МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Общая химия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической и неорганической химии
Направление подготовки04.05.01. специальность Фундаментальная и прикладная химия
СпециализацияАналитическая химия; Органическая химия; Физическая химия и технологии материалов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план04_05_01_Фундаментальная и прикладная химия_Профили-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 59
индивидуальные консультации 44
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Лабораторные 44 44 44 44
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 59 59 59 59
Консультации 44 44 44 44
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
доктор химических наук, профессор, Новоженов В.А.;кандидат химических наук, доцент, Стручева Н.Е.

Рецензент(ы):
доктор химических наук, профессор, Смагин В.П.

Рабочая программа дисциплины
Общая химия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия (приказ Минобрнауки России от 13.07.2017 г. № 652)

составлена на основании учебного плана:
04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 06.07.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Безносюк С.А., доктор физ-мат. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 06.07.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой Безносюк С.А., доктор физ-мат. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дать студенту сведения
- о строении атома;
- о периодическом законе и периодической системе элементов Д.И.Менделеева;
- о химической связи;
- об основах химии твердого тела,
- началам химической термодинамики, кинетики и механизмам химических реакций; -
- о растворах;
- об основных понятиях геохимии и радиохимии;
- о свойствах химических элементов;
- об особенностях химии элементов-металлов и элементов-неметаллов;
-о строении комплексных соединений;
- о методах исследования неорганических соединений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен анализировать, интерпретировать и обобщать результаты экспериментальных и расчетно-теоретических работ химической направленности
ОПК-1.1 Систематизирует и анализирует результаты химических экспериментов, наблюдений, измерений, а также результаты расчетов свойств веществ и материалов
ОПК-1.2 Предлагает интерпретацию результатов собственных экспериментов и расчетно-теоретических работ с использованием теоретических основ традиционных и новых разделов химии
ОПК-1.3 Формулирует заключения и выводы по результатам анализа литературных данных, собственных экспериментальных и расчетно-теоретических работ химической направленности
ОПК-2Способен проводить химический эксперимент с использованием современного оборудования, соблюдая нормы техники безопасности
ОПК-2.1 Знает нормы техники безопасности при работе с химическими веществами
ОПК-2.2 Умеет проводить синтез и анализ веществ и материалов разной природы с использованием имеющихся методик
ОПК-2.3 Владеет навыками соблюдения техники безопасности при проведении химического эксперимента
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- Систематизирует и анализирует результаты химических экспериментов, наблюдений, измерений, а также результаты расчетов свойств веществ и материалов
- Знает нормы техники безопасности при работе с химическими веществами.
3.2.Уметь:
3.2.1.- Предлагает интерпретацию результатов собственных экспериментов и расчетно-теоретических работ с использованием теоретических основ традиционных и новых разделов химии
- Умеет проводить синтез и анализ веществ и материалов разной природы с использованием имеющихся методик.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- Формулирует заключения и выводы по результатам анализа литературных данных, собственных экспериментальных и расчетно-теоретических работ химической направленности
- Владеет навыками соблюдения техники безопасности при проведении химического эксперимента

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Техника лабораторных работ
1.1. Химическая лаборатория. Техника безопасности в химической лаборатории. Лабораторные 1 4 Л3.2, Л3.1, Л3.4, Л2.1, Л1.2, Л3.3, Л3.5
1.2. Мытье и сушка химической посуды Лабораторные 1 4 Л1.1, Л3.2, Л2.1
1.3. Подготовка к лабораторной работе. Способы мытья химической посуды Сам. работа 1 3 Л1.1, Л3.2, Л3.4, Л2.1, Л3.3
1.4. Весы и взвешивание. Определение погрешности мерной посуды Лабораторные 1 4 Л3.2, Л3.4, Л2.2, Л1.2, Л3.3
1.5. Подготовка к лабораторной работе. Весы и взвешивание в химической лаборатории Сам. работа 1 4 Л1.1, Л3.2, Л3.4, Л2.1, Л3.3
1.6. Способы очистки веществ Лабораторные 1 4 Л1.1, Л3.2, Л2.1
1.7. Очистка твердых веществ перекристаллизацией Лабораторные 1 4 Л3.2, Л3.4, Л2.2, Л1.2, Л3.3
1.8. Очистка жидких веществ перегонкой Лабораторные 1 4 Л1.1, Л3.2, Л3.4, Л2.1, Л3.3
1.9. Подготовка к лабораторной работе. Методы очистки жидких веществ Сам. работа 1 4 Л3.2, Л3.4, Л2.2, Л1.2, Л3.3
1.10. Подготовка к лабораторной работе Определение молярных масс газообразных веществ Сам. работа 1 4 Л3.2, Л3.4, Л2.1, Л1.2, Л3.3
1.11. Подготовка к лабораторной работе Определение молярных масс эквивалентов металлов Сам. работа 1 4 Л1.1, Л3.2, Л3.4, Л2.1, Л3.3
1.12. Подготовка к коллоквиуму по технике лабораторных работ Сам. работа 1 4 Л1.1, Л3.2, Л3.4, Л2.1, Л3.3
1.13. Способы определения молекулярных масс Лабораторные 1 4 Л1.1, Л3.2, Л2.1
1.14. Определение молярной массы газа Лабораторные 1 4 Л1.1, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
1.15. Подготовка к лабораторной работе. Методы очистки твердых веществ Сам. работа 1 4 Л3.2, Л3.4, Л2.2, Л1.2, Л3.3
1.16. Определение молярной массы эквивалента металла Лабораторные 1 4 Л3.2, Л3.4, Л2.1, Л1.2, Л3.3
1.17. Коллоквиум по технике лабораторных работ Лабораторные 1 4 Л3.2, Л3.4, Л2.1, Л1.2, Л3.3
1.18. Скорость химических реакций и химическое равновесие Лабораторные 1 4 Л1.1, Л3.2, Л2.1
1.19. Консультации 1 10 Л1.1, Л3.2, Л2.2
Раздел 2. Энергетика и кинетика химических реакций
2.1. Энергетика химических реакций. Первый закон термодинамики. Второй закон термодинамики Лекции 1 2 Л1.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
2.2. Первый закон термодинамики Сам. работа 1 4 Л1.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
2.3. Первый закон термодинамики Практические 1 2 Л1.1, Л3.1, Л3.4, Л2.2, Л1.2, Л3.3
2.4. Вторй закон термодинамики. Направленность химических процессов Практические 1 2 Л1.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
2.5. Второй закон термодинамики. Сам. работа 1 4 Л1.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
2.6. Кинетика химических реакций Лекции 1 2 Л1.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
2.7. Основы химической кинетики. Скорости и механизмы химических реакций Сам. работа 1 4 Л1.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
2.8. Влияние различных факторов на скорость химической реакции Сам. работа 1 4 Л1.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
2.9. Химическое равновесие Практические 1 2 Л1.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
2.10. Рановесие химических реакций Лекции 1 2 Л1.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
2.11. Скорости и механизмы химических реакций Практические 1 2 Л1.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
2.12. Влияние температуры на скорость химической реакции. Теории химической кинетики Практические 1 2 Л1.1, Л3.4, Л2.2, Л1.2, Л3.3
2.13. Консультации 1 10 Л1.1, Л3.4, Л2.2
Раздел 3. Строение атома
3.1. Подготовка к семинару по строению атома Сам. работа 1 4 Л1.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
3.2. Строение атома Практические 1 2 Л1.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
3.3. Подготовка к семинару "Строение многоэлектронных атомов Сам. работа 1 4 Л1.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
3.4. Теория строения атома по Бору. Многоэлектронные атомы Лекции 1 4 Л1.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
3.5. Модель стоения атома Н. Бора Практические 1 2 Л1.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
3.6. Строение электронных оболочек много электронных атомов Практические 1 2 Л1.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
3.7. Периодическая система. Периодичекие свойства элементов Лекции 1 2 Л1.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
3.8. Подготовка к семинару "Периодические свойства элементов" Сам. работа 1 4 Л1.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
3.9. Периодические свойства элементов и их соединений Практические 1 2 Л1.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
3.10. Сравнительная характеристика элементов и их соединений Сам. работа 1 4 Л1.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
3.11. Сравнительная характеристика элементов по периодической системе Практические 1 2 Л1.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
3.12. Консультации 1 12 Л3.4
Раздел 4. Химическая связь
4.1. Свойства химических связей Лекции 1 2 Л1.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
4.2. Геометрия молекул Лекции 1 2 Л1.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
4.3. Метод молекулярных орбиталей Лекции 1 2 Л1.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
4.4. Химическая связь в веществах. Ионная связь Лекции 1 2 Л1.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
4.5. Металлическая связь Лекции 1 2 Л1.1, Л3.4, Л2.2, Л3.3
4.6. Консультации 1 12 Л1.1, Л3.4, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=375

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1 Способен анализировать, интерпретировать и обобщать результаты экспериментальных и расчетно-теоретических работ химической направленности

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1 Способен анализировать, интерпретировать и обобщать результаты экспериментальных и расчетно-теоретических работ химической направленности
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Выражением первого закона термодинамики является уравнение
а) H = U + pV
б) A = p∆V
в) Q = ∆U + A
г) ∆H = H2 – H1
д) ∆U = U2 – U1
Ответ: в
2. Укажите уравнение реакции, тепловой эффект ∆Н° которой является энтальпией образования вещества.
а) CaO(к) + CO2(г) = CaCO3(к); ∆Н°
б) С(графит) + 2Cl2(г) = CCl4(г); ∆Н°
в) Cu2S(к) + O2(г) = 2Cu(к) + SO2(г); ∆Н°
г) CF4(г) = C(к)+2F2(г); ∆Н°
Ответ: б
3. Математические изменение энергии Гиббса записывается
а) ∆G > ∆H – T∆S
б) ∆G < ∆H – T∆S
в) ∆G = –∆H - T∆S
г) ∆G = –∆H – T∆S
д) ∆G = –∆H + T∆S
Ответ: в
4. Число электронов в атоме равно
а) числу нейтронов
б) Числу нуклонов
в) числу протонов
г) числу орбиталей
Ответ: в
5. К семейству s-элементов относится:
а) кислород
б) гелий
в) хром
г) неодим
Ответ: б
6. На 3d- подуровне атома калия находится электронов
а) 0
б) 1
в) 8
Ответ: а
7. Периодически с ростом порядкового номера элемента изменяется
а) относительная атомная масса
б) число протонов в ядре
в) строение внешнего энергетического уровня
г) число энергетических уровней
Ответ: в
8. К группе d-элементов относится
а) стронций
б) фосфор
в) плутоний
г) лантан
Ответ: в
9. Основные свойства гидроксидов в ряду Ве-Са-Ва:
а) усиливаются
б) ослабевают
в) не меняются
г) основные свойства этим гидроксидам не характерны
Ответ: а
10. Если в системе 2Са(к) + О2(г) = 2СаО(к)
увеличить давление в 2 раза, то скорость прямой реакции
а) возрастет в 2 раза
б) возрастет в 4 раза
в) понизится в 2 раза
г) понизится в 4 раза
Ответ: а
11. Выражение скорости для прямой реакции С(т) + О2(г) = СО2(г) имеет вид
а) ʋ = k[О2]
б) ʋ = k[C].[О2]
в) ʋ = k[CO2].[О2]
Ответ: а
12. Энергия активации реакции снижается при:
а) введении катализатора в систему;
б) повышении температуры;
в) введении ингибитора в систему;
г) понижении температуры.
Ответ: а
13. Постоянная Авогадро показывает ... .
а) определенное число структурных единиц
б) число структурных единиц в 1 моле вещества
в) массу 1 моль вещества
г) какую долю масса данного элемента составляет от всей массы вещества
д) во сколько раз масса молекулы вещества больше 1/12 части массы атома 12С
Ответ: б
14. Наименьшую массу имеет один моль соли:
а) KBrO3;
б) KNO3;
в) KClO3;
г) KPO3;
д) KIO3.
Ответ: б
15. К химическим явлениям (в отличии от физических) относят:
а) приготовление порошка из куска мела;
б) возгонка твердого йода;
в) возгорание спички;
г) плавление фенола;
д) сублимация йода.
Ответ: в

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85 % - отлично
70 % - хорошо
50 % - удовлетворительно
Менее 50 % - неудовлетворительно

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Изменение внутренней энергии системы при переходе ее из состояния А в состояние В _______________ от пути перехода
Ответ: не зависит
2. Система, для которой термодинамические параметры во всех точках сохраняют свое постоянное значение, находятся в ___________ состоянии.
Ответ: стандартном
3. Реакция CaCO3(т)= CaO(т) + CO2, для которой ∆Hº = 178 кДж, ∆S° = 160 Дж/моль·К, при стандартных условиях протекает в _________ направлении
Ответ: обратном
4. В реакции С2H2(г) + H2(г) = С2Н4(г) энтропия ____________
Ответ: убывает
5. Укажите элемент, атомы которого имеют следующее строение электронной оболочки: 1s22s22p63s23p63d24s2.
Ответ: титан
6. Энергию электронных орбиталей определяет ____________ квантовое число.
Ответ: главное
7. Какое правило (принцип) отражает следующая формулировка: «Невозможно одновременно точно определить местоположение частицы и ее количество движения – импульс»?
Ответ: Принцип неопределенности Гейзенберга
8. Лантаноиды относятся к электронному семейству ______ элементов
Ответ: f
9. В побочных подгруппах периодической системы находятся ____ элементы
Ответ: d
10. В ряду оксидов SiO2 - Р2O5 - SO3 - С12O7 кислотные свойства _____________
Ответ: возрастают
11. Электроотрицательность в ряду F, Cl, Br, I, At _________
Ответ: уменьшается
12. В длиннопериодном варианте периодической системе групп _______
Ответ: 18
13. Чем меньше константа равновесия, тем в реакции выход продуктов _______
Ответ: меньше
14. Для экзотермического процесса синтеза аммиака одновременно понижение температуры и увеличение давления _______ выход аммиака
Ответ: увеличивает
15. Ингибиторы – это вещества, которые __________ химической реакции, сами при этом ____________
Ответ: замедляют, расходуются
16. Измельчение твердых реагентов приводит к _________ гетерогенных реакций
Ответ: ускорению
17 6,02·1023 атомов кислорода при нормальных условиях занимают объем ____
Ответ: 22,4 л
18. Наименьшей частицей вещества является _________
Ответ: атом
19. В результате протекания любой химической реакции не изменяются число ______
Ответ: атомов
20. Химический элемент - это совокупность атомов с одинаковым числом ________ в ядре
Ответ: протонов

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. При этом правильно написаны все уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. При этом правильно написаны все уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Задание понято правильно, в логических рассуждениях нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе формул. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Не верно написаны уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны не все необходимые пояснения и ответы на вопросы.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2 Способен проводить химический эксперимент с соблюдением современного оборудования, соблюдая нормы техники безопасности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Сколько раствора реактива необходимо наливать в пробирку, если в работе нет особых указаний по этому поводу?
а) несколько капель
б) половину пробирки
в) 1 - 2 мл
Ответ: в
2. Как правильно закрепить пробирку в держателе?
а) отступив 1/3 от отверстия пробирки
б) у основания пробирки
в) отступив 1/2 от отверстия пробирки
г) отступив 1 см от отверстия пробирки
Ответ: г
3. Есть, пить, класть продукты на рабочие столы в кабинете химии:
а) запрещается
б) разрешается в присутствии учителя.
в) разрешается, если никто не видит
Ответ: а
4. Можно ли пробовать реактивы на вкус?
а) можно пробовать только знакомые вещества
б) нельзя ничего пробовать
в) можно пробовать все реактивы
Ответ: б
5. Посуду с щелочью закрывают:
а) стеклянными притертыми пробками
б) резиновыми пробками
в) парафинированными корковыми пробками
г) корковыми пробками
Ответ: d
6. При работе с ртутным термометром следует:
а) перемешивать им нагревающиеся жидкости
б)активно встряхивать его и стучать по стенкам лабораторной посуды
в) нагревать выше рекомендуемой температуры
г) насухо вытирать и убирать в футляр после использования
Ответ: г
7. Выберите реакцию, обеспечивающую наиболее оптимальный (среди предлагаемых) лабораторный метод получения чистого сульфата калия
а) K2S + H2SO4(к)→
б) КNO3 + H2SO4(р)→
в) КОН(р) + H2SO4(р)→
г) КNO3(т) +H2SO4(к)→
Ответ: в
8. Верны ли суждения о назначении лабораторной посуды и оборудования?
А. Для измерения объёма жидкости используют мерный цилиндр.
Б. Ступка с пестиком предназначены для измельчения твёрдых веществ.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 4
9.Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории и с препаратами бытовой химии?
А. В лаборатории наличие кислоты в растворе определяют на вкус.
Б. При работе с препаратами бытовой химии, содержащими щёлочь, необходимо использовать резиновые перчатки.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 2
10. Свободный бром можно получить по реакции
а)KBr + I2 →
б)KBr + H2SO3 →
в)KBr + KBrO3 + H2O →
г) KBrO3 + Cl2+ Н2О→
Ответ: а
11. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?
А. В лаборатории нельзя знакомиться с запахом веществ.
Б. Воду можно кипятить в любой стеклянной посуде.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 4
12. Пероксид водорода образуется в результате реакций
а) BaO2 + H2SO4 →
б)Na2O2(т) + С2H5OН →
в) Na2S2O8 + NH4Cl →
Ответ: а
13. Верны ли следующие утверждения о правилах безопасной работы в лаборатории?
А. Чтобы погасить пламя спиртовки, его следует задуть.
Б. При нагревании пробирки с раствором её следует располагать строго вертикально.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны
Ответ: 4
14. Нитриды образуются при непосредственном взаимодействии азота и
а) Li
б) Na
в) K
г) Rb
д) Cs
Ответ: а
15. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?
А. Запрещается заглядывать сверху в посуду с кипящим раствором.
Б. Запрещается нагревать органические растворители на открытом пламени.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 3
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85 % - отлично
70 % - хорошо
50 % - удовлетворительно
Менее 50 % - неудовлетворительно

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Очистку воды от растворимых примесей проводят _________
Ответ: перегонкой
2. Определение плотности растворов проводят ______________
Ответ: ареометром
3. Для взвешивания навески, с точностью до первого знака после запятой, необходимы весы _________
Ответ: техно-химические
4. Навески агрессивных химических веществ, например щелочей, взвешивают в _________
Ответ: бюксе
5. Растворы молярной и нормальной концентрации готовят в _________ колбе
Ответ: мерной
6. При разбавлении кислот водой приливают _________ в ____________
Ответ: кислоте в воду
7. В лаборатории все анализы следует проводить с использованием _____________ воды
Ответ: дистиллированной
8. Хромовая смесь, пригодна для использования, если ее цвет ________
Ответ: коричневый
9. Опыты с концентрированными кислотами, щелочами, бромом следует проводить в _____ ________
Ответ: вытяжном шкафу
10. Нагреваемую пробирку нужно держать отверстием от себя и от соседа, так как может произойти ________ _________
Ответ: выброс жидкости
11. Для укрепления частей химических установок при выполнении опытов служит __________
Ответ: штатив
12. Для измерения объёма жидкости используют мерный ________________.
Ответ: цилиндр
13. Ступка с пестиком предназначены для измельчения _____________ веществ.
Ответ: твердых
14. В посуду с кипящим раствором заглядывать сверху __________
Ответ: запрещается
15.Органические растворители нагревать на открытом пламени ____________.
Ответ: запрещается
16. Нагревание проводят в лабораторной посуде из ___________ стекла
Ответ: термостойкого
17. Зажигать спиртовку следует
Ответ: спичкой (зажигалкой)
18. Можно ли начинать выполнение лабораторной работы без точного знания методики ее выполнения?
Ответ: нет
19. Фарфоровую чашечку нагревают в пламени спиртовки, держа ____________
Ответ: щипцами (тигельными щипцами)
20. В химической лаборатории принимать пищу _____________
Ответ: нельзя


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. При этом правильно написаны все уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. При этом правильно написаны все уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Задание понято правильно, в логических рассуждениях нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе формул. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Не верно написаны уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны не все необходимые пояснения и ответы на вопросы.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=375

Блок 1 Термодинамика и кинетика
1. Опишите возможности использования закона Гесса в термохимии.
2. Для какой реакции - прямой или обратной - энергия активации больше, если прямая реакция идет с выделением теплоты?
3. Почему прямым синтезом из O2 и N2 может быть получен только оксид азота (II)? Почему заметный выход NO при взаимодействии N2 и O2 наблюдается лишь при высоких температурах?
4. Чем объясняется повышение скорости реакции при введении в систему катализатора?
5. Объяснить, почему процессы растворения веществ в воде могут самопроизвольно протекать не только с экзотермическим, но и с эндотермическим эффектом?
6. Может ли в стандартных условиях реакция
I2(к) + H2S(г) = 2HI(г) + S(к)
самопроизвольно протекать в прямом направлении при 298 К? Какое влияние окажет повышение температуры на направление протекания этой реакции?
7. При некоторой температуре Т эндотермическая реакция А  В идет практически до конца. Определить: а) знак G реакции, б) знак G реакции В  А при температуре Т, в) возможность протекания реакции В  А при низких температурах.
8. Вычислить H298 образования MgCO3 (крист) при 298 К, пользуясь следующими данными:
а) C(графит) + O2 (г) = CO2(г); H298= - 393.5 кДж
б) 2Mg(к) + O2 (г) = 2MgO(к); H298= - 1203.6 кДж
в) MgO(к) + CO2(г) = MgCO3(к); H298= - 117.3 кДж
9. Указать в каком направлении может протекать самопроизвольно следующая окислительно-восстановительная реакция и уравнять ее методом полуреакций:
HNO3 + H2O2 -> NO2 + O2 + H2O
K2Cr2O7 + H2O2 + H2SO4  O2 + Cr2(SO4)3 + K2SO4 + H2O.
PH3 + KMnO4 + H2SO4  H3PO4 + MnSO4 + K2SO4 + H2O
H2O2 + AuCl3 + KOH  Au + O2 + KCl + H2O
Bi(NO3)3 + Br2 + NaOH  NaBiO3 + NaBr + NaNO3 + H2O
KCl + KBiO3 + H2O  Cl2 + BiCl3 + KOH.
Zn + KClO3 + KOH + H2O  K2[Zn(OH)4] + KCl
K2Cr2O7 + HCl  Cl2 + CrCl3 + KCl + H2O
Cu + HNO3  Cu(NO3)2 + NO + H2O
HIO3 + H2O2  I2 + O2 + H2O
10. Что представляет собой бурый газ, выделяющийся при действии концентрированной HNO3 на металлы? Из каких молекул он состоит? Почему его окраска усиливается при повышении температуры и ослабляется при ее понижении.
11. Сравнить H298 реакции восстановления оксида железа (III) различными восстановителями при 298 К:
а) Fe2O3(к) + 3H2(г)  2Fe(к) + 3H2O(г)
б) Fe2O3(к) + 3С(графит)  2Fe(к) + 3СО(г)
в) Fe2O3(к) + 3СО(г)  2Fe(к) + 3СО2(г)
12. Какие их перечисленных воздействий приведут к изменению константы скорости реакции: а) изменение давления, б) изменение температуры, в) изменение объема реакционного сосуда, г) введение в систему катализатора, д) изменение концентраций реагирующих веществ?
13. Изменится ли энергия активации химической реакции с изменением температуры? Ответ обоснуйте.
14. В каком из следующих случаев реакция возможна при любых температурах:
а) H < 0, S > 0; б)  H < 0, S > 0; в) H > 0, S > 0; г) H >0, S<0
15. Определите знаки H, S и G для реакции АВ(к)+ В2(г)=АВ3(к), протекающей при стандартных условиях в прямом направлении. Будет ли G возрастать или убывать с ростом температуры? Почему?
16. Напишите уравнение для константы равновесия реакции:
2NO(г) + O2(г) = 2NO2(г).
Изменится ли значение константы равновесия а) при введении катализатора, б) при изменении концентрации реагирующих веществ.
17. Для какой реакции - прямой или обратной - энергия активации больше, если прямая реакция идет с выделением теплоты? Ответ обосновать.
18. Теплоты растворения сульфата меди и медного купороса соответственно равны -66.11 и 11.72 кДж. Вычислить теплоту гидратации CuSO4.
19. Объясните принцип действия катализатора.
20. Для реакции
2NO2(г)  N2O4(г) ; H<0.
Как влияет изменение температуры и давления на состояние равновесия этой реакции?
21. Как влияет катализатор на химическое равновесие? Почему?
22. Вычислите энергии Гиббса при взаимодействии
BaCl2 (р) + Na2SO4 (р)  BaSO4(тв)+ NaCl (р)
23. Определить H298 реакции 3C2H2(г) = C6H6(ж), если H298 реакции сгорания ацетилена с образованием CO2 (г) и H2O(ж) равна 1300 кДж/моль, а H298 образования бензола (ж) составляет 82,9 кДж/моль.
24. Какие из приведенных реакций могут самопроизвольно протекать при действии водного раствора перманганата на серебро?
а) MnO4- + Ag  MnO42- + Ag+ ;
б) MnO4- + 3Ag + 2H2O  MnO42-+ 3Ag+ + 4OH- .
25. Почему при низких температурах критерием, определяющим направление самопроизвольного протекания реакции, может служить H, а при высоких температурах таким критерием является величина S?
26. Объясните предпочтительное протекание химической реакции через образование активированного комплекса?
27. Почему при низких температурах критерием, определяющим направление самопроизвольного протекания реакции, может служить H, а при высоких температурах таким критерием является величина S?
28. Объясните причину такого разложения нитратов при нагревании:
t
NaNO3  NaNO2 + O2
t
Pb(NO3)2  PbO + NO2 + O2
t
AgNO3  Ag + NO2 + O2
Уравняйте реакции.
29. Объяснить отличие понятий "порядок" и "молекулярность" в кинетике химических реакций.
30. Пользуясь термохимическим уравнением реакции:
NH3(г) = 1/2 N2(г) + 3/2 H2(г); H = 46191,36 Дж
вычислить теплоту образования аммиака. Какими способами можно сместить равновесие этой реакции в сторону максимального выхода продуктов реакции?
31. Разрешена ли термодинамически реакция окисления (горения) бумаги и дерева на воздухе? Если да, то почему они самопроизвольно на воздухе не загораются?
32. Изобразите энергетическую диаграмму перевода жидкой воды в газообразную (испарение) в координатах: H - координата реакции. Какой знак имеет величина изменения энтальпии в этом процессе?
33. Какое состояние называется равновесным? В истинном или ложном равновесии находится смесь газов в воздухе?
34. Восстановление Fe2O3 водородом протекает по уравнению:
Fe2O3 (кр) + 3H2 (г) = 2Fe(кр) + 3H2O(г); Hо = 96.61 кДж.
35. Возможна ли реакция при стандартных условиях, если изменение энтропии равно0,1387 кДж/моль.град? При какой температуре начнется восстановление Fe2O3?
36. Простой или сложный механизм имеет реакция:
2KMnO4 + 3Na2SO3 + H2O  2MnO2 + Na2SO4 + 2KOH
37. Напишите электронную конфигурацию атома кремния в основном и возбужденном состоянии. Изобразите перекрывание электронных облаков в молекуле SiH4.
38. Записать выражение для константы равновесия реакции:
2 SO2 + O2  SO3
В какую сторону сместится равновесие при увеличении температуры, давления?
39. Для реакции
Fe2O3 (кр) + 3H2 (г) = 2Fe(кр) + 3H2O(г)
вычислить изменение энтальпии и энтропии при 298 К.
40. Дана реакция А + 2 В + 3 Д = F + L. Как изменится скорость реакции, если концентрацию вещества В увеличить в 3 раза (концентрации А и Д остаются постоянными)?
41. Уравнение Аррениуса имеет вид K = C.e-E/RT. Пояснить входящие в него величины, взять натуральный логарифм правой и левой частей уравнения. Вывести формулу для расчета энергии активации по двум константам скорости при двух температурах.
42. Исходя из знака Go следующих реакций:
PbO2(тв.) + Pb(к) = 2PbO(к) Go <0;
SnO2(к.) + Sn(к) = 2SnO(к) Go >0
сделать вывод о том, какие степени окисления более характерны для свинца и олова.
43. Почему бериллий нельзя получать методами гидрометаллургии?
44. Дана реакция А + 2 В + 3 Д = F + L. Как изменится скорость реакции, если концентрацию вещества В увеличить в 3 раза (концентрации А и Д остаются постоянными) ?
45. Уравнение Аррениуса имеет вид K = C.e-E/RT. Пояснить входящие в него величины, взять натуральный логарифм правой и левой частей уравнения. Вывести формулу для расчета энергии активации по двум константам скорости при двух температурах.

Блок 2 Строение атома. Периодический закон
1. Значение гипотезы и уравнения Де-Бройля для понимания свойств электрона.
2. В чем отличие металлов от других веществ и почему?
3. Сравните валентные возможности атомов хлора и марганца.
4. Напишите полную, краткую и графическую формулы иона Nb3+.
5. Сравните электронные конфигурации атомов скандия и алюминия. Как строение электронных оболочек этих атомов влияет на их свойства?
6. Объясните характер изменения электроотрицательности по ряду B - Al - Ga - In - Tl.
7. Напишите полную, краткую и графическую формулы атома олова.
8. Объясните порядок заполнения электронных оболочек атомов.
9. Объясните резкое отличие свойств водорода от других s-элементов 1 группы.
10. Почему потенциал ионизации атомов бора и кислорода меньше, чем потенциал ионизации бериллия и азота?
11. Объясните различие в структуре электронных оболочек атомов хрома и серы. Как это отражается на свойствах этих веществ?
12. Приведите электронную формулу атома серебра и объясните такое заполнение. Почему координационное число иона серебра Ag+ равно только двум?
13. Какими, с вашей точки зрения, должны быть валентные возможности атомов элементов пятого периода?
14. Для комплексного иона [Co(NH3)4C2O4]+, вычислить заряд, координационное число, ковалентность кобальта.
15. Объясните закономерности в изменении первых потенциалов ионизации у элементов периодической системы.
16. Достоинства и недостатки теории строения атома Бора. Какие понятия из теории Бора используются в современной теории строения атома?
17. Каковы валентные возможности элементов II периода? Ответ обосновать.
18. Особенности химии лития, отличающие его от других s-элементов 1 группы.
19. Понятие об орбитальных и эффективных радиусах. Объясните причину наблюдаемого изменения радиусов по периодической системе.
20. Поясните изменение величин электроотрицательности элементов по периодам и группам.
21. Обоснуйте валентные возможности атомов германия и кремния исходя из строения электронной оболочки. Какова возможность образования кратных связей в соединениях этих элементов?
22. Интерпретируйте закономерности изменения атомных радиусов по Периодической системе.
23. Определите значения степени окисления, ковалентности и координационного числа центрального атома в молекулах HNO3, [Cu(H2O)4]SO4.
24. Интерпретировать ход изменения первых потенциалов ионизации у элементов II периода.
25. Напишите полную, краткую и графическую формулы иона Nb+3. Укажите валентные возможности ниобия.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред.Третьякова Ю.Д Неорганическая химия. Т.3, кн.1-2.: Основная литература М.: Изд-во Академия, 2007
Л1.2 Гольбрайх З.Е. Сборник задач и упражнений по химии: Основная литература М.: АСТ; Астрель,, 2004.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Васильева З.Г., Грановская А.А., Таперова А.А. Лабораторные работы по общей и неорганической химии.– : Дополнительная литература Л.: Химия,, 1986.
Л2.2 Новоженов В.А. Введение в неорганическую химию. Ч. I–II : Дополнительная литература Барнаул: Изд-во АГУ,, 1998, 1999.
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Новоженов В.А. Лабораторный практикум по неорганической химии. Ч. 2. «Состояние вещества в растворах». : Основная литература Барнаул. Изд. Азбука. , 2007.
Л3.2 Новоженов В.А., Белова О.В., Ефанов М.В. Лабораторный практикум по неорганической химии. Ч. 1. «Техника лабораторных работ». 2008. 110 с.: Основная литература Барнаул. Изд. Азбука. , 2008
Л3.3 Неорганическая химия. Методическое пособие для студентов 1 курса химического факультета. : Методическая разработка кафедры Барнаул. Изд. АлтГУ. , 2002.
Л3.4 Новоженов В.А. Лабораторный практикум по неорганической химии. Ч.3. «Химия элементов»: Основная литература Барнаул. Изд. АлтГУ., 2012 elibrary.asu.ru
Л3.5 сост. В. А. Новоженов Лабораторный практикум по неорганической химии Ч.1: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Oбщая химия» portal.edu.asu.ru
Э2 Курс в Moodle «Неорганическая химия: химия элементов» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Офисные приложения (Microsoft Office Word, Exel, PowerPoint и др.).
• Программное обеспечение для просмотра файлов в форматах PDF, DJV и DJVu (Adobe Reader, WinDjView и др.).
• Программное обеспечение для работы с архивированными файлами и папками (WinRAR, 7-Zip и др.).
• Поисковые системы (Google, Yandex и др.).

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Информационно-справочная система Консультант плюс (http://www.consultant.ru)
2. Научная электронная библиотека (https://elibrary.ru Научная электронная библиотека)
3. Реферативная база данных ВИНИТИ РАН (http://www.viniti.ru).
4. Реферативная база данных научной периодики «Scopus» (http://www.scopus.com/)
5. Реферативно-библиографическая база данных научной периодики «Web of Science» (http://www.webofknowledge.com/).
6. Сеть патентной информации Европейского патентного ведомства «Espacenet» (http://worldwide.espacenet.com/).
7. Информационный ресурс SpringerLinc (https://link.springer.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
101К лаборатория неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторные мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доски меловые 1шт.; шкаф для хранения посуды и реактивов (3 шт.); сейф для хранения реактивов; весы ВЛТЭ 500; весы ВЛР-200; весы ВЛКТ-500; вытяжной шкаф; сушильный шкаф; микроскоп МБС-10; сушилка лабораторная; электрическая плитка; таблица Д.И. Менделеева. дистиллятор, штативы для пробирок, набор лабораторной посуды, набор реактивов, спиртовки, держатели для пробирок
109К лаборатория неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; весы ВЛКТ-500; вытяжной шкаф; сушильный шкаф; микроскоп МБС-10; весы НВ-600 М; электроплитка; таблица Д.И. Менделеева; сушильный шкаф СНОЛ; штативы для пробирок, набор лабораторной посуды, набор реактивов, спиртовки, держатели для пробирок

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Общая химия» для студентов представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины. Следует учитывать, что часть курса изучается студентом самостоятельно.
Цель данных методических указаний – помочь студентам усвоить знания, предусмотренные учебной программой.
Процесс изучения дисциплины включает в себя:
1. Работу под руководством преподавателя (лекции, практические занятия, консультации преподавателя по подготовке докладов, консультации преподавателя по вопросам, в которых студент не смог разобраться самостоятельно, и консультация преподавателя перед дифференцированным зачетом).
2. Самостоятельную работу студента (проработка текстов лекций, подготовка к семинарским и лабораторным занятиям, самостоятельный поиск и изучение научной литературы, выполнение самостоятельных работ и тестов, написание курсовой работы, подготовку мультимедийных презентаций, поиск информации в Интернете, а также подготовка к экзамену).
Изучение дисциплины ведется с помощью учебной литературы, рекомендованной для изучения, методических указаний по проведению лабораторных работ, комплекта контрольно-измерительных материалов по дисциплине. Студентам желательно иметь у себя основные материалы из списка рекомендованной литературы и изданные учебно-методические пособия.
Завершают изучение разделов курса контрольные работы и тестирование. Они обеспечивают: контроль преподавателя уровня подготовленности студента; закрепление изученного материала; развитие умений и навыков подготовки; приобретение опыта устных выступлений, ведения дискуссии, в том числе аргументации и защиты выдвигаемых положений и тезисов.
Основу теоретической подготовки по дисциплине «Общая химия» составляют лекции – основное методическое руководство при изучении дисциплины, наиболее оптимальным образом структурированное и скорректированное на современный материал; в лекции глубоко и подробно, аргументировано и методологически строго рассматриваются главные проблемы темы; в лекции даются необходимые разные подходы к исследуемым проблемам.
Изучение дисциплины "Общая химия" требует систематического и последовательного накопления знаний, следовательно, пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
Основные учения и владения отрабатываются и закрепляются на практических занятиях. Аудиторные занятия (лекции, практические занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой студентов над рекомендуемой литературой, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель и при подготовке к занятиям.
Учебное занятие – это систематическое устное изложение учебного материала. На учебных занятиях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие и корректирующие учебники.
1 Методические указания обучающимся при подготовке к лекции
Лекция – это форма учебного процесса, основанная на передаче преподавателем новых знаний, изложении учебного материала для его целостного усвоения студентами в логической взаимосвязи.
Слушание и запись лекций - сложные виды учебной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, конспектирование их помогает усвоить материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное.
Для изучения дисциплины «Общая химия» рекомендуется следующим образом организовать время:
• После прослушивания лекции и окончания учебных занятий, при подготовке к следующим занятиям, нужно сначала просмотреть и обдумать текст лекции, прослушанной сегодня (10-15 минут).
• При подготовке к следующей лекции, нужно просмотреть текст предыдущей лекции, подумать о том, какая может быть тема следующей лекции (10-15 минут).
• В течение недели выбрать время (не менее 1час) для работы с литературой в библиотеке.
2. Самостоятельная работа студентов
Большое значение при изучении дисциплины "Общая химия" имеет самостоятельная работа студента. Самостоятельная работа студента связана с освоением учебного материала, информации, изложенной в учебниках и учебных пособиях, а также в литературе, рекомендованной преподавателем. Самостоятельную работу по изучению дисциплины "Общая химия" целесообразно начинать с изучения установленных требований к знаниям, умениям и навыкам, ознакомления с разделами и темами дисциплины в порядке, предусмотренном учебной программой.
Самостоятельная работа предполагает изучение учебной и научной литературы, электронных источников, материалов лекций, систематизацию прочитанного материала, подготовку к практическим и лабораторным занятий, выполнение тестовых заданий, курсовой работы, мультимедийных презентаций, подготовку к экзамену. По определенным темам преподаватель задает студентам на дом письменную самостоятельную работу. Обычно она выполняется в тетради и может включать в себя самостоятельный поиск ответов на вопросы, определений, решение задач. Выполнение такой работы рекомендуется начинать после того, как студент прослушал учебный материал, изучил рекомендуемую литературу и разобрался в материале. Для допуска к зачету каждому студенту необходимо получить оценку за все работы. Студенты, не выполнившие домашние задания в установленный срок, должны обязательно отработать все задания.
Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Самостоятельная работа выполняет ряд функций, среди которых необходимо отметить:
· развивающая (повышение культуры умственного труда, приобщение к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуальных способностей студентов);
· ориентирующая и стимулирующая (процессу обучения придается ускорение и мотивация);
· воспитательная (формируются и развиваются профессиональные качества специалиста);
· исследовательская (новый уровень профессионально-творческого мышления);
· информационно-обучающая (учебная деятельность студентов на аудиторных занятиях).
Задачами самостоятельной работы студентов являются:
· систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
· углубление и расширение теоретических знаний;
· формирование умения использовать справочную литературу;
· развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
· формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
· развитие исследовательских умений.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Внеаудиторная самостоятельная работа включает такие формы работы, как:
· индивидуальные занятия (домашние занятия):
· изучение программного материала дисциплины (работа с учебником и конспектом лекции);
· изучение рекомендуемых литературных источников;
· конспектирование источников;
· выполнение контрольных работ, курсовых работ;
· работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet;
· составление плана и тезисов ответа на семинарском занятии;
· выполнение тестовых заданий;
· решение задач;
· подготовка презентаций;
· подготовка к экзамену.
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии с учебно-методическим комплексом по дисциплине «Общая химия». Распределение объема времени на внеаудиторную самостоятельную работу в режиме дня студента не регламентируется расписанием.
Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер имеют вариативный и дифференцированный характер, учитывают специфику изучаемой дисциплины «Общая химия».
3 Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам (практическим занятиям)
Семинары – один из самых эффективных видов учебных занятий, на которых студенты учатся творчески работать аргументировать и отстаивать свои мысли перед аудиторией, овладевать культурой речи, являются также действенной формой активизации самостоятельной работы студентов, формой ее учета и контроля.
Основное в подготовке и проведении семинаров – это самостоятельная работа студента над изучением темы семинара. Семинарские занятия проводятся по специальным планам – заданиям, которые содержатся в учебниках, пособиях и материалах, подготовленных на кафедре. Студент обязан точно знать план семинара либо конкретное задание к нему. В плане семинарского занятия содержатся основные вопросы, вносимые на обсуждение, формулируются цели занятия и даются краткие методические указания по подготовке каждого вопроса, выполненного задания. Как правило, на семинаре обсуждаются узловые вопросы темы, однако там могут быть и такие, которые не были предметом рассмотрения на лекции. Могут быть и специальные задания - решение задач по теме. План дополняется списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы.
Желательно иметь специальную тетрадь для подготовки к семинарам.
Особое внимание следует уделить источникам, рекомендуемым преподавателем на лекции и семинарском занятии, подготовить план ответа на каждый вопрос семинара. При этом должен быть использован как материал, полученный на лекции, так и почерпнутый из дополнительных литературных источников. Необходимо обратить внимание на дискуссионные вопросы изучаемой темы. Студент должен аргументировать высказываемую позицию, привести ссылки на труды ученых, обосновать собственный взгляд на проблему, выучить определения понятий, составляющих основу данной темы.
Студентам следует:
- ознакомиться с вопросами плана семинарского занятия;
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии доводить каждую задачу до окончательного решения, демонстрировать понимание проведенных расчетов, в случае затруднений обращаться к преподавателю.
При подготовке к практическим занятиям необходимо детального разобрать вопросы лекционного курса по изучаемой теме. Только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения проблемных ситуаций. При этих условиях Вы не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.
При самостоятельной подготовке к практическому занятию желательно прорешать предложенные задания. Решение заданий или примеров следует излагать подробно, действия располагать в строгом порядке. Решения при необходимости нужно сопровождать комментариями, схемами, и рисунками. Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом.
Работа с учебниками и книгами основана на разных видах чтения:
1. просмотровое – используется для поиска материалов, содержащих нужную информацию, обычно к нему прибегают сразу после работы со списками литературы, в результате такого просмотра Вы устанавливаете, какие из источников будут использованы в дальнейшей работе;
2. ознакомительное – подразумевает сплошное, достаточно подробное прочтение отобранных глав, отдельных страниц, цель – познакомиться с характером информации, узнать, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение, провести сортировку материала;
3. изучающее – предполагает доскональное освоение материала; в ходе такого чтения проявляется готовность принять изложенную информацию, реализуется установка на предельно полное понимание материала.
При работе с учебной литературой над тем или иным вопросом практического задания одновременно следует проводить конспектирование текста – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного. В дальнейшем конспекты пригодятся Вам при подготовке к контрольным работам, экзаменам.
Методические рекомендации по составлению конспекта:
1. Внимательно прочитайте текст.
2. Кратко сформулируйте основные положения текста;
3. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Составив план ответа на один вопрос, переходите к другому. В дальнейшем конспекты пригодятся Вам при подготовке к контрольным работам, экзаменам.
4. Методические указания обучающимся при подготовке к лабораторным работам
При подготовке к лабораторным занятиям необходимо детального разобрать вопросы лекционного курса по изучаемой теме.
Студентам следует:
- ознакомиться с вопросами и заданиями лабораторного занятия;
- написать заготовку к лабораторной работе;
- до очередного лабораторного занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к лабораторным занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу;
- в ходе выполнения лабораторного занятия записать в тетрадь для лабораторных работ все наблюдения, химические реакции, необходимые константы, дать конкретные, четкие ответы на поставленные вопросы;
- в конце занятия сдать отчет по лабораторной работе на проверку преподавателю
Приступая к лабораторным занятиям, студенты занимают постоянные места за учебными столами. Рабочее место студента должно быть оборудовано всем необходимым для выполнения работы. На рабочем столе не должно быть никаких лишних предметов.
5. Методические указания обучающимся при выполнении индивидуального задания
Индивидуальное задание содержит логические задания, ориентированные на закрепление теоретического материала, а также задачи по темам курса. Перед написанием работы следует внимательно изучить рекомендованные источники литературы, конспекты лекций. Целесообразно делать пометки в черновике тех страниц, которые наиболее полезны при освещении соответствующих вопросов.
Содержание ответов на поставленные вопросы должно быть полным, теоретически обоснованным и аргументированным. Ответы на вопросы должны быть логичными, сформулированы четко и ясно, по существу поставленного вопроса, сопровождены соответствующими рисунками. Не следует необоснованно увеличивать их объем, останавливаясь на второстепенных, прямо не относящихся к теме аспектах.
Сдаваемая на проверку работа должна включать:
- номер задания;
- развернутые ответы на вопросы;
- решение задач и выводы.
6. Методические указания обучающимся при подготовке к контрольной работе
Контрольная работа – один из видов самостоятельной работы студентов, направленный на выявление уровня усвоения учебного материала.
Перед написанием контрольной работы самостоятельно изучите конспект лекций, конспекты к семинарским занятиям, учебную, специальную научную литературу. Это позволит Вам овладеть комплексом основных навыков и приемов анализа, обобщения, классификации полученной информации, которая поможет в дальнейшей профессиональной деятельности. При чтении учебной и дополнительной литературы рекомендуется вести записи: делать выписки, составлять конспекты, аннотации, вносить новые понятия в словарь терминов.
В процессе выполнения контрольной работы можно пользоваться справочной литературой
7. Методические указания обучающимся при подготовке к коллоквиуму
Коллоквиум по главным разделам курса призван систематизировать, обобщить изучаемый материал, позволяет преподавателю проверить полноту знаний, целостность восприятия и правильность усвоения материала. Подготовка к коллоквиуму является этапом подготовки к экзамену.
На самостоятельную подготовку к коллоквиуму студенту отводится 2-4 недели. Подготовка включает в себя изучение рекомендованной литературы и выполнение приведенного задания.
8. Методические указания обучающимся при подготовке и выполнении тестовых заданий
Перед выполнением тестового задания следует внимательно просмотреть рекомендованные источники литературы, конспекты лекций, конспекты к семинарским занятиям.
При выполнении тестового задания, прежде всего, следует внимательно прочитать поставленный вопрос. После ознакомления с вопросом следует приступать к прочтению предлагаемых вариантов ответа. Необходимо прочитать все варианты и в качестве ответа следует выбрать лишь один индекс (цифровое обозначение), соответствующий правильному ответу. Тесты составлены таким образом, что в каждом из них правильным является лишь один из вариантов. Выбор должен быть сделан в пользу наиболее правильного ответа.
На выполнение теста отводится ограниченное время. Тестовые задания сгруппированы по темам учебной дисциплины.
9. Методические указания обучающимся при подготовке к экзамену
Экзамен – это форма итоговой отчетности студента по изученной дисциплине. Огромную роль в успешной подготовке к экзамену играет правильная организация подготовки к нему. Рекомендуется при подготовке к экзамену опираться на следующий план:
1. просмотреть программу курса, с целью выявления наиболее проблемных тем, вопросов, которые могут вызвать трудности при подготовке к экзамену.
2. прорешать тестовые задания, предложенные в учебно-методическом комплексе. При этом для эффективного закрепления информации первый раз без использования учебных материалов, второй раз с их использованием.
При выполнении первых двух пунктов плана студент получит возможность оценить свои знания и навыки по прослушанной дисциплине и сориентироваться при планировании объема подготовки.
1. темы необходимо изучать последовательно, внимательно обращая внимание на описание вопросов, которые раскрывают ее содержание. Начинать необходимо с первой темы.
2. после работы над первой темой необходимо ответить на контрольные вопросы к теме и решить тестовые задания к ней.
3. после изучения всех тем студенту рекомендуется ответить на контрольные вопросы по всему курсу.
Необходимо помнить:
1. ответы на вопросы экзаменатора должны быть четкими и полными.
2. Вы должен показать навыки грамотного владения терминами, знать их определения.
3. уметь решать задачи по дисциплине.