Закреплена за кафедрой | Кафедра органической химии |
---|---|
Направление подготовки | 04.04.01. Химия |
Профиль | Квантовые технологии, компьютерный наноинжиниринг, физикохимия и экспертиза материалов |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 04_04_01_Химия_Квант-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Лабораторные | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра органической химии
Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., доктор хим. наук, проф.
1.1. | Целями освоения дисциплины являются формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций, связанных со способностью в условиях развития науки и техники к критической переоценке накопленного опыта, творческому анализу своих возможностей, владению основами теории фундаментальных разделов химии, пониманию теоретических основ современной органической химии, что способствует формированию глубокого понимания взаимосвязей между строением органических соединений и их реакционной способностью для последующего применения полученных знаний и навыков при освоении общепрофессиональных и специальных дисциплин химического профиля подготовки и при выполнении различных видов работ в профессиональной сфере деятельности, включая научно-исследовательские и педагогические. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02 |
ОПК-1 | Способен выполнять комплексные экспериментальные и расчетно-теоретические исследования в избранной области химии или смежных наук с использованием современных приборов, программного обеспечения и баз данных профессионального назначения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - теоретические основы органической химии и способы их использования при решении конкретных химических и материаловедческих задач; - формулировки основных терминов, свойств молекул и частиц, теоретических обоснований механизмов реакций в органическом синтезе и закономерности химических наук. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | -составлять схемы органических реакций, писать их механизмы и решать типовые задачи с учетом основных понятий и общих закономерностей, формулируемых в рамках базовых химических дисциплин; -применять знания общих и специфических закономерностей протекания органических реакций при решении профессиональных задач; - объяснять использование навыков анализа, синтеза, сравнения, обобщения и доказательства для обоснования механизма органической реакции и прогнозирования возможных направлений превращений, планировать синтез и исследование свойств низко- и высокомолекулярных органических соединений различных классов с использованием представлений о механизмах органических реакций; - собирать, систематизировать и анализировать научную литературу по заданной теме, а также применить их в ходе разбора конкретных ситуаций. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - использования теоретических основ органической химии при решении конкретных синтетических задач; - навыки работы, как с учебной литературой, так специальной научно-технической информацией и результатами отдельных этапов работ с учетом теоретических основ традиционных и современных подходов к интерпретации механизмов химических превращений; - анализа, сравнения, обобщения и доказательства и их применения для систематизации знаний теоретических основ органической химии и прогнозирования возможных направлений превращений в результате органического синтеза, навыками использования основных теоретических представлений о механизмах для интерпретации результатов синтеза и исследования свойств низко- и высокомолекулярных органических соединений различных классов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Строение и реакционная способность органических соединений | ||||||
1.1. | Локализованная химическая связь | Лекции | 2 | 2 | Л2.7, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4 | |
1.2. | Локализованная химическая связь | Практические | 2 | 2 | Л2.7, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4 | |
1.3. | Локализованная химическая связь | Сам. работа | 2 | 16 | Л2.7, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4 | |
1.4. | Делокализованная химическая связь | Лекции | 2 | 2 | Л2.7, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4 | |
1.5. | Делокализованная химическая связь | Практические | 2 | 2 | Л2.7, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4 | |
1.6. | Делокализованная химическая связь | Сам. работа | 2 | 20 | Л2.7, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4 | |
1.7. | Прогнозирование строения органических соединений с использованием компьютерного моделирования | Лабораторные | 2 | 4 | Л1.1, Л1.2, Л2.5 | |
1.8. | Интермедиаты | Лекции | 2 | 2 | Л2.6, Л2.7, Л1.1 | |
1.9. | Интермедиаты | Практические | 2 | 2 | Л1.1 | |
1.10. | Интермедиаты | Сам. работа | 2 | 20 | Л2.6, Л2.7, Л1.1 | |
Раздел 2. Механизмы органических реакций. Методы установления механизмов реакций | ||||||
2.1. | Механизмы органических реакций. Методы установления механизмов реакций | Лекции | 2 | 2 | Л2.6, Л2.7, Л2.1, Л1.1 | |
2.2. | Механизмы органических реакций. Методы установления механизмов реакций | Практические | 2 | 2 | Л2.6, Л2.7, Л2.1, Л1.1 | |
2.3. | Механизмы органических реакций. Методы установления механизмов реакций | Сам. работа | 2 | 20 | Л2.6, Л2.7, Л2.1, Л1.1 | |
2.4. | ВЛИЯНИЕ РАСТВОРИТЕЛЯ НА СКОРОСТЬ РЕАКЦИИ | Лабораторные | 2 | 6 | Л3.1 | |
2.5. | ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ЗАМЕСТИТЕЛЯ МЕТОДОМ ИК-СПЕКТРОСКОПИИ | Лабораторные | 2 | 6 | Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Задания для практических занятий приведены в приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Представлен в приложении |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС-ТООХ-2022-КТ.docx
Приложение 2.
Методические рекомендации для студентов ТООХ.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Реутов А.О., Курц А.Л., Бутин К.П. | Органическая химия. В 4 частях.: учебник для вузов | М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004-2005 | |
Л1.2 | Минкин В.П., Симкин Б.Я., Миняев Р.М. | Теория строения молекул: | , 1979 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Сайкс П. | Механизмы реакций в органической химии: монография | М.: Химия, 1991 | |
Л2.2 | Потапов В.М. | Стереохимия: учебное пособие для вузов | М.: Химия, 1988 | |
Л2.3 | Ингольд К. | Теоретические основы органической химии: | , 1973 | |
Л2.4 | Днепровский А.С., Темникова Т.И. | Теоретические основы органической химии: | , 1991 | |
Л2.5 | Травень В.Ф. | Электронная структура и свойства органических соединений: | , 1989 | |
Л2.6 | Кери Ф., Сандберг Р. | Углубленный курс органической химии: учебник для вузов | М.: Химия, 1981 | |
Л2.7 | Марч Дж. | Органическая химия. Реакции, механизмы и структуры: учебник для вузов | М.: Мир, 1987 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | сост. Н.Г. Базарнова | Теоретические основы органической химии: метод. пособие | Барнаул, 2002 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курсы вMoodle "Теоретические основы органической химии" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
- Электронная библиотека ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет" Система управления обучением на основе модульной динамической учебной среды «Moodle», предназначенная для автоматизации процессов управления обучением, предоставления доступа к электронному образовательному контенту и реализации электронных образовательных технологий. Курс "Теоретические основы органической химии" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1240 |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
013К | лаборатория ИК и УФ-спектроскопии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; переносная доска; переносная мультимедиа техника; комплект для прессовки таблеток с гидравлическим прессом; спектрофотометр УФ (Agilent); ИК-спектрометр Infraium FT-801; излучатель инфракрасный, SPECORD 75 IR, SPECORD UV VIS; набор кювет; комплект кювет KBr: пресс гидравлический, программный пакет Zair 3.5, программный пакет OPUS 6.5; МФУ; Фурье-спектрометр; спектрофотометр; набор химической посуды; набор реактивов; компьютер Aquarius Std MS_SC140 C2600/D512/HDD160/DVDRW/LCD - панель BenQ 17", Вытяжной шкаф. |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
011К | лаборатория высокомолекулярных веществ; лаборатория методики преподавания химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Лабораторные столы, стулья на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя сушильный шкаф; раковина; дистиллятор; оборудование; инструмент и приспособления; принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек): вытяжные шкафы термостат;; вискозимитр с (d=0,56 мм);весы аналитические Pioneer; весовой стол; весы технические; сушильный шкаф ES- 4610, плитки электрические; мешалки верхнеприводные и магнитные; водоструйные насосы; термометры ртутные; термостат; штативы; песочные и водяные бани; спиртовые горелки; пробки; металлическое оборудование; наборы химической посуды; наборы химических реактивов. |
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины приведены в приложении. |