МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика обучения химии в школе

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.05.01. специальность Фундаментальная и прикладная химия
СпециализацияАналитическая химия; Органическая химия; Физическая химия и технологии материалов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план04_05_01_Фундаментальная и прикладная химия_Профили-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 80
самостоятельная работа 61
индивидуальные консультации 48
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 8
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 36 36 36 36
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 61 61 61 61
Консультации 48 48 48 48
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.х.н., доцент, Чепрасова М.Ю.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Щербакова Л.В.

Рабочая программа дисциплины
Методика обучения химии в школе

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия (приказ Минобрнауки России от 13.07.2017 г. № 652)

составлена на основании учебного плана:
04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Н.Г., д.х.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., д.х.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- вооружить знаниями и умениями, необходимыми для организации учебно-воспитательного процесса по химии в образовательных учреждениях;
- сформировать умение проектировать образовательный процесс на основе документов, отражающих содержание образования и планирование учебного процесса в ОУ (Государственный общеобразовательный стандарт, базисный учебный план, учебные программы, учебники);
- сформировать умения организовывать продуктивный учебный процесс в образовательных учреждениях разного уровня и направления;
- развивать адекватную самооценку, ответственность за результаты своей профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен определять на основе анализа учебной деятельности обучающегося, оптимальные способы его обучения и развития
ПК-1.1 Знает нормативно-правовые документы в сфере среднего и высшего образования
ПК-1.2 Умеет применять основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимых для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач
ПК-1.3 Владеет современными педагогическими технологиями реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся
ПК-2Способен планировать образовательный процесс на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнять и модифицировать планирование
ПК-2.1 Знает теорию и методы управления образовательными системами
ПК-2.2 Умеет планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой
ПК-2.3 Владеет методиками учебной и воспитательной работы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Систему планирования, организации и анализа результатов своей педагогической деятельности,методы и приемы критического оценивания современных методик преподавания химии для достижения наибольшей эффективности усвоения знаний учащимися с разным уровнем базовой подготовки.
3.2.Уметь:
3.2.1. Отбирать систему планирования, организации и анализа результатов своей педагогической деятельности,критически оценивать современные методики преподавания химии для достижения наибольшей эффективности усвоения знаний учащимися с разным уровнем базовой подготовки.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Способностью выбирать систему планирования, организации и анализа результатов своей педагогической деятельности, подходами критического оценивания современных методик преподавания химии для достижения наибольшей эффективности усвоения знаний учащимися с разным уровнем базовой подготовки

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методика обучения химии как наука и как учебная дисциплина
1.1. Цели и и задачи обучения учащихся химии. Система построения школьного курса химии. Лекции 9 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Нормативно-правовое обеспечение школьного образования
2.1. Факторы развития учебного предмета химии. Социальный заказ школе. Закон об образовании. Концепция школьного химического образования в школе Лекции 9 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Стандарт химического образования в школе. Фундаментальное ядро содержания общего среднего образования. Виды требований к результатам усвоения материала. УУД Лекции 9 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Содержание школьного химического образования
3.1. Дидактические требования к содержанию школьного предмета химии. Критерии оптимизации и сложности учебного материала. Изучение важнейших теоретических концепций курса химии средней школы Лекции 9 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Способы конструирования учебного предмета. Истоки отбора содержания. Формирование и развитие основных химических понятий курса химии средней школы Лекции 9 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Формы, средства и методы обучения химии
4.1. Развитие систем организации обучения. Формы обучения в системе общего образования в школе Лекции 9 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Формы организации обучения и их классификация Лекции 9 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Методы обучения химии. Классификации Лекции 9 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Урок, как основная организационная форма обучения химии. Контроль знаний
5.1. Системы организации обучения в общеобразовательной школе. План-конспект урока. Контроль знаний Лекции 9 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.2. Методика решения типовых школьных задач» Практические 9 12 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.3. Методика решения усложненных задач по химии Практические 9 10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.4. Выполнение индивидуального задания по решению задач Сам. работа 9 6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.5. Общие приемы работы с газами Лабораторные 9 6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.6. Кислород Лабораторные 9 8 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.7. Азот и его соединения Лабораторные 9 8 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.8. Металлы Лабораторные 9 8 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.9. Занимательные опыты по химии Лабораторные 9 6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.10. Планирование и разработка план - конспекта урока Практические 9 2
5.11. Разработка план - конспекта урока получения новых знаний, урока повторения и обобщения знаний, контрольно-учетного урока Сам. работа 9 55
5.12. Консультации Консультации 9 48

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1900

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ ПК-1: Способен определять на основе анализа учебной деятельности обучающегося, оптимальные способы его обучения и развития

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Методика обучения химии, как система научных знаний, включает в себя
a. технологию
b. теорию воспитания
c. дидактику
d. экологию
e. психологию
f. химию
Правильный ответ: bсеf

2.Основные функции обучения
a. воспитывающая
b. образовательная
c. учебная
d. совершенствующая
e. развивающая
Правильный ответ: аbе

3. Отвечая на вопрос "Для чего учить?", методика обучения химии определяет ...
a. цели, стоящие перед учителем при обучении учащихся химии
b. разработку адекватных содержанию методов, средств, форм обучения
c. содержание учебного предмета химии в соответствии с поставленными целями и дидактическими требованиями
d. изучение процесса усвоения предмета учащимися
Правильный ответ: а

4. Содержание образования, реализуемое в общеобразовательной школе, отражено государственных документов:
a. Закон РФ "Об образовании"
b. Закон РФ "Об охране окружающей среды"
c. Концепция естественнонаучного образования
d. Закон РФ "Об саморегулируемых организациях"
e. Предметные стандарты образования
Правильный ответ: асе

5. Курс химии в школах (или классах) естественнонаучного профиля...
a. призван обеспечить освоение всеми учащимися абсолютно необходимого минимума химических знаний в таком объеме, чтобы выпускник был в состоянии ориентироваться в общественно значимых проблемах, связанных с химией
b. реализует дифференцированный подход к обучению учащихся (по интересам: повышенного уровня; прикладного характера; спецкурсы, посвященные отдельным разделам химической науки и практики (химия металлов и металлургия, химия высокомолекулярных соединений, основы биохимии и др.)
c. предполагает курс химии, связанный с конкретной трудовой подготовкой школьников, в прикладном, практическом аспекте этот курс должен давать учащимся знания и умения, необходимые для овладения в дальнейшем определенной профессией.
d. предполагает обучение химии с разной глубиной в зависимости от того, какой учебный предмет учащиеся изучают усиленно (если школьники углубленно изучают физику или биологию (но не химию), им могут быть предложены курсы, облегчающие усвоение этих учебных дисциплин)
e. предлагает выбор с определенным профилем обучения (курсы аналитической, физической химии для химического профиля школы или класса)
Правильный ответ: d

6. На уроке, посвященном проверке знаний школьников, могут отсутствовать звенья...
a. объяснение и восприятие нового материала
b. обобщение, формирование и осознание понятий, законов и т. п.
c. закрепление и совершенствование знаний и практических умений
d. выдвижение и осознание учащимися познавательной задачи
e. применение знаний и умений
f. проверка и демонстрация школьниками знаний и умений; анализ их учебных достижений
Правильный ответ: аbd

7.Главной формой организации химического об¬разования в современной школе является...
a.лекция
b.урок
c.химический кружок
d.химический вечер
Правильный ответ: b

8. Может быть организована учителем для выявления уровня знаний и умений школьников, необходимых им для усвоения нового материала курса, темы или раздела...
a. текущая проверка знаний
b. периодическая (тематическая) проверка знаний
c. предварительная проверка знаний
d. заключительная проверка знаний
Правильный ответ: с

9. Письменная проверка знаний ...
Выберите один или несколько ответов:
a. контрольная работа
b. решение экспериментальных задач
c. фронтальный опрос
d. диктант
e. индивидуальный опрос
Правильный ответ: аd

10. Несущественные ошибки...
a. показывают отсутствие знаний основных законов, понятий и следствий или основного материала. К ним относятся и ошибки в математических действиях при решении задач.
b. неточные ответы, незначительно отклоняющиеся от истины; недостатки, связанные с оформлением работы, а также ошибки в правописании (особенно химических терминов)
Правильные ответы: b

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ ПК-2: Способен планировать образовательный процесс на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнять и модифицировать планирование

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Отвечая на вопрос "Как учить?", методика обучения химии определяет ...
a. цели, стоящие перед учителем при обучении учащихся химии
b. содержание учебного предмета химии в соответствии с поставленными целями и дидактическими требованиями
c. разработку адекватных содержанию методов, средств, форм обучения
d. изучение процесса усвоения предмета учащимися
Правильный ответ: с

2. Отвечая на вопрос "Как учатся учащиеся?", методика обучения химии определяет ...
Выберите один ответ:
a. изучение процесса усвоения предмета учащимися
b. цели, стоящие перед учителем при обучении учащихся химии
c. содержание учебного предмета химии в соответствии с поставленными целями и дидактическими требованиями
d. разработку адекватных содержанию методов, средств, форм обучения
Правильный ответ: а

3.Государственный документ, в котором изложен взгляд химиков и методистов на структуру и содержание школьного химического образования
Выберите один ответ:
а. Закон РФ "Об образовании"
b. Предметный стандарт образования
c. «Концепция естественнонаучного образования»
Правильный ответ: с

4. Обязателен для всех учащихся, представлен в основной школе в виде систематического курса химии и определять обязательную химическую подготовку школьников в основной школе.
a. факультативное
b. пропедевтическое
c. профильное (углубленное)
d. общее (базовое)
e. элективное
Правильный ответ: d

5.Дидактическая единица химии это -
а. система научных знаний, предметных умений, внутрипредметных и межпредметных связей, а также аппарата усвоения и ориентировки
b. порция,доза химической информации, подлежащая усвоению учащимся за определенный преиод учебного времени
c. наиболее общая дидактическая категория, отражающая знания,способы деятельности, опыт творчества,уенностные отношения,необходилые для химического образования
d. система научных знаний о химических объектах окружающего мира,построенные на базе ведущих идей,теорий,законов химической нагрузки
Правильный ответ: b

6. Какой тип урока описывается ниже? 1 этап: Вводная часть; 2 этап: Основная часть – изучение нового материала; 3 этап: Заключительная часть.
a. урок обобщения и систематизации знаний
b. урок контроля, оценки и учета знаний и умений
c. урок формирования новых знаний и умений
d. урок совершенствования и применения знаний и умений
Правильный ответ: с

7. Базовый компонент школьного химического образования...
a. Учащиеся получают знания, объем и теоретический уровень которых будут определять обязательную химическую подготовку школьников.
b. Предполагает обучение химии на более высоком, чем общеобразовательный, теоретическом уровне.
c. Должен давать учащимся в прикладном смысле знания и умения, необходимые для овладения в дальнейшем определенной профессией.
d. Учащиеся ненавязчиво погружаются в широкий круг проблем, решаемых наукой, показать ее возможности, вызвать желание участвовать в их решении, придать химическому содержанию некоторую занимательность.
Правильный ответ: а

8. Профильный компонент школьного химического образования (химический профиль)...
a. Позволяет значительно расширить знания по химии, содействуют в дальнейшем успешному освоению специальностью, связанной с химией.
b. Химические знания, вводимые на этих этапах обучения, служат решению задачи формирования у школьников первоначального целостного представления о мире.
c. Учащиеся получают знания, объем и теоретический уровень которых будут определять обязательную химическую подготовку школьников.
d. Учащиеся ненавязчиво погружаются в широкий круг проблем, решаемых наукой, показать ее возможности, вызвать желание участвовать в их решении, придать химическому содержанию некоторую занимательность.
Правильный ответ: а

9. Какая из систем организации обучения возникла первой:
a.индивидуальное обучение
b.классно-урочная
c.лекционно-семинарская
Правильный ответ: а

10. Не является звеном системы школьного химического образования:
a. пропедевтическое
b. специализированное
c. профильное (углубленное)
d. общее (базовое)
Правильный ответ: b
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 9 семестра экзамена.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично»- 70%, «Хорошо»-60%, «Удовлетворительно»-50%

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И.М. Ахромушкина, Т.Н. Валуева. - Методика обучения химии : учебно-методическое пособие / : Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2016, http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=439689
Л1.2 Е.Е. Минченков. Общая методика преподавания химии [Электронный ресурс] : Москва : Издательство "Лаборатория знаний", 2015. https://e.lanbook.com/book/84076.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М.К. Толетова Учебно-методические задания для подготовки студентов к обучению химии в средней школе : учебно-методическое пособие / Ч. 1. - : : Санкт-Петербург : РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. , biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://fuji.viniti.msk.su/ - Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ)
http://www.gpntb.ru/win/search/ Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России)
http://uwh.lib.msu.su/ - Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова
Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеке АлтГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
011К лаборатория высокомолекулярных веществ; лаборатория методики преподавания химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторные столы, стулья на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя сушильный шкаф; раковина; дистиллятор; оборудование; инструмент и приспособления; принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек): вытяжные шкафы термостат;; вискозимитр с (d=0,56 мм);весы аналитические Pioneer; весовой стол; весы технические; сушильный шкаф ES- 4610, плитки электрические; мешалки верхнеприводные и магнитные; водоструйные насосы; термометры ртутные; термостат; штативы; песочные и водяные бани; спиртовые горелки; пробки; металлическое оборудование; наборы химической посуды; наборы химических реактивов.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)
Оценка результатов самостоятельной работы организуется как единство двух форм контроля самостоятельной работы: организация самоконтроля обучающихся и контроль со стороны преподавателя. Организация самоконтроля зависит от степени предварительной подготовки в период обучения в вузе и определенных качеств личности, ответственности за результаты своего обучения, заинтересованности и мотивации в положительной оценке своего труда. Основная задача преподавателя состоит в том, чтобы создать необходимые условия для организации и выполнения самостоятельной работы, что выражается, прежде всего, в максимально-возможном учебно-методическом обеспечении и правильном использовании различных стимулов для реализации самостоятельной работы (рейтинговая система). Особое внимание должно уделяться созданию заинтересованной и благожелательной атмосферы в процессе проведения контроля знаний при оценке самостоятельной работы при проведении практических семинаров, лабораторных работ и проведения консультаций. По окончании изучения дисциплины проводится промежуточная аттестации. Таким образом, усвоение учебного предмета в процессе самостоятельного изучения учебной и научной литературы является и подготовкой к зачету и экзамену. Обучающийся, показавший высокий уровень владения знаниями, умениями и владениями по предложенному вопросу, считается успешно освоившим учебный курс. В случае большого количества затруднений при раскрытии предложенного на зачёте или экзамене вопроса обучающемуся предлагается повторная подготовка и повторная сдача зачета. Для успешного овладения курсом необходимо выполнять следующие требования:
1) посещать все занятия, т.к. весь тематический материал взаимосвязан между собой и теоретического овладения пропущенного недостаточно для качественного усвоения;
2) все рассматриваемые на практических занятиях вопросы обязательно фиксировать в отдельную тетрадь и сохранять ее до окончания обучения в вузе;
3) обязательно выполнять все домашние задания;
4) проявлять активность на занятиях и при подготовке, т.к. конечный результат овладения содержанием дисциплины необходим, в первую очередь, самому обучающемуся;
5) в случаях пропуска занятий, по каким-либо причинам, обязательно самостоятельно изучить информацию по пропущенному занятию и сдать выполненные задания преподавателю во время индивидуальных консультаций.

Методические рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Необходимо помнить, что посещение лекций является обязательным и, в случае пропуска лекции, обучающийся должен изучить ее содержание самостоятельно. Перед началом курса, на вводной лекции преподаватель, сообщает о форме, в которой будет проводиться диалог с обучающимися на лекционных занятиях. Обучающиеся получают право задавать вопросы по теме лекции только после ее окончания. Специально для этой цели
преподаватель в обязательном порядке оставляет 5- 10 минут в конце лекции. Обучающимся необходимо записывать все возникающие по ходу лекции вопросы, а затем, с разрешения преподавателя, задать их. Если после первоначального объяснения преподавателя остались невыясненные положения, их стоит уточнить. В то же время, следует задавать лишь действительно важные вопросы – остальные менее значительные с пользой для всех могут быть разобраны на практическом занятии. Материал, излагаемый преподавателям, необходимо конспектировать. Для этого следует помнить, что конспект – не дословно записанная речь преподавателя, а сжатое, ёмкое смысловое содержание лекции, включающее основные ее аспекты, дополнительные пояснения лектора и пометки самого автора конспекта, то есть обучающегося. Рекомендуется вести конспект лекции следующим образом: Каждый смысловой раздел целесообразно начинать с абзаца с новой строки. При появлении интересных мыслей, вопросов по поводу соответствующей информации, или услышав важный комментарий преподавателя, обучающийся может отметить это таким образом, чтобы было ясно, к какому разделу лекции эти пометки относятся, насколько важными их считает преподаватель, какое внимание следует уделить подробному их анализу, изучению. Кроме того, позже, при самостоятельном изучении соответствующей теме учебной и научной литературы, рекомендуется делать дополнительные пометки, которые помогут качественно подготовиться к контролю знаний (сноски на страницы учебника, монографии, альтернативные или сходные авторские определения, примеры, статистические данные и прочее). В зависимости от значимости текста целесообразно выделять его цветным маркером. В случае, когда преподаватель даёт лекции не в традиционной, а в интерактивной форме, необходимо внимательно выслушать правила и активно работать, выполняя указания преподавателя.

Методические рекомендации по подготовке к практическим/лабораторным занятиям
Подготовка к практическому занятию, основной задачей которого является углубление знаний по дисциплине, в основном, должна основываться на конспектах лекций, учебном материале, а также на новейших источниках – статьях из рекомендованных журналов, материалах сети «Интернет». Кроме того, практическое занятие может включать и мероприятия по контролю знаний по дисциплине в целом. Ввиду ограниченного количества времени предполагается тестовый контроль, в ходе которого выявляется степень усвоения студентами понятийного аппарата и знаний дисциплины в целом. При подготовке к практическому занятию обучающийся должен изучить все вопросы, предлагаемые по данной теме и заполнить рабочую тетрадь. При этом обучающийся должен иметь конспект лекций и сделанные конспекты вопросов, рекомендованные для практического занятия.