Закреплена за кафедрой | Кафедра органической химии |
---|---|
Направление подготовки | 04.05.01. специальность Фундаментальная и прикладная химия |
Специализация | Аналитическая химия; Органическая химия; Физическая химия и технологии материалов |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 04_05_01_Фундаментальная и прикладная химия_Профили-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 5 (10) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 44 | 44 | 44 | 44 |
Консультации | 22 | 22 | 22 | 22 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра органической химии
Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой проф. Базарнова Н.Г.
1.1. | Ознакомить с основными этапами развития химии, показать, что история химии является частью химии и истории культуры. Формирование у студентов исторических знаний в химии и умений использовать исторических сведений. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-1 | Способен определять на основе анализа учебной деятельности обучающегося, оптимальные способы его обучения и развития |
ПК-1.1 | Знает нормативно-правовые документы в сфере среднего и высшегообразования |
ПК-1.2 | Умеет применять основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимых для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач |
ПК-1.3 | Владеет современными педагогическими технологиями реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся |
ПК-2 | Способен планировать образовательный процесс на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнять и модифицировать планирование |
ПК-2.1 | Знает теорию и методы управленияобразовательнымисистемами |
ПК-2.2 | Умеет планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии основной общеобразовательной программой |
ПК-2.3 | Владеет методиками учебной и воспитательной работы |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Историю химии. Содержание и основные особенности современной химии; фундаментальные понятия химии и эволюцию их содержания, основные законы химии, классификацию основных методов исследования в химии. Основные этапы развития химии. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Планировать, организовывать и анализировать результаты своей педагогической деятельности. Использовать категории химии для оценивания различных факторов, явлений и процессов. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Методами отбора материала, проведения теоретических знаний и лабораторных работ, основами управления процессом обучения в образовательных организациях, способами разработки образовательных технологий, включая системы компьютерного и дистанционного обучения |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Предмет истории химии. Периодизация в истории химии | ||||||
1.1. | Основные этапы развития химии | Лекции | 10 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.2. | Химия и периодизация ее исторического развития | Практические | 10 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.3. | Концептуальные системы в химии | Практические | 10 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.4. | История химии. Взаимосвязь истории и методологии химии | Сам. работа | 10 | 8 | Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 2. Предалхимический и алхимический периоды в истории химии | ||||||
2.1. | Предалхимический период (Первые цивилизации). Античная натурфилософия | Лекции | 10 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
2.2. | Алхимический период развития химического знания. Эпоха иатрохимии и технической химии (Т.Парацельс, Г.Агрикола, И.Глаубер) | Лекции | 10 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
2.3. | Химические знания в древности . Алхимический период развития химического знания | Практические | 10 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
2.4. | Предалхимический и алхимический периоды в истории химии | Сам. работа | 10 | 8 | Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 3. Период становления химии | ||||||
3.1. | Период объединения химии. Пневмохимия. «Химик-скептик» Р.Бойля. Экспериментальная химия и атомистика XII века. Период объединения химии. Пневмохимия. «Химик-скептик» Р.Бойля. Экспериментальная химия и атомистика XII века | Лекции | 10 | 1 | Л2.1, Л1.1 | |
3.2. | Период объединения. Флогистика. Дуалистические представления Бехера и Шталя. Исследования в химии М.В. Ломоносова. Кислородная теория А.Л.Лавуазье | Лекции | 10 | 1 | Л2.1, Л1.1 | |
3.3. | Период обьединения в истории химии | Практические | 10 | 4 | Л2.1, Л1.1 | |
3.4. | Химия XII-XVIII вв. | Сам. работа | 10 | 4 | Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 4. Период количественных законов | ||||||
4.1. | Становление научной химии. Период количественных законов. | Лекции | 10 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
4.2. | Развитие химической атомистики, открытие количественных законов. | Практические | 10 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
4.3. | Развитие электрохимии | Практические | 10 | 4 | Л2.1, Л1.1 | |
4.4. | Период количественных законов | Сам. работа | 10 | 6 | Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 5. Достижения в химии XIX века | ||||||
5.1. | Органическая химия. Теория радикалов, типов, унитарная теория. Возникновение структурных представлений в химии. Классическая структурная теория А.М.Бутлерова. | Лекции | 10 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
5.2. | Исторические аспекты возникновения Периодического закона. Возможности предсказания свойств новых элементов. История открытия химический элементов VII, VIII групп периодической системы | Лекции | 10 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
5.3. | Возникновение и развитие физической химии как учение о химическом процессе | Лекции | 10 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
5.4. | Возникновение огранической химии | Практические | 10 | 4 | Л2.1, Л1.1 | |
5.5. | Развитие органической химии. Периодический закон и таблица элементов Д.И.Менделеева | Сам. работа | 10 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
5.6. | Учение и химическом процессе. Нобелевские премии | Сам. работа | 10 | 4 | Л2.1, Л1.1 | |
5.7. | История становления физической химии | Сам. работа | 10 | 4 | Л2.1, Л1.1 | |
5.8. | Достижения в химии XIX века | Сам. работа | 10 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 6. Современная химия | ||||||
6.1. | Направления развития химии в XIX-XX веках | Лекции | 10 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
6.2. | Учение о строении атома, открытие радиоактивности | Практические | 10 | 4 | Л2.1, Л1.1 | |
6.3. | Современные тенденции развития химии | Сам. работа | 10 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
6.4. | Химический синтез. Химия и проблемы экологии | Сам. работа | 10 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
6.5. | Достижения химии XX века | Сам. работа | 10 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
6.6. | Консультации | 10 | 22 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3754 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ ПК-1: Способен определять на основе анализа учебной деятельности обучающегося, оптимальные способы его обучения и развития ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Кто из учёных из неорганических веществ получил щавелевую кислоту и мочевину? А) Зинин Б) Бертло В) Лемери Г) Вёлер Правильный ответ: Г 2. Кто установил закон сохранения вещества и положил начало коли¬чественным методам исследования в химии? А) верны все ответы Б) Жерар, Кольбе, Кекуле В) А. М. Бутлеров Г) М. В. Ломоносов и А. Лавуазье Правильный ответ: Г 3. В каком году Вёллер показал, что неорганическое вещество-циановокислый аммоний-при нагревании превращается в продукт жизнедеятельности животного организма-мочевину? А) 1928 Б) 1930 В) 1945 Г) 1915 Правильный ответ: А 4. Когда появился эмпирический период развития органической химии? А) нет правильного ответа Б) с середины XVII до конца XVIII века В) конец XVIII – середина XIX века Г) эмпирического периода не существовало Правильный ответ: Б 5. Когда появился аналитический период развития органической химии? А) нет правильного ответа Б) с середины XVII до конца XVIII века В) конец XVIII – середина XIX века Г) аналитического периода не существовало Правильный ответ: В 6. Кто из учёных синтезировал уксусную кислоту? А) И. Н. Зинин Б) М. Бертло В) А. М. Бутлеров Г) А. Кольбе Правильный ответ: Г 7. Какая единственная кислота была известна в древности? А) сероводородная Б) азотная В) серная Г) уксусная Правильный ответ: 8. Какое из веществ в древности называли «жизненная вода»? А) уксусную кислоту Б) спирт В) серную кислоту Г) эфирное масло Правильный ответ: Б 9. Какие соединения в природе образуются в процессе фотосинтеза из диоксида углерода и воды под действием солнечного излучения, поглощаемого хлорофиллом в зеленых растениях? А) органические Б) неорганические В) оба ответа верны Г) оба ответа неверны Правильный ответ: А 10. Какие растения являются особенно богатым источником органических веществ ? А) древесные растения Б) водные растения В) грибы Г) лишайники Правильный ответ: А 11. Первая классификация химических соединений была дана в учебнике какого учёного? А) Берцелиус Б) Лавуазье В) Лемери Г) Зинин Правильный ответ: В ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ ПК-2: Способен планировать образовательный процесс на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнять и модифицировать планирование ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Кто из учёных получил анилин? А) Зинин Б) Бертло В) Берцелиус Г) Вёлер Правильный ответ: А 2. Соединения какого вещества изучает органическая химия ? А) хлороводороды Б) углеводороды В) гидроксиды Г) сульфаты Правильный ответ: Б 3. Кто в 1865 году предложил структурную формулу бензола, что стало одним из важнейших открытий в органической химии ? А) Кекуле Б) Бутлеров В) Вант-Гофф Г) Вёлер Правильный ответ: А 4. Кто предложил перейти от плоского изображения структурных формул к пространственному расположению атомов в молекуле, в итоге химики стали рассматривать молекулы как объемные тела? А) Вант – Гофф Б) Бутлеров В) Кекуле Г) Купер Правильный ответ: А 5. Что является основным методом органической химии ? А) синтез Б) хромотография В) спектроскопия Г) литье Правильный ответ: А 6. Развил учение о «жизненной силе» - витализме А) Шорлеммер Б) Бутлеров В) Берцелиус Г) Велер Правильный ответ: А 7. Органических веществ известно А) около 100 млн. Б) около 100 тыс. В) около 1 млн Г) около 20 млн Правильный ответ: Г 8. Углерод переходит из атмосферы в растения благодаря процессу А) окисления Б) горения В) фотосинтеза Г) дыхания Правильный ответ: В 9.Синтетическим веществам – катализаторам соответствуют следующие природные вещества: А) гормоны Б) Ферменты В) витамины Г) белки,углеводы,жиры Правильный ответ: Б 10. Синтетическим веществам – пищевым добавкам и стимуляторам роста соответствуют следующие природные вещества: А)гормоны Б) ферменты В) витамины Г) белки,углеводы,жиры Правильный ответ: В 11. Ввел понятия «органическая химия» и «органические вещества» А) Бутлеров Б) Шорлеммер В) Велер Г) Берцелиус Правильный ответ: Г 12. Впервые получил сахаристые вещества из формальдегида А) Велер Б) Бутлеров В) Берцелиу Г) Кольбе Правильный ответ: Б |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 10 семестра зачета. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: "Зачтено" - верно выполнено более 50% заданий; "не зачтено"- верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | И. Я. Миттова, А. М. Самойлов | История химии с древнейших времен до конца ХХ века (Т. 1): учеб. пособие для вузов : [в 2 т.] | Интеллект, 2009 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Штоббе, И. А | Краткий исторический очерк развития химии [Электронный ресурс] : учеб. пособие: | Барнаул : АлтГУ, 2017. - 1 эл. опт. диск (DVD+R). - № гос. регистрации 0321703431., 2017 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | С.И.Левченко Краткий очерк истории химии | www.physchem.chimfak.rsu.ru | ||
Э2 | Электронная библиотека учебных материалов по химии (МГУ) | www.chem.msu.su | ||
Э3 | Курсы в Moodle "История химии" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Power Point Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
www.konkurs.dnttm.ru – обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр http://www.inion.ru/product/db_2.htm - Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук (ИНИОН РАН) http://fuji.viniti.msk.su/ - Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ) http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU Сайт библиотеки АлтГУ www.lib.asu.ru Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Теоретический материал дисциплины «История химии» изучается в течение одного семестра по всем формам обучения в соответствии с учебным планом. Самостоятельная внеаудиторная работа студента обеспечена возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet. Основу теоретической подготовки по дисциплине «История химии» составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с практическими занятиями. Основные учения и владения отрабатываются и закрепляются на практических занятиях. Аудиторные занятия (лекции, практические занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой студентов над рекомендуемой литературой. При изучении дисциплины студентами могут использоваться следующие информационные технологии и инновационные методы: - ресурсы электронной библиотечной системы; - ресурсы Интернет; - мультимедийная техника; - студенты могут получать консультации по E-mail. Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на практических занятиях. В рамках текущего контроля работа студентов оценивается по следующим критериям: - полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины; - эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций; - использование дополнительных материалов. 1. Советы по планированию и организации времени, необходимого для изучения дисциплины. Рекомендуется следующим образом организовать время, необходимое для изучения дисциплины: Изучение конспекта лекции в тот же день, после лекции – 10-15 минут. Изучение конспекта лекции за день перед следующей лекцией – 10-15 минут. Изучение теоретического материала по учебнику и конспекту – 1 час в неделю. Подготовка к практическому занятию – 2 час. 2. Описание последовательности действий студента («сценарий изучения дисциплины»). Для понимания материала и качественного его усвоения рекомендуется такая последовательность действий: А. После прослушивания лекции и окончания учебных занятий, при подготовке к занятиям следующего дня, нужно сначала просмотреть и обдумать текст лекции, прослушанной сегодня (10-15 минут). Б. При подготовке к лекции следующего дня, нужно просмотреть текст предыдущей лекции, подумать о том, какая может быть тема следующей лекции (10-15 минут). В. В течение недели выбрать время (не менее 1час) для работы с литературой в библиотеке. Г. При подготовке к практическим занятиям следующего дня, необходимо сначала прочитать основные понятия и подходы по теме предстоящего занятия. Д. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Рекомендуется использовать методические указания по курсу, текст лекций преподавателя (если он имеется). Е. Рекомендации по работе с литературой. Теоретический материал курса становится более понятным, когда дополнительно к прослушиванию лекции и изучению конспекта, изучаются и книги. Легче освоить курс, придерживаясь одного учебника и конспекта. Рекомендуется, кроме «заучивания» материала, добиться состояния понимания изучаемой темы дисциплины. С этой целью рекомендуется после изучения очередного параграфа выполнить несколько простых упражнений на данную тему или/и ответить на вопросы для самоконтроля. Кроме того, очень полезно мысленно задать себе следующие вопросы (и попробовать ответить на них): о чем этот параграф?, какие новые понятия введены, каков их смысл?, что даст это на практике?. 3. Методические указания к практическим занятиям Готовясь к практическому занятию, студенты должны: познакомиться с рекомендованной литературой; рассмотреть различные точки зрения по вопросу; выделить проблемные области; сформулировать собственную точку зрения; познакомиться со способами решения расчетных задач по теме практического занятия; предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионный вопрос. При подготовке, студент должен правильно оценить вопрос, который он взял для выступления к практическому занятию. Но для того что бы правильно и четко ответить на поставленный вопрос необходимо правильно уметь пользоваться учебной, и дополнительной литературой. Перечень требований к любому выступлению студента примерно таков: связь выступления с предшествующей темой или вопросом. раскрытие сущности проблемы. методологическое значение для научной, профессиональной и практической деятельности. Приводимые участником практического занятия примеры и факты должны быть существенными, по возможности перекликаться с профилем обучения. Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов |