МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Научно-исследовательский семинар

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки04.04.01. Химия
ПрофильКвантовые технологии, компьютерный наноинжиниринг, физикохимия и экспертиза материалов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_04_01_Химия_Квант-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доктор хим. наук, профессор, Смагин В.П.

Рецензент(ы):
канд. хим. наук, доцент, Стручева Н.Е.

Рабочая программа дисциплины
Научно-исследовательский семинар

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 04.04.01 Химия (приказ Минобрнауки России от 13.07.2017 г. № 655)

составлена на основании учебного плана:
04.04.01 Химия
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев Сергей Васильевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Темерев Сергей Васильевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Познакомиться с представлением научных результатов в форме научного семинара

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен готовить публикации, участвовать в профессиональных дискуссиях, представлять результаты профессиональной деятельности в виде научных и научно-популярных докладов
ОПК-4.1 Знает методы и методологию представления результатов научной работы
ОПК-4.2 Умеет представлять результаты профессиональной деятельности в виде отчетов и научных и научно-популярных докладов
ОПК-4.3 Владеет навыками подготовки публикаций по теме научно-исследовательской работы/ВКР
ОПК-4.4 Принимает участие в профессиональных дискуссиях на текущих занятиях и других видах учебной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.правила и принципы успешного представления научного доклада.
3.2.Уметь:
3.2.1.представлять собственные научно-исследовательские достижения в виде научного доклада и семинара.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.публичного выступления с научным докладом.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. научный семинар - одна из форм представления научных результатов
1.1. научный семинар - 1 Практические 3 2
1.2. научный семинар - 2 Практические 3 2
1.3. научный семинар - 3 Практические 3 2
1.4. научный семинар - 4 Практические 3 2
1.5. научный семинар - 5 Практические 3 2
1.6. научный семинар - 6 Практические 3 2
1.7. теория и практика научного семинара Сам. работа 3 26
1.8. научный семинар 3 Практические 3 2
1.9. научный семинар 4 Практические 3 2
1.10. научный семинар 5 Практические 3 2
1.11. научный семинар 6 Практические 3 2
1.12. теория и практика научного семинара Сам. работа 3 26
1.13. научный семинар 1 Практические 3 2
1.14. научный семинар 2 Практические 3 2
1.15. научный семинар 3 Практические 3 2
1.16. научный семинар 4 Практические 3 2
1.17. научный семинар 5 Практические 3 2
1.18. научный семинар 6 Практические 3 2
1.19. теория и практика научного семинара Сам. работа 3 24

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ":
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7069

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4: Способен готовить публикации, участвовать в профессиональных дискуссиях, представлять результаты профессиональной деятельности в виде научных и научно-популярных докладов
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Стиль письменной научной речи НЕ допускает:
A) форму изложения от третьего лица («автор полагает…»)
B) предложения со страдательным залогом («разработан новый подход…»)
C) авторское «я»
Ответ: C.

2. Возможность в краткой и экономичной форме давать развернутые определения и характеристики научных фактов, понятий, процессов и явлений достигается благодаря…
A) терминам
B) междометиям
C) вводным словам
Ответ: A.

3. Выступление по научному докладу на конференции должно занимать:
A) 10-15 минут
B) 3-5 минут
C) 20-30 минут
D) 30-40 минут
Ответ: A.

4. Автор диссертации выступает
A) во втором лице единственного числа
B) от нейтрального лица
C) в единственном лице
D) во множественном числе и вместо "я" употребляет "мы", стремясь отразить свое мнение как мнение научной школы, научного направления
Ответ: D.

5. Важное качество для автора научного текста ―
A) умение писать.
B) ясность, умение писать доступно и доходчиво.
C) умение писать доходчиво.
D) ясность.
Ответ: B.

6. Резюме (от франц. resumer ― излагать вкратце) -
A) это выводы.
B) это заключение.
C) это практические рекомендации.
D) это краткое, в виде выводов, изложение содержания работы, чаще всего статьи, доклада.
Ответ: D.

7. Что из перечисленного ниже НЕ может быть средством привлечения внимания в публичном выступлении?
A) изложение цели выступления, обзор главных моментов, о которых предстоит говорить
B) обращение к речи предыдущего оратора
C) критика аудитории за их неумение или нежелание слушать
D) юмористическое замечание
Ответ: C.

8. Композиционное построение публичной речи выглядит следующим образом
A) основная часть, заключение, выводы
B) вступление, основная часть, заключение
C) зачин, повествование, вывод
D) начало, конец
Ответ: B.

9. Заканчивая публичное выступление, Вам необходимо…
A) еще раз проговорить цели и задачи выступления
B) попросить присутствующих высказать свое мнение о Вашем выступлении
C) поклониться и молча покинуть место выступления
D) поблагодарить всех присутствующих за внимание
Ответ: D.

10. Если во время Вашего публичного выступления с места раздаются провоцирующие выкрики,…
A) немедленно вступите в дискуссию и постарайтесь выйти из нее победителем
B) это не должно выводить Вас из равновесия. Не вступайте в дискуссию
C) привлеките к вашей дискуссии всю аудиторию, пусть даже выступление будет сорвано.
D) немедленно покиньте место выступления, сказав, что вы не намерены выступать в такой обстановке
Ответ: B.
11. Какое количество слайдов рекомендуется для активного усвоения презентации проекта
А 5
Б -10
В- 15
Г- 30
Верно – Б
12. Какая книга нужна для усвоения правил эффективной презентации проекта
А Ферми «Квантовая механика»
Б -Гегель «Эстетика»
В- Галло «iПрезентация. Уроки убеждения от лидера Apple Стива Джобса»
Г- 30 Энгельс «Диалектика природы»
Верно - В
13. Для чего нужен титульный слайд эффективной презентации проекта?
А Для представления сути проекта
Б -Для представления актуальности проекта
В- Для провокационного представления содержания проекта
Г- Для представления авторов проекта
Верно – В
14. С какого номера слайда теряется усвоения презентации проекта
А 10
Б -15
В- 20
Г- 30
Верно – Б
15. Как читают текст слайда для активного усвоения презентации проекта
А построчно
Б -по диагонали
В- абзацами
Г- блоками
Верно – Б

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85 % - отлично
70 % - хорошо
50 % - удовлетворительно
Менее 50 % - неудовлетворительно

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Если оратор в начале речи приводит наиболее сильные аргументы, затем менее сильные, а завершает выступление эмоциональной просьбой, побуждением или выводом, то он использует _____________ способ аргументации.
Ответ: нисходящий.

2. Если во время публичного выступления Вы сильно устали или очень неуверенно чувствуете себя перед большой аудиторией, то …
Ответ: не подавайте виду, что речь дается вам с трудом, сохраняйте самоконтроль.

3. Во время публичного выступления переходить к главному вопросу необходимо после того, как Вы …
Ответ: добьетесь положительной реакции аудитории и будете уверены в том, что Вас слушают.

4. Во время публичного выступления необходимо смотреть …
Ответ: на слушателей.

5. Во время публичного выступления речь выступающего должна быть …
Ответ: максимально четкой и разборчивой.

6. В публичном выступлении начинать речь необходимо …
Ответ: с краткого обращения к аудитории, после чего должна последовать короткая пауза.

7. Во время публичного выступления держитесь …
Ответ: уверенно, демонстрируя твердую убежденность в своих словах.

8. Во время публичного выступления начинайте говорить …
Ответ: только после того, как установится тишина.

9. Слайды презентации доклада не должны быть ...
Ответ: перегружены картинками, содержать много текста и иметь яркие фоны.

10. Гипотеза научного исследования – это …
Ответ: предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений.

11. Цель научного исследования – это …
Ответ: краткая и точная формулировка того, что автор намеревается сделать в рамках исследования.

12. Тема научного исследования должна быть …
Ответ: точно сформулированной.

13. Предмет научного исследования – это …
Ответ: более конкретный источник информации, необходимой для исследования; то, что находится в границах предмета.

14. Объект научного исследования – это …
Ответ: источник информации, необходимой для исследования.

15. Проблема научного исследования – это …
Ответ: то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. При этом правильно написаны все уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. При этом правильно написаны все уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Задание понято правильно, в логических рассуждениях нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе формул. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Не верно написаны уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны не все необходимые пояснения и ответы на вопросы.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ":
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7069

Пример оценочного средства
1. Определение темы исследования.
2. Цель и задачи исследования.
3. Правила оформления презентации доклада.
4. Структура доклада.
5. Порядок выступления с научным докладом.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. При этом правильно написаны все уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. При этом правильно написаны все уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Задание понято правильно, в логических рассуждениях нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе формул. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Не верно написаны уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны не все необходимые пояснения и ответы на вопросы.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Физические методы исследования portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная);
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная).Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Подготовка к практическому занятию
Студент должен четко уяснить, что именно с лекции начинается его подготовка к практическому занятию. Вместе с тем, лекция лишь организует мыслительную деятельность, но не обеспечивает глубину усвоения программного материала.
При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа:
1-й – организационный,
2-й – закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
– уяснение задания на самостоятельную работу;
– подбор рекомендованной литературы;
– составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к семинару рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
В начале семинара студенты под руководством преподавателя более глубоко осмысливают теоретические положения по теме занятия, раскрывают и объясняют основные явления и факты. В процессе творческого обсуждения и дискуссии вырабатываются умения и навыки использовать приобретенные знания для решения практических задач.


Как работать с рекомендованной литературой
Успех в процессе самостоятельной работы, самостоятельного чтения литературы во многом зависит от умения правильно работать с книгой, работать над текстом.
Опыт показывает, что при работе с текстом целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом (не запоминать, а понять общий смысл прочитанного) материале. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом.
Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др.
Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним.
Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов.
План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В процессе изучения материала источника, составления конспекта нужно обязательно применять различные выделения, подзаголовки, создавая блочную структуру конспекта. Это делает конспект легко воспринимаемым, удобным для работы.


Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов (СРС) под руководством преподавателя является составной частью «самостоятельная работа студентов», принятого в высшей школе. СРС под руководством преподавателя представляет собой вид занятий, в ходе которых студент, руководствуясь методической и специальной литературой, а также указаниями преподавателя, самостоятельно выполняет учебное задание, приобретая и совершенствуя при этом знания, умения и навыки практической деятельности. При этом взаимодействие студента и преподавателя приобретает вид сотрудничества: студент получает непосредственные указания преподавателя об организации своей самостоятельной деятельности, а преподаватель выполняет функцию руководства через консультации и контроль.
Познавательная деятельность студентов при выполнении самостоятельных работ данного вида заключается в накоплении нового для них опыта деятельности на базе усвоенного ранее формализованного опыта (опыта действий по известному алгоритму) путем осуществления переноса знаний, умений и навыков. Суть заданий работ этого вида сводится к поиску, формулированию и реализации идей решения. Это выходит за пределы прошлого формализованного опыта и в реальном процессе мышления требует от обучаемых варьирования условий задания и усвоенной ранее учебной информации, рассмотрения ее под новым углом зрения. В связи с этим самостоятельная работа данного вида должна выдвигать требования анализа незнакомых студентом ситуаций и генерирования новой информации для выполнения задания.

Методические указания для подготовки к зачету
Подготовка к зачету способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачете студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Требования к организации подготовки к зачету те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
В период подготовки к зачету студенты могут получить у преподавателя индивидуальные и групповые консультации.
Подготовка к зачету – это завершающий, наиболее активный этап самостоятельной работы студента над учебным курсом.