) по всем формам обучения в соответствии с учебным планом.
Основу теоретической подготовки по дисциплине «Кристаллохимия» составляют лекции – основное методическое руководство при изучении дисциплины, наиболее оптимальным образом структурированное и скорректированное на современный материал; в лекции глубоко и подробно, аргументировано и методологически строго рассматриваются главные проблемы темы; в лекции даются необходимые разные подходы к исследуемым проблемам.
Основные учения и владения отрабатываются и закрепляются на практических занятиях. Аудиторные занятия (лекции, практические занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой студентов над рекомендуемой литературой, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель и при подготовке к занятиям.
1 Методические указания обучающимся при подготовке к лекции
Лекция – это форма учебного процесса, основанная на передаче преподавателем новыхзнаний, изложении учебного материала для его целостного усвоения студентами в логической взаимосвязи.
Для изучения дисциплины «Кристаллохимия» рекомендуется следующим образом организовать время:
Изучение конспекта лекции в тот же день, после лекции – 10-15 минут.
Изучение конспекта лекции за день перед следующей лекцией – 10-15 минут.
Для понимания материала и качественного его усвоения рекомендуется такая последовательность действий:
• После прослушивания лекции и окончания учебных занятий, при подготовке к следующим занятиям, нужно сначала просмотреть и обдумать текст лекции, прослушанной сегодня (10-15 минут).
• При подготовке к следующей лекции, нужно просмотреть текст предыдущей лекции, подумать о том, какая может быть тема следующей лекции (10-15 минут).
• В течение недели выбрать время (не менее 1час) для работы с литературой в библиотеке.
2 Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам (практическим занятиям)
При подготовке к практическим занятиям необходимо детального разобрать вопросы лекционного курса по изучаемой теме. Только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения проблемных ситуаций. При этих условиях Вы не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.
При самостоятельной подготовке к практическому занятию желательно прорешать предложенные задания. Решение заданий или примеров следует излагать подробно, действия располагать в строгом порядке. Решения при необходимости нужно сопровождать комментариями, схемами, и рисунками. Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом.
При подготовке к семинарским занятиям Вам необходимо самостоятельно поработать с учебниками и книгами – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим:
• Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
• Сам такой перечень должен систематизирован.
• Разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть.
• Если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием – научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).
Работа с учебниками и книгами основана на разных видах чтения:
1. просмотровое – используется для поиска материалов, содержащих нужную информацию, обычно к нему прибегают сразу после работы со списками литературы, в результате такого просмотра Вы устанавливаете, какие из источников будут использованы в дальнейшей работе;
2. ознакомительное – подразумевает сплошное, достаточно подробное прочтение отобранных глав, отдельных страниц, цель – познакомиться с характером информации, узнать, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение, провести сортировку материала;
3. изучающее – предполагает доскональное освоение материала; в ходе такого чтения проявляется готовность принять изложенную информацию, реализуется установка на предельно полное понимание материала.
При работе с учебной литературой над тем или иным вопросом практического задания одновременно следует проводить конспектирование текста – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного. В дальнейшем конспекты пригодятся Вам при подготовке к контрольным работам, экзаменам.
Методические рекомендации по составлению конспекта:
1. Внимательно прочитайте текст.
2. Кратко сформулируйте основные положения текста;
3. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Составив план ответа на один вопрос, переходите к другому. В дальнейшем конспекты пригодятся Вам при подготовке к контрольным работам, зачетам.
3. Методические указания обучающимся при подготовке к контрольной работе
Контрольная работа–один из видов самостоятельной работы студентов, направленный на выявление уровня усвоения учебного материала.
Перед написанием контрольной работы самостоятельно изучите конспект лекций, учебную, специальную научнуюлитературу. Это позволит Вам овладеть комплексом основных навыков и приемов анализа, обобщения, классификации полученной информации, которая поможет в дальнейшей профессиональной деятельности. При чтении учебной и дополнительной литературы рекомендуется вести записи: делать выписки, составлять конспекты, аннотации, вносить новые понятия всловарь терминов.
В процессе выполнения контрольной работы можно пользоваться справочной литературой.

4. Методические указания обучающимся при выполнении индивидуального задания

Индивидуальное задание содержит логические задания, ориентированные на закрепление теоретического материала, а также задачи по темам курса. Перед написанием работы следует внимательно изучить рекомендованные источники литературы, конспекты лекций. Целесообразно делать пометки в черновике тех страниц, которые наиболее полезны при освещении соответствующих вопросов.
Содержание ответов на поставленные вопросы должно быть полным, теоретически обоснованным и аргументированным. Ответы на вопросы должны быть логичными, сформулированы четко и ясно, по существу поставленного вопроса, сопровождены соответствующими рисунками. Не следует необоснованно увеличивать их объем, останавливаясь на второстепенных, прямо не относящихся к теме аспектах.
Сдаваемая на проверку работа должна включать:
- номер задания;
- развернутые ответы на вопросы;
- решение задач и выводы.

5. Методические указания обучающимся при подготовке и выполнении тестовых заданий

Перед выполнением тестового задания следует внимательно просмотреть рекомендованные источники литературы, конспекты лекций.
При выполнении тестового задания, прежде всего, следует внимательно прочитать поставленный вопрос. После ознакомления с вопросом следует приступать к прочтению предлагаемых вариантов ответа. Необходимо прочитать все варианты и в качестве ответа следует выбрать лишь один индекс (цифровое обозначение), соответствующий правильному ответу. Тесты составлены таким образом, что в каждом из них правильным является лишь один из вариантов. Выбор должен быть сделан в пользу наиболее правильного ответа.
На выполнение теста отводится ограниченное время. Тестовые задания сгруппированы по темам учебной дисциплины.

6. Методические указания обучающимся при подготовке к коллоквиуму

Коллоквиум по главным разделам курса призван систематизировать, обобщить изучаемый материал, позволяет преподавателю проверить полноту знаний, целостность восприятия и правильность усвоения материала. Подготовка к коллоквиуму является этапомподготовки к экзамену.
На самостоятельную подготовку к коллоквиуму студенту отводится 2-4 недели. Подготовка включает в себя изучение рекомендованной литературы и выполнение приведенного задания.

7. Методические указания обучающимся при подготовке к зачету

Зачет – это форма итоговой отчетности студента по изученной дисциплине.Огромную роль в успешной подготовке к зачету играет правильная организация подготовки к нему. Рекомендуется при подготовке к зачету опираться на следующий план:
1. просмотреть программу курса, с целью выявления наиболее проблемных тем, вопросов, которые могут вызвать трудности при подготовке к зачету.
2. прорешать тестовые задания, предложенные в учебно-методическом комплексе. При этом для эффективного закрепления информации первый раз без использования учебных материалов, второй раз с их использованием.
При выполнении первых двух пунктов плана Вы получаете возможность оценить свои знания и навыки по прослушанной дисциплине и сориентироваться при планировании объема подготовки.
1. темы необходимо изучать последовательно, внимательно обращая внимание на описание вопросов, которые раскрывают ее содержание. Начинать необходимо с первой темы.
2. после работы над первой темой необходимо ответить на контрольные вопросы к теме и решить тестовые задания к ней.
3. после изучения всех тем студенту рекомендуется ответить на контрольные вопросы по всему курсу.
Необходимо помнить:
1. ответы на вопросы преподавателя должны быть четкими и полными.
2. Вы должны показать навыки грамотного владения терминами, знать их определения.
3. показать умения анализировать материал.
4. уметь описывать кристаллические структуры.
5. уметь решать задачи по дисциплине.