МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Хроматография

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.05.01. специальность Фундаментальная и прикладная химия
СпециализацияОрганическая химия; Физическая химия твердых тел, коллоидных систем и наноматериалов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_05_01_ФиПХ_Профили-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 36
индивидуальные консультации 30
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 36 36 36 36
Консультации 30 30 30 30
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Хроматография

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия (приказ Минобрнауки России от 13.07.2017 г. № 652)

составлена на основании учебного плана:
04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от г. №
Срок действия программы: - уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., профессор Базарнова Н.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор Базарнова Н.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов активной позиции и развитие инициативы в решении разнообразных проблем возникающих в процессе анализа органических веществ, выработка умения представить анализ от пробоотбора до конечного результата как единый технологический процесс с применением современной методологии, понимания ответственности в интерпретации полученных результатов и принятия адекватных решений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен анализировать, интерпретировать и обобщать результаты экспериментальных и расчетно-теоретических работ химической направленности
ОПК-1.1 Систематизирует и анализирует результаты химических экспериментов, наблюдений, измерений, а также результаты расчетов свойств веществ и материалов
ОПК-1.2 Предлагает интерпретацию результатов собственных экспериментов и расчетно-теоретических работ с использованием теоретических основ традиционных и новых разделов химии
ОПК-1.3 Формулирует заключения и выводы по результатам анализа литературных данных, собственных экспериментальных и расчетно-теоретических работ химической направленности
ОПК-2Способен проводить химический эксперимент с использованием современного оборудования, соблюдая нормы техники безопасности
ОПК-2.1 Знает нормы техники безопасности при работе с химическими веществами
ОПК-2.2 Умеет проводить синтез и анализ веществ и материалов разной природы с использованием имеющихся методик
ОПК-2.3 Владеет навыками соблюдения техники безопасности при проведении химического эксперимента
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теоретические основы хроматографии;
- последовательность работы при идентификации хроматограмм;
- стандартные методики проведения качественного и количественного анализа с помощью хроматографических методов;
- свойства химических веществ и материалов, технику безопасности обращения с ними
3.2.Уметь:
3.2.1.- подбирать условия хроматографирования;
- выполнять стандартные методики проведения качественного и количественного хроматографического анализа;
- идентифицировать вещества на основе результатов качественного и количественного анализа;
- применять правила техники безопасности при работе в специализированных лабораториях
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- методами регистрации хроматограмм и способами их качественной и количественной обработки;
- навыками безопасного обращения с используемыми химическими веществами и материалами в специализированных лабораториях

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Хроматографические методы исследования
1.1. Физико-химические основы хроматографического процесса. Основные понятия и определения. Сущность и классификация методов хроматографии. Параметры удерживания. Лекции 7 4 Л1.1
1.2. Факторы влияющие на хроматографическое разделение веществ Лекции 7 4 Л1.1
1.3. Подвижные и неподвижные фазы. Твердые носители. Адсорбент. Методы нанесения НЖФ. Лекции 7 2 Л1.1
1.4. Устройство хроматографа. Система подготовки газов. Дозирующие устройства. Хроматографические колонки. Система термостатирования. Детекторы. Лекции 7 4 Л1.1
1.5. Критерии оценки детекторов (чувствительность, предел детектирования, линейность, инерционность, селективность). Типы детекторов и их характеристики. Лекции 7 2 Л1.1
1.6. Качественный и количественный хроматографический анализ. Методы расчета концентраций анализируемых веществ. Лекции 7 2 Л1.1
1.7. Хроматографическая лаборатория. Техника безопасности Лабораторные 7 4 Л1.1, Л2.2
1.8. Подготовка к лабораторным работам. Сам. работа 7 18 Л1.1, Л2.2
1.9. Приготовление набивных колонок. Лабораторные 7 4 Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.10. Оценка качества набивных колонок. Лабораторные 7 4 Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.11. Качественный анализ по параметрам удерживания. Лабораторные 7 6 Л1.1, Л2.3
1.12. Количественный анализ. Лабораторные 7 6 Л1.1, Л2.3
1.13. Написание отчетов по лабораторным работам. Сам. работа 7 18 Л1.1, Л2.2
1.14. Консультации 7 30

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен анализировать и интерпретировать результаты химических экспериментов, наблюдений и измерений

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Хроматографическая колонка используется для
а) определения веществ в элюате
б) смешивания компонентов подвижной фазы
в) разделения веществ
г) подачи подвижной фазы

Правильный ответ: в

2. Какой из методов количественного анализа обладает наименьшей погрешностью?
а) Метод стандартной добавки
б) Метод абсолютной калибровки
в) Метод внутреннего стандарта
г) Метод внутренней нормализации

Правильный ответ: в

3. Методом газовой хроматографии можно анализировать
а) только твердые вещества
б) только газообразные и жидкие вещества
в) только газообразные вещества
г) летучие вещества
д) только жидкие вещества

Правильный ответ: г

4. Какой хроматографический параметр лежит в основе количественного анализа?
а) Ширина пика у его основания
б) Площадь пика
в) Удерживаемый объем
г) Ширина пика на половине его высоты
д) Время удерживания

Правильный ответ: б

5. Тонкослойная хроматография выполняется на
а) газовом хроматографе
б) жидкостном хроматографе
в) хроматографической бумаге
г) пластине с нанесенным слоем сорбента

Правильный ответ: г

6. Какое хроматографические параметры используют в качественном анализе?
а) Ширина пика у его основания
б) Площадь пика
в) Удерживаемый объем
г) Ширина пика на половине его высоты
д) Время удерживания

Правильный ответ: в, д

7. При ручном вводе пробы в хроматограф используют
а) Пипетку
б) Микрошприц
в) Воронку
г) Бюретку

Правильный ответ: б

8. Во сколько раз минимальный сигнал, доступный обнаружению, должен по высоте превышать уровень шума
а) в 5 раз
б) в 1,5 раза
в) в 2 раза
г) в 3 раза

Правильный ответ: в

9. Верно ли утверждение: «Эффективность колонки тем выше, чем шире пик получается при том же времени удерживания»
а) Верно
б) Неверно

Правильный ответ: б

10. В качестве подвижной фазы в методе газовой хроматографии используют...
а) вода
б) кислород
в) гелий
г) оксид углерода (II)
д) органические растворители
е) азот
ж) аргон

Правильный ответ: в, е, ж

11. Кто первым применил метод хроматографии
а) А. Эйнштейн
б) Р. Кун
в) А.И. Несмеянов
г) М.С. Цвет
д) Дж. Мартин и Р. Синг

Правильный ответ: г

12. В каком году был открыт метод хроматографии?
а) 1903 г.
б) 1931 г.
в) 1900 г.
г) 1908 г.

Правильный ответ: а

13. Каких параметров удерживания не существует
а) Первичные
б) Исправленные
в) Вторичные
г) Относительные
д) Абсолютные

Правильный ответ: в

14. Верно ли утверждение: «Параметры удерживания зависят от условий хроматографического процесса»
а) Верно
б) Неверно

Правильный ответ: а

15. Индексы удерживания используют
а) В жидкостной хроматографии
б) В газовой хроматографии
в) В тонкослойной хроматографии
г) В бумажной хроматографии
д) В сверхкритической флюидной хроматографии
е) Во всех хроматографических методах

Правильный ответ: б


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Дайте определение расстоянию удерживания
Правильный ответ: расстояние на хроматограмме от момента ввода пробы до выхода пика определяемого компонента

2. Дайте определение исправленному времени удерживания
Правильный ответ: время, прошедшее с момента появления пика несорбирующегося компонента до появления пика соответствующего соединения

3. Что такое «мертвое» время удерживания
Правильный ответ: время удерживания несорбируемого компонента

4. Что характеризует коэффициент емкости?
Правильный ответ: характеризует продолжительность нахождения молекул анализируемого соединения в неподвижной фазе относительно времени их пребывания в подвижной фазе

5. Кривая зависимости сигнала детектора от времени называется __________
Правильный ответ: хроматограмма

6. Способность хроматографической системы "предотвращать" (ограничивать) размывание зон разделяемых веществ называют ___________
Правильный ответ: эффективность

7. Основным требованием к любой хроматографической системе является различие в _____________________ разделяемых веществ
Правильный ответ: коэффициентах распределения

8. Трубка с фиксированной неподвижной фазой, через которую протекает подвижная фаза называется ____________
Правильный ответ: хроматографической колонкой

9. Какие бывают хроматографические колонки?
Правильный ответ: Насадочные (набивные), микронасадочные, капиллярные.

10. Что отражает чувствительность детектора?
Правильный ответ: отражает степень взаимодействия анализируемого вещества с детектором и определяет величину сигнала, соответствующего содержанию вещества в подвижной фазе

11. Реакция детектора на состав подвижной фазы, поступающей в детектор называют______________
Правильный ответ: Фоновым сигналом

12. По селективности детекторы подразделяют на ________________
Правильный ответ: селективные и универсальные

13. Дайте определение хроматографии.
Правильный ответ: динамический метод разделения, анализа и физико-химических исследований веществ, основанный на перемещении зоны вещества вдоль слоя сорбента в потоке подвижной фазы с многократным повторением сорбционных и десорбционных актов. При этом разделяемые вещества распределяются между двумя несмешивающимися фазами (в зависимости от их относительной растворимости в каждой фазе): подвижной и неподвижной

14. Вид хроматографии, которая проводится в слое сорбента на плоской поверхности.
Правильный ответ: Планарная хроматография

15. Как называется вид хроматографии целью проведения которой является получение чистого вещества
Правильный ответ: Препаративная хроматография

16. Индексы удерживания Ковача применяют при ___________ температурном режиме
Правильный ответ: Изотермическом

17. В ионообменной хроматографии процесс разделения происходит за счет _____________
Правильный ответ: Ионного обмена

18. Какова цель проведения аналитической хроматографии?
Правильный ответ: Качественный и количественный анализ

19. Какие бывают хроматограммы
Правильный ответ: Интегральные и дифференциальные

20. Для определения площадей пиков на практике используют метод __________
Правильный ответ: Триангуляции

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2: Способен проводить с соблюдением норм техники безопасности химический эксперимент, включая синтез, анализ, изучение структуры и свойств веществ и материалов, исследование процессов с их участием

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Хроматографическая колонка используется для
а) определения веществ в элюате
б) смешивания компонентов подвижной фазы
в) разделения веществ
г) подачи подвижной фазы

Правильный ответ: в

2. Какой из методов количественного анализа обладает наименьшей погрешностью?
а) Метод стандартной добавки
б) Метод абсолютной калибровки
в) Метод внутреннего стандарта
г) Метод внутренней нормализации

Правильный ответ: в

3. Методом газовой хроматографии можно анализировать
а) только твердые вещества
б) только газообразные и жидкие вещества
в) только газообразные вещества
г) летучие вещества
д) только жидкие вещества

Правильный ответ: г

4. Какой хроматографический параметр лежит в основе количественного анализа?
а) Ширина пика у его основания
б) Площадь пика
в) Удерживаемый объем
г) Ширина пика на половине его высоты
д) Время удерживания

Правильный ответ: б

5. Тонкослойная хроматография выполняется на
а) газовом хроматографе
б) жидкостном хроматографе
в) хроматографической бумаге
г) пластине с нанесенным слоем сорбента

Правильный ответ: г

6. Какое хроматографические параметры используют в качественном анализе?
а) Ширина пика у его основания
б) Площадь пика
в) Удерживаемый объем
г) Ширина пика на половине его высоты
д) Время удерживания

Правильный ответ: в, д

7. При ручном вводе пробы в хроматограф используют
а) Пипетку
б) Микрошприц
в) Воронку
г) Бюретку

Правильный ответ: б

8. Во сколько раз минимальный сигнал, доступный обнаружению, должен по высоте превышать уровень шума
а) в 5 раз
б) в 1,5 раза
в) в 2 раза
г) в 3 раза

Правильный ответ: в

9. Верно ли утверждение: «Эффективность колонки тем выше, чем шире пик получается при том же времени удерживания»
а) Верно
б) Неверно

Правильный ответ: б

10. В качестве подвижной фазы в методе газовой хроматографии используют...
а) вода
б) кислород
в) гелий
г) оксид углерода (II)
д) органические растворители
е) азот
ж) аргон

Правильный ответ: в, е, ж

11. Кто первым применил метод хроматографии
а) А. Эйнштейн
б) Р. Кун
в) А.И. Несмеянов
г) М.С. Цвет
д) Дж. Мартин и Р. Синг

Правильный ответ: г

12. В каком году был открыт метод хроматографии?
а) 1903 г.
б) 1931 г.
в) 1900 г.
г) 1908 г.

Правильный ответ: а

13. Каких параметров удерживания не существует
а) Первичные
б) Исправленные
в) Вторичные
г) Относительные
д) Абсолютные

Правильный ответ: в

14. Верно ли утверждение: «Параметры удерживания зависят от условий хроматографического процесса»
а) Верно
б) Неверно

Правильный ответ: а

15. Индексы удерживания используют
а) В жидкостной хроматографии
б) В газовой хроматографии
в) В тонкослойной хроматографии
г) В бумажной хроматографии
д) В сверхкритической флюидной хроматографии
е) Во всех хроматографических методах

Правильный ответ: б


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Дайте определение расстоянию удерживания
Правильный ответ: расстояние на хроматограмме от момента ввода пробы до выхода пика определяемого компонента

2. Дайте определение исправленному времени удерживания
Правильный ответ: время, прошедшее с момента появления пика несорбирующегося компонента до появления пика соответствующего соединения

3. Что такое «мертвое» время удерживания
Правильный ответ: время удерживания несорбируемого компонента

4. Что характеризует коэффициент емкости?
Правильный ответ: характеризует продолжительность нахождения молекул анализируемого соединения в неподвижной фазе относительно времени их пребывания в подвижной фазе

5. Кривая зависимости сигнала детектора от времени называется __________
Правильный ответ: хроматограмма

6. Способность хроматографической системы "предотвращать" (ограничивать) размывание зон разделяемых веществ называют ___________
Правильный ответ: эффективность

7. Основным требованием к любой хроматографической системе является различие в _____________________ разделяемых веществ
Правильный ответ: коэффициентах распределения

8. Трубка с фиксированной неподвижной фазой, через которую протекает подвижная фаза называется ____________
Правильный ответ: хроматографической колонкой

9. Какие бывают хроматографические колонки?
Правильный ответ: Насадочные (набивные), микронасадочные, капиллярные.

10. Что отражает чувствительность детектора?
Правильный ответ: отражает степень взаимодействия анализируемого вещества с детектором и определяет величину сигнала, соответствующего содержанию вещества в подвижной фазе

11. Реакция детектора на состав подвижной фазы, поступающей в детектор называют______________
Правильный ответ: Фоновым сигналом

12. По селективности детекторы подразделяют на ________________
Правильный ответ: селективные и универсальные

13. Дайте определение хроматографии.
Правильный ответ: динамический метод разделения, анализа и физико-химических исследований веществ, основанный на перемещении зоны вещества вдоль слоя сорбента в потоке подвижной фазы с многократным повторением сорбционных и десорбционных актов. При этом разделяемые вещества распределяются между двумя несмешивающимися фазами (в зависимости от их относительной растворимости в каждой фазе): подвижной и неподвижной

14. Вид хроматографии, которая проводится в слое сорбента на плоской поверхности.
Правильный ответ: Планарная хроматография

15. Как называется вид хроматографии целью проведения которой является получение чистого вещества
Правильный ответ: Препаративная хроматография

16. Индексы удерживания Ковача применяют при ___________ температурном режиме
Правильный ответ: Изотермическом

17. В ионообменной хроматографии процесс разделения происходит за счет _____________
Правильный ответ: Ионного обмена

18. Какова цель проведения аналитической хроматографии?
Правильный ответ: Качественный и количественный анализ

19. Какие бывают хроматограммы
Правильный ответ: Интегральные и дифференциальные

20. Для определения площадей пиков на практике используют метод __________
Правильный ответ: Триангуляции


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Сущность и классификация методов хроматографии в зависимости от используемой подвижной фазы, характера межмолекулярных взаимодействий.
2. Физико-химические основы хроматографического процесса.
3. Параметры удерживания: первичные, исправленные, относительные. Индексы удерживания.
4. Уравнение Ван-Деемтера, физический смысл его основных коэффициентов.
5. ВЭТТ и число теоретических тарелок, формулы их расчета.
6. Селективность и степень разделения, их физический смысл. Выбор температуры.
7. Неподвижная жидкая фаза, ее природа, классификация.
8. Способы нанесения неподвижной жидкой фазы.
9. Твердые носители в газовой хроматографии.
10. Твердые носители. Классификация сорбентов. Модифицированные сорбенты. Методы их приготовления.
11. Подвижная фаза. Система подготовки газов. Дозирующие устройства.
12. Хроматографические колонки, их классификация, формы, способы установки.
13. Концентрационные детекторы. Устройство и принцип работы ДТП.
14. Коэффициент емкости, его физический смысл. Число теоретических тарелок.
15. Дозирующие устройства. Дозирование газообразных и жидких веществ. Парофазное дозирование.
16. Основные характеристики детекторов: чувствительность, предел обнаружения, линейность, инерционность.
17. Универсальные и селективные детекторы (на примере ДИП, ДЭЗ или др.). Принципы работы.
18. Потоковые детекторы. Устройство и характеристика ДИПа.
19. Селективные детекторы (на примере ПФД).
20. Зависимость чувствительности детектора от скорости газа-носителя.
21. Графические способы определения площадей хроматографических пиков (методы триангуляции, полный расчет площади гауссового пика).
22. Методы расчета концентраций анализируемых веществ (методы абсолютной калибровки, внутреннего стандарта, внутренней нормализации, стандартной добавки).
23. Система термостатирования.
24. Основные характеристики детектора ДТП.
25. Качественный анализ по параметрам удерживания (метод сравнения, добавки), идентификация по графикам удерживания.
26. Подготовка пробы к анализу. Дериватизация. Цели качественного анализа.
27. Подбор оптимальных условий разделения пиков: эффективность и селективность колонки, скорость потока, выбор температуры.
28. Графические способы определения площадей хроматографических пиков (методы расчета площадей зашкаленных и не полностью разделенных пиков).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Другов Ю.С., Зенкевич И.Г., Родин А.А. Газохроматографическая идентификация загрязнений воздуха, воды, почвы и биосред: практ. руководство: М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Вяхирев Д.А., Шушунова А.Ф. Руководство по газовой хроматографии: учеб. пособие для вузов М.: Высшая школа, 1987
Л2.2 Царев Н.И., Царев В.И., Катраков И.Б. Практическая газожидкостная хроматография: учебное пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2000
Л2.3 Коренман Я.И. Практикум по аналитической химии: Хроматографические методы анализа: учеб. пособие для вузов: Воронеж: Б.и., 2000
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
001дК лаборатория хроматографических методов анализа - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Рабочее место преподавателя лабораторные столы и стулья на 7 посадочных мест; оборудование, инструмент и приспособления, принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (7 человек): весовой стол; весы аналитические; газовый хроматограф; модель 3700; газовый хроматограф Hewlett Packard HP 4890A; генератор водорода Хроматэк 10.400; компрессор МК-Л2; компрессор BUFAG House Master Kit Mecafer Mor; двухлинейный плоский самописец TZ 4620; центрифуга Eppendorf 5702; хроматографический микрошприц; колонки для ГЖХ, мембрана для ввода проб; лайнер; измеритель концентрации озона электрические; пробки; металлическое оборудование; наборы химической посуды; наборы химических реактивов. Компьютер Celeron Dual-Core E3300/2Gb/250Gb/KM/19" Acer V193WEOB

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к самостоятельной работе
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: углубленный анализ материалов лекций; работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков. В начале курса студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом получения зачета. При выполнении студентом индивидуальной работы студент может получить консультацию у преподавателя с целью снятия возможных затруднений и достижения эффективности обучения.
Методические указания к лекционным занятиям
При подготовке к лекции рекомендуется:
- просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
- полезно просмотреть и тематику предстоящий лекции;
- если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая.

Методические указания к выполнению лабораторных работ
Цели лабораторных занятий:
- закрепление теоретического материала путем систематического контроля за самостоятельной работой студентов;
- формирование умений использования теоретических знаний в процессе выполнения лабораторных работ;
- развитие аналитического мышления путем обобщения результатов лабораторных работ;
Структура и последовательность занятий: на первом, вводном, занятии проводится инструктаж студентов по охране труда, технике безопасности и правилам работы в лаборатории по инструкциям утвержденного образца с фиксацией результатов в журнале инструктажа. Студенты также знакомятся с основными требованиями, предъявляемыми к оформлению отчета и ответам на контрольные вопросы.
В начале занятия называется его тема, цель и этапы проведения. По теме занятия проводится беседа, что необходимо для осознанного выполнения лабораторной работы. Задания в ходе лабораторной работы выполняется в соответствии с методическими указаниями. Все работы проходят в соответствии с техникой безопасности в химической лаборатории.

Методические указания к экзамену
Требования к организации подготовки к зачету те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом конспекты лекций и презентации.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.