МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Химия растительных веществ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.05.01. специальность Фундаментальная и прикладная химия
СпециализацияОрганическая химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план04_05_01_ФиПХ-2019_ОХ
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 51
индивидуальные консультации 52
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Лабораторные 46 46 46 46
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 51 55 51 55
Консультации 52 48 52 48
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
д.х.н., Профессор, Базарнова Н.Г.

Рецензент(ы):
кандидат химических наук, доцент, Харнутова Елена Павловна

Рабочая программа дисциплины
Химия растительных веществ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия (приказ Минобрнауки России от 13.07.2017 г. № 652)

составлена на основании учебного плана:
04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Наталья Григорьевна, д.х.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Базарнова Наталья Григорьевна, д.х.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать понимание общих закономерностей, связывающих состав, строение и направления химической переработки растительного сырья с целью получения продуктов самого разнообразного назначения, ознакомиться со спецификой работы с высоко- и низкомолекулярными веществами и методиками их исследования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен проводить патентные исследования и определять характеристики продукции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-виды и запасы растительного сырья; химический состав древесного и недревесного растительного сырья;
- строение стенки растительной клетки, молекулярное и надмолекулярное строение, химические и физические свойства, способы выделения, количественное содержание высокомолекулярных растительных веществ (целлюлозы, гемицеллюлоз,
лигнина;
состав, содержание, строение, химические свойства, биологическую активность, способы извлечения низкомолекулярных (экстрактивных)веществ из древесины и лекарственных растений;

3.2.Уметь:
3.2.1.- прогнозировать направления химической переработки растительного сырья в зависимости от: запасов, химического состава, строения растительных веществ;
- использовать полученные знания в написании соответствующего раздела в курсовой и выпускной (квалификационной) работе бакалавр.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- экспериментальными навыками количественного определения, выделения и характеризации свойств низко- и высокомолекулярных растительных веществ;
- способностью прогнозирования оптимальных процессов получения и практического применения растительных веществ;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Химический состав древесины. Общие сведения
1.1. Виды и запасы растительного сырья. Химический состав древесины:высокомолекулярные вещества - целлюлоза, гемицеллюлозы, лигнин. Лекции 8 2 Л1.2
1.2. Химический состав древесины: экстрактивные вещества Лекции 8 2 Л1.2
1.3. Строение древесины: анатомическое, морфологическое.Ультраструктура клеточной стенки Лекции 8 2 Л1.2
1.4. Химический состав древесины. Общие сведения Практические 8 6 Л1.2
1.5. Химический состав древесины. Общие сведения Сам. работа 8 15 Л1.2
1.6. Химический состав древесины. Общие сведения Консультации 8 8 Л1.2
Раздел 2. Высокомолекулярные вещества
2.1. Древесная целлюлоза: химическое строение и надмолекулярная структура, способы выделения, свойства Лекции 8 2 Л1.2, Л1.1
2.2. Нецеллюлозные полисахариды (полиозы)химическое строение и надмолекулярная структура, способы выделения, свойства Лекции 8 2 Л1.2
2.3. Лигнины: содержание, строение,способы извлечения, свойства, лигноуглеводные связи Лекции 8 2 Л1.2, Л1.1
2.4. Направления химической переработки древесины Лекции 8 2 Л1.2
2.5. Основные структрные компоненты растительного сырья Практические 8 6 Л1.2
2.6. Определение доброкачественности растительного сырья (влажность) Лабораторные 8 4 Л1.2, Л3.1
2.7. Определение доброкачественности растительного сырья (зольность) Лабораторные 8 6 Л1.2, Л3.1
2.8. Определение содержания целлюлозы методом Кюршнера.Определение медного числа Лабораторные 8 6 Л1.2, Л3.1
2.9. Определение лигнина 72%-ной серной в модификации Комарова Лабораторные 8 6 Л1.2, Л3.1
2.10. Высокомолекулярные вещества: целлюлоза, гемицеллюлозы, лигнин Сам. работа 8 20 Л1.2, Л1.1, Л3.1
2.11. Высокомолекулярные вещества: целлюлоза, гемицеллюлозы, лигнин Консультации 8 20 Л1.2, Л3.1
Раздел 3. Экстрактивные растительные вещества
3.1. Классификация экстрактивных растительных веществ.Химическое строение, содержание, способы количественного извлечения, идентификации кумаринов, ксантонов, иридоидов, сапонинов, фенольных соединений Лекции 8 2 Л1.2, Л1.1
3.2. Химическое строение, содержание в лекарственных растениях, способы количественного извлечения, идентификации флавоноидов Лекции 8 2 Л1.2, Л1.1
3.3. Химическое строение, содержание в лекарственных растениях, способы количественного извлечения, идентификации дубильных веществ Лекции 8 2 Л1.2, Л1.1
3.4. Химическое строение, содержание в лекарственных растениях, способы количественного извлечения, идентификации алкалоидов Лекции 8 2 Л1.2, Л1.1
3.5. Химическое строение, содержание, способы количественного извлечения, идентификации основных классов экстрактивных веществ Практические 8 6 Л1.2, Л1.1
3.6. Извлечение экстрактивных веществ из растительного сырья последовательно гексаном, этанолом. Уф-характеризация извлечений. Лабораторные 8 6 Л1.2, Л3.1
3.7. Извлечение экстрактивных веществ из растительного сырья водой. УФ-характеризация извлечений Лабораторные 8 6 Л1.2
3.8. Качественное и количественное определение флавоноидов в растительном сырье. УФ- и ИК-спектроскопическое исследование Лабораторные 8 6 Л1.2
3.9. Качественное и количественное определение дубильных веществ в растительном сырье. УФ- и ИК-спектроскопическое исследование Лабораторные 8 6 Л1.2
3.10. Классификация экстрактивных растительных веществ.Химическое строение, содержание, способы количественного извлечения, идентификации экстрактивных веществ Сам. работа 8 20 Л1.2, Л1.1
3.11. Классификация экстрактивных растительных веществ.Химическое строение, содержание, способы количественного извлечения, идентификации экстрактивных веществ Консультации 8 20 Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Задания для самостоятельной работы приведены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Представлен в приложении
Приложения
Приложение 1.   ФОС ХРВ.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Племенков В.В. Химия изопреноидов: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2007
Л1.2 Азаров В.И., Буров А.В., Оболенская А.В. Химия древесины и синтетических полимеров: учеб. для вузов СПб.: Лань, 2010
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Базарнова Н.Г. Химия древесины и ее основных компонентов: методическое пособие Изд-во АлтГУ, 2002
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курсы в Moodle "Химия растительных веществ" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
001дК лаборатория хроматографических методов анализа - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Рабочее место преподавателя лабораторные столы и стулья на 7 посадочных мест; оборудование, инструмент и приспособления, принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (7 человек): весовой стол; весы аналитические; газовый хроматограф; модель 3700; газовый хроматограф Hewlett Packard HP 4890A; генератор водорода Хроматэк 10.400; компрессор МК-Л2; компрессор BUFAG House Master Kit Mecafer Mor; двухлинейный плоский самописец TZ 4620; центрифуга Eppendorf 5702; хроматографический микрошприц; колонки для ГЖХ, мембрана для ввода проб; лайнер; измеритель концентрации озона электрические; пробки; металлическое оборудование; наборы химической посуды; наборы химических реактивов. Компьютер Celeron Dual-Core E3300/2Gb/250Gb/KM/19" Acer V193WEOB

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приведены в приложении