МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Инновационные технологии в химии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.05.01. специальность Фундаментальная и прикладная химия
СпециализацияОрганическая химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_05_01_ФиПХ-2019_ОХ
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 32
индивидуальные консультации 40
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 32 32 32 32
Консультации 40 40 40 40
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):
доктор хим. наук, профессор, Смагин В.П.

Рабочая программа дисциплины
Инновационные технологии в химии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия (приказ Минобрнауки России от 13.07.2017 г. № 652)

составлена на основании учебного плана:
04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев Сергей Васильевич, доктор хим. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой Темерев Сергей Васильевич, доктор хим. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- формирование профессиональных компетенций и навыков будущего магистра в одном из важнейших направлений химической науки - химическом анализе;
- формирование представление о современном состоянии и тенденциях развития и совершенствования уже известных методов химического анализа;
способствовать формированию целостности химических знаний как главное условие развития и саморазвития теоретических и практических квалификационных навыков магистров;
- способствовать формированию системы взглядов и шкалы ценностей, характерных для исследователя, а не просто грамотного исполнителя;
- воспитывать стремление расширять свой научный и политехнический кругозор, понимая перспективы развития химической науки

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен проводить патентные исследования и определять характеристики продукции
ПК-1.1 Осуществляет поиск и отбор патентной и другой документации в соответствии с утвержденным регламентом и оформляет отчет о поиске
ПК-1.2 Систематизирует и анализирует отобранную документацию
ПК-2Способен проводить работы по обработке и анализу научно-технической информации и результатов исследований
ПК-2.1 Проводит анализ научных данных, результатов экспериментов и наблюдений
ПК-2.2 Осуществляет теоретическое обобщение научных данных, результатов экспериментов и наблюдений
ПК-3 Способен осуществлять научное руководство проведением исследований по отдельным задачам
ПК-3.1 Разрабатывает элементы планов и методических программ проведения исследований и разработок
ПК-3.2 Проверяет правильность результатов, полученных сотрудниками, работающими под его руководством
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные закономерности формирования химического состава природных экосистем; формулировать основные законы, термины эко-аналитической химии;
- характеристики средств измерений параметров природной среды и современные разработки в области химического анализа сложных природных объектов;
- основы современных методических разработок (руководящих документов РД, методических указаний МУ в области санитарно-гигиенического контроля природных объектов) и передовых достижений в области эко-аналитического контроля;
- основы аналитической химии токсичных веществ, стандартные методы количественного анализа сложных природных объектов;
- специфику концентрирования, разделения и определения приоритетных загрязнителей в атмосферном воздухе, водоемах (водотоках) и биогеоценозах.
3.2.Уметь:
3.2.1.- выбрать методы и средства измерений параметров окружающей среды с целью оценки качества и контроля;
- оценить оптимальное количество аналитических образцов, разрабатывать оптимальную для представительного оценивания схему анализа вредных химических веществ в различных природных объектах;
- правильно оценивать результаты анализа контрольных параметров природной среды и содержаний токсичных веществ в экосистемах для последующего прогноза;
- разрабатывать элементы химико-аналитических систем аналитического контроля;
- использовать стандартные методики анализа для выполнения экспертных задач эко-аналитического контроля природных объектов;
- принципы и методы выполнения комплекса методик анализа токсичных веществ в воздухе, воде и консервативных объектах экосистем.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами регистрации и обработки результатов химических экспериментов; на основе современных теоретических представлений о качественном и количественном анализе, методами разделения, концентрирования, определения химических веществ, практическими навыками аналитических процедур исследования природных и технических объектов на содержание неорганических и органических веществ, правильно и достоверно оценкой результатов анализа (ПСК).

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы сверхкритических флюидных технологий.
1.1. Хроматография как сепарационный процесс. Основные понятия хроматографии. Препаративная хроматография Лекции 9 2 Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.2. Метод сверхкритической флюидной хроматографии. Лекции 9 4 Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.3. Сверхкритическая флюидная хроматография: основы метода Сам. работа 9 6 Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.4. Применение СФХ Сам. работа 9 6 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.5. Аппаратурное оформление СФХ Лекции 9 2 Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.6. Проблемы анализа нано-объектов в супрамолекулярной химии. Лекции 9 2 Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.7. Качественный анализ по параметрам удерживания Сам. работа 9 2 Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.8. ЭКоличественный хроматографический анализ смеси Практические 9 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.9. Разделение оптических изомеров Практические 9 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.10. Решение задач по теме Сам. работа 9 2 Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 2. Хроматографические методы анализа
2.1. Хроматографические методы анализа, классификация современных видов. Проблемы и пути решения Лекции 9 4 Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.2. Высокоэффиктивная жидкостная хроматография. Применение в фармации, медицине, космитологии. Лекции 9 2 Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.3. Проблемы современных хроматографических систем. Детектирование АС и совершенствование систем детектирования и обработки. Сам. работа 9 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.4. Основы теории и практики хроматографии. Сам. работа 9 4 Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.5. Вольтамперометрическое определение тяжёлых металлов в лекарственных препаратах Практические 9 2 Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.6. Разделение аминокислот методом тонкослойной хроматографии Практические 9 2 Л1.1, Л2.1
2.7. Определение примесей в лекарственных препаратах методом тонкослойной хроматографии. Оценка чистоты лекарственного препарата «Пикамилон». Разделение смесей аминокислот методом тонкослойной хроматографии. Практические 9 4 Л1.1, Л2.1
2.8. Высокоэффиктивная жидкостная хроматография. Применение в фармации, медицине, космитологии. Сам. работа 9 4 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.9. Решение задач по теме Сам. работа 9 2 Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 3. Методы атомной оптической спектрометрии
3.1. Атомная спектрометрия. Анализ форм элементов. Проблемы и решения. Лекции 9 2 Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.2. Современный образ эмиссионного спектрометра. Роль комбинированных методов в развитии эмиссионного метода. Эмиссионный стехиометр в анализе катализаторов. Проблемы и решения. Практические 9 2 Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.3. Определение ионов цинка в косметических средствах Практические 9 2 Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.4. Основы теории и практики методов атомной спектрометрии. Практические 9 2 Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.5. Решение задач по теме Сам. работа 9 4 Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.6. Консультации 9 40 Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС Сверхкритические флюидные технологии в анализе и производстве фармацевтических препаратов
Задания для ПК-1
1. Как переводится с латинского термин «флюид»?
а. Жидкий
б. Жидко-газообразный
в. Текучий
г. Газообразный
ОТВЕТ:в
2. Кто первым занимался исследованием сверхкритического состояния?
а. Томас Эндрюс
б. Каньяр де Ла-Тур
в. Ван дер Ваальс
г. Л.Д. Ландау
д. Д.И. Менделеев
ОТВЕТ:б
3. Соотнесите вещество и его критические параметры
Вещество Ткр Pкр
Этен 374 °С 71,7 атм
Окись азота 31 °С 42,4 атм
Углекислый газ 9,9 °С 218 атм
Вода 96,8 °С 50,5 атм
Пропан 36,5 °С 72,9 атм
ОТВЕТ:
Этен → 9,9 °С и 50,5 атм,
Окись азота → 36,5 °С и 71,7 атм,
Углекислый газ → 31 °С и 72,9 атм,
Вода → 374 °С и 218 атм,
Пропан → 96,8 °С и 42,4 атм

4. Каким образом можно повысить растворимость веществ в сверхкритическом углекислом газе?
а. Понизить температуру
б. Добавить сорастворитель
в. Понизить давление
г. Повысить температуру
д. Повысить давление
ОТВЕТ:б,д
5. Какие параметры свойственны СКФ среде?
а. Низкая растворяющая способность
б. Низкая вязкость
в. Поверхностное натяжение
г. Высокий коэффициент диффузии
д. Высокая вязкость
е. Низкий коэффициент диффузии
ж. Высокая растворяющая способность
ОТВЕТ:б,г,ж
6. Что происходит с поверхностным натяжением при переходе в сверхкритическое состояние?
а. Увеличивается
б. Уменьшается
в. Исчезает
г. Остается неизменным
ОТВЕТ:в
7. Скорость диффузии веществ в сверхкритическом состоянии:
а. Высокая, как в газе
б. Как в жидкости
в. Как в твердом теле
ОТВЕТ:а
8. Какое первое промышленное производство на основе применения сверхкритических флюидов заработало в 1978 году?
а. Микронизация аспирина
б. Установка по декофеинизации кофе
в. Промышленная экстракция хмеля
ОТВЕТ:б
Задания по ПК-2
9. Укажите факторы, влияющие на динамику экстракции:
А. Соотношение массы сырья и объема экстрагента
Б. Атомическое (гистологическое) строение растительного материала и измельченность сырья
В. Свойства экстрагента (рН, вязкость, десорбирующая и растворяющая способность и др.)
Г. Температура и давление
Д. Воздействие ультразвука, токов высокой частоты
ОТВЕТ:А-Д

10. В процессе экстракции растительного сырья не имеют место
А. Диффузия
Б. Диализ экстрагента внутрь клетки
В. Десорбция
Г. Растворение клеточного содержимого
Д. Адсорбция
ОТВЕТ:Д
11.Выберите верные утверждения.
А. Сверхкритические флюиды обладают относительно более высокой вязкостью, чем жидкие растворители
Б. Сверхкритические флюиды обладают относительно более низкой вязкостью, чем жидкие растворители
В. Сверхкритические флюиды обладают повышенной диффузивностью относительно жидких растворителей
Г. Сверхкритические флюиды обладают пониженной диффузивностью относительно жидких растворителей
ОТВЕТ:Б,В

12. сверхкритической флюидной экстракции (SFE) экстракционное время:
А. Сопоставимо с экстракционным временем жидкостной экстракции
Б. Меньше экстракционного времени жидкостной экстракции
В. Больше экстракционного времени жидкостной экстракции
ОТВЕТ:Б

13.Управление силой сольватации в SFE возможно:
А. Изменением давления
Б. Изменением температуры
В. Невозможно
ОТВЕТ:А-Б

14.SFE проводится:
А. При более низких температурах, чем жидкостная экстракция
Б. При более высоких температурах, чем жидкостная экстракция
В. При таких же температурах, как жидкостная экстракция
ОТВЕТ:А

15.Применение SFE возможно к системам:
А. Аналитической шкалы (менее грамма до нескольких граммов образцов)
Б. Препаративной шкалы (несколько сотен граммов образцов)
В. Экспериментальной шкалы (килограммы образцов)
Г. Крупных промышленных партий (тонны сырья, например, SFE бобов кофе)
ОТВЕТ:А-Г

16.Укажите минимальный объем образцов для получения результата может закладываться в аппарат сверхкритической экстракции:
А. 0,01 – 0, 05 г
Б. 0,5 – 1,5 г
В. 5 – 10 г
Г. 50 – 100 г
ОТВЕТ:Б

17.Укажите, может ли вода служить модификатором для SFE:
А. Да
Б. Нет
ОТВЕТ:А

18.Может ли в качестве модификатора быть использована смесь метанола и воды:
А. Да
Б. Нет
ОТВЕТ:А

19.Укажите какой из трех способов введения жидкого модификатора в систему SFE является самым простым, наиболее экономичным, создает меньше механических проблем и проблем с воспроизводимостью и сходимостью результатов:
А. Использование второго насоса
Б. Использование предварительно перемешанных жидкостей из емкости
В. Прямое дозированное впрыскивание
ОТВЕТ:В

20.Безводный Na2SO4 может улучшать результаты SFE, так как он может:
А. Обеспечить лучший контакт между сверхкритическим флюидом и образцами
Б. Уменьшить влияние недействующего объема
В. Эффективно удерживать влагу
ОТВЕТ:А-В

21.Назовите основной фактор, определяющий эффективность экстракции.
А. Заполнение матричных пространств молекулами сверхкритического флюида, которые могли бы уменьшить химическое сродство матрицы для растворенных веществ
Б. Растворение веществ в сверхкритическом флюиде, что непосредственно связано с плотностью жидкости
В. Температурные эффекты, которые могут влиять на неустойчивость растворов, особенно с высокой точкой кипения
ОТВЕТ:Б

22.Имеется ли взаимосвязь между числом полярных функциональных групп, летучестью вещества и экстрагируемостью со сверхкритическим флюидом:
А. Да
Б. Нет
В. Имеется только между летучестью и экстрагируемостью
ОТВЕТ: А

23.Укажите способы, с помощью которых можно избежать такой механической проблемы в процессе SFE образцов растений, как закупоривание:
А. Добавлением безводного сульфата натрия
Б. Добавлением силикагеля
В. Нагревом до необходимой температуры
Г. Использованием высоких концентраций жидкого модификатора
ОТВЕТ:А-Г

24.Возможно ли применение SFE для очистки от пестицидов матриц растений?
А. Да
Б. Нет
ОТВЕТ:А

Задания по ПК-3

25. Чем ограничены возможности использования СФХ с чистым CO2 в качестве элюента?
а. Низкой растворяющей способностью неполярных веществ
б. Низкой растворяющей способностью любых веществ
в. Низкой растворяющей способностью полярных веществ
ОТВЕТ:в
26. Какую роль играют следующие растворители при использовании в качестве сорастворителя в СФХ?
Растворители Роль
1. Низшие спирты А. Понижает полярность подвижной фазы
2. Ацетонитрил Б. Увеличивает роль ароматических π-π взаимодействий анализируемых веществ (аналита) с подвижной фазой
3. Толуол В. Донор водородных связей
4. Углеводороды Г. Акцептор водородных связей
ОТВЕТ: Толуол → Увеличивает роль π-π взаимодействий анализируемых веществ с подвижной фазой;
Низшие спирты → Донор водородных связей,
Углеводороды → Понижает полярность подвижной фазы,
Ацетонитрил → Акцептор водородных связей

27. Какому виду хроматографии наиболее близка современная СФХ с насадочными колонками по химическим и техническим приемам и приборному оформлению?
а. Высокоэффективная жидкостная хроматография
б. Газожидкостная хроматография
в. Тонкослойная хроматография
ОТВЕТ:а
28. Кто впервые показал возможность использования растворителя при температурах выше критической в качестве элюента в хроматографии?
а. Р. Кун
б. Дж. Мартин и Р. Синг
в. Э. Клеспер
г. А. Эйнштейн
д. М.С. Цвет
ОТВЕТ:в
29. В каком году появилась сверхкритическая флюидная хроматография?
а. 1903 г.
б. 1962 г.
в. 1985 г.
г. 1931 г.
д. 1958 г.
ОТВЕТ:б
30. Увеличение содержания сорастворителя в подвижной фазе приводит к
а. Уменьшению растворяющей способности подвижной фазы
б. Росту растворяющей способности подвижной фазы
в. Росту коэффициентов удерживания
г. Росту времен удерживания
д. Сокращению времен удерживания
е. Сокращению коэффициентов удерживания
ОТВЕТ:б,д,е
31. С ростом давления подвижной фазы в СФХ
а. Увеличиваются времена удерживания аналитов
б. Уменьшается растворяющая способность флюида
в. Уменьшаются времена удерживания аналитов
г. Увеличивается растворяющая способность флюида
д. Увеличивается плотность флюида
е. Уменьшается плотность флюида
ж. Не происходит никаких изменений
ОТВЕТ: в,г,д
32. Верно ли высказывание: Основным достоинством СФХ, является возможность использования больших линейных скоростей потока подвижной фазы.
а. Верно
б. Неверно
ОТВЕТ: а

33.Для чего проводят микронизацию фармацевтических субстанций?
А. Для повышения скорости их растворения в водной среде
Б. Для повышения биодоступности препаратов в плазме крови
В. Для повышения эффективности препаратов
ОТВЕТ:А-В

34. Какая связь между растворимостью фармацевтических субстанций и их биодоступностью (долей абсорбированных лекарств по сравнению с первоначальной дозой)?
А. Прямая
Б. Обратная
В. Отсутствует
ОТВЕТ:А

35. Степень растворения – функция от:
А. Поверхности частиц
Б. Растворимости частиц
ОТВЕТ:А,Б

36. Какие традиционные методы для измельчения частиц были использованы в фармацевтической промышленности?
А. Дробление / размалывание
Б. Сушка распылением («spray drying»)
В. Сублимационная сушка

Г. Перекристаллизация с выпариванием летучего растворителя
Д. Измельчение в шаровой мельнице и просеивание
ОТВЕТ:А-Д

37. Какие недостатки имеют традиционные способы микронизации?
А. Широкий диапазон разбросов размера частиц
Б. Плохой контроль над морфологией
В. Плохой контроль над гранулометрическим составом
Г. Высокая энергозатратность
Д. Термическое и химическое разрушение продукта
Е. Проблема удаления растворителя

ОТВЕТ:А-Е

38. Назовите основные методы инкапсулирования активных ингредиентов лекарственных средств в полимерные матрицы.
А. Фазовое сепарирование
Б. Высушивание в воздушном потоке
В. Технология двойных эмульсий
ОТВЕТ:А-В

39. Назовите основные преимущества методов использования сверхкритического CO2 для микронизации.
А. Одноступенчатая операция
Б. Умеренная рабочая температура
В. Очень маленькое отклонение по размерам частиц с контролируемой морфологией

ОТВЕТ:А-В
40. Подходит ли метод RESS для переработки водорастворимых веществ?
А. Да
Б. Нет
ОТВЕТ:Б
41. К какому методу наиболее близок метод RESS?
А. Сублимационная сушка
Б. Сушка распылением
В. Перекристаллизация с выпариванием летучего растворителя
Г. Измельчение в шаровой мельнице и просеивание
ОТВЕТ:Б
42. На чем основано действие метода распыления газонасыщенных растворов PGSS?
А. На растворимости компонентов твердых дисперсий в скСО2
Б. На растворимости СО2 в биорезорбируемых полимерах, используемых при создании препаратов повышенной биодоступности и пролонгированного действия
ОТВЕТ:Б
43. Нужна ли очистка от растворителя препарата, полученного методами RESS и PGSS?
А. Да
Б. Нет
ОТВЕТ:Б
44. Какой метод микронизации предпочтителен для крупных частиц и материалов с относительно низкой стоимостью?
А. PGSS
Б. RESS
В. RESOLV
Г. SEDS
ОТВЕТ:А

45. Что является определяющим при выборе метода скф-микронизации?
А. Растворимость материала и матрицы растворитель-материал в сверхкритической жидкости
Б. Желаемый размер частиц
В. Желаемая форма частиц
Г. Стоимость обработки
Д. Масштаб производства
ОТВЕТ:А
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 9 семестров зачета
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Зачтено" - верно выполнено более 50% заданий; "не зачтено"- верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И.Г.Зенкевич и др. под ред. Л.Н.Москвина. Аналитическая химия в 3-х томах. Т.1 Методы идентификации и определения веществ. -575с. Т.2 Методы разделения веществ и гибридные методы анализа. -300 с. Т.3 Химический анализ. -365 с.: учебник для студентов высших учебных заведений/И.Г.Зенкевич и др. под ред. Л.Н.Москвина.- М.: Издательский центр «Академия».- 2008: учебник для студентов высших учебных заведений М.: Издательский центр «Академия»., 2008
Л1.2 Васильев В.П. Аналитическая химия: Учебник для вузов М.:Дрофа, 2004
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.Б.Алесковский, В.В.Бардин, М.И.Булатов и др. Физико-химические методы анализа. Практическое руководство: Учебное пособие для вузов: Учебное пособие для вузов -Л.:Химия, 1988
Л2.2 Ю.Г.Власов, Ю.А.Золотов, Л.Н.Москвин и др. Новый справочник химика и технолога. Аналитическая химия. Ч.II.: Справочник по аналитической химии и технологии С.-Пб.:НПО"Профессионал", 2003, 2007.
Л2.3 Ю.Г.Власов, Ю.А.Золотов, Л.Н.Москвин и др. Новый справочник химика и технолога. Аналитическая химия. Ч. III.: Справочник по аналитической химии и технологии С.-Пб.:НПО"Профессионал", 2004,2007.
Л2.4 Ю.Г.Власов, Ю.А.Золотов, Л.Н.Москвин и др. Новый справочник химика и технолога. Аналитическая химия. Ч.I. : Справочник по аналитической химии и технологии С.-Пб.: НПО"Профессионал", 2002,2007
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 С.В.Темерев Анализ воды и экосистем: Лабораторный практикум для студентов 4-го курса химического факультета Алт.гос.университета, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
Э2 http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
Э3 http://www.gpntb.ru ГПНТБ Государственная публичная научно-техническая библиотека
Э4 http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
Э5 http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
Э6 http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
Э7 http://www.chem.msu.su Электронная библиотека на сервере химфака МГУ
Э8 http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ
Э9 http://www.kge.msu.ru Библиотеки химической литературы
Э10 http://www.lib.asu.ru Электронная библиотека зарубежных изданий
Э11 http://www.chem.asu.ru Электронная библиотека/неорганич. химия
Э12 http://www.chem.port.ru/
Э13 http://www.ars.org/portalchemistry/
Э14 http://www.pstlib.nsc.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Power Point
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);

3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
509К лаборатория электрохимических методов анализа - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доски меловые 1шт. компьютер: марка Benq - 1 единица; монитор Benq; раковина, оборудование, инструмент и приспособления, принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек): шкаф вытяжной, иономеры, рН-метры электронные, электроды, кондуктометры, миллиамперметр, титраторы кулонометрические, потенциометрические титраторы, универсальная полярографическая установка «Экотест», комплекс исследовательский «Экотест-ВА-НИР», полярограф ПУ, набор ареометров, пикнометры, электроплитки, наборы химической посуды, наборы химических реактивов, пробки стеклянные; пробки резиновые, пробки корковые, спиртовые горелки, водяная баня, песочная баня, магнитные мешалки.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)
Оценка результатов самостоятельной работы организуется как единство двух форм контроля самостоятельной работы: организация самоконтроля обучающихся и контроль со стороны преподавателя. Организация самоконтроля зависит от степени предварительной подготовки в период обучения в вузе и определенных качеств личности, ответственности за результаты своего обучения, заинтересованности и мотивации в положительной оценке своего труда. Основная задача преподавателя состоит в том, чтобы создать необходимые условия для организации и выполнения самостоятельной работы, что выражается, прежде всего, в максимально-возможном учебно-методическом обеспечении и правильном использовании различных стимулов для реализации самостоятельной работы (рейтинговая система). Особое внимание должно уделяться созданию заинтересованной и благожелательной атмосферы в процессе проведения контроля знаний при оценке самостоятельной работы при проведении практических семинаров, лабораторных работ и проведения консультаций. По окончании изучения дисциплины проводится промежуточная аттестации. Таким образом, усвоение учебного предмета в процессе самостоятельного изучения учебной и научной литературы является и подготовкой к зачету и экзамену. Обучающийся, показавший высокий уровень владения знаниями, умениями и владениями по предложенному вопросу, считается успешно освоившим учебный курс. В случае большого количества затруднений при раскрытии предложенного на зачёте или экзамене вопроса обучающемуся предлагается повторная подготовка и повторная сдача зачета. Для успешного овладения курсом необходимо выполнять следующие требования:
1) посещать все занятия, т.к. весь тематический материал взаимосвязан между собой и теоретического овладения пропущенного недостаточно для качественного усвоения;
2) все рассматриваемые на практических занятиях вопросы обязательно фиксировать в отдельную тетрадь и сохранять ее до окончания обучения в вузе;
3) обязательно выполнять все домашние задания;
4) проявлять активность на занятиях и при подготовке, т.к. конечный результат овладения содержанием дисциплины необходим, в первую очередь, самому обучающемуся;
5) в случаях пропуска занятий, по каким-либо причинам, обязательно самостоятельно изучить информацию по пропущенному занятию и сдать выполненные задания преподавателю во время индивидуальных консультаций.

Методические рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Необходимо помнить, что посещение лекций является обязательным и, в случае пропуска лекции, обучающийся должен изучить ее содержание самостоятельно. Перед началом курса, на вводной лекции преподаватель, сообщает о форме, в которой будет проводиться диалог с обучающимися на лекционных занятиях. Обучающиеся получают право задавать вопросы по теме лекции только после ее окончания. Специально для этой цели
преподаватель в обязательном порядке оставляет 5- 10 минут в конце лекции. Обучающимся необходимо записывать все возникающие по ходу лекции вопросы, а затем, с разрешения преподавателя, задать их. Если после первоначального объяснения преподавателя остались невыясненные положения, их стоит уточнить. В то же время, следует задавать лишь действительно важные вопросы – остальные менее значительные с пользой для всех могут быть разобраны на практическом занятии. Материал, излагаемый преподавателям, необходимо конспектировать. Для этого следует помнить, что конспект – не дословно записанная речь преподавателя, а сжатое, ёмкое смысловое содержание лекции, включающее основные ее аспекты, дополнительные пояснения лектора и пометки самого автора конспекта, то есть обучающегося. Рекомендуется вести конспект лекции следующим образом: Каждый смысловой раздел целесообразно начинать с абзаца с новой строки. При появлении интересных мыслей, вопросов по поводу соответствующей информации, или услышав важный комментарий преподавателя, обучающийся может отметить это таким образом, чтобы было ясно, к какому разделу лекции эти пометки относятся, насколько важными их считает преподаватель, какое внимание следует уделить подробному их анализу, изучению. Кроме того, позже, при самостоятельном изучении соответствующей теме учебной и научной литературы, рекомендуется делать дополнительные пометки, которые помогут качественно подготовиться к контролю знаний (сноски на страницы учебника, монографии, альтернативные или сходные авторские определения, примеры, статистические данные и прочее). В зависимости от значимости текста целесообразно выделять его цветным маркером. В случае, когда преподаватель даёт лекции не в традиционной, а в интерактивной форме, необходимо внимательно выслушать правила и активно работать, выполняя указания преподавателя.

Методические рекомендации по подготовке к практическим/лабораторным занятиям
Подготовка к практическому занятию, основной задачей которого является углубление знаний по дисциплине, в основном, должна основываться на конспектах лекций, учебном материале, а также на новейших источниках – статьях из рекомендованных журналов, материалах сети «Интернет». Кроме того, практическое занятие может включать и мероприятия по контролю знаний по дисциплине в целом. Ввиду ограниченного количества времени предполагается тестовый контроль, в ходе которого выявляется степень усвоения студентами понятийного аппарата и знаний дисциплины в целом. При подготовке к практическому занятию обучающийся должен изучить все вопросы, предлагаемые по данной теме и заполнить рабочую тетрадь. При этом обучающийся должен иметь конспект лекций и сделанные конспекты вопросов, рекомендованные для практического занятия.