МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Неорганическая химия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической и неорганической химии
Направление подготовки04.03.01. Химия
ПрофильТеоретическая и экспериментальная химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость15 ЗЕТ
Учебный план04_03_01_Химия_ТиЭХ-2022
Часов по учебному плану 540
в том числе:
аудиторные занятия 216
самостоятельная работа 140
индивидуальные консультации 130
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2, 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 22,5 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 36 36 48 48 84 84
Лабораторные 40 40 62 62 102 102
Практические 10 10 20 20 30 30
Сам. работа 53 53 87 87 140 140
Консультации 50 50 80 80 130 130
Часы на контроль 27 27 27 27 54 54
Итого 216 216 324 324 540 540

Программу составил(и):
доктор химических наук, профессор, Новоженов В. А.;кандидат химических наук, доцент, Стручева Н.Е.

Рецензент(ы):
доктор химических наук, профессор, Смагин В. П.

Рабочая программа дисциплины
Неорганическая химия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 04.03.01 Химия (приказ Минобрнауки России от 17.07.2017 г. № 671)

составлена на основании учебного плана:
04.03.01 Химия
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 04.07.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Безносюк С.А., доктор физ-мат. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 04.07.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Безносюк С.А., доктор физ-мат. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дать студенту сведения
- о строении атома;
- о периодическом законе и периодической системе элементов Д.И.Менделеева;
- о химической связи;
- об основах химии твердого тела,
- началам химической термодинамики, кинетики и механизмам химических реакций; -
- о растворах;
- об основных понятиях геохимии и радиохимии;
- о свойствах химических элементов;
- об особенностях химии элементов-металлов и элементов-неметаллов;
-о строении комплексных соединений;
- о методах исследования неорганических соединений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен анализировать и интерпретировать результаты химических экспериментов, наблюдений и измерений
ОПК-1.1 Знает основы фундаментальных разделов химии
ОПК-1.2 Систематизирует и анализирует результаты химических экспериментов, наблюдений, измерений с использованием теоретических основ традиционных и новых разделов химии
ОПК-1.3 Формулирует заключения и выводы по результатам анализа литературных данных, собственных экспериментальных и расчетно-теоретических работ химической направленности
ОПК-2Способен проводить с соблюдением норм техники безопасности химический эксперимент, включая синтез, анализ, изучение структуры и свойств веществ и материалов, исследование процессов с их участием
ОПК-2.1 Знает нормы техники безопасности при работе с химическими веществами
ОПК-2.2 Умеет проводить синтез и анализ веществ и материалов разной природы с использованием имеющихся методик
ОПК-2.3 Владеет навыками соблюдения техники безопасности при проведении химического эксперимента
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- Знает основы фундаментальных разделов химии.

- Знает нормы техники безопасности при работе с химическими веществами
3.2.Уметь:
3.2.1.- Систематизирует и анализирует результаты химических экспериментов, наблюдений, измерений с использованием теоретических основ традиционных и новых разделов химии.

- Умеет проводить синтез и анализ веществ и материалов разной природы с использованием имеющихся методик.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- Формулирует заключения и выводы по результатам анализа литературных данных,собственных экспериментальных и расчетно-теоретических работ химической направленности.

- Владеет навыками соблюдения техники безопасности при проведении химического эксперимента

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Растворы
1.1. Растворы. Виды растворов. Растворы в жидкостях Лекции 2 2 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л1.2, Л3.3
1.2. Закономерности образования растворов Лекции 2 4 Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л3.3
1.3. Концентрации растворов Лекции 2 2 Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л3.3
1.4. Свойства растворов неэлектролитов Лекции 2 2 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л1.2, Л3.3
1.5. Свойства растворов электролитов Лекции 2 2 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л1.2, Л3.3
1.6. Протолитическая теория кислот и оснований. Другие теории кислот и оснований Лекции 2 2 Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л3.3
1.7. Подготовка к лабораторной работе "Электролитическая диссоциация" Сам. работа 2 4 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л2.1, Л3.3
1.8. Электролитическая диссоциация Лабораторные 2 4 Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л1.2, Л3.3
1.9. Подготовка по теме "Свойсива растворов неэлектролитов" Сам. работа 2 4 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
1.10. Свойства растворов неэлектролитов Лабораторные 2 4 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
1.11. рН. Гидролиз Лекции 2 2 Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л3.3
1.12. рН растворов Лабораторные 2 4 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
1.13. Подготовка к лабораторной работе "РН растворов" Сам. работа 2 4 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
1.14. Подготовка к лабораторной работе "ПР" Сам. работа 2 4 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
1.15. Произведение растворимости труднорастворимых веществ Лекции 2 2 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2
1.16. Произведение растворимости Лабораторные 2 4 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
1.17. Подготовка к лабораторной работе "Гидролиз солей" Сам. работа 2 4 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
1.18. Гидролиз Лабораторные 2 4 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л2.1, Л3.3
1.19. Подготовка к теме "Окислительно-восстановительные реакции Сам. работа 2 4 Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л3.3
1.20. Окислительно-восстановительные реакции Лекции 2 4 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
1.21. Влияние условий на протекание ОВР Лекции 2 2 Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л3.3
1.22. Электролиз как электрохимический процесс. Электролиз растворов и расплавов солей. Лекции 2 4 Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л3.3
1.23. Окислительно-восстановительные реакции Лабораторные 2 4 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
1.24. Окислительно-восстановительные реакции Лабораторные 2 4 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
1.25. Зачетное занятие по технике лабораторных работ и растворам Лабораторные 2 4 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
1.26. Консультации 2 20 Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Химическая связь
2.1. Подготовка к семинару " Метод ВС" Сам. работа 2 4 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
2.2. Метод валентных связей Практические 2 2 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
2.3. Подготовка к семинару "Свойства химических связей" Сам. работа 2 4 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
2.4. Свойства химической связи Практические 2 2 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
2.5. Подготовка к семинару по пространственной геометрии молекул Сам. работа 2 4 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
2.6. Геометрия молекул Практические 2 2 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
2.7. Подготовка к семинару "Метод Молекулярных орбиталей Сам. работа 2 3 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
2.8. Метод молекулярных орбиталей Практические 2 2 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
2.9. Металлическая связь. Металлы, полупроводники, диэлектрики Сам. работа 2 4 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
2.10. Силы межмолекулярного взаимодействия Сам. работа 2 4 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
2.11. Консультации 2 20 Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Распространенность элементов в природе
3.1. Распространенность элементов в природе Лекции 2 2 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
3.2. Происхождение и распространенность элементов в природе Сам. работа 2 2 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
Раздел 4. Химия элементов
4.1. Водород Лекции 2 2 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
4.2. Водород, его свойства, применение Сам. работа 2 2 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
4.3. Общая характеристика s-элементов s-элементы 1 группы s-элементы II группы Лекции 2 4 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
4.4. Элементы 1-2 групп Практические 2 2 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
4.5. Элементы 1-2 групп Сам. работа 2 2 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
4.6. Щелочные металлы Лабораторные 2 4 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2
4.7. Магний, щелочно-земельные металлы Лабораторные 2 4 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2
4.8. Консультации 2 10 Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.1, Л1.2
4.9. Подготовка к лабораторной работе Сам. работа 3 4 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2
4.10. Общая характеристика р-элементов Лекции 3 4 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2
4.11. р-элементы XIII группы Лекции 3 2 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
4.12. Р-элементы XIII-XIV групп Сам. работа 3 2 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
4.13. Подготовка к лабораторной работе Сам. работа 3 4 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
4.14. Бор Лабораторные 3 4 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
4.15. Подготовка к лабораторной работе Сам. работа 3 4 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2
4.16. Алюминий Лабораторные 3 4 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2
4.17. р-элементы XIV группы Лекции 3 2 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2
4.18. Р-элементы XIII-XIV групп, соединения, свойства Практические 3 2 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
4.19. Подготовка к лабораторной работе Сам. работа 3 4 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
4.20. Углерод. Кремний Лабораторные 3 4 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
4.21. Подготовка к лабораторной работе Сам. работа 3 4 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
4.22. Олово. Свинец Лабораторные 3 4 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
4.23. р-элементы XV группы Лекции 3 4 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
4.24. Общая характеристика р-элементов XV группы Практические 3 2 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
4.25. Подготовка к семинару Сам. работа 3 2 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
4.26. Подготовка к лабораторной работе "Азот" Сам. работа 3 4 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
4.27. Азот Лабораторные 3 4 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2
4.28. Подготовка к лабораторной работе "Фосфор. Элементы подгруппы мышьяка Сам. работа 3 4 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2
4.29. р-элементы XVI группы Лекции 3 4 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
4.30. Подготовка к семинару "Р-элементы XVI группы Сам. работа 3 2 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
4.31. Р-элементы XVI группы Практические 3 2 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
4.32. Подготовка к лабораторной работе "Сера" Сам. работа 3 4 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
4.33. Сера Лабораторные 3 4 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
4.34. р-элементы XVII группы Лекции 3 2 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
4.35. Подготовка к семинару "Галогены" Сам. работа 3 2 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
4.36. Галогены. Инертные газы Практические 3 2 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
4.37. Подготовка к лабораторной работе Галогены" Сам. работа 3 4 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л1.2
4.38. Галогены Лабораторные 3 4 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л1.2
4.39. Гелий и р-элементы XVIII группы Лекции 3 2 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л1.2, Л3.3
4.40. Консультации 3 40 Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.1, Л1.2
4.41. Общая характеристика d-элементов Лекции 3 2 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
4.42. Подготовка к семинау "Элементы III-IV групп Сам. работа 3 2 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
4.43. d-элементы III-IV групп Практические 3 2 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
4.44. Подготовка к лабораторной работе "Элементы группы титана" Сам. работа 3 4 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
4.45. Элементы группы титана Лабораторные 3 4 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
4.46. d-элементы V группы Лекции 3 4 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
4.47. Подготовка к семинару "d-элементы V группы" Сам. работа 3 2 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
4.48. d-элементы V группы Практические 3 2 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
4.49. Подготовка к лабораторной работе "d-элементы V группы Сам. работа 3 4 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л1.2, Л3.3
4.50. d-элементы V группы Лабораторные 3 4 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л1.2, Л3.3
4.51. d-элементы VI группы Лекции 3 4 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
4.52. Подготовка к семинару "d-элементы VI группы" Сам. работа 3 2 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
4.53. d-элементы VI группы Практические 3 2 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
4.54. Подготовка к лабораторной работе "d-элементы VI группы" Сам. работа 3 4 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л1.2, Л3.3
4.55. d-элементы VI группы (Хром, молибден, вольфрам" Лабораторные 3 4 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
4.56. d-элементы VII группы Лекции 3 2 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
4.57. Подготовка к семинару "d-элементы VII группы" Сам. работа 3 2 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
4.58. d-элементы VII группы Практические 3 2 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2
4.59. Подготовка к лабораторной работе "Марганец" Сам. работа 3 4 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
4.60. Марганец Лабораторные 3 6 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2
4.61. d-элементы VIII групп Лекции 3 2 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
4.62. d-элементы IX группы Лекции 3 2 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
4.63. d-элементы X группы Лекции 3 2 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
4.64. Подготовка к семинару "d-элементы VIII - X группы" Сам. работа 3 2 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
4.65. Подготовка к лабораторной работе "Железо, кобальт, никель" Сам. работа 3 4 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
4.66. Железо, кобольт, никель Лабораторные 3 6 Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л1.2
4.67. d-элементы VIII - X группы Практические 3 2 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
4.68. Подготовка к лабораторной работе "Элементы группы меди, цинка" Сам. работа 3 4 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
4.69. d-элементы XI группы Лекции 3 2 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
4.70. d-элементы XI-XII групп Практические 3 2 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л2.1
4.71. Элементы группы меди. Элементы подгруппы цинка Лабораторные 3 4 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2
4.72. d-элементы XII группы Лекции 3 2 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
4.73. Подготовка к семинару "d-элементы XII группы" Сам. работа 3 2 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
4.74. Комплексные соединения Лекции 3 6 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л2.1, Л3.3
4.75. Подготовка к семинару "Комплексные соединения" Сам. работа 3 2 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л2.1, Л3.3
4.76. Консультации 3 40 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.1, Л1.2
4.77. Подготовка к лабораторной работе "Комплексные соединения" Сам. работа 3 5 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
4.78. Комплексные соединения Лабораторные 3 4 Л1.1, Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
4.79. Итоговое занятие Лабораторные 3 2 Л1.1, Л3.4, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л3.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=375

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1 Способен анализировать и интерпретировать результаты химических экспериментов, наблюдений и измерений
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Соль, образованная катионом слабого основания и анионом слабой кислоты, подвергается гидролизу по
а) катиону
б) аниону
в) катиону и аниону
г) не подвергается гидролизу
Ответ: в
2. Хлорид алюминия нельзя получить взаимодействием между собой двух веществ, формулы которых:
а) Al2O3 и HCl
б) Al и Cl2
в) Al и HCl
г) Al2O3 и Cl2
Ответ: г
3. Реакция не происходит между
а) MnSO4 + H2S + H2O →
б) KMnO4 + H2C2O4 + H2O →
в) KMnO4 + FeSO4 + H2O →
г) KMnO4 + MnSO4 + H2O →
Ответ: а
4. Укажите координационное число центрального атома и его заряд в соединении Na4[HfF8]
а) 7, +3
б) 4, +4
в) 8, +3
г) 8, +4
Ответ: г
5. С концентрированной соляной кислотой с выделением хлора взаимодействуют все вещества в приведенном перечне:
а) CrO3; К2Сг2О7; СrС13
б) КМnО4; Мn2О3; МnО2
в) Fe2O3; Fe, Fe(OH)3
Ответ: б
6. Для смещения равновесия реакции гидролиза Al2(SO4)3 + H2O →
влево в сторону образования Al2(SO4)3 нужно добавить
а) H2SO4
б) Na2S
в) HNO3
г) Н2О
Ответ: а
7. Лакмус в растворе сульфата аммония имеет окраску
а) фиолетовую
б) синюю
в) бесцветную
г) красную
д) желтую
Ответ: г
8. Укажите, к какому из s-элементов II группы приложима следующая характеристика: элемент входит в состав соединений в виде двухзарядного катиона, у него слабо выражена способность к комплексообразованию, металл химически весьма активен, атомы в газообразном состоянии не образуют молекул, элемент образует устойчивый пероксид, при растворении в воде оксида образуется щелочь, гидрид имеет ионную структуру
а) Ba
б) Ca
в) Mg
г) Sr
Ответ: а
9. Укажите, какие орбитали в атоме заполняются электронами раньше: 4s, 3d, 4f или 5р
а) 3d
б) 4s
в) 4f
г) 5p
Ответ: б
10. Наибольшую энергию диссоциации имеет молекула:
а) F2
б) С12
в) Вг2
г) I2
Ответ: б
11. Значение рН раствора соли, образованной катионом слабого основания и анионом сильной кислоты
а) рН < 7
б) pH = 7
в) pH> 7
Ответ: в
12. Укажите среду раствора соли, образованной катионом слабого основания и анионом слабой кислоты, если Кд(кисл) = Кд(осн)
а) слабокислая
б) нейтральная
в) слабощелочная
Ответ: б
13. Если pН = 12, то [H+] равна
а) 10-7 моль/л
б) 10-12 моль/л
в) 10-2 моль/л
г) 10-6 моль/л
Ответ: б
14. Железо может вытеснить все металлы из растворов их солей ряда:
а) NaCl, MgSO4, ZnSO4, Pb(NO3)2, CuCl2
б) BaCl2, AlCl3, CoSO4, AgNO3, Hg(NO3)2
в) CuSO4, Pb(NO3)2, NiCl2, SnCl2, AgNO3
г) Li2SO4, Ca(NO3)2, ZnCl2, Pb(NO3)2, Cu(NO3)2
Ответ: в
15. Из технического сульфида железа массой 3 кг, в котором массовая доля FeS составляет 95%, можно получить сероводород объемом .... (л) (н.у.)
а) 600 л
б) 650 л
в) 675 л
г) 700 л
д) 725 л
Ответ: д

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85 % - отлично
70 % - хорошо
50 % - удовлетворительно
Менее 50 % - неудовлетворительно

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. При синтезе оксида алюминия по схеме
Al2(SO4)3 + NaOH(изб) → Al(OH)3(t) → Al2O3
выход продукта оказался существенно ниже теоретически возможного из-за того, что
Ответ: Для реакции получения гидроксида алюминия был взят концентрированный раствор щелочи.
2. В реакции Na2SO3 + KMnО4 + H2SО4 → Na2SО4 +K2SО4 +MnSО4 + H2О окислителем является
Ответ: KMnО4
3. Иодид-ион в ОВР может быть
Ответ: только восстановителем.
4. Какая концентрация применяется в уравнении произведения растворимости?
Ответ: молярная
5. Укажите верное выражение для произведения растворимости ПР соли Ag2SO4
Ответ: [2Ag+]2 ∙[SO42-]
6. Атом, содержащий 14 протонов, 14 нейронов, 14 электронов - это
Ответ: Si
7. Концентрация катиона А в насыщенном растворе труднорастворимой соли типа АВ2 равна 1•10-3 моль/л. ПР этой соли
Ответ: 4•10-9
8. Напишите уравнение реакции, протекающей при смешивании водных растворов KHCO3 и Zn(NO3)2
Ответ: 2KHCO3 + Zn(NO3)2 → ZnCO3 + CO2 + H2O + 2KNO3
9. Смесь CH3COOH и CH3COONa образует ______________ раствор
Ответ: буферный
10. В формуле ∆tкип = Кэб.Cm символ " Кэб " это:
Ответ: эбулиоскопическая константа
11. При введение ионов водорода в раствор уксусной кислоты ее диссоциация ______
Ответ: уменьшается
12. Взаимодействие карбоната бария с соляной кислотой можно представить сокращенным ионным уравнением в следующем виде
Ответ: BaCO3 + 2H+ = Ba2+ + CO2↑ + H2O
13. Зависимость давления насыщенного пара растворителя над раствором от мольной доли растворенного вещества называется _____________________
Ответ: первым законом Рауля
14. Комплексное соединение [Co(NH3)6]Cl2 относится к классу _________________
Ответ: Аминокомплексов
15. В какой степени окисления Ti, Zr и Hf проявляют черты сходства с Ge, Sn и Pb?
Ответ: в высшей степени окисления
16. В молекуле аммиака NH3 число несвязывающих электронных пар равно ____
Ответ: 1
17. В молекуле BF3 тип гибридизации атомных орбиталей ____________
Ответ: sp2
18. В ряду CO2 - CS2 - CSe2 прочность связи Э-С _____________
Ответ: уменьшается
19. Укажите продукты, которые образуются при пропускании H2S через раствор FeCl3
Ответ: S, FeCl2, HCl
20. Образование химической связи в ионе [BF4]- осуществляется по _______ механизму
Ответ: донорно-акцепторному

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. При этом правильно написаны все уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. При этом правильно написаны все уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Задание понято правильно, в логических рассуждениях нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе формул. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Не верно написаны уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны не все необходимые пояснения и ответы на вопросы.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2 Способен проводить с соблюдением норм техники безопасности химический эксперимент, включая синтез, анализ, изучение структуры и свойств веществ и материалов, исследование процессов с их участием

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Сколько раствора реактива необходимо наливать в пробирку, если в работе нет особых указаний по этому поводу?
а) несколько капель
б) половину пробирки
в) 1 - 2 мл
Ответ: в
2. Как правильно закрепить пробирку в держателе?
а) отступив 1/3 от отверстия пробирки
б) у основания пробирки
в) отступив 1/2 от отверстия пробирки
г) отступив 1 см от отверстия пробирки
Ответ: г
3. Есть, пить, класть продукты на рабочие столы в кабинете химии:
а) запрещается
б) разрешается в присутствии учителя.
в) разрешается, если никто не видит
Ответ: а
4. Можно ли пробовать реактивы на вкус?
а) можно пробовать только знакомые вещества
б) нельзя ничего пробовать
в) можно пробовать все реактивы
Ответ: б
5. Посуду с щелочью закрывают:
а) стеклянными притертыми пробками
б) резиновыми пробками
в) парафинированными корковыми пробками
г) корковыми пробками
Ответ: d
6. При работе с ртутным термометром следует:
а) перемешивать им нагревающиеся жидкости
б)активно встряхивать его и стучать по стенкам лабораторной посуды
в) нагревать выше рекомендуемой температуры
г) насухо вытирать и убирать в футляр после использования
Ответ: г
7. Выберите реакцию, обеспечивающую наиболее оптимальный (среди предлагаемых) лабораторный метод получения чистого сульфата калия
а) K2S + H2SO4(к)→
б) КNO3 + H2SO4(р)→
в) КОН(р) + H2SO4(р)→
г) КNO3(т) +H2SO4(к)→
Ответ: в
8. Верны ли суждения о назначении лабораторной посуды и оборудования?
А. Для измерения объёма жидкости используют мерный цилиндр.
Б. Ступка с пестиком предназначены для измельчения твёрдых веществ.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 4
9.Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории и с препаратами бытовой химии?
А. В лаборатории наличие кислоты в растворе определяют на вкус.
Б. При работе с препаратами бытовой химии, содержащими щёлочь, необходимо использовать резиновые перчатки.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 2
10. Свободный бром можно получить по реакции
а)KBr + I2 →
б)KBr + H2SO3 →
в)KBr + KBrO3 + H2O →
г) KBrO3 + Cl2+ Н2О→
Ответ: а
11. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?
А. В лаборатории нельзя знакомиться с запахом веществ.
Б. Воду можно кипятить в любой стеклянной посуде.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 4
12. Пероксид водорода образуется в результате реакций
а) BaO2 + H2SO4 →
б)Na2O2(т) + С2H5OН →
в) Na2S2O8 + NH4Cl →
Ответ: а
13. Верны ли следующие утверждения о правилах безопасной работы в лаборатории?
А. Чтобы погасить пламя спиртовки, его следует задуть.
Б. При нагревании пробирки с раствором её следует располагать строго вертикально.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны
Ответ: 4
14. Нитриды образуются при непосредственном взаимодействии азота и
а) Li
б) Na
в) K
г) Rb
д) Cs
Ответ: а
15. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?
А. Запрещается заглядывать сверху в посуду с кипящим раствором.
Б. Запрещается нагревать органические растворители на открытом пламени.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 3
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85 % - отлично
70 % - хорошо
50 % - удовлетворительно
Менее 50 % - неудовлетворительно

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Очистку воды от растворимых примесей проводят _________
Ответ: перегонкой
2. Определение плотности растворов проводят ______________
Ответ: ареометром
3. Для взвешивания навески, с точностью до первого знака после запятой, необходимы весы _________
Ответ: техно-химические
4. Навески агрессивных химических веществ, например щелочей, взвешивают в _________
Ответ: бюксе
5. Растворы молярной и нормальной концентрации готовят в _________ колбе
Ответ: мерной
6. При разбавлении кислот водой приливают _________ в ____________
Ответ: кислоте в воду
7. В лаборатории все анализы следует проводить с использованием _____________ воды
Ответ: дистиллированной
8. Хромовая смесь, пригодна для использования, если ее цвет ________
Ответ: коричневый
9. Опыты с концентрированными кислотами, щелочами, бромом следует проводить в _____ ________
Ответ: вытяжном шкафу
10. Нагреваемую пробирку нужно держать отверстием от себя и от соседа, так как может произойти ________ _________
Ответ: выброс жидкости
11. Для укрепления частей химических установок при выполнении опытов служит __________
Ответ: штатив
12. Для измерения объёма жидкости используют мерный ________________.
Ответ: цилиндр
13. Ступка с пестиком предназначены для измельчения _____________ веществ.
Ответ: твердых
14. В посуду с кипящим раствором заглядывать сверху __________
Ответ: запрещается
15.Органические растворители нагревать на открытом пламени ____________.
Ответ: запрещается
16. Нагревание проводят в лабораторной посуде из ___________ стекла
Ответ: термостойкого
17. Зажигать спиртовку следует
Ответ: спичкой (зажигалкой)
18. Можно ли начинать выполнение лабораторной работы без точного знания методики ее выполнения?
Ответ: нет
19. Фарфоровую чашечку нагревают в пламени спиртовки, держа ____________
Ответ: щипцами (тигельными щипцами)
20. В химической лаборатории принимать пищу _____________
Ответ: нельзя

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. При этом правильно написаны все уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. При этом правильно написаны все уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Задание понято правильно, в логических рассуждениях нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе формул. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Не верно написаны уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны не все необходимые пояснения и ответы на вопросы.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены


5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=375

Пример оценочного средства
1. Определите геометрическую конфигурацию молекул SeF4, PO43-,ClF5, TeF4, IF5.
2. Какая из солей Na3AsO3 или Na3AsO4 в растворе сильнее гидролизована? Написать молекулярные и ионные уравнения реакций.
3. Какой характер имеют связи в молекулах NCl3, CS2, ICl5, NF3, OF2, ClF, CO2?
4. Привести примеры соединений азота, в молекулах которых имеются связи, образованные по донорно-акцепторному механизму.
5. Укажите различие в строении атомов хрома и серы. Как это различие влияет на свойства простых веществ, оксидов этих элементов?
6. Каким образом можно доказать (обоснуйте почему), что молекула CO2 линейная, а молекула SO2 угловая?
7. Рассчитайте степень диссоциации 0,05н раствора HCN (Kдисс= 6,5.10-10).
8. Почему нельзя осадить Mg(OH)2 в присутствии большого избытка солей аммония?
9. Объясните образование связи в соединениях инертных газов.
10. Какой осадок образуется при смешивании водных растворов Na2S и Cr(NO3)3? Составить молекулярное и ионно-молекулярное уравнение происходящей реакции.
11. Вычислите рН раствора HNO2 (Kдисс.= 6,25.10-4), если в 500 мл раствора содержится 2,35 г HNO2.
12. Какой из трех ионов: Fe2+, Co2+ или Ni2+ обладает более сильными восстановительными свойствами? Привести примеры реакций, в которых проявляется это различие.
13. Вычислите рН 0,02 М NH4OH (Kд = 1,8.10-5).
14. Вычислите концентрацию ионов водорода в растворе, рН которого равен 3,1.
15. Закончить уравнение и уравнять методом полуреакций:
КI + K2Cr2O7 + H2SO4 → I2 + Cr2(SO4)3 + K2SO4 + H2O
16. Смешаны равные объемы 0,02 н растворов хлорида кальция и сульфата натрия. Образуется ли осадок
17.Почему платиновые металлы встречаются в природе в самородном состоянии?
18. Закончите уравнение реакции
AuCl3 + KCN(изб)→
19. Какой объем 15 % (по массе) раствора H2SO4 (d = 1,10 г/мл) потребуется для полного растворения 24,3 г Mg ?
20. Вычислите осмотическое давление 1 М раствора KNO3 (d = 70) при температуре 30 оС.
21. Вычислите температуру замерзания раствора, содержащего 25 г метилового спирта в 100 г воды.
22. Сохранит ли свое отбеливающее свойство раствор Na2O2, если его прокипятить?
23. Какие продукты образуются при горении магния на воздухе? Написать уравнения реакций их взаимодействия с водой.
24.В виде каких ионов находится бериллий в кислых, нейтральных и щелочных растворах?
25. Как изменяется устойчивость оксидов щелочных металлов с ростом их порядкового номера? Почему?
26. Приведите все возможные виды изомерии комплексного соединения [Fe(CN)2(NH3)2(H2O)2]Cl .
27. Напишите уравнение диссоциации [Cd(NH3)4]Cl2 и K2[Cd(CN)4] в растворе и напишите выражения для полных констант нестойкости комплексных ионов.
28. Назовите соединения серы, в которых она является: а) только восстановителем, б) только окислителем, в) восстановителем и окислителем.
29. Особенности химии элементов группы хрома.
30. Особенности химии 4f-элементов.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. При этом правильно написаны все уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. При этом правильно написаны все уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Задание понято правильно, в логических рассуждениях нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе формул. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Не верно написаны уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны не все необходимые пояснения и ответы на вопросы.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред.Третьякова Ю.Д Неорганическая химия. Т.3, кн.1-2.: Основная литература М.: Изд-во Академия, 2007
Л1.2 Гольбрайх З.Е. Сборник задач и упражнений по химии: Основная литература М.: АСТ; Астрель,, 2004.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Васильева З.Г., Грановская А.А., Таперова А.А. Лабораторные работы по общей и неорганической химии.– : Дополнительная литература Л.: Химия,, 1986.
Л2.2 Новоженов В.А. Введение в неорганическую химию. Ч. I–II : Дополнительная литература Барнаул: Изд-во АГУ,, 1998, 1999.
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Новоженов В.А. Лабораторный практикум по неорганической химии. Ч. 2. «Состояние вещества в растворах». : Основная литература Барнаул. Изд. Азбука. , 2007.
Л3.2 Новоженов В.А., Белова О.В., Ефанов М.В. Лабораторный практикум по неорганической химии. Ч. 1. «Техника лабораторных работ». 2008. 110 с.: Основная литература Барнаул. Изд. Азбука. , 2008
Л3.3 Неорганическая химия. Методическое пособие для студентов 1 курса химического факультета. : Методическая разработка кафедры Барнаул. Изд. АлтГУ. , 2002.
Л3.4 Новоженов В.А. Лабораторный практикум по неорганической химии. Ч.3. «Химия элементов»: Основная литература Барнаул. Изд. АлтГУ., 2012 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Неорганическая химия ч.1: Общая химия» portal.edu.asu.ru
Э2 Курс в Moodle «Неорганическая химия ч. 2: Химия элементов» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
•Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно)
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно)
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно)
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно)
Adobe Reader (http://wwwimages.adode.com/content/dam/Adode/en/legan/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно)
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (http://astalinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
Libre Office (http://ru.libreoffice.org/), (бессрочно)
Веб-браузер Сhromium (http://www.chromium.org/Home), (бессрочно)
Антивирус Касперский (http://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024)
Архиватор ARK (http://apps.kde.org/ark/), (бессрочно)
Okular (http://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно)
Редактор изображений Gimp(http://www.gimp.org/), (бессрочно)



6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Информационно-справочная система Консультант плюс (http://www.consultant.ru)
2. Научная электронная библиотека (https://elibrary.ru Научная электронная библиотека)
3. Реферативная база данных ВИНИТИ РАН (http://www.viniti.ru).
4. Реферативная база данных научной периодики «Scopus» (http://www.scopus.com/)
5. Реферативно-библиографическая база данных научной периодики «Web of Science» (http://www.webofknowledge.com/).
6. Сеть патентной информации Европейского патентного ведомства «Espacenet» (http://worldwide.espacenet.com/).
7. Информационный ресурс SpringerLinc (https://link.springer.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
101К лаборатория неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторные мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доски меловые 1шт.; шкаф для хранения посуды и реактивов (3 шт.); сейф для хранения реактивов; весы ВЛТЭ 500; весы ВЛР-200; весы ВЛКТ-500; вытяжной шкаф; сушильный шкаф; микроскоп МБС-10; сушилка лабораторная; электрическая плитка; таблица Д.И. Менделеева. дистиллятор, штативы для пробирок, набор лабораторной посуды, набор реактивов, спиртовки, держатели для пробирок
109К лаборатория неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; весы ВЛКТ-500; вытяжной шкаф; сушильный шкаф; микроскоп МБС-10; весы НВ-600 М; электроплитка; таблица Д.И. Менделеева; сушильный шкаф СНОЛ; штативы для пробирок, набор лабораторной посуды, набор реактивов, спиртовки, держатели для пробирок

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Неорганическая химия» для студентов представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины. Следует учитывать, что часть курса изучается студентом самостоятельно.
Цель данных методических указаний – помочь студентам усвоить знания, предусмотренные учебной программой.
Процесс изучения дисциплины включает в себя:
1. Работу под руководством преподавателя (лекции, практические занятия, консультации преподавателя по подготовке докладов, консультации преподавателя по вопросам, в которых студент не смог разобраться самостоятельно, и консультация преподавателя перед дифференцированным зачетом).
2. Самостоятельную работу студента (проработка текстов лекций, подготовка к семинарским и лабораторным занятиям, самостоятельный поиск и изучение научной литературы, выполнение самостоятельных работ и тестов, поиск информации в Интернете, а также подготовка к экзамену).
Изучение дисциплины ведется с помощью учебной литературы, рекомендованной для изучения, методических указаний по проведению лабораторных работ, комплекта контрольно-измерительных материалов по дисциплине. Студентам желательно иметь у себя основные материалы из списка рекомендованной литературы и изданные учебно-методические пособия.
Завершают изучение разделов курса контрольные работы и тестирование. Они обеспечивают: контроль преподавателя уровня подготовленности студента; закрепление изученного материала; развитие умений и навыков подготовки; приобретение опыта устных выступлений, ведения дискуссии, в том числе аргументации и защиты выдвигаемых положений и тезисов.
Основу теоретической подготовки по дисциплине «Неорганическая химия» составляют лекции – основное методическое руководство при изучении дисциплины, наиболее оптимальным образом структурированное и скорректированное на современный материал; в лекции глубоко и подробно, аргументировано и методологически строго рассматриваются главные проблемы темы; в лекции даются необходимые разные подходы к исследуемым проблемам.
Изучение дисциплины "Неорганическая химия" требует систематического и последовательного накопления знаний, следовательно, пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
Основные учения и владения отрабатываются и закрепляются на практических занятиях. Аудиторные занятия (лекции, практические занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой студентов над рекомендуемой литературой, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель и при подготовке к занятиям.
Учебное занятие – это систематическое устное изложение учебного материала. На учебных занятиях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие и корректирующие учебники.
1 Методические указания обучающимся при подготовке к лекции
Лекция – это форма учебного процесса, основанная на передаче преподавателем новых знаний, изложении учебного материала для его целостного усвоения студентами в логической взаимосвязи.
Слушание и запись лекций - сложные виды учебной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, конспектирование их помогает усвоить материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное.
Для изучения дисциплины «Неорганическая химия» рекомендуется следующим образом организовать время:
• После прослушивания лекции и окончания учебных занятий, при подготовке к следующим занятиям, нужно сначала просмотреть и обдумать текст лекции, прослушанной сегодня (10-15 минут).
• При подготовке к следующей лекции, нужно просмотреть текст предыдущей лекции, подумать о том, какая может быть тема следующей лекции (10-15 минут).
• В течение недели выбрать время (не менее 1час) для работы с литературой в библиотеке.
2. Самостоятельная работа студентов
Большое значение при изучении дисциплины "Неорганическая химия" имеет самостоятельная работа студента. Самостоятельная работа студента связана с освоением учебного материала, информации, изложенной в учебниках и учебных пособиях, а также в литературе, рекомендованной преподавателем. Самостоятельную работу по изучению дисциплины "Неорганическая химия" целесообразно начинать с изучения установленных требований к знаниям, умениям и навыкам, ознакомления с разделами и темами дисциплины в порядке, предусмотренном учебной программой.
Самостоятельная работа предполагает изучение учебной и научной литературы, электронных источников, материалов лекций, систематизацию прочитанного материала, подготовку к практическим и лабораторным занятий, выполнение тестовых заданий, подготовку к экзамену.
Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Самостоятельная работа выполняет ряд функций, среди которых необходимо отметить:
· развивающая (повышение культуры умственного труда, приобщение к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуальных способностей студентов);
· ориентирующая и стимулирующая (процессу обучения придается ускорение и мотивация);
· воспитательная (формируются и развиваются профессиональные качества специалиста);
· исследовательская (новый уровень профессионально-творческого мышления);
· информационно-обучающая (учебная деятельность студентов на аудиторных занятиях).
Задачами самостоятельной работы студентов являются:
· систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
· углубление и расширение теоретических знаний;
· формирование умения использовать справочную литературу;
· развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
· формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
· развитие исследовательских умений.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Внеаудиторная самостоятельная работа включает такие формы работы, как:
· индивидуальные занятия (домашние занятия):
· изучение программного материала дисциплины (работа с учебником и конспектом лекции);
· изучение рекомендуемых литературных источников;
· конспектирование источников;
· выполнение контрольных работ;
· работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet;
· составление плана и тезисов ответа на семинарском занятии;
· выполнение тестовых заданий;
· решение задач;
· подготовка к экзамену.
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии с учебно-методическим комплексом по дисциплине «Неорганическая химия». Распределение объема времени на внеаудиторную самостоятельную работу в режиме дня студента не регламентируется расписанием.
3 Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам (практическим занятиям)
Семинары – один из самых эффективных видов учебных занятий, на которых студенты учатся творчески работать аргументировать и отстаивать свои мысли перед аудиторией, овладевать культурой речи, являются также действенной формой активизации самостоятельной работы студентов, формой ее учета и контроля.
Основное в подготовке и проведении семинаров – это самостоятельная работа студента над изучением темы семинара. Семинарские занятия проводятся по специальным планам – заданиям, которые содержатся в учебниках, пособиях и материалах, подготовленных на кафедре. Студент обязан точно знать план семинара либо конкретное задание к нему. В плане семинарского занятия содержатся основные вопросы, вносимые на обсуждение, формулируются цели занятия и даются краткие методические указания по подготовке каждого вопроса, выполненного задания. Как правило, на семинаре обсуждаются узловые вопросы темы, однако там могут быть и такие, которые не были предметом рассмотрения на лекции. Могут быть и специальные задания - решение задач по теме. План дополняется списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы.
Желательно иметь специальную тетрадь для подготовки к семинарам.
Особое внимание следует уделить источникам, рекомендуемым преподавателем на лекции и семинарском занятии, подготовить план ответа на каждый вопрос семинара. При этом должен быть использован как материал, полученный на лекции, так и почерпнутый из дополнительных литературных источников. Необходимо обратить внимание на дискуссионные вопросы изучаемой темы. Студент должен аргументировать высказываемую позицию, привести ссылки на труды ученых, обосновать собственный взгляд на проблему, выучить определения понятий, составляющих основу данной темы.
Студентам следует:
- ознакомиться с вопросами плана семинарского занятия;
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии доводить каждую задачу до окончательного решения, демонстрировать понимание проведенных расчетов, в случае затруднений обращаться к преподавателю.
При подготовке к практическим занятиям необходимо детального разобрать вопросы лекционного курса по изучаемой теме. Только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения проблемных ситуаций. При этих условиях Вы не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.
При самостоятельной подготовке к практическому занятию желательно прорешать предложенные задания. Решение заданий или примеров следует излагать подробно, действия располагать в строгом порядке. Решения при необходимости нужно сопровождать комментариями, схемами, и рисунками. Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом.
Работа с учебниками и книгами основана на разных видах чтения:
1. просмотровое – используется для поиска материалов, содержащих нужную информацию, обычно к нему прибегают сразу после работы со списками литературы, в результате такого просмотра Вы устанавливаете, какие из источников будут использованы в дальнейшей работе;
2. ознакомительное – подразумевает сплошное, достаточно подробное прочтение отобранных глав, отдельных страниц, цель – познакомиться с характером информации, узнать, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение, провести сортировку материала;
3. изучающее – предполагает доскональное освоение материала; в ходе такого чтения проявляется готовность принять изложенную информацию, реализуется установка на предельно полное понимание материала.
При работе с учебной литературой над тем или иным вопросом практического задания одновременно следует проводить конспектирование текста – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного. В дальнейшем конспекты пригодятся Вам при подготовке к контрольным работам, экзаменам.
Методические рекомендации по составлению конспекта:
1. Внимательно прочитайте текст.
2. Кратко сформулируйте основные положения текста;
3. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Составив план ответа на один вопрос, переходите к другому. В дальнейшем конспекты пригодятся Вам при подготовке к контрольным работам, экзаменам.
4. Методические указания обучающимся при подготовке к лабораторным работам
При подготовке к лабораторным занятиям необходимо детального разобрать вопросы лекционного курса по изучаемой теме.
Студентам следует:
- ознакомиться с вопросами и заданиями лабораторного занятия;
- написать заготовку к лабораторной работе;
- до очередного лабораторного занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к лабораторным занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу;
- в ходе выполнения лабораторного занятия записать в тетрадь для лабораторных работ все наблюдения, химические реакции, необходимые константы, дать конкретные, четкие ответы на поставленные вопросы;
- в конце занятия сдать отчет по лабораторной работе на проверку преподавателю
Приступая к лабораторным занятиям, студенты занимают постоянные места за учебными столами. Рабочее место студента должно быть оборудовано всем необходимым для выполнения работы. На рабочем столе не должно быть никаких лишних предметов.
5. Методические указания обучающимся при выполнении индивидуального задания
Индивидуальное задание содержит логические задания, ориентированные на закрепление теоретического материала, а также задачи по темам курса. Перед написанием работы следует внимательно изучить рекомендованные источники литературы, конспекты лекций. Целесообразно делать пометки в черновике тех страниц, которые наиболее полезны при освещении соответствующих вопросов.
Содержание ответов на поставленные вопросы должно быть полным, теоретически обоснованным и аргументированным. Ответы на вопросы должны быть логичными, сформулированы четко и ясно, по существу поставленного вопроса, сопровождены соответствующими рисунками. Не следует необоснованно увеличивать их объем, останавливаясь на второстепенных, прямо не относящихся к теме аспектах.
Сдаваемая на проверку работа должна включать:
- номер задания;
- развернутые ответы на вопросы;
- решение задач и выводы.
6. Методические указания обучающимся при подготовке к контрольной работе
Контрольная работа – один из видов самостоятельной работы студентов, направленный на выявление уровня усвоения учебного материала.
Перед написанием контрольной работы самостоятельно изучите конспект лекций, конспекты к семинарским занятиям, учебную, специальную научную литературу. Это позволит Вам овладеть комплексом основных навыков и приемов анализа, обобщения, классификации полученной информации, которая поможет в дальнейшей профессиональной деятельности. При чтении учебной и дополнительной литературы рекомендуется вести записи: делать выписки, составлять конспекты, аннотации, вносить новые понятия в словарь терминов.
В процессе выполнения контрольной работы можно пользоваться справочной литературой
7. Методические указания обучающимся при подготовке и выполнении тестовых заданий
Перед выполнением тестового задания следует внимательно просмотреть рекомендованные источники литературы, конспекты лекций, конспекты к семинарским занятиям.
При выполнении тестового задания, прежде всего, следует внимательно прочитать поставленный вопрос. После ознакомления с вопросом следует приступать к прочтению предлагаемых вариантов ответа. Необходимо прочитать все варианты и в качестве ответа следует выбрать лишь один индекс (цифровое обозначение), соответствующий правильному ответу. Тесты составлены таким образом, что в каждом из них правильным является лишь один из вариантов. Выбор должен быть сделан в пользу наиболее правильного ответа.
На выполнение теста отводится ограниченное время. Тестовые задания сгруппированы по темам учебной дисциплины.
8. Методические указания обучающимся при подготовке к экзамену
Экзамен – это форма итоговой отчетности студента по изученной дисциплине. Огромную роль в успешной подготовке к экзамену играет правильная организация подготовки к нему. Рекомендуется при подготовке к экзамену опираться на следующий план:
1. просмотреть программу курса, с целью выявления наиболее проблемных тем, вопросов, которые могут вызвать трудности при подготовке к экзамену.
2. прорешать тестовые задания, предложенные в учебно-методическом комплексе. При этом для эффективного закрепления информации первый раз без использования учебных материалов, второй раз с их использованием.
При выполнении первых двух пунктов плана студент получит возможность оценить свои знания и навыки по прослушанной дисциплине и сориентироваться при планировании объема подготовки.
1. темы необходимо изучать последовательно, внимательно обращая внимание на описание вопросов, которые раскрывают ее содержание. Начинать необходимо с первой темы.
2. после работы над первой темой необходимо ответить на контрольные вопросы к теме и решить тестовые задания к ней.
3. после изучения всех тем студенту рекомендуется ответить на контрольные вопросы по всему курсу.
Необходимо помнить:
1. ответы на вопросы экзаменатора должны быть четкими и полными.
2. Вы должен показать навыки грамотного владения терминами, знать их определения.
3. уметь решать задачи по дисциплине.