МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История химии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.05.01. специальность Фундаментальная и прикладная химия
СпециализацияАналитическая химия; Органическая химия; Физическая химия и технологии материалов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_05_01_Фундаментальная и прикладная химия_Профили-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 44
индивидуальные консультации 22
Виды контроля по семестрам
зачеты: 10

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (10) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 44 44 44 44
Консультации 22 22 22 22
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.х.н., доцент, Чепрасова М.Ю.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Щербакова Л.В.

Рабочая программа дисциплины
История химии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия (приказ Минобрнауки России от 13.07.2017 г. № 652)

составлена на основании учебного плана:
04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
проф. Базарнова Н.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой проф. Базарнова Н.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомить с основными этапами развития химии, показать, что история химии является частью химии и истории культуры. Формирование у студентов исторических знаний в химии и умений использовать исторических сведений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен определять на основе анализа учебной деятельности обучающегося, оптимальные способы его обучения и развития
ПК-1.1 Знает нормативно-правовые документы в сфере среднего и высшегообразования
ПК-1.2 Умеет применять основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимых для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач
ПК-1.3 Владеет современными педагогическими технологиями реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся
ПК-2Способен планировать образовательный процесс на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнять и модифицировать планирование
ПК-2.1 Знает теорию и методы управленияобразовательнымисистемами
ПК-2.2 Умеет планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии основной общеобразовательной программой
ПК-2.3 Владеет методиками учебной и воспитательной работы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Историю химии. Содержание и основные особенности современной химии; фундаментальные понятия химии и эволюцию их содержания, основные законы химии, классификацию основных методов исследования в химии. Основные этапы развития химии.
3.2.Уметь:
3.2.1.Планировать, организовывать и анализировать результаты своей педагогической деятельности. Использовать категории химии для оценивания различных факторов, явлений и процессов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. Методами отбора материала, проведения теоретических знаний и лабораторных работ, основами управления процессом обучения в образовательных организациях, способами разработки образовательных технологий, включая системы компьютерного и дистанционного обучения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет истории химии. Периодизация в истории химии
1.1. Основные этапы развития химии Лекции 10 2 Л2.1, Л1.1
1.2. Химия и периодизация ее исторического развития Практические 10 2 Л2.1, Л1.1
1.3. Концептуальные системы в химии Практические 10 2 Л2.1, Л1.1
1.4. История химии. Взаимосвязь истории и методологии химии Сам. работа 10 8 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Предалхимический и алхимический периоды в истории химии
2.1. Предалхимический период (Первые цивилизации). Античная натурфилософия Лекции 10 2 Л2.1, Л1.1
2.2. Алхимический период развития химического знания. Эпоха иатрохимии и технической химии (Т.Парацельс, Г.Агрикола, И.Глаубер) Лекции 10 2 Л2.1, Л1.1
2.3. Химические знания в древности . Алхимический период развития химического знания Практические 10 2 Л2.1, Л1.1
2.4. Предалхимический и алхимический периоды в истории химии Сам. работа 10 8 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Период становления химии
3.1. Период объединения химии. Пневмохимия. «Химик-скептик» Р.Бойля. Экспериментальная химия и атомистика XII века. Период объединения химии. Пневмохимия. «Химик-скептик» Р.Бойля. Экспериментальная химия и атомистика XII века Лекции 10 1 Л2.1, Л1.1
3.2. Период объединения. Флогистика. Дуалистические представления Бехера и Шталя. Исследования в химии М.В. Ломоносова. Кислородная теория А.Л.Лавуазье Лекции 10 1 Л2.1, Л1.1
3.3. Период обьединения в истории химии Практические 10 4 Л2.1, Л1.1
3.4. Химия XII-XVIII вв. Сам. работа 10 4 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Период количественных законов
4.1. Становление научной химии. Период количественных законов. Лекции 10 2 Л2.1, Л1.1
4.2. Развитие химической атомистики, открытие количественных законов. Практические 10 2 Л2.1, Л1.1
4.3. Развитие электрохимии Практические 10 4 Л2.1, Л1.1
4.4. Период количественных законов Сам. работа 10 6 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Достижения в химии XIX века
5.1. Органическая химия. Теория радикалов, типов, унитарная теория. Возникновение структурных представлений в химии. Классическая структурная теория А.М.Бутлерова. Лекции 10 2 Л2.1, Л1.1
5.2. Исторические аспекты возникновения Периодического закона. Возможности предсказания свойств новых элементов. История открытия химический элементов VII, VIII групп периодической системы Лекции 10 2 Л2.1, Л1.1
5.3. Возникновение и развитие физической химии как учение о химическом процессе Лекции 10 2 Л2.1, Л1.1
5.4. Возникновение огранической химии Практические 10 4 Л2.1, Л1.1
5.5. Развитие органической химии. Периодический закон и таблица элементов Д.И.Менделеева Сам. работа 10 2 Л2.1, Л1.1
5.6. Учение и химическом процессе. Нобелевские премии Сам. работа 10 4 Л2.1, Л1.1
5.7. История становления физической химии Сам. работа 10 4 Л2.1, Л1.1
5.8. Достижения в химии XIX века Сам. работа 10 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Современная химия
6.1. Направления развития химии в XIX-XX веках Лекции 10 2 Л2.1, Л1.1
6.2. Учение о строении атома, открытие радиоактивности Практические 10 4 Л2.1, Л1.1
6.3. Современные тенденции развития химии Сам. работа 10 2 Л2.1, Л1.1
6.4. Химический синтез. Химия и проблемы экологии Сам. работа 10 2 Л2.1, Л1.1
6.5. Достижения химии XX века Сам. работа 10 2 Л2.1, Л1.1
6.6. Консультации 10 22

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3754

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ ПК-1: Способен определять на основе анализа учебной деятельности обучающегося, оптимальные способы его обучения и развития

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Кто из учёных из неорганических веществ получил щавелевую кислоту и мочевину?
А) Зинин
Б) Бертло
В) Лемери
Г) Вёлер
Правильный ответ: Г

2. Кто установил закон сохранения вещества и положил начало коли¬чественным методам исследования в химии?
А) верны все ответы
Б) Жерар, Кольбе, Кекуле
В) А. М. Бутлеров
Г) М. В. Ломоносов и А. Лавуазье
Правильный ответ: Г

3. В каком году Вёллер показал, что неорганическое вещество-циановокислый аммоний-при нагревании превращается в продукт жизнедеятельности животного организма-мочевину?
А) 1928
Б) 1930
В) 1945
Г) 1915
Правильный ответ: А

4. Когда появился эмпирический период развития органической химии?
А) нет правильного ответа
Б) с середины XVII до конца XVIII века
В) конец XVIII – середина XIX века
Г) эмпирического периода не существовало
Правильный ответ: Б

5. Когда появился аналитический период развития органической химии?
А) нет правильного ответа
Б) с середины XVII до конца XVIII века
В) конец XVIII – середина XIX века
Г) аналитического периода не существовало
Правильный ответ: В

6. Кто из учёных синтезировал уксусную кислоту?
А) И. Н. Зинин
Б) М. Бертло
В) А. М. Бутлеров
Г) А. Кольбе
Правильный ответ: Г

7. Какая единственная кислота была известна в древности?
А) сероводородная
Б) азотная
В) серная
Г) уксусная
Правильный ответ:

8. Какое из веществ в древности называли «жизненная вода»?
А) уксусную кислоту
Б) спирт
В) серную кислоту
Г) эфирное масло
Правильный ответ: Б

9. Какие соединения в природе образуются в процессе фотосинтеза из диоксида углерода и воды под действием солнечного излучения, поглощаемого хлорофиллом в зеленых растениях?
А) органические
Б) неорганические
В) оба ответа верны
Г) оба ответа неверны
Правильный ответ: А

10. Какие растения являются особенно богатым источником органических веществ ?
А) древесные растения
Б) водные растения
В) грибы
Г) лишайники
Правильный ответ: А

11. Первая классификация химических соединений была дана в учебнике какого учёного?
А) Берцелиус
Б) Лавуазье
В) Лемери
Г) Зинин
Правильный ответ: В

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ ПК-2: Способен планировать образовательный процесс на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнять и модифицировать планирование

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Кто из учёных получил анилин?
А) Зинин
Б) Бертло
В) Берцелиус
Г) Вёлер
Правильный ответ: А

2. Соединения какого вещества изучает органическая химия ?
А) хлороводороды
Б) углеводороды
В) гидроксиды
Г) сульфаты
Правильный ответ: Б

3. Кто в 1865 году предложил структурную формулу бензола, что стало одним из важнейших открытий в органической химии ?
А) Кекуле
Б) Бутлеров
В) Вант-Гофф
Г) Вёлер
Правильный ответ: А


4. Кто предложил перейти от плоского изображения структурных формул к пространственному расположению атомов в молекуле, в итоге химики стали рассматривать молекулы как объемные тела?
А) Вант – Гофф
Б) Бутлеров
В) Кекуле
Г) Купер
Правильный ответ: А

5. Что является основным методом органической химии ?
А) синтез
Б) хромотография
В) спектроскопия
Г) литье
Правильный ответ: А

6. Развил учение о «жизненной силе» - витализме
А) Шорлеммер
Б) Бутлеров
В) Берцелиус
Г) Велер
Правильный ответ: А

7. Органических веществ известно
А) около 100 млн.
Б) около 100 тыс.
В) около 1 млн
Г) около 20 млн
Правильный ответ: Г

8. Углерод переходит из атмосферы в растения благодаря процессу
А) окисления
Б) горения
В) фотосинтеза
Г) дыхания
Правильный ответ: В

9.Синтетическим веществам – катализаторам соответствуют следующие природные вещества:
А) гормоны
Б) Ферменты
В) витамины
Г) белки,углеводы,жиры
Правильный ответ: Б

10. Синтетическим веществам – пищевым добавкам и стимуляторам роста соответствуют следующие природные вещества:
А)гормоны
Б) ферменты
В) витамины
Г) белки,углеводы,жиры
Правильный ответ: В

11. Ввел понятия «органическая химия» и «органические вещества»
А) Бутлеров
Б) Шорлеммер
В) Велер
Г) Берцелиус
Правильный ответ: Г

12. Впервые получил сахаристые вещества из формальдегида
А) Велер
Б) Бутлеров
В) Берцелиу
Г) Кольбе
Правильный ответ: Б
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 10 семестра зачета.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Зачтено" - верно выполнено более 50% заданий; "не зачтено"- верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. Я. Миттова, А. М. Самойлов История химии с древнейших времен до конца ХХ века (Т. 1): учеб. пособие для вузов : [в 2 т.] Интеллект, 2009
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Штоббе, И. А Краткий исторический очерк развития химии [Электронный ресурс] : учеб. пособие: Барнаул : АлтГУ, 2017. - 1 эл. опт. диск (DVD+R). - № гос. регистрации 0321703431., 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 С.И.Левченко Краткий очерк истории химии www.physchem.chimfak.rsu.ru
Э2 Электронная библиотека учебных материалов по химии (МГУ) www.chem.msu.su
Э3 Курсы в Moodle "История химии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Power Point
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
www.konkurs.dnttm.ru – обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр
http://www.inion.ru/product/db_2.htm - Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук (ИНИОН РАН)
http://fuji.viniti.msk.su/ - Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ)
http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека
Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU
Сайт библиотеки АлтГУ www.lib.asu.ru
Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Теоретический материал дисциплины «История химии» изучается в течение одного семестра по всем формам обучения в соответствии с учебным планом. Самостоятельная внеаудиторная работа студента обеспечена возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.
Основу теоретической подготовки по дисциплине «История химии» составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с практическими занятиями. Основные учения и владения отрабатываются и закрепляются на практических занятиях. Аудиторные занятия (лекции, практические занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой студентов над рекомендуемой литературой.
При изучении дисциплины студентами могут использоваться следующие информационные технологии и инновационные методы:
- ресурсы электронной библиотечной системы;
- ресурсы Интернет;
- мультимедийная техника;
- студенты могут получать консультации по E-mail.
Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на практических занятиях.
В рамках текущего контроля работа студентов оценивается по следующим критериям:
- полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины;
- эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций;
- использование дополнительных материалов.
1. Советы по планированию и организации времени, необходимого для изучения дисциплины. Рекомендуется следующим образом организовать время, необходимое для изучения дисциплины:
Изучение конспекта лекции в тот же день, после лекции – 10-15 минут.
Изучение конспекта лекции за день перед следующей лекцией – 10-15 минут.
Изучение теоретического материала по учебнику и конспекту – 1 час в неделю.
Подготовка к практическому занятию – 2 час.
2. Описание последовательности действий студента («сценарий изучения дисциплины»).
Для понимания материала и качественного его усвоения рекомендуется такая последовательность действий:
А. После прослушивания лекции и окончания учебных занятий, при подготовке к занятиям следующего дня, нужно сначала просмотреть и обдумать текст лекции, прослушанной сегодня (10-15 минут).
Б. При подготовке к лекции следующего дня, нужно просмотреть текст предыдущей лекции, подумать о том, какая может быть тема следующей лекции (10-15 минут).
В. В течение недели выбрать время (не менее 1час) для работы с литературой в библиотеке.
Г. При подготовке к практическим занятиям следующего дня, необходимо сначала прочитать основные понятия и подходы по теме предстоящего занятия.
Д. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Рекомендуется использовать методические указания по курсу, текст лекций преподавателя (если он имеется).
Е. Рекомендации по работе с литературой. Теоретический материал курса становится более понятным, когда дополнительно к прослушиванию лекции и изучению конспекта, изучаются и книги. Легче освоить курс, придерживаясь одного учебника и конспекта. Рекомендуется, кроме «заучивания» материала, добиться состояния понимания изучаемой темы дисциплины. С этой целью рекомендуется после изучения очередного параграфа выполнить несколько простых упражнений на данную тему или/и ответить на вопросы для самоконтроля. Кроме того, очень полезно мысленно задать себе следующие вопросы (и попробовать ответить на них): о чем этот параграф?, какие новые понятия введены, каков их смысл?, что даст это на практике?.
3. Методические указания к практическим занятиям
Готовясь к практическому занятию, студенты должны: познакомиться с рекомендованной литературой; рассмотреть различные точки зрения по вопросу; выделить проблемные области; сформулировать собственную точку зрения; познакомиться со способами решения расчетных задач по теме практического занятия; предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионный вопрос.
При подготовке, студент должен правильно оценить вопрос, который он взял для выступления к практическому занятию. Но для того что бы правильно и четко ответить на поставленный вопрос необходимо правильно уметь пользоваться учебной, и дополнительной литературой.
Перечень требований к любому выступлению студента примерно таков:
связь выступления с предшествующей темой или вопросом.
раскрытие сущности проблемы.
методологическое значение для научной, профессиональной и практической деятельности.
Приводимые участником практического занятия примеры и факты должны быть существенными, по возможности перекликаться с профилем обучения.
Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов