МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные образовательные технологии в химии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.03.01. Химия
ПрофильАналитическая химия; Органическая и биоорганическая химия; Физическая химия и нанотехнологии функциональных материалов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план04_03_01_Химия_Профили-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 20
индивидуальные консультации 24
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 20 20 20 20
Консультации 24 24 24 24
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
кандидат хим. наук, доцент , Чепрасова Марина Юрьевна

Рецензент(ы):
кандидат хим. наук, доцент , Харнутова Елена Павловна

Рабочая программа дисциплины
Современные образовательные технологии в химии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 04.03.01 Химия (приказ Минобрнауки России от 17.07.2017 г. № 671)

составлена на основании учебного плана:
04.03.01 Химия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев Сергей Васильевич, доктор хим. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой Темерев Сергей Васильевич, доктор хим. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование и развитие общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов в сфере педагогического образования на основе изучения современных педагогических технологий и методических требований к их применению в школьном учебном процессе, необходимых для совершенствования и развития личностных качеств и успешного решения профессиональных типовых задач в сфере педагогического образования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен определять на основе анализа учебной деятельности обучающегося, оптимальные способы его обучения и развития
ПК-3.1 Знает методы преподавания и современные технологии в химическом образовании
ПК-3.2 Применяет методики преподавания, соответствующие поставленным целям и задачам, содержанию изучаемого предмета, теме урока, условиям и времени, отведённому на изучение темы
ПК-4Способен планировать специализированный образовательный процесс на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнять и модифицировать планирование
ПК-4.1 Знает государственные образовательные стандарты; программы дисциплин: принципы их построения, основные компоненты, структурирование содержательной части
ПК-4.2 Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- требования федерального государственного стандарта общего образования в части предметной области «химия» для всех ступеней образования в школе;
- цели, задачи и содержание по химии общего образования;
- содержание, структуру и методический аппарат учебных программ и школьных учебников по химии;
- методы и приемы обучения химии;
- основные организационные формы обучения и химии;
- методические требования по применению педагогических технологий в процессе обучения химии;
- основные качества современных педагогических технологий;
- классификацию педагогических технологий, в том числе инновационных;
- структуру педагогической технологии в области химических наук;
- содержание и методику проведения ученического эксперимента по химии;
- приемы организации познавательной деятельности обучающихся;
- основные типы, функции и формы контроля;
- общие и научно-теоретические основы обучения химии в школе,содержание курса химии, его структуру и принципы построения,
- методы отбора содержания курса химии и последовательность изложения материала, специфические закономерности обучения курсу химии, технику безопасности при проведении опытов по химии,
нормативную документацию, сопровождающую учебный процесс.
3.2.Уметь:
3.2.1.- планировать педагогическую деятельность;
- анализировать с теоретических позиций методики обучения химии школьные программы и учебники по химии, другие средства обучения;
- адаптировать имеющуюся или разработать авторскую учебную программу;
- оптимально выбирать метод обучения химии;
- уметь использовать современные педагогические технологии в процессе обучения химии;
- организовывать учебный процесс с использованием современных педагогических технологий;
- применять различные формы контроля и различные шкалы оценивания знаний учащихся и собственной деятельности;
- вырабатывать критерии отбора материала курса химии,разрабатывать содержание и структуру курса химии в зависимости от типа учебного заведения и целей обучения, формировать интерес обучающихся к предмету, оборудовать и рганизовывать ученический эксперимент, а также исследовательскую работу учащихся по химии.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- во владении различными техниками и методиками обучения, воспитания и развития с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся;
- владеть навыками применения современных педагогических технологий в процессе обучения химии;
- владеть способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы).

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Современные образовательные технологии в изучении химии. Классификация.
1.1. Основные понятия, классификация, методология и области применения образовательных технологий Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Принципы развития инновационных технологий в изучении химии Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
1.3. Развитие познавательных и творческих интересов у учащихся при изучении химиии Сам. работа 6 4 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Технология личностно-ориентированного обучения
2.1. Использование личностно- ориентированного обучения на уроках химии: цели, задачи,классификация ожидаемый результат. Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
2.2. Организация личностно- ориентированного урока:структура деятельности учителя и учащихся. Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
2.3. Разработка урока, проекта с использованием технологии личностно-ориентированного обучения Сам. работа 6 6 Л1.1, Л2.1
2.4. Консультации 6 6 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Технология обучения в сотрудничестве
3.1. Использование технологии сотрудничества на уроках химии. Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
3.2. Разработка плана-конспекта урока с использованием технологии сотрудничества Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Технология проблемного обучения
4.1. История развития представлений о проблемном обучении. Способы организации проблемного обучения Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
4.2. Практическое использование методики проблемного обучения в курсе химии Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
4.3. Разработка урок, с использованием проблемного обучения Сам. работа 6 4 Л1.1, Л2.1
4.4. Консультации 6 6 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Технология разноуровневого обучения
5.1. Использование технологий, методов, приемов, техник дифференциации обучения химии на разных этапаъх урока химии Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
5.2. Применение и разработка разноуровневых заданий ддля контроля и самоконтроля при изучении химии Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
5.3. Подготовка тестовых занятий, разноуровневых контрольных и самостоятельных работ, рейтинговых заданий и т.д., с применением технологий разноуровневого обучения Сам. работа 6 2 Л1.1, Л2.1
5.4. Консультации 6 6 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Технология исследовательского обучения
6.1. Механизм интеграции проектной деятельности в образовательный процесс. Результаты применения метода проектов Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
6.2. Исследовательская деятельность учащихся по химии Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
6.3. Разработка урока, проекта с использованием проектной технологии Сам. работа 6 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Технология модульного обучения
7.1. Использование технологий, методов, приемов, техник модульного обучения химии на разных этах урока химии Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
7.2. Технология модульного обучения, как метод улучшения качества получаемых знаний по химии. Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
7.3. Подготовка тестовых заданий, с применением технологий модульного обучения Сам. работа 6 2 Л1.1, Л2.1
7.4. Консультации 6 6 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9887

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ ПК-3: Способен определять на основе анализа учебной деятельности обучающегося, оптимальные способы его обучения и развития

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1.Особенности технологии обучения в сотрудничестве (выберите несколько ответов):
a. Успех приходит только при условии, что и остальные члены группы достигают своих целей.
b. Работая в коллективе, появляется необходимость думать не только о собственном благе, но и о благе тех, кто трудится рядом.
c. Создаются условия для позитивного взаимодействия между учащимися в процессе достижения общей цели.
d. Слабо развиваются коммуникативные навыки и умения у школьников.
Правильный ответ: abc

2. Технология обучения в сотрудничестве - это...
a. Организация работы ученика полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога), когда он достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
b. Организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
c. Совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей.
d. Организация самостоятельной поисковой деятельности учащихся по добыванию ими новых знаний и способов действий.
Правильный ответ: с

3. Проблемная ориентация в обучении химии - это...
a. Организация работы ученика полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога), когда он достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
b. Организация самостоятельной поисковой деятельности учащихся по добыванию ими новых знаний и способов действий.
c. Совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей.
d. Организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
Правильный ответ: b

4. Учебная проблема – это …:
a. Совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных школьникам фактов, теоретических знаний и способов деятельности.
b. Демонстрация или сообщение учащимся фактов, для объяснения которых они нуждаются в новой, пока неизвестной им информации.
c. Форма практической реализации, возникшей в процессе усвоения учебного материала проблемной ситуации, определяющую направление умственного поиска, побуждающую к познанию неизвестного, ведущую к усвоению нового понятия, ведущую к усвоению способа действия.
d. Возникновение определённого психического состояния интеллектуального затруднения, сопровождающегося возбуждением познавательной активности.
Правильный ответ: с

5. Особенности проблемного урока (выберите несколько ответов):
a. Структура урока носит формальный характер, шаблона, последовательность элементов постоянна.
b. Направлен на усвоение новых знаний и повторение пройденного материала.
c. Обеспечивает осознанное усвоение новых знаний, способов действий и ценностных отношений учащихся, их развитие, приобретение опыта творческой деятельности.
d. Целесообразная самостоятельная деятельность учащихся по добыванию, усвоению и применению новых знаний.
Правильный ответ: cd

6. Исследовательская деятельность учащихся - это...
a. Совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных школьникам фактов, теоретических знаний и способов деятельности.
b. Организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
c. Совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей.
d. Организация работы ученика полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога), когда он достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
Правильный ответ: а

7. Модульное обучение...
a. Совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей.
b. Организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
c. Организация работы ученика полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога), когда он достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
d. Совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных школьникам фактов, теоретических знаний и способов деятельности.
Правильный ответ: с

8. Отличия модульного обучения от традиционного (выберите несколько ответов):
a. Меняется форма общения учителя и ученика.
b. Ученик работает максимум времени самостоятельно.
c. Временная единица учебного процесса - урок.
d. Содержание представляется в законченных самостоятельных комплексах.
Правильный ответ: abd

9. Принцип гибкости в рамках технологии модульного обучения определяет правила (выберите несколько ответов):
a. Требуется индивидуальный контроль и самоконтроль после достижения определённой цели обучения.
b. Конструируя элементы различных модулей, можно создавать новые модули.
c. Модуль должен быть представлен в такой форме, чтобы его элементы могли быть легко заменены.
d. Содержание каждого учебного элемента, каждого модуля может легко изменяться или дополняться
e. Методическая часть модуля должна строиться таким образом, чтобы обеспечить индивидуализацию технологии учения.
f. При индивидуализации содержания обучения необходима исходная диагностика знаний по критерию базовой подготовленности, которая должна быть организована таким образом, чтобы по её результатам можно было легко построить индивидуализированную структуру конкретного модуля.
Правильные ответ: aef

10. Игры в обучении...
a. Совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных школьникам фактов, теоретических знаний и способов деятельности.
b. Совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей.
c. Организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
d. Организация работы ученика полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога), когда он достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
e. Модель коллективного поиска оптимального решения поставленной задачи в условиях объективно существующих противоречий и межличностных конфликтов.
Правильный ответ: е

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ ПК-4: Способен планировать специализированный образовательный процесс на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнять и модифицировать планирование

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Условия возникновения проблемной ситуации на уроке (выберите несколько ответов):
a. Владение учеником определённым минимумом исходных знаний, необходимых для начала поиска.
b. Класс разбивается на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает одно задание, которое является под заданием большой темы; в результате работы отдельных групп и всех групп вместе, в целом достигается изучение нового материала.
c. Наличие на уроке благоприятной и комфортной эмоциональной атмосферы.
d. Владение учеником некоторым опытом активной познавательной деятельности.
Правильный ответ: acd

2. Вопросы или задачи не могут быть отнесены к проблемным (выберите несколько ответов).
a. Вопрос требует репродуктивного ответа.
b. Расчетные задачи, имеющие все данные для своего решения, требующие проведения только вычислений по химической формуле или уравнению химической реакции.
c. Вопрос требуют размышлений и поисков, обобщения или аналогий, вызывают познавательный интерес.
d. Задача содержит определённые противоречивые данные.
e. Экспериментальные задачи, в которых предусматривается проведение исследования на основе известных условий и методов работы и подтверждение установленных теоретических положений.
Правильный ответ: abe

3. Достоинства ученического исследования (выберите несколько ответов):
a. Выработка у учащихся умений строить логическую цепь рассуждений при выполнении заданий.
b. Невозможность применять различные методические приёмы
c. Позволяет осуществить в обучении максимальную самостоятельность и творческую активность учащихся.
Правильный ответ: ac

4. Подготовка к ученическому исследованию проходит через…(выберите несколько ответов)
a. умение пользоваться только отдельными исследовательскими приёмами
b. формирование и развитие у школьников умений систематизировать изучаемый материал
c. выработку умений доказывать правильность предположений
d. возможность направлять и активизировать мыслительную деятельность школьников
e. выработку у учащихся умения совершать действия по плану
Правильный ответ: bcde

5. Цели модульного обучения (выберите несколько ответов):
a. комфортный темп работы обучаемого
b. гибкое построение содержания обучения
c. достижение высокого уровня конечных результатов
d. определение обучаемым своих возможностей
e. выявление неуспевающих учащихся
Правильные ответы: abcd

6. Модуль в своём составе содержит обязательные компоненты (выберите несколько ответов):
a. Психолого-педагогическую характеристику класса.
b. Целевой план действий.
c. Банк информации.
d. Методическое руководство по достижению дидактических целей.
Правильный ответ: bcd

7. Принцип динамичности в рамках технологии модульного обучения определяет правила (выберите несколько ответов):
a. Методическая часть модуля должна строиться таким образом, чтобы обеспечить индивидуализацию технологии учения.
b. Модуль должен быть представлен в такой форме, чтобы его элементы могли быть легко заменены.
c. Конструируя элементы различных модулей, можно создавать новые модули.
d. Содержание каждого учебного элемента, каждого модуля может легко изменяться или дополняться
e. При индивидуализации содержания обучения необходима исходная диагностика знаний по критерию базовой подготовленности, которая должна быть организована таким образом, чтобы по её результатам можно было легко построить индивидуализированную структуру конкретного модуля.
Правильный ответ: bcd

8. Психологические особенности использования дидактических игр в обучении (выберите несколько ответов):
a. Игра должна быть построена на интересе, на удовольствии.
b. Добровольный и спонтанный вид деятельности
c. Отсутствие свободного выбора в ходе игры.
d. Цель игры должна быть достижимой
Правильный ответ: abd

9. Дифференцированное обучение - это...
a. Совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных школьникам фактов, теоретических знаний и способов деятельности.
b. Совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей.
c. Технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности.
d. Организация работы ученика полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога), когда он достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
Правильный ответ: с

10. Индивидуальные различия учащихся чётко проявляются по следующим показателям (выберите несколько ответов):
a. Обучаемость.
b. Учебные умения.
c. Познавательные интересы.
d. Обученность, которая состоит как из программных, так и внепрограммных знаний, умений и навыков.
с. Умение делать конспект.
Правильный ответ: abcd
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 6 семестра зачета.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Зачтено" - верно выполнено более 50% заданий; "не зачтено"- верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пак М.С. Теория и методика обучения химии: учебник: Издательство "Лань", 2018 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Пак М.С. Педагогическая диагностика в химическом образовании: Практикум: 2018-04-11: Учебные пособия Издательство "Лань", 2018 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э2 ЭБС «Лань» e.lanbook.com
Э3 Курс в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
В процессе лекционных и семинарских занятий используется следующее программное обеспечение:
- программы, демонстрации видео материалов (например, проигрыватель «Windows Media Player»);
- программы для демонстрации и создания презентаций (например, «Microsoft PowerPoint»).
операционная система Microsoft Windows XP Professional Russian;
- операционная система Microsoft Windows Professional 7 Russian.
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4. Интернет библиотека Интернет библиотека электронных книг Elibrus (http://elibrus.1gb.ru/psi.shtml)
5. Иванов И.П. Коллективная творческая деятельность (http://archive.1september.ru/upr/1999/upr41.htm)
6. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации (http://www.mon.gov.ru)
7. Образовательное сетевое сообщество – «Сеть творческих учителей». (http://www.it-n.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
106аК учебная аудитория кафедры физической и неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 2 шт.; доска маркерная - 1 шт.; проектор: марка Optoma - 1 единица; стационарный экран; модели кристаллических структур; набор моделей атомов со стержнями для составления моделей молекул, деревянные модели кристаллов; дифрактограммы веществ; таблицы Гиллера; числовые ключи Ханаваля; алфавитный указатель; рентгеновская картотека JCPDS.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)
Оценка результатов самостоятельной работы организуется как единство двух форм контроля самостоятельной работы: организация самоконтроля обучающихся и контроль со стороны преподавателя. Организация самоконтроля зависит от степени предварительной подготовки в период обучения в вузе и определенных качеств личности, ответственности за результаты своего обучения, заинтересованности и мотивации в положительной оценке своего труда. Основная задача преподавателя состоит в том, чтобы создать необходимые условия для организации и выполнения самостоятельной работы, что выражается, прежде всего, в максимально-возможном учебно-методическом обеспечении и правильном использовании различных стимулов для реализации самостоятельной работы (рейтинговая система). Особое внимание должно уделяться созданию заинтересованной и благожелательной атмосферы в процессе проведения контроля знаний при оценке самостоятельной работы при проведении практических семинаров, лабораторных работ и проведения консультаций. По окончании изучения дисциплины проводится промежуточная аттестации. Таким образом, усвоение учебного предмета в процессе самостоятельного изучения учебной и научной литературы является и подготовкой к зачету и экзамену. Обучающийся, показавший высокий уровень владения знаниями, умениями и владениями по предложенному вопросу, считается успешно освоившим учебный курс. В случае большого количества затруднений при раскрытии предложенного на зачёте или экзамене вопроса обучающемуся предлагается повторная подготовка и повторная сдача зачета. Для успешного овладения курсом необходимо выполнять следующие требования:
1) посещать все занятия, т.к. весь тематический материал взаимосвязан между собой и теоретического овладения пропущенного недостаточно для качественного усвоения;
2) все рассматриваемые на практических занятиях вопросы обязательно фиксировать в отдельную тетрадь и сохранять ее до окончания обучения в вузе;
3) обязательно выполнять все домашние задания;
4) проявлять активность на занятиях и при подготовке, т.к. конечный результат овладения содержанием дисциплины необходим, в первую очередь, самому обучающемуся;
5) в случаях пропуска занятий, по каким-либо причинам, обязательно самостоятельно изучить информацию по пропущенному занятию и сдать выполненные задания преподавателю во время индивидуальных консультаций.

Методические рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Необходимо помнить, что посещение лекций является обязательным и, в случае пропуска лекции, обучающийся должен изучить ее содержание самостоятельно. Перед началом курса, на вводной лекции преподаватель, сообщает о форме, в которой будет проводиться диалог с обучающимися на лекционных занятиях. Обучающиеся получают право задавать вопросы по теме лекции только после ее окончания. Специально для этой цели
преподаватель в обязательном порядке оставляет 5- 10 минут в конце лекции. Обучающимся необходимо записывать все возникающие по ходу лекции вопросы, а затем, с разрешения преподавателя, задать их. Если после первоначального объяснения преподавателя остались невыясненные положения, их стоит уточнить. В то же время, следует задавать лишь действительно важные вопросы – остальные менее значительные с пользой для всех могут быть разобраны на практическом занятии. Материал, излагаемый преподавателям, необходимо конспектировать. Для этого следует помнить, что конспект – не дословно записанная речь преподавателя, а сжатое, ёмкое смысловое содержание лекции, включающее основные ее аспекты, дополнительные пояснения лектора и пометки самого автора конспекта, то есть обучающегося. Рекомендуется вести конспект лекции следующим образом: Каждый смысловой раздел целесообразно начинать с абзаца с новой строки. При появлении интересных мыслей, вопросов по поводу соответствующей информации, или услышав важный комментарий преподавателя, обучающийся может отметить это таким образом, чтобы было ясно, к какому разделу лекции эти пометки относятся, насколько важными их считает преподаватель, какое внимание следует уделить подробному их анализу, изучению. Кроме того, позже, при самостоятельном изучении соответствующей теме учебной и научной литературы, рекомендуется делать дополнительные пометки, которые помогут качественно подготовиться к контролю знаний (сноски на страницы учебника, монографии, альтернативные или сходные авторские определения, примеры, статистические данные и прочее). В зависимости от значимости текста целесообразно выделять его цветным маркером. В случае, когда преподаватель даёт лекции не в традиционной, а в интерактивной форме, необходимо внимательно выслушать правила и активно работать, выполняя указания преподавателя.

Методические рекомендации по подготовке к практическим/лабораторным занятиям
Подготовка к практическому занятию, основной задачей которого является углубление знаний по дисциплине, в основном, должна основываться на конспектах лекций, учебном материале, а также на новейших источниках – статьях из рекомендованных журналов, материалах сети «Интернет». Кроме того, практическое занятие может включать и мероприятия по контролю знаний по дисциплине в целом. Ввиду ограниченного количества времени предполагается тестовый контроль, в ходе которого выявляется степень усвоения студентами понятийного аппарата и знаний дисциплины в целом. При подготовке к практическому занятию обучающийся должен изучить все вопросы, предлагаемые по данной теме и заполнить рабочую тетрадь. При этом обучающийся должен иметь конспект лекций и сделанные конспекты вопросов, рекомендованные для практического занятия.