МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы химии биологически активных веществ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.05.01. специальность Фундаментальная и прикладная химия
СпециализацияАналитическая химия; Органическая химия; Физическая химия и технологии материалов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_05_01_Фундаментальная и прикладная химия_Профили-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 42
индивидуальные консультации 24
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 42 42 42 42
Консультации 24 24 24 24
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.х.н., Профессор, Базарнова Н.Г.

Рецензент(ы):
канд. хим. наук, Доцент, Харнутова Е.П.;канд. хим. наук, Доцент, Микушина И.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы химии биологически активных веществ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия (приказ Минобрнауки России от 13.07.2017 г. № 652)

составлена на основании учебного плана:
04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Н.Г., д.хим. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., д.хим. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- знакомство с основами химии биологически активных веществ синтетического и растительного происхождения

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен проводить лабораторно-аналитическое сопровождение контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции
ПК-3.1 Знает локальные акты и методические материалы, регламентирующие качество продукции
ПК-3.2 Умеет выполнять стандартные операции для характеристики сырья, промежуточной и конечной продукции химического производства
ПК-3.3 Владеет утвержденными методиками контроля продукции и сырья
ПК-4Способен выбирать и использовать методы исследования и технические средства для решения технологических задач химической направленности
ПК-4.1 Умеет планировать отдельные стадии исследования при наличии общего плана решения технологической задачи химической направленности
ПК-4.2 Владеет техническими средствами и методами исследования для решения задач химической направленности
ПК-6Способен проводить работы по обработке и анализу научно-технической информации и результатов исследований
ПК-6.1 Умеет проводить анализ научных данных, результатов экспериментов и наблюдений
ПК-6.2 Владеет приемами теоретического обобщения научных данных, результатов экспериментов и наблюдений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-классификацию и номенклатуру, строение и свойства некоторых биологически активных соединений;

-методы работы по обработке и анализу научно-технической информации и результатов исследований
3.2.Уметь:
3.2.1.- анализировать взаимосвязь между составом, структурой, пространственной организацией и свойствами основных классов биологически активных веществ;
- работать с научно-технической информацией;
- использовать отечественный и зарубежный опыт в области химии биологически активных веществ;
- проводить работы по обработке и анализу научно-технической информации и результатов исследований
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-навыками постановки и выполнения учебно-исследовательской и экспериментальной работы
-методами исследования физико-химических свойств биологически активных веществ;
- представлениями о взаимосвязи между составом, строением и свойствами биологически активных веществ.
способностью проведения работ по обработке и анализу научно-технической информации и результатов исследований

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Лекарственные вещества
1.1. Лекарственные вещества Лекции 7 6 Л1.1, Л2.1
1.2. Лекарственные вещества Практические 7 8 Л1.1, Л2.1
1.3. Лекарственные вещества Сам. работа 7 12 Л1.1, Л2.1
1.4. Консультации 7 8 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Наркотические вещества
2.1. Наркотические вещества Лекции 7 6 Л1.1, Л2.1
2.2. Наркотические вещества Практические 7 8 Л1.1, Л2.1
2.3. Наркотические вещества Сам. работа 7 10 Л1.1, Л2.1
2.4. Консультации 7 8 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Пестициды, взрывчатые вещества
3.1. Пестициды, взрывчатые вещества Лекции 7 6 Л1.1, Л2.1
3.2. Пестициды, взрывчатые вещества Практические 7 8 Л1.1, Л2.1
3.3. Консультации 7 8 Л1.1, Л2.1
3.4. Пестициды, взрывчатые вещества Сам. работа 7 10 Л1.1, Л2.1
3.5. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу. Сам. работа 7 10 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы и задания приведены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. «Биологическая активность» отражает взаимодействие вещества с организмом и вызываемый при этом отклик организма. Какой эффект вызывает феназепам:
А)успокоительный эффект
Б) снижение температуры тела
В) наркотическая эйфория
Г) уничтожение сорняков
Д) паралич и удушье
ОТВЕТ:А
2. «Биологическая активность» отражает взаимодействие вещества с организмом и вызываемый при этом отклик организма. Какой эффект вызывает аспирин:
А)успокоительный эффект
Б) снижение температуры тела
В) наркотическая эйфория
Г) уничтожение сорняков
Д) паралич и удушье
ОТВЕТ:Б
3. «Биологическая активность» отражает взаимодействие вещества с организмом и вызываемый при этом отклик организма. Какой эффект вызывает кокаин:
А )успокоительный эффект
Б) снижение температуры тела
В) наркотическая эйфория
Г) уничтожение сорняков
Д) паралич и удушье
ОТВЕТ:В
4. «Биологическая активность» отражает взаимодействие вещества с организмом и вызываемый при этом отклик организма. Какой эффект вызывает гербицид:
А)успокоительный эффект
Б) снижение температуры тела
В) наркотическая эйфория
Г) уничтожение сорняков
Д) паралич и удушье
ОТВЕТ:Г
5. «Биологическая активность» отражает взаимодействие вещества с организмом и вызываемый при этом отклик организма. Какой эффект вызывает зоман:
А) успокоительный эффект
Б) снижение температуры тела
В) наркотическая эйфория
Г) уничтожение сорняков
Д) паралич и удушье
ОТВЕТ:Д
6. Первые лекарственные средства люди получали из природной аптеки. Что являлось и является источниками:
А) листья растений
Б) кора растений
В) плоды растений
Г) корни растений
Д) стебли растений
Е) животные
Ж) минералы
ОТВЕТ: А-Ж
3. Начиная с 16 века, медики пользовались признанными фармакопеями, называя так официально утвержденный сборник с требованиями к качеству лекарственных препаратов. Первая фармакопея на латинском языке была опубликована в 1498 году во Флоренции. Российские врачи пользовались европейской фармакопеей с 1778 года, и только в 1886 году сборник перевели на русский язык. В каком году вышло 11-е издание Госфармакопеи РФ:
А) 1498 г
Б) 1778 год
В) 1886 год
Г) 1987 год.
ОТВЕТ:Г
4. За открытие антимикробного действия пронтозила в 1939 году венгерский ученый Герхард Домагк (1895-1964) получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине. К настоящему времени синтезировано несколько десятков тысяч производных стрептоцида, из которых в практику внедрено более 30 лекарственных веществ. К какому классу органических веществ относится стрептоцид и его производные:
А) производное бензола
Б)сульфаниламид
В) сульфопроизводное анилина
ОТВЕТ:В
5. Специалисты из каких областей науки наиболее эффективны в области создания новых лекарственных препаратов:
А) химии
Б)физики
В) биохимии
Г)молекулярной биологии
Д) ботаники
Е) фармации
ж) молекулярной биологии, биохимии, химии, физики, фармации
ОТВЕТ:ж

6. На создание одного нового препарата общего назначения уходит в настоящее время:
А) 1 год
Б) 2 года
В) около 7 - 10 лет
ОТВЕТ:В
7. Для выявления фармацевтического препарата обычно приходится испытать:
А) 5 веществ
Б) 105 веществ
В) около 10 000 веществ.
ОТВЕТ:В
7. Возвращение Ганеманна в лоно медицины началось с хины, которая в то время была единственным источником излечения от смертельной болезни, вызванной одним из четырех видов плазмодий – паразитов крови, поражающих эритроциты. В тяжелых случаях измененный гемоглобин кристаллизуется, вызывая разрушение эритроцитов. Хинное дерево впервые обнаружили в Южной Америке. Это целебное растение произрастает в Андах, на высоте 3000 метров над уровнем моря. Хинин - это алкалоид, содержащийся в коре хинного дерева, очень горький на вкус, плохо растворимый в воде, хорошо - в спирте, хлороформе и эфире, является средством борьбы с :
А) туберкулезом
Б) диареей
В) малярией
ОТВЕТ:В

7. Установив теоретические «законы подобия» в действии лекарств и болезненных агентов и создав учение о «гомеопатическом» действии лекарств, Ганеманн вновь принялся за эксперименты, все более и более стал уменьшать дозы. Приготавливалась концентрированная спиртовая вытяжка из какого-то лекарственного вещества, затем 2 капли ее смешивались с 98 каплями спирта и встряхивались. Из полученной смеси бралась 1 капля и разводилась 99 каплями спирта, и этот процесс повторялся до 30 раз. При твердых субстанциях роль спирта выполнял молочный сахар. Как называется этот процесс:
А) титрованием
Б) кристаллизацией
В) потенцированием
ОТВЕТ:В

8. Гомеопатии как системе лечения исполнилось 200 лет. Согласно ОСТ 91500.05.001-00 «Стандарты качества лекарственных средств. Основные положения» гомеопатические лекарственные средства это:
А) «Гомеопатические лекарственные средства это – одно- или многокомпонентные препараты, содержащие, как правило, микродозы активных соединений, производящиеся по специальной технологии и предназначенные для перорального, инъекционного или местного применения в виде различных лекарственных форм».
Б) «Гомеопатические лекарственные средства это – одно- или многокомпонентные препараты, содержащие, как правило, активные соединения, производящиеся по специальной технологии и предназначенные для перорального, инъекционного или местного применения в виде различных лекарственных форм».
9.Какие исходные вещества при получении гомеопатических препаратов назначают при соответствующих заболеваниях, установите соответствие:
1. дезинтериеподобных колитах
2. поносах различной этиологии
3. катаре верхних дыхательных путей
4. различных кожных заболеваниях
А).Соли ртути
Б) Мышьяк
В) Йод
Г)сера

ОТВЕТ: 1А, 2Б, 3В, 4Г.

11. Отличительной стадией при изготовлении гомеопатических лекарственных средств является:
1. Перегонка
2.Кристаллизация
3 потенцирование или динамизация.
ОТВЕТ:3
12. В рамках общей медицины гомеопатию можно определить как регуляционную терапию. Выберите отличительные особенности гомеопатических препаратов от традиционных:
1.при правильном применении они не имеют побочного действия;
2.ориентированы на резервы самого организма, усиливают его защитные функции;
3.действуют на системном уровне – не на отдельный орган, а на организм в целом;
4.эффективность их обусловлена: выбором лекарственного средства по закону подобия, изготовлением путем последовательных разведений, потенцированием активности в процессе изготовления;
5.принимаются препараты регулярно и долговременно;
6.преобладающими лекарственными формами аптечного изготовления являются: гранулы, капли (разведения), тритурации, мази, оподельдоки, масла и свечи.
ОТВЕТ: 1-6

13. В настоящее время левомецитин (хлорамфеникол) в промышленности получают 10-стадийным синтезом из стирола. Его использование стало возможным благодаря приему Копирование известных физиологически активных веществ. Сначала он был выделен и изучен из:
1. продуктов нефтеперегонки
2. растительного сырья
3. культуральной жидкости Streptomyces venezuelae

14. При получении какого лекарства впервые Ненцки был использован Принцип химического модифицирования структуры известных синтетических и природных лекарственных веществ:
1. салол (фенилсалицилат);
2. пенициллин;
3. цефалоспорины.
ОТВЕТ:1
15. Методология комбинаторной химии- это совмещение химии и биологии, возникла и стала быстро развиваться в 1990-х годах как часть общей стратегии создания новых лекарственных веществ. Стратегия комбинаторной химии основана на ряде положений, выберите необходимые:
1. революционные химические и биологические методы параллельного синтеза и испытания большого числа соединений;
2. техника миниатюризации синтезов и биоиспытаний, позволяющая синтезировать в растворе (жидкофазный синтез) или на твердых подложках (твердофазный синтез) от сотен до нескольких тысяч новых (родственных) соединений в день (в количестве от 5 до 1000 мг)
3. быстрое тестирование продуктов синтеза в виде смесей или после выделения из них индивидуальных веществ.
ОТВЕТ: 1,2,3,
16. Интересный факт был установлен учеными при изучении метаболизма одного широко известного препарата, который проявлял высокую активность против гемолитического стрептококка. Оказалось, что он в живом организме превращался в активное лекарственное вещество. Укажите нужное:
1. сульфаниламид, а именно стрептоцид;
2. левомицетин;
3. аспирин.
ОТВЕТ:1
17. Фолиевая кислота необходима для синтеза пуриновых оснований и последующего синтеза нуклеиновых кислот и продуцирования бактериальных клеток. Синтез фолиевой кислоты протекает с использованием ферментом пара-аминобензойной кислоты, аналоги которой нарушают синтез фолиевой кислоты. Укажите соединения, которые являются геометрическими аналогами пара-аминобензойной кислоты, и разрушают цепочку биосинтеза:
1. сульфаниламид
2. бензол
3. п-нитроанилин
ОТВЕТ: 1
18. Схема разработки нового лекарственного препарата включает несколько этапов. Приведите правильную последовательность:

6. умозрительный или машинный перебор химических структур и выбор базовой потенциально активной структуры
5. стадия, которая заключается в лабораторной разработке путей и методов синтеза целевого вещества и его близких структурных аналогов, их отборе по устойчивости, простоте получения, выходу, растворимости и технико-экономическим показателям.
4. биотестирование – главное сито, на котором отбраковывается основная масса неактивных и малоактивных синтезированных соединений, и остаются для продолжения углубленных испытаний наиболее перспективные вещества, обладающие высокой физиологической активностью и не проявляющие при этом токсичности и других побочных эффектов.
3. стадия - клинические испытания на людях, в ходе которых подтверждается высокая лечебная эффективность лекарственного вещества и выясняется наличие или отсутствие неблагоприятных
2. в случае положительных клинических испытаний лекарственное вещество получает официальный статус и передается на разработку технологии его промышленного синтеза – стадию, которая является самой дорогостоящей, трудоемкой и энергоемкой. Осуществлением этой стадии занимаются технологи, инженеры, химики, экономисты.
1. с заводского производства лекарственное вещество поступает в продажу.
ОТВЕТ: 6, 5, 4, 3, 2, 1.

19. Выберите стадии биологического изучения лекарственных веществ, которые проходит каждое потенциальное лекарственное вещество:
1. фармакодинамическая;
2. фармацевтическая;
3. фармакокинетическая
ОТВЕТ: 1,2,3
20. Укажите необходимые этапы исследования лекарственного вещества, полезное действие которого установлено, по результатам которых принимается решение о проведении клинических испытаний:
1. определение ЛД50 - острая токсичность, т.е. смертельная доза для 50% подопытных животных (ЛД50 выражается в мг лекарственного вещества на кг живого веса);
2. выяснение токсичности в условиях длительного (несколько месяцев) введения лекарственного вещества в терапевтических дозах (которые обычно в 20 и более раз должны быть ниже ЛД50), при этом наблюдают возможные побочные эффекты и патологические изменения всех систем организма.
3. определение хронической токсичности лекарственного препарата. Данное исследование проводят при ежедневном введении лекарства в течение определенного времени в трех дозах: близкой к терапевтической; предполагаемой терапевтической; максимальной терапевтической.
4. после завершения эксперимента по определению острой и хронической токсичности проводятся патоморфологические и гистологические исследования внутренних органов, мозга, костей, глаз подопытных животных.
5. устанавливают специфическую токсичность испытываемого вещества: его аллергизирующее, иммунотоксическое действие; канцерогенность, мутагенность, эмбриотоксичность; гонадотоксичность и так далее;
6. после окончания проверки всех видов токсичности составляется протокол, который включает параметры эксперимента и заключение о токсичности испытываемого вещества.
ОТВЕТ: 1-6
21. Клинические испытания включают систематическое изучение исследуемого препарата на людях в целях проверки его лечебного действия или выявления нежелательных реакций, а также изучение всасывания, распределения, метаболизма и выведения из организма для определения его эффективности и безопасности. Укажите порядок отдельных этапов клинических испытаний:
1. этап – расширенные испытания на базе 2 – 3 клиник с привлечением большого числа (нескольких тысяч) больных. При этом у больных исследуются кровь, моча и др.
2. этап клинических испытаний лекарственного средства осуществляется на 30 – 50 добровольцах.
ОТВЕТ: 2,1.
22. Какими связями обеспечивается взаимодействие между лекарственным веществом и рецептором или акцептором, приводящее к активации (стимулированию) или дезактивации (ингибированию) биомишени и сопровождающееся ответом организма в целом:
1. ковалентных
2. водородных,
3. электростатических
4. ван-дер-ваальсовых
5. гидрофобных.
ОТВЕТ: 2-5
23. Укажите эффекты воздействия на организм алифатических соединений, после введения в них атомов хлора:
1. наркотическое
2. угнетающее действие на сердце
3. угнетающее действие на кровеносные сосуды с понижением давления
4. повышение иммунитета
ОТВЕТ: 1-3
24. Приведите порядок в котором возрастает наркотическая активность и токсичность хлорпроизводных метана:
1. хлорметан
2. тетрахлорметан
3. дихлорметан
4.трихлорметан
ОТВЕТ: 1, 3, 4, 2
25. Выберите основные функции низкомолекулярного соединения - оксида азота – NO:
1. универсальный регулятор функций метаболизма
2. уникальная сигнальная молекула, посредством которой клетки могут обмениваться информацией
3.участвует в регуляции тонуса кровеносных сосудов,
4. ингибирует агрегацию тромбоцитов и их адгезию на стенках сосудов
5. функционирует в центральной и вегетативной нервной системе, регулируя деятельность органов дыхания, желудочно-кишечного тракта и мочеполовой системы.
ОТВЕТ:1-5
26.Выберите более общее определение данное рецептору:
1 – это небольшой химически определенный участок (на большой молекуле протоплазмы), в норме участвующий в питании и метаболизме клетки и способный, кроме того, связывать лекарственные вещества.
2. «Рецептором мы называем такую активную группировку в молекуле протоплазмы, к которой присоединяется чужеродная группа».
ОТВЕТ: 2
27. Для учета влияния растворимости определенную ориентировку при синтезе биологически активных веществ может дать установленная общая закономерность о воздействии тех или иных радикалов (атомных групп) на гидрофильность вещества.
Установите ряд уменьшения сродства к воде при введении функциональных (гидрофильных) групп и радикалов в молекулу:
1.карбоксильная 2 гидроксильная 3 альдегидная 4 кетогруппа 5 аминогруппа 6 иминогруппа 7 амидогруппа 8 имидогруппа (гидрофильные группы)
ОТВЕТ: 1,2,3,4,5,6,7,8.
28. Для учета влияния растворимости определенную ориентировку при синтезе биологически активных веществ может дать установленная общая закономерность о воздействии тех или иных радикалов (атомных групп) на гидрофобность (липофильность) вещества.
Установите ряд уменьшения сродства к воде при введении функциональных (гидрофобных) групп и радикалов в молекулу: 1 метил 2 метилен 3 этил 4 пропил 5 высший алкил 7 фенил (гидрофобные радикалы).
ОТВЕТ: 1,2,3,4,5,6,7.


29. В медицинской практике применяют значительное количество веществ – амфолитов, то есть химических соединений, в молекулах которых одновременно присутствуют основная и кислотная группировки. Выберите вещества амфолиты:
1. никотиновая кислота
2 цинхониновая кислота
3.метионин
4. 4-оксипиридин
5. дитретбутиловый эфир
ОТВЕТ: 1-4
30. Молекулярная масса является одним из факторов, влияющих на фармакологическую активность. Так, алифатические углеводороды и спирты по мере увеличения молекулярной массы снижают свою активность и токсичность. Выберите из приведенных соединений наиболее фармакологически активный: метанол, этанол, глицерин.
ОТВЕТ: метанол.

31. Полимеры в зависимости от молекулярной массы нередко настолько меняют своё фармакологическое действие, что оно становится противоположным действию исходных мономеров. Выберите из приведенных соединений наиболее фармакологически неактивное: олигосахарид, арабиногалактуроновая кислота, целлюлоза.
ОТВЕТ: целлюлоза
32. Химическое пространственное строение вещества определяет наличие у него биоактивности. Однако эффективность действия может в значительной степени зависеть от разных факторов. Выберите факторы, способствующие повышению биоактивности:
1.хорошая водорастворимость;
2хорошая липофильность (растворимость в жирах) и обладать способностью проникать через клеточные полупроницаемые мембраны, чтобы влиять на биохимические процессы метаболизма;
3.способность свободно переходить из крови в спинномозговую жидкость и мозг, т.е. преодолевать гематоэнцефалический барьер, который защищает мозг от проникновения в него чужеродных веществ, растворимых в крови.
ОТВЕТ 1-3

33. Введение в структуру фенольных группировок, карбоксильных или сульфогрупп, основного или аммонийного атома азота (четвертичная соль) улучшает:
1. водорастворимость органической молекулы лекарственного вещества, изменяет ее основность или кислотность, и как следствие усиливает, ее действие.
2. липофильность лекарственных веществ (растворимость в жировых тканях, которые могут служить лекарственным депо) и облегчает их прохождение через мембраны.
ОТВЕТ: 1
34. Седативные (т.е. успокаивающие) препараты это:
1. опиатные наркотики и снотворные барбитуратной группы; 2. эфедрин, фенамин и прочие 3. ЛСД, препараты конопли и другие галлюциногены.
ОТВЕТ:1

35. Стимулирующие препараты это:
1. опиатные наркотики и снотворные барбитуратной группы; 2. эфедрин, фенамин и прочие 3. ЛСД, препараты конопли и другие галлюциногены.
ОТВЕТ:2

36. Психоделические препараты (то есть препараты, изменяющие сознание) это:

1. опиатные наркотики и снотворные барбитуратной группы; 2. эфедрин, фенамин и прочие 3. ЛСД, препараты конопли и другие галлюциногены.
ОТВЕТ: 3


37. Пестициды - это химические средства борьбы с вредоносными или нежелательными с точки зрения экономики или здравоохранения:
1. микроорганизмами
2. растениями
3. животными
ОТВЕТ: 1-3
38. Средства борьбы с вредителями делятся на основные классы и называются для борьбы с насекомыми:
1. - инсектицидами (от лат. insectum – «насекомое»),
2. акарицидами ( от греч. –akari – «клещ»),
3. гербицидами (от лат. herba – «трава»),
4. фунгицидами (от лат. fungus –«грибы»),
5.бактерицидами,
6. моллюскоцидами,
7. нематоцидами,
8. зооцидами и т. д.
ОТВЕТ: 1
39. Средства борьбы с вредителями делятся на основные классы и называются для борьбы с клещами:
1. - инсектицидами (от лат. insectum – «насекомое»),
2. акарицидами ( от греч. –akari – «клещ»),
3. гербицидами (от лат. herba – «трава»),
4. фунгицидами (от лат. fungus –«грибы»),
5.бактерицидами,
6. моллюскоцидами,
7. нематоцидами,
8. зооцидами и т. д.
ОТВЕТ: 2
40. Средства борьбы с вредителями делятся на основные классы и называются для борьбы с высшими растениями:
1. - инсектицидами (от лат. insectum – «насекомое»),
2. акарицидами ( от греч. –akari – «клещ»),
3. гербицидами (от лат. herba – «трава»),
4. фунгицидами (от лат. fungus –«грибы»),
5.бактерицидами,
6. моллюскоцидами,
7. нематоцидами,
8. зооцидами и т. д.
ОТВЕТ: 3

41. Средства борьбы с вредителями делятся на основные классы и называются для борьбы с грибами:
1. - инсектицидами (от лат. insectum – «насекомое»),
2. акарицидами ( от греч. –akari – «клещ»),
3. гербицидами (от лат. herba – «трава»),
4. фунгицидами (от лат. fungus –«грибы»),
5.бактерицидами,
6. моллюскоцидами,
7. нематоцидами,
8. зооцидами и т. д.
ОТВЕТ: 4


42. Средства борьбы с вредителями делятся на основные классы и называются для борьбы с бактериями:
1. - инсектицидами (от лат. insectum – «насекомое»),
2. акарицидами ( от греч. –akari – «клещ»),
3. гербицидами (от лат. herba – «трава»),
4. фунгицидами (от лат. fungus –«грибы»),
5.бактерицидами,
6. моллюскоцидами,
7. нематоцидами,
8. зооцидами и т. д.
ОТВЕТ: 5
43. Средства борьбы с вредителями делятся на основные классы и называются для борьбы с улитками и слизнями:
1. - инсектицидами (от лат. insectum – «насекомое»),
2. акарицидами ( от греч. –akari – «клещ»),
3. гербицидами (от лат. herba – «трава»),
4. фунгицидами (от лат. fungus –«грибы»),
5.бактерицидами,
6. моллюскоцидами,
7. нематоцидами,
8. зооцидами и т. д.
ОТВЕТ: 6
44. Средства борьбы с вредителями делятся на основные классы и называются для борьбы с нематодами:
1. - инсектицидами (от лат. insectum – «насекомое»),
2. акарицидами ( от греч. –akari – «клещ»),
3. гербицидами (от лат. herba – «трава»),
4. фунгицидами (от лат. fungus –«грибы»),
5.бактерицидами,
6. моллюскоцидами,
7. нематоцидами,
8. зооцидами и т. д.
ОТВЕТ: 7
45. Средства борьбы с вредителями делятся на основные классы и называются для борьбы с вредителями из числа позвоночных:
1. - инсектицидами (от лат. insectum – «насекомое»),
2. акарицидами ( от греч. –akari – «клещ»),
3. гербицидами (от лат. herba – «трава»),
4. фунгицидами (от лат. fungus –«грибы»),
5.бактерицидами,
6. моллюскоцидами,
7. нематоцидами,
8. зооцидами и т. д.
ОТВЕТ: 8

46. Характеристики химических боеприпасов, это:
- 1.стойкость применяемого ОВ;
- 2.характер физиологического воздействия ОВ на организм человека;
- 3.средстваы и способ применения;
- 4.тактическое назначение;
- 5.быстрота наступающего воздействия.
ОТВЕТ:1-5
47. ОВ сохраняют свое поражающее действие от нескольких часов до нескольких дней и даже недель. Они испаряются очень медленно и мало изменяются под действием воздуха или влаги.

1.нестойкие 2. стойкие
ОТВЕТ:2
48. ОВ сохраняют поражающее действие на открытой местности в течение нескольких минут, а в местах застоя (леса, лощины, инженерные сооружения) - от нескольких десятков минут и более:
1.нестойкие 2. стойкие
ОТВЕТ:1
49. По характеру действия на организм человека отравляющие вещества делятся на пять групп:1) нервно-паралитического действия; 2) кожно-нарывного действия; 3) общеядовитые; 4) удушающие; 5) психохимического действия. К какой группе относятся ОВ вызывающие поражение центральной нервной системы.
ОТВЕТ: 1
50. По характеру действия на организм человека отравляющие вещества делятся на пять групп:1) нервно-паралитического действия; 2) кожно-нарывного действия; 3) общеядовитые; 4) удушающие; 5) психохимического действия. К какой группе относятся ОВ наносящие поражение главным образом через кожные покровы, а при применении их в виде аэрозолей и паров - также и через органы дыхания.
ОТВЕТ: 2
51. По характеру действия на организм человека отравляющие вещества делятся на пять групп:1) нервно-паралитического действия; 2) кожно-нарывного действия; 3) общеядовитые; 4) удушающие; 5) психохимического действия. К какой группе относятся ОВ общеядовитого действия поражают через органы дыхания, вызывая прекращение окислительных процессов в тканях организма.
ОТВЕТ: 3

52. По характеру действия на организм человека отравляющие вещества делятся на пять групп:1) нервно-паралитического действия; 2) кожно-нарывного действия; 3) общеядовитые; 4) удушающие; 5) психохимического действия. К какой группе относятся ОВ которые поражают главным образом легкие.
ОТВЕТ: 4
53. По характеру действия на организм человека отравляющие вещества делятся на пять групп:1) нервно-паралитического действия; 2) кожно-нарывного действия; 3) общеядовитые; 4) удушающие; 5) психохимического действия. К какой группе относятся ОВ которые появились на вооружении ряда государств сравнительно недавно. Они способны на некоторое время выводить из строя живую силу противника. Эти отравляющие вещества, воздействуя на центральную нервную систему, нарушают нормальную психическую деятельность человека или вызывают такие психические недостатки, как временная слепота, глухота, чувство страха, ограничение двигательных функций различных органов. Отличительной особенностью этих веществ является то, что для смертельного поражения ими необходимы дозы в 1000 раз большие, чем для вывода из строя.
ОТВЕТ: 5
54. Для решения каких задач применяют отравляющие вещества:
1) поражения живой силы с целью полного ее уничтожения, что достигается применением, главным образом, ОВ нервно-паралитического действия;
2) подавления живой силы с целью вынудить ее в течение определенного времени принимать меры защиты и таким образом затруднить ее маневр, снизить скорость и меткость огня; эта задача выполняется применением ОВ кожно-нарывного и нервно-паралитического действия;
3) сковывания (изнурения) противника с целью затруднить его боевые действия на длительное время и вызвать потери в личном составе; решается эта задача применением стойких ОВ;
4) заражения местности с целью вынудить противника оставить занимаемые позиции.
ОТВЕТ: 1-4
55. Для решения указанных задач в армии могут быть использованы:
1) ракеты; 2)авиация; 3) артиллерия; 4) химические фугасы.
ОТВЕТ: 1-4.
Приложения
Приложение 1.   ФОС Основы Химии БАВ.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мочульская Н.Н., Максимова Н.Е., Емельянов В.В. Биоорганическая химия: М.: Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н.А. Кутакова, Н.И. Богданович, С.Б. Селянина и др. Лабораторный практикум по технологии биологически активных веществ и углеродных адсорбентов : учебное пособие : В 2 ч. : Архангельск : САФУ - Ч. 2.. Анализ БАВ. - 116 с. , 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Коваленко, Л.В. Биохимические основы химии биологически активных веществ : учебное пособие / Л.В. Коваленко. - 3-е изд. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. - 232 с URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=427724
Э2 Травень, В.Ф. Органическая химия : учебное пособие для вузов : в 3 т. Т. 3. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М. : Издательство "Лаборатория знаний", 2015. — 391 с доступа: http://e.lanbook.com/book/84110
Э3 Биоорганическая химия : учебное пособие для вузов / Н. Н. Мочульская, Н. Е. Максимова, В. В. Емельянов ; под науч. ред. В. Н. Чарушина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 108 с. URL: https://www.biblio-online.ru/book/6C70A289-4BFE-4B07-B447-3614C581D265
Э4 Носова, Э.В. Химия гетероциклических биологически активных веществ : учебное пособие / Э.В. Носова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. - Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2014. - 205 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275817
Э5 Каминский, В. А. Органическая химия в 2 ч. Часть 1 : учебник для академического бакалавриата / В. А. Каминский. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 287 с. URL: https://www.biblio-online.ru/book/DAE566FD-5072-455A-94E8-6811A40614E5
Э6 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 10 (Office 2010 Professional, № 49464762 от 14.12.2011;
Adobe Reader https://wwwimages2.adobe.com/content/dam/acom/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
7-Zip https://www.7-zip.org/license.txt;
Windows 10 Pro (Майкрософт (Microsoft Corporation), 2019. Код продукта: 00330-53093-09223-ААОЕМ.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к самостоятельной работе
Самостоятельная работа студентов – это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: углубленный анализ материалов лекций; работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: с целью снятия возможных затруднений; с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.

Методические указания к лекционным занятиям
При подготовке к лекции рекомендуется:
1. просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2. полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3. если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4. психологически настроиться на лекцию.


Методические указания к выполнению лабораторных работ
Лабораторные занятия позволяют интегрировать теоретические знания и формировать практические умения и навыки студентов в процессе учебной деятельности. Цели лабораторных занятий:
1. закрепление теоретического материала путем систематического контроля за самостоятельной работой студентов;
2. формирование умений использования теоретических знаний в процессе выполнения лабораторных работ;
3. развитие аналитического мышления путем обобщения результатов лабораторных работ;
Структура и последовательность занятий: на первом, вводном, занятии проводится инструктаж студентов по охране труда, технике безопасности и правилам работы в лаборатории по инструкциям утвержденного образца с фиксацией результатов в журнале инструктажа. Студенты также знакомятся с основными требованиями преподавателя по выполнению учебного плана, с графиком прохождения лабораторных занятий, с графиком прохождения контрольных заданий, с основными формам отчетности по выполненным работам и заданиям.
Студентам для выполнения лабораторных работ необходима специальная лабораторная тетрадь (рабочий журнал), которая должна быть соответствующим образом подписана, простые карандаши, линейка. Для каждого занятия подготовлены методические указания по выполнению лабораторной работы.
Структура лабораторного занятия:
1. Объявление темы, цели и задач занятия.
2. Проверка теоретической подготовки студентов к лабораторному занятию.
3. Выполнение лабораторной работы.
4. Подведение итогов занятия (формулирование выводов).
5. Проверка отчетов по лабораторной работе.
В начале занятия называется его тема, цель и этапы проведения. По теме занятия проводится беседа, что необходимо для осознанного выполнения лабораторной работы. Задания в ходе лабораторной работы выполняется в соответствии с методическими указаниями. Перед уходом из лаборатории студенты должны навести порядок на своем рабочем месте.

Методические указания к зачету
Изучение многих общепрофессиональных и специальных дисциплин завершается зачетом. Подготовка к зачету способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачете студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Требования к организации подготовки к зачету те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.