МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Химическая технология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической и неорганической химии
Направление подготовки04.03.01. Химия
ПрофильАналитическая химия; Органическая и биоорганическая химия; Физическая химия и нанотехнологии функциональных материалов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_03_01_Химия_Профили-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 32
индивидуальные консультации 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 16 16 16 16
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 32 32 32 32
Консультации 36 36 36 36
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.х.н., доцент, Шипунов Б.П.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Стась И.Е.;к.х.н., доцент, Ильина Е.Г.

Рабочая программа дисциплины
Химическая технология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 04.03.01 Химия (приказ Минобрнауки России от 17.07.2017 г. № 671)

составлена на основании учебного плана:
04.03.01 Химия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 05.07.2018 г. № 13
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Безносюк С.А. д.ф.-м.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 05.07.2018 г. № 13
Заведующий кафедрой Безносюк С.А. д.ф.-м.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель преподавания дисциплины: Курс химической технологии должен обеспечить понимание выпускником университета многоуровневого и многокритериального характера задач создания новых технологий, предоставить ему знания и навыки, необходимые для грамотного отыскания точек приложения новых научных результатов, а также экспертизы технологических решений на основе универсальных критериев, вытекающих из фундаментальных законов природы. С этой целью значительное место в курсе отведено методологическим вопросам науки о химико-технологических процессах (ХТП): обоснованию и применению критериев термодинамического совершенства ХТП; физико-химическим принципам классических технологических операций и их базовым математическим моделям; методологии анализа и синтеза технологических систем сложной иерархической структуры.
Задачи изучения дисциплины: Формирование у студента системных знаний и навыков, необходимых для грамотного отыскания точек приложения новых научных результатов; закрепление умений по составлению и анализу материальных, энергетических и эксергетичесих балансов химико-технологических систем; формирование и закрепление навыков экспертизы технологических решений; закрепление навыков использования базовых математических моделей процессов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен проводить с соблюдением норм техники безопасности химический эксперимент, включая синтез, анализ, изучение структуры и свойств веществ и материалов, исследование процессов с их участием
ОПК-2.1 Знает нормы техники безопасности при работе с химическими веществами
ОПК-2.2 Умеет проводить синтез и анализ веществ и материалов разной природы с использованием имеющихся методик
ОПК-2.3 Владеет навыками соблюдения техники безопасности при проведении химического эксперимента
ОПК-4Способен планировать работы химической направленности, обрабатывать и интерпретировать полученные результаты с использованием теоретических знаний и практических навыков решения математических и физических задач
ОПК-4.1 Знает основные законы математики и физики
ОПК-4.2 Применяет законы математики и физики при планировании работы химической направленности
ОПК-4.3 Владеет методами обработки и интерпретации результатов химических наблюдений с использованием математических и физических законов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные типы химических процессов и реакторов, основы моделирования технологических процессов;
ограничения принципиального характера, возникающие при масштабировании процессов.
классификацию опасности веществ, принципы выявления и расчёта основных технических показателей.
признаки параметров технологического процесса.
3.2.Уметь:
3.2.1.пользоваться оборудованием и средствами измерений для проведения модельных ре6акций и процессов по известным методикам.
пользоваться оборудованием и средствами измерений для проведения модельных ре6акций и процессов по известным методикам.
анализировать причины нарушения параметров технологического процесса.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. оценки эффективности технологического процесса и методами устранения причин нарушения технологического процесса.
оценки безопасного проведения работ в лаборатории;
оценки причин нарушения параметров технологического процесса.
составления лабораторных установок из стандартных элементов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Содержание и задачи химической технологии
1.1. Предмет и задачи химической технологии. Химическая технология как наука. Химическое производство как сложная система. Краткие сведения по истории развития химической технологии. Значение химической технологии для народного хозяйства. Классификация химических производств Лекции 8 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.2. Консультации 8 6
1.3. Значение химической промышленности. Развитие химической промышленности в России. Химическое производство как сложная система, сырье и энергоресурсы в химической промышленности, фундаментальные критерии эффективности их использования, комплексное использование сырья, энерготехнологические схемы. Сам. работа 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 2. Закономерности и методы химической технологии. Термодинамические расчеты ХТП
2.1. Понятие о химико - технологическом процессе (ХТП). Элементы ХТП. Классификация ХТП. Технологический режим. Технологическая схема. Классификация химических реакций, лежащих в основе ХТП. Сущность и методы составления и изображения материальных и энергетических балансов. Лекции 8 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.2. Консультации 8 6
2.3. Практическое приложение химико- технологических процессов. Равновесие в ХТП Сам. работа 8 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.4. Технологические критерии эффективности ХТП: степень превращения исходного реагента, выход продукта, полная селективность, дифференциальная селективность, производительность, расходный коэффициент. Экономические критерии эффективности ХТП: удельные капитальные затраты, себестоимость, рентабельность. Значение термодинамических и кинетических (микро- и макро-) закономерностей для химической технологии. Макроскопическая теория физико-химических явлений как теоретическая база химической технологии Задачи, решаемые на основе законов химической термодинамики. Задачи, решаемые на основе законов химической кинетики Лекции 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.5. Консультации 8 6
2.6. Качество и себестоимость химической промышленности. Улучшение условий труда. Сам. работа 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.7. Термодинамические расчеты ХТП. Равновесие химических реакций. Способы смещения равновесия. Расчет термодинамических потенциалов и констант равновесия. Зависимость константы равновесия от температуры. Расчет тепловых эффектов реакций. Кинетические расчеты ХТП. Скорость ХТП. Движущая сила процесса. Коэффициент скорости процесса. Процессы, протекающие в диффузионной и кинетической области. Скорость гомогенных химических реакций. Основные постулаты химической кинетики. Кинетические уравнения в дифференциальной и интегральной форме. Механические, тепловые, массообменные и химические реакционные процессы Лекции 8 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.8. Консультации 8 6
2.9. Движущая сила процесса. Поверхность соприкасающихся фаз. Сам. работа 8 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.10. Измерение расхода реометром Лабораторные 8 2 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.11. Подготовка к лабораторной работе по теме "Измерение расхода реометром " Сам. работа 8 1 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.12. Оформление отчета по лабораторной работе по теме "Измерение расхода реометром " Сам. работа 8 1 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 3. Каталитические процессы. Химико-технологические системы
3.1. Способы измерения скорости химической реакции: влияние концентрации, температуры, катализаторов. Дифференциальная селективность и ее зависимость от концентрации, температуры, катализаторов. Определение оптимальных температур для обратимых химических реакций. Гетерогенные каталитические ХП. Скорость гетерогенных ХП, диффузионные стадии гетерогенных ХП. типы гетерогенных ХП. Гетерогенные ХП газ - твердое тело. Стадии процесса в рамках модели с фронтальным перемещением зоны реакции. Скорость основных стадий. Лекции 8 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.2. Консультации 8 6
3.3. Способы увеличения скорости процесса. Увеличение движущей силы. Сам. работа 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.4. Применение гетерогенных химических процессов на производствах. Практические 8 3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.5. История развития катализа. Модели катализа на твердых катализаторах. Сам. работа 8 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.6. Технический анализ воды Лабораторные 8 2 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.7. Подготовка к лабораторной работе по теме "Технический анализ воды " Сам. работа 8 1 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.8. Оформление отчета по лабораторной работе по теме "Технический анализ воды " Сам. работа 8 1 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.9. ХТС. Основные понятия системного подхода: система, элемент, подсистема, потоки, структура системы. Понятие ХТС. Создание ХТС. Математическая модель элементов и подсистем ХТС: анализ, синтез и оптимизация ХТС. Классификация моделей ХТС. Типы технологических связей. Технологические принципы создания ХТС: наилучшего использования сырья, рационального использования энергии, экологической безопасности. Лекции 8 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.10. Консультации 8 6
3.11. Схемы с открытой цепью. Циклические схемы. Сам. работа 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.12. Анализ твердого топлива Лабораторные 8 2 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.13. Подготовка к лабораторной работе по теме "Анализ твердого топлива " Сам. работа 8 1 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.14. Кинетические расчеты ХТП. Скорость ХТП. Движущая сила процесса. Коэффициент скорости процесса. Практические 8 2 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.15. Эффективность ХТП Практические 8 1 Л1.3
3.16. Оформление отчета по лабораторной работе по теме "Анализ твердого топлива " Сам. работа 8 2 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 4. Гидромеханические процессы
4.1. Значение макрокинетических закономерностей в химической технологии. Основные определения гидравлики. Физические свойства жидкостей. Лекции 8 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
4.2. Гидростатика. Дифференциальные уравнения равновесия Эйлера. Основное уравнение гидростатики и его практическое применение. Гидродинамика. Основные характеристики движения жидкостей. Установившиеся и неустановившиеся потоки. Понятие субстанциональной производной. Лекции 8 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
4.3. Режим движения жидкостей. Расход жидкости при установившемся ламинарном потоке. Уравнение стокса и Пуазейля. Уравнение неразрывности потока. Дифференциальные уравнения движения Эйлера. Уравнение Бернулли. Приложение уравнения Бернулли для измерения расхода и скорости жидкости. Дифференциальные уравнения движения Навье-Стокса Лекции 8 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 5. Моделирование ХТП
5.1. Моделирование как метод исследования процессов. Виды моделирования: физическое, математическое, требования к моделированию. Физическое моделирование. Теория подобия как научная основа физического моделирования. Условия подобия. Лекции 8 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
5.2. Теоремы подобия Ньютона, Подобные преобразования дифференциальных уравнений. Подобные преобразования уравнений Навье-Стокса. Основные критерии гидродинамического подобия. Критериальное уравнение гидродинамики. Лекции 8 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
5.3. Материальный баланс. Энергетический баланс. Сам. работа 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
5.4. Математическое моделирование как метод оптимизации ХТП. Понятие оптимума. Критерии оптимальности. Ограничения. Целевая функция и методы поиска ее экстремума. Лекции 8 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
5.5. Оформление отчета по лабораторной работе по теме "Каустификация содового раствора" Сам. работа 8 2 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 6. Тепловые процессы
6.1. Значение тепловых процессов в химической технологии. Общие сведения и определения. Тепловые балансы. Виды передачи тепла. Основное уравнение теплопередачи. Температурное поле и температурный градиент. Тепловое излучение газов. Передача тепла теплопроводностью. Закон Фурье. Дифференциальное уравнение теплопроводности. Уравнение теплопроводности плоской и цилиндрической стенки. Тепловое излучение. Общие сведения и определения. Закон Стефана-Больцмана. Закон Кирхгофа. Взаимное излучение двух, твердых тел. Лекции 8 1 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
6.2. Тепловые процессы на химических предприятиях России. Тепловые балансы. Приложение закона Фурье на практике. Тепловое излучение в природе и технике. Сам. работа 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
6.3. Передача тепла конвекцией (конвективный теплообмен). Закон охлаждения Ньютона. Дифференциальное уравнение конвективного теплообмена Фурье-Кирхгофа. Тепловое подобие. Конвективного теплообмена. Сложная теплоотдача. Лекции 8 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
6.4. Отклонение от закона Ньютона Взаимосвязь критериев теплового подобия. Сам. работа 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
6.5. Теплопередача. Теплопередача при постоянной температуре теплоносителей через плоскую цилиндрическую стенку. Теплопередача при переменной температуре теплоносителей. Уравнение теплопередачи при прямотоке и противотоке теплоносителей. Выбор взаимного направления теплоносителей. Лекции 8 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
6.6. Теплопередача при кипении и замерзании жидкостей. Теплообмен в неподвижном зернистом слое. Сам. работа 8 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
6.7. 2Гальваника Лабораторные 8 0 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
6.8. Оформление отчета по лабораторной работе по теме "Получение металлического покрытия электролитическим способом" Сам. работа 8 1 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 7. Массообменные процессы
Раздел 8. Химические реакторы
8.1. Основные типы химических реакторов: классификация химических реакторов и режимов их работы. Структура математической модели омического реактора. Уравнение материального баланса для элементарного объема химического реактора. Химические реакторы с идеальной структурой потоков в изотермическом режиме. Лекции 8 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
8.2. Реактор идеального смешения периодический (РИС-П). Реактор идеального смешения - непрерывный (РИС-Н). Среднее время пребывания. Реактор идеального вытеснения (РИВ). Сравнение эффективности РИС-Н и РИВ. Каскад РИС. Химические реакторы с неидеальной структурой потоков. Ячеечная модель. Однопараметрическая диффузионная модель. Тепловые режимы химических реакторов. РИС-Н в неизотермическом режиме. РИС-П в неизотермическом режиме. РИВ в неизотермическом режиме. Лекции 8 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
8.3. Ректификация. Ректификационные колонны. Дистилляция. Виды и характеристики дистилляторов. Сам. работа 8 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
8.4. Каустификация содового раствора Лабораторные 8 4 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1
8.5. Получение мыла Лабораторные 8 2 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
8.6. Оформление отчета по лабораторной работе по теме "Получение мыла" Сам. работа 8 1 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
8.7. Получение фенолформальдегидных смол Лабораторные 8 4 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
8.8. Оформление отчета по лабораторной работе по теме "Получение фенолформальдегидных смол" Сам. работа 8 2 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОПК-2 Способен проводить с соблюдением норм техники безопасности химический эксперимент, включая синтез, анализ, изучение структуры и свойств веществ и материалов, исследование процессов с их участием
ОПК-4 Способен планировать работы химической направленности, обрабатывать и интерпретировать полученные результаты с использованием теоретических знаний и практических навыков решения математических и физических задач
Тесты проверки остаточных знаний
№ вопрос Правильный ответ
1 Что старше в иерархии ХТС или ХТП ХТС
2 Чем обусловлено большое число моделей описания ХТП Большим числом задач при проектировании ХТП
3 Основные критерии эффективности ХТП Выход, степень превращения
4 В каких технологических процессах используется принцип комбинированных
и сбалансированных процессов Производство хлорвинила
5 Какие материалы используются для создания силовых конструкций ХТП конструкционные
6 Какие реакторы по времени функционирования существуют в классификации Периодические и непрерывные
7 Какие реакторы по механизму взаимодействия существуют в классификации Идеального смешения и идеального вытеснения
8 Что характеризует закон Паскаля Зависимость давления на стенки сосуда от высоты столба жидкости
9 Каким параметром оценивается эффективность ректификационной колонны Числом теоретических тарелок
10 Почему процесс синтеза аммиака проводят при очень высоком давлении Процесс идёт с уменьшением объёма




ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Чем отличается химико-технологического процесс от химико-технологической системы.
а иерархичеким соответствием
б количеством элементов
в этапами их создания

3. Виды моделей их особенности. Приведите самую известную
а математическая
б экономическая
в стилистическая
4. Что такое Степень превращения сырья.
а. количество продукта
б. отношение количества целевого продукта к общей сумме продуктов
в. отношение количества полезного продукта к общей сумме всех продуктов

6. Что такое Выход продукта.
а отношение практической массы к теоретически возможной
б отношение количества продукта к массе исходных веществ
в отношение количества целевого продукта к массе всех продуктов

6 Селективность процесса.
а отношение количества целевого продукта к сумме всех продуктов
б отношение количества целевого продукта к массе исходных веществ
в отношение количества целевого продукта к теоретической массе

7. Производительность процесса.
а. Количество продукта к единице объёма реактора
б Количество продукта в единицу времени
в количество продукта на единицу стоимости

8. Понятие эксергии.
а максимальная полезная работа
б максимальная производительность
в производительность без учёта тепловых потерь

9. Себестоимость.
а стоимость единицы оборудования
б стоимость единицы продукта
в стоимость единицы сырья

10 Закон Паскаля.
а.зависимость давления от прочности стенок сосуда
б зависимость давления от высоты столба жидкости
в зависимость давления от формы сосуда

11 Уравнение Бернулли.
а взаимосвязь потенциальной и кинетической энергии жидкости
б взаимосвязь скорости потока с формой сосуда
в взаимосвязь высоты столба жидкости и температуры

12 Теплопередача.
а.способность нагретого тела остывать
б способность холодного тела нагреваться
в способность нагретого тела передавать тепло холодному


13 способы перегонки нефти:
а атмосферная и вакуумная
б дефлегмационная
в конвективная и когнитивная



Вопросы для подготовки к зачёту
Роль и масштабы использования химических процессов в различных сферах материального производства. Сырьевая и энергетическая база химических производств. Тенденции развития техносферы и возрастающее значение проблем ресурсо- и энергосбережения, обеспечения безопасности химических производств, защиты окружающей среды.
Химическое производство как сложная система. Основные этапы создания химико-технологических систем (ХТС); принципы и общая стратегия системного подхода. Структурная иерархия технологических систем: молекулярные процессы – макрокинетика – аппараты – производства – глобальные проблемы развития техносферы. Роль математического моделирования в решении задач проектирования и эксплуатации ХТС.
Понятие химико-технологического процесса и химико-технологической системы.
Этапы создания химико-технологического процесса и химико-технологической системы.
Моделирование ХТС. Виды моделей их особенности.
Сырьевая база химической технологии. Классификация сырья. Классификация сырьевых ресурсов. Способы подготовки сырья.
Эффективность ХТП. Степень превращения сырья. Равновесная степень превращения. Выход продукта. Селективность процесса. Производительность и интенсивность процесса.
Понятие эксергии. Уравнения баланса эксергии. Эксергический баланс, эксергический КПД. Тепловой КПД.
Концепция полного использования сырьевых ресурсов.
Комбинированные и сбалансированные химико-технологические процессы, комплексное использование сырья.
Химическое материаловедение. Классификация материалов по назначению.
Экономика химического производства. Средства производства. Себестоимость. Время жизни технологии.
Гидростатика. Закон Паскаля. Гидродинамика. Уравнение непрерывности потока. Уравнение Бернулли. Число Рейнольдса.
Тепловые процессы. Теплопередача. Теплопроводность. Тепловое излучение.
Неорганические производства: серная кислота.
Производство связанного азота.
Переработка нефти: уровни переработки, продукты, принципы.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гумеров А.М. Математическое моделирование химико-технологических процессов: Учебные пособия Издательство "Лань", 2014 e.lanbook.com
Л1.2 В.Г. Айнштейн [и др.] Процессы и аппараты химической технологии. Общий курс. Книга 2 : Санкт-Петербург : Лань,, 2019 e.lanbook.com
Л1.3 В.Г. Айнштейн [и др.] Процессы и аппараты химической технологии. Общий курс. Книга 1 : Санкт-Петербург : Лань, 2019 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Пугачев В.М. Химическая технология : Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2014 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 В. А. Брамин, И. А. Штоббе, А. Ф. Антимонов Химическая технология и моделирование технологических процессов : вопросы контроля и метод. указания к выполнению лаборатор. работ: вопросы контроля и метод. указания к выполнению лаборатор. работ Барнаул. АлтГУ, 2009
Л3.2 Л. В. Фомина, В. А. Брамин Химическая технология и моделирование технологических процессов: метод. указания Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2004
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://e.lanbook.com
Э2 http://www.lib.asu.ru
Э3 http://www.rsl.ru
Э4 http://ben.irex.ru
Э5 http://www.gpntb.ru
Э6 http://ban.pu.ru
Э7 http://www.nlr.ru
Э8 http://www.elibrary.ru
Э9 http://www.chem.msu.su
Э10 http://www.lib.msu.su
Э11 http://www.kge.msu.ru
Э12 http://www.chem.port.ru/
Э13 http://www.ars.org/portalchemistry/
Э14 http://www.pstlib.nsc.ru/
Э15 http://www.poiskknig.ru
Э16 Химическая технология. Ресурс в программе MOODL portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
• Операционная система (Microsoft Windows и др.).
• Офисные приложения (Microsoft Office Word, Exel, PowerPoint и др.).

7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://www.chem.asu.ru/
2. http://www.chem.port.ru/
3. http://www.ars.org/portalchemistry/
4. http://www.pstlib.nsc.ru/
5. http://www.e.lanbook.com/
6. http://www.lib.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
108К лаборатория физической химии; лаборатория общей химической технологии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; весы ВЛР-200; весы НВ-600-М; кондуктометр «Анион 7020»; вытяжной шкаф (4 шт.); магнитная мешалка (2 шт.); мешалка верхнеприводная; электрическая плитка ОКА-4 (6 шт.); иономер ЭВ-74 (3 шт.); прибор М 2015 (6 шт.); электролизер; рефрактометр универсальный; прибор М 2020; водяная баня; муфельная печь; сушильный шкаф ПЭ-4610; насос Камовского; вольтметр Щ 4313; калориметр; микрокомпрессор. термостат жидкостный ТЖ-ТС-01,набор лабораторной посуды, реактивы, штативы для пробирок и пипеток, штативы с лапками для бюреток

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение курса «Химическая технология» является завершающим этапом химического образования, поскольку формирует важнейшие компетенции будущего специалиста. Подготовка к изучению данного курса предполагает восстановление знаний таких предметов как «Физика», «Математика», все химические дисциплины предшествующего времени обучения, включая курс «Высокомолекулярные соединения». Необходимо всестороннее рассмотрение каждого раздела изучаемой дисциплины на основе имеющихся учебников и учебных пособий. Курс разделён на несколько самостоятельных разделов, однако, применение знаний, умений и навыков требует комплексного подхода к проблеме создания, управления и совершенствования химическими процессами и системами. Ряд вопросов рассматривается на практических (семинарских) занятиях. Однако, наиболее важной и результативной практикой является подготовка к выполению и выполнение лабораторных работ. Подобные работы являются модельным отражением реального процесса, поэтому сознательное и комплексное рассмотрение вопроса позволяет сформировать способность адекватно реализовать профессиональные навыки в реальном производстве.
Рекомендованная литература и методические указания к лабораторным работам являются не единственным источником информации. Поэтому, рекомендуется, в процессе подготовки к практическим и лабораторным работам воспользоваться интернет ресурсами для более детального ознакомления с существом задачи и её особенностями.