МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Физико-химические методы анализа и синтеза функциональных и неорганических материалов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической и неорганической химии
Направление подготовки04.05.01. специальность Фундаментальная и прикладная химия
СпециализацияАналитическая химия; Органическая химия; Физическая химия и технологии материалов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план04_05_01_Фундаментальная и прикладная химия_Профили-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 59
индивидуальные консультации 46
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 20,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Лабораторные 36 36 36 36
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 59 59 59 59
Консультации 46 46 46 46
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
кандидат химических наук, доцент, Стручева Н.Е.;кандидат химических наук, доцент , Ильина Е.Г.

Рецензент(ы):
кандидат химических наук, доцент, Стась И.Е.

Рабочая программа дисциплины
Физико-химические методы анализа и синтеза функциональных и неорганических материалов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия (приказ Минобрнауки России от 13.07.2017 г. № 652)

составлена на основании учебного плана:
04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 04.07.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор физ.-мат.наук, профессор, Безносюк С.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 04.07.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой доктор физ.-мат.наук, профессор, Безносюк С.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- расширение и углубление знаний в области неорганического синтеза и физико-химического анализа неорганических и фукнциональных материалов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен проводить лабораторно-аналитическое сопровождение контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции
ПК-3.1 Знает локальные акты и методические материалы, регламентирующие качество продукции
ПК-3.2 Умеет выполнять стандартные операции для характеристики сырья, промежуточной и конечной продукции химического производства
ПК-3.3 Владеет утвержденными методиками контроля продукции и сырья
ПК-4Способен выбирать и использовать методы исследования и технические средства для решения технологических задач химической направленности
ПК-4.1 Умеет планировать отдельные стадии исследования при наличии общего плана решения технологической задачи химической направленности
ПК-4.2 Владеет техническими средствами и методами исследования для решения задач химической направленности
ПК-6Способен проводить работы по обработке и анализу научно-технической информации и результатов исследований
ПК-6.1 Умеет проводить анализ научных данных, результатов экспериментов и наблюдений
ПК-6.2 Владеет приемами теоретического обобщения научных данных, результатов экспериментов и наблюдений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- Знает локальные акты и методические материалы, регламентирующие качество продукции
3.2.Уметь:
3.2.1.- Умеет выполнять стандартные операции для характеристики сырья, промежуточной и конечной продукции химического производства химического эксперимента
- Умеет планировать отдельные стадии исследования при наличии общего плана решения технологической задачи химической направленности
- Умеет проводить анализ научных данных, результатов экспериментов и наблюдений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- Владеет утвержденными методиками контроля продукции и сырья
- Владеет техническими средствами и методами исследования для решения задач химической направленности
- Владеет приемами теоретического обобщения научных данных, результатов экспериментов и наблюдений

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Неорганический синтез
1.1. Введение. Основные виды реакций неорганического синтеза Лекции 8 1 Л1.2
1.2. Новые неорганические материалы - твердые сплавы, керметы, тиалоны, полупроводниковые сверхпроводники, монокристаллы Сам. работа 8 2 Л2.1, Л1.2
1.3. Синтезы с программированием температуры и при Т=const: ампульный синтез, синтезы в закрытых и проточных реакторах, синтезы при высоких давления Сам. работа 8 2 Л2.1, Л1.2
1.4. Термодинамика реакций высокотемпературного синтеза Лекции 8 1 Л1.2
1.5. Расчет состава равновесной смеси Практические 8 1 Л1.2
1.6. Металлотермия Лекции 8 2 Л1.2
1.7. Термодинамика металлотермических реакций Практические 8 1 Л1.2
1.8. Высокотемпературный неорганический синтез Лекции 8 2 Л1.2
1.9. Основные методы получения тугоплавких соединений Практические 8 1 Л1.2
1.10. Синтез карбонитрида титана в режиме СВС Лабораторные 8 4 Л1.2
1.11. Синтез карбида титана нестехиометрического состава Лабораторные 8 6 Л1.2
1.12. Химические транспортные реакции Лекции 8 2 Л1.2
1.13. Химические транспортные реакции Практические 8 1 Л1.2
1.14. Плазмохимический синтез Сам. работа 8 2 Л1.2
1.15. Применение ХТР для глубокой очистки металлов, для получения полупроводниковых соединений и монокристаллов Сам. работа 8 2 Л1.2, Л1.1
1.16. Синтез тугоплавких соединений. Методы получения карбидов, фосфидов и силициидов металлов, боридов и халькогенидов переходных металлов, тугоплавких нитридов Сам. работа 8 2 Л1.2
1.17. Консультации 8 14
Раздел 2. Рентгеновские методы анализа
2.1. Выбор основных параметров съемки. Методы получения рентгенограмм Лекции 8 2 Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Рентгеновские трубки и аппараты Сам. работа 8 2 Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Природа рентгеновского излучения. Сплошной и характеристический спектры рассеяния и поглощения рентгеновских лучей Сам. работа 8 2 Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.4. Регистрация дифрагированого излучения.Измерение брэгговских углов Лекции 8 2 Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.5. Анализ неизвестного вещества Лабораторные 8 6 Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.6. Выбор условий для съемки образцов Практические 8 2 Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.7. Приготовление образца. Регистрация дифрагированого излучения Сам. работа 8 2 Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.8. Рентгеновские картотеки. Структура и состав картотеки JCPDS Лекции 8 2 Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.9. Идентификация вещества по межплоскостным расстояниям Сам. работа 8 2 Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.10. Рентгенофазовый анализ смеси двух веществ Лабораторные 8 6 Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.11. Количественный фазовый анализ Лекции 8 2 Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.12. Качественный фзовый анализ Лекции 8 2 Л3.1, Л1.2, Л2.2
2.13. Рентгеновские картотеки. Структура и состав картотеки JCPDS Практические 8 2 Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.14. Факторы, влияющие на интенсивность линий на рентгенограмме Сам. работа 8 2 Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.15. Консультации 8 14
Раздел 3. Спектроскопические методы исследования
3.1. Классификация и роль спектроскопических методов исследования Лекции 8 2 Л1.1, Л2.2
3.2. Колебания двухатомных и многоатомных молекул Практические 8 1 Л1.1, Л2.2, Л3.2
3.3. Колебания двухатомных и многоатомных молекул Сам. работа 8 4 Л1.1, Л2.2, Л3.2
3.4. Интерпретация ИК - спектров Лекции 8 2 Л1.1, Л2.2
3.5. ИК – спектроскопия неорганических соединений Лекции 8 4 Л1.1, Л2.2
3.6. Исследование соединения методом ИК–спектроскопии Лабораторные 8 4 Л1.1, Л3.2
3.7. Электронные спектры поглощения двухатомных и многоатомных молекул молекул Лекции 8 2 Л1.1, Л2.2
3.8. Исследование соединения методом ИК–спектроскопии Сам. работа 8 3 Л1.1, Л3.2
3.9. Электронные спектры поглощения двухатомных и многоатомных молекул молекул Лекции 8 2 Л1.1, Л2.2
3.10. Энергетические диаграммы для многоэлектронных систем Лекции 8 2 Л1.1
3.11. Применение электронной спектроскопии в видимой и УФ области Практические 8 1 Л1.1, Л2.2, Л3.2
3.12. Применение электронной спектроскопии в видимой и УФ области Сам. работа 8 4 Л1.1, Л2.2, Л3.2
3.13. Исследование соединения методом электронной спектроскопии Лабораторные 8 6 Л1.1, Л3.2
3.14. Исследование соединения методом электронной спектроскопии Сам. работа 8 5 Л1.1, Л3.2
3.15. Спектры электронного парамагнитного (спинового) резонанса (ЭПР) Лекции 8 4 Л1.1
3.16. Применение ЭПР. Исследования реакций неорганических соединений Практические 8 2 Л1.1, Л3.2
3.17. Применение ЭПР. Исследования реакций неорганических соединений Сам. работа 8 6 Л1.1, Л3.2
3.18. Исследование соединения методом ИК–спектроскопии Лабораторные 8 4 Л1.1, Л3.2
3.19. Исследование соединения методом ИК–спектроскопии Сам. работа 8 5 Л1.1, Л3.2
3.20. Подготовка к экзамену Сам. работа 8 12 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.2
3.21. Консультации 8 18

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6327&notifyeditingon=1
и https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2605

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен проводить лабораторно-аналитическое сопровождение контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1 Какой спектральный метод анализа (СМА) не может быть использован для определения качественного
состава вещества?
а) атомно-эмиссионная спектроскопия;
б) молекулярно-абсорбционная ИК-спектроскопия;
г) фотоколориметрия;
д) спектрофотометрия.
Ответ г

2 Какой СМА обладает высокой чувствительностью и селективностью?
а) атомно-абсорбционная спектроскопия;
б) молекулярно-абсорбционная спектроскопия;
г) фотоколориметрия;
д) атомно-эмиссионная спектроскопия.
Ответ а

3 Какие СМА основаны на излучении света?
а) фотоколориметрия;
б) спектрофотометрия;
г) атомно-абсорбционная спектроскопия;
д) атомно-эмиссионная спектроскопия.
4. Какие агрегатные состояния исследуются методами колебательной спектроскопии?
а) твердые вещества, растворы;
б) газы, растворы, твердые вещества;
в) твердые вещества, растворы, газы, аморфная фаза;
г) твердые вещества, аморфная фаза.
Ответ: в) твердые вещества, растворы, газы, аморфная фаза.
5. Чем сопровождается поглощение веществом ИК излучения?
а) происходят изменения колебательных состояний, т. е. молекулы переходят на другие уровни энергии;
б) сопровождается изменением энергии электронных оболочек атомов и молекул;
в) сопровождается свечением вещества, возникающим при переходе молекул из возбужденного состояния в основное;
г) сопровождается ионизацией вещества.
Ответ: а) происходят изменения колебательных состояний, т. е. молекулы переходят на другие уровни энергии.
6. Чем обусловлены проявления колебаний в ИК-спектрах?
а) ионизацией вещества;
б) изменением поляризуемости молекул;
в) изменением дипольного момента
г) изменением абсорбции.
Ответ: в) изменением дипольного момента.
7. Какие колебания активны в ИК-спектрах?
а) антисимметричные и симметричные относительно центра симметрии;
б) антисимметричные относительно центра симметрии;
в) симметричные относительно центра симметрии;
г) никакие из вышеперечисленных.
Ответ: б) антисимметричные относительно центра симметрии.
8. Сравните энергии и волновые числа валентных и деформационных колебаний:
а) для возбуждения деформационных колебаний требуется меньшая энергия, чем в случае валентных колебаний, и, следовательно, они имеют большее волновое число;
б) для возбуждения деформационных колебаний требуется большая энергия, чем в случае валентных колебаний, и, следовательно, они имеют большее волновое число;
в) для возбуждения деформационных колебаний требуется меньшая энергия, чем в случае валентных колебаний, и, следовательно, они имеют меньшее волновое число;
г) для возбуждения колебаний валентных требуется меньшая энергия, чем в случае деформационных колебаний, и, следовательно, они имеют большее волновое число.
Ответ: в) для возбуждения деформационных колебаний требуется меньшая энергия, чем в случае валентных колебаний, и, следовательно, они имеют меньшее волновое число.
9. Деформационные колебания подразделяются на:
а) симметричные и несимметричные;
б) ножничные, маятниковые, веерные и крутильные;
в) симметричные и антифазные;
г) ножничные, веерные и крутильные.
Ответ: б) ножничные, маятниковые, веерные и крутильные.
10. Число колебательных степеней свободы у нелинейной и линейной молекул, состоящих из N атомов, равно:
а) у нелинейной 3N-6, а у линейной 3N-5;
б) у нелинейной 3N-5, а у линейной 3N-6;
в) у нелинейной 3N-5, а у линейной 3N-4;
г) у нелинейной 3N-6, а у линейной 3N-4.
Ответ: а) у нелинейной 3N-6, а у линейной 3N-5.
11. Истинный ИК-спектр вещества получают:
а) для твердого вещества;
б) для раствора;
в) для аморфной фазы.
г) для газообразного состояния;
Ответ: г) для газообразного состояния.
12. Какие растворители используются в ИК-спектроскопии?
а) растворители, имеющие поглощение в исследуемой области спектра;
б) любые растворители, в которых растворяется исследуемое вещество;
в) используются вещества, не имеющие поглощения в исследуемой области спектра и не взаимодействующие с материалом кювет;
г) ацетон, бензол, толуол.
Ответ: в) используются вещества, не имеющие поглощения в исследуемой области спектра и не взаимодействующие с материалом кювет (четыреххлористый углерод, сероуглерод, хлороформ, циклогексан и др.).
13 Интенсивность полосы поглощения в ИК спектре характеризует
a) концентрацию магнитно-эквивалентных ядер
b) дипольный момент молекулы.
c) энергию перехода.
d) вероятность перехода.
e) магнитный момент ядра.
Ответ d
14 В ИК спектрах наблюдаются полосы поглощения
a) только валентных колебаний.
b) только деформационных колебаний.
c) колебаний, при которых происходит изменение дипольного момента молекулы.
d) колебаний, при которых происходит изменение поляризуемости молекулы.
Ответ с
15 ИК спектр поглощения вещества обычно записывается в координатах
a) оптическая плотность - длина волны.
b) пропускание - волновое число.
c) концентрация - волновое число.
d) оптическая плотность – частота
Ответ b


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1 Какой спектральный параметр характеризует качественный состав
вещества?
Ответ. длина волны или частота поглощаемого или испускаемого им излучения.

2 Какой спектральный параметр характеризует количественный состав
системы?
Ответ. интенсивность поглощаемого или испускаемого излучения.

3 Из каких материалов изготавливаются призмы и кюветы в приборах для ИК
спектроскопии?
Ответ. галогениды щелочных и щелочноземельных металлов.

4 Колебания с изменением угла связи - это .... колебания
Ответ валентные

5 Колебания с одинаковой энергией - это ..... колебания
Ответ вырожденные

6 Для записи ИК спектров растворов в области 400-4000 см-1 обычно используют кюветы из ...... ..... (словами)
Ответ бромида калия

7 Интенсивность полосы поглощения в ИК спектре характеризует ...... .....
Ответ вероятность перехода

8 Положение полосы поглощения в ИК спектре характеризует ...... .......
Отвте энергию перехода

9 К уменьшению числа полос в ИК спектре приводит наличие... ...
Вырожденных колеюаний

10 В модели гармонического осциллятора потенциальная энергия колебаний описывается ......
с вершиной, соответствующей рав­новесному расстоянию между атомами r0
и представляется графически как система эвидистантных уровней энергии.с вершиной, соответствующей равновесному расстоянию между атомами r0
Ответ параболой

11 Молекула, подчиняющаяся модели гармонического осциллятора меняет колебательное квантовое число только на .... (цифрой)
Ответ 1

12 В ИК-спектре проявляются только те колебания, которые вызывают изменение .... .... молекулы
Ответ: дипольного момента

13 Единица измерения положения полосы поглощения в ИК спектроскопии ...... ....... (словами)
Ответ обратний сантиметр

14 Перечислите в алфавитном порядке через запятые четыре вида деформационных колебаний
Ответ веерные, крутильные, маятниковые, ножничные

15 Истинный ИК-спектр молекулы вещества получают в ....... агрегатном состоянии
Ответ газообразном

16 Какие агрегатные состояния исследуются методами колебательной спектроскопии (перечислите)?
Ответ тверрдые, жидкие , газообразные

17 При пглощении веществом ИК излучения происходят изменения .... состояний, т. е. молекулы переходят на другие уровни энергии
Ответ колебательных

18 Число колебательных степеней свободы у нелинейной и линейной молекул, состоящих из N атомов, равно:
у нелинейной ...., а у линейной ....
Ответ 3N-6 3N-5

19 Валентные колебания связей металл - галоген обычно проявляются в люласти ниже .....
Ответ 500 см-1

20 Спектроскопия КР – это ....... спектроскопия
Ответ колебательная


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4: Способен выбирать и использовать методы исследования и технические средства для решения технологических задач химической направленности
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1 Из каких материалов изготавливаются призмы и кюветы в ИК
спектроскопии?
а) галогениды шелочных и щелочноземельных металлов;
б) кварцевое стекло;
в) обычное стекло;
г) галогенид серебра.
Ответ а

2 Выберите описание, соответствующее ИК спектру поглощения.
а) набор отдельных линий;
б) сплошные широкие полосы;
в) узкие полосы, включающие большое количество линий;
г) сплошной спектр, образованный за счет перекрывания широких полос.
Ответ в
3 Спектроскопия ИК – это спектроскопия
a) электронная
b) колебательная
c) вращательная
d) абсорбционная
e) ионизационная
Ответ а
4 Условием появления полос поглощения в ИК спектре поглощения является соблюдение равенства
a) A = ε·C·l
b) ΔE = hν
c) E = mc2
d) ΔH = hν
Ответ b
5 Число нормальных колебаний для линейных молекул определяется формулой
a) 2I + 1
b) 2I – 1
c) 3N – 6
d) 2ΣI + 1
e) 3N – 5
Ответ е
6 Число нормальных колебаний для нелинейных молекул определяется формулой
a) 2I + 1
b) 2I – 1
c) 3N – 6
d) 2ΣI + 1
e) 3N – 5
Ответ с
7 К уменьшению числа полос в ИК спектре приводит наличие
a) обертонов
b) составных колебаний
c) вырожденных колебаний
d) разностных колебаний
Ответ с
8 Валентные колебания – это
a) колебания с изменением угла связи
b) колебания с одинаковой энергией
c) растяжение или сжатие атомов вдоль связи
d) колебания ОН-группы
e) колебания свободного аммиака
Ответ с
9 Деформационные колебания – это
a) колебания с изменением угла связи
b) колебания с одинаковой энергией
c) растяжение или сжатие атомов вдоль связи
d) колебания ОН-группы
Отвте а
10 Вырожденные колебания – это
a) колебания с изменением угла связи
b) колебания с одинаковой энергией
c) растяжение или сжатие атомов вдоль связи
d) колебания ОН-группы
e) колебания металл-галоген
Ответ b
11 Обозначение δd означает
a) деформационное симметричное колебание
b) деформационное антисимметричное колебание
c) деформационное вырожденное колебание
d) деформационное невырожденное колебание
Ответ с
12 Обозначение υd означает
a) валентное симметричное колебание
b) валентное антисимметричное колебание
c) валентное вырожденное колебание
d) валентное невырожденное колебание
Ответ с
13 Положение полосы поглощения в ИК спектре характеризует
a) вероятность перехода.
b) энергию перехода.
c) концентрацию магнитно-эквивалентных ядер.
d) концентрацию неспаренных электронов
Ответ b
14 Для получения спектров КР используют
a) ИК излучение
b) видимое излучение
c) СВЧ излучение
d) рентгеновское излучение
Ответ а
15 Символ А1u означает
a) невырожденное состояние, симметричное относительно главной оси, симметричное относительно вертикальной плоскости, симметричное относительно центра инверсии
b) невырожденное состояние, антисимметричное относительно главной оси, антисимметричное относительно вертикальной плоскости, антисимметричное относительно центра инверсии
c) невырожденное состояние, антисимметричное относительно главной оси, симметричное относительно вертикальной плоскости, антисимметричное относительно центра инверсии
d) невырожденное состояние, симметричное относительно главной оси, симметричное относительно вертикальной плоскости, антисимметричное относительно центра инверсии
Ответ d

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1 Назовите аналитический сигнал, используемый в ИК спектроскопии для
идентификации веществ.
Ответ. волновое число.
2 Назовите классы химических соединений, состав которых определяется
методом ИК спектроскопии.
Ответ. органические и неорганические соединения.
3 Назовите формы колебаний атомов, определяющих структуру ИК спектров
поглощения.
Ответ. валентие и деформационные
4 Число нормальных колебаний для линейных молекул определяется формулой
Ответ 3N – 5
5 Число нормальных колебаний для нелинейных молекул определяется формулой
Ответ 3N – 6
6 В модели гармонического осциллятора потенциальная энергия колебаний описывается ......
с вершиной, соответствующей рав­новесному расстоянию между атомами r0
и представляется графически как система эвидистантных уровней энергии.с вершиной, соответствующей равновесному расстоянию между атомами r0
Ответ параболой
7 Молекула, подчиняющаяся модели гармонического осциллятора меняет колебательное квантовое число только на .... (цифрой)
Ответ 1
8 В ИК-спектре проявляются только те колебания, которые вызывают изменение .... .... молекулы
Ответ: дипольного момента
9 Единица измерения положения полосы поглощения в ИК спектроскопии ...... ....... (словами)
Ответ обратний сантиметр
0 Перечислите в алфавитном порядке через запятые четыре вида деформационных колебаний
Ответ веерные, крутильные, маятниковые, ножничные
11 Истинный ИК-спектр молекулы вещества получают в ....... агрегатном состоянии
Ответ газообразном
12 Какие агрегатные состояния исследуются методами колебательной спектроскопии (перечислите)?
Ответ тверрдые, жидкие , газообразные
13 При пглощении веществом ИК излучения происходят изменения .... состояний, т. е. молекулы переходят на другие уровни энергии
Ответ колебательных
14 Число колебательных степеней свободы у нелинейной и линейной молекул, состоящих из N атомов, равно:
у нелинейной ...., а у линейной ....
Ответ 3N-6 3N-5
15 Валентные колебания связей металл - галоген обычно проявляются в люласти ниже .....
Ответ 500 см-1
16 Спектроскопия КР – это ....... спектроскопия
Ответ колебательная
17 Какой спектральный параметр характеризует качественный состав
вещества?
Ответ. длина волны или частота поглощаемого или испускаемого им излучения.
18 Какой спектральный параметр характеризует количественный состав
системы?
Ответ. интенсивность поглощаемого или испускаемого излучения.
19 3 Из каких материалов изготавливаются призмы и кюветы в приборах для ИК
спектроскопии?
Ответ. гадогениды щелочных и щелочноземельных металлов.
20 Валентное вырожденное колебание обозначается символом
Ответ υd

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-6: Способен проводить работы по обработке и анализу научно-технической информации и результатов исследований
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. К способам регистрации рентгеновского излучения относится запись
a) на диаграммную ленту при непрерывном вращении образца и счетчика;
b) по точкам при последовательных дискретных поворотах образца и счетчика
c) на магнитную ленту

Ответ а.б

2. Выбор излучения производится с учетом следующих требований: (а, б)
а) на рентгенограмме должны быть видны все линии дифракционной картины, включая самые слабые
б) время съемки рентгенограммы должно быть минимальным
в) наличие интерференции лучей
г) большая проникающая способность рентгеновских лучей

Ответ а,б

3. . Рентгеновская съемка может быть проведена
а) с фильтром,
б) без фильтра
в) после установления пластины из просвинцованного стекла
г) использовать излучение анода с небольшим порядковым номером

Ответ а,б

4. Какие агрегатные состояния исследуются методами колебательной спектроскопии?
а) твердые вещества, растворы;
б) газы, растворы, твердые вещества;
в) твердые вещества, растворы, газы, аморфная фаза;
г) твердые вещества, аморфная фаза.
Ответ: в) твердые вещества, растворы, газы, аморфная фаза.
5. Чем сопровождается поглощение веществом ИК излучения?
а) происходят изменения колебательных состояний, т. е. молекулы переходят на другие уровни энергии;
б) сопровождается изменением энергии электронных оболочек атомов и молекул;
в) сопровождается свечением вещества, возникающим при переходе молекул из возбужденного состояния в основное;
г) сопровождается ионизацией вещества.
Ответ: а) происходят изменения колебательных состояний, т. е. молекулы переходят на другие уровни энергии.
6. Чем обусловлены проявления колебаний в ИК-спектрах?
а) ионизацией вещества;
б) изменением поляризуемости молекул ();
в) изменением дипольного момента ();
в) изменением абсорбции.
Ответ: в) изменением дипольного момента ().
7. Какие колебания активны в ИК-спектрах?
а) антисимметричные и симметричные относительно центра симметрии;
б) антисимметричные относительно центра симметрии;
в) симметричные относительно центра симметрии;
г) никакие из вышеперечисленных.
Ответ: б) антисимметричные относительно центра симметрии.
8. Сравните энергии и волновые числа валентных и деформационных колебаний:
а) для возбуждения деформационных колебаний требуется меньшая энергия, чем в случае валентных колебаний, и, следовательно, они имеют большее волновое число;
б) для возбуждения деформационных колебаний требуется большая энергия, чем в случае валентных колебаний, и, следовательно, они имеют большее волновое число;
в) для возбуждения деформационных колебаний требуется меньшая энергия, чем в случае валентных колебаний, и, следовательно, они имеют меньшее волновое число;
г) для возбуждения колебаний валентных требуется меньшая энергия, чем в случае деформационных колебаний, и, следовательно, они имеют большее волновое число.
Ответ: в) для возбуждения деформационных колебаний требуется меньшая энергия, чем в случае валентных колебаний, и, следовательно, они имеют меньшее волновое число.
9. Деформационные колебания подразделяются на:
а) симметричные и несимметричные;
б) ножничные, маятниковые, веерные и крутильные;
в) симметричные и антифазные;
г) ножничные, веерные и крутильные.
Ответ: б) ножничные, маятниковые, веерные и крутильные.
10. Число колебательных степеней свободы у нелинейной и линейной молекул, состоящих из N атомов, равно:
а) у нелинейной 3N-6, а у линейной 3N-5;
б) у нелинейной 3N-5, а у линейной 3N-6;
в) у нелинейной 3N-5, а у линейной 3N-4;
г) у нелинейной 3N-6, а у линейной 3N-4.
Ответ: а) у нелинейной 3N-6, а у линейной 3N-5.
11. Истинный ИК-спектр вещества получают:
а) для твердого вещества;
б) для раствора;
в) для аморфной фазы.
г) для газообразного состояния;
Ответ: г) для газообразного состояния.
12. Какие растворители используются в ИК-спектроскопии?
а) растворители, имеющие поглощение в исследуемой области спектра;
б) любые растворители, в которых растворяется исследуемое вещество;
в) используются вещества, не имеющие поглощения в исследуемой области спектра и не взаимодействующие с материалом кювет;
г) ацетон, бензол, толуол.
Ответ: в) используются вещества, не имеющие поглощения в исследуемой области спектра и не взаимодействующие с материалом кювет (четыреххлористый углерод, сероуглерод, хлороформ, циклогексан и др.).
13 Интенсивность полосы поглощения в ИК спектре характеризует
a) концентрацию магнитно-эквивалентных ядер
b) дипольный момент молекулы.
c) энергию перехода.
d) вероятность перехода.
e) магнитный момент ядра.
Ответ d
14 Для получения спектров КР используют
a) ИК излучение
b) видимое излучение
c) СВЧ излучение
d) рентгеновское излучение
Ответ а
15 Символ А1u означает
a) невырожденное состояние, симметричное относительно главной оси, симметричное относительно вертикальной плоскости, симметричное относительно центра инверсии
b) невырожденное состояние, антисимметричное относительно главной оси, антисимметричное относительно вертикальной плоскости, антисимметричное относительно центра инверсии
c) невырожденное состояние, антисимметричное относительно главной оси, симметричное относительно вертикальной плоскости, антисимметричное относительно центра инверсии
d) невырожденное состояние, симметричное относительно главной оси, симметричное относительно вертикальной плоскости, антисимметричное относительно центра инверсии
Ответ d
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1 Какой формат имеет используемая для расшифровки карточка JCPDS,
Ответ. стандартный.

2 В основе какого метода лежит вывод: каждая фаза будет обладать свойственным только ее решетке набором межплоскостных расстояний
Ответ. РФА.

3 Какой фактор опредеяет чувствительность метода РФА .
Ответ. размер кристаллов.
4 Число нормальных колебаний для линейных молекул определяется формулой
Ответ 3N – 5
5 Число нормальных колебаний для нелинейных молекул определяется формулой
Ответ 3N – 6
6 В модели гармонического осциллятора потенциальная энергия колебаний описывается ......
с вершиной, соответствующей рав­новесному расстоянию между атомами r0
и представляется графически как система эвидистантных уровней энергии.с вершиной, соответствующей равновесному расстоянию между атомами r0
Ответ параболой
7 Молекула, подчиняющаяся модели гармонического осциллятора меняет колебательное квантовое число только на .... (цифрой)
Ответ 1
8 В ИК-спектре проявляются только те колебания, которые вызывают изменение .... .... молекулы
Ответ: дипольного момента
9 Единица измерения положения полосы поглощения в ИК спектроскопии ...... ....... (словами)
Ответ обратний сантиметр
0 Перечислите в алфавитном порядке через запятые четыре вида деформационных колебаний
Ответ веерные, крутильные, маятниковые, ножничные
11 Истинный ИК-спектр молекулы вещества получают в ....... агрегатном состоянии
Ответ газообразном
12 Какие агрегатные состояния исследуются методами колебательной спектроскопии (перечислите)?
Ответ тверрдые, жидкие , газообразные
13 При пглощении веществом ИК излучения происходят изменения .... состояний, т. е. молекулы переходят на другие уровни энергии
Ответ колебательных
14 Число колебательных степеней свободы у нелинейной и линейной молекул, состоящих из N атомов, равно:
у нелинейной ...., а у линейной ....
Ответ 3N-6 3N-5
15 Валентные колебания связей металл - галоген обычно проявляются в люласти ниже .....
Ответ 500 см-1
16 Спектроскопия КР – это ....... спектроскопия
Ответ колебательная
17 Какой спектральный параметр характеризует качественный состав
вещества?
Ответ. длина волны или частота поглощаемого или испускаемого им излучения.
18 Какой спектральный параметр характеризует количественный состав
системы?
Ответ. интенсивность поглощаемого или испускаемого излучения.
19 Валентные колебания связей металл - галоген обычно проявляются в люласти ниже .....
Ответ 500 см-1
20 Спектроскопия КР – это ....... спектроскопия
Ответ колебательная
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Форма проведения промежуточной аттестации – экзамен.
Процедура проведения промежуточной аттестации:
КИМ формируется из заданий для текущего контроля, помещенных в онлайн курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Экзамен проводится в письменной форме. На ответ студенту отводится максимум 90 минут. Оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6327&notifyeditingon=1 и https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2605

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. При этом правильно написаны все уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы.
"Хорошо" Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. При этом правильно написаны все уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы
"Удовлетворительно" Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Задание понято правильно, в логических рассуждениях нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе формул. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Не удовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Не верно написаны уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны не все необходимые пояснения и ответы на вопросы.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. При этом правильно написаны все уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы.
"Хорошо" Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. При этом правильно написаны все уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы
"Удовлетворительно" Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Задание понято правильно, в логических рассуждениях нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе формул. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Не удовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Не верно написаны уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны не все необходимые пояснения и ответы на вопросы.
Приложения
Приложение 2.   ФОС ФХМАиСФиНМ спец.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под. ред. А.Б. Никольского Физические методы исследования неорганических веществ: Учебное пособие для ВУЗов Академия, 2006
Л1.2 Каллистер У.Д. Материаловедение: от технологии к применению: основная литература Изд-во НОТ, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Фахльман Б.Д., Чаркин Д.О., Уточникова В.В., Третьяков Ю.Д., Гудилин Е.А. Химия новых материалов и нанотехнологии: [учеб. пособие] Долгопрудный: Интеллект, 2011
Л2.2 В.П. Смагин Физические методы исследования в химии: Учебное пособие для ВУЗов АлтГУ. , 2007
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Стручева Н.Е. Рентгенофазовый анализ: лаборатор. практикум по курсу Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008
Л3.2 Е.Г. Ильина Спектроскопические методы исследования неорганических соединений: Методические рекомендации , 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Физико-химческие методы анализа и синтеза функциональных и неорганических материалов, часть 1» portal.edu.asu.ru
Э2 Курс в Moodle "Методы неорганического синтеза" portal.edu.asu.ru
Э3 Физико-химические методы анализа и синтеза функциональных и неорганических материалов. Часть 3 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно)
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно)
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно)
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно)
Adobe Reader (http://wwwimages.adode.com/content/dam/Adode/en/legan/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно)
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (http://astalinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
Libre Office (http://ru.libreoffice.org/), (бессрочно)
Веб-браузер Сhromium (http://www.chromium.org/Home), (бессрочно)
Антивирус Касперский (http://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024)
Архиватор ARK (http://apps.kde.org/ark/), (бессрочно)
Okular (http://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно)
Редактор изображений Gimp(http://www.gimp.org/), (бессрочно)


6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Информационно-справочная система Консультант плюс (http://www.consultant.ru)
2. Научная электронная библиотека (https://elibrary.ru Научная электронная библиотека)
3. Реферативная база данных ВИНИТИ РАН (http://www.viniti.ru).
4. Реферативная база данных научной периодики «Scopus» (http://www.scopus.com/)
5. Реферативно-библиографическая база данных научной периодики «Web of Science» (http://www.webofknowledge.com/).
6. Сеть патентной информации Европейского патентного ведомства «Espacenet» (http://worldwide.espacenet.com/).
7. Информационный ресурс SpringerLinc (https://link.springer.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
106аК учебная аудитория кафедры физической и неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 2 шт.; доска маркерная - 1 шт.; проектор: марка Optoma - 1 единица; стационарный экран; модели кристаллических структур; набор моделей атомов со стержнями для составления моделей молекул, деревянные модели кристаллов; дифрактограммы веществ; таблицы Гиллера; числовые ключи Ханаваля; алфавитный указатель; рентгеновская картотека JCPDS.
109К лаборатория неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; весы ВЛКТ-500; вытяжной шкаф; сушильный шкаф; микроскоп МБС-10; весы НВ-600 М; электроплитка; таблица Д.И. Менделеева; сушильный шкаф СНОЛ; штативы для пробирок, набор лабораторной посуды, набор реактивов, спиртовки, держатели для пробирок

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ

Методические рекомендации по изучению для студентов представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины. Следует учитывать, что часть курса изучается студентом самостоятельно.
Цель данных методических указаний – помочь студентам усвоить знания, предусмотренные учебной программой.
Процесс изучения дисциплины включает в себя:
1. Работу под руководством преподавателя (лекции, практические занятия, консультации преподавателя по подготовке докладов, консультации преподавателя по вопросам, в которых студент не смог разобраться самостоятельно, и консультация преподавателя перед дифференцированным зачетом).
2. Самостоятельную работу студента (проработка текстов лекций, подготовка к семинарским и лабораторным занятиям, самостоятельный поиск и изучение научной литературы, выполнение самостоятельных работ и тестов, написание курсовой работы, подготовку мультимедийных презентаций, поиск информации в Интернете, а также подготовка к экзамену).
Изучение дисциплины ведется с помощью учебной литературы, рекомендованной для изучения, методических указаний по проведению лабораторных работ, комплекта контрольно-измерительных материалов по дисциплине. Студентам желательно иметь у себя основные материалы из списка рекомендованной литературы и изданные учебно-методические пособия.
Завершают изучение разделов курса контрольные работы и тестирование. Они обеспечивают: контроль преподавателя уровня подготовленности студента; закрепление изученного материала; развитие умений и навыков подготовки; приобретение опыта устных выступлений, ведения дискуссии, в том числе аргументации и защиты выдвигаемых положений и тезисов.
Основу теоретической подготовки по дисциплине «Общая и неорганическая химия» составляют лекции – основное методическое руководство при изучении дисциплины, наиболее оптимальным образом структурированное и скорректированное на современный материал; в лекции глубоко и подробно, аргументировано и методологически строго рассматриваются главные проблемы темы; в лекции даются необходимые разные подходы к исследуемым проблемам.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, следовательно, пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
Основные учения и владения отрабатываются и закрепляются на практических занятиях. Аудиторные занятия (лекции, практические занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой студентов над рекомендуемой литературой, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель и при подготовке к занятиям.
Учебное занятие – это систематическое устное изложение учебного материала. На учебных занятиях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие и корректирующие учебники.
1 Методические указания обучающимся при подготовке к лекции
Лекция – это форма учебного процесса, основанная на передаче преподавателем новых знаний, изложении учебного материала для его целостного усвоения студентами в логической взаимосвязи.
Слушание и запись лекций - сложные виды учебной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, конспектирование их помогает усвоить материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное.
Для изучения дисциплины рекомендуется следующим образом организовать время:
• После прослушивания лекции и окончания учебных занятий, при подготовке к следующим занятиям, нужно сначала просмотреть и обдумать текст лекции, прослушанной сегодня (10-15 минут).
• При подготовке к следующей лекции, нужно просмотреть текст предыдущей лекции, подумать о том, какая может быть тема следующей лекции (10-15 минут).
• В течение недели выбрать время (не менее 1час) для работы с литературой в библиотеке.
2. Самостоятельная работа студентов
Большое значение при изучении дисциплины имеет самостоятельная работа студента. Самостоятельная работа студента связана с освоением учебного материала, информации, изложенной в учебниках и учебных пособиях, а также в литературе, рекомендованной преподавателем. Самостоятельную работу по изучению дисциплины целесообразно начинать с изучения установленных требований к знаниям, умениям и навыкам, ознакомления с разделами и темами дисциплины в порядке, предусмотренном учебной программой.
Самостоятельная работа предполагает изучение учебной и научной литературы, электронных источников, материалов лекций, систематизацию прочитанного материала, подготовку к практическим и лабораторным занятий, выполнение тестовых заданий, курсовой работы, мультимедийных презентаций, подготовку к экзамену. По определенным темам преподаватель задает студентам на дом письменную самостоятельную работу. Обычно она выполняется в тетради и может включать в себя самостоятельный поиск ответов на вопросы, определений, решение задач. Выполнение такой работы рекомендуется начинать после того, как студент прослушал учебный материал, изучил рекомендуемую литературу и разобрался в материале. Для допуска к зачету каждому студенту необходимо получить оценку за все работы. Студенты, не выполнившие домашние задания в установленный срок, должны обязательно отработать все задания.
Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Самостоятельная работа выполняет ряд функций, среди которых необходимо отметить:
· развивающая (повышение культуры умственного труда, приобщение к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуальных способностей студентов);
· ориентирующая и стимулирующая (процессу обучения придается ускорение и мотивация);
· воспитательная (формируются и развиваются профессиональные качества специалиста);
· исследовательская (новый уровень профессионально-творческого мышления);
· информационно-обучающая (учебная деятельность студентов на аудиторных занятиях).
Задачами самостоятельной работы студентов являются:
· систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
· углубление и расширение теоретических знаний;
· формирование умения использовать справочную литературу;
· развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
· формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
· развитие исследовательских умений.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Внеаудиторная самостоятельная работа включает такие формы работы, как:
· индивидуальные занятия (домашние занятия):
· изучение программного материала дисциплины (работа с учебником и конспектом лекции);
· изучение рекомендуемых литературных источников;
· конспектирование источников;
· выполнение контрольных работ, курсовых работ;
· работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet;
· составление плана и тезисов ответа на семинарском занятии;
· выполнение тестовых заданий;
· решение задач;
· подготовка к экзамену.
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии с учебно-методическим комплексом по дисциплине . Распределение объема времени на внеаудиторную самостоятельную работу в режиме дня студента не регламентируется расписанием.
Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер имеют вариативный и дифференцированный характер, учитывают специфику изучаемой дисциплины.
3 Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам (практическим занятиям)
Семинары – один из самых эффективных видов учебных занятий, на которых студенты учатся творчески работать аргументировать и отстаивать свои мысли перед аудиторией, овладевать культурой речи, являются также действенной формой активизации самостоятельной работы студентов, формой ее учета и контроля.
Основное в подготовке и проведении семинаров – это самостоятельная работа студента над изучением темы семинара. Семинарские занятия проводятся по специальным планам – заданиям, которые содержатся в учебниках, пособиях и материалах, подготовленных на кафедре. Студент обязан точно знать план семинара либо конкретное задание к нему. В плане семинарского занятия содержатся основные вопросы, вносимые на обсуждение, формулируются цели занятия и даются краткие методические указания по подготовке каждого вопроса, выполненного задания. Как правило, на семинаре обсуждаются узловые вопросы темы, однако там могут быть и такие, которые не были предметом рассмотрения на лекции. Могут быть и специальные задания - решение задач по теме. План дополняется списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы.
Желательно иметь специальную тетрадь для подготовки к семинарам.
Особое внимание следует уделить источникам, рекомендуемым преподавателем на лекции и семинарском занятии, подготовить план ответа на каждый вопрос семинара. При этом должен быть использован как материал, полученный на лекции, так и почерпнутый из дополнительных литературных источников. Необходимо обратить внимание на дискуссионные вопросы изучаемой темы. Студент должен аргументировать высказываемую позицию, привести ссылки на труды ученых, обосновать собственный взгляд на проблему, выучить определения понятий, составляющих основу данной темы.
Студентам следует:
- ознакомиться с вопросами плана семинарского занятия;
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии доводить каждую задачу до окончательного решения, демонстрировать понимание проведенных расчетов, в случае затруднений обращаться к преподавателю.
При подготовке к практическим занятиям необходимо детального разобрать вопросы лекционного курса по изучаемой теме. Только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения проблемных ситуаций. При этих условиях Вы не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.
При самостоятельной подготовке к практическому занятию желательно прорешать предложенные задания. Решение заданий или примеров следует излагать подробно, действия располагать в строгом порядке. Решения при необходимости нужно сопровождать комментариями, схемами, и рисунками. Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом.
Работа с учебниками и книгами основана на разных видах чтения:
1. просмотровое – используется для поиска материалов, содержащих нужную информацию, обычно к нему прибегают сразу после работы со списками литературы, в результате такого просмотра Вы устанавливаете, какие из источников будут использованы в дальнейшей работе;
2. ознакомительное – подразумевает сплошное, достаточно подробное прочтение отобранных глав, отдельных страниц, цель – познакомиться с характером информации, узнать, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение, провести сортировку материала;
3. изучающее – предполагает доскональное освоение материала; в ходе такого чтения проявляется готовность принять изложенную информацию, реализуется установка на предельно полное понимание материала.
При работе с учебной литературой над тем или иным вопросом практического задания одновременно следует проводить конспектирование текста – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного. В дальнейшем конспекты пригодятся Вам при подготовке к контрольным работам, экзаменам.
Методические рекомендации по составлению конспекта:
1. Внимательно прочитайте текст.
2. Кратко сформулируйте основные положения текста;
3. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Составив план ответа на один вопрос, переходите к другому. В дальнейшем конспекты пригодятся Вам при подготовке к контрольным работам, экзаменам.
4. Методические указания обучающимся при подготовке к лабораторным работам
При подготовке к лабораторным занятиям необходимо детального разобрать вопросы лекционного курса по изучаемой теме.
Студентам следует:
- ознакомиться с вопросами и заданиями лабораторного занятия;
- написать заготовку к лабораторной работе;
- до очередного лабораторного занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к лабораторным занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу;
- в ходе выполнения лабораторного занятия записать в тетрадь для лабораторных работ все наблюдения, химические реакции, необходимые константы, дать конкретные, четкие ответы на поставленные вопросы;
- в конце занятия сдать отчет по лабораторной работе на проверку преподавателю
Приступая к лабораторным занятиям, студенты занимают постоянные места за учебными столами. Рабочее место студента должно быть оборудовано всем необходимым для выполнения работы. На рабочем столе не должно быть никаких лишних предметов.
5. Методические указания обучающимся при выполнении индивидуального задания
Индивидуальное задание содержит логические задания, ориентированные на закрепление теоретического материала, а также задачи по темам курса. Перед написанием работы следует внимательно изучить рекомендованные источники литературы, конспекты лекций. Целесообразно делать пометки в черновике тех страниц, которые наиболее полезны при освещении соответствующих вопросов.
Содержание ответов на поставленные вопросы должно быть полным, теоретически обоснованным и аргументированным. Ответы на вопросы должны быть логичными, сформулированы четко и ясно, по существу поставленного вопроса, сопровождены соответствующими рисунками. Не следует необоснованно увеличивать их объем, останавливаясь на второстепенных, прямо не относящихся к теме аспектах.
Сдаваемая на проверку работа должна включать:
- номер задания;
- развернутые ответы на вопросы;
- решение задач и выводы.
6. Методические указания обучающимся при подготовке к контрольной работе
Контрольная работа – один из видов самостоятельной работы студентов, направленный на выявление уровня усвоения учебного материала.
Перед написанием контрольной работы самостоятельно изучите конспект лекций, конспекты к семинарским занятиям, учебную, специальную научную литературу. Это позволит Вам овладеть комплексом основных навыков и приемов анализа, обобщения, классификации полученной информации, которая поможет в дальнейшей профессиональной деятельности. При чтении учебной и дополнительной литературы рекомендуется вести записи: делать выписки, составлять конспекты, аннотации, вносить новые понятия в словарь терминов.
В процессе выполнения контрольной работы можно пользоваться справочной литературой
7. Методические указания обучающимся при подготовке к коллоквиуму
Коллоквиум по главным разделам курса призван систематизировать, обобщить изучаемый материал, позволяет преподавателю проверить полноту знаний, целостность восприятия и правильность усвоения материала. Подготовка к коллоквиуму является этапом подготовки к экзамену.
На самостоятельную подготовку к коллоквиуму студенту отводится 2-4 недели. Подготовка включает в себя изучение рекомендованной литературы и выполнение приведенного задания.
8. Методические указания обучающимся при подготовке и выполнении тестовых заданий
Перед выполнением тестового задания следует внимательно просмотреть рекомендованные источники литературы, конспекты лекций, конспекты к семинарским занятиям.
При выполнении тестового задания, прежде всего, следует внимательно прочитать поставленный вопрос. После ознакомления с вопросом следует приступать к прочтению предлагаемых вариантов ответа. Необходимо прочитать все варианты и в качестве ответа следует выбрать лишь один индекс (цифровое обозначение), соответствующий правильному ответу. Тесты составлены таким образом, что в каждом из них правильным является лишь один из вариантов. Выбор должен быть сделан в пользу наиболее правильного ответа.
На выполнение теста отводится ограниченное время. Тестовые задания сгруппированы по темам учебной дисциплины.
9. Методические указания обучающимся при подготовке к зачету
это форма итоговой отчетности студента по изученной дисциплине. Огромную роль в успешной подготовке играет правильная организация подготовки к нему. Рекомендуется при подготовке к экзамену опираться на следующий план:
1. просмотреть программу курса, с целью выявления наиболее проблемных тем, вопросов, которые могут вызвать трудности при подготовке к зачету.
2. прорешать тестовые задания, предложенные в учебно-методическом комплексе. При этом для эффективного закрепления информации первый раз без использования учебных материалов, второй раз с их использованием.
При выполнении первых двух пунктов плана студент получит возможность оценить свои знания и навыки по прослушанной дисциплине и сориентироваться при планировании объема подготовки.
1. темы необходимо изучать последовательно, внимательно обращая внимание на описание вопросов, которые раскрывают ее содержание. Начинать необходимо с первой темы.
2. после работы над первой темой необходимо ответить на контрольные вопросы к теме и решить тестовые задания к ней.
3. после изучения всех тем студенту рекомендуется ответить на контрольные вопросы по всему курсу.
Необходимо помнить:
1. ответы на вопросы экзаменатора должны быть четкими и полными.
2. Вы должен показать навыки грамотного владения терминами, знать их определения.
3. уметь решать задачи по дисциплине.