МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы молекулярной биологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.05.01. специальность Фундаментальная и прикладная химия
СпециализацияАналитическая химия; Органическая химия; Физическая химия и технологии материалов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_05_01_Фундаментальная и прикладная химия_Профили-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 42
индивидуальные консультации 24
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 20,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 42 42 42 42
Консультации 24 24 24 24
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.хим.наук, Доцент, Функ Татьяна Валерьевна

Рецензент(ы):
канд.хим.наук, Доцент, Харнутова Елена Павловна

Рабочая программа дисциплины
Основы молекулярной биологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия (приказ Минобрнауки России от 13.07.2017 г. № 652)

составлена на основании учебного плана:
04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель - углубление знаний о структуре и функциях важнейших биополимеров – нуклеиновых кислот и белков, о принципах функционирования генетического аппарата клеток и механизмах регуляции его экспрессии, получение основных представлений о механизмах регуляции клеточного цикла.
Задачи дисциплины:
-понимать основные процессы, сопряженные с хранением, передачей и реализацией генетической информации в биологических системах;
-обладать теоретическими знаниями о последствиях изменения структуры ДНК;
-ориентироваться в участии макромолекул в различных механизмах функционирования биологических систем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5Способен проводить эксперимент и наблюдения при решении исследовательских задач и оформлять результаты исследования
ПК-5.1 Знает методы проведения экспериментов и наблюдений для решения исследовательских задач
ПК-5.2 Умеет использовать технические средства и методы исследования (из набора имеющихся) для решения поставленных задач
ПК-5.3 Владеет приемами оформления результатов исследований
ПК-6Способен проводить работы по обработке и анализу научно-технической информации и результатов исследований
ПК-6.1 Умеет проводить анализ научных данных, результатов экспериментов и наблюдений
ПК-6.2 Владеет приемами теоретического обобщения научных данных, результатов экспериментов и наблюдений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-строение и свойства нуклеиновых кислот;
-механизмы репликации ДНК;
-механизмы регуляции экспрессии генов.
3.2.Уметь:
3.2.1.-получать знания о механизмах формирования третичной структуры белков;
-ориентироваться в принципах структурной организации генов и геномов прокариот и эукариот;
-определять механизмы регуляции синтеза белка.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-навыками выделения нуклеиновых кислот из биологических объектов;
-методами определения состава основных компонентов нуклеиновых кислот;
-способами практической приложимости современных достижений молекулярной биологии в различных областях деятельности человека.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Структура, свойства и биосинтез нуклеиновых кислот
1.1. Общая характеристика нуклеиновых кислот Лекции 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Исследование химической природы нуклеиновых кислот. Качественные реакции на компоненты нуклеиновых кислот Практические 8 6 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Молекулярная биология как наука. Цели и задачи молекулярной биологии. История. Методы молекулярной биологии. Сам. работа 8 6 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Репликация ДНК Лекции 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Отличие репликации у прокариот и эукариот. Два механизма репликации. Исправление ошибок при репликации. Репарация. Метилирование. Сам. работа 8 6 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.6. Исследование химической природы нуклеиновых кислот. Выделение нуклеиновых кислот из биологических объектов Практические 8 4 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.7. Количественные методы определения нуклеиновых кислот. Фотоколориметрические методы количественного определения нуклеиновых кислот Практические 8 4 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.8. Ферменты, завершающие репликацию. Теломераза, ее распространение в клетках и тканях. Теломерные участки хромосом. Теория старения. Сам. работа 8 6 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.9. Регуляция синтеза белка. Сам. работа 8 8 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.10. Ферменты, завершающие репликацию. Теломераза, ее распространение в клетках и тканях. Теломерные участки хромосом. Теория старения. Регуляция синтеза белка. Консультации 8 8 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Структура и свойства белков, биосинтез белка; принципы регуляции метаболизма
2.1. Общая схема биосинтеза белка Лекции 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Рибосомы их локализация в клетке Лекции 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1
2.3. Транскрипция Лекции 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1
2.4. Состав и свойств сложных белков. Химическая природа нуклеопротеинов Практические 8 4 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Структура и свойства белков, биосинтез белка; принципы регуляции метаболизма Сам. работа 8 8 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Структура и свойства белков, биосинтез белка; принципы регуляции метаболизма Консультации 8 8 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Структура и функции биомембран
3.1. Постранскрипционные изменения РНК Лекции 8 4 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.2. Трансляция Лекции 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.3. Посттрансляционная модификация белков Лекции 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.4. Структура и функции биомембран Практические 8 6 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.5. Структура и функции биомембран Сам. работа 8 8 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.6. Структура и функции биомембран Консультации 8 8 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы и задания приведены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Строение мономеров нуклеиновых кислот – нуклеотидов;
Изомерия азотистых оснований;реакции ферментативного воздействия на азотистые основания;
Правила Чаргаффа, их значение в структуре ДНК, генетический код.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств размещен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 К. Уилсон, Д. Уолкер ; под ред. А.В. Левашова, В.И. Тишкова Принципы и методы биохимии и молекулярной биологии : М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Комов В.П., Шведова В.Н. Биохимия: учеб. для вузов. Юрайт, 2015 34
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е. А. Шарлаева, В. П. Вистовская Биохимия. Малый практикум : учеб. пособие Барнаул : [ИП Колмогоров И. А.], 2015 elibrary.asu.ru
Л2.2 Коничев А.С. Молекулярная биология: учебник для вузов Академия, 2005
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Шарлаева, Елена Анатольевна. Биохимия. Малый практикум : учеб. пособие / Е. А. Шарлаева, В. П. Вистовская ; АлтГУ, Биол. фак., Каф. экологии, биохимии и биотехнологии. - Барнаул : [ИП Колмогоров И. А.], 2015. - 180 с elibrary.asu.ru
Э2 Биохимия и молекулярная биология : учебно-методическое пособие / Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет», Министерство образования и науки Российской Федерации ; авт.-сост. С.Ф. Андрусенко, Е.В. Денисенко. - Ставрополь : СКФУ, 2015. - 94 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=457873
Э3 Рогожин, В.В. Практикум по биохимии. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2013. — 544 с e.lanbook.com
Э4 Нельсон, Д. Основы биохимии Ленинджера : в 3-х т. / Д. Нельсон, М. Кокс ; пер. с англ. Т.П. Мосолова, Е.М. Молочкина, В.В. Белов. - 2-е изд. (эл.). - М. : Лаборатория знаний, 2015. - Т. 1. Основы биохимии, строение и катализ. - 751 с. : URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445102
Э5 Уилсон, К. Принципы и методы биохимии и молекулярной биологии / К. Уилсон, Д. Уолкер ; под ред. А.В. Левашова, В.И. Тишкова ; пер. Т.П. Мосолова, Е.Ю. Бозелек-Решетняк. - 2-е изд. эл. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. - 855 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=214311
Э6 Курсы в Moodle "Основы молекулярной биологии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная);
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная).
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
• На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
• На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
• Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
• В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
• Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
• Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
• Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
• Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
• На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
• Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
• В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
• Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
• В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
• Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
• Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
• При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
• При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
• Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
• Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
• При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
• Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
• Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
• В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
• Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
• Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.